Электронная педаль газа: принципы работы, достоинства и недостатки

Электронная педаль газа: принципы работы, достоинства и недостатки Анемометр

Что такое электронная педаль газа

Е‐газ в отличие от механической педали, представляет собой нечто сродни модулю, включающему множество электронных компонентов. Механизм почти совершенный, с налаженной системой передачи информации. Он не связан с двигателем напрямую — всю работу берёт на себя блок управления.

Электронный газ — более действенная технология, позволяющая точнее откалибровать подачу топлива на современных инжекторах. Его часто называют кнопкой, изменение угла которой посредством микрочипа трансформируется в электрический импульс. Сигнал подаётся на ЭСУД. От конкретного положения педали меняется интенсивность поступления горючего.

Что делают «jetter», «шпора» и «бустер педали газа»?

Говоря об электронном дросселе, этот класс устройств нельзя не упомянуть. Под такими названиями известен популярный гаджет для машин с E-газом, который, по словам производителей, «дает рост динамике и скорости». «Джеттер» – небольшая коробочка, включающаяся в цепь между педалью газа и блоком управления двигателем и искажающая сигнал педали так, чтобы заставить ЭБУ думать, что «тапка в полу», когда вы лишь слегка коснулись акселератора.

На самом деле, ни скорости, ни динамики эти гаджеты не добавляют и добавить не могут. Они просто меняют электромеханическую характеристику педали акселератора. Характеристика педали всегда нелинейна – изначально электронная педаль чаще всего настроена так, чтобы в первой половине хода быть малоотзывчивой, выдавая четверть мощности двигателя, а за оставшуюся половину выдавать остальные три четверти.

Это, безусловно, весьма упрощенное описание, цифры тоже условны, но суть именно такова. «Джеттер» же меняет заводскую характеристику «наизнанку» – педаль начинает выдавать почти всю мощность двигателя на первой половине хода, субъективно делая машину «резкой».

Собственно говоря, программные аналоги «джеттера» давно имеются во многих автомобилях высокого класса. Там это называется переключением режимов вождения, под которыми понимается управление настройками двигателя, КПП и иногда – шасси, если в нем имеются управляемые амортизаторы.

История вопроса

Принято считать, что так называемый E-газ – это технология последнего примерно десятилетия. В чистом виде – да, но интегрированный электропривод в дроссельных заслонках появился гораздо раньше – еще в 80-х. В те годы на оси заслонки с одной стороны располагался сектор газа, связанный с педалью акселератора классическим тросиком (да-да, «колесико», которое приводится в движение тросиком от педали, называется «сектором газа»!), а с другой стороны ось заслонки соединялась через шестеренчатую передачу с небольшим электромотором.

Собственно, на поведение машины при движении моторчик влияния не оказывал – связь с ногой водителя была олдскульная, механическая и четкая: как надавишь, так и поедешь! А вступал в работу электромотор только в режиме холостого хода, корректируя степенью приоткрытия заслонки обороты при прогреве и после прогрева, а также чуть добавляя газку при включении мощных потребителей электроэнергии и крутящего момента – кондиционера летом, ГУРа на морозе, разных обогревов и т.п.

Чуть позже функции моторчика в дросселе расширились – при практически неизменной конструкции добавилось электронных команд: он стал управлять не только оборотами холостого хода, но и оборотами в движении – при включении круиз-контроля и при активации антипробуксовочной системы.

Сейчас же все достигло «апофигея технологичности» – механическая связь заслонки с педалью газа исчезла в принципе, и все команды – как от ноги водителя, так и от сервисных систем – дроссель получает лишь при посредничестве блока управления двигателем. Причин тому – три:

  • Экологические требования;
  • Рост экономии топлива;
  • Удобство в реализации множества современных функций автомобиля.

Как отрегулировать электронную педаль

Как и любой механизм, электронная педаль газа иногда тоже нуждается в регулировках. Данное мероприятие необходимо для поддержания нормальной работы акселератора в случае, если настройки были сбиты.

Иногда бывает такое, что при нажатии на педаль газа, автомобиль перестает реагировать на изменение положения дроссельной заслонки. Это связано с тем, что никакого изменения положения попросту не было. Все электронные педали имеют определенный свободный ход, в процессе которого меняется напряжение, подаваемое на транзисторную цепь.

Если напряжение изменится, то реакция на положение педали также меняется, следовательно, автомобиль может неадекватно вести себя при управлении дроссельной заслонкой. Иногда об этой проблеме можно узнать по соответствующему индикатору на приборной панели или с помощью электронной диагностики, проводимой посредством бортового компьютера автомобиля.

Порядок регулировки:

  • В первую очередь, необходимо снять педаль с посадочного места. Это значит, что при снятии педали, вместе с ней демонтируется и модуль измерения угла. Штекерный разъем необходимо оставить на своем месте, так как питание на педаль понадобится в процессе регулировки.
  • Как только педаль будет освобождена, открутите винт, расположенный на ее крышке. Таким образом, нужно освободить крышку относительно педали, дав ей возможность свободно вращаться. Далее вам понадобится справочная литература, прилагаемая к педали.
  • Подключите между разъемами вольтметр и установите на нем соответствующий диапазон измерений. Включите зажигание. В справочнике к педали есть нормы напряжения, которые будут различны для дизельного и инжекторного двигателя. Поворачивая крышку педали, можно менять подводимое напряжение. Настройте этот параметр в соответствии с документацией и затяните винт крепления.
  • Установите педаль на посадочное место и опробуйте. Если поведение автомобиля изменилось в лучшую сторону, значит, регулировка электронной педали газа проведена правильно.
Про анемометры:  Калина концевик тормоза регулировка

Внимание! В справочной литературе может быть указан диапазон напряжений. Два числа определяют величину напряженности при не нажатой педали и полностью выжатой. Поэтому настройка производится по первому напряжению при не выжатой педали газа.

Кроме того, величина напряжения может меняться в зависимости от окружающей среды. То есть, при сезонном обслуживании автомобиля настоятельно рекомендуется также провести регулировку и педали газа, так как такая величина может меняться, обратно пропорционально меняющемуся сопротивлению.

Как проверить неисправность

Проверяется электронная педаль газа непосредственно на автомобиле. После снятия стеклоочистителя и облицовки, а также главного элемента жидкостной системы и фиксаторов кронштейна, можно увидеть резиновый кожух. Под ним и расположен механизм Е‐газа. Настройке педаль подвергается в случае несоответствия с нормальным значением. Верный диапазон устанавливается вольтметром, согласно руководству по эксплуатации конкретного двигателя.

Неисправности электронной педали газа

Все неполадки Е‐газа связаны с электрической составляющей — ломаться здесь особо нечему. Обычно не работает датчик или обрывается проводка. Чтобы восстановить работоспособность Е‐газа, нужно демонтировать педаль. Держится она на трёх болтах — на многих авто снимается за 5 минут без демонтажа обшивки.

Дальнейшие действия:

  • осмотреть на чистоту контакты, а провода — тщательно на дефекты;
  • если повреждения не выявляются, потенциометр вскрыть;
  • угольную пыль продуть, а дорожки аккуратно протереть ваточкой.

Контактные дорожки часто изнашиваются в одном месте, особенно на возрастных машинах. В данном случае можно изменить положение контактов, сместив плату в сторону неповреждённых дорожек. Сначала иголкой аккуратно поддеваются лапки контактов по одному. Затем микросхема сдвигается, крышка фиксируется несколько выше или ниже. Полмиллиметра даже здесь даст положительный эффект. Также проводится диагностика крышки — не гуляет ли она свободно.

Сперва ничего не изменяется, так как система за это время ещё не успевает адаптироваться. Но по истечении 15–20 минут характер работы становится другим — автомобиль начинает бегать как новый.

Отсутствие сигнала с датчика положения газа

Возможно отсутствие импульса с одного или обоих датчиков положения (ДППГ). Эти механизмы (потенциометры) повреждаются из‐за обрыва или замыкания в цепи, а также окисления, залипания и иных поломок контактной части.

Если из строя выходят сразу оба датчика, электронный блок переводит работу двигателя в аварийный режим — невозможно разгоняться, машина работает на оборотах чуть выше ХХ. Как правило, это сопровождается высвечиванием на приборной панели ошибки P0504 или загоранием контрольной лампы EPC.

Если не поступает сигнал с одного датчика, это сопровождается загоранием индикатора на щитке приборов. Мотор функционирует в нейтральном режиме, пока система не проверит запасной датчик. При отсутствии проблемы с ним, начнётся медленный набор скорости. Однако деактивируются дополнительные системы, связанные с ДВС.

На бюджетных моделях авто случается, что один из регуляторов просто забывают установить с завода.

При наличии проблем датчики либо заменяются, либо очищаются. В последнем случае осматриваются дорожки. Если на них попадает грязь или пыль, это мешает достичь нужного контакта.

Отсутствие сигнала с датчика положения дроссельной заслонки

Также повреждаются один или оба датчика. Для этого случая характерны такие признаки:

  • выключается привод заслонки;
  • загорается контрольная лампа EPC;
  • отключается круиз‐контроль;
  • не действует принудительный режим нейтрального хода.

https://www.youtube.com/watch?v=LdbbOmcLTu0

Электронная педаль газа — умная система, с множеством новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. Однако, как и любой механизм, требует квалифицированного ремонта. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. В Москве услуги по восстановлению Е‐газа предлагают специализированные автосервисы.

Преимущества и недостатки

На форумах часто обсуждаемая тема: что надёжнее ЭПГ или обычный трос. С теоретической точки зрения, механический привод. На самом деле, электронная педаль не даёт сбоев от чрезмерных нагрузок, поэтому служит долго.

Рассмотрим подробнее её преимущества:

  • эффективно работает с другими электронными системами автомобиля;
  • повышает отдачу даже небольших по объёму двигателей за счёт максимального совмещения с инжекторными системами;
  • проще запускает мотор — зимой больше не надо играть подсосом для поддержки оптимальных оборотов;
  • повышает безопасность управления за счёт наличия контрольной электроники — значительно снижаются риски заносов на мокрых и скользких покрытиях;
  • снижает количество токсичных веществ;
  • уменьшает расход горючего — постоянный контроль частоты вращения коленвала.

С другой стороны, Е-газ практически не ремонтируется по частям — при поломке педали или неисправном узле управления приходится заменять весь блок. Часто наблюдаются заминки в работе — калибровка не всегда помогает. Ещё один минус — чересчур мягкий выжим, не дающий ощутить сопротивление топалки. Многим водителям это сильно мешает, не даёт «прочувствовать машину».

Признаки неисправности

Электронная педаль газа признаки неисправности имеет следующие:

  • слабый разгон оборотов;
  • появление аварийного сигнала на торпеде;
  • низкий порог чувствительности педали;
  • неправильная работа дросселя;
  • акселератор вообще не реагирует на нажатие.
Про анемометры:  BAXI ECO Four 24 цена, характеристики, видео обзор, отзывы

Самый распространённый признак — автомобиль едет только на холостом ходе, после перезапуска ситуация нормализуется. Через 5–10 минут всё повторяется.

Принцип работы электронной педали газа

В основе ЭПГ лежит реостат, а вся работа построена за счёт контактных дорожек и внедрённых датчиков. Последние анализируют скорость и процент изменения педали, а также другие важные параметры. Компьютер, основываясь на этих данных, отдаёт команду на активацию дроссельной заслонки в определённом режиме.

Даже когда педаль Е‐газа находится в одном положении, многочисленные элементы управляют подачей топлива. Они подстраиваются под малейшее изменение хода машины и окружающих условий.

Не входя в подробности, принцип функционирования Е‐газа можно представить так:

  • водитель нажимает на ЭПГ, её положение изменяется;
  • датчики считывают угол сдвига акселератора от начального положения;
  • рассчитанный импульс пересылается в ECU;
  • блок отвечает командой дросселю;
  • воздушный клапан открывается на требуемый угол.

Так работает новая технология Е‐газ. Принцип её действия значительно сложнее, чем обычное натяжение и ослабление механического троса. Тут возможно много ошибок, связанных с датчиками и прочими компонентами.

Ремонт электронной педали газа

Ремонт акселератора с электронным приводом производится на основе обнаруженных неисправностей. Как и все части, такая система тоже имеет определенный износ, появление которого невозможно предотвратить. В связи с этим, важно знать, как производится устранение неисправностей при поломке электронной педали газа.

Обычно, к ремонту педали приступают при обнаружении следующих неисправностей: наблюдается кратковременный отказ реакции на изменение положения педали или полный отказ педали, независимо от угла нажатия. В основном, данные неисправности связаны с отсутствием питания на исполнительных органах, или отсутствия сигнала с модуля педали.

В первую очередь, необходимо осмотреть электрическую проводку на предмет рассыпания, повреждения изоляции (коротких замыканий) и отсутствия контакта в штекерных соединения. Очень часто, по вине проводов пропадает питание на ответственных органах и педаль попросту отказывается работать. В случае обнаружения неисправных проводников электрического тока, их необходимо сразу же заменить.

Другая неисправность связана с поломкой электрического привода дроссельной заслонки. Данная ошибка отображается в виде специального кода «022», или, как он еще называется – «авария дроссельной заслонки». В этом случае, мотор необходимо проверить.

Для этого его демонтируют и подключают к источнику электрической энергии напрямую в соответствии с номинальным током и напряжением. Если мотор вращается, то неисправность необходимо искать в другом месте, хотя такие случаи встречаются редко. Если же мотор не вращается, то он подлежит замене.

Все остальные неисправности устраняются заменой модуля целиком, так как их ремонт довольно сложен и нецелесообразен. На деле, проще и дешевле поменять часть целиком, нежели производить ее ремонт.

Это все, что необходимо знать водителю об электронной педали управления дроссельной заслонкой. Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться с этим сложным и запутанным механизмом. 

Электронный дроссель в наши дни

https://www.youtube.com/watch?v=ozcq9UPPPU0

Итак, прямая связь дроссельной заслонки с педалью упразднена полностью и окончательно. Как я уже говорил, нажатием на педаль мы отправляем сигнал в блок управления, а тот в свою очередь анализирует обстановку и множество параметров, а затем отдает команду на подачу воздуха.

Изнашивающиеся скользящие контакты датчиков положения заслонки вытеснила бесконтактная индуктивная связь, появилось множество новых функций – не настолько явных, чтобы занять строчку в техническом описании автомобиля, но в комплексе достаточно важных.

Например, ход педали газа стал нелинейным, что позволило лучше контролировать автомобиль во время начала движения: при мощном моторе (где заслонка имеет большой диаметр) исчез риск избыточно резко рвануться вперед при легком касании педали – электронный дроссель в первой четверти хода педали газа реагирует намеренно вяло.

E-газ позволяет наиболее оптимально провести разгон на авто с турбированным двигателем, в значительной мере борясь с турбоямой и обеспечивая более ровное ускорение с низов. Е-газ поможет и при режиме «педаль в пол», когда в случае классической тросовой заслонки первые мгновения идет неоптимальное сгорание смеси, и теряются секунды на разгоне.

При этом, правда, нужно отметить, что поведение электронного дросселя на бюджетных машинах по-прежнему серьезно отличается от среднеценовых и, тем более, премиальных автомобилей. В «бюджетках» E-газ, к сожалению, излишне туповат, задумчив и не способствует получению истинного удовольствия от драйва.

Да еще порой и на безопасность влияет отрицательно – дроссель с неоптимальным управляющим программным обеспечением реагирует на нажатие педали с задержкой, выдавая момент на колесах тогда, когда уже поздно. При отсутствии систем стабилизации зимой на скользком покрытии и в повороте такая реакция машины способна свести на нет ваши традиционные навыки зимнего вождения и создать аварийную ситуацию…

Электронный дроссель ваз: конструкция, диагностика, промывка и ремонт.

В этом материале я хочу рассказать о конструкции, диагностике и ремонте электронной дроссельной заслонки (патрубка) фирмы Делфи, устанавливаемой на автомобили ВАЗ совместно с системой управления двигателем М74. Поводом к написанию этой статьи послужила одна очень типичная неисправность на автомобиле ВАЗ 2115 с нетипичной причиной, о которой я расскажу несколько позже.

Сразу хочу предупредить, автор этой статьи не несет никакой ответственности за неквалифицированное вмешательство и ремонт электронной дроссельной заслонки в случае выхода её из строя и возникновения аварийных ситуаций на дороге, поскольку ремонт этого узла не предусмотрен, а только замена.

Про анемометры:  Котлы комбинированные газ дрова в Москве: 157-товаров: бесплатная доставка [перейти]

Конструкция.Дроссельная заслонка (патрубок) с электроприводом предназначена для дозирования количества воздуха, поступающего во впускной коллектор. Изменение количества поступающего воздуха достигается поворотом заслонки электродвигателем, который управляется контроллером. Основные части дроссельного узла:Все фотографии кликабельны!

Электронная педаль газа: принципы работы, достоинства и недостатки
1. Корпус
2. Заслонка
3. Редуктор
4. Электродвигатель
5. Датчики положения дроссельной заслонки.

Схема подключения указана ниже:

Снятие дроссельного узла:1.Выключить зажигание, снять клемму минус с аккумулятора.2. Открутить хомуты и снять шланг впускной трубы от дросселя.3. Отсоединить колодку жгута.4. Отвернуть 4 болта крепления дроссельного узла от впускного коллектора и снять его.

Типичные неисправности и их диагностика. Детская болячка первых выпусков автомобилей ошибка P2135 (Рассогласование сигналов датчиков А и В положения дроссельной заслонки) проявляется в виде неустойчивого холостого хода, ограничения оборотов до 2000 и пропадания тяги.

Успешно лечится обжимкой, подгибанием и пропайкой контактов колодки дроссельного узла либо заменой всего жгута электропроводки. На большинстве автомобилей давно вылечено, на новых почти не встречается. Плавание оборотов и неустойчивый холостой ход.

Здесь мы остановимся подробнее, поскольку явление это обычное и проявляется рано или поздно почти на всех автомобилях. Основная причина здесь — несоответствие угла открытия дроссельной заслонки количеству поступающего воздуха. На большинстве автомобилей лечится промывкой.

Дроссельную заслонку желательно мыть не реже чем раз в 20- 30 тыс. км. иначе отложения сажи и частиц масла создают препятствия для движения воздуха в режиме холостого хода со всеми вытекающими последствиями. Поэтому дроссельный узел надо содержать в чистоте и порядке — это аксиома.

Вторая причина плавания оборотов холостого хода — это люфт дроссельной заслонки. Как это проявляется и как диагностировать. Ниже приведен скриншот диагностической программы SMS-диагностик. Параметры сняты с автомобиля ВАЗ 2115 с системой управления двигателем М74.

Здесь стоит обратить внимание на большой расход воздуха, относительное наполнение и время впрыска. При этом угол открытия дроссельной заслонки очень мал и контроллер, пытаясь стабилизировать холостой ход, загоняет угол опережения зажигания в минус. Происходит это потому, что реальный угол положения дроссельной заслонки не соответствует тому углу, который вычисляет блок управления, из-за люфта.

Причем если сделать инициализацию дросселя, то некоторое время двигатель может работать нормально, но спустя какое-то время или после перезапуска ситуация с плаванием оборотов повторяется. Здесь стоит упомянуть, что при загрязнении дросселя, параметры будут тоже отличаться от нормы с той лишь разницей, что угол открытия заслонки становится больше чем обычно. Для примера приведу скриншот с нормальными параметрами:

Как устранить люфт дроссельной заслонки.Для этого дроссельный узел необходимо разобрать. Со стороны редуктора откручивается 4 винта (торкс на 15), крепящие крышку.

Здесь мы видим шестерни передаточного механизма.

Средняя шестерня просто вынимается.

С другой стороны расположены датчики положения дроссельной заслонки и электрический разъем. Крепятся винтами с очень редким пятигранным торксом. Фото ниже:
Электронная педаль газа: принципы работы, достоинства и недостатки

Снимаем. Виден электродвигатель в корпусе и ось заслонки.

Дальше необходимо с помощью пресса или тисков выдавить ось дроссельной заслонки со стороны ДПДЗ в сторону шестеренок.

Снимаем ось.
Электронная педаль газа: принципы работы, достоинства и недостатки

Электродвигатель нет необходимости снимать, если он исправен. Проверить его можно просто измерив сопротивление на контактах. Сопротивление должно быть приблизительно в пределах от 10 до 30 Ом.

Далее фото всех составных частей электродросселя в разобранном виде.

Позиция дроссельной заслонки, когда не задействован электропривод, определяется положением усов пружины между упоров — приливов в корпусе дроссельного узла и составляет приблизительно около 10% открытия относительно закрытого положения.

Люфт по оси вращения дроссельной заслонки появляется из-за выработки на алюминиевых упорах пружины. Отмечено красной стрелкой:

Здесь есть 2 варианта: либо замена дроссельного узла, а он не дешев, на момент написания статьи (сентябрь 2022) составляет порядка 2500 руб. Либо можно убрать люфт путем устранения зазора между усами пружины и приливами корпуса. Суть предлагаемого мной способа устранения люфта состоит в том, чтобы немного раздвинуть усы пружины на величину зазора, проточив, например надфилем, канавки под усы в пластиковых упорах на самой шестерне.

После доработки проверяем рукой люфт. Однако следует учесть, что незначительный люфт, порядка 0,1-0,2 мм по оси вращения все равно будет присутствовать из-за неплотной посадки пружины на втулках оси.

Если все в порядке, собираем в обратном порядке. Ось дроссельной заслонки фиксируется от смещения шайбой с плотной посадкой, фото ниже:

Запрессовать эту шайбу обратно на ось можно с помощью подходящей трубки или например глубокой головки на 10.

Заключение

В целом ресурс ЭПГ относительно высокий. Это умная система, с множеством внедрённых новейших идей. Она предоставляет водителю куда больше возможностей и пользы. При холодном запуске не нужно играть оборотами — электроника всё сама настраивает и регулирует.

Однако, как и любой механизм, педаль с аналого‐цифровым преобразователем не вечна. Со временем изнашиваются или разрываются дорожки потенциометров, перегорают контакты или проводка. Всё это требует квалифицированного ремонта. В Москве услуги по восстановлению Е‐газа предлагают специализированные автосервисы.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий