Люба Снежкова
Эксперт по предмету «Информатика»
Автоматизированная система управления предприятием (сокращённо АСУП или просто АСУ) — совокупность кадровых, аппаратных и программных средств, предназначенных для управления технологическими процессами производства и их организации. При этом за человеком сохраняются некоторые целеполагающие функции или те, что не поддаются автоматизации. АСУ призваны повысить эффективность производства и качество продукции за счет применения информационных технологий.
- Основные классификационные признаки
- Функции при формировании управляющих воздействий
- Автоматизированные системы управления
- Понятие автоматизированной системы управления
- Состав АСУ
- Функции АСУ
- Виды АСУ
- Классификация структур АСУ
- Жизненный цикл АС
- Еще термины по предмету «Информационная безопасность»
- Защита
- Контрразведка
- Стандарт разработки АСУ
- Автоматизированная система управления (АСУ)
- На тему «Автоматизированная система управления (АСУ)»
- Автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП)
- Автоматизированные системы управления предприятием
- Смотреть что такое “АСУ” в других словарях
- Классы структур АСУ
- Централизованная рассредоточенная структура
Основные классификационные признаки
В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:
Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной АСУ. Функции АСУ можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам.
Функции при формировании управляющих воздействий
Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин “автоматизированная”, в отличие от термина “автоматическая” подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.
Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т.д.
«Система управления гостиницей». Наряду с этим названием употребляется PMS Property Management System«Автоматизированная система управления операционным риском» – это программное обеспечение, содержащее комплекс средств, необходимых для решения задач управления операционными рисками предприятий: от сбора данных до предоставления отчетности и построения прогнозов.
Автоматизированные системы управления
Алексей Олегович Денега
Эксперт по предмету «Информационные технологии»
Понятие автоматизированной системы управления
Автоматизированная система управления (АСУ) – сочетание комплекса программно-аппаратных средств и персонала, которые предназначены для управления различными процессами в масштабе технологического процесса, производства, предприятия.
АСУ применяют в энергетике, различных отраслях промышленности, транспорта и т.п. Автоматизированная система отличается от автоматической сохранением функций (например, не поддающихся автоматизации), которые должен выполнять человек (оператор).
В СССР первые АСУ были разработаны доктором экономических наук, профессором, член-корреспондентом НАН Белоруссии Н.И. Ведутой. В 1962–1967 годах он был руководителем внедрения первых в стране АСУ производством на машиностроительных предприятиях.
Первостепенной задачей АСУ является повышение эффективности управления объектом через рост производительности труда и совершенствование методов планирования процесса управления.
Система управления может рассматриваться как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. В самом общем виде автоматизация управления выполняется для повышения эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Выделяют ряд целей автоматизации управления:
Состав АСУ
АСУ состоит из:
«Автоматизированные системы управления» 👇
АСУ могут быть классифицированы по:
Функции АСУ
Функции АСУ устанавливаются в техническом задании создания определенной АСУ опираясь на анализ целей управления, конкретные ресурсы для их достижения, ожидаемый эффект от автоматизации и в соответствии со стандартами, которые распространяются на данный вид АСУ. Функции АСУ состоят в:
Необходимый набор действий выбирается в зависимости от вида создаваемой АСУ. Функции АСУ могут объединяться в подсистемы по различным признакам.
Функции при формировании управляющих действий:
Виды АСУ
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 02.06.2017
Классификация структур АСУ
По структуре АСУ делятся на следующие типы:
Жизненный цикл АС
Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной системы:
Эскизный, технический проекты и рабочая документация — это последовательное построение все более точных проектных решений. Допускается исключать стадию «Эскизный проект» и отдельные этапы работ на всех стадиях, объединять стадии «Технический проект» и «Рабочая документация» в «Технорабочий проект», параллельно выполнять различные этапы и работы, включать дополнительные.
Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели.
Еще термины по предмету «Информационная безопасность»
все, что имеет ценность для организации в интересах достижения целей деятельности и находится в ее распоряжении.
Защита
средство для ограничения доступа или использования всей или части вычислительной системы; юридические, организационные и технические, в том числе программные, меры предотвращения НСД к аппаратуре, программам и данным.
Контрразведка
сбор информации и действия, проводимые для защиты от электронного шпионажа, другой разведывательной деятельности, саботажа или убийств, проведенных от имени иностранных правительств или их структур, внешних организаций, или внешних людей, или международной террористической деятельности.
Смотреть больше терминов
Стандарт разработки АСУ
Процесс проектирования и создания АСУ для конкретного предприятия регулируется отечественным ГОСТ 34.601-90 и включает в себя:
Автоматизированная система управления (АСУ)
👍 Проверено Автор24
комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами.
На тему «Автоматизированная система управления (АСУ)»
Статья от экспертов
Автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП)
В статье рассмотрены аспекты создания и развития автоматизированных систем управления технологическими процессами. Проведен анализ основных типов АСУ ТП, а также сферы их применения. Выделены и рассмотрены этапы развития и предпосылки появления систем автоматического управления. Рассмотрена структура автоматизированных систем управления технологическими процессами и интеграция SCADA-систем в структуру АСУ ТП. Обозначены существующие проблемы и представлены возможные перспективы развития. Сделаны выводы о целесообразности применения искусственного интеллекта для повышения эффективности автоматизации технологических процессов.
Автоматизированные системы управления предприятием
В годы Холодной войны СССР пошел по пути создания централизованных систем с единым координационным центром. США и Великобритания, напротив, сосредоточились на создании децентрализованных сетей с коммутируемыми пакетами. Это решение было менее уязвимым с военной точки зрения (при повреждении части сети система продолжала функционировать по альтернативным автоматически выбираемым каналам), а также разрозненным автономным узлам, организованные при научных, образовательных, государственных учреждениях и корпорациях, свободно обмениваться информацией, что способствовало развитию всех участников. Так появилась сеть ARPANET, ставшая базисом для развития Интернета.
Недостатком советского подхода стала необходимость согласования решений “на верху”, что приводило к бюрократическим пробуксовкам. Несмотря на то, что специалисты информационных ведомств СССР создали в рамках своего сообщества демократичную и инновационную атмосферу, основные рычаги управления развитием отрасли оставались в руках консервативных, подчиненных партаппарату министерств. Это привело к ухудшению взаимодействия между информационными системами предприятий и организаций и сдерживало их развитие.
Политические и экономические реформы времен Перестройки, потребности интегрирования отечественной экономики в мировую привели к отказу от отечественных наработок в области информатики. Страна влилась во всеобщий процесс информатизации и стандарты АСУ были вытеснены западными концепциями автоматизации производства, которые можно систематизировать следующим образом:
Рисунок 2. Пример современной иерархии систем автоматизированного управления предприятием. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т.п. Термин автоматизированная, в отличие от термина автоматическая подчеркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации.
.
.
Смотреть что такое “АСУ” в других словарях
Разработка АСУ являлась самобытной отраслью советской информатики. Она активно развивалась в СССР и социалистических странах в 1950-1980-х гг. Концепция АСУ базировалась на отечественной теоретической основе, слабо пересекавшейся с информационными изысканиями Запада в эпоху Холодной войны.
Разработка первых советских АСУ началась с наступлением политической “оттепели”, следствием которой стал отказ от реакционных взглядов руководства страны на информатику (в частности кибернетику). У истоков теории и практики построения советских АСУ стояли А.И. Китов, В.М. Глушков. Со временем в стране возникло множество институтов, занимавшихся проблемами информатизации производства. Передовые принципы автоматизации управления предприятиями закреплялись в государственных стандартах (ГОСТах).
Со временем теоретические разработки в области АСУ привели к появлению проекта Общегосударственной автоматизированной системы управления советской экономикой (ОГАС), подразумевавшего взаимодействие между информационными системами отдельных предприятий.
Рисунок 1. Схема системы ОГАС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
«Автоматизированные системы управления предприятием» 👇
Классы структур АСУ
Построение системы с такой структурой эффективно при автоматизации технологически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая система представляет собой совокупность нескольких независимых систем со своей информационной и алгоритмической базой.
Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима информация о состоянии только этого объекта.
Централизованная структура осуществляет реализацию всех процессов управления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системы вырабатывает управляющие сигналы. Появление этого класса структур связано с увеличением числа контролируемых, регулируемых и управляемых параметров и, как правило, с территориальной рассредоточенностью объекта управления.
Достоинствами централизованной структуры являются достаточно простая реализация процессов информационного взаимодействия; принципиальная возможность оптимального управления системой в целом; достаточно легкая коррекция оперативно изменяемых входных параметров; возможность достижения максимальной эксплуатационной эффективности при минимальной избыточности технических средств управления.
Недостатки централизованной структуры следующие: необходимость высокой надежности и производительности технических средств управления для достижения приемлемого качества управления; высокая суммарная протяженность каналов связи при наличии территориальной рассредоточенности объектов управления.
Централизованная рассредоточенная структура
Основная особенность данной структуры — сохранение принципа централизованного управления, т.е. выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состояниях всей совокупности объектов управления. Некоторые функциональные устройства системы управления являются общими для всех каналов системы и с помощью коммутаторов подключаются к индивидуальным устройствам канала, образуя замкнутый контур управления.
Алгоритм управления в этом случае состоит из совокупности взаимосвязанных алгоритмов управления объектами, которые реализуются совокупностью взаимно связанных органов управления. В процессе функционирования каждый управляющий орган производит прием и обработку соответствующей информации, а также выдачу управляющих сигналов на подчиненные объекты. Для реализации функций управления каждый локальный орган по мере необходимости вступает в процесс информационного взаимодействия с другими органами управления. Достоинства такой структуры: снижение требований, к производительности и надежности каждого центра обработки и управления без ущерба для качества управления; снижение суммарной протяженности каналов связи.
Недостатки системы в следующем: усложнение информационных процессов в системе управления из-за необходимости обмена данными между центрами обработки и управления, а также корректировка хранимой информации; избыточность технических средств, предназначенных для обработки информации; сложность синхронизации процессов обмена информацией.
С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. В результате осуществлять управление централизованно невозможно, так как имеет место несоответствие между сложностью управляемого объекта и способностью любого управляющего органа получать и перерабатывать информацию.
Кроме того, в таких системах можно выделить, следующие, группы задач, каждая из которых характеризуется соответствующими требованиями по времени реакции на события, происходящие в управляемом процессе:
задачи сбора данных с объекта управления и прямого цифрового управления (время реакции , секунды, доли секунды);
задачи экстремального управления, связанные с расчётами желаемых параметров управляемого процесса и требуемых значений уставок регуляторов, с логическими задачами пуска и остановки агрегатов и др. (время реакции — секунды, минуты);
задачи оптимизации и адаптивного управления процессами, технико-экономические задачи (время реакции — несколько секунд);
информационные задачи для административного управления, задачи диспетчеризации и координации в масштабах цеха, предприятия, задачи планирования и др. (время реакции — часы).
Очевидно, что иерархия задач управления приводит к необходимости создания иерархической системы средств управления. Такое разделение, позволяя справиться с информационными трудностями для каждого местного органа управления, порождает необходимость согласования принимаемых этими органами решений, т. е. создания над ними нового управляющего органа. На каждом уровне должно быть обеспечено максимальное соответствие характеристик технических средств заданному классу задач.
Кроме того, многие производственные системы имеют собственную иерархию, возникающую под влиянием объективных тенденций научно-технического прогресса, концентрации и специализации производства, способствующих повышению эффективности общественного производства. Чаще всего иерархическая структура объекта управления не совпадает с иерархией системы управления. Следовательно, по мере роста сложности систем выстраивается иерархическая пирамида управления. Управляемые процессы в сложном объекте управления требуют своевременного формирования правильных решений, которые приводили бы к поставленным целям, принимались бы своевременно, были бы взаимно согласованы. Каждое такое решение требует постановки соответствующей задачи управления. Их совокупность образует иерархию задач управления, которая в ряде случаев значительно сложнее иерархии объекта управления.







