- Помогите с обж. отдам все свои баллы.нужно до завтра. срочно.поставлю спасибо, лучшим ответом и подпишусь на вас.13.в случае оповещения об аварии с выбросом ахов последовательность ваших действий будет сле¬дующей: а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии; б) включить радио, выслушать рекомендации, на¬деть средства защиты, взять необходимые вещи, доку-менты и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии; в) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт. 14.при движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо: а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде; б)находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю; в) находиться в средствах индивидуальной защи¬ты, периодически снимать их и отряхивать от пыли двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю. 15. антропогенные изменения в природе — это: а) изменения, происходящие в природе в результа¬те чрезвычайных ситуаций природного характера; б) изменения, происходящие в природе в результа¬те воздействия солнечной энергии; в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека. 16. основные способы защиты населения от ахов: а) применение средств индивидуальной защиты, эвакуация населения; б) эвакуация населения; в) применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, использование убежищ, временное укрытие в жилых зданиях, эвакуация населения. 17. вы играли с друзьями на улице. вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. в жилом районе включили сирену. ваши действия: а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране; б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания; в) продолжать игру, не обращая внимания, на происходящее вокруг. 18. каким раствором надо смочить вмп при аварии с утечкой аммиак хлора: а) 2% раствором нашатырного спирта; б) 2% раствором соды или водой; в) 5% раствором лимонной кислоты. 19. при аварии с утечкой аммиака, вы оказались в своей квартире на 6-ом этаже 9-этажного здания. как вы поступите? а) укроетесь в подвале здания; б) подниметесь на верхний этаж; в) останетесь в своей квартире 20. самым опасным излучением для человека является: а)альфа-излучение; б)бета-излучение; в)гамма-излучение. 21.объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может про¬изойти облучение людей, животных и растений, а также ра¬диоактивное загрязнение окружающей природной среды, это: а)объект экономики особой опасности; б)экологическиопасный объект; в)радиационно – опасный объект; г)объект повышенной опасности. з)предприятия нефтеперерабатывающей промышленности; и) предприятия угольной промышленности; к) научно – исследовательские организации, имеющие ядер¬ные установки и стенды; л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпа¬сами и заводы по их производству. 22.из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ: а)стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров; б)не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков; в)способны вызвать поражение не только при непосредствен¬ном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до со¬тен метров) от источника загрязнения; г)моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра; д)имеют специфический запах сероводорода; е)поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества. 23.какую цель преследует проведение йодной профилактики? не допустить: а)возникновения лучевой болезни; б)внутреннего облучения; в)поражения щитовидной железы. 24.тяжелую степень лучевой болезни вызывает доза облучения: а)450 бэр.; б)10 бэр.; в)0,5 бэр. — знания.org
- Аварийно химические опасные вещества (аммиак, хлор). их воздействие на организм человека. предельно допустимые и поражающие концентрации
- Конспект урока по обж на тему: "изготовление ватно-марлевой повязки"
- Тест на тему «обеспечение защиты населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Помогите с обж. отдам все свои баллы.нужно до завтра. срочно.поставлю спасибо, лучшим ответом и подпишусь на вас.13.в случае оповещения об аварии с выбросом ахов последовательность ваших действий будет сле¬дующей: а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии; б) включить радио, выслушать рекомендации, на¬деть средства защиты, взять необходимые вещи, доку-менты и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии; в) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт. 14.при движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо: а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде; б)находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю; в) находиться в средствах индивидуальной защи¬ты, периодически снимать их и отряхивать от пыли двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю. 15. антропогенные изменения в природе — это: а) изменения, происходящие в природе в результа¬те чрезвычайных ситуаций природного характера; б) изменения, происходящие в природе в результа¬те воздействия солнечной энергии; в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека. 16. основные способы защиты населения от ахов: а) применение средств индивидуальной защиты, эвакуация населения; б) эвакуация населения; в) применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, использование убежищ, временное укрытие в жилых зданиях, эвакуация населения. 17. вы играли с друзьями на улице. вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. в жилом районе включили сирену. ваши действия: а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране; б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания; в) продолжать игру, не обращая внимания, на происходящее вокруг. 18. каким раствором надо смочить вмп при аварии с утечкой аммиак хлора: а) 2% раствором нашатырного спирта; б) 2% раствором соды или водой; в) 5% раствором лимонной кислоты. 19. при аварии с утечкой аммиака, вы оказались в своей квартире на 6-ом этаже 9-этажного здания. как вы поступите? а) укроетесь в подвале здания; б) подниметесь на верхний этаж; в) останетесь в своей квартире 20. самым опасным излучением для человека является: а)альфа-излучение; б)бета-излучение; в)гамма-излучение. 21.объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может про¬изойти облучение людей, животных и растений, а также ра¬диоактивное загрязнение окружающей природной среды, это: а)объект экономики особой опасности; б)экологическиопасный объект; в)радиационно – опасный объект; г)объект повышенной опасности. з)предприятия нефтеперерабатывающей промышленности; и) предприятия угольной промышленности; к) научно – исследовательские организации, имеющие ядер¬ные установки и стенды; л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпа¬сами и заводы по их производству. 22.из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ: а)стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров; б)не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков; в)способны вызвать поражение не только при непосредствен¬ном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до со¬тен метров) от источника загрязнения; г)моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра; д)имеют специфический запах сероводорода; е)поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества. 23.какую цель преследует проведение йодной профилактики? не допустить: а)возникновения лучевой болезни; б)внутреннего облучения; в)поражения щитовидной железы. 24.тяжелую степень лучевой болезни вызывает доза облучения: а)450 бэр.; б)10 бэр.; в)0,5 бэр. — знания.org
поставлю спасибо, лучшим ответом и подпишусь на вас.
13.В случае оповещения об аварии с выбросом АХОВ последовательность ваших действий будет сле¬дующей:
а) включить радио, выслушать рекомендации, надеть средства защиты, закрыть окна, отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи, взять необходимые вещи, документы и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
б) включить радио, выслушать рекомендации, на¬деть средства защиты, взять необходимые вещи, доку-менты и продукты питания, укрыться в убежище или покинуть район аварии;
в) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи, документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт.
14.При движении по зараженной радиоактивными веществами местности необходимо:
а) периодически снимать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи и отряхивать их от пыли, двигаться по высокой траве и кустарнику, принимать пищу и пить только при ясной безветренной погоде;
б)находиться в средствах индивидуальной защиты, избегать движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садиться и не прикасаться к местным предметам, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю;
в) находиться в средствах индивидуальной защи¬ты, периодически снимать их и отряхивать от пыли двигаться по высокой траве и кустарнику, не принимать пищу, не пить, не курить, не поднимать пыль и не ставить вещи на землю.
15. Антропогенные изменения в природе — это:
а) изменения, происходящие в природе в результа¬те чрезвычайных ситуаций природного характера;
б) изменения, происходящие в природе в результа¬те воздействия солнечной энергии;
в) изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.
16. Основные способы защиты населения от АХОВ:
а) Применение средств индивидуальной защиты, эвакуация населения;
б) Эвакуация населения;
в) Применение средств индивидуальной защиты органов дыхания, использование убежищ, временное укрытие в жилых зданиях, эвакуация населения.
17. Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:
а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;
б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания;
в) продолжать игру, не обращая внимания, на происходящее вокруг.
18. Каким раствором надо смочить ВМП при аварии с утечкой аммиак хлора:
а) 2% раствором нашатырного спирта;
б) 2% раствором соды или водой;
в) 5% раствором лимонной кислоты.
19. При аварии с утечкой аммиака, вы оказались в своей квартире на 6-ом этаже 9-этажного здания. Как вы поступите?
а) Укроетесь в подвале здания;
б) Подниметесь на верхний этаж;
в) Останетесь в своей квартире
20. Самым опасным излучением для человека является:
а)альфа-излучение; б)бета-излучение; в)гамма-излучение.
21.Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может про¬изойти облучение людей, животных и растений, а также ра¬диоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:
а)объект экономики особой опасности;
б)экологически
опасный объект;
в)радиационно – опасный объект;
г)объект повышенной опасности.
з)предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;
и) предприятия угольной промышленности;
к) научно – исследовательские организации, имеющие ядер¬ные установки и стенды;
л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпа¬сами и заводы по их производству.
22.Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые характеризуют специфические свойства радиоактивных веществ:
а)стелются по земле на небольшой высоте и таким образом могут распространяться на несколько десятков километров;
б)не имеют запаха, цвета, вкусовых качеств или других внешних признаков;
в)способны вызвать поражение не только при непосредствен¬ном соприкосновении с ними, но и на расстоянии (до со¬тен метров) от источника загрязнения;
г)моментально распространяются в атмосфере независимо от скорости и направления ветра;
д)имеют специфический запах сероводорода;
е)поражающие свойства радиоактивных веществ не могут быть уничтожены химически и (или) каким-либо другим способом, так как радиоактивный распад не зависит от
внешних факторов, а определяется периодом полураспада данного вещества.
23.Какую цель преследует проведение йодной профилактики?
Не допустить:
а)возникновения лучевой болезни;
б)внутреннего облучения;
в)поражения щитовидной железы.
24.Тяжелую степень лучевой болезни вызывает доза облучения:
а)450 бэр.; б)10 бэр.; в)0,5 бэр.
Аварийно химические опасные вещества (аммиак, хлор). их воздействие на организм человека. предельно допустимые и поражающие концентрации
Растет ассортимент применяемых в промышленности, сельском хозяйстве и быту химических веществ. Некоторые из них токсичны и вредны. При проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать массовые поражения людей, животных, приводят к заражению воздуха, почвы, воды, растений.
Их называют аварийно химические опасные вещества(АХОВ). Определенные виды АХОВ находятся в больших количествах на предприятиях, их производящих или использующих в производстве. В случае аварии может произойти поражение людей не только непосредственно на объекте, но и за его пределами, в ближайших населенных пунктах.
Крупными запасами опасных веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности минудобрений.
Значительные их количества сосредоточены на объектах пищевой, мясо-молочной промышленности, холодильниках, торговых базах, различных АО, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Наиболее распространенными из них являются хлор, аммиак, сероводород, двуокись серы (сернистый газ), нитрил акриловой кислоты, синильная кислота, фосген, метилмеркаптан, бензол, бромистый водород, фтор, фтористый водород.
ХлорПри нормальных условиях газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим специфическим запахом. При обычном давлении затвердевает при -101 °С и сжижается при -34° С. Тяжелее воздуха примерно в 2,5 раза. Вследствие этого стелется по земле, скапливается в низинах, подвалах, колодцах, тоннелях.
Ежегодное потребление хлора в мире достигает 40 млн. т.
Используется он в производстве хлорорганических соединений (винил хлорида, хлоропренового каучука, дихлорэтана, хлорбензола и др.). В большинстве случаев применяется для отбеливания тканей и бумажной массы, обеззараживания питьевой воды, как дезинфицирующее средство и в различных других отраслях промышленности.
Хранят и перевозят его в стальных баллонах и железнодорожных цистернах под давлением. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоемы.
В первую мировую войну применялся в качестве отравляющего вещества удушающего действия. Поражает легкие, раздражает слизистые и кожу.
Первые признаки отравления — резкая загрудинная боль, резь в глазах, слезоотделение, сухой кашель, рвота, нарушение координации, одышка. Соприкосновение с парами хлора вызывает ожоги слизистой оболочки дыхательных путей, глаз, кожи.
Воздействие в течение 30 — 60 мин при концентрации 100 — 200 мг/м3 опасно для жизни.
Если все-таки произошло поражение хлором, пострадавшего немедленно выносят на свежий воздух, тепло укрывают и дают дышать парами спирта или воды.
При интенсивной утечке хлора используют распыленный раствор кальцинированной соды или воду, чтобы осадить газ. Место разлива заливают аммиачной водой, известковым молоком, раствором кальцинированной соды или каустика с концентрацией 60 —80% и более (примерный расход — 2л раствора на 1 кг хлора).
Аммиак
При нормальных условиях бесцветный газ с характерным резким запахом («нашатырного спирта»), почти в два раза легче воздуха. При выходе в атмосферу дымит. При обычном давлении затвердевает при температуре -78°С и сжижается при -34°С. С воздухом образует взрывоопасные смеси в пределах 15 — 28 объемных процентов.
Растворимость его в воде больше, чем у всех других газов: один объем воды поглощает при 20°С около 700 объемов аммиака, 10%-й раствор аммиака поступает в продажу под названием «нашатырный спирт». Он находит применение в медицине и в домашнем хозяйстве (при стирке белья, выведении пятен и т.д.). 18-20%-й раствор называется аммиачной водой и используется как удобрение.
Жидкий аммиак — хороший растворитель большинства органических и неорганических соединений.
Мировое производство аммиака ежегодно составляет около 90 млн.т. Его используют при получении азотной кислоты, азотосодержащих солей, соды, мочевины, синильной кислоты, удобрений, диазотипных светокопировальных материалов. Жидкий аммиак широко применяется в качестве рабочего вещества (хладагента) в холодильных машинах и установках.
Перевозится в сжиженном состоянии под давлением. Предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе населенных мест: среднесуточная и максимально разовая — 0,2 мг/м3, в рабочем помещении промышленного предприятия — 20 мг/м3. Если же его содержание в воздухе достигает 500 мг/м3, он опасен для вдыхания (возможен смертельный исход).
Вызывает поражение дыхательных путей. Признаки: насморк, кашель, затрудненное дыхание, удушье, учащается сердцебиение, нарастает частота пульса. Пары сильно раздражают слизистые оболочки и кожные покровы, вызывают жжение, покраснение и зуд кожи, резь в глазах, слезотечение.
Если поражение аммиаком все же произошло, следует немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух. Транспортировать надо в лежачем положении. Необходимо обеспечить тепло и покой, дать увлажненный кислород. При отеке легких искусственное дыхание делать нельзя.
В случае аварии необходимо опасную зону изолировать, удалить людей и не допускать никого без средств защиты органов дыхания и кожи. Около зоны следует находиться с наветренной стороны. Место разлива нейтрализуют слабым раствором кислоты, промывают большим количеством воды.
Зоны заражения АХОВ
В большинстве случаев при аварии и разрушении емкости давление над жидкими веществами падает до атмосферного, АХОВ вскипает и выделяется в атмосферу в виде газа, пара или аэрозоля. Облако газа (пара, аэрозоля) АХОВ, образовавшееся в момент разрушения емкости в пределах первых 3 минут, называется первичным облаком зараженного воздуха.
Оно распространяется на большие расстояния. Оставшаяся часть жидкости (особенно с температурой кипения выше 20°С) растекается по поверхности и также постепенно испаряется. Пары (газы) поступают в атмосферу, образуя вторичное облако зараженного воздуха, которое распространяется на меньшее расстояние.
Таким образом, зона заражения АХОВ — это территория, зараженная ядовитыми веществами в опасных для жизни людей пределах (концентрациях).
Глубина зоны распространения зараженного воздуха зависит от концентрации АХОВ и скорости ветра. Например, при ветре 1 м/с за один час облако от места аварии удалится на 5 — 7 км, при 2 м/с — на 10 — 14, а при З м/с — на 16 — 21 км. Значительное увеличение скорости ветра (6-7 м/с и более) способствует его быстрому рассеиванию.
Повышение температуры почвы и воздуха ускоряет испарение АХОВ, а следовательно, увеличивает концентрацию его над зараженной территорией. На глубину распространения АХОВ и величину его концентрации в значительной степени влияют вертикальные перемещения воздуха, как мы говорим, погодные условия.
Форма (вид) зоны заражения АХОВ в значительной мере зависит от скорости ветра. Так, например, при скорости менее 0,5 м/с она принимается за окружность, при скорости от 0,6 до 1 м/с — за полуокружность, при скорости от 1,1 м/с до 2 м/ с — за сектор с углом в 90°, при скорости более 2м/с — за сектор с углом в 45°.
Надо иметь в виду, что здания и сооружения городской застройки нагреваются солнечными лучами быстрее, чем расположенные в сельской местности. Поэтому в городе наблюдается интенсивное движение воздуха, связанное обычно с его притоком от периферии к центру по магистральным улицам.
Вот почему все население, проживающее вблизи химически опасного объекта, должно знать, какие АХОВ используются на этом предприятии, какие ПДК установлены для рабочей зоны производственных помещений и для населенных пунктов, какие меры безопасности требуют неукоснительного соблюдения, какие средства и способы защиты надо использовать в различных аварийных ситуациях.
Защита от АХОВ
Защитой от АХОВ служат фильтрующие промышленные и гражданские противогазы, промышленные респираторы, изолирующие противогазы, убежища ГО.
Промышленные противогазы надежно предохраняют органы дыхания, глаза и лицо от поражения. Однако их используют только там, где в воздухе содержится не менее 18% кислорода, а суммарная объемная доля паро- и газообразных вредных примесей не превышает 0,5%.
Недопустимо применять промышленные противогазы для защиты от низкокипящих, плохо сорбирующихся органических веществ (метан, ацетилен, этилен и др.)
Если состав газов и паров неизвестен или их концентрация выше максимально допустимой, применяется только изолирующие противогазы ИП-4 и ИП-5.
Коробки промышленных противогазов строго специализированы по назначению (по составу поглотителей) и отличаются окраской и маркировкой. Некоторые из них изготавливаются с аэрозольными фильтрами, другие без них. Белая вертикальная полоса на коробке означает, что она оснащена фильтром.
Рассмотрим несколько примеров по основным АХОВ. Для защиты от хлора можно использовать промышленные противогазы марок А (коробка коричневого цвета), БКФ (защитного), В (желтого), Г (половина черная, половина желтая), а также гражданские противогазы ГП-5, ГП-7 и детские.
А если их нет? Тогда ватно-марлевую повязку, смоченную водой, а лучше 2%-м раствором питьевой соды.
От аммиака защищает противогаз с другой коробкой, марки КД (серого цвета) и промышленные респираторы РПГ-67КД, РУ-60МКД.
У них две сменных коробки (слева и справа). Они имеют ту же маркировку, что и противогазы. Надо помнить, что гражданские противогазы от аммиака не защищают. В крайнем случае надо воспользоваться ватно-марлевой повязкой, смоченной водой или 5%-м раствором лимонной кислоты.
Для защиты от АХОВ в очаге аварии используются в основном средства индивидуальной защиты кожи (СИЗК) изолирующего типа, общевойсковой защитный комплект ОЗК.
Для населения рекомендуются подручные средства защиты кожи в комплекте с противогазами. Это могут быть обычные непромокаемые накидки и плащи, а также пальто из плотного толстого материала, ватные куртки. Для ног — резиновые сапоги, боты, калоши. Для рук — все виды резиновых и кожаных перчаток и рукавицы.
В случае аварии с выбросом АХОВ убежища обеспечивают надежную защиту. Во-первых, если неизвестен вид вещества или его концентрация слишком велика, можно перейти на полную изоляцию (третий режим), можно также какое-то время находиться в помещении с постоянным объемом воздуха.
В крайнем случае при распространении газов, которые тяжелее воздуха и стелются по земле, как хлор и сероводород, можно спасаться на верхних этажах зданий, плотно закрыв все щели в дверях, окнах, задраив вентиляционные отверстия.
Выходить из зоны заражения нужно в одну из сторон, перпендикулярную направлению ветра, ориентируясь на показания флюгера, развевание флага или любого другого куска материи, наклон деревьев на открытой местности.
Первая помощь пораженным АХОВ
Она складывается из двух частей. Первая — обязательная для всех случаев поражения, вторая — специфическая, зависящая от характера воздействия вредных веществ на организм человека.
Итак, общие требования. Надо как можно скорее прекратить воздействия АХОВ. Для этого необходимо надеть на пострадавшего противогаз и вынести его на свежий воздух, обеспечить полный покой и создать тепло. Расстегнуть ворот, ослабить поясной ремень. При возможности снять верхнюю одежду, которая может быть заражена парами хлора, сероводорода, фосгена или другого вещества.
Специфические. Например, при поражении хлором, чтобы смягчить раздражение дыхательных путей, следует дать вдыхать аэрозоль 0,5%-го раствора питьевой соды. Полезно также вдыхать кислород. Кожу и слизистые промывать 2%-м содовым раствором не менее 15 мин.
При поражении аммиаком пострадавшему следует дышать теплыми водяными парами 10%-го раствора ментола в хлороформе, дать теплое молоко с боржоми или содой. При удушье необходим кислород, при спазме голосовой щели — тепло на область шеи, теплые водяные ингаляции.
https://www.youtube.com/watch?v=wFU4BpqtQvo
Если произошел отек легких, искусственное дыхание делать нельзя. Слизистые и глаза промывать не менее 15 мин водой или 2%-м раствором борной кислоты. В глаза закапать 2-3 капли 30%-го раствора альбуцида, в нос — теплое оливковое, персиковое или вазелиновое масло. При поражении кожи обливают чистой водой, накладывают примочки из 5%-го раствора уксусной, лимонной или соляной кислоты.
Конспект урока по обж на тему: "изготовление ватно-марлевой повязки"
Человек в процессе жизни стремится к улучшению
условий своего существования, создаёт
искусственную среду обитания, повышает
производительность труда и т.д. Однако это
способствует не только улучшению, повышению
уровня жизни и материальному благополучию
общества, но и приводит к возрастанию риска
аварий и катастроф технических средств.
Мир вокруг изменился, и эти изменения связаны
не только с политической и экономической
обстановкой. Новое оборудование, электроника,
персональные компьютеры и др. стали не только
помощниками, но и в некоторых случаях
источниками или причинами опасности. Наличие
вокруг нас потенциальных опасностей не означает,
что несчастье непременно произойдёт. Но знание,
как избежать этих опасностей, это уже половина
дела.
Причиной несчастных, а порой и трагических
случаев обычно служит наша беспечность или
неосторожность окружающих. Чтобы сохранить своё
здоровье и жизнь, надо хорошо знать элементарные
правила безопасности.
Неумение обеспечить безопасность
жизнедеятельности в реальной окружающей среде
отрицательно влияет на здоровье человека и
общества в целом.
Одной из важнейших задач данного предмета
является практическая отработка навыков
безопасного поведения обучаемых, характерных
для данного региона.
Многие города нашей страны являются
промышленными и, соответственно, как все
промышленные города, они в определённой степени
являются объектами потенциальной опасности для
людей и окружающей среды. Хладокомбинаты,
мясокомбинаты, водоочистные сооружения и т.п.
являются объектами, на которых при аварии
возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака
и других отравляющих веществ. Знание учащимися
состава и назначения средств индивидуальной
защиты, умение изготавливать простейшие из них
могут пригодиться им в дальнейшей жизни.
Мы хотим предложить вам разработку урока про
практическому изготовлению ватно-марлевой
повязки. Урок может быть проведён в любом классе.
Мы его проводили в 10-х классах.
Тема урока: “Изготовление ватно-марлевой
повязки” (практическое занятие)
Цели урока:
- проверить усвоение знаний по теме “Средства
индивидуальной защиты”; - научиться изготавливать простейшие средства
защиты органов дыхания; - провести тренировку по применению средств
индивидуальной защиты органов дыхания.
Оборудование:
- на одного ученика:
- марля (100 х 50 см),
- вата (30 х 20 см, толщиной 2 см),
- нитки,
- иголка,
- ножницы,
- технологическая карта,
- индивидуальный пакет для хранения ВМП,
- плакат “Индивидуальные средства защиты”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка наличия учащихся, готовность к
занятию.
II. Проверка усвоения пройденного материала
(проверка домашнего задания)
Вариант 1.
Тестовое задание.
1. Какое из перечисленных средств защиты не
является средством защиты органов дыхания:
А) противогаз общевойсковой;
Б) респиратор;
В) индивидуальный противохимический пакет;
Г) противопыльная тканевая маска?
2. Для определения размера противогаза
необходимо знать:
А) рост человека;
Б) высоту лица;
В) обхват груди.
3. Шлем-маска гражданского противогаза ГП-5
имеет:
А) 2 роста;
Б) 3 роста;
В) 4 роста;
Г) 5 ростов.
4. Что не относится к специальной защитной
одежде:
А) лёгкий защитный костюм Л-1;
Б) защитный комбинезон;
В) производственная одежда;
Г) общевойсковой защитный комплект?
5. Индивидуальный противохимический пакет ИПП-8
предназначен:
А) для обезвреживания капельно-жидких
отравляющих веществ, попавших на открытые
участки кожи и одежду;
Б) для оказания само- и взаимопомощи в целях
предотвращения тяжёлых последствий воздействия
отравляющих веществ и т.п.;
В) оказания первой медицинской помощи при
травмах.
6. Для более надёжной защиты от АХОВ, например,
от хлора, рекомендуется ВМП смочить:
А) 5 % раствором лимонной (уксусной) кислоты;
Б) 2 % раствором питьевой соды;
В) 2 % раствором перманганата калия (марганцовкой).
Ключ: 1 – В, 2 – Б, 3 – В, 4 – В, 5 – А, 6 – Б.
Вариант 2.
Фронтальный опрос.
- Для чего предназначены средства индивидуальной
защиты (СИЗ) и что к ним относится? - Какие основные типы противогазов и
респираторов используются населением для защиты
органов дыхания? - Назовите простейшие средства защиты органов
дыхания. - Подлежат ли респираторы повторному применению?
- Назовите средства защиты кожных покровов, их
назначение и правила пользования.
Вариант 3.
Индивидуальные карточки. ( см.Приложение.)
При проверке домашнего задания возможно
использование нескольких вариантов
одновременно.
III. Изучение нового материала
Объявление темы и цели урока.
– Как мы с вами уже знаем, средства
индивидуальной защиты предназначены для
предотвращения сверхнормативного воздействия
на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и
паров, попавших в окружающую среду при
разрушении оборудования и коммуникаций
соответствующих объектов и при применении
оружия массового поражения. И сегодня на уроке мы
с вами изготовим простейшее средство защиты
органов дыхания – ватно-марлевую повязку и
проведём тренировку по применению ВМП.
Практическая часть.
А) Вводный инструктаж.
Берут кусок марли 100 х 50 см; в средней части
куска на площади 30 х 20 см кладут ровный слой ваты
толщиной примерно 2 см; свободные от ваты концы
марли (около 30–35 см) с обеих сторон посередине
разрезают ножницами, образуя две пары завязок;
завязки обшивают.
Хочу обратить ваше внимание, что при отсутствии
ваты можно изготовить марлевую повязку. Для
этого вместо ваты на середину куска укладывают
5–6 слоёв марли.
- Критерии контроля качества.
- Инструктаж по ТБ.
Б) Изготовление ВМП.
Текущий контроль за выполнением работ и
соблюдением ТБ при работе с иголкой и ножницами.
В) Гимнастика для глаз. (Рисунок 3)
Г) Проверка изделий.
Д) Упражнение по применению ВМП в случае
выброса хлора или аммиака.
Инструкция по правильному применению ВМП
с демонстрацией:
ВМП или марлевую повязку при использовании
накладывают на лицо так, чтобы нижний край её
закрывал низ подбородка, а верхний – доходил до
глазных впадин, при этом она должна хорошо
закрывать рот и нос. Разрезанные концы повязки
завязываются: нижние – на темени, верхние – на
затылке. (Рисунок 4)
Можно задать вопросы:
– При выбросе хлора чем можно смочить ВМП для
более надёжной защиты органов дыхания? (Смочить
2%-ным раствором питьевой соды)
– Чем смачивают ВМП при выбросе аммиака? (5%-ным
раствором лимонной кислоты)
Команда: “Ватно-марлевую повязку
одеть! Газы!”
Одевание ВМП, проверка правильности
закрепления ВМП.
Команда: “Ватно-марлевую повязку
снять!”
Упаковать ВМП в индивидуальные пакеты и
подписать их.
IV. Закрепление материала
Ответить на вопросы:
– Что необходимо иметь для изготовления ВМП?
– Для чего служит ВМП?
V. Подведение итогов (выставление оценок
за практическую часть занятия)
VI. Домашнее задание: изготовить ВМП
для своей семьи.
Тест на тему «обеспечение защиты населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Тест на тему «Обеспечение защиты населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»
Класс: 8
Определите один правильный ответ и впишите его в бланк ответов.
1.Для защиты от отравляющих веществ нужно использовать
А) убежище, укрытие
Б) убежище, противогаз
В) укрытие, противогаз
2.Для изготовления ватно – марлевой повязки необходимо взять кусок марли размером:
А) 80 Х 40 см
Б) 90 Х 45 см
В) 100 Х 50 см
3.При изготовлении ватно – марлевой повязки в средней части куска кладут ровный слой ваты толщиной:
А) 1-2 см
Б) 2-3 см
В) 3-4 см
4. Какой сигнал ГО означает завывание сирены, прерывистые гудки предприятий и транспортных средств?
А) «Воздушная тревога»
Б) «Радиационная опасность»
В) «Внимание всем!»
5. Каким раствором надо смочить ватно – марлевую повязку при аварии с утечкой хлора?
А) 2% – ным раствором соды
Б) 2% – ным раствором нашатырного спирта
В) 5% – ным раствором лимонной кислоты
6. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка аммиака. Вы можете оказаться в зоне заражения, живете на 1 – м этаже девятиэтажного дома. Как вы поступите?
А) останетесь в своей квартире
Б) укроетесь в подвале здания
В) поднимитесь на верхний этаж
7. Для защиты от проникающей радиации нужно использовать:
А) противогаз, укрытие
Б) респиратор, убежище
В) убежище, укрытие
8. Назовите единицу дозы облучения:
А) Рентген
Б) Паскаль
В) Вольт
9. Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания?
А) костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм (ОЗК), защитная фильтрующая одежда
Б) убежище, противорадиационное укрытие (ПРУ), щели
В) противогаз, респиратор, противопыльная тканевая маска (ПТМ-1), ватно-марлевая повязка (ВМП)
10. Перечислите составные части противогаза:
А) шлем – маска, клапаны вдоха и выдоха, фильтрующая коробка, очковый узел
Б) клапаны вдоха и выдоха, фильтрующая коробка, очковый узел, обтюратор, переговорное устройство
В) шлем – маска, клапаны вдоха и выдоха, фильтрующая коробка, переговорное устройство
11. Бесцветный газ с запахом нашатырного спирта, легче воздуха, хорошо растворимый в воде:
А) Хлор
Б) Аммиак
В) Синильная кислота
12. Перечислите средства, и способы оповещения на случай чрезвычайной ситуации, представленные на рисунке и впишите их в бланк ответов:
Ответы:
|
Оценка:
17-18 баллов – “отлично”
14-16 баллов – “хорошо”
9 – 13 баллов – “удовлетворительно”
Бланк ответов, выдаваемый для заполнения ученику:
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Ответ | 1 | 5 | |||||||||||
Количество баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
3 | 7 | ||||||||||||
4 | |||||||||||||
За каждый правильный ответ- 1 балл (макс.7 баллов) |