Конспект урока по теме: «огонь. вода.газ», фгос
-Ответьте на такой вопрос:
Что, дотронувшись едва,
Превращает дом в дрова? (огонь)
– Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)
СЛАЙД №3
– С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
– Кто из вас не знает стихотворения С.Маршака «Кошкин дом». Напомните, как оно начинается.
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила…
-Почему кошка так отреагировала на пожар?
-Вспомните, от чего загорелся кошкин дом? ( Ответы детей) от искры от печки, ИГРАЛА со спичками.
– Прочтите слова В. Маяковского:
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
– Подумайте, от чего возникают пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
– Давайте посмотрим, все ли причины вы назвали:
-неисправность электрических приборов;
-забывчивость;
-искра из печи, камина;
-легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол)
-игры со спичками;
-керосин, бензин, газ.
Самые главные виновники пожаров – люди.
-Прочитайте текст на стр. 4-5 и постарайтесь запомнить, как нужно вести себя во время пожара.
– Какие меры нужно предпринять во время пожара? (Ответы детей)
– В какую службу можно обратиться за помощью?
-Читаем и запоминаем. (Со слайда)
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 101.
IV Первичное закрепление.
Игра «Крестики-нолики»
Цель – обобщить полученные знания. Дети работают по парам с карточками.
Рефлексия: Что я узнал о пожаре и как себя вести во время пожара.
-Отметьте красным цветом причины опасности в квартире, в окружающей среде.
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
– Проверяем. Объясните свой выбор.
Работа в группах
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поработать группами. У вас на столе лежит телефон. Вызвать пожарную охрану
Ученик «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
называть адрес,
сообщить, где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
как лучше подъехать к дому;
Все это нужно сообщить быстро, без запинок.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Запрещается-разрешается»
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
Физминутка ( музыкальная с движениями)
V Вода в доме.
Цель – познакомить с правилами поведения при аварии водопровода
– Но кроме пожара, в доме могут возникнуть и другие опасности. Отгадайте загадку:
Чего в решете не унести?
– Какие же опасности таит в себе домашний трубопровод? Ответы детей по слайду:
-прорвало
-затопило
-закрыть
– Прочитаем текст «Вода в доме» в учебнике на стр. 5 и определим « Какие опасности таит в себе домашний трубопровод? Что делать , если в квартире авария водопровода?
-Рассмотри рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
(Прорвало трубу;
Вентиль горячей и холодной воды;
Звони соседям, диспетчеру, родителям.)
– Читаем далее.
Вопросы по содержанию:
– Как действовать при аварии водопровода?
– Какие слова необходимы для рассказа об аварии водопровода? (Вентиль, диспетчер)
– У ребят было индивидуальное задание – найти значение этих слов.
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)
– Какой литературой вы пользовались при подборе материала?
VII. Если чувствуешь запах газа
Цель – познакомить с правилами поведения при утечке газа.
Огнём и водой люди пользуются ежедневно. Люди всё чаще стали использовать природный газ в повседневной жизни.
– Когда газ человеку друг?
– А когда газ может стать врагом?
– Что может стать причиной взрыва?
Газ может быть очень опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Прочитайте текст в учебнике на стр. 6. И подумайте над вопросом:
– Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа? (Нужно вызвать мастера; нельзя зажигать спички, звонить лучше от соседей, т.к. для взрыва газа достаточно даже крошечной искры в телефонном аппарате).
– Рассмотри рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают? (Открой окно; закрой кран газа; перекрой кран газа на трубе: звони в газовую службу — 104).
При запахе газа ни в коем случае нельзя зажигать огонь и включать свет (в выключателе может проскочить искра). Нужно немедленно перекрыть газовую трубу (необходимо знать, где перекрывается газовый кран), проветрить квартиру, вызвать работника службы газа.
Чтобы избежать опасной ситуации, при малейшем запахе газа проверяйте, нет ли утечки. Специалисты проверяют утечку мыльной пеной.
Чтобы самому не стать причиной неисправности газовой сети, к ней нужно относиться серьезно. Например, никогда не виснуть и не качаться на трубах.
Возможные причины утечки газа:
1. Неосторожность: выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты.
2. Неисправность газового оборудования: утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдай следующие правила:
Правило 1. Срочно скажи об этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же открыть окна и проветрить квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно позвони по телефону 104 от соседей.
Правило 5. Ни в коем случае не включай свет и не зажигай спички.
– Посмотрите к каким ужасным последствиям приводит взрыв бытового газа. СЛАЙД
Если ты почувствовал запах газа в квартире, помни:
Газовой службы телефон – 104.
Единая диспетчерская служба «112» доступна по сотовому телефону
Первичное закрепление:
– Выполним задание в тетради стр. 3 № 1.
(Укажи стрелкой правильное действие для каждого случая.)
РТ стр.4 № 3, стр.5 № 6
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Викторина «Тело человека и охрана здоровья»
• Какие «охранные посты» не пропускают в твое тело невидимых врагов?
• Куда посылает «телеграмму» мизинец, если ты его уколешь?
• Почему на сломанную руку или ногу накладывают гипс?
• Почему собака так жадно ищет весной зеленую травку?
• Почему считают, что лучший отдых не покой, а перемени деятельности?
• Наблюдал ли ты, как умываются разные звери и птицы?
• Почему говорят: «В здоровом теле — здоровый дух»?
• Что означает поговорка: «Недосол — на столе, пересол — на спине»?
• Главные силачи человека — что это?
• Как называют людей, отдающих больным свою кровь?
• Кто «всему голова» у человека?
• Назовите пять главных помощников мозга.
III. Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке будем говорить о нашей безопасности.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Домашние опасности
— Вспомните уроки «Домашние опасности» во 2 классе. Назовите опасности, которые подстерегают нас дома. (Электроприборы, острые и режущие предметы, бытовая химия, легковоспламеняющиеся вещества; может возникнуть пожар.)
(Учитель делит класс на три группы.)
– В квартире или доме могут возникнуть опасные ситуации: пожар, авария водопровода, утечка газа. По учебнику (вторая часть учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс) на с. 4-6 изучите, как нужно вести себя в этих ситуациях. Результаты работы в группах представьте классу.
(Учитель предлагает учащимся выбрать ситуацию для подготовки сообщения: пожар, авария водопровода, утечка газа. Дети, пользуясь текстом учебника, составляют правила поведения при возникшей опасности.)
Пожар
— Расскажите, как надо действовать, если возник пожар.
(Дети первой группы выступают с сообщением.)