Бхопальская катастрофа: кто виноват в самой страшной техногенной аварии в истории – Русская семерка

Бхопальская катастрофа: кто виноват в самой страшной техногенной аварии в истории - Русская семерка Анемометр

Жизнь после аварии

Когда случилась катастрофа, никто не имел точного представления, что именно происходит. Люди начали умирать, многие из них ужасно мучились. По воспоминаниям свидетелей, некоторые страдали от рвоты, бились в конвульсиях и падали замертво. Другие задыхались или умирали в давке.

Люди пытались как можно скорее покинуть страшное место, в толпе терялись дети. Жертвы катастрофы в Бхопале были брошены на произвол судьбы. Впоследствии руководство корпорации «Юнион карбайд» неоднократно отказывалось выполнять юридические и моральные обязательства перед пострадавшими.

Данные о погибших в ночь катастрофы разнятся. Представители завода называли цифру в 3 800 человек. Муниципальные служащие, которые собственными руками подбирали тела, грузили их на грузовики для захоронения в братских могилах или для сожжения на массовых кострах, считают, что жертв было почти в пять раз больше.

Выжившие, основываясь на количестве проданных в городе саванов, утверждают, что за первую неделю погибло около 8 000 человек. Окончательное число погибших, по примерным оценкам, составляло до 20 000 индийцев. Около полумиллиона выживших всю оставшуюся жизнь страдали от проблем с дыханием, раздражения глаз или слепоты и других заболеваний. Многим была присуждена скромная денежная компенсация, не покрывавшая всех расходов на лечение.

В начале XXI века на месте печально известного завода все еще находилось более 400 тонн промышленных отходов. Несмотря на продолжающиеся протесты и попытки судебных разбирательств, ни сама компания, ни индийское правительство должным образом не очистили участок.

Загрязнение почвы и воды в районе Бхопала стало причиной хронических проблем со здоровьем и множественных случаев врожденных дефектов у местных жителей. В 2004 году Верховный суд Индии обязал государство поставлять чистую питьевую воду жителям Бхопала из-за загрязнения подземных вод.

Завод до аварии

Этот плачевно известный завод являлся собственностью Union Carbide India Limited – американской компании, которая специализировалась на производстве химических удобрений (пестицидов). Бхопальский завод являлся хранилищем очень токсичного вещества – метилизоцианата, или МИЦ.

Также она имеет очень специфические физические свойства. Температура закипания – 40 градусов по Цельсию, а это вполне привычная для Индии дневная температура. Если к смеси добавить даже небольшое количество воды, она начинает активно греться, что запускает цепную реакцию, в результате которой вещество распадается и выделяется цианистый водород, оксиды азота, угарный газ.

Завод после аварии

Даже после случившегося предприятие было закрыто не сразу. Оно продолжало работать до полного израсходования запасов МИЦ. В 1986 году все же произошло закрытие завода, а его оборудование распродали. Но никто даже не пытался полностью ликвидировать опасную зону.

Ее просто превратили в свалку химических отходов, которая отравляла жизнь всего города. До сегодняшнего дня на территории завода находятся более 400 тонн токсичных веществ, которые проникают в землю и делают непригодными для употребления воду и выращенные продукты. В 2022 году власти Индии приняли решение утилизировать отходы, но пока это только в планах.

История строительства завода

В 1970-х годах правительство Индии решило поднять свою экономику за счет иностранного капитала. Поэтому была введена специальная программа, направленная на привлечение иностранных инвесторов для вложений в местную промышленность. Было одобрено строительство завода, который бы производил пестициды для сельского хозяйства.

Изначально часть химикатов планировали завозить из других стран. Но это оказалось невыгодно, так как конкуренция в этом сегменте рынка была очень высока. Поэтому производство было переведено на другой уровень, более сложный и опасный. В 80-х годах город Бхопал (Индия) и его окрестности отличились большими неурожаями, что привело к снижению спроса на продукцию завода. Поэтому было принято решение продать предприятие, но покупатель так и не был найден.

Про анемометры:  Мониторинг газокомпрессорных станций на предмет утечек газа с помощью инфракрасных камер. - Авикон

Ночной кошмар

Все эти события произошли ночью, поэтому все население мирно спало. Но люди сразу же почувствовали действие ядовитого вещества. Их душил кашель, у них пекло глаза, дышать было просто невозможно. Это привело к массовой смертности уже в первые часы после аварии.

К утру облако развеялось, но оставило после себя огромное количество трупов. Это было только начало. За несколько следующих дней умерли тысячи людей, кроме этого, природа также очень сильно пострадала: деревья сбросили листву, животные массово погибали.

Последствия аварии

Уже то, что эта катастрофа признана самой смертоносной за всю историю, говорит о ее масштабах. В первые часы ядовитый газ унес жизни 3787 человек, в течение двух недель после этого злосчастного события погибло 8000 человек, в последующие годы еще 8000.

Исследования в 2006 году показали ужасную статистику: в течение всего времени после выброса было зарегистрировано 558 125 случаев обращений к врачам из-за хронических заболеваний, которые были вызваны отравлениями МИЦ. Кроме того, Бхопальская катастрофа стала настоящим экологическим бедствием.

Предпосылки к аварии

Прежде чем случилась Бхопальская катастрофа, существовало несколько факторов, которые предрасполагали к ее возникновению. Первым из них является желание компании-владельца завода сэкономить деньги на заработной плате. Поэтому они построили свое предприятие в Индии, где оплата труда в десятки раз ниже, чем в развитых странах.

Второй фактор – нарушение международных стандартов норм хранения токсичных веществ. На заводах позволено хранить не более 1 тонны МИЦ, а в Бхопале его было аж в 42 раза больше, то есть 42 тонны.

Третий фактор – халатное отношение местных жителей к предупреждениям, которые публиковались в газете. Руководство завода предупреждало о том, что нужно быть максимально осторожными и, если прозвучит сигнал сирены, немедленно эвакуироваться.

Следующим является то, что город Бхопал в то время имел правительство, которое постоянно закрывало глаза на несоблюдение техники безопасности, и как следствие, произошло несколько несчастных случаев на заводе.

Еще одним немаловажным фактором является износ техники, замена которой стоила огромных денег. Именно поэтому все системы, которые должны были предотвратить аварию, были либо на ремонте, либо просто отключены.

Причины катастрофы

Официальная причина аварии так и не была установлена. Точно известно лишь то, что выброс смертельного газа в атмосферу был вызван попаданием в цистерну с метилизоцианатом воды. Это привело к закипанию жидкости, и испарения под высоким давлением сорвали защитный клапан.

Если верить первой, то это просто ужасная случайность. Накануне была произведена промывка окружающей территории, и, так как трубы и клапаны были неисправными, вода попала в емкость с МИЦ.

Вторая говорит о том, что Бхопальская катастрофа была подстроена. Один из недобросовестных сотрудников из собственных соображений мог подключить шланг с водой к емкости, а это запустило реакцию. Но какая из этих версий правдива, не знает никто. Понятно лишь то, что постоянное желание сэкономить деньги стало истинной причиной этого техногенного бедствия.

Роковое стечение обстоятельств

Сегодня многие исследователи считают, что завод «Юнион карбайд» был обречен почти с самого начала. Американская компания построила фабрику по производству пестицидов в 1970-х годах, полагая, что Индия представляет собой огромный неосвоенный рынок для сбыта продукции по борьбе с вредителями.

Про анемометры:  13 метров в секунду в километры в час, калькулятор онлайн, конвертер

Спустя тридцать лет после Бхопальской катастрофы независимые журналисты провели собственное расследование, опираясь на документы компании, интервью с представителями химической отрасли, а также воспоминания очевидцев. Бывшие сотрудники предприятия сообщили, что первоначальную утечку метилизоцианата обнаружили еще вечером 2 декабря.

Начальник смены подумал, что это была утечка воды, и пообещал разобраться с проблемой после перерыва на чай. В течение следующего часа реакция, происходящая в резервуаре, вышла из-под контроля. Утечка началась примерно через два часа после того, как рабочий, чья подготовка не соответствовала первоначальным стандартам завода, получил приказ от руководителя промыть трубу, не запечатанную должным образом.

Эта процедура была запрещена правилами завода. Сотрудники считают, что наиболее вероятным источником загрязнения, вызвавшего реакцию, стала жидкость из этой трубы. Три основные системы безопасности не смогли справиться с критическими условиями. Одна из них и вовсе была неработоспособна, а вторая была временно выведена из строя на техническое обслуживание.

Кроме того, на заводе в Бхопале не существовало компьютерной системы, которую другие предприятия используют для мониторинга своих функций и быстрого оповещения персонала об утечках.

Руководство полагалось на то, что рабочие сами почувствуют выброс метилизоцианата – в этом случае их глаза начали бы слезиться. Наконец, квалифицированных работников насчитывалось меньше необходимого. В 1983 году персонал был сокращен с двенадцати до шести операторов в смену.

Техногенные катастрофы #17. бхопал

Автор: Даниил Ли.

«Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.»

Томас Джозеф Даннинг

Привет, котаны!

Чем примечательны техногенные катастрофы второй половины ХХ века? А примечательны и интересны они тем, что к этому времени в мире уже худо-бедно формируется культура производства и техника безопасности, так что одного валенка на пульте для ликвидации Австралии уже недостаточно. По идее. В теории. Практика же полна сюрпризов…

Джеймс Ризон в 1990 году ввел довольно наглядную концепцию «швейцарского сыра», которую ещё называют эффектом кумулятивного действия. Суть ясна из картинки, любая многоуровневая система безопасности может оказаться беспомощна при накоплении и совпадении череды различных ошибок.

Любая техногенка – это как раз история о том, как выстрелить себе в ногу из сломанного, незаряженного ружья со связанными за спиной руками.

Итак, картина маслом: некая американская компания строит химический завод. Поскольку строить его дома хлопотно – куча бумажек, разрешений, допусков, проверок (производство-то вредное) – компания строит его в стране третьего мира (кто сейчас сказал «неоколониализм»?). Этим убивается куча проблем: разрешение получить проще, земля дешевле, рабочая сила стоит копейки, откаты чиновникам тоже невелики – голытьба-с, что с них взять. Отличный план, надёжный как швейцарские часы. Что же может пойти не так?

Те, кто в теме, уже хмыкнули «М-м-м, Бхопал!». Кто не в теме – следите за руками.

У нас есть адово вредное производство, куча дешевого низкоквалифицированного персонала, жадное руководство, устаревшее оборудование и город-миллионник под боком.

Насколько адово вредное? Главный герой этой заметки – метилизоцианат, в дальнейшем МИЦ. Ядовит как аццкий сотона («…высокотоксичен при вдыхании паров и действии через кожу. ПДК: 0,05 мг/м³. Лакриматор, вызывает угнетение эритропоэза, обладает эмбриотоксическим действием» – загнивающая), кипит при сорока градусах, горюч, летуч, реагирует с водой с выделением тепла (которое, в свою очередь, подстегивает дальнейшую реакцию, превращая её в цепную). Реально жуткая отрава. Используется при производстве пестицидов.

Про анемометры:  Датчики и MAP- сенсоры ГБО ГБО купить по цене от 420 руб. в интернет-магазине АвтоГазКомплект в Москве

Кстати о пестицидах. На кульминационный момент этой истории спрос на пестициды был уже не тот, что прежде. Это означало, что МИЦ копился на заводе, вместо того, чтобы превращаться в конечный продукт – инсектицид Севин. Прибыли упали, а поскольку эффективные менеджеры – они и в Индии эффективные менеджеры, экономить начали на оборудовании и персонале.

Нельзя сказать, что завод проектировали совсем рукожопы. Нормы есть нормы, и на заводе был ряд необходимых систем защиты. Был нейтрализатор газа, холодильник для охлаждения смеси, факел для сжигания (МИЦ горюч, напомним) и водяной душ. И вот тут мы достаём нашу сырную модель и смотрим, что получается. А получается не очень.

Итак, дырка номер один: из-за отсутствия спроса на пестициды в цистерне не одна, как положено по ТБ, а сорок две(!) тонны МИЦ.

Дырка два: увольняем инженера по контролю за заслонками. Оптимизация, денег нет, но вы держитесь и т.д.

Дырка три: из-за отсутствия контроля в цистерну с МИЦ попадает вода.

Дырка четыре: датчик давления в цистерне самооптимизировался из-за износа и отсутствия должного контроля.

Дырка пять: операторы в диспетчерской забивают болт на непонятные показания манометра (дешевая рабочая сила – она такая, да).

Дырка шесть: после того, как давлением у цистерны вышибает предохранительный клапан и МИЦ начинает утекать на волю, не срабатывает НИ ОДНА из предохранительных систем. Износ оборудования, ничего личного.

Дырка семь: весь вышеописанный треш происходит глубокой ночью, и люди мирно спят по домам. Около трёх тысяч из них утра не увидят…

Дальше можно было бы описать происходившее в городе, но я не люблю «кровькишки», так что ограничусь одной фотографией и цифрами: 3к трупов в ту ночь, 15к в общем, 150—600к пострадавших (ослепших, обожженных, искалеченных). 470 мегабаксов компенсации, два года и 2100 долларов штрафа виновникам на местах. Владельцы Union Carbide наказания не понесли.

Это был 1984 год и с вами была самая крупная техногенка в истории – Бхопальская катастрофа. И, как и любая техногенка, она в очередной раз демонстрирует миру, что идеальной защиты от дурака не существует, и что построил один человек – другой завсегда сможет сломать. Такие дела.

Автор: Даниил Ли.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_207538

Живой список постов, разбитый по эпохам

Хронология событий

Бхопальская катастрофа случилась ночью со 2 на 3 декабря 1984 года. В емкость Е610, которая содержала 42 тонны метилизоцианата, по неизвестным причинам попало около тонны воды. Это привело к нагреванию жидкости до 200 градусов по Цельсию. Работники заметили первые признаки неисправности танка с МИЦ в 15 минут первого ночи, через минуту все показатели уже возросли вдвое.

Кроме датчиков о неизбежном возвещал сильный скрежет, который издавал треснувший под емкостью фундамент. Операторы бросились включать аварийные системы, но они, как оказалось, просто отсутствовали. Поэтому они решили вручную охладить танк и начали его обливать водой снаружи, но реакцию уже было не остановить. В 00.

30 аварийный клапан просто не выдержал огромного давления и разорвался. В течение следующего часа более 30 тонн ядовитого газа оказалось в атмосфере. Так как МИЦ тяжелее воздуха, это смертоносное облако начало стелиться по земле и медленно расползаться по окружающим завод территориям.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий

Adblock
detector