Бофорта шкала — Большая советская энциклопедия

Бофорта шкала — Большая советская энциклопедия Анемометр

Анемометр – прибор для определения скорости и направления движения потока

АНЕМОМЕТР – это прибор для измерения скорости потоков и направления движения воздуха, газов и жидкостей. Это касается как ограниченных потоков, например движения воздуха в воздуховодах, так и неограниченных потоков, например атмосферного ветра.

Анемометры прежде всего предназначены для метеорологии, ведь изменение таких параметров, как скорость и направление ветра, указывают нам на изменения погодных условий, предупреждают о приближении грозы, шторма, других опасных природных явлений, что очень важно для пилотов, моряков, инженеров, да и для всех нас.

Как правило, это легкие портативные приборы, удобные в использовании даже в сложных полевых условиях.

Принцип работы анемометра заключается в выявлении изменения некоторого физического свойства потока, или в действии этого потока на механическое устройство, помещенное в поток.

При этом анемометр может измерять полную величину скорости, величину скорости в плоскости, или компоненту скорости в определенном направлении.

Кроме того, современные анемометры в зависимости от модели могут измерять направление ветра, объемный расход воздуха, влажность, температуру, давление. Таким образом, анемометры превращаются в портативные метеостанции.

Типы анемометров

В зависимости от способа измерения и типа приемного устройства, анемометры разделяют на ряд типов: [5]:

Вращательные (крыльчатные, чашечные)  Тепловые  Вихревые  Динамометрические (с трубками Пито)  Ультразвуковые (акустические)  Оптические (лазерные допплеровские)

Наиболее распространенными являются вращательные анемометры, отличающиеся типом принимающего устройства (чашка или крыльчатка).

В чашечных анемометрах чувствительным элементом является крестовина с четырьмя металлическими чашками полусферической формы, закрепленными на оси.

Если это устройство попадает в поток, то давление воздуха на внутреннюю поверхность чашки превышает давление на ее внешнюю поверхность, вследствие чего возникает вращение лопасти. Ось лопасти присоединена к измерительному механизму, который подсчитывает количество оборотов за определенный промежуток времени.

Таким образом, чашечные анемометры проводят измерение скорости потока в плоскости, перпендикулярной к оси вращения чашек, мгновенную или усредненную в некотором промежутке времени.

Чашечные анемометры в основном используются в метеорологии для измерений на открытых участках, поскольку характеризуются определенной устойчивостью к турбулентным потокам. Диапазон измерения чашечных анемометров составляет от 1 до 50 м/с.

Крыльчатные анемометры используют для измерения скоростей потоков в трубах, вентиляционных шахтах и каналах, в системах кондиционирования, то есть в случаях, когда имеем дело с постоянным направлением движения потока. Эти анемометры более чувствительны и способны измерять скорости от 0,1 м/с.

Принимающее устройство сделано в виде крыльчатки, которая приводится в движение потоком газа. Крыльчатка прикреплена к трубчатой ​​оси, которая в свою очередь присоединена к механизму подсчета оборотов за определенный промежуток времени.

В простых моделях крыльчатка жестко присоединена к измерительному блоку, в более дорогих – с помощью гибкого соединения для измерений в труднодоступных местах.

Менее распространены, однако очень высокоточные тепловые анемометри. В основном, они используются для измерения скоростей медленных потоков, характеризуются низкой инерционностью, однако требуют постоянного калибровки.

Принцип работы теплового анемометра заключается в измерении температуры пластины или нити накаливания, на которую дует ветер. В зависимости от скорости ветра, необходима различная энергия для того, чтобы поддерживать температуру нити постоянной.

То есть по температуре пластины можно определить скорость ветра.

Измерение скорости потока воздуха можно проводить также путем определения давления воздуха внутри стеклянной Г-образной трубки, закрытой с одного конца. Она называется трубкой Пито, по имени ее изобретателя.

Скорость движения воздуха вычисляется путем сравнения избыточного давления воздуха внутри трубки и снаружи. Применяется для определения относительной скорости и объемного расхода в газоходах и вентиляционных системах.

Это так называемые динамометрические анемометры.

Принцип работы ультразвукового анемометра основывается на измерениискорости звука междупередатчиком и приемником в зависимости от скорости ветра. Это высокоточные современные анемометры, предназначены также для измерений направления ветра.

Различают двухмерные и трехмерные ультразвуковые анемометры. Двухмерный анемометр может измерять скорость и направление только горизонтальных потоков воздуха. Трехмерный анемометр способен проводить измерения трех компонент направления движения потока.

Кроме того, ультразвуковой анемометр может измерять еще и температуру воздуха ультразвуковым методом.

Инженеры Aerospace и физики часто используют лазерные доплеровские анемометры. Этот тип анемометров работает по принципу зависимости частоты света отраженного или рассеянного подвижным объектом (эффект Доплера), от скорости этого объекта.

Это метод бесконтактного измерения скорости потока газообразных, жидких и твердых сред, содержащих светорассеивающие неоднородности, т.е. скорость измеряется без возмущения потока.

Круг задач очень широкий, от измерений медленных направленных движений в капиллярах и живых клетках, до дистанционных измерений турбулентной скорости потоков газа в сверхзвуковых трубах и скорости ветра в атмосфере. Величины скоростей могут иметь значение от мкм/с до км/с.

Лазерные анемометры помогают рассчитать скорость ветра вокруг автомобилей, самолетов и космических аппаратов. Такие исследования дают возможность инженерам сделать транспортные средства более аэродинамическими.

Сравнительные характеристики анемометров

Простейшая модель анемометра TM-740 оснащена шестилопастной крыльчаткой диаметром 30 мм, которая жестко соединена с измерительным блоком. Предназначена для измерения скорости потока воздуха в диапазоне 0,4-25 м/с. (Другие единицы измерения: км/ч, миль/ч, узлы, фут/мин).

Разрешение на уровне 0,1 м/с и погрешность ±2 % позволяет проводить достаточно прецизионные измерения, а набор дополнительных функций, таких как удержание данных, расчет максимального, минимального и усредненного значения, автоматическое отключения, делают процесс использования прибора более комфортным.

Кроме того, есть возможность измерения температуры в диапазоне -20~50 ºC (-4~122 ºF.)

Анемометры ET-935 и TA-1100 можно отнести к среднему классу по параметрам цена-качество. Они оснащены крыльчаткой на гибком шнуре, что открывает более широкие возможности для измерений в труднодоступных местах, таких как вентиляционные шахты, воздуховоды и т.д.

Диапазон измерения скорости потока таких термоанемометров от десятых м/с до 30 м/с, что позволяет работать в различных условиях.

Присутствуют и дополнительные возможности, такие как удержание данных и расчет максимального значения в модели TA-1100, расчет среднего значения в модели ET-935, а также индикация низкого заряда батареи и автовыключение.

Другие единицы измерения км/ч, миль/ч, морские мили/ч, фут/мин. Эти модели термоанемометров оснащены датчиком с диапазоном измерения температуры от -10 до 60ºС (для ET-935 от -20 до 60ºС).

К высококлассным моделям отнесем термоанемометр HD 2303.0 от одного из ведущих производителей контрольно-измерительных приборов DELTA OHM, Италия.

Этот термоанемометр предназначен для измерения скорости воздушного потока, расхода и температуры воздуха внутри трубопроводов и вентиляционных отверстий и шахт.

Целый ряд крыльчаток разного диаметра, которые совместимы с измерительным блоком, обеспечат прецизионный результат в различных условиях и для различных сред. Температура измеряется зондами погружения, проникновения или контакта.

Температурный диапазон эксплуатации термоанемометра от -5 до 50 ºC, корпус имеет степень защиты от влаги и пыли IP-67.

Отдельно следует отметить мультифункциональные анемометры, которые вместе с собственно анемометром, сочетают в себе другие функциональные возможности.

Например, модель ET-965 представляет собой уникальный прибор (5 в 1), специально созданный для комплексного экологического контроля состояния среды в закрытых помещениях.

Позволяет измерять такие параметры как: освещенность (люксметр), температура (термометр), скорость воздуха (анемометр), относительная влажность воздуха (гигрометр), шум (шумомер).

Характеризуется высокой точностью и разрешением для всех измерительных параметров, имеет дополнительные функции расчета максимума/минимума, индикация о низком заряде и превышение измерительного диапазона. Предназначен для применения в учебных заведениях, офисных помещениях, складских помещениях, торговых залах и т.д.

Анемометры AZ-96792 и AZ-8919 (AZ Instrument, Тайвань) также являются мультифункциональными. Они просты и удобны в пользовании, обеспечивают высокоточные результаты измерений, имеют ряд дополнительных возможностей для удобства пользователя, все это в сочетании с умеренной ценой для приборов такого класса.

Модель AZ-96792 оснащена телескопическим зондом с крыльчаткой 18 мм для измерения скорости потока воздуха в труднодоступных местах, работает в ручном и автоматическом режиме, обеспечивает измерение / запись следующих параметров: скорость движения воздуха, объемный расход воздуха, влажность, температура, точка росы и температура мокрого термометра.

Анемометр-анализатор может контролировать уровень углекислого газа в воздухе, для чего дополнительно оборудован высокоточным недисперсионным инфракрасным датчиком (NDIR).

Зонд крыльчатого типа диаметром 10 см и конус для забора воздушного потока позволяют измерять скорость потока в пределах от 0,2 до 30 м/с. Измеряет также объемный расход воздуха, влажность, температуру, точку росы, температуру мокрого термометра.

Имеет функции максимального и минимального значения, неограниченное количество точек для расчета среднего значения, подсветку.

Как определить объемный расход потока воздуха, зная его линейную скорость

В процессе измерения часто возникает потребность рассчитать объемный расход воздуха, зная его линейную скорость. Сделать это на самом деле очень просто. Для этого необходимо лишь измерить поперечное сечение отверстия, через которое протекает поток (воздуха, любого другого газа или жидкости). Далее воспользуемся формулой:

Q = V * Sгде Q – объемный расход в м3/с,V –скорость потока в сечении в м/с (измеряем с помощью анемометра),S – площадь поперечного сечения отверстия в м2 (измеряем рулеткой).

Как выбрать анемометр

Для оптимального выбора измерительного прибора, прежде всего определитесь, в каком диапазоне скоростей Вам необходимо работать, проанализируйте технические требования к точности и разрешению. Это является определяющим при выборе типа анемометра (тепловой, крыльчатый, оптический и т.д.)

Подбирайте размер крыльчатки в зависимости от того, где именно Вам нужно проводить измерения. Например, для измерений непосредственно на вентиляционных решетках подойдут анемометры с большим диаметром крыльчатки (6-10 см).

В таком случае размеры лопастей соразмерны с диаметром вентиляционных каналов. Тогда как для измерений непосредственно в вентиляционном канале лучше использовать крыльчатки с меньшим диаметром (1,5-2,5 см).

Для измерений потоков газов высокой температуры нужно использовать термостойкие крыльчатки.

Обратите внимание на способ визуализации полученных результатов и форму их подачи. Современные анемометры как правило оснащены для этого ЖК экраном.

Измерение скорости потока для удобства может проводиться в различных единицах (миль/ч, км/ч, футы/мин, м/с, узлы и т.д.).

Более дорогие модели имеют возможности подключения к ПК с целью обработки результатов, построения графиков и последующего анализа.

Проанализируйте необходимость присутствия дополнительных возможностей и функций.

Например, гигро- и термоанемометры включают возможности термоанемометра и датчика влажности и обеспечивают пользователя полной метеорологической информацией.

Возможности расчета максимального, минимального и усредненного значений упрощают статистический анализ, автоматическое отключение экономит заряд батареи, подсветка позволяет работать в условиях ограниченной освещенности.

Если Вам все же трудно определиться с моделью, обратитесь за консультацией к специалистам Маркета измерительных приборов SIMVOLT.

Таким образом, анемометры и термоанемометры нашли широкое применение везде, где есть необходимость измерения скорости потоков.

Такие приборы устанавливаются в жилых и производственных помещениях, оборудованных системами вентиляции, отопления и кондиционирования для контроля работы этих систем, в вытяжных шкафах, в научно-исследовательских лабораториях, в горном деле для контроля воздушного режима шахты или карьера, на строительстве, при разработке противопожарных систем, и для других нужд.

Литература:

Гнатюк Елена, к.ф.-м. наук,

научный консультант SIMVOLT

Современные масштабы

Шкала Бофорта
Число БофортаОписаниеСкорость ветраВысота волныМорские условияУсловия землиМорские условия (фото)Связанный предупреждающий флаг
0Спокойствие<1  узел
<1  миль / ч
<2  км / ч
<0,5  м / с
0 футов (0 м)Море как зеркалоДым поднимается вертикально.Шкала Бофорта 0.jpg
1Легкий воздух1–3 узла0–1 футОбразуется рябь с видом чешуек, без гребней пены.Направление показано дымоходом, но не ветровыми лопастями.Шкала Бофорта 1.jpg
1–3 миль / ч
2–5 км / ч0–0,3 м
0,5–1,5 м / с
2Легкий ветерок4–6 узлов1–2 футовМаленькие вейвлеты все еще короткие, но более выраженные; гребни имеют стеклянный вид, но не ломаютсяВетер ощущал лицо; листья шелестят; флюгер перемещается ветром.Шкала Бофорта 2.jpg
4–7 миль / ч
6–11 км / ч0,3–0,6 м
1,6–3,3 м / с
3Нежный ветерок7–10 узлов2–4 футовБольшие вейвлеты; гребни начинают ломаться; пена стекловидного вида; возможно разбросанные белые лошадиЛистья и маленькие веточки в постоянном движении; выдвинуты световые флаги.Шкала Бофорта 3.jpg
8–12 миль / ч
12–19 км / ч0,6–1,2 м
3,4–5,5 м / с
4Умеренный ветерок11–16 узлов3,5–6 футовМаленькие волны становятся длиннее; довольно частые белые лошадиПоднимает пыль и отслаивается бумага; мелкие ветки двинулись.Шкала Бофорта 4.jpg
13–18 миль / ч
20–28 км / ч1–2 м
5,5–7,9 м / с
5Свежий ветерок17–21 узлов6–10 футовУмеренные волны, принимающие более выраженную длинную форму; образуется много белых лошадей; шанс брызгМаленькие деревья в листве начинают раскачиваться; гребешковые волны образуются во внутренних водах.Шкала Бофорта 5.jpg
19–24 миль / ч
29–38 км / ч2–3 м
8–10,7 м / с
6Сильный ветер22–27 узлов9–13 футовНачинают формироваться большие волны; белые пенные гребни повсюду более обширны; наверное какой-то спрейБольшие ветви в движении; слышен свист в телеграфных проводах; зонтики используются с трудом.Шкала Бофорта 6.jpgGale pennant.svg
25–31 миль / ч
39–49 км / ч3–4 м
10,8–13,8 м / с
7Сильный ветер,
умеренный шторм,
близкий шторм
28–33 узлов13–19 футовМоре вздымается, и белая пена от набегающих волн начинает развеваться полосами по направлению ветра; веретенообразование начинает проявлятьсяЦелые деревья в движении; чувствуется неудобство при ходьбе против ветра.Шкала Бофорта 7.jpgGale pennant.svg
32–38 миль / ч
50–61 км / ч4–5,5 м
13,9–17,1 м / с
8Буря ,
свежий шторм
34–40 узлов18–25 футовУмеренно высокие волны большей длины; края гребней рассыпаются в веретенообразную форму; пена выдувается хорошо заметными полосами по направлению ветраВеточки отламывают деревья; вообще тормозит прогресс.Шкала Бофорта 8.jpgGale pennant.svg
Gale pennant.svg
39–46 миль / ч
62–74 км / ч5,5–7,5 м
17,2–20,7 м / с
9Сильный / сильный шторм41–47 узлов23–32 футовВысокие волны; плотные полосы пены по направлению ветра; море начинает катиться; брызги ухудшают видимостьНезначительные структурные повреждения (удалены дымоходы и шифер).Шкала Бофорта 9.jpgGale pennant.svg
Gale pennant.svg
47–54 миль / ч
75–88 км / ч7–10 м
20,8–24,4 м / с
10Буря ,
буря
48–55 узлов29–41 футовОчень высокие волны с длинными выступающими гребнями; образовавшаяся пена большими пятнами раздувается плотными белыми полосами по направлению ветра; в целом поверхность моря приобретает белый цвет; волнение моря становится тяжелым; видимость затронутаРедко встречается внутри страны; деревья вырваны с корнем; значительный структурный ущерб.Шкала Бофорта 10.jpgStorm warning.svg
55–63 миль / ч
89–102 км / ч9–12,5 м
24,5–28,4 м / с
11Сильный шторм56–63 узлов37–52 футовИсключительно высокие волны; малые и средние корабли могут надолго потеряться из-за волн; море покрыто длинными белыми пятнами пены; везде края гребней волн обдуваются пеной; видимость затронутаОчень редко бывает; сопровождается обширным повреждением.Шкала Бофорта 11.jpgStorm warning.svg
64–72 миль / ч
103–117 км / ч11,5–16 м
28,5–32,6 м / с
12Сила урагана≥ 64 узлов≥ 46 футовВоздух наполнен пеной и брызгами; море полностью белое от брызг; видимость очень серьезно пострадалаОпустошение.Шкала Бофорта 12.jpgStorm warning.svg

Storm warning.svg

≥ 73 миль / ч
≥ 118 км / ч≥ 14 м
≥ 32,7 м / с

Шкала Бофорта не является ни точной, ни объективной шкалой; он был основан на визуальном и субъективном наблюдении за кораблем и морем. Соответствующие интегральные скорости ветра были определены позже, но значения в разных единицах никогда не были эквивалентны.

Эта шкала используется в программе « Прогнозы судоходства», транслируемой на радио BBC Radio 4 в Соединенном Королевстве, и в «Прогнозе морского района» от Мет-Эйрианна , ирландской метеорологической службы. Компания Met Éireann выдает «Предупреждение для малых судов», если ожидается ветер силой 6 баллов по шкале Бофорта (средняя скорость ветра превышает 22 узла) на расстоянии до 10 морских миль от берега.

Другие предупреждения выпускаются Met Éireann для прибрежных вод Ирландии, которые считаются простирающимися на 30 миль от береговой линии, и Ирландского моря или его части: «Предупреждения о штормах» выпускаются, если ожидается ветер силой 8 баллов по шкале Бофорта;

«Предупреждения о сильном шторме» выдаются, если ожидается ветер силой 9 баллов по шкале Бофорта или частые порывы скоростью не менее 52 узлов .; «Предупреждения о штормовой силе» выдаются, если ожидаются сильные порывы ветра 10 баллов по шкале Бофорта или частые порывы со скоростью не менее 61 узла;

Эта шкала также широко используется в Нидерландах, Германии, Греции, Китае, Тайване, Гонконге, Мальте и Макао, хотя и с некоторыми различиями между ними. Тайвань использует шкалу Бофорта с указанным выше расширением до 17. Китай также перешел на эту расширенную версию без предварительного уведомления утром 15 мая 2006 года, и расширенная версия была немедленно использована для тайфуна Чанчу . Гонконг и Макао сохраняют максимум 12 сил.

В Соединенных Штатах ветер силой 6 или 7 баллов выдает предупреждение для малых судов , при ветре силой 8 или 9 баллов выдается предупреждение о шторме , а сила ветра 10 или 11 баллов – о шторме ( вместо этого выдается « предупреждение о тропическом шторме ». из двух последних, если ветры связаны с тропическим циклоном )

, и силой 12 баллов – предупреждение о ветре ураганной силы (или предупреждение об урагане, если оно связано с тропическим циклоном). Набор красных предупреждающих флажков (дневной свет) и красных сигнальных огней (ночное время) отображается на береговых предприятиях, что совпадает с различными уровнями предупреждения.

В Канаде прогнозируемые морские ветры от 6 до 7 обозначаются как «сильные»; От 8 до 9 «штормовая сила»; От 10 до 11 «штормовая сила»; 12 «ураганная сила». Соответствующие предупреждения о ветре выпускаются Метеорологической службой Канады по окружающей среде: предупреждение о сильном ветре, предупреждение о шторме (сильном ветре), предупреждение о шторме (сильном ветре) и предупреждение о ветре ураганной силы.

Эти обозначения были стандартизированы на национальном уровне в 2008 году, тогда как «слабый ветер» может относиться к 0–12 или 0–15 узлов, а «умеренный ветер» – от 12 до 19 или от 16 до 19 узлов, в зависимости от региональных обычаев, определения или практики.

Формулы

Согласно пересмотренной шкале Бофорта в 1946 году, существует следующая зависимость между скоростью ветра и силой Бофорта B [ Bft ] ( коммерчески округлено ):v{ displaystyle v}

vзнак равно0,8360 м/s⋅Б.3/2{ displaystyle v = 0 {,} 8360 mathrm {~ m / s} cdot B ^ {3/2}}

или разрешено согласно B:

Б.знак равно(v0,8360 м/s)2/3{ displaystyle B = left ({ frac {v} {0 {,} 8360 mathrm {~ m / s}}} right) ^ {2/3}}

где v – скорость ветра на высоте 10 метров над поверхностью. Первая из формул была установлена в качестве национального стандарта Британской метеорологической службой в 1913 году и предложена в качестве международного стандарта в 1914 году (предложение было отклонено).

vзнак равно1,625 kп⋅Б.3/2знак равно13-е8-е kп⋅Б.⋅Б.{ displaystyle v = 1 {,} 625 mathrm {~ kn} cdot B ^ {3/2} = { frac {13} {8}} mathrm {~ kn} cdot B cdot { sqrt {B}}}

или же.

vзнак равно3,010 kм/ЧАС⋅Б.3/2≈3 kм/ЧАС⋅Б.⋅Б.{ displaystyle v = 3 {,} 010 mathrm {~ км / ч} cdot B ^ {3/2} приблизительно 3 mathrm {~ км / ч} cdot B cdot { sqrt {B}} }

Упрощенные отношения:

Б.≈v 10 кн6-е кн{ displaystyle B приблизительно { гидроразрыва {v 10 { mbox {kn}}} {6 { mbox {kn}}}}}

(Это приближение приводит к ошибкам <0,5 Bft при силе ветра от 3 до 10 Bft. Однако в практических условиях или при проведении измерений с помощью имеющихся в продаже устройств эта ошибка обычно незначительна.)

Поскольку работа с дробными или десятичными дробями силы ветра является необычной, важно рассчитать нижний и верхний пределы целочисленной силы ветра по одной из упомянутых формул. Предельные значения в узлах, км / ч и милях в час округляются до целых чисел, а значения в м / с – до одного десятичного знака.

Фактически, расчетная формула представляет собой только «наименьший общий знаменатель» в попытках многочисленных международных метеорологических и геофизических конференций в период с 1914 (в Риме) по 1970 год создать общую основу для единого прогноза погоды , поскольку каждая морская нация с момента затопления « Титаник» был обязан распространять текущие сводки погоды у их берегов.

Помимо самих таблиц предельных значений, предметом переговоров был соответствующий метод измерения, изменение высоты измерения или времени измерения и другие формальности. Соглашение было впервые достигнуто в 1926 году с Венской шкалой , которая была рассчитана на основе средних арифметических значений британской шкалы Симпсонов и старой международной шкалы Deutsche Seewarte Hamburg .

В 1946 году шкала Симпсонов с 1906 по 1913 год была принята как так называемая Парижская шкала , чтобы в 1947 году расширить ее в соответствии с формулой расчета до силы ветра 17 для описания ураганов. Затем это было подтверждено в Вашингтонском кодексе 1949 года, в котором указывалось, что скорость ветра следует измерять в узлах .

В 1960 году расширение до 17 (иногда даже неофициально до 23 скоростей ветра) было отменено, потому что авиация полностью выпала из шкалы Бофорта, метеорология разработала свои собственные масштабы ураганов, а мореплавание обошлось с 12 скоростями ветра.

В крайних случаях или для штормов на других планетах, таких как Марс , скорость ветра задается непосредственно в подходящей единице.

В давление ветра возрастает пропорционально квадрату скорости ветра , и , таким образом , с куба силы ветра Бофорта. Однако, поскольку шкала Бофорта учитывает только скорость, а не плотность воздуха , которая зависит от высоты и температуры , назначение силы ветра по шкале Бофорта и давления ветра неясно. Буря с z. B.

В поисках практического значения третьей степени формулы, помимо квадрата динамического давления, можно найти модуль упругости в поперечном сечении стержней под напряжением изгиба. Он изменяется в третьей степени диаметра для круглого или радиуса вращения для любого поперечного сечения.

В смысле Бофорта это приводит к практическому и описательному утверждению, которое также может быть перенесено на наземные объекты, предположительно сокращенные другими условиями: при тех же парусах удвоенная сила ветра ломает удвоенный диаметр мачты.

Про анемометры:  Анемометр МС-13. Купить от изготовителя с доставкой - Москва, Санкт-Петербург, Россия.
Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий