Все основные датчики автомобиля: типы, параметры и диагностика

Все основные датчики автомобиля: типы, параметры и диагностика Анемометр

Датчик дождя в автомобиле

Место установки: интегрирован вместе с датчиком освещенности в один блок, расположенный за ветровым стеклом в области действия стеклоочистителей, недалеко от внутреннего зеркала.

Физический принцип действия: передача и прием инфракрасного излучения. Назначение/принцип действия: измеряет количество осадков, попавших на ветровое стекло. Если регистрируется определенное количество осадков на ветровом стекле, то с помощью алгоритма расчета в модуле автоматического управления наружным освещением или GEM генерируется цифровой частотно модулированный сигнал на включение стеклоочистителей. Напряжение питания примерно 12 В. Тип сигнала: цифровой код. При неисправности заносится код ошибки.

Диоды-излучатели (светодиоды) выдают инфракрасное излучение, проходящее через ветровое стекло и отражающееся его внешней стороной. Диоды-приемники (фотодиоды) регистрируют интенсивность отраженного излучения.

Угол, под которым направлено излучение, выбран так, что при отсутствии дождя внешней стороной стекла (граница стекла и воздуха) отражается 100% излучения. При сухой поверхности стекла инфракрасное излучение доходит до диода-приемника практически без уменьшения интенсивности (полное отражение).

При мокром стекле инфракрасное излучение поглощается каплями воды и доходит до диода-приемника только частично (частичное отражение). Зарегистрированная интенсивность излучения зависит от интенсивности дождя, т. к. дождевые капли частично препятствуют отражению от поверхности стекла. Чем более влажным становится стекло, тем ниже процент отражения.

Доля отраженного света является управляющей величиной для интервального таймера стеклоочистителей. С ее помощью сенсор дождя регулирует в зависимости от «измеренного» количества осадков скорость стеклоочистителя.

Датчик дождя не поддается диагностике.

Если во время работы стеклоочистителей регистрируется неисправность, стеклоочистители продолжают работать с последней установленной скоростью.

В некоторых автомобилях при выполнении перечисленных ниже условий производится автоматическая калибровка сенсора:

  1. В старых моделях после включения автоматического режима стеклоочистителя происходит инициализация, при которой стеклоочистители один раз приводятся в действие. Таким образом определяется фактическое состояние наружной поверхности стекла (например, потертости стекла от мелких камней и песка) или возможное стойкое (не удаляемое щетками) загрязнение рабочей зоны, которые учитываются при дальнейшей работе.
  2. В новых моделях автоматическая калибровка выполняется, только если выключатель стеклоочистителя перед включением зажигания находился не в положении автоматического режима.

В зависимости от автомобиля и оснащения можно настроить чувствительность сенсора дождя. Соответствующие указания содержатся в руководстве по эксплуатации.

В автомобилях с отражающим инфракрасное излучение ветровым стеклом «Solar Reflect» (атермальное стекло) установлен модуль сенсора освещенности/дождя, учитывающий покрытие стекла. Такой модуль нельзя заменять модулем для автомобилей без отражающего инфракрасное излучение ветрового стекла, т. к. при этом не будет обеспечена корректная работа сенсора дождя.

Датчик массового расхода (maf)

Место установки во впускном тракте, за воздушным фильтром. Физический принцип действия: термоанемометрический расходомер воздуха с проволочным элементом или термоанемометрический горячепленочный расходомер воздуха. MAF измеряет массу поступающего в автомобильный двигатель воздуха.

Принцип действия расходомера воздуха с проволочным элементом MAF: поток воздуха проходит через трубку Вентури, находящуюся в корпусе MAF.

Возникающее в трубке разрежение вызывает подсос определенного количества воздуха через обходной канал.

В обходном канале находится проволочный нагревательный элемент и резистор температурной компенсации. Датчик температуры воздуха измеряет температуру проходящего воздуха, который охлаждает проволочный нагревательный элемент.

Блок управления подает на проволоку определенный ток для поддержания постоянной разницы температур проволоки и потока воздуха. При этом способе измерения учитывается плотность воздуха, т. к. от неё зависит величина теплопередачи от проволоки к охлаждающему её воздуху.

Ток нагрева проволочного элемента является, таким образом, мерой массового расхода воздуха. На основе этого тока в блоке обработки датчика генерируется пропорциональный массовому расходу воздуха сигнал напряжения, который передается на PCM. Здесь существует следующая закономерность:

  • малый массовый расход воздуха – низкое напряжение (примерно 0,5 В);
  • большой массовый расход воздуха – высокое напряжение (примерно 5 В).

Принцип действия пленочного расходомера воздуха MAF: в зависимости от стратегии управления двигателем пленочный расходомер воздуха MAF может быть аналоговым или цифровым.

Пленочный расходомер воздуха MAF способен распознавать направление потока воздуха. Для этого на поверхности кристалла выполнены два элемента измерения температуры, каждый из которых нагревается от электрического нагревательного элемента и охлаждается потоком воздуха.

Блок управления подает на нагревательный элемент такой ток, чтобы поддерживать постоянную разницу между температурами нагревательного элемента и потока воздуха.

На основании сигналов обоих элементов измерения температуры можно определить как массовый расход воздуха, так и направление потока. Поэтому даже при сильных пульсациях потока воздуха можно точно рассчитать массовый расход воздуха.

Направление потока определяется при сравнении значений температур измерительных элементов (первый по отношению к набегающему потоку элемент охлаждается сильнее, т. е. его температура меньше).

Напряжение питания (некоторые варианты) примерно 12 В или опорное напряжение примерно 5 В. Тип сигнала: постоянное напряжение: 0,5 – 4,75 В или частота 700– 10000 Гц.

Вывод сигнала MAF в регистраторе данных зависит от варианта автомобиля. Данные могут выводиться в вольтах (В) и в граммах за секунду (г/с). Выданное расходомером MAF значение зависит от модификации системы впуска, а также от рабочего объема двигателя машины.

Значение сигнала аналогового MAF при максимальном ускорении и полной нагрузке на 3 передаче должно превышать 4 В.

Цифровой MAF: частота изменяется с ростом частоты вращения и расхода воздуха.. Кроме того, массовый расход воздуха и сигнал сенсора зависит от конструкции впускного тракта.

Значение сигнала цифрового MAF при максимальном ускорении на 3-ей передаче примерно 120 – 150 г/сек. В некоторых автомобилях значения расхода воздуха отображаются в кг/час.

В новые расходомеры MAF встроен датчик IAT. Он предназначен, в основном, для коррекции сигнала MAF. В результате обеспечивается более точное измерение массового расхода воздуха. Физический принцип работы, а также способы проверки те же, что и у отдельного датчика IAT.

В некоторых автомобилях после замены расходомера MAF требуется выполнить сброс параметров в модуле управления с помощью диагностического прибора. Необходимые указания содержатся в актуальной литературе для станций технического обслуживания.

Датчик положения распределительного вала (cmp)

Место установки в головке блока цилиндров, в зависимости от положения задающего ротора. Существуют следующие типы задающих роторов: задающий ротор с выступом на распределительном вале и задающий ротор на зубчатом шкиве распределительного вала.

Физический принцип действия: эффект Холла или индуктивный. Служит для распознавания положения ВМТ первого цилиндра для определения последовательности впрыска.

CMP улавливает перемещение одного или нескольких выступов на распределительном вале или изменение положения задающего ротора на зубчатом шкиве распределительного вала. Количество сигналов и расстояния между сигналами зависит от типа системы впрыска и от соответствующей стратегии управления двигателем.

Опорное напряжение: индуктивный зонд примерно 5 В / 12 В; датчик Холла 12 В. Тип сигнала: синусоидальный (индуктивный); прямоугольной формы (эффект Холла). Сопротивление индуктивного сенсора 200 – 900 кОм. Частота сигнала зависит от скорости вращения.

Диагностика DTC не для всех систем – зависит от программного обеспечения. Проверяется направленной диагностикой (при наличии), цифровым мультиметром DMM (индуктивный зонд) и осциллографом. На рисунке ниже индуктивный сигнал системы последовательного впрыска во впускной коллектор на холостом ходу на осциллографе.

Частота и амплитуда сигнала индуктивного CMP растет пропорционально увеличению частоты вращения распределительного вала. Таким образом, надежный сигнал можно получить только начиная с определенной частоты вращения распределительного вала (частоты вращения коленчатого вала двигателя). Этот тип CMP используется преимущественно в системах последовательного впрыска бензина во впускной коллектор.

Последовательный впрыск во впускной коллектор производится, когда частота вращения коленчатого вала двигателя достигает 400 — 600 об/мин. Для распознавания положения ВМТ первого цилиндра в этих системах используется контрольный выступ, проходящий возле датчика CMP за один рабочий цикл (два оборота коленчатого вала).

Напряжение прямоугольного сигнала (эффект Холла) генерируется не независимо от частоты вращения. При увеличении/уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя изменяется только частота сигнала. На рисунке ниже сигнал Холла в системе прямого (непосредственного) впрыска бензина на холостом ходу на осциллографе.

Про анемометры:  Единицы измерения магнитных величин

CMP на основе эффекта Холла в основном используются в двигателях с прямым (непосредственным) впрыском топлива. Использование этого типа сенсоров обусловлено возможностью однозначного и быстрого определения последовательности впрыска при запуске с относительно низкой частотой вращения коленчатого вала (в дизельных двигателях Common-Rail 250 – 300 об/мин).

В зависимости от стратегии управления двигателем для распознавания цилиндра может предусматриваться один или несколько выступов на распределительном вале/задающем роторе. Последовательность сигналов зависит от размеров выступа (выступов) (в зависимости от сигнала CMP), а также, от стратегии управления двигателем.

Датчик температуры воздуха на впуске (iat)

Место установки во впускном тракте – на корпусе воздушного фильтра или за ним. Это зависит от конструкции автомобиля. Физический принцип действия NTC-резистор. IAT измеряет текущую температуру воздуха на впуске.

В зависимости от температуры воздуха на впуске изменяется сопротивление, а следовательно, падение напряжения на измерительном элементе.

Рабочий диапазон: опорное напряжение примерно 5 вольт. Тип сигнала – постоянное напряжение: 0,2 – 4,5 вольт.

При неисправности заносится код ошибки (DTC). Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DMM. Параметры температуры отображаются в регистраторе данных.

Температура, °CСопротивление, кОмНапряжение, В
– 40860 – 9004,51 – 4,54
– 30501 – 6454,46 – 4,49
– 20253 – 2894,31 – 4,35
– 10170 – 1964,17 – 4,23
089 – 1023,82 – 3,92
1062,0 – 70,03,5 – 3,7
2035,0 – 40,03,0 – 3,2
3025,0 – 28,02,6 – 2,8
4015,0 – 17,02,0 – 2,2
5011,0 – 13,01,7 – 1,9
607,1 – 8,01,2 – 1,4
705,0 – 6,20,9 – 1,2
803,0 – 4,50,6 – 0,9
902,4 – 3,50,5 – 0,7
1001,9 – 2,50,4 – 0,5
1101,5 – 1,70,3 – 0,4
1201,0 – 1,30,2 – 0,3

IAT часто интегрирован в следующие узлы: в датчик MAF (массовый расход воздуха) (в этом случае обозначается как MAFT (массовый расход и температура воздуха)) и в датчик MAP (абсолютное давление в коллекторе) (в этом случае обозначается как MAPT (температура и абсолютное давление во впускном коллекторе)).

Свойства интегрированного IAT идентичны свойствам отдельного зонда IAT. В некоторых системах сигнал IAT используется также для расчета температуры электролита аккумуляторной батареи.

Датчик температуры отработавших газов

Место установки зонда в системе выпуска ОГ перед катализатором или за ним. В автомобилях с турбонаддувом устанавливается рядом с турбонагнетателем в обратном или выпускном трубопроводе.

Физический принцип действия: PTC (положительный температурный коэффициент) резистор или NTC (отрицательный температурный коэффициент) резистор.

Назначение/принцип действия: измеряет температуру отработавших газов. В зависимости от температуры отработавших газов изменяется сопротивление, а следовательно, падение напряжения на зонде.

Температура, °CСопротивление, ОмНапряжение, В
-404604679795,000
-201027199225,000
0285479135,000
10161067695,000
2094495134,999
5023262454,998
1003712554,987
150914324,946
200302824,840
250123894,627
30059244,278
40017723,196
5007242,100
6003631,332
7002070,857
8001310,579
900890,409
1000640,303

Рабочий диапазон: опорное напряжение примерно 5 вольт. Тип сигнала: постоянное напряжение: 0,2 – 4,8 В.

При неисправности заносится код ошибки (DTC). Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DMM. Параметры температуры отображаются в регистраторе данных.

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ect) и температуры головки блока (cht)

Место установки датчика ECT в малом контуре охлаждающей жидкости двигателя автомобиля. Датчик CHT установлен на головке блока цилиндров.

Физический принцип действия: NTC-резистор. ECT/CHT измеряет температуру охлаждающей жидкости или соответственно температуру головки блока цилиндров.

В зависимости от температуры охлаждающей жидкости или температуры головки блока изменяется сопротивление, а следовательно, падение напряжения на зонде.

Опорное напряжение примерно 5 В. Тип сигнала: постоянное напряжение. При неисправности заносится код ошибки DTC. Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром DMM. Параметры температуры отображаются в регистраторе данных.

Номинальные параметры датчика температуры охлаждающей жидкости ECT-/CHT в системах Visteon

Температура, °CСопротивление, кОмНапряжение, В
–40860 – 9004,51 – 4,54
–30501 – 6454,46 – 4,49
–20253 – 2894,31 – 4,35
–10170 – 1964,17 – 4,23
089,0 – 1023,82 – 3,92
1062,0 – 70,03,5 – 3,7
2035,0 – 40,03,0 – 3,2
3025,0 – 28,02,6 – 2,8
4015,0 – 17,02,0 – 2,2
5011,0 – 13,01,7 – 1,9
607,1 – 8,01,2 – 1,4
705,0 – 6,20,9 – 1,2
803,0 – 4,50,6 – 0,9
902,4 – 3,50,5 – 0,7
1001,9 – 2,50,4 – 0,5
1101,5 – 1,70,3 – 0,4
1201,0 – 1,30,2 – 0,3

ПРИМЕЧАНИЕ: Для датчиков CHT при измерениях с помощью регистратора данных после «скачка напряжения» (подключения второго сопротивления) выдаются другие значения.

Сигнал CHT недостаточно точен при высоких температурах, т. е. он не обеспечивает точной работы во всем диапазоне измерений.

Для компенсации этого эффекта характеристическая кривая температуры сдвигается путем подключения второго сопротивления непосредственно в модуле PCM. Температура подключения и отключения второго сопротивления определяется стратегией управления двигателем (программой).

Температуры включения/отключения второго сопротивления могут быть смещены друг относительно друга (гистерезис). Это делается для того, чтобы предотвратить постоянное включение/отключение второго сопротивления при длительной работе двигателя с соответствующей моменту переключения температурой ОЖ. Пример:

  1. Системы Visteon (дизельный двигатель): температура включения: 78 °C, температура отключения: 62 °C;
  2. Системы Siemens (дизельный двигатель): температура включения: 85 °C, температура отключения: 80 °C.

Датчик частоты вращения колеса

Место установки на корпусах ступичных подшипников передних и задних колес. Физический принцип действия: индуктивный (пассивный) или магниторезистивный (активный).

Назначение/принцип действия: измеряют частоту вращения отдельных колес. В зависимости от принципа работы генерируется сигнал переменного напряжения (индуктивный) или сигнал PWM с постоянной частотой (магниторезистивный).

При индуктивном принципе: частота, а также амплитуда сигнала увеличиваются пропорционально росту частоты вращения колеса..При магниторезистивном: пропорционально росту частоты вращения колеса увеличивается только скважность сигнала PWM.

Напряжение питания 11,3 – 11,5 В. Сопротивление 0,9 – 1,4 кОм (индуктивный датчик). При неисправности заносится код ошибки (DTC). Проверяется направленной диагностикой (при наличии),цифровым мультиметром DMM (индуктивный сенсор) и осциллографом. Сигнал отображается в регистраторе данных.

В регистраторе данных рекомендуется отображать сигналы в виде гистограммы. В этом случае при прямолинейном движении у столбиков сигналов всех четырех сенсоров должна быть одинаковая длина.

Если один сигнал (или несколько сигналов) заметно отличается, то, возможно, в цепи этого сенсора возникла ошибка.

С конца 90-х годов широко применяются так называемые активные (магниторезистивные) сенсоры частоты вращения колеса. В отличие от индуктивных сенсоров они способны регистрировать частоту вращения, начиная с состояния покоя, что необходимо, например, для антипробуксовочных систем в момент начала движения.

Активный сенсор колеса состоит из двух магниторезистивных сопротивлений, которые соединены с двумя постоянными сопротивлениями по мостовой схеме (измерительный мост Витстоуна).

Благодаря такой схеме удается компенсировать влияние температуры и процессов старения на сигнал вращения колеса. Измерительный мост находится в непосредственной близости от задающего ротора, состоящего из постоянных магнитов с чередующейся полярностью.

Задающий ротор жестко соединен со ступицей или внутренним кольцом ступичного подшипника и вращается с частотой вращения колеса. В сенсор встроен блок обработки результатов измерений, который преобразует полученный в результате измерения синусоидальный сигнал в сигнал PWM с постоянной частотой.

Для работы необходимо подать напряжение питания, для этого на сенсоре есть два электрических контакта. Сигнал генерируется из тока, проходящего через сенсор. Ток большой силы (примерно 14 мА) интерпретируется модулем ABS/системы поддержания курсовой устойчивости как сигнал высокого уровня, ток малой силы (примерно 7 мА) как сигнал низкого уровня.

Чтобы модуль ABS/системы поддержания курсовой устойчивости мог правильно обработать сигнал пассивного зонда частоты вращения колеса (индуктивный), необходима достаточная амплитуда сигнала. Это означает, что пригодный к использованию сигнал может быть сгенерирован только начиная с некоторой минимальной скорости (примерно 5 — 7 км/ч, в зависимости от системы).

Про анемометры:  Подключение поплавкового датчика через промежуточное реле

Как активный, так и пассивный сенсор частоты вращения колеса не изнашивается. В связи с использованием постоянных магнитов на сенсорах и задающих роторах могут оседать металлические частицы, например, частицы, образующиеся в процессе износа тормозных колодок.

Неисправности и проверка работоспособности

Практика эксплуатации МАП сенсора показывает, что нарушение его работоспособности нередко связано с неправильным монтажом. Необходимо понимать, что устанавливать прибор следует в точке, находящейся выше входного коллектора, а также рампы газового распределителя и фильтра тонкой очистки, к низу разъёмом (фишкой). Это исключает скопление пара, загрязнений и конденсата в корпусе датчика, повышает надёжность, корректность его работы.

Первыми признаками того, что МАП сенсор вышел из строя, являются:

  • произвольный переход с газа на бензин и обратно;
  • машина отказывается переходить на газ;
  • «плавающие обороты» на холостом ходу;
  • рывки при резком нажатии на акселератор;
  • потеря приемистости;
  • повышенный расход газа.

Помимо субъективной оценки можно применить «научный» подход с использованием вольтметра (для измерения напряжения) и медицинского шприца (для создания вакуума). Однако вряд ли найдётся много желающих утруждать себя подобным экспериментом.

Самый точный метод проверить работоспособность прибора (по давлению) — с помощью сервисного диагностического оборудования.

Чаще всего причиной неполадки является пробой датчика давления, он перестаёт фиксировать изменение давления газа. Однако и датчик разрежения может дать сбой, например в том случае, если перепутаны шланги давления и разрежения. Но есть производители, которые объединяют эти датчики для управления одним контроллером, тогда подключить шланги к map sensor можно в любом порядке.

Замена тройника
Замена вакуумного тройника (ремкомплекта) МАП-сенсора

Другой причиной может стать окисление проводов или утечка газа из-за износа резиновых уплотнителей (колец), потеря герметичности пластикового штуцера-тройника. Дефект не сложно обнаружить путём визуального контроля, а также исправить (в продаже имеется ремкомплект).

Большинство автомобилистов при возникновении малейших проблем с нормальной работой ГБО 4 поколения не стремятся проверить мап сенсор, а торопятся его поменять. В то же время во многих случаях есть реальная возможность «реанимировать» этот прибор, после чего он способен успешно проработать не один год. Таким образом, можно сэкономить порядка 3 тыс. рублей. Стоит ли игра свеч, каждый решает сам.

Планарный (с пластинчатым чувствительным элементом) широкополосный лямбда-зонд ho2s

Планарный широкополосный лямбда-зонд позволяет выполнять измерения в отработавших газах, не соответствующих стехиометрическому соотношению (лямбда = 1).

Широкополосный HO2S может измерять коэффициент избытка воздуха лямбда в диапазоне 0,7 – 2,8, причем он выдает однозначный, непрерывный сигнал тока (так называемый ток накачки – ток, потребляемый элементом кислородной накачки, об этом см. ниже).

Это свойство широкополосного лямбда-зонда HO2S позволяет использовать его не только в системах управления бензиновых двигателей, работающих на почти стехиометрической (ни бедной, ни богатой) смеси (лямбда = 1), но и в системах управления бензиновых двигателей, работающих на обедненных смесях (лямбда > 1).

Пример: планарный широкополосный лямбда-зонд HO2S в системе прямого (непосредственного) впрыска бензина.

Широкополосный HO2S состоит из гальванического элемента Нернста и элемента кислородной накачки, транспортирующего ионы кислорода. Между элементом кислородной накачки и гальваническим элементом Нернста есть диффузионный зазор, в который поступают отработавшие газы. Он является областью измерения.

Гальванический элемент Нернста с одной стороны связан каналом с наружным воздухом, а с другой стороны с областью измерения. Он работает как обычный триггерный лямбда-зонд, выдавая сигнал, соответствующий коэффициенту избытка воздуха в области измерения.

В область измерения организовывается такой приток ионов кислорода, чтобы коэффициент избытка воздуха лямбда в ней был равен 1 (это делается с помощью элемента кислородной накачки).

Электронный блок, запитываемый опорным напряжением, анализирует создаваемую гальваническим элементом разность потенциалов и управляет током накачки ионов кислорода с целью поддержания этой разности потенциалов на определенном неизменном уровне. Генерируемая таким образом величина тока накачки и является выходным сигналом лямбда-зонда, по которому судят о концентрации кислорода в отработавших газах.

При наличии отработавших газов с большим содержанием кислорода (работа двигателя на бедных смесях) основной элемент кислородной накачки управляется таким образом, что он откачивает ионы кислорода из области измерения. Управление осуществляет электронный блок; направление тока при этом положительное.

При наличии отработавших газов с малым содержанием кислорода (работа двигателя на богатых смесях) элемент кислородной накачки управляется таким образом, что он накачивает ионы кислорода в измерительное пространство (электрический ток в обратную сторону). Управление осуществляет электронный блок; направление тока при этом отрицательное.

По току накачки однозначно определяется состав смеси. Коэффициенту избытка воздуха лямбда = 1 (14,7 кг воздуха на 1 кг топлива) соответствует ток накачки 0 мА.

Напряжение питания нагревательного элемента примерно 11 – 14 В. Сопротивление для нагревательного элемента лямбда-зонда при 20 °C составляет 2,4 – 4,1 Ом. Ток/тип сигнала: аналоговый сигнал постоянного тока, мА.

При неисправности заносится код ошибки (DTC). Проверяется направленной диагностикой (при наличии) и цифровым мультиметром (аналоговая индикация). В регистраторе данных отображается только значение лямбда широкополосного HO2S.

Подключение к arduino

Как упоминалось ранее, резистивный датчик давления – это своего рода переменный резистор, средний вывод которого открыт для физического воздействия. На практике это утверждение можно проверить с помощью обычного мультиметра, выставленного в режим измерения сопротивления.


Рисунок №4 – проверка работоспособности датчика

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для подключения данного сенсора к плате Arduino, будет разумно воспользоваться схемой, построенной по принципу резистивного делителя напряжения. Её суть сводиться к тому, что между плюсом и минусом питания включаются два последовательно соединённых резистора, а сигнал снимается со средней точки.

При этом один резистор имеет постоянное сопротивление, а второй – может его изменять (как наш исследуемый датчик). Подобрав нужные параметры на выходе средней точки можно получить диапазон напряжений от 0В до напряжения питания. Остаётся только измерить это напряжение, например с помощью аналогового входа платы Arduino, и путём анализа данных сделать выводы о степени нажатия.


Рисунок №5 – схема делителя напряжения 

Как видно из схемы, сенсор давления включен в нижнее плечо делителя и обозначен как R2, в то время как R1 – это обычный постоянный резистор. Разрешение АЦП микроконтроллеров AVR, входящих в стандартную линейку плат Arduino, составляет 10 бит.

Это значит, что в диапазоне от 0В до 5В мы сможем получить 210 или 1023 дискретных уровня. Т.е. Arduino способна фиксировать изменения напряжения на каждые 5/1023=0,0049В
или 4,9мВ. Это вполне приемлемо для использования данной концепции.


На рисунке №6 показан пример подключения резистивного датчика давления к плате ArduinoNano по схеме делителя напряжения.

Рисунок №6 – схема подключения датчика к плате ArduinoNano

Ниже приведен код программы, позволяющий выводить значения АЦП и напряжения средней точки резистивного делителя в окно терминала. Эти цифры будут уменьшаться с ростом давления на датчик и увеличиваться по мере сбавления натиска.


void setup() {
// Инициализируем серийный порт для вывода информации в терминал
Serial.begin(9600);
 // Источник опорного напряжения для АЦП равен напряжению питания или 5В
analogReference(DEFAULT);
}
void loop() {
// Считываем показания АЦП в переменную
uint16_t adc = analogRead(7);
// Вычисляем напряжение на средней точке резистивного делителя
float Uout = float(adc) * 5.0 / 1023.0;
// Выводим информацию в терминал
Serial.print("ADC="); Serial.print(adc); Serial.print(" Uout="); Serial.print(Uout, 4); Serial.println("V");
delay(1000);
}


На рисунке №7 показан результат работы программы.

Рисунок №7 – Результат опроса резистивного датчика давления 

Вышеприведенный рисунок иллюстрирует поведение датчика при плавном нажатии на его чувствительный элемент и последующем плавном отпускании. Как видно из полученных значений, охватывается весь диапазон от 0В до 5В.

Электрические датчики давления

Сегодня для цели измерения давления в разных областях промышленности используют отнюдь не только ртутные барометры и анероиды, но и различные датчики, отличающиеся как принципом действия, так и достоинствами и недостатками, свойственными каждому типу таких датчиков. Современная электроника позволяет реализовывать датчики давления непосредственно на электрической, электронной базе.

Так что же мы понимаем под словосочетанием «электрический датчик давления»? Какие бывают электрические датчики давления? Как они устроены, и какими обладают особенностями? И наконец, какой датчик давления выбрать, чтобы он максимально подошел для той или иной цели? В этом и разберемся по ходу данной статьи.

Про анемометры:  Как правильно отключить газовый котел? | Слава созидателям

Прежде всего определимся с самим термином. Датчиком давления называется устройство, выходные параметры которого зависят от измеряемого давления. В качестве исследуемой среды может выступать пар, жидкость или какой-нибудь газ, в зависимости от сферы применения конкретного датчика.

Современным системам необходимы точные приборы данного типа, как важные составные части систем автоматизации энергетической, нефтяной, газовой, пищевой и многих других промышленностей. Жизненно необходимы миниатюрные датчики давления в медицине.

Любой электрический датчик давления включает в себя: чувствительный элемент, служащий для передачи воздействия на первичный преобразователь, схему обработки сигнала и корпус. Принципиально электрические датчики давления подразделяются на:

  • Резистивные (тензорезистивные);

  • Пьезоэлектрические;

  • Пьезорезонансные;

  • Емкостные;

  • Индуктивные (магнитные);

  • Оптоэлектронные.

Резистивный или тензорезистивный датчик давления — это устройство, чувствительный элемент которого изменяет свое электрическое сопротивление под действием деформирующей нагрузки. Тензорезисторы устанавливаются на чувствительную мембрану, которая под давлением изгибается, и изгибает прикрепленные к ней тензорезисторы. Сопротивление тензорезисторов меняется, и соответственно меняется величина тока цепи первичного преобразователя.

Растяжение проводящих элементов каждого тензорезистора приводит к росту длины и уменьшению поперечного сечения, в результате сопротивление растет. При сжатии — наоборот. Относительные изменения сопротивления измеряются тысячными долями, поэтому в схемах обработки сигнала используются прецизионные усилители с АЦП. Так деформация преобразуется в изменение электрического сопротивления полупроводника или проводника, и далее — в сигнал напряжения.

Тензорезисторы обычно представляют собой зигзагообразный проводящий или полупроводящий элемент, нанесенный на гибкую подложку, которая приклеивается к мембране. Подложка как правило — из слюды, бумаги или полимерной пленки, а проводящий элемент — из фольги, тонкой проволоки или полупроводника, напыленного в вакууме на металл. Соединение чувствительного элемента тензорезистора с измерительной цепью осуществляется при помощи контактных площадок или проволочных выводов. Сами тензорезисторы имеют обычно площадь от 2 до 10 кв.мм.

Тензорезистивые датчики отлично подойдут для оценки уровня давления, силы нажатия и измерения веса.

Следующий тип электрического датчика давления — пьезоэлектрический. В качестве чувствительного элемента здесь выступает пьезоэлемент. Пьезоэлемент на основе пьезоэлектрика генерирует электрический сигнал при деформации, это так называемый прямой пьезоэффект. Пьезоэлемент помещается в измеряемую среду, и тогда ток в цепи преобразователя будет по величине пропорционален изменению давления в этой среде.

Поскольку для возникновения пьезоэффекта требуется именно изменение давления, а не постоянное давление, то данный тип датчиков давления годится лишь для измерения давления в динамике. Если же давление будет постоянным, то процесса деформации пьезоэлемента не произойдет, и ток не будет пьезоэлектриком сгенерирован.

Применяются пьезоэлектрические датчики давления, например, в первичных преобразователях скорости потока вихревых счетчиков воды, пара, газа и других однородных сред. Такие датчики монтируют попарно в трубопровод с условным проходом от десятков до сотен миллиметров за телом обтекания и так регистрируют вихри, частота и количество которых оказываются пропорциональны объемному расходу и скорости потока.

Далее рассмотрим пьезорезонансные датчики давления. В пьезорезонансных датчиках давления работает обратный пьезоэффект, при котором пьезоэлектрик деформируется под действием подаваемого напряжения, и чем больше напряжение, тем сильнее деформация. В основе датчика — резонатор в форме пластины из пьезоэлектрика, с двух сторон которой нанесены электроды.

При подаче на электроды переменного напряжения, материал пластины вибрирует, изгибаясь то в одну, то в другую сторону, и частота вибрации равна частоте подаваемого напряжения. Однако если теперь пластину деформировать, подействовав на нее внешней силой, например посредством чувствительной к давлению мембраны, то частота свободных колебаний резонатора изменится.

Так, собственная частота резонатора отразит величину давления на мембрану, которая давит на резонатор, приводя к изменению частоты. В качестве примера можно рассмотреть датчик абсолютного давления на базе пьезорезонанса.

В камеру 1 через штуцер 12 передается измеряемое давление. Камера 1 отделена мембраной от чувствительной измерительной части прибора. Корпус 2, основание 6 и мембрана 10 соединены герметично между собой, образуя вторую герметичную камеру. Во второй герметичной камере на основании 6 закреплены держатели 9 и 4, второй из которых прикреплен к основанию 6 при помощи перемычки 3. Держатель 4 служит для фиксации чувствительного резонатора 5. Опорный резонатор 8 зафиксирован держателем 9.

Под действием измеряемого давления, мембрана 10 давит через втулку 13 на шарик 14, который также закреплен в держателе 4. Шарик 14 давит в свою очередь на чувствительный резонатор 5. Провода 7, закрепленные в основании 6, соединяют резонаторы 8 и 5 с генераторами 16 и 17 соответственно. Для формирования сигнала, пропорционального величине абсолютного давления служит схема 15, которая из разности частот резонаторов формирует выходной сигнал. Сам датчик размещен в активном термостате 18, в котором поддерживается постоянная температура 40 °C.

Одними из наиболее простых являются емкостные датчики давления. Два плоских электрода и зазор между ними образуют конденсатор. Один из электродов — мембрана, на которую действует измеряемое давление, что и приводит к изменению толщины зазора между, по сути, обкладками конденсатора. Общеизвестно, что емкость плоского конденсатора изменяется с изменением величины зазора при постоянной площади обкладок, поэтому для фиксации даже очень малых изменений давления емкостные датчики оказываются весьма и весьма эффективными.

Малогабаритные емкостные датчики давления позволяют измерять избыточное давление в жидкостях, газах, в паре. В различных технологических процессах с применением гидравлических и пневматических систем, в компрессорах, в насосах, на станках — во множестве промышленных задач оказываются полезными емкостные датчики давления. Конструкция датчика устойчива к перепадам температур и вибрациям, невосприимчива к электромагнитным помехам и агрессивным условиям среды.

Еще один тип электрических датчиков давления, отдаленно похожих на емкостные — индуктивные или магнитные датчики. Проводящая мембрана, чувствительная к давлению, расположена на некотором расстоянии от тонкого Ш — образного магнитопровода, на среднем керне которого намотана катушка. Между мембраной и магнитопроводом выставлен определенный воздушный зазор.

Когда на катушку подается напряжение, ток в ней создает магнитный поток, который проходит как через сам магнитопровод, так и через воздушный зазор и через мембрану, замыкаясь. Поскольку магнитная проницаемость в зазоре приблизительно в 1000 раз меньше, чем в магнитопроводе и в мембране, то даже небольшое изменение толщины зазора приводит к ощутимому изменению индуктивности цепи.


Под действием измеряемого давления чувствительная мембрана претерпевает изгиб, и комплексное сопротивление обмотки изменяется. Преобразователь конвертирует это изменение в электрический сигнал. Измерительная часть преобразователя выполнена по мостовой схеме, где в одно из плеч включена обмотка датчика. Посредством АЦП сигнал с измерительной части переводится в пропорциональный измеряемому давлению электрический сигнал.

Последний тип датчиков давления, который мы рассмотрим, – оптоэлектронные датчики. Они довольно просто детектируют давление, имеют высокую разрешающую способность, обладают высокой чувствительностью, и термостабильны. Работающие на основе интерференции света, использующие для измерения малых перемещений интерферометр Фабри-Перо, эти датчики особо перспективны. Кристалл оптического преобразователя с диафрагмой, светодиод, и детектор, состоящий из трех фотодиодов — вот основные части такого датчика.

К двум фотодиодам пристроены оптические фильтры Фаби-Перо, имеющие небольшую разницу в толщине. Эти фильтры представляют собой кремниевые зеркала с отражением от передней поверхности, покрытые слоем оксида кремния, на поверхность которой нанесен тонкий слой алюминия.

Оптический преобразователь похож на емкостной датчик давления, диафрагма, сформированная методом травления в подложке из монокристаллического кремния, покрыта тонким слоем металла. На нижнюю сторону стеклянной пластины также нанесено металлическое покрытие. Между стеклянной пластиной и кремниевой подложкой существует зазор шириной w, получаемый при помощи двух прокладок.

Два слоя металла формируют интерферометр Фабии-Перо с переменным воздушным зазором w, в состав которого входят: подвижное зеркало, расположенное на мембране, меняющее свое положение при изменении давления, и параллельное ему стационарное полупрозрачное зеркало на стеклянной пластине.

Примерно на этой основе фирма FISO Technologies производит микроскопические чувствительные датчики давления, диаметром всего 0,55 мм, легко проходящие сквозь игольное ушко. При помощи катетера мини-датчик вводится в исследуемый объем, внутри которого и измеряется давление.

Оптическое волокно связано с интеллектуальным сенсором, в котором под управлением микропроцессора включается источник монохроматического света, вводимого в волокно, измеряется интенсивность обратно отраженного светового потока, по калибровочным данным вычисляется внешнее давление на датчик и выводится на дисплей. В медицине, например, такие сенсоры применяют для контроля внутричерепного давления, для измерений давления крови в легочных артериях, куда иным способом невозможно добраться.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий