Датчик АБС: основа активных систем безопасности автомобиля
Антиблокировочная система (АБС) отслеживает параметры движения транспортного средства по показаниям датчиков, установленных на одном или нескольких колесах. О том, что такое датчик АБС и зачем он нужен, каких типов он бывает, как устроен и на каких принципах основана его работа — узнайте из статьи.
Датчик скорости: в основе безопасности и комфорта современного автомобиля
В последние десятилетия механические автомобильные спидометры вытесняются электронными системами измерения скорости, в которых важную роль играют датчики скорости. Все о современных датчиках скорости, их типах, устройстве и работе, а также об их верном выборе и замене — читайте в данной статье.
- Бесконтактные датчики на основе эффекта Холла
- Контактные датчики на основе магниторезистивного эффекта
- Общий принцип работы датчиков скорости в составе АБС и других систем
- Что такое датчик АБС
- Конструкция и работа датчиков скорости на основе элемента Холла
- Что такое датчик скорости
- ДАТЧИК СКОРОСТИ, КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
- ПОНЯТИЕ «ДАТЧИК СКОРОСТИ» И ТИПЫ ДАТЧИКОВ
- ЭЛЕМЕНТЫ ДАТЧИКА СКОРОСТИ. КОНСТРУКЦИЯ ДАТЧИКА СКОРСОТИ АВТОМОБИЛЯ
- КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ ДАТЧИК СКОРОСТИ?
- КУПИТЬ ДАТЧИК СКОРОСТИ. ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
- КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ И ЗАМЕНИТЬ ДАТЧИК СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ
- КАК ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ДАТЧИКА СКОРОСТИ
- ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ, ДИАГНОСТИКА ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ДАТЧИКА СКОРОСТИ
- ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА СКОРОСТИ ТС
- ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА СКОРОСТИ
- КАК ПРОВЕРИТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?
- Есть контакт, нет контакта
- Что, если сломается?
- Немного диагностики и грусти
- Функционал, типы, конструкция и принцип работы датчиков скорости
- Конструкция и работа индуктивных датчиков АБС
- Конструкция и работа анизотропных магниторезистивных датчиков скорости
- Другие статьи
- Типы датчиков АБС
- Оптоэлектронные контактные датчики
Бесконтактные датчики на основе эффекта Холла
Схема работы бесконтактного датчика скорости
Бесконтактный ДСА основан на том же эффекте, однако в нем нет подвижных частей — вместо этого на валу агрегата (КПП, редуктора моста) располагается ротор или импульсный диск с намагниченными участками. Между чувствительной частью датчика (с микросхемой Холла) и ротором предусмотрен небольшой зазор, при вращении ротора в микросхеме образуется импульсный сигнал, поступающий на контроллер через стандартный разъем.
Контактные датчики на основе магниторезистивного эффекта
Конструкция датчика скорости с магниторезистивным элементом
В основе ДСА данного типа лежит магниторезистивный эффект — свойство некоторых материалов изменять свое электрическое сопротивление при помещении в магнитное поле. Такие датчики похожи на датчики Холла, однако в них используются микросхемы с интегрированным магниторезистивным элементом (МРЭ) на основе полупроводниковых материалов. Наиболее часто эти датчики имеют прямой привод, изменение магнитного поля осуществляется вращением кольцевого многополюсного магнита, формируемый сигнал поступает к контроллеру через стандартный разъем (через него же обеспечивается питание микросхемы с МРЭ).
В основе датчиков этого типа лежит эффект Холла: если плоский проводник, через две противоположные стороны которого пропущен постоянный ток, поместить в магнитное поле, то на его других противоположных сторонах возникает электрическое напряжение. В основе ДСА лежит микросхема Холла, в которую уже интегрирована пластина (обычно из пермаллоя) и усилительная схема. В датчиках микросхема и магнит остаются неподвижными, а изменение магнитного поля осуществляется за счет вращающейся «шторки» — кольца с прорезями. Кольцо соединено с приводным тросом или валом, от которого получает вращение. Выходной сигнал от ДСА поступает на спидометр или контроллер через стандартный разъем, через него же подается питание на микросхему Холла.
Общий принцип работы датчиков скорости в составе АБС и других систем
Антиблокировочные системы, независимо от установленных в них датчиков, имеют одинаковый принцип работы. Блок управления АБС отслеживает сигнал, поступающий от датчиков скорости, и сравнивает его с заранее рассчитанными показателями скорости и ускорения транспортного средства (эти показатели индивидуальны для каждого автомобиля). Если сигнал с датчика и записанные в блоке управления параметры совпадают — система бездействует. Если же сигнал от одного или нескольких датчиков отклоняется от расчетных параметров (то есть, происходит блокировка колес), то система включается в работу тормозной системы, предотвращая негативные последствия блокировки колес.
Подробнее о работе антиблокировочной и иных активных систем безопасности автомобиля можно узнать в других статьях на сайте.
Что такое датчик АБС
Датчик АБС (также датчик скорости автомобильный, ДСА) — бесконтактный датчик скорости вращения (или частоты вращения) колеса транспортных средств, оснащенных различными электронными системами активной безопасности и вспомогательными системами управления. Датчики скорости являются основными измерительными элементами, обеспечивающими работу антиблокировочной системы (АБС), системы курсовой устойчивости (ESC) и антипробуксовочной системы. Также показания датчиков используются в некоторых системах управления автоматической трансмиссией, измерения давления воздуха в шинах, адаптивного освещения и других.
Датчиками скорости оснащаются все современные автомобили и многие другие колесные транспортные средства. На легковых автомобилях датчики устанавливаются на каждом колесе, на коммерческих и грузовых автомобилях датчики могут устанавливаться как на все колеса, так и в дифференциалах ведущих мостов (по одному на ось). Таким образом, антиблокировочные системы могут отслеживать состояние всех колес или колес ведущих мостов, и на основе этой информации вносить изменения в работу тормозной системы.
Конструкция и работа датчиков скорости на основе элемента Холла
Датчики на основе элементов Холла наиболее распространены вследствие своей простоты и надежности работы. Они основаны на эффекте Холла — возникновении поперечной разности потенциала в плоском проводнике, помещенном в магнитное поле. Таким проводником выступает квадратная металлическая пластина, помещенная в микросхему (интегральную схему Холла), в которой также находится оценивающая электронная схема, формирующая цифровой сигнал. Данная микросхема устанавливается в датчик скорости.
Конструктивно ДСА с элементом Холла прост: его основу составляет микросхема, за которой располагается постоянный магнит, а вокруг может располагаться металлическая пластина-магнитопровод. Все это помещено в корпус, в задней части которого расположен электрический разъем или проводник с разъемом. Датчик располагается напротив импульсного ротора, который может выполняться либо в виде металлического зубчатого колеса, либо кольца с намагниченными участками, импульсный ротор жестко монтируется на ступице колеса.
Принцип работы датчика Холла следующий. Интегральная схема Холла постоянно формирует цифровой сигнал в виде прямоугольных импульсов той или иной частоты. В покое этот сигнал имеет минимальную частоту или вовсе отсутствует. При начале движения автомобиля мимо датчика проходят намагниченные участки или зубцы ротора, что влечет за собой изменение тока в датчике — это изменение отслеживается оценивающей схемой, которая формирует выходной сигнал. Частота импульсного сигнала зависит от скорости вращения колеса, что и используется антиблокировочной системой.
ДСА данного типа лишены недостатков индуктивных датчиков, они позволяют измерять скорость вращения колес буквально с первых сантиметров движения автомобиля, точны и надежны в работе.
Что такое датчик скорости
Датчик скорости (датчик скорости автомобиля, ДСА) — чувствительный элемент электронной системы измерения скорости транспортных средств; контактный или бесконтактный датчик, измеряющий угловую скорость вала в коробке передач или в редукторе ведущего моста, и передающий результаты измерений на контроллер измерения скорости автомобиля или на спидометр.
Обратите внимание: в статье рассматриваются только ДСА для измерения скорости движения автомобиля. О колесных датчиках скорости, работающих в составе систем активной безопасности (АБС и других), рассказано в других статья на нашем сайте.
Датчики скорости могут входить в состав различных систем современного транспортного средства:
ДСА, как и традиционный тросовый привод спидометра, монтируется на коробку передач, раздаточную коробку или редуктор ведущего моста, отслеживая угловую скорость вторичного или промежуточного вала. Полученная от датчика информация в виде электрических сигналов поступает на контроллер измерения скорости или непосредственно на спидометр. Характеристики формируемых сигналов и способы подключения/интеграции датчиков с электроникой автомобиля зависят от их типов, конструкции и принципа работы. Об этом необходимо рассказать подробнее.
ДАТЧИК СКОРОСТИ, КАК ОСНОВА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
24 февраля 2023
ПОНЯТИЕ «ДАТЧИК СКОРОСТИ» И ТИПЫ ДАТЧИКОВ
Датчик скорости автомобиля (сокр. ДСА) – это:
После измерения показателей датчик скорости передает результаты на контроллер измерения скорости или на спидометр автомобиля.
Он (датчик скорости) может находится в составе различных систем автомобиля, например:
Что же касается типов датчиков скорости. Выделяют всего 2 типа:
ЭЛЕМЕНТЫ ДАТЧИКА СКОРОСТИ. КОНСТРУКЦИЯ ДАТЧИКА СКОРСОТИ АВТОМОБИЛЯ
Конструкция датчика спидометра состоит всего из 3х элементов:
Конструкция и место расположения датчика скорости могут отличаться в зависимости от марки/модели авто, на котором он установлен.
КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ ДАТЧИК СКОРОСТИ?
Одну и основную – информирование! Информирование:
Благодаря «информации» датчика движения авто водитель может регулировать скорость движения относительно дорожных условий, а механизмы авто – организовать работу, например, двигателя на холостом ходу.
Попросту говоря, датчик скорости отвечает за безопасность дорожного движения и за правильную и бесперебойную работу автомобиля.
КУПИТЬ ДАТЧИК СКОРОСТИ. ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Приобрести новый датчик скорости для грузовиков корейского и японского автопрома вы всегда можете в сети магазинов «Автотяга» в Москве и Екатеринбурге. Если вам требуется доставка в регион – мы отгрузим необходимые запасные части в день оформления заказа любой удобной для вас транспортной (в том числе: СДЭК, ПЭК, Деловые линии, Энергия).
В ассортименте Автотяги вы найдете датчики скорости для грузовых Hyundai Porter/Porter 2/HD65/HD72/HD78/HD120, Isuzu, Fuso Canter, Hino 300 и Hino 500 различных производителей, среди которых:
Датчики всех вышеперечисленных производителей имеют высокое качество, а разнообразие ассортимента позволит вам подобрать подходящий по цене вариант.
Подробнее о каждом производителе грузовых запасных частей и деталей вы можете ознакомиться в разделе
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАТЬ И ЗАМЕНИТЬ ДАТЧИК СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ
Казалось бы, датчик скорости – небольшой элемент системы транспортного средства, но выход из строя датчика скорости может нести за собой различные проблемы – от потери данных о скорости движения автомобиля до нарушения работы силового агрегата и безопасности во время движения.
Поэтому выход из строя датчика скорости требует своевременной его замены на новый.
Как мы уже отмечали ранее, менять датчик следует ровно на такой же или на тот, который рекомендуется производителем, как аналог. Метод подбора в данном случаи не эффективен, так как датчик попросту не встанет на свое место или будет передавать некорректные данные о скорости движения авто.
Произвести замену датчика скорости возможно собственноручно путем выкручивания вышедшего из строя датчика и вкручивания нового.
При правильном подборе и установке нового датчика все системы, связанные с его работой, придут в норму.
КАК ПРОДЛИТЬ СРОК СЛУЖБЫ ДАТЧИКА СКОРОСТИ
9 из 10 автомобилистов интересуются не только вопросом правильного подбора и замены детали автомобиля, но и тем, как в будущем продлить срок ее службы. Датчик скорости – не исключение.
Несколько рекомендаций, которые помогут продлить срок службы датчика скорости вашего автомобиля:
Подытожив все вышесказанное, напрашивается один лишь вывод – своевременная диагностика и замена неисправного элемента автомобиля способны предотвратить дорогостоящий ремонт и обезопасить всех участников дорожного движения от возможного ДТП.
Не игнорируйте «сигналы» вашего грузовика, «прислушивайтесь» к его работе, за запчастями – звоните в Автотягу.
Перейти в каталог:
Будьте в курсе новостей, участвуйте в закрытых распродажах. Подписывайтесь!
ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ, ДИАГНОСТИКА ВЫХОДА ИЗ СТРОЯ ДАТЧИКА СКОРОСТИ
28 февраля 2023
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА СКОРОСТИ ТС
Ниже мы собрали самые распространенные признаки, которые могут вас оповестить о выходе из строя датчика скорости на вашем автомобиле. Итак:
Следует добавить, что вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о выходе из строя не только датчика скорости, но и любого другого датчика автомобиля. Помочь выявить проблему на 100% поможет только комплексная диагностика в специализированном автотехцентре (с помощью специального сканера).
ПРИЧИНЫ НЕИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКА СКОРОСТИ
Автолюбители отмечают, что основной причиной неисправности датчика скорости выступает обрыв его электрической цепи.
Но причин выхода из строя этого элемента может быть несколько, среди них:
Имея представление о причинах выхода из строя датчика движения автомобиля, автовладельцу всегда проще предотвратить появление неисправности, нежели устранять проблему и возможные ее последствия. Берите на заметку!
КАК ПРОВЕРИТЬ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?
Проверить работоспособность датчика скорости могут причины неисправности элемента. Так, например, в первую очередь следует проверить целостность датчика, проводки, проверить контакты датчика на момент возможного окисления. Проще говоря – произвести визуальный осмотр.
Если тут все нормально, необходимо произвести проверку самого датчика.
– работает при снятом датчике. Механика способа следующая:
Измерения напряжения должны меняться в зависимости от скорости вращения вала. Если этого не происходит, скорее всего датчик неисправен.
(без снятия датчика). В данном случаи диагностировать неисправность датчика вам помогут колеса автомобиля. Для этого:
Если на приборе вы видите изменения в значениях напряжения и частоте, значит датчик исправен.
– считается, что это самый простой способ проверки датчика скорости на исправность с помощью лампочки:
Если лампочка начинает моргать, излучая свет, – датчик скорости исправен.
Вот так благодаря простым, но действенным способам вы можете самостоятельно проверить исправность датчика скорости. Или его неисправность.
Возможно, вам могло показаться, что поломка датчика скорости – это некритичная проблема. А представьте, что датчик скорости неисправен и вы движетесь по трассе. Вы не знаете ни своей скорости, ни пройденного расстояния. Испытаете ли вы дискомфорт? 100%! Поэтому не игнорируйте проблемы, связанные с датчиком скорости, не затягивайте диагностику и замену.
Тем более, с подбором нового датчика скорости для грузовых Hino, Isuzu, Fuso, Hyundai вам всегда помогут в сети магазинов «Автотяга». В ассортименте запасных частей представлены датчики скорости, как оригинального производителя Мобис, так и известных производителей аналогов. Для помощи звоните нам по номеру телефона +7 (495) 432-11-89 или пишите свой запрос в всплывающую форму обратной связи.
Есть в машине один датчик, поломка которого в одних случаях опасна мелочью типа отказавшего спидометра, а в других приводит к действительно неприятным последствиям. Речь идёт о датчике скорости. Не о том, который стоит на ступице и обеспечивает работу ABS (его часто так и называют – датчик ABS), а о том, который стоит где-нибудь на коробке передач, раздатке или редукторе. Почему в некоторых случаях его поломка не слишком опасна, а в других обеспечивает серьёзную головную боль владельцу автомобиля? Тут всё зависит от того, какой тип ДСА (датчика скорости автомобиля) используется и для для чего он нужен в конкретной машине.
Есть контакт, нет контакта
Все датчики скорости можно условно разделить на две большие группы. В первую группу входят довольно примитивные механические устройства, которые сейчас свой век практически отживают. Такие датчики – это просто набор шестерёнок, который обычно стоит где-нибудь на коробке передач. К нему присоединяется одна единственная деталь – тросик привода спидометра. Тросик идёт непосредственно к спидометру. В этом случае ДСА всего лишь крутился валом коробки, тросик соединяется с механизмом спидометра, который показывает скорость автомобиля в зависимости от скорости вращения вала коробки передач. Всё очень просто и не слишком точно. Зато вполне надёжно.
Ломался такой датчик редко. Чаще выходил из строя тросик привода спидометра, а не сам датчик, но результат при обеих поломках всегда был одинаковым: стрелка спидометра беспомощно ложилась на ноль и никак не реагировала на скорость автомобиля. Грустно, печально, не очень удобно, но на параметры работы всех остальных систем автомобиля эта поломка никак не влияла. Как он ехал с датчиком, так ехал и без него. Только непонятно, с какой скоростью.
На новых автомобилях такое устройство не встретишь. Сейчас стали популярными датчики второй группы – электронные. В большинстве случаев они передают не механическое вращение из коробки передач или редуктора, а сигнал об их скорости вращения электронному блоку управления (ЭБУ). А уж тот по своему алгоритму считает скорость, передаёт её спидометру, а он в свою очередь показывает её стрелочкой водителю. Говорю «в большинстве случаев», потому что иногда сигнал может идти прямо к контроллеру спидометра, который передаёт данные ЭБУ. Но сути дела это не меняет. Главное, что электронный датчик способен менять параметры работы двигателя. И вот поэтому выход из строя такого ДСА обязательно скажется не только на работе спидометра, но и на работе мотора. Чуть подробнее на этом остановимся ниже, а пока посмотрим, как устроены современные электронные датчики скорости.
Их тоже можно поделить на две группы: контактные и бесконтактные. Первые по принципу работы похожи на простые механические ДСА. В них есть механическая связь коробки передач (или раздаточной коробки, или редуктора) с непосредственно датчиком. Связь обычно реализуется таким же простым тросиком или валом. Но на этом всё сходство заканчивается, потому что дальше начинает работать не столько механика, сколько электричество. Точнее, эффект Холла (напомню: это такое физическое явление, основанное на том, что во время размещения проводника с постоянным током в магнитном поле возникает электрическое напряжение). В итоге формируется сигнал, который далее может идти либо сразу на спидометр, либо сначала в ЭБУ. Датчики такого типа так и называются – контактные датчики на основе эффекта Холла. И это наиболее популярная конструкция.
Помимо контактных датчиков на основе эффекта Холла существуют и бесконтактные датчики Холла. В этом случае реперный (задающий) диск может стоять на любом валу, скорость вращения которого прямо пропорциональна скорости движения автомобиля (например, на том же вторичном валу КПП).
Вместе с этим, помимо эффекта Холла датчики могут использовать и другие эффекты. Существуют ДСА, основанные на магниторезистивном эффекте или на оптоэлектронном. В первом случае в датчике есть магниторезистивный элемент, который способен менять своё сопротивление в магнитном поле. Тут есть некоторые общие черты с датчиком Холла, но эффект использован всё же другой. Ну а оптоэлектронные датчики – одни из самых простых. В них сигнал образуется с помощью пары – светодиода и фототранзистора. Между ними на валу (или с помощью связанного с ним привода) вращается диск с прорезями, фототранзистор «считает» вспышки от светодиодов и генерирует сигнал с данными о скорости вращения вала для своего контроллера.
Наверное, многие уже заметили, что с технической точки зрения датчики скорости очень похожи, например, на датчики положения коленвала. Они используют те же эффекты и по сути решают похожую задачу: фиксировать вращение и передавать данные о его скорости блоку управления. Только ДПКВ «наблюдают» за мотором, а ДСА – за трансмиссией.
Что, если сломается?
Теперь поговорим о том, для чего используется датчик скорости. Первая его функция очевидна: без него не может работать спидометр. Но, как я уже говорил, современные датчики намного умнее старых железяк с тросиком. Поэтому и задач у них намного больше.
Используя сигнал с ДСА, блок управления может корректировать состав топливной смеси и угол опережения зажигания. Причём он это делает не только исходя из данных скорости, но и учитывая ускорение и замедление автомобиля. За один только километр пути ДСА может передать ЭБУ до 25 тысяч сигналов (хотя обычно всё-таки количество импульсов скромнее – шесть тысяч), так что этот датчик отлично замечает все изменения скорости, а не только скорость в отдельно взятый момент. И эти данные ЭБУ постоянно использует и для коррекции смеси, и для коррекции зажигания. Это нужно не столько для обеспечения динамики, сколько для топливной экономии (хотя и для динамики тоже). Поэтому если сигнал от ДСА пропадёт, машина иногда на это может отреагировать только ростом расхода топлива. Но возможны и другие проявления смерти датчика: неровные холостые обороты или внезапные рывки или провалы при наборе скорости. Ну и никто не отменял лампу Check Engine, которая может загореться из-за ошибки ДСА.
Другая функция этого датчика – обеспечение работы некоторых систем, связанных с активной безопасностью и комфортом. Некоторые системы динамической стабилизации используют данные о скорости для адекватной работы, поэтому их ошибки могут быть тоже вызваны некорректными или отсутствующими данными от ДСА. Ну и немного реже встречаются неисправности в рулевом управлении. В этом случае датчик скорости помогает изменять усилие на руле в зависимости от скорости движения автомобиля (на высокой скорости усилие на руле должно расти, а на месте руль должен крутиться проще, например, для парковки). Так что забарахливший датчик скорости может обеспечить целый букет неизвестно откуда взявшихся «глюков».
Само собой, возникает вопрос: а как проверить датчик скорости?
Немного диагностики и грусти
Очень хорошо, если есть ошибка, которую можно считать сканером. Вроде бы, виновника «тупизны» машины можно обнаружить сразу. Но не стоит тут же бросаться менять этот датчик. Он выходит из строя редко, а вот его проводка может подвести в любой момент. Поэтому сначала надо всё же проверить именно её, особенно внимательно проверив все разъёмы (они окисляются первыми).
К сожалению, своими силами, без опыта и осциллографа, более-менее точно можно проверить только один датчик – тот, работа которого построена на эффекте Холла. Принцип проверки довольно простой: один щуп вольтметра нужно прижать к «массе» автомобиля, второй – к клемме импульсного сигнала. И при включенном зажигании заставить датчик крутиться. Это можно сделать по-разному. Кому-то удобнее снять датчик и крутить его чем-то подходящим, кто-то предпочитает поддомкратить колесо и крутить его. Тут всё по своему желанию, как хочется. Главное – найти нужные контакты. Если датчик рабочий, при его вращении будут заметны скачки напряжения. Если вольтметр на вращение не реагирует, датчик мёртв. Или вы его неправильно подсоединили к мультиметру, что тоже возможно.
Все остальные датчики, к сожалению, таким способом проверить нельзя. А как их проверять осциллографом, рассказывать не буду. У кого осциллограф есть, он и так это знает, у кого его нет, тот не станет его покупать только ради проверки ДСА. И это правильно. Так что придётся смириться и проверять его в сервисе.
Советов по замене датчика скорости давать не буду. Они очень разные, и тут всё зависит от машины. Где-то его снять легко, а где-то придётся помучиться. Так что в любом случае надо изучать мануал по собственной машине. И совет тут будет только один: не надо пытаться подбирать похожие датчики. Ставить нужно именно тот, который стоит с завода. Даже если датчик встал на место родного как положено, а машина не возражает против «колхозного» ДСА, из-за немного других характеристик он может показывать совсем не то, что должен показывать заводской датчик. И вряд ли после такой замены машина поедет лучше. Конечно, подобрать хороший аналог от известного производителя – дело святое, но ставить что попало не надо. Выйдет себе дороже.
У вас когда-нибудь выходил из строя ДСА?
Функционал, типы, конструкция и принцип работы датчиков скорости
Датчики скорости, независимо от типа и конструкции, формируют сигналы, которые могут поступать либо непосредственно на спидометр, либо на контроллер двигателя и связанные электронные блоки управления. В первом случае датчик используется лишь для визуального определения скорости движения транспортным средством. Во втором случае данные используются автомобильной электроникой для управления двигателем и иными системами, а сигнал на спидометр подается от контроллера. На современных транспортных средствах все чаще используется второй способ подключения.
Установка контактного датчика скорости на КПП
Измерение скорости с помощью ДСА производится довольно просто. Датчик формирует импульсный сигнал (обычно прямоугольной формы), в котором частота следования импульсов зависит от скорости вращения вала и, соответственно, от скорости движения автомобиля. Большинство современных датчиков вырабатывают от 2000 до 25000 импульсов на километр, но чаще всего используется стандарт 6000 импульсов на километр (для контактных датчиков — 6 импульсов за один оборот своего ротора). Таким образом, измерение скорости сводится к подсчету контроллером частоты следования поступающих от ДСА импульсов за единицу времени, и переводу этого значения в понятные для нас км/ч.
Датчики скорости делятся на две большие группы:
К первой группе относятся датчики, на которые посредством приводной шестерни и гибкого стального троса (или короткого жесткого вала) передается крутящий момент от вала КПП, моста или раздаточной коробки. В датчике предусмотрено устройство, которое считывает угловое вращение вала и преобразует его в электрические импульсы. Датчики этого типа находят самое широкое применение, так как они могут устанавливаться взамен привода механического спидометра (что позволяет без лишних затрат производить модернизацию старых транспортных средств) и отличаются высокой надежностью.
Задающий диск бесконтактного датчика скорости
Ко второй группе относятся датчики, которые не имеют прямого контакта с вращающимся валом. Для измерения скорости такими датчиками на вал устанавливается вспомогательное устройство — задающий диск или ротор. Бесконтактные устройства становятся все более популярными, устанавливаются они и на многие актуальные модели отечественных автомобилей.
Все датчики работают на различных физических принципах. В контактных устройствах чаще всего используется эффект Холла и магниторезистивный эффект (МРЭ), а также оптроны (оптоэлектронные пары). В основе бесконтактных датчиков самое широкое применение находит эффект Холла, и значительно реже МРЭ. О конструкции и принципе работы каждого типа датчиков рассказано ниже.
Конструкция и работа индуктивных датчиков АБС
Это наиболее простой по конструкции и работе датчик скорости. Его основу составляет катушка индуктивности, намотанная тонким медным проводом, внутри которой размещен достаточно мощный постоянный магнит и железный магнитный сердечник. Торец катушки с магнитным сердечником располагается напротив металлического зубчатого колеса (импульсного ротора), жестко установленного на ступице колеса. Зубцы ротора имеют прямоугольный профиль, расстояние между зубцами равны или несколько больше их ширины.
Работа данного датчика основана на явлении электромагнитной индукции. В покое в катушке датчика нет тока, так как ее окружает постоянное магнитное поле — на выходе датчика нет сигнала. Во время движения автомобиля вблизи магнитного сердечника датчика проходят зубцы импульсного ротора, что приводит к изменению проходящего через катушку магнитного поля. В результате магнитное поле становится переменным, что согласно закону электромагнитной индукции порождает в катушке переменный ток. Этот ток изменяется по закону синуса, причем частота изменения тока зависит от скорости вращения ротора, то есть — от скорости движения автомобиля.
Индуктивные датчики скорости имеют существенные недостатки — они начинают работать только при преодолении определенной скорости и формируют слабый сигнал. Это делает невозможной работу АБС и других систем на малых скоростях и часто приводит к ошибкам. Поэтому пассивные ДСА индуктивного типа сегодня уступают место более совершенным активным.
Конструкция и работа анизотропных магниторезистивных датчиков скорости
Магниторезистивные датчики скорости основаны на анизотропном магниторезистивном эффекте — изменении электрического сопротивления ферромагнитных материалов при изменении их ориентации относительно постоянного магнитного поля.
В качестве чувствительного элемента датчика выступает «слоеный пирог» из двух или четырех тонких пермаллоевых пластин (специальный железоникелевый сплав), на которые наносятся металлические проводники, определенным образом распределяющие силовые линии магнитного поля. Пластины и проводники помещены в интегральную схему, в которой также находится оценивающая схема для формирования выходного сигнала. Данная микросхема устанавливается в датчик, располагающийся напротив импульсного ротора — пластикового кольца с намагниченными участками. Кольцо жестко устанавливается на ступице колеса.
Работа AMR-датчиков сводится к следующему. В покое сопротивление ферромагнитных пластин датчика остается неизменным, поэтому формирующийся интегральной схемой выходной сигнал также не изменяется или вовсе отсутствует. Во время движения автомобиля мимо чувствительного элемента датчика проходят намагниченные участки импульсного кольца, что приводит к некоторому изменению направления силовых линий магнитного поля. Это вызывает изменение сопротивления пермаллоевых пластин, что отслеживается оценивающей схемой — в результате на выходе датчика формируется импульсный цифровой сигнал, частота которого пропорциональна скорости движения автомобиля.
Следует заметить, что магниторезистивные датчики позволяют отслеживать не только скорость вращения колес, но также направление их вращения и момент остановки. Это возможно благодаря наличию импульсного ротора с намагниченными участками: датчик отслеживает не просто изменение направления магнитного поля, но и очередность прохождения магнитных полюсов мимо чувствительного элемента.
ДСА данного типа являются наиболее надежными, они обеспечивают высокую точность измерения скорости вращения колес и эффективную работу активных систем безопасности автомобиля.
Другие статьи
Рассухариватель клапанов: простая работа с клапанами
Замена клапанов двигателя внутреннего сгорания затрудняется необходимостью съема сухарей — для этой операции используются специальные рассухариватели клапанов. Все об этом инструменте, его существующих типах, конструкции и принципе действия, а также о его выборе и применении читайте в данной статье.
#Переключатель света с регулировкой шкалы
Во многих отечественных автомобилях ранних выпусков широко использовались центральные переключатели света с реостатом, позволяющим регулировать яркость подсветки приборов. Все о данных устройствах, их существующих типах, конструкции, работе, а также об их правильном выборе и замене читайте в статье.
Планка генератора: фиксация и регулировка генератора автомобиля
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
Неисправный датчик скорости в современном транспортном средстве может стать источником различных проблем — от потери данных о скорости движения и пройденном расстоянии (перестают работать спидометр и одометр), до нарушения работы силового агрегата (нестабильный холостой ход, повышение расхода топлива, потеря мощности), ГУР и систем безопасности. Поэтому при поломке ДСА следует как можно скорее заменить.
На замену следует брать только тот датчик, который стоял на автомобиле ранее, либо использовать устройства из числа рекомендованных автопроизводителем. В некоторых случаях возможен подбор «неродного» ДСА, однако чаще всего это невозможно — датчик либо не встает на место, либо при установке дает неверные показания. Поэтому к экспериментам с подбором ДСА следует прибегать лишь в крайних случаях.
Замена датчика выполняется в соответствии с инструкцией к данному конкретному транспортному средству (либо КПП, мосту или раздаточной коробке). ДСА с прямым приводом обычно имеют резьбу и шестигранник под ключ (но не всегда — на некоторых изделиях выполнено кольцо с поперечным рифлением), поэтому их замена сводится к выворачиванию старого устройства и вворачиванию нового. Бесконтактные датчики обычно крепятся одним или двумя винтами (болтами), продетыми через отверстие во фланце. Во всех случаях все работы необходимо выполнять при снятой с АКБ клемме, перед демонтажем датчика необходимо отсоединить электрический разъем, а перед установкой нового очистить место его установки.
Сложнее выполняется замена ротора бесконтактных датчиков — для этого необходимо выполнять частичную разборку агрегата (коробки, моста), а затем производить ремонтные работы в соответствии с инструкцией.
При верном подборе и замене датчика скорости спидометр и различные системы автомобиля (в том числе и двигатель) сразу начинают работать. В дальнейшем ДСА будет обеспечивать безопасную и комфортную эксплуатацию транспортного средства.
Типы датчиков АБС
Все существующие ДСА делятся на две больших группы:
• Пассивные — индуктивные;
• Активные — магниторезистивные и на основе датчиков Холла.
Пассивные датчики не требуют внешнего питания и имеют простейшую конструкцию, однако обладают невысокой точностью и рядом недостатков, поэтому сегодня находят незначительное применение. Активные датчики АБС для работы нуждаются в электропитании, несколько сложнее по конструкции и дороже, однако обеспечивают наиболее точные показания и надежны в работе. Поэтому сегодня на большинство легковых автомобилей устанавливаются именно активные датчики.
ДСА всех типов имеют два исполнения:
• Прямые (торцевые);
• Угловые.
Прямые датчики имеют вид цилиндра или стержня, в одном торце которого устанавливается чувствительный элемент, на другом — разъем или провод с разъемом. Угловые датчики оснащаются угловым разъемом или проводом с разъемом, также они имеют пластиковый или металлический кронштейн с отверстием для болта.
Оптоэлектронные контактные датчики
Конструкция оптоэлектронного датчика скорости
Эти ДСА наиболее просты по конструкции, однако они менее чувствительно и более инерционны, чем описанные выше. В основе датчика лежит оптопара — светодиод и фототранзистор, между которыми располагается связанный с приводным валом диск с прорезями. При вращении диска световой поток между светодиодом и фототранзистором периодически прерывается, данные прерывания усиливаются и в виде импульсного сигнала подаются на контроллер.