- 3 декабря 1984 года в бхопале (индия) произошла катастрофа (pipl)
- Мертвые лежали повсюду. как америка устроила «химический чернобыль» в индии
- Химическая авария в бхопале. сборник статей. 1. алексей митюнин. хиросима химической индустрии. 2. бхопальская катастрофа. 3. виновники крупнейшей в истории техногенной катастрофы получили 2 года тюрьмы. – сайт анатолия владимировича краснянского
3 декабря 1984 года в бхопале (индия) произошла катастрофа (pipl)
Этот день в истории:
Международный день борьбы с пестицидами отмечается 3 декабря во всем мире. Трагические события произошли до того, как была выбрана эта дата. Сегодня вспоминают экологическую катастрофу в Бхопале, Индия, произошедшую 3 декабря 1984 года.
Пестициды являются тупиком цивилизации – это поговорка дня. Важно повысить осведомленность о проблемах, связанных с использованием и утилизацией этих вредных химических веществ в день пестицидов.
Во второй половине 20-го века в сельском хозяйстве широко использовались пестициды.
Позже было обнаружено, что промышленное производство этих химикатов наносит вред населению планеты. Пестициды наносят вред не только по прямому назначению, давая высокие урожаи с сельских земель (что впоследствии было поставлено под сомнение), но и нанося серьезный вред воде, почве и жизни растений.
http://www.calend.ru/holidays/0/0/3133/
О ОН считает, что пестициды являются основной причиной молчаливой катастрофы в Европе.
Кроме того, оказалось, что из -за того, насколько стойкими и широко распространенными пестицидами некоторые из них даже были обнаружены в организме пингвинов в Антарктике.
На биосферу Земли существенно не влияет химические реакции. Различные нарушения в функционировании репродуктивных и гормональных систем как у людей, так и у животных вызваны этими заболеваниями и мутациями.
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 2 миллионов отравлений пестицидами и более 4 миллионов несчастных случаев на пестицидах происходят каждый год.
Ученые предложили идею органического сельского хозяйства, которая опирается на сочетание растений и контроля окружающей среды над вредителями, в качестве альтернативы «пестициду» сельскому хозяйству.
Когда эта идея будет на самом деле использовать в реальном мире, все еще не подходит для дебатов.
http://news.am/rus/print/news/299647.html
Авария произошла на фабрике в Индии, и в результате здание рухнуло.
В ночь с 2 по 3 декабря 1984 года в Индии бизнес, принадлежащий Union Carbide, который производит и распространяет пестициды по всей стране.
Инцидент был вызван водой, попавшей в один из резервуаров, держащий 41 тонн MRC, который был получен.
Следует отметить, что системы защиты аварийного резервуара были неработоспособны. Механизм охлаждения резервуара был отключен. Система контроля и оповещения о повышении температуры в резервуаре была разобрана. Поскольку скруббер был сделан только для поглощения небольшого количества ВПК, он был неэффективен. ДЕМЕНДЕР, у нас нет никакой информации, указывающей на то, что он был в рабочем состоянии во время аварии. Другим нерабочим компонентом был факел, который был предназначен для окисления (сжигания) MIX в безвредные газообразные компоненты.
Пары, убегающие из резервуаров, были унесены от растения мощным ветром, движущимся со скоростью 5 км/ч. Вместо того, чтобы подниматься вверх, воздушное облако перемещалось над поверхностью. Более 5000 человек были убиты, и более 100 домов были уничтожены в зоне взрыва 40 квадратных километров.
Авария вызвала значительные потери. Неизвестные данные указывают на то, что столкновения вызвали более 2000 погибших и около 200 000 травм. Худшая катастрофа в истории химической промышленности.
Высокая токсичность метилизоцианата является первопричиной столь значительных потерь. Он поражает глаза и желудок, вызывает резкое отклонение дыхания и происходит ночью, когда большинство жителей близлежащих районов спят. Выжившие спотыкались, выходя из своих домов.
Для защиты органов дыхания некоторые люди использовали мокрые тряпки. Однако не все решились использовать эту грубую форму защиты. Погибли все механики и работники поездов, находившиеся на станции в городе Бхопал, расположенном в двух километрах от химического завода. В Москве погибли пираты, ожидавшие поезда.
Тысячи городских жителей поспешно покинули свои дома в качестве облака из нескольких митов. Они испытывали рвоту, неконтролируемый кашель и горели в своих глазах. Первая помощь была организована в три часа утра, к тому времени облако уже исчезло.
В некоторых больницах работали сотрудники, которые не понимали, как лечить пациентов, и не знали, что стало причиной отравления. Цианид в крови вызвал симптомы у пациентов. Местные врачи сходятся во мнении, что тиосульфат натрия, средство первой помощи при отравлении цианидом, был правильным действием в данном случае.
Европа назвала потенциальную угрозу населению «отсутствие предупреждения».
В последние годы в Бхопале часто происходили инциденты с утечкой MIX и фосгена. Многочисленные несчастные случаи и отравления людей произошли в 1981-1982 годах. В частности, не было принято никаких мер по повышению безопасности работников завода и населения вокруг завода.
Управление заводом скрыла информацию, касающуюся вредного воздействия MIC на здоровье человека и не имело плана экстренной эвакуации.
В Индии были предприняты активные шаги для устранения последствий катастрофы. Армейские подразделения были немедленно отправлены в Бхопал, чтобы поддерживать право и порядок и безопасность в зданиях и на улицах города. Когда прибыли специалисты по охране окружающей среды, они начали приносить лекарствам и кислородному цилиндру жертвам. Школы быстро очистили районы, где собрались люди, которые покинули зараженную территорию.
Раджив Ганди прибывает на встречу с президентом Бхопала после завершения своей избирательной кампании в Индии. Он дал директиву, чтобы выделить необходимые ресурсы, чтобы помочь семьям умершего, тех, кто потерял кормильцы, и жертвам массового отравления. Индийские граждане со всей страны начали отправлять одежду, лекарства и деньги городу в ответ на апелляцию Арджуна Сингхи.
Эта катастрофа повлияла не только на людей. Природе был нанесен непоправимый ущерб. Даже буйволы-гиганты не смогли выжить, потому что дороги и почва были покрыты трупами животных. Ядовитый газ, по словам сельскохозяйственных экспертов калькуттской газеты Amrita bazaar patrika, уничтожил все посевы в радиусе 100 миль (167 км). Пострадавшие земли долгое время оставались засушливыми.
Чтобы полностью исключить возможность его утечки в атмосферу, остатки пестицидов были обнаружены в аварийном резервуаре MRC. Три самолета и пять вертолетов непрерывно распыляли воду над зараженной территорией, чтобы создать “водный экран” над заводом и вокруг него. Вокруг завода размещены полицейские и солдаты. Все магазины, школы и другие учреждения города были закрыты. В близлежащих к объекту районах с населением были установлены палаточные городки в качестве пунктов безопасной эвакуации. Остатки химически опасного вещества, образовавшегося в результате аварии, были позже уничтожены.
Некоторые выводы
До катастрофы в Бхопале одним из самых токсичных химических веществ, используемых в промышленности, был метилизоцианит. Его токсичность была подтверждена цифрами, которые публиковались в СМИ и в Интернете. В Бхопале произошла самая крупная авария в истории отрасли.
В случае аварии проект допустил ошибку, храня значительное количество высокотоксичного вещества в одной из нескольких емкостей. Не все меры безопасности общежития были совместимы с ВПК. Именно это и привело к инциденту на предприятии.
На заводе использовалось устаревшее оборудование, которое уже перестали применять развитые страны. Три подземных резервуара весом 400 тонн каждый использовались для хранения ядовитых газов, которые использовались в качестве сырья. Они были расположены недалеко от Бхопала. В западных странах эти заводы полностью перерабатывали ядовитый газ, а не хранили его во избежание несчастных случаев.
Тот же продукт был произведен на объекте Union Carbide в США. Западный Техас и Западная Вирджиния. Их системы безопасности, однако, сильно отличаются друг от друга. Автоматические регулируемые клапаны и другие фитинги, а также компьютерная система, которая обеспечивает раннее предупреждение всех отклонений от нормы. У завода Бхопальского нет сопоставимых. Кроме того, на панели управления в Индии не было никакого индикатора утечки газа, потому что он даже не был предназначен для того, чтобы быть там. Пять человек остались в качестве операторов. Только два человека были назначены в службу наблюдения для технического состояния оборудования. Эксперты корпорации обнаружили десятки серьезных технических проблем на своем индийском предприятии в 1981 году или за год до стихийного бедствия, но они не были приняты во внимание с точки зрения безопасности производства.
Система охлаждения резервуара была отключена, а служба безопасности производства была неактивна, что позволило пустить воду через 24 часа.
В случае значительной аварии не было никакой стратегии спасения и никаких инструкций по эвакуации.
(по материалам МЧС)
http://agesmystery.ru/node/1765
Мертвые лежали повсюду. как америка устроила «химический чернобыль» в индии
И позвольте мне рассказать вам, сколько их адвокатов я купил у меня в обмен на крутой дом. В завершение сказки мне пришлось выиграть пять юридических битв, пока крутил педали один. Возможно, кто-то посоветует в будущем проявлять больше осторожности.
Итак, в 2022 году я развелся с женой и начал искать новый родовой дом. За исключением нового подпункта, я посетил все интересные места в Воронеже. Проще говоря, они красовались.
Когда я рассматривал эти дома и участки, цены меня совершенно поразили. “Доместик”, строительная компания, – создатель объявления. Мы позвонили, нам ответил человек по имени Антон Зарочинский, и мы, естественно, поехали к нему.
Антон, приятный мужчина лет тридцати с аккуратным носом, в очках, подходящих к лицу, и полной неспособностью выговорить букву “р”, показал нам пять домов. Он сообщил нам, что здесь уже построен целый квартал и что будет построен такой же дом, но меньшего размера. После оплаты нам пришлось подождать совсем недолго. Что это за предприятие и как оно называется? Адреса и изображения можно найти в Интернете. В целом дом нам понравился, район хороший, а цена разумная. договорились позвонить ей через несколько дней, чтобы она могла подумать.
Я принял решение о вступлении. Было только две проблемы: недостаточно двух миллионов человек и какие-то несчастные остальные. Когда я сказал об этом Антону, он пообещал придумать решение и отправил им контракт для ознакомления. И тут я испытал первый шок.
. Договор представлял собой схему продажи участка под застройку, на котором велось строительство. Двенадцать участков (как и другие участки) были оформлены на Людмилу Анатольевну, мать Антона. По договору я должна была внести задаток в размере 100 000 рублей, подождать год, а затем получить свой дом. В итоге он оказался надежным, как швейцарские часы.
Естественно, я не подписывал это. Они могли бы просто вернуть мне депозит вдвое больше, чем я не буду покупать у них дом. Я знал, что стоимость дома увеличится на несколько миллионов долларов и что для них было бы более выгодно потерять соту (стоимость дома фактически снизилась на 4). Кроме того, контракт будет подписан другим человеком, чем она.
В заключение, после долгих размышлений с участием адвокатов и Антона я предложил состояние, которое я хотел бы прорваться в эти дома. Чтобы помешать мне приобрести участок земли или дома самостоятельно, Антон согласился, что это будет уместно, и мы должны заключить контракт с землей. Они подписали контракт с ним в качестве независимого подрядчика по его настойчивости (это важно).
Главой всего этого Almshouse является Андрей Валериевич Закохинтес, который считается пожилым. Дядя маленький, аккуратный и отчаянно кричит.
Следим за руками.
Цена контракта была выше, чем рыночная цена, потому что USP и Concrete уже были вылиты на площадке. Потому что USHP – не единственная криптовалюта. В это включены связи с общественной скважиной, удаление почвы и многочисленные другие задачи. Он выбрал 3 кК при средней стоимости контракта 700–800 тысяч для сайта. Соглашение о контракте (с сроками доставки дома 1 сентября 2021 года) стоит дороже для строительства для оставшейся суммы. Они пришли на встречу со мной и позволили мне использовать эти 3KK, чтобы заплатить миллион долларов. Они решили навязать обременю (или ипотеку) после его совпадения, и определились с сроком полномочий до 1 сентября 2022 года.
Через десять дней я перечислю первый миллион долларов по земельному контракту, внесу второй транш (50%) и подпишу оба контракта. Теперь, когда я владелец сайта, все довольны и просматривают каталоги.
Теперь до сентября 2021 года.
Я полностью удовлетворил свои договорные обязательства, заплатив согласованную сумму в полном объеме. Дом почти закончен, но месту все еще нужен забор, ворота и платформу для автомобилей. В это время я смог разрезать чердак на чердак (за что коммунальная компания заплатила мне 20 000 долларов) и заставить всех согласиться с тем, что мы сделаем электрика для моего проекта.
Антон и я были в постоянном общении, пока он сообщал о строительстве и решал все проблемы. Но вскоре стало очевидно, что старик отвечал за все. Хотя Антон не оказался плохим парнем, ему не хватало и кишек, и позвоночника. То, что я был бы дураком и отказался созревать от мальчика к мужчине, понятно. Во всяком случае, мой отец иногда терял самообладание и разжигал всех на строительной площадке. Затем появились дополнительные контракты на продление периода строительства до ноября. Поскольку я знал, что дом не будет доставлен по графику, я отказался подписать. Во время последующего спора с предыдущим он утверждал, что «мы продлили крайний срок до ноября», на что я возражал, что это было абсурдно и что мне все еще пришлось доставить дом к этой дате. Я получил три уведомления после недели, в которой никто из них не ответил на мои звонки или сообщения.
Согласно двум из них, ИП Зарочинцев А. А. срывал потому, что она в одностороннем порядке расторгала договор. Третий – что я был проинформирован и прочая подобная чушь. Конечно, я. От такого расклада у нее мурашки по коже. Они предприняли шесть безуспешных попыток подать иски в различные суды. Когда иски были поданы повторно, началось настоящее веселье.
Сначала я подала два иска: один против Антона о признании трудового договора недействительным, так как он был фиктивным.
В иске Антон утверждал, что, хотя он подписал договор и получил по нему оплату, на самом деле дом строила другая компания, ЗАО “Народный”, а не его ООО “Ност”. Именно тогда я впервые узнал о компании “Ност”.
В своем судебном процессе мать Антона заявила, что намеревалась построить резиденцию для себя.
В иске, поданном от имени NONA, N OST требует признать договор недействительным из-за способа, которым я подписал договор о сделке (Антон является одним из учредителей), а также из-за других факторов.
Кроме того, Ност подает иск против своей матери, поскольку та впоследствии продала сайт (от которого все участники уже были разоблачены).
Они заявили следующее в контракте:
2.2.8. Уведомить нового владельца о необходимости перезаключить договор и принять выполненную работу или расторгнуть договор в течение 30 календарных дней с момента перехода права собственности в случае, если земельный участок будет продан до завершения подрядных работ по настоящему договору. В противном случае договор не будет действовать на тех же условиях, что и ранее.
Мало того, когда вы продаете участок, новый владелец сразу же становится ответственным за сотни долларов долга. Конечно, нет, никогда. Только в моем контракте есть этот пункт; в контрактах на идентичные дома по соседству его нет.
Что еще у меня есть? Я абсолютно честен. Смущен. Антон, который в курсе всех обвинений, выдвинутых против него.
Я разгневался и подал в суд где -то во время этого гребаного цирка. Я принес претензию в поисках 4,5 миллиона рублей. Перед получением одобрения другой стороны дело было приостановлено по просьбе его стороны. Я попросил продолжение моего претензии, и дело было еще раз более перемещено.
Ладно, все очень плохо. Неопределенный цирк. Крики старого графомана буквально на всех кораблях с тонной уточнений и дополнений. Звук криков. Обвинения меня удивили, и в результате сейчас я имею дело с четырьмя исками и еще одним судебным разбирательством от них.
От всего этого веселья у меня нет слов, но я также совершенно поражена! Три дня, четыре испытания.
Как правило, такая сказка. Буду признателен, если у кого-то найдется мудрый совет, которым можно поделиться. Доведите парней до горячего, потому что иначе их найдет кто-то другой. Мне все равно, кто явится в суд; они это сделают.
Или вы могли бы просто пожелать людям удачи.и спросил, написал ли я этот лист напрасно?
Химическая авария в бхопале. сборник статей. 1. алексей митюнин. хиросима химической индустрии. 2. бхопальская катастрофа. 3. виновники крупнейшей в истории техногенной катастрофы получили 2 года тюрьмы. – сайт анатолия владимировича краснянского
Химическая авария в Бхопале
Переваривание статей
Содержимое
1. Алексей Митюнин. Хиросима химической индустрии.
2. Бхопальская катастрофа.
3. Виновники крупнейшей в истории техногенной катастрофы получили 2 года тюрьмы.
Статья 1
« Я не сделаю этого», – сказал Алексей Митинин.
В химической промышленности Хиросима сейчас является основным глобальным центром внимания.
Март 2006 года. А. Митюнин. Хиросима химической индустрии. URL: http://samlib.ru/m/mitjunin_a/hir.shtml . Сокращенная версия статьи опубликована в журнале МЧС России “Гражданская защита” № 2-3, 2005 г.
Были исторические события, которые принципиально изменили то, как мы видим мир.2 декабря 1984 года Бхопал, несомненно, испытал значительное разрушение. Взрыв произошел в результате высвобождения чрезвычайно токсичного газового метил изоцианата (смеси) на карбидном заводе. Площадь площадью 40 квадратных километров была серьезно подвергалась воздействию ядовитого газа из -за неудачи в системах безопасности. Чиновники Union Carbide утверждают, что газ вызвал более 500 погибших и около 6000 химических травм.100 000 человек нуждаются в медицинской помощи. Тем не менее, другие статистические данные показывают, что фактическое количество смертей было намного выше. Я тоже не доверяю другим источникам. Окружение растения подвергает около 20 000 человек опасным химическим веществам через загрязненную почву и подземные воды.
Позор РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ!
Трагические последствия бхопальской катастрофы, в свое время, шокировали весь мир. Но, не у всех, как оказалось, крепкая историческая память. Эта статья была написана в преддверии 20-й годовщины бхопальской трагедии. День 3 декабря 2004 года во всем цивилизованном мире отмечался как Всемирный день поддержки жертв Бхопала. В Интернете во многих странах мира, на разных языках открыты сайты, посвященные этой катастрофе и ее последствиям. В этом легко убедиться, набрав в любой поисковой системе слово “Bhopal”. В противоположность этому, Вы почти ничего не найдете в Рунете.
И еще один парадокс. В двадцатую годовщину “индийского Чернобыля” с официальным визитом Индию посетил Президент России В.В. Путин.
Однако ни одно СМИ в России не освещало годовщину Бхопальской трагедии. В тот день в русскоязычных СМИ было всего два упоминания о Бхопале, оба в передачах Радио Свобода и Русской службы Би-би-си.
По поводу этого масштабного глобального события россияне хранят молчание. Потому что это невозможно понять, в это трудно поверить.
Знать – чтобы понять, имейте в виду – что угодно
За минувшие после трагедии два десятилетия были опубликованы десятки государственных, корпоративных и независимых отчетов и докладов об условиях возникновения и развития катастрофы, сотни научных исследований об ее экологических, медицинских и социальных последствиях. В них многие факторы, приведшие к трагедии, трактуются неоднозначно, а зачастую диаметрально противоположно. Это и понятно, ведь интересы, в частности, американского руководства корпорации “Юнион Карбайд”, Международной конфедерации свободных профсоюзов, правительства Индии и местной городской общины различны. И интересы эти теперь, в больше степени, финансовые. Сравнивая результаты расследований многочисленных комиссий не легко сразу понять, почему они столь сильно отличаются друг от друга. И здесь вспоминается старая поговорка: если не понимаешь, о чем идет речь, значит, речь идет о деньгах. Бхопальский кризис из экологического и социального, со временем, превратился в кризис экономический и политический. Даже Голливуд решил здесь не отставать — знаменитый американский кинорежиссер Оливер Стоун снимает фильм-катастрофу о событиях двадцатилетней давности с участием голливудских звезд Джереми Айронса и Пенелопы Круз. Прошло 20 лет — трагедию пора превращать в фарс.
В то же время, все эти годы трагический опыт бхопальской катастрофы серьезно изучается во многих странах мира. К примеру, в такой не близкой к Индии стране, как Швеция проблемы медицинской помощи пострадавшим в результате аварии исследованы в специальном отчете Комитета медицины катастроф шведского национального управления здравоохранения — KAMEDO. В течение 40 лет этот комитет, изучающий медицинские, психологические и социальные эффекты природных бедствий, техногенных аварий и военных конфликтов выпустил более 80 отчетов, в которых собран мировой опыт медицинского реагирования в чрезвычайных ситуациях. Серьезные исследования последствий катастрофы в Бхопале проводились и в других странах. Со многими из этих работ можно свободно познакомиться, добыв их электронные копии в “мировой паутине”. Выбрав несколько десятков самых интересных из них, попытаемся понять — что же случилось в Бхопале декабрьской ночью 1984 года.
БХОПАЛ — МАДХЬЯ-ПРАДЕШ — ЮНИОН КАРБАЙД
Город Бхопал, столица крупнейшего штата Индии Мадхья-Прадеш, до известных событий, был мало кому известен за пределами своей страны. Пожалуй, только в США на карте крупной химической корпорации “Юнион Карбайд” он был отмечен флажком, среди трех дюжин стран, в которых компания имела филиалы и деловые интересы. Лишь дьявольское провидение вытащило его из колоды тысяч безвестных до того мировых провинций и сделало знаменитым. Таким же образом печальную мировую известность обрел через полтора года после Бхопала советский Чернобыль, а через три — бразильская Гойяния.
В 1984 году в Бхопале проживало почти 900.000 человек. Приблизительно 53 % населения были индусами, 45 % — мусульманами, а остальные — христианами и сикхи. Ежемесячный доход 80 % населения был ниже 6 долларов в месяц, что составляло половину прожиточного минимума определенного правительством. Безработица охватывала 65 % мужчин и 95 % женщин. 40 % мужчин и 65 % женщин были не грамотны. Только треть населения города жила в постоянных жилищах.
С начала прошлого века, когда Бхопал был еще столицей одноименного вассального государства в Центральной Индии, его население вымирало от голода (в иные десятилетия убыль составляла до 70%). Традиционное сельское хозяйство, не способное бороться с сорняками, болезнями и вредителями растений, не могло прокормить даже несколько десятков тысяч тогдашних жителей. Поэтому, как ни странно, происхождение химического предприятия в Бхопале преследовало гуманные цели: поставку пестицидов для защиты индийского сельского хозяйства. Химикаты, сделанные в Бхопале способствовали преобразованию сельскохозяйственного сектора Индии в современное производство, способное самостоятельно прокормить один из наиболее перенаселенных регионов мира.
Корпорация “Юнион Карбайд” имела длинную историю в Индии, начинающуюся в 1905 году, когда компания начала продавать продукцию, изготовленную за рубежом. В 1924 году в Калькутте было открыто предприятие по сборке компонентов химических батарей, изготовленных в Англии. Завод же в Бхопале начал свою работу в 1969 году. Сначала на нем производили пестициды из химикатов, импортируемых из США. Но уже в 1975 году индийским правительством был лицензирован собственный пестицид “Севин”, в котором в качестве одного из компонентов использовался метилизоцианат, так же сначала ввозимый из Соединенных Штатов.
В те годы Индия стремилась всему силами достичь индустриального самообеспечения, что, в конечном счете, и привело в конце 1970-х годов к строительству в Бхопале собственного предприятия по производству метилизоцианата. Отметим и такой, как позднее окажется, не маловажный факт, что землю под строительство предприятия “Юнион Карбайд” арендовала у правительства штата Мадхья-Прадеш.
В 1984 году индийский филиал “Юнион Карбайд”, 51 процент акций которого принадлежал головной американской корпорации, праздновал свой пятидесятый юбилей. Состоящий из 14 предприятий с 9.000 работников, он был достойной частью общей глобальной бизнес-стратегии корпорации, которая наиболее активно стала развиваться после окончания второй мировой войны. Этот год был финансово удачен и для всей корпорации — она сообщила об объеме продаж в 9,5 миллиардов долларов, что отражало ее положение как одной из самых крупных индустриальных компаний в Соединенных Штатах и в мире. Компания преследовала честолюбивые коммерческие планы в Китайской Народной Республике.
Однако наступил декабрь 1984 года.
Трагедия, видимая очевидцами
В понедельник, 3 декабря, район, вокруг производственного заведения пестицидов в Индии, был покрыт облаком ядовитого газа. Ядовитое облако было привлечено к земле в прохладную погоду и не поднималось выше пяти метров. Атаки кашля и удушья заставили людей пробудиться. Их легкие были наполнены жидкостью, и они испытали сильную нить в своих глазах. Многие из нас скончались, все еще спали во сне.
Азиза Салтан, медсестра из Департамента общественного здравоохранения Шамбхавны:
Кашель моей трехлетней дочери Рубин разбудил меня сразу после полуночи. Из-за уличных фонарей снаружи комната не была полностью темной. Я могла видеть только половину комнаты, и она была покрыта белым облаком. Слышались крики множества людей. “Бхаго, Бхага!” – кричали они. Мохсин, мой восьмимесячный сын, застонал и потерял сознание. Затем я начала хрипеть. Мне казалось, что с каждым новым вздохом в моих легких разгорается огонь.
Когда я выбежала на улицу, держа за руку Мохсина, я схватила детей. Мы были одеты для сна. Хотя на улице было холодно, нам не было холодно. Вокруг валялись многочисленные шарфы, обувь и предметы одежды. Все было закрыто белым облаком. Уличные фонари напоминали источники света. Я видел, как многие люди бежали, и слышал крики о помощи. Чтобы добраться до больницы Хамидия, мы бросились в гору. На одном из перекрестков мы все упали на землю. На середине улицы у меня случился выкидыш, когда я была на втором месяце беременности. Скорее всего, мы бы погибли, если бы остались на том перекрестке. Мы поднялись и пошли дальше.
Рофина Султана потеряла всех членов своей семьи в ту ночь из-за подавляющего запаха сена в воздухе. – Видимость была плохая. Всех тошнило, глаза слезились, голова кружилась. Люди падали на улицах от истощения. Я закрыла рот и глаза шарфом, потому что все еще дышала.
Без самого основного защитного снаряжения тысячи людей бегали по улицам. К рассвету газ превратился в смертельное облако, и многие люди погибли или отравлены. Почти каждый рабочий на автобусной остановке и железнодорожной станции в двух километрах от завода был убит. В России было от 2000 до 8000 смертельных случаев. Были десятки тысяч жертв.
После газовой аварии немецкий журналист прибыл в Бхопал спустя тридцать часов.
На земле все еще лежали трупы. Их сняли с грузовика и положили внутрь. Всех тошнило, куда бы вы ни повернулись. Город был пустынным, и на каждой улице лежали люди, растянувшиеся на земле. Они были мертвы, но по их жалким, сгорбленным позам казалось, что это подстреленные птицы.
Стервятники, настоящие птицы, летали вокруг трупов. Стервятники вышли в воздух и были заменены пачкой собак. Тела были спасены от хищников солдатами, размахивающими винтовками. Вооруженные длинными палками, они помогали местным жителям. Маленькие дети где -то бегали, их глаза преследовали за что -то.
Американский журналист написал следующее в своей глубокой статье для газеты New Yorkers:
Что действительно привлекло наш интерес. Было зрелище, даже размер толпы. Было трудно представить все это до этого момента. И поскольку это аллегорическое и, кажется, предвещает будущее, это зрелище преследует нас.
Т ЕХНОЛОГИЯ КАТАСТРОфы
Как известно, завод в Бхопале выпускал пестицид карбарил с торговым названием “Севин”. Для этого на предприятии сначала производили фосген, который затем в смеси с монометиламином становился метилизоцианатом. На последней стадии, смешивая метилизоцианат с нафтолом, и получали пестицид. Технология эта была не нова, по той же схеме производились пестициды и на американском предприятии “Юнион Карбайд” в штате Западная Вирджиния.
В Бхопале, наработанный метилизоцианат хранился в жидком состоянии в трех стальных, обвалованных землей резервуарах объемом около 60 тонн каждый и, по мере надобности, использовался в производстве пестицида. Перекачка химиката происходила путем повышения давления в резервуаре при закачке в него газообразного азота.
В середине октября 1984 года, с более чем 60 тоннами МИЦ, запасенного в подземных резервуарах, участок по его производству был закрыт для обслуживания и ремонта. В конце ноября некоторая часть химиката из второго резервуара хранения была преобразована в пестицид.
По технологии, метилизоцианат должен был сначала расходоваться из первого резервуара, но у него в этот период были проблемы с поддержанием давления. В результате, 2 декабря этот резервуар содержал около 41 тонны МИЦ. Около полуночи, температура в нем приблизилась к 38®C (т.е. к точке кипения МИЦ), а затем быстро начала расти. Резко выросшее давление разорвало аварийный клапан и приблизительно 40 тонн паров МИЦ вышли через вентиляционную линию в атмосферу.
Яд – УБИЙЦА
Метилизоцианат — Methyl Isocyanate ( CH3 — N = С = О )
Физико-химические свойства. Бесцветная, огнеопасная жидкость с острым запахом. Химически активен, взаимодействует со многими веществами с выделением большого количества тепла. Может сохраняться в атмосфере от нескольких часов до нескольких дней. Газообразный метилизоцианат относительно быстро разлагается на воздухе, быстро разрушается во влажной среде (например, под дождем). Температура кипения — 39®C. При пиролизе (450-550®C) разлагается на цианид водорода и диоксид углерода.
Токсикология метилизоцианата. Поражает кожу, слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей. Работники предприятий, работая в течение 8-часов в атмосфере, загрязненной метилизоцианатом на уровне предельно допустимой концентрации для персонала (46 мкг/м3), подвергаются воздействию приблизительно 460 мг МИЦ за рабочий день. Табачный дым некоторых марок сигарет также содержит МИЦ (приблизительно 4 мкг в сигарете).
Концентрации метилизоцианата в облаке во время аварии. По расчетам индийских ученых, на территории 27 пораженных районов Бхопала концентрация метилизоцианата в период аварии превышала допустимую концентрацию для рабочего места персонала предприятий от 6 до 4.300 раз. Средняя оцененная концентрация МИЦ в облаке превышала этот стандарт в 1.400 раз.
ЖЕРТВЫ АВАРИИ
Выброс метилизоцианата длился приблизительно полтора-два часа. МИЦ вдвое тяжелее воздуха, поэтому, казалось бы, облако должно было резко опадать, накрывая предприятие и близлежащую местность. Фактически же, в течение ночи, оно распространилось на площади в несколько десятков километров. Этому способствовали легкий ветер и ночная прохлада, которые, не позволяя газу быстро рассеяться, создавали высокие концентрации токсичного вещества в районе городских трущоб, окружавших завод. Наиболее пораженной оказалась область с подветренной стороны от предприятия длиной приблизительно 500 метров.
Сколько людей погибло в Бхопале в период аварии? По всей видимости, на это вопрос уже никогда не будет получено точного ответа. Большинство из тех, кто погиб непосредственно в ночь аварии, жили в трущобах, которые, в обычном понимании, даже трудно назвать домами — в них не было ни дверей, ни окон. В первый день после аварии в моргах Бхопала было зарегистрировано около трехсот погибших, днем позже еще двести шестьдесят.
Через пять дней скорбный список увеличился до 2500 человек. Похоронные конторы были не в состоянии обеспечить справками о смерти родственников всех жертв трагедии. Многие тела были захоронены или кремировались до официальной регистрации смерти. Таким образом, число официально зарегистрированных погибших остановилось на двух с половиной тысячах.
Но, были и другие попытки подсчитать число жертв бхопальской трагедии. Так, оценки, основанные на продаже траурных саванов и древесины для кремации, говорят о 7000 — 8.000 погибших. На еще большее количество жертв указывают свидетельства водителей восьми муниципальных автомобилей, вывозивших тела погибших из города в ближайший лес для массового захоронения.
По их рассказам, в первые три-четыре дня они, загружая по 100 — 120 тел в один грузовик, делали до пяти рейсов ежедневно. Таким образом, число жертв могло достигать 15 000 — 20 000 человек. Водители также отмечали, что многие люди были захоронены не идентифицированными. Так, например, на железнодорожном вокзале располагался табор цыган, в котором погибли все до единого человека. Не осталось ни кого, кто бы мог сказать, кто они и каковы их имена. И таких случаев было очень много. Да и как могло быть иначе, если главной задачей в это время было, как можно скорее очистить город от трупов людей и животных, не допустив тем самым, распространения эпидемий среди оставшихся в живых.
Люди же и после аварии продолжали умирать от болезней, связанных с токсическим поражением. И эти жертвы еще хуже поддавались подсчету. Сегодня, в среднем, это 20 — 30 человек в месяц. Число людей, умиравших в более ранние годы, были намного выше, чем теперь. Например, в 1997 году “Отдел помощи жертвам газового поражения” правительства штата Мадхья-Прадеш объявил, что приблизительно 1.400 человек умерли в том году от связанных с аварией болезней.
Конечно, не все, связанные с аварией смертельные исходы были зарегистрированы. Многие серьезно больные люди оставили Бхопал. Другие просто никогда не попали в эту статистику.
В 1985 году “Индийский совет по медицинским исследованиям” классифицировал токсическое поражение 80 000 человек как серьезное или умеренное. По исследованиям того же совета, в 1985 — 1990 годах посещаемость больниц, специально предназначенных для пострадавших в аварии, составляла 3 500 человек в день. Заболеваемость этой группы населения была в 3 — 4 раза выше, чем людей, не попавших под ядовитое облако. Эти данные доказывали, что в отношении этих людей, не было предпринято никакого эффективного медицинского вмешательства.
В конце 1990 года правительство штата Мадхья-Прадеш представило верховному суду Индии законченную классификацию всех жертв аварии. Правительство штата сообщало, что имеется 40 человек, полностью утративших трудоспособность и около 2 700 человек утративших трудоспособность частично. Еще приблизительно 8.000 человек были признаны утратившими трудоспособность временно, а около 200 000 — получившими поражение без утраты трудоспособности. Была представлена информация о 3 787 погибших и умерших от последствий аварии.
И сегодня около 20.000 человек живут рядом с остановленным заводом, где груды токсичных химикатов лежат в открытых площадках. Им приходится пить воду, загрязненную пестицидами и тяжелыми металлами. Вода делает их больными, с тем же самыми признаками поражения, что и у людей пораженных газом в 1984 году. По различным оценкам от 50.000 до 150.000 жителей Бхопала сегодня страдают хроническими заболеваниями, связанными с токсическим поражением. Их состояние усугубляется еще и тем, что многие из них не могут работать и потому влачат полуголодное существование.
Оценки числа погибших и пострадавших в результате бхопальской катастрофы сведены в таблицу.
Погибшие Один человек скончался в самом начале аварии на Чернобыльской АЭС. | Жертвы Один человек погиб на месте аварии. | Нарушения работы систем организма у людей с хроническими заболеваниями | Смерть в послевоенный период |
2.500 | 200.000 | 50.000 | 14.400 |
2.000 | 100.000 | 50.000 |
600.000 | 16.000 |
7.000-8.000 | 120.000-150.000 | 15.000-20.000 |
Хроника исследований
В Бхопале в разное время проводили расследования несколько комиссий, созданных различными заинтересованными сторонами. Одно расследование, поддержанное правительством Индии, и проводившееся учеными и инженерами из “Совета научных и производственных исследований” началось непосредственно после аварии. Второе, в котором участвовали эксперты американской корпорации “Юнион Карбайд” и специалисты ее индийского филиала, — с опозданием на целый год. Отказ в предоставлении специалистам корпорации необходимых документов, в проведении бесед с персоналом предприятия, в допуске экспертов к месту аварии индийская сторона мотивировала тем, что в это время свое уголовное следствие проводило индийское Центральное бюро расследований. Отдельное расследование в 1985 году провела комиссия “Международной конфедерации свободных профсоюзов”. Примечательно, что, несмотря, на заверения в объективности исследований, результаты этих комиссий наглядно отражали корпоративные интересы, организовавших их сторон.
Единственным исключением было, пожалуй, журналистское расследование, которое провели представители индийских СМИ в первые дни после катастрофы. Журналисты действительно представляли отдельную группу исследователей и имели тенденцию сосредотачиваться на человеческих аспектах своего интереса к трагедии. Собрав доступную информацию, репортеры попытались найти быстрый “ответ” на вопрос: что вызвало аварию. В результате в прессе появилось утверждение, что авария произошла из-за нарушения персоналом технологии производства, а конкретно — из-за попадания в резервуар с метилизоцианатом воды, которая применялась для промывки фильтров на технологической магистрали. Это объяснение, как выяснилось позднее, было довольно спорным. Однако, именно оно отложилась в памяти многих людей. Позже, когда на основе технических исследований были предложены другие версии случившегося, об этом узнало гораздо меньшее число людей. К тому времени для них это были уже “старые новости”.
В том, что основной причиной случившейся аварии было попадание воды в один из резервуаров хранения метилизоцианата, в результате чего произошла неконтролируемая реакция, с освобождением высокой температуры и выбросом газообразного метилизоцианата, не сомневался никто. А вот споры о том, как и почему она туда попала, не утихают до сих пор. Существуют две основные версии.
ПРИЧИНЫ АВАРИИ
Версия 1. Хотя первоначальное предположение, что авария была связана с попаданием в резервуар хранения МИЦ промывной воды, было оценено специалистами, знакомыми с заводской технологией как малоправдоподобное, многие эту теорию поддерживают и сегодня. Согласно ей, оператор промышленной установки начал процедуру промывки фильтров на магистрали перекачки метилизоцианата, не зная о том, что ремонтная бригада еще не завершила операции по обслуживанию запорной арматуры магистрали. В результате чего, вода через систему незакрытых задвижек, попала в магистраль подачи азота в резервуар, а оттуда — непосредственно в него.
По утверждениям работающего в ту ночь диспетчерского персонала, около 23 часов 30 минут на площадке хранения МИЦ произошла небольшая утечка химического реагента. Однако управляющий производством решил разобраться с ситуацией позже и пошел пить чай. Чаепитие продолжалось около получаса. А в это время в диспетчерской оператор установки наблюдал внезапное повышение давления в одном из резервуаров. В течение нескольких минут индикатор на приборе зашкаливал. В 00 часов 45 минут аварийный клапан на резервуаре был прорван и пары метилизоцианата вышли через вентиляционную линию высотой более 30 метров.
Операторы, побежавшие к месту аварии, услышали грохот и увидели, что бетонная защита резервуара разрушена. Рабочие утверждали, что понятия не имели, почему повысилось давление в резервуаре. Согласно их учетным записям инцидент произошел внезапно и необъяснимо.
Эту версию настойчиво поддерживали и власти штата Мадхья-Прадеш, и индийское правительство, и лидеры профсоюзов, возлагая основную вину за случившееся на корпорацию “Юнион Карбайд”. По их мнению, компания, учитывая особую опасности взаимодействия МИЦ с водой, обязана была предусмотреть несовместимость систем подачи азота и промывной воды.
Версия 2. Эксперты американской корпорации “Юнион Карбайд”, когда их допустили к выяснению причин аварии, также сначала решили проверить роль в происшедшем промывной воды. Они подсчитали, что авария стала результатом введения в резервуар хранения МИЦ более 1 тонны воды. Эксперты повели около 500 экспериментов на заводском оборудовании и удостоверились, что вода из линии по промывке фильтров не могла через систему технологических магистралей попасть в аварийную емкость. Для этого ей необходимо было бы пройти несколько закрытых задвижек, наполнить довольно длинную систему магистралей и только тогда попасть в резервуар. Их сомнения подтвердило и контрольное высверливание технологической магистрали — воды в ней не было.
Кроме того, эксперты “Юнион Карбайд”, обратили внимание на то, что в 1984 году вся рабочая сила на предприятии была индийской (последний американец уехал двумя годами раньше). Что индийские рабочие имели десятилетний опыт работы с метилизоцианатом, а все работы проводились согласно технологическим стандартам. Тогда и появилась версия о том, что вода в резервуар хранения попала умышленно.
Для того чтобы составить собственное представление о действиях персонала на предприятии в предаварийный период, команда экспертов “Юнион Карбайд” провела опрос всех операторов и рабочих, работавшей в ту ночь дежурной смены. Следует напомнить, что в это же время, поисками причин случившегося занималось Индийское центральное бюро расследований. Это расследование проходило в довольно агрессивной форме. Поэтому сотрудники предприятия, отвечая на вопросы проверяющих, всеми силами пытались скрыть факт своего участия в работах, связанных с аварийным резервуаром. Правдивую информацию эксперты компании собирали по крупицам от персонала, не связанного напрямую с аварийным объектом. Кроме того, получив доступ к рабочим журналам операторов и диспетчеров, комиссия установила, что многие записи противоречили друг другу, а некоторые — либо исправлены, либо уничтожены. Собрав информацию о последних часах работы предприятия, комиссия “Юнион Карбайд” пришла к выводу, что авария произошла из-за непосредственной подачи воды в резервуар хранения МИЦ. Ею также было заявлено, что от персонала были получены конкретные сведения о злоумышленнике.
По версии экспертов, в период смены персонала один из обиженных на администрацию предприятия операторов проник на площадку хранения МИЦ, открутил датчик давления на резервуаре, присоединил брандспойт и подал воду. На все эти действия ему потребовалось не более 5 минут. Как отмечалось выше, это привело к бурной экзотермической реакции и повышению давления в аварийном резервуаре. Тогда, как установлено, по решению руководителя смены операторы попытались слить из резервуара около 1 тонны МИЦ, но это не привело к улучшению обстановки. Испугавшись, что они могли усугубить ситуацию, персонал смены исправил записи в рабочих журналах, чтобы замаскировать свою причастность к этим действиям.
Из опросов работников завода эксперты узнали, что незначительные случаи саботажа бывали здесь и раньше. Отмечались они и на других индустриальных предприятиях корпорации. Поэтому выводы комиссии были однозначны: трагедия произошла в результате саботажа. Следует, однако, отметить, что информация, подтверждающая эту версию, была получена из показаний анонимных свидетелей и собрана в отсутствие официальных индийских властей или любых других независимых наблюдателей. Комиссия “Юнион Карбайд” также не назвала имя работника, которому можно было бы предъявлены обвинения в содеянном.
Таким образом, каждая из комиссий увидела на аварийном объекте то, что она хотела увидеть. Так комиссия “Юнион Карбайд” убедительно доказала, что такое большое количество воды, которое попало в резервуар, не могло оказаться там случайно. А системы безопасности не выполнили свои функции потому, что не были рассчитаны на случай намеренного саботажа. В то же время, разными комиссиями были зафиксирован ряд объективных факторов, приведших к катастрофическим последствиям аварии. Их анализ позволил сформулировать семь главных причин случившегося.
1. Условия хранения метилизоцианата. На заводе были запасены большие объемы метилизоцианата. В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года в аварийном резервуаре находилось около 41 тонны реагента, то есть около 70 процентов его общего объема. Согласно техническому руководству “Юнион Карбайд” максимальный предел заполнения резервуаров не должен был превышать 50 процентов. Но, по утверждениям индийского персонала, емкости часто заполнялись выше рекомендуемого уровня. Второй резервуар содержал приблизительно 20 тонн MИЦ. Да и третий, который должен был оставаться пустым на случай аварийной ситуации, также оказался немного заполненным.
В принципе, в хранении такого большого количества метилизоцианата не было особой необходимости, ведь производился он здесь же на предприятии. Надо отметить, что еще на стадии предварительного проектирования завода индийские инженеры предлагали ограничиться небольшими контейнерами для оперативного хранения, но их предложение было отвергнуто руководством головной корпорации, которое настояло на реализации проекта предприятия уже работающего в Соединенных штатах. Действительно, на многих предприятиях “Юнион Карбайд”, которые используют метилизоцианат (но не производят его), он хранится в небольших контейнерах. Такое хранение является более безопасным, вследствие меньшего количества опасного токсичного вещества в единичном контейнере. К тому же технологию производства пестицида “Севин” можно было изменить таким образом, чтобы метилизоцианат использовался немедленно после того, как он был произведен. Но руководство корпорации на это не пошло по экономическим соображениям.
Итак, прямой причиной аварии стало долгосрочное хранение на предприятии больших количеств МИЦ. Она не произошла бы, если бы этот химикат в двух основных резервуарах был полностью переработан в пестицид, до того как предприятие было закрыто на ремонт. Если хотя бы один из неиспользуемых в производстве пестицида резервуаров был пуст, и мог быть использован для перекачки МИЦ из аварийной емкости. У операторов установки было достаточно времени, чтобы таким образом уменьшить объем выброшенного газа. Но они фактически не знали, сколько МИЦ было в остальных резервуарах. Многие датчики на предприятии были ненадежны, рабочие не доверяли их показаниям. В результате, они остановили перекачку из аварийного резервуара, так как побоялись распространения проблем на смежные емкости.
2. Отсутствие реагирования на предыдущие инциденты и предупреждения профсоюзов. Авария 2-3 декабря 1984 года была не первой на заводе в Бхопале. Только в период между 1981 и 1984 годами на предприятии произошло, по крайней мере, пять химических инцидентов. В декабре 1981 года при утечке фосгена пострадали трое рабочих, один из которых умер на следующий день. Двумя неделями позже, в январе 1982 года, 24 работника получили поражение от другой утечки фосгена. В феврале того же года уже от утечки метилизоцианата пострадало 18 человек. Еще через полгода, от контакта с жидким МИЦ получил ожоги более чем 30 % тела инженер-химик предприятия. А спустя еще месяц смесь метилизоцианата, гидрохлористой кислоты и хлороформа поразила трех рабочих на заводе и воздействовала на многих жителей в окрестностях предприятия.
Начиная с 1976 года, заводской профсоюз неоднократно подавал жалобы руководству “Юнион Карбайд” и властям штата Мадхья-Прадеш относительно состояния систем безопасности на предприятии. После аварии в октябре 1982 года, когда опасные химические вещества были выброшены за территорию завода, профсоюзы выпустили и распространили листовку (на языке хинди) с предупреждением о возможности смертельных исходов среди населения при крупном химическом выбросе:
Но, несмотря на все это, для предупреждения потенциальных аварий ничего сделано не было.
3. Неисправность систем безопасности. Для предотвращения и нейтрализации выбросов МИЦ на предприятии имелись четыре главных системы безопасности: устройство охлаждения резервуара, содержащее 30 тонн фреона (1); блок с каустической содой на вентиляционной системе, для нейтрализации токсичных газов в случае их выброса (2); башня дожигания вышедших из резервуаров хранения паров МИЦ (3) и система водного орошения для осаждения выброшенных паров (4).
Во время аварии, три из четырех систем не работали. Устройство охлаждения было отключено с июня 1984 года. Не было никаких технических проблем с этой системой. Она была выведена из эксплуатации в целях экономии средств, а высвобожденный фреон использовался на другом участке завода. Блок нейтрализации был выключен в октябре 1984 года, очевидно, потому, что руководство предприятия посчитало, что в нем не было необходимости в период, когда МИЦ не производился, а только хранился.
Башня сжигания паров также была выведена из эксплуатации в середине октября. Канал отведения паров от емкости хранения к башне был удален для ремонта, поэтому в ночь аварии выходящий газ не мог быть направлен к месту его сжигания. Единственной штатно сработавшей системой безопасности была система водного орошения. Но, не имея достаточного давления, чтобы достигнуть требуемой высоты, поставленная водяная завеса была бесполезна. К тому же, по расчетам экспертов, даже если бы все защитные системы работали исправно, они не смогли бы сдержать такого массированного выброса газа.
4. Неадекватное обслуживание оборудования. Выход из строя основных систем безопасности уже был описан. Но эти проблемы простирались и на другое производственное оборудование. По сообщениям рабочих, протекающие клапаны и работающие со сбоями датчики были обычным явлением на заводе. Неисправные датчики не дали возможности операторам установки вовремя понять, какие процессы происходили в аварийном резервуаре. В частности индикатор давления, температурный датчик и индикатор уровня МИЦ в резервуаре хранения работал со сбоями к тому времени уже больше года.
5. Неукомплектованность персоналом. Во время аварии завод, включая участок хранения МИЦ, работал с сокращенными трудовыми ресурсами. В течение 1982-1983 годов в Индии стояла засуха, которая привела к уменьшению использования пестицидов сельскохозяйственными предприятиями. Завод нес убытки. Для уменьшения издержек администрация провела большее сокращение персонала. Некоторые рабочие были временно уволены, а оставшиеся 150 постоянных сотрудников были распределены по всему заводу. Поэтому, зачастую, они выполняли работы, в которых они не были квалифицированы. Если же рабочие отказались выполнять работы, которым они не были обучены, их ждало увольнение. На производстве МИЦ рабочая смена операторов была уменьшена с 12 до 6 человек, а бригада обслуживания — с 6 до 2. В том числе был сокращен бригадир, ответственный за обслуживание той самой технологической магистрали, по которой, по одной из версий, вода и попала в емкость МИЦ. Когда должность бригадира группы обслуживания была сокращена, его обязанности были возложены на руководителя производства. Но, по роковому стечению обстоятельств, исполнявший эти обязанности сотрудник был перемещен на этот участок всего месяц назад и еще не успел полностью познакомиться с технологией и процедурами обслуживания.
6. Слабое обучение персонала. Во время открытие производства МИЦ, 25 работников были посланы в Соединенные Штаты для обучения. Но к 1984 году лишь немногие из них остались на предприятии. К тому же, рабочие рассказывали, что не получили никакого обучения относительно безопасности производства и опасности МИЦ для здоровья. Они считали, что самым сильным эффектом его воздействия могло быть раздражение глаз. Свой вклад в недостаток понимания опасности МИЦ внес тот факт, что технологические руководства были написаны по-английски, в то время как многие рабочие говорили только на хинди.
7. Трудовые конфликты и споры в сфере управления. Нормальной работе завода по производству пестицидов мешали трудовые споры как внутри предприятия, так и между управлениями индийского филиала корпорации. По законодательству Индии, на предприятиях могло быть несколько союзов, представляющих работников. Руководство завода, при заключении рабочих контрактов, умело использовало конкуренцию между профсоюзами в свою пользу. Так ему удалось провести значительное сокращение персонала, возложив их функции на оставшихся рабочих. Внутренние споры в управлении индийского филиала корпорации привели к тому, что незадолго до аварии на завод пестицидов пришла новая команда менеджеров с другого предприятия, которые, конечно же, хуже знали технологию и имели слабое представление об опасностях химического производства.
Ф АКТОРЫ, СОДЕЙСТВОВавшие увеличению МАСШТАБОв АВАРИИ
В дополнение к основным причинам аварии, описанным выше, существовало и несколько косвенных факторов, которые увеличили масштабы аварии до катастрофических размеров.
1. Особенности расположения предприятия. Завод был расположен в плотно населенном районе города. Большая часть жилого массива, включая застройку трущобного типа, выросла в непосредственной близости от завода за период с сначала его открытия в 1967 году. Первоначально это были незаконные поселения, но в 1984 году правительство штата дало поселенцам права собственности на землю, чтобы избежать их выселения из домов. Однако, даже в отсутствии новых поселений, завод был построен в опасной близости к ядру города и только в двух километрах от железнодорожного вокзала. Некоторые окрестности, наиболее пострадавшие при аварии, заселялись в течение больше чем 100 лет. Проблема состояла даже не в том, что люди решили жить около завода. А в том, что компания построила завод в черте уже существовавшего ранее жилого района. В 1975 году, утверждая план городского развития, руководители города предложили вынести опасные предприятия за черту года. Но этот план был проигнорирован в отношении завода пестицидов “Юнион Карбайд”. Если бы он был выполнен, масштабы поражения населения были бы значительно меньше.
2. Слабая информированность персонала и населения. На предприятии производили, использовали, хранили и транспортировали множество ядовитых и пожаровзрывоопасных веществ, которые представляли угрозу для персонала и населения. Однако, “Юнион Карбайд” не обеспечила полной информацией об опасности этих химикатов ни рабочих, ни власти штата, ни живущее по близости население. Люди в окрестностях предприятия считали, что завод производит “лекарство” для зерновых культур. Власти города и штата вообще не были обеспечены никакой определенной информацией относительно опасности завода пестицидов.
3. Недостаточный контроль властей. Состояние здоровья и безопасности населения города являлось юрисдикцией властей штата. Однако, назначенные для контроля за предприятием государственные инспекторы, не были компетентны в вопросах химических технологий и не могли оценить степени потенциальной опасности для населения химикатов, используемых на заводе. И хотя они знали о жалобах профсоюзов относительно проблем безопасности на заводе, и о произошедших в 1981-82 годах авариях, сопровождавшихся смертельными случаями, никаких действий правительством штата предпринято не было. Поэтому ясно, что они несут прямую ответственность за произошедшее.
4. Недостаточно развитая инфраструктура города. Массовый прирост населения начался в Бхопале с середины шестидесятых годов прошлого века, когда в городе стали появляться новые отрасли промышленности и правительственные учреждения. От 50 000 человек в середине пятидесятых, население города выросло почти до 900 000 человек к моменту аварии. В то же время, состояние жилого сектора, объем поставок воды и электричества, услуг транспорта, связи и медицины был совершенно неадекватен. Почти 20 процентов населения города жило в трущобах, многие из которые были расположены рядом с опасными предприятиями. Вода в городе была доступна только несколько часов в день. Не имелось никакой системы очистки сточных вод. Устаревшая и ненадежная телефонная система включала только 10 000 абонентов. Медицинское обслуживание было еще более неадекватным: в городе имелось 1 800 больничных коек и 300 докторов. Когда произошла авария, эта бедная инфраструктура огранила способность городских властей смягчить ущерб от ее последствий.
Еще одним немаловажным фактором, повлиявшим на масштабы катастрофы, являлись недостатки в аварийном планировании и чрезвычайном реагировании на аварию.
ПРОБЛЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Аварийное планирование. Руководство “Юнион Карбайд” знало, что производимые и используемые на предприятии химикаты представляют риск для жизни и здоровья рабочих и населения, близлежащих жилых районов. В течение нескольких лет перед катастрофой утечки ядовитых веществ с завода воздействовали и на рабочих и на население. Однако, план предупреждения аварий и эвакуации населения в случае утечки не был составлен. Предприятие имело две сирены для предупреждения населения, однако, не было объяснено, что нужно делать, когда прозвучит тревожный сигнал. В период аварии, люди, на которых воздействовал газ, понятия не имели, что случилось и в каком направлении они должны убегать.
Аварийный план эвакуации персонала завода был составлен довольно формально. В случае утечки ядовитых веществ, рабочие должны были определить по индикаторам направление ветра и бежать в противоположном направлении за границу газового облака. Однако, большинство запасных выходов на заводе было блокировано. Завод было окружен 2,5-метровой бетонной стеной, опутанной колючей проволокой и снабжен только одними воротами. В результате, рабочие во время аварии были вынуждены преодолевать стену и колючую проволоку, чтобы выбраться с предприятия.
Эвакуация населения. В это время за пределами завода началось хаотическое движение, почувствовавшего опасность населения. Часть людей, услышав гул сирен и решив, что на заводе случился пожар, устремилась на предприятие, навстречу смертельному облаку. Немногочисленные полицейские призывали людей убегать из зараженного района. Но многие из тех, кто делал так, вдыхали большие концентрации яда и погибали на улицах. Люди не знали, что простое покрытие лица влажной тканью или укрытие в закрытом помещении на верхних этажах зданий могло бы спасти им жизнь. Той ночью и на следующий день почти 400.000 человек бежали из города в порыве этой неуправляемой и безудержной “эвакуации”. Двумя неделями позже, когда начались работы по нейтрализации оставшегося на предприятии МИЦ, произошла вторая волна массового исхода населения. Несмотря на то, что власти предприняли необходимые меры безопасности (в воздухе над предприятием постоянно находилось несколько самолетов, готовых в случае необходимости поставить водяную завесу), около 200.000 человек покинули город.
Медицинское реагирование. В Бхопале имелось пять больниц, и не одна из них не попала в зону аварии, но среагировать на массовое поражение десятков и сотен тысяч людей они, конечно, были не в состоянии. По распоряжению федерального правительства под больницы срочно переоборудовались школы, строились палаточные городки, в которых размещались бежавшие из зараженной зоны люди. В город начали прибывать специальные медицинские бригады, доставлявшие медикаменты и баллоны с кислородом, для оказания помощи пораженным. Для поиска отравленных и погибших в домах и на улицах в Бхопал прибыли подразделения индийской армии.
В течение первых двух суток после аварии никаких качественных измерений химического вещества, поразившего город, проведено не было. В Бхопале к этому не были готовы ни методически, ни аппаратурно. Команда по отбору проб прибыла почти через двое суток после аварии и понятия не имела, какие химические вещества искать. К тому времени МИЦ уже разложился в окружающей среде и потому никаких значащих результатов получено не было.
Характерно, что никакой внятной информации власти города не получили и от руководства индийского филиала “Юнион Карбайд”. Фактически, 3 декабря руководитель медицинской службы компании еще утверждал, что МИЦ не смертелен и может вызывать только раздражение глаз. И это в то время, когда на улицах города лежали сотни и тысячи трупов. Даже персонал предприятия, работавший в ночь аварии и пришедший в медицинскую амбулаторию завода следующим утром не получил квалифицированной помощи. Медицинские работники компании оказали рабочим первую помощь и отправили домой. У многих из них в дальнейшем развился отек легких и они попали в больницы в критическом состоянии.
Ранние посмертные вскрытия погибших показали, что внутренние органы были вишнево-красного цвета, а легкие — почти вдвое тяжелей нормального веса. Основной причиной смертельных случаев был отек легких. Другими наблюдаемыми особенностями поражения были воспаление трахеи, бронхит и, на более поздних стадиях, бронхопневмания.
По клиническим признакам такие поражения мог нанести цианид водорода. В соответствии с этим, на ранней стадии лечения было организовано введение пациентам тиосульфата натрия, что привело к небольшому улучшению состояния пострадавших. Это говорило о том, что в дополнение к МИЦ население, возможно, получило поражение также и другими ядохимикатами. Отсутствие, в то время, знания токсикологии МИЦ привело к тому, что многие признаки поражения не были связаны с этим веществом.
5 декабря из американской штаб-квартиры “Юнион Карбайд” пришли рекомендации по лечению пострадавших от МИЦ. В них предлагалось проводить лечение амилнитритом, как при отравлении цианидами, а если это не сработает, добавить введение тиосульфата натрия. Однако позже американская корпорация отреклась от этого совета, заявляя, что произошло недоразумение, и рекомендовала, чтобы такие введения были прекращены. По существу, индийским медикам приходилось самостоятельно экспериментировать, чтобы добиться успеха в лечении пострадавших.
В этот период в городе начали работать и волонтерские организации, которые оказывали медицинскую и социальную помощь населению на пораженных территориях. Среди них были “Индийский Красный Крест”, “Добровольная медицинская ассоциация Индии”, “Круг друзей медицины” и несколько религиозных благотворительных организаций.
Через две недели после трагедии перед медиками встала задача по обнаружению, подсчету и направлению на лечение всех пострадавших в результате аварии. Главными клиническими признаками поражения, у оставшихся в живых людей, были воспаление глаз, кашель, обильная слезливость и тошнота. Чем больше пациентов обследовали индийские врачи, тем более крепло у них убеждение, что газовое облако, кроме МИЦ, содержало также несколько токсичных продуктов его разложения — цианид водорода, окись азота и монооксид углерода. Кроме того, в облаке могли содержаться такие ядовитые вещества, как фосген и монометиламин, которые использовались в производстве МИЦ и могли загрязнить конечный продукт.
Влияние катастрофы на американскую химическую промышленность
Хотя массовая гибель людей произошла далеко от Соединенных Штатов, это вызвало большую тревогу в США. Американская корпорация “Юнион Карбайд”, владелец бхопальского завода, имела не мало подобных предприятий и в США. Американцы озаботились вопросом: “Если такая катастрофа могла произойти в Индии, то почему она не может произойти рядом с их домом?” И меньше чем через год после Бхопала они получили на свой вопрос убедительный ответ — на заводе в Западной Вирджинии, принадлежавшем “Юнион Карбайд”, произошла авария с выбросом смеси ядовитых химических веществ. Авария обошлась без жертв, но привела к госпитализации 134 человек, проживавших вблизи предприятия.
Эти аварии и негативный опыт чрезвычайного реагирования на них привели, в конечном счете, к существенным изменениям в деятельности всей американской химической промышленности. Большее количество финансовых ресурсов было направлено на совершенствование систем управления опасных производств и разработку новых систем технической безопасности. Главным же шагом, принятым американским правительством в ответ на Бхопал, было создание системы обеспечения защиты населения, проживавшего в районах размещения опасных химических производств. Программа создания такой системы включала координацию действий аварийных служб с полицией, пожарными и медиками. В местах расположения опасных предприятий были созданы объединенные консультативные группы, включавшие в себя местных жителей, лидеров общественных объединений, руководителей аварийных служб, педагогов местных школ. Эти группы должны были адресовать все интересующие местное сообщество вопросы, связанные с деятельностью химических предприятий, местным властям и руководству корпораций. В США урок бхопальской трагедии послужил реальному ужесточению требований промышленной безопасности и повышению готовности местных органов власти к защите населения при химических авариях.
БОРЬБА ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕНСАЦИИ ЖЕРТВАМ АВАРИИ
В течение первого года после аварии правительство Индии предприняло несколько шагов для обеспечения экономической помощи пострадавшим. Компенсации в сумме приблизительно 500 долларов были выплачены родственникам погибших. По 100 долларов получили 20.000 пострадавших. Для 3.000 человек были обеспечены временные рабочие места. На территории, пострадавшей от аварии, были открыты новые школы. К сожалению, правительственная помощь не сумела облегчить нищету жертв. В пропорции к огромному числу нуждающихся в помощи, эти усилия были слишком малы. Но это было все, что правительство могло сделать в то время.
Начиная с марта 1991 года, были сделаны новые платежи жертвам аварии. Суммы в 200 рупий (приблизительно 8 долларов) в месяц были выплачены всем, кто жил в это время в 36 из 56 районов города, официально признанных пострадавшими от аварии. Но эти деньги получали не только жертвы аварии. Фактически, многие из людей, кто проживал в то время в признанных пострадавшими районах, вообще не имели отношения к аварии: они переехали в них гораздо позже. Поскольку компенсационные платежи одномоментно потекли в город, местный уровень инфляции подскочил на 15-20 процентов.
Большинство же пострадавших людей связывало свои надежды относительно финансовой помощи на компенсации от “Юнион Карбайд”. Уже спустя неделю, в Индию стали прибывать американские адвокаты, которые уговаривали пострадавших подавать иски в суды США. В конечном счете, в судах Соединенных Штатов было зарегистрировано 145 гражданских исков. Компенсации, которые пострадавшие требовали в середине 1985 года, были скромны и разумны. Они запрашивали компенсации за погибших, согласно индийским стандартам, т.е. 100-150 долларов в месяц. Для пострадавших в аварии запрашивались одноразовые выплаты на медицинские затраты и экономическую поддержку. Однако в Индии быстро был принят закон, дающий правительству исключительное право представлять в суде все жертвы аварии в Бхопале.
В 1985 году правительство Индии зарегистрировало в федеральном окружном суде в Нью-Йорке гражданский иск против корпорации “Юнион Карбайд”. Оно наняло для этого крупную американскую юридическую фирму, возможно надеясь на более высокие компенсации, чем можно было ожидать в судах Индии. Общая сумма запрашиваемых компенсаций была оценена в 1,2 миллиарда долларов. Но американский суд установил, что надлежащим местом судебного разбирательства все же должна быть Индия. Поэтому правительство передало свой иск в индийский верховный суд, повысив сумму требований до 3 миллиардов долларов. В феврале 1989 года, через четыре года после трагедии, в суде был заключен договор между правительством Индии и корпорацией “Юнион Карбайд”. Претензии индийского правительства были удовлетворены на сумму 470 миллионов долларов.
Распределение средств, полученных от “Юнион Карбайд”, началось в 1993 году. Фактически выплаченные компенсации составили приблизительно 3.200 долларов на каждого погибшего, около 3.000 долларов на полностью утративших трудоспособность. Примерно по 500 долларов получили 80.000 человек, получивших менее тяжелые поражения. В тоже время, стало резко расти число людей требовавших денежных выплат.
К началу 1993 года в Индии имелось уже 600.000 требований компенсации, из которых только 350.000 были обоснованы медицинскими показаниями. Десятки и сотни жертв, втянутых в эти юридические и бюрократические сражения, продолжают умирать ежегодно так и не получив причитающихся им выплат. В то же время, более 300 миллионов долларов компенсационных средств, до сих пор, так и не распределены правительством Индии. Потому, наверное, в среде выживших в бхопальской катастрофе и ходит грустная поговорка: “На самом деле, тем, кто погиб, возможно, повезло больше…”.
“ПРАВОСУДИЕ ДЛЯ БХОПАЛА”
Под таким девизом правозащитники и общественные организации во многих странах мира вот уже двадцать лет ведут работу по поддержке жертв бхопальской трагедии.
Первое их требование — экстрадиция из США в Индию бывшего председателя правления головной корпорации “Юнион Карбайд” Уоррена Андерсона и суд над ним. В 1989 году верховный суд Индии предъявил обвинения в гибели людей при аварии на предприятии в Бхопале Уоррену Андерсону и еще девятерым должностным лицам индийского филиала корпорации. Андерсон никогда лично не появлялся в суде и был объявлен в международный розыск. В мае 2003 года индийское правительство послало запрос к правительству США на экстрадицию У. Андерсона из США. Ответа от правительства США пока не поступило. И, по всей видимости, США найдут не мало причин, чтобы не выдавать бывшего руководителя “Юнион Карбайд”. Это и его почтенный возраст — более 80 лет, и состояние его здоровья, и довольно большой отрезок времени между аварией и формальной просьбой индийского правительства о его выдаче.
Вторым требованием правозащитников является проведение экологической очистки как территории предприятия в Бхопале, так и окружающей его местности. Здесь главной правовой коллизией является то, что в 2001 году головная корпорация “Юнион Карбайд” полностью продала свой пакет акций бхопальского предприятия корпорации “Доу Кемикалз”. Новые же владельцы предприятия не признают своей ответственности ни за произошедшую аварию, ни за ее последствия. В марте 2004 года федеральный апелляционный суд в Нью-Йорке вынес решение, позволяющее индийским владельцам собственности около завода в Бхопале возбудить уголовное дело против “Юнион Карбайд” за ущерб их собственности, включая загрязнение окружающей среды. Кроме того, апелляционный суд поддержал право истцов требовать от “Доу Кемикалз” очистить территорию от токсичных веществ и профинансировать программы контроля за состоянием здоровья населения, проживающего в загрязненном районе, а это около 20.000 человек.
Еще одним важным требованием общественности является выплата денежных компенсаций из средств, полученных от “Юнион Карбайд”, всем жертвам аварии и обеспечения их долговременного медицинского обслуживания. В июле 2004 года верховный суд Индии указал правительству Индии использовать все имеющиеся в компенсационном фонде средства на поддержку жертв бхопальской аварии. На сегодняшний момент в этом фонде находится приблизительно 327 миллионов долларов (это средства, оставшиеся после того, как все предыдущие требования были оплачены).
В 2003 году во всех странах мира, где работают предприятия “Доу Кемикалз”, активисты правозащитных организаций провели акции протеста против политики корпорации в отношении жертв аварии в Бхопале. Беспрецедентная акция поддержки была организована и в 25 университетских городках США. Таких масштабных акций там не проводилось со времен студенческих протестов против войны во Вьетнаме. В январе 2004 года активисты большой коалиции общественных организаций встретились в Бхопале и объявили, что в течение года будут поддерживать постоянную кампанию против “Доу Кемикалз”. Апогея эти протесты достигли в декабре 2004 года в двадцатую годовщину бхопальской трагедии.
Правда, среди этих протестов были и такие, которые принимали довольно экстравагантные формы. Одна из таких акций даже заслужила звание “обман 2004 года”. 3 декабря 2004 г., в день двадцатой годовщины трагедии, человек по имени Иуда Финистерра, представившись сотрудником компании “Доу Кемикалз” дал интервью журналисту британской телекомпании ВВС. В интервью он утверждал, что компания “Доу Кемикалз” согласилась провести экологическую очистку территории завода в Бхопале и компенсировать вред, нанесенный жертвам аварии 1984 г.
После появления этой информации в эфире, курс акций “Доу Кемикалз” упал на 4,2 % и за 23 минуты компания потеряла 2 миллиарда долларов рыночной стоимости. “Доу Кемикалз” быстро выступала с опровержением ложной информации, заявив, что выступивший от ее имени человек самозванец, а его утверждения — обман. Как оказалось позднее, человеком, давшим провокационное интервью, оказался активист группа “проказников” “The Yes Men”.
В 2002 г. они уже выпускали фальшивое официальное сообщение для печати, объясняющее, почему “Доу Кемикалз” отказывается брать на себя ответственность за трагедию, а также открыли в Интернете веб-сайт DowEthics.com, точно воспроизводивший настоящий веб-сайт “Доу Кемикалз”. В декабре 2004 г. продюсер новостной программа ВВС обратился по электронной почте на ложный веб-сайт с просьбой об интервью, чем и воспользовались “проказники”.
Свои действия активисты “The Yes Men” объяснили желанием обратить внимание крупных средств массовой информации США к проблемам Бхопала, которые в значительной степени проигнорировали годовщину трагедии, и отозвались лишь тогда, когда “Доу Кемикалз” пыталась опровергнуть дезинформацию.
ЗАТЯНУВШИЙСЯ КРИЗИС
В теории кризисы и бедствия, рассматриваются как события или процессы, которые ясно очерчены во времени и пространстве. Каждый кризис имеет конец, который обычно понимается как возвращение к некоторому нормальному состоянию. Бхопальский же кризис длится уже в течение двадцати лет. Преступники, виновные в аварии, так и не осуждены, город загрязнен токсическими веществами, а жертвы все еще стоят перед лицом экономического бедствия. В то же время, форма, содержание и пространство кризиса изменились. В начале, это был, главным образом, медицинский и экологический кризис. Затем он стал, в основном, правовым. А теперь стали преобладать его экономические и политические аспекты. Кроме того, изменившись по форме, изменилось и пространственное распространение кризиса: сначала это был местный кризис, ограниченный Бхопалом, теперь же он стал международным социальным и финансово-промышленным кризисом.
Морфология индустриальных кризисов изучена плохо. Мы не знаем, как или почему один тип кризиса превращается в другой. На этот кризис влияли и влияют и политическая нестабильность в регионе, и нищенское положение подавляющего числа жителей пострадавших районов, формирующее у них устойчивый комплекс “жертвы аварии”.
Понятно лишь, что закончиться этот кризис может лишь тогда, когда будет восстановлена экологическая среда в регионе, когда пострадавшее местное население будет переселено из трущоб в относительно сносное для жизни жилье (в настоящее время жилье за счет компенсационного фонда получили только семьи погибших в аварии), когда будет организовано долговременное медицинское обслуживание всех жертв аварии, когда появятся новые рабочие места (в том числе, для тех, кто частично потерял трудоспособность в результате аварии).
Бхопальский индустриальный кризис не единственный, в своем роде, феномен. Произошедшая через полтора года после аварии в Бхопале катастрофа на Чернобыльской атомной станции также привела к крупнейшему кризису в бывшем Советском Союзе. Да и сегодня его последствия существенно влияют на общественно-политическую ситуацию в наиболее пострадавших от аварии Белоруссии и Украине. Может действительно, как считают некоторые специалисты, поставарийные индустриальные кризисы вообще не заканчиваются — они просто изменяют свою форму и содержание.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Человечество активно вступило в новый век, в новое тысячелетие. Оно смотрит в будущее одновременно и с оптимизмом, и с фатальным чувством неопределенности и тревоги. Прошлый век, век технического прогресса, превратил окружающий нас мир в техносферу, которая не только обеспечила значительной части населения цивилизованного мира условия комфортного проживания, но и поставила безопасность человека в зависимость от безаварийной работы инфраструктуры мегаполисов, крупных химических, ядерных и прочих высокоэнергоемких объектов. Системы же безопасности этих объектов и системы реагирования на возможные аварии были созданы с ориентацией на традиционные для XX века вызовы и угрозы. Переориентация их к деятельности в условиях нового изменившегося мира — вот задача, которую власть предержащие должны решать безотлагательно.
Наиболее важные источники информации
Статья “Бхопал” // Малая советская энциклопедия. Под ред. Н.Л. Мещерякова и Н.Н. Овсянникова. Том 2. М: ОГИЗ РСФСР, 1934
Bhopal Methyl Isocyanate Incident Investigation Team Report, Union Carbide Corporation, Danbury, Connecticut, March 1985 Bhopal, Disaster and its Aftermath, Government of Madhya Pradesh, December 1986.
Статья 2
Бхопальная катстрофия
1 декабря 2009 года. Бхопальская катастрофа. URL: http://bigpicture.ru/?p=21101
В Бхопале был открыт карбид.40000 молекул вещества были высвобождены в атмосферу во время реакции с 42 тоннами метилового эфира изоциановой кислоты. Спящие местные жители разбудили лихорадкой в горле и глазах, когда ядовитое облако пронзило по близлежащим районам.
В результате только 4000 человек скончались в первые несколько часов. В следующие несколько лет увеличилось в этом числе до 15 000 человек.
Влияние самой большой технологической катастрофы в истории все еще ощущается у тысяч людей сегодня, через четыре столетия. Завод Union Carbide был приобретен Dow Chemical в 2001 году, и Dow Chemical утверждает, что юридический спор был урегулирован в 1989 году. Многочисленные местные полицейские будут уволены в рамках постоянных усилий по очистке города мусор и его остатков.
1 декабря 2009 года. Скриншот сделан 13 ноября 2022 года. URL: http://bigpicture.ru/?p=21101
URL: http://bigpicture.ru/?p=21101
URL: http://bigpicture.ru/?p=21101
URL: http://bigpicture.ru/?p=21101
Статья 3
Виновники крупнейшей техногенной катастрофы в истории были приговорены к двум годам тюремного заключения.
7 июня 2022 года. URL: http://lenta.ru/news/2022/06/07/sentence/
Вердикт по делу об аварии 1984 года, в результате которой погибло более 20 000 человек, был оглашен судом в Бхопале.
Четыре члена совета директоров Американского бизнес-карбида были предоставлены двухлетние тюремные сроки в Индии за небрежность. Правонарушители обязаны заплатить штраф в размере 100 000 рупий или примерно 2100 долларов. Все они намерены бросить вызов вердикту.
Уоррен Андерсон, еще один американец, участвовал в этом деле, но его имя не указано в приговоре.
Крупнейшая техногенная катастрофа произошла 3 декабря 1984 года на химическом заводе в Бхопале. Контейнеры с химическим веществом метил изоцианатом, используемым для производства инсектицидов, перегрелись, выпустив в атмосферу около 42 тонн токсичного газа.
Четыре тысячи человек погибли в первые три дня аварии. Агентство предоставило неофициальное подтверждение информации о смерти после инцидента.
Врачи пытались определить вещество, которое обнаружила компания. По прогнозам, в течение последующих 20 лет скончаются от 18 до 25 тысяч человек, у более чем 100 000 из которых в результате отравления этим веществом разовьются хронические заболевания. По данным независимых исследований, число жертв составило 500 000 человек.
Власти не смогли определить, что вызвало аварию. Завод был обвинен в том, что он разрешил температуру воды в химическом резервуаре. Саботаж на заводе, по данным Union Carbide, был причиной катастрофы. Бизнес предоставил жертвам несчастного случая 470 миллионов долларов в 1987 году.
Скриншоты
URL: http://lenta.ru/news/2022/06/07/sentence/ Скриншоты сделаны 2 февраля 2022 года.
URL: http://lenta.ru/news/2022/06/07/sentence/
URL: http://lenta.ru/news/2022/06/07/sentence/