Материальные потоки в логистике – – Екатеринбург и вся Россия

Материальные потоки в логистике -  - Екатеринбург и вся Россия Анемометр

2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

2.1 Понятие логистического сервиса

2Определение оптимального уровня логистического сервиса

В.И. Сергеев подчёркивает, что «потребителя интересуют не только определённые услуги сами по себе, но и их объём и качество. Если клиентам банка придётся выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк».

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень её собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установки ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями.

Профессор Б.А.Аникин в учебнике по логистике пишет: «Менеджер по логистике должен решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки установить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма «Sony» в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров.

У нее есть выбор из трех возможностей:

Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма «Sony» может предложить в одном из трёх вариантов:

Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.

Список использованной литературы

3.
Характеристика информационных
потоков

Информационные 
поток – поток сообщений в устной, документной
(бумажной и электронной) и других формах,
соответствующий материальному или сервисному
потоку в рассматриваемой логистической
системе, и предназначенный в основном
для реализации управляющих функций.

По 
виду носителей информации наиболее
распространенными являются потоки на
бумажных носителях (документы), а при
использовании компьютерных технологий
– на магнитных носителях, в виде электронных
программ и т.п. По времени возникновения
и периодичности использования, информационные
потоки бывают регулярные, периодические,
оперативные, on line, off line.

      По 
способу передачи данных:

  • курьер,
  • почта,
  • телефон,
  • телеграф,
  • радио,
  • телевидение,
  • электронная
    почта,
  • факс,
  • телекоммуникационные
    сети.

Возрастание
роли информационных потоков в современной 
логистике обусловлено следующими
основными причинами. Во-первых, потребителю 
важна информация о статусе заказа,
наличии товара, сроках поставки, отгрузочных 
документах и др., она является необходимым
элементом потребительского логистического
сервиса.

Во-вторых, наличие полной и достоверной
информации позволяет сократить потребность
в запасах и трудовых ресурсах за счет
уменьшения неопределенности в спросе.
И, наконец, в-третьих, информация повышает
гибкость логистической системы с точки
зрения того, как, где и когда можно использовать
ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

4.
Характеристика сервисных
потоков. «Три стороны
в логистике фирмы»

      Сервисные
потоки – потоки услуг, генерируемые логистической
системой в целом или ее подсистемой (звеном,
элементом) с целью удовлетворения внешних
или внутренних потребителей организации
бизнеса.

Сервисные
услуги могут оказываться, например,
одними фирмами-участницами логистической
системы другим в процессе продвижения
логистических потоков производителя
к потребителю. Здесь уместно поговорить
о так называемых «трех сторонах» в логистике.

      Для
фирм-производителей или торговых компаний
эти стороны слудующие:

      1-я 
сторона – поставщики материального
ресурса или готовой продукции

      2-я 
сторона – потребители готовой 
продукции

      3-я 
сторона – логистические посредники

В
зарубежной практике даже появился специальный 
термин Third Party Logistics (3PL) – «третья сторона
в логистике» или логистический посредник.
Основными логистическими посредниками
(третьей стороной), для фирм-производителя
или торговой компании являются например,
перевозчики, экспедиторы, грузовые терминалы.

Вспомогательные логистические посредники
– это страховые и охранные предприятия,
таможенные брокеры, сюрвейера, банки
и другие финансовые учреждения, осуществляющие
расчеты за логистические функции/операции,
предприятия информационно-компьютерного
сервиса и др.

Несмотря 
на важность оказываемого сервиса, эффективные 
способы оценки его качества до сих пор
отсутствуют, что объясняется рядом особенностей
сервиса в сравнении с характеристиками
материального потока. Такими особенностями
(характеристиками сервисных потоков)
являются:

  • Неосязаемость
    сервиса. Заключается в сложности для
    поставщиков сервиса объяснить и специфицировать
    сервис, а также трудностями оценить его
    со стороны покупателя.
  • Покупатель
    зачастую принимает прямое участие в производстве
    услуг.
  • Сервис –
    деятельность (процесс) и поэтому не может
    быть протестирован прежде, чем покупатель
    его купит.
  • Сервис часто
    состоит из системы более мелких (субсервисных)
    услуг, причем покупатель оценивает эти
    субсервисные услуги.
  • Качество
    и привлекательность сервиса зависят
    от способности покупателя оценить его
    в итоге (в общем плане).

Указанные
характеристики и особенности сервисных 
потоков играют важную роль в логистическом 
процессе, в частности в сфере 
дистрибьюции товаров. Очень важно 
учитывать тот факт, что качество
сервиса в логистике проявляется 
в тот момент, когда поставщик
сервиса и покупатель встречаются «лицом
к лицу».

      При
этом могут возникнуть две ситуации:

      1)
если особых проблем при «доставке» 
сервиса нет, то поставщик действительно 
может убедить покупателя в 
высоком качестве сервиса;

      2)
если возникают проблемы, то ситуацию,
как правило, исправить нельзя, каким бы
на самом деле высоким качеством ни обладал
сервис. 

Ассортимент продукции

Это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4. По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

  • Массовый — это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).
  • Крупные — это потоки нескольких вагонов или машин.
  • Мелкие — это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.
  • Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

6. По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7. По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

  • Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.
  • Навалочные грузы —как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.
  • Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.
  • Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

Материальный поток

это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе — единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3. По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные.

Понятие и сущность потока

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Про анемометры:  Co2 400 ppm

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах.

Потоки в логистике: материальный, финансовый, информационный

Понятие потока

Поток – это один или множество объектов, воспринимаемых как единое целое, существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое в абсолютных единицах. Поток в определенные моменты времени может быть запасом материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции. Выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность [10].

Классификация потоков

Для описания потоков и работы с ними необходима хотя бы самая простая классификация, которую целесообразно выстраивать по следующим признакам.

По отношению к рассматриваемой системе’.

а) внутренние потоки – циркулируют внутри системы:

ре S,

где р – поток; S – рассматриваемая система;

б) внешние потоки – поступают в систему извне и/или покидают ее пределы:

p11-p2>S.

По степени непрерывности’.

а) непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов: б) дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами:

п

р = ‘Ёр>-

(=1

По степени регулярности’.

а) детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени:

p=f(t}-,

б) стохастические потоки – отличаются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности:

Pf=tpf.<</i>

1=1

где Р f – вероятность состояния потока.

По степени стабильности:

а) стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени:

Р = f (t) = c°nst; tl2‘,

б) нестабильные потоки – отличаются флуктуационным характером изменения потока:

Р = f (/) Ф const;

По степени изменчивости:

а) стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной:

п П

Л = — = const.

t

где Л – интенсивность потока; п – количество прошедших единиц; t – временной период;

б) нестационарные потоки – характерны для неустановив-шегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода времени:

Л = f(t) Ф const.

По характеру перемещения элементов потока’.

а) равномерные – характеризуются постоянной скоростью V перемещения объектов, т.е. в одинаковые отрезки времени t объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов также равны:

S=V-t;

  • б) неравномерные – характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия:

По степени периодичности’.

а) периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период времени Т:

p = f(ry

б) непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока:

Р = /(0’ 1і^Т

По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму.

  • а) ритмичные потоки;
  • б) неритмичные потоки.

По степени сложности’.

а) простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида: б) сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты:

п

P=YPI-

/=1

По степени управляемости’.

а) управляемые потоки – адекватно реагирующие на управляющее воздействие г і со стороны управляющей системы:

р = /({п});

б) неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие г(:

Вышеизложенные принципы классификации потоков являются общепринятыми. Такая классификация в основном дает возможность изучить потоки, рассматриваемые в логистике, и применить адекватный им механизм регулирования.

Виды потоков

Материальный поток – это продукция (различные изделия, детали, товарно-материальные ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (погрузка, разгрузка, сортировка и т.д.) и/или технологических операций (резание, ковка, плавка, сборка и т.п.) и отнесенная к определенному временному интервалу.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует: логистический финансовый поток – это не просто движение финансовых ресурсов, а их направленное движение; направленность движения финансовых ресурсов в логистике обусловливается необходимостью обеспечения перемещения соответствующего товарного потока.

Информационный поток – упорядоченное множество сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, необходимое для управления потоковым процессом. Существует в различных формах (речевой, на бумажных или магнитных носителях и т.д.).

Поток услуг – особый вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личные потребности (транспортные, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием, в присутствии клиентов и в их отсутствие, быть направленными на удовлетворение как личных потребностей, так и нужд организаций [3].

Классификация потоков

Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и другим признакам, что обусловливает необходимость их классификации. В каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных признаков логистических финансовых потоков. Для классификации финансовых потоков в логистике используют в основном такие признаки, как отношение к логистической системе, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.

По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.

Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы, внутренний существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций.

По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы [10]:

  • – финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
  • – инвестиционные финансовые потоки;
  • – финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
  • – финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
  • – финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяют на потоки финансовых ресурсов:

  • – сопутствующие движению основных фондов предприятия (сюда относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);
  • – обусловленные движением оборотных средств предприятия (финансовые потоки, возникающие в процессе закупки, дистрибуции и продажи товаров, а также при воспроизводстве рабочей силы).

В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две большие группы:

  • 1) денежные – характеризующие движение наличных финансовых средств;
  • 2) информационно-финансовые – обусловленные движением безналичных финансовых средств.

По видам хозяйственных связей различают горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые – между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

Информационные потоки

Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих воздействий.

Информатика – это наука о структуре и методах информационной обработки с помощью технических средства. Здесь ис пользуются, особенно при представлении и обработке требуемой информации, современные калькуляционные аппараты. Причем в процессе работы происходит абстрагирование от частности и разрабатываются основополагающие и многократно применимые способы.

Информационная наука – это теория, рассматривающая вопросы развития, структуры, конструкции способов работы и формирования информационной системы.

Логистическая информационная система представляет собой отношение получаемой информации к средствам информационного потока и другим объектам логистики и создана с целью реализации задач планирования, управления и контроля в системе.

Информационный поток как логистический процесс способствует в рамках трансформационных процессов изменению состава информации в информационной системе.

Информационный поток выполняет следующие функции и рабочие операции:

  • – сбор и распределение данных;
  • – транспортировка данных;
  • – переработка данных (классификация, подготовка, управление, распределение);
  • – хранение данных.

Информационные потоки, возникающие при внешних воздействиях на соответствующую среду, переносят информацию (сообщения) от ее источников к потребителям. Эти потоки могут иметь важное самостоятельное значение для оперативного управления и выработки стратегических решений, а могут соответствовать материальным и управлять ими. Различие скоростей материальных и информационных потоков может при наличии соответствия приводить к временному сдвигу между ними.

Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра – накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т.е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

Классификация информационных потоков приведена на рис. 2.1.

Классификация информационных потоков [10]

Рис. 2.1. Классификация информационных потоков [10]

Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и т.д.).

Про анемометры:  BAXI LUNA-3 240 Fi цена, характеристики, видео обзор, отзывы

Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т.д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный.

Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

К такой информации относятся:

  • – телефонограммы и факсы [10];
  • – накладные, поступающие вместе с товаром;
  • – информация о поступлении и размещении грузов на складах;
  • – данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;
  • – изменения в динамических моделях состояния запасов;
  • – библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;
  • – различная нормативно-справочная производственная информация;
  • – изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;
  • – текущие сведения о производственных мощностях;
  • – текущие сведения о поставщиках и продуцентах;
  • – изменения в динамических моделях портфеля заказов;
  • – текущие сведения о незавершенном производстве;
  • – данные о планах выпуска;
  • – текущие данные о складах;
  • – данные об объемах и видах готовой продукции;
  • – данные о фактическом сбыте продукции потребителям;
  • – данные о финансовых потоках.

Скорость передачи в теории информации или в различных областях техники связи обычно измеряется в бодах (один бод соответствует передаче одного бита в секунду). В практической деятельности скорость информационного потока может определяться числом документов или документострок во всех документах, передаваемых или обрабатываемых в единицу времени. Соответственно общий объем информационного потока может измеряться общим числом передаваемых или обрабатываемых документов или же суммарным числом содержащихся в них документострок.

Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу «своему» материальному потоку. Направление информационного потока может в ряде случаев не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Например, комплектующие изделия поступают от продуцента на входной склад, а соответствующие счета – в бухгалтерию.

Фактуры, накладные и необходимая эксплуатационная документация образуют информационный поток, двигающийся в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, и одновременно с ним.

Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, как уже описывалось выше, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

Таким образом, информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый их этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

Каждый тип информационного потока характеризуется своим сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков [10]:

  • – опережающие с совпадающим направлением;
  • – опережающие встречные;
  • – опережающие, различающиеся по направлению;
  • – синхронные с совпадающим направлением;
  • – синхронные встречные;
  • – синхронные, различающиеся по направлению;
  • – отстающие с совпадающим направлением;
  • – отстающие встречные;
  • – отстающие, различающиеся по направлению.

Таким образом, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

На основе контроля за информационными потоками можно осуществить горизонтальную и вертикальную интеграцию.

Горизонтальная информационная интеграция позволяет обеспечить взаимоувязанной информацией все материальные потоки, начиная от поступления сырья, материалов и комплектующих, и до готовых изделий, поступающих к потребителям. Этим достигается то, что все управляющие воздействия в функциональных подсистемах и вызванные ими последствия увязываются с общими целями и общей стратегией всей производственно-сбытовой системы.

Вертикальная информационная интеграция может охватить все уровни иерархии производственно-сбытовой системы прямыми (направленными сверху вниз) и обратными (направленными снизу вверх) связями. В результате оказывается возможным оперативно получать достоверную информацию о ходе поставок сырья, производства, сборки, испытаний и доставки продукции потребителям. Наличие такой информационной системы с вертикальными связями позволяет правильно оценивать, своевременно вносить необходимые коррективы и тем самым влиять на процессы закупки, производства, сборки, испытаний, складирования и экспедирования. Подобное оперативное управление позволяет правильно учитывать результаты маркетинговых исследований при определении номенклатуры и объема выпускаемой продукции, организовать удовлетворение конкретных заказов, а также обеспечить поддержание требуемого уровня качества.

Обобщая сказанное, можно отметить: объективная и адекватная информация используется при логистическом управлении дважды и двояким образом.

Первый раз потоки информации используются для создания системы логистического управления, ее разработки и внедрения в жизнь.

Второй раз потоки информации используются для адекватного управления в рамках уже сложившейся системы логистики.

Так или иначе, информационные потоки в логистике нужно формировать, отвечая на следующие вопросы:

  • • Чем вызвана необходимость в данной информации (а не кем поставлена соответствующая задача)?
  • • На какую внутреннюю информацию можно рассчитывать, насколько она полна и достоверна?
  • • Какие реальные данные внешней информации можно фактически получить, каким образом и какую вторичную информацию можно достоверно использовать?
  • • Какую технику, кадры и ресурсы можно применить при создании и использовании информационных потоков?
  • • Каковы требования к степени оперативности получаемой информации, ее долговечности?

Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения -обмене информации между различными звеньями логистической системы.

Материальные потоки

Понятие материального потока является ключевым в логистике.

Объектами материального потока могут быть:

  • – грузы (различного рода материалы);
  • – люди;
  • – информация;
  • – энергия;
  • – средства материального потока (под ними подразумеваются также транспортировочные средства для грузов и людей);
  • – средства производства (сюда относятся также и производящие энергию предприятия);
  • – средства информационного потока (по аналогии с материальным потоком рабочие средства информационных потоков характеризуются ниже как средства информационных потоков);
  • – инфраструктура (здания, площади, пути).

Каждый материальный поток содержит информацию, необходимую для организации управления, а также решения административных задач (выписывание фактуры, бухгалтерский учет и т.д.). Данные расположены в постоянных и переменных информационных устройствах; с помощью соответствующих сенсоров и специальной аппаратуры первые собираются, передаются через информационную сеть, обрабатываются счетчиком и распределяются благодаря специальному оборудованию. Информационные потоки, даже без материальных потоков, представляют собой составную часть всех логистических систем.

Техника материального потока – это научная теория технического развития, конструкции, структуры, способа функционирования системы материального потока.

Материальный поток характеризуется следующими важными функциями и рабочими процессами: обработка (процесс, благодаря чему продукция доводится до состояния, при котором она отправляется с предприятия); проверка (любая контрольная операция материального потока: измерение, подсчет, взвешивание); упаковка; хранение (остановка, промежуточное хранение, склад, любая кратко- или долгосрочная остановка грузов); конвейерная доставка; транспортировка; управление.

Кроме того, важную роль в материальном потоке играют и следующие рабочие операции: оформление грузоединиц; распределение; монтировка; погрузка и разгрузка.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Классификация материальных потоков

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам [3]:

  • – отношение к логистической системе;
  • – натурально-вещественный состав потока;
  • – количество образующих поток грузов;
  • – удельный вес образующего поток груза;
  • – степень совместимости грузов;
  • – консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для предприятия оптовой торговли его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

Про анемометры:  Жиклеры для газовых котлов

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т.д.

Крупные потоки – несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. 1 т груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 – например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Насыпные грузы (например, зерно) перевозят без тары. Их главное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т.п.) – как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы – грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

Логистические операции

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

Образное представление о логистических операциях позволяет сформировать пример производства и доведения до конечного потребителя любого изделия народного потребления. Рассмотрим в качестве примера письменный стол, собранный из пиломатериалов и древесно-стружечных плит. Изначальным сырьем для производства данного изделия служит дерево, которое необходимо вырастить, спилить, переместить к месту обработки, превратить в конечное изделие и доставить покупателю. Вся совокупность операций может быть разделена на две большие группы:

  • 1) технологические операции по производству материальных благ, т.е. операции, в ходе которых происходит качественное преобразование предмета труда: рубка леса (с целью получения древесины), продольная распиловка бревен, прессование стружки, изготовление деталей мебели, их отделка и конечная сборка, например, письменного стола;
  • 2) логистические операции, к которым следует отнести все остальные операции, обеспечивающие наличие нужного предмета или продукта труда в необходимом количестве в нужном месте и в нужное время. Перечислим некоторые из них: вывоз и сплав бревен из мест лесозаготовок, их доставка на предприятие деревообрабатывающей промышленности, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.

Логистические операции, таким образом, – это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключением технологических операций по производству материальных благ.

К логистическим относят также операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации.

Согласно отечественному терминологическому словарю по логистике, логистические операции – это совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком – это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и поставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам, инициирующей эти потоки и управляющей ими.

Логистические операции с финансовыми потоками сводятся к проведению стоимостного анализа на всех этапах экономической деятельности, составлению бюджетов для всей программы и ее отдельных миссий и операций с материальными и информационными потоками, а также к контролю расходов и запасов, выраженных в денежной форме.

Логистическая функция

Логистическая функция – одно из основных понятий логистики, которое можно определить как совокупность логистических операций, направленную на достижение целей, поставленных перед логистической системой или ее элементами (звеньями). Большинство ученых и специалистов по логистике к основным (базисным) логистическим функциям относит снабжение, производство и сбыт (распределение).

Общий перечень логистических функций достаточно широк: управление заказами, управление запасами, транспортировка, хранение, грузоперсработка, пакетирование, сервисное обслуживание и т.п. (рис. 2.2).

Функции логистических систем [2]

Рис. 2.2. Функции логистических систем [2]

Список использованной литературы

1. Материальные потоки в логистике: понятие, общая схема, единицы измерения, виды1.1 Понятие и сущность потока

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Понятие и сущность потока

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

2. По степени непрерывности:

3. По степени регулярности:

4. По степени стабильности:

5. По степени изменчивости:

6. По характеру перемещения элементов потока:

7. По степени периодичности:

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

9. По степени сложности:

10. По степени управляемости:

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

Список 
литературы

1. Логистика:
Учебник для вузов. / Под ред. Аникина Б.А.
– М.: ИНФРА-М, 2005.

2. В.И. Сергеев.
Корпоративная логистика. 300 ответов на
вопросы профессионалов М.: Инфра-М, 2005.

3. Сергеев
В.И. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2001.

Заключение

      Логистическая
система предприятия, обладающая интегративными
качествами, отвечает за поставку материала,
весь производственный цикл и сбыт произведенного
товара, достигая при этом заранее намеченных
целей.

      Динамично
развивающиеся предприятия, использующие
логистическую систему способны быстро
ответить на возникающий спрос поставкой
нужного товара.

      Логистическая
система должна обладать развитыми 
связями с внешней средой, что позволяет
ориентироваться в происходящих изменениях
на рынке.

Логистическая
система ставит и решает задачу проектирования
гармоничных, согласованных материальных
потоков, с заданными параметрами на выходе.
Отличает эту систему высокая степень
согласованности входящих в них производительных
сил в целях управления сквозными материальными
потоками.  

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий