- Причины низкого давления, способы проверки
- Функции масляной системы автомобиля
- Нормальное значение давления масла
- 5 причин падения давления масла
- Быстрая проверка лампочки давления масла в двигателе
- Инструкция механической проверки давления масла
- Простой способ проверить давление масла без манометра
- Отзывы автовладельцев о способах проверки давления масла в двигателе
- Нормы давления моторного масла
- Величина давления и работа двигателя
- Принцип работы приборов давления
- Недостатки системы смазки, оснащенной только лампочкой давления.
- Проверка давления
- Схема замера давления масла
- Что такое компрессия, как и для чего её замеряют?
- Как проверить компрессию?
- Алгоритм измерения
- Другие методы измерений
- Какие должны быть нормальные показатели
- Причины падения и способы восстановления
- Как часто необходимо проверять?
- Профилактика
- Норма и признаки неисправности
- Зачем контролировать давление масла в двигателе
- Норма давления масла в двигателе
- Признаки низкого давления масла в двигателе
- Как проверить давление масла в двигателе
- Что делать, если давление масла в двигателе низкое
Причины низкого давления, способы проверки
Вопросы, рассмотренные в материале:
Как проверить давление масла и когда это нужно делать? Этими вопросами задается практически каждый владелец автомобиля независимо от того, горит сигнальная лампочка или нет. Проверка давления особенно актуальна для автомобилей старше пяти лет или с большим пробегом.
Перед тем как проверять давление масла в двигателе, необходимо убедиться в исправности индикатора (лампочки) и самого измерительного прибора – датчика. Только после этого можно приступать к проверке с помощью манометра. В некоторых случаях можно обойтись без него. О том, как осуществляется эта процедура, читайте в нашем материале.
Функции масляной системы автомобиля
Раньше моторное масло применялось лишь для минимизации износа деталей ДВС, однако в современных автомобилях оно выполняет куда более широкий спектр задач.
Помимо смазывания, моторное масло отводит тепло от нагревающихся компонентов и работает в качестве гидравлической жидкости в таких узлах:
В двигателе современных машин моторное масло нагнетается в нагруженные узлы под давлением. За создание этого давления отвечает масляный насос. Если давление недостаточное или слишком большое, это считается поломкой.
При низком давлении масла ДВС очень быстро изнашивается. Если же давление слишком большое, выдавливаются сальники, появляются течи уплотнителей и прокладок, смазка проникает в места, где ее быть не должно.
Недостаточное давление вызывает масляное голодание двигателя, что также приводит к преждевременному износу силового агрегата. Нередко это сопровождается неполадками в работе гидросистемы ДВС. В результате в моторе появляются значительные повреждения, ремонт которых стоит дорого.
Масляное голодание является прямой причиной преждевременной выработки ресурса двигателя.
Нередка ситуация, когда ломается гидравлический натяжитель цепи механизма газораспределения, что приводит к неизбежному столкновению клапанов и поршней. Повреждения, получаемые при этом, делают двигатель неремонтопригодным. И вот автовладелец вынужден приобретать новый силовой агрегат, а может ли он позволить себе эти неожиданные расходы?
Большинству автомобилистов известно про негативные последствия низкого давления масла в двигателе. При этом повышенное давление масла игнорируется. А это опасное заблуждение, ведь из-за утечки жидкости через уплотнители нормальная работа двигателя также может быть нарушена.
Панель приборов любого авто имеет сигнальный индикатор, предупреждающий о понижении давления масла в моторе. Некоторые модели авто оснащены приборами с точным указанием измеряемой величины. Как проверить давление масла при отсутствии штатных устройств контроля, знают опытные водители. Сделать это можно с помощью специализированного прибора – манометра.
Зачастую не обойтись без сервиса, где проведут полную диагностику авто. Обращаться туда следует в тех случаях, когда наблюдаются нарушения в работе двигателя автомобиля. Это разумный и своевременный шаг, в противном случае ремонт запущенных неисправностей обойдется гораздо дороже.
Следует также иметь в виду, что у разных авто двигатели различаются по техническим характеристикам, а значит, будут другими и уставки низкого и высокого давления моторного масла.
Нормальное значение давления масла
Так как моторное масло – это жидкость, то для измерения его давления используется единица бар. Различия в устройстве ДВС не позволяют нам оперировать точными значениями, однако вполне реально определить рабочий интервал допустимых давлений.
При работе на холостом ходу давление масла должно составлять не меньше двух бар. Эта цифра справедлива для большинства двигателей.
В рабочем режиме, когда обороты мотора доходят до 4-5 тысяч, масло должно нагнетаться с давлением 4,5–6,5 бар.
Если двигатель не способен создать такое давление, значит, подошло время его капитального ремонта. Ну а при слишком большом давлении масла есть угроза поломки редукционного клапана.
Определиться с нормальным значением давления масла в конкретном ДВС можно по таблицам, содержащим эти параметры для всех двигателей одного производителя. Такие данные можно отыскать в мануалах – специальных технических документах, где описаны эксплуатация и ремонт, а также на тематических ресурсах в Сети.
Для корректного измерения давления масла на той же «Калине» или авто иностранного производства необходимо владеть информацией о точном значении нормы.
5 причин падения давления масла
При понижении давления масла в ДВС следует найти первопричину случившегося. Существует несколько источников такого явления.
Быстрая проверка лампочки давления масла в двигателе
Автомобилистам со стажем чаще всего известно о прямой связи качества моторного масла, нормального функционирования смазочной системы и срока службы двигателя. Оценить работу мотора можно и по давлению масла. Более того, этот показатель очень важен для безопасной езды на автомобиле.
Именно поэтому многие модели транспорта оснащены лампочкой для контроля давления масла. Она располагается на приборной панели. Если давление в системе смазки мотора отклоняется на определенную величину, лампа подает световой сигнал. Непосредственно в моторе давление контролирует специальный датчик. Кроме светового, в некоторых авто предусмотрено звуковое оповещение об аварийно низком давлении масла.
Нужно отдавать себе отчет в том, что индикатор не всегда загорается, когда уровень смазки в двигателе уже существенно упал, а также при понижении давления, когда оно еще не достигло недопустимой величины.
Таким образом, этот индикатор служит целью предупредить водителя о фатальных последствиях игнорирования низкого давления масла. Если же автовладелец самостоятельно не контролирует качество и уровень смазочной жидкости в моторе, то лампа не защитит ДВС от повышенного износа.
Тем более что не все модели авто оснащены индикатором низкого давления масла. Поэтому каждый водитель должен знать, как проверить давление масла, и сроки периодического контроля.
Безусловно, нужно учитывать особенности каждой конкретной модели автомобилей. Однако общепринятым является контроль через 1-2 тысячи километров пути. Особенно при частом использовании транспортного средства. Если же машина заводится время от времени, то достаточно ежемесячной проверки.
Наиболее часто водитель озадачивается контролем уровня смазки, когда индикатор давления сигнализирует о проблеме во время прогревания двигателя.
Саму лампу можно проверить очень просто – повернуть ключ зажигания без запуска мотора, чтобы она загорелась. Когда двигатель заводится, лампа горит несколько секунд и гаснет. Если же она совсем не светится при установке замка зажигания в нужное положение, то, вполне возможно, она перегорела.
Электронные датчики давления масла, используемые, как на иномарках, так и отечественных авто, в частности на автомобилях ВАЗ-2114 и других современных «Ладах», проверить несложно. Устроены они наподобие реостатных, но в данном случае просто происходит размыкание цепи при достижении нужного давления. Поэтому диагностировать их проще простого. Чтобы проверить датчик аварийного давления масла, нам понадобится:
Анализируя работу датчика по схеме, понятно, что датчик работает как надо, если разрывает электрическую цепь (чтобы удостоверится, как раз применяют мультиметр). Если же разрыва цепи не происходит, значит, датчик неисправен. Иногда встречаются ситуации, когда виновником постоянно горящего на приборной панели индикатора давления масла является переломанная или с пробитым изолирующим слоем проводка.
Существует иной метод, как можно проверить давление масла. Для этого отсоединяют провод питания от датчика и замыкают его на корпус. При исправном датчике такая манипуляция приведет к выключению лампы-индикатора, при неисправном свечение продолжится.
Инструкция механической проверки давления масла
Перед проверкой обязательно нужно найти в технической документации на машину рабочее давление масла. Именно с этим значением нужно сравнивать результат измерений.
Кроме того, требуется купить манометр, предназначенный для измерения давления масла, и переходник к нему.
Алгоритм, как проверить давление масла:
Нужно принять во внимание следующие нюансы:
При малейших признаках, свидетельствующих о снижении давления масла в двигателе, происходит следующее: светится или моргает соответствующий индикатор, мотор работает грубо, стучат гидрокомпенсаторы. В подобных ситуациях очень разумно проконтролировать давление в смазочной системе. Такой простой шаг позволит предотвратить вероятную поломку двигателя, требующую затратного и трудоемкого восстановления.
Простой способ проверить давление масла без манометра
Однако далеко не всегда манометр есть в наличии. Поэтому часто применяют простой экспресс-метод диагностики величины давления моторного масла. Для этого потребуется помощь товарища и некоторые подручные приспособления. Нужно понимать, что так можно убедиться лишь в наличии давления, при котором еще можно передвигаться на авто. Итак, при отсутствии манометра нужно выполнить следующие действия:
Если струя есть, значит, с уверенностью можно сделать вывод о неработоспособности датчика. Поэтому можно доехать своим ходом до сервиса. Если же смазка не вытекает из посадочного места датчика, значит, отсутствует подача масла в мотор. Поэтому от дальнейшего передвижения на этом авто следует воздержаться. Как видим, этим способом можно также проверить исправность датчика давления масла.
Отзывы автовладельцев о способах проверки давления масла в двигателе
1. Если не стучит, лучше не лезть.
«В автомобиле, купленном с завода, допустим стук в течение 5 секунд. Это свидетельство плохого фильтра. Если вовсе стука нет, то лучше не вмешиваться в работу двигателя. Мое мнение – каждый решает сам. Допускаю, что в вашем авто дело как раз в фильтре или датчике давления. В моем случае после 90 градусов начинается стрекот и горит лампа. Кроме того, все зависит от оборотов. Так, если они застыли на отметке более 1000, индикатор не светится. Если же понижаются до 900 – загорается».
2. Подробный инструктаж.
«Как проверить работоспособность датчика давления масла – последовательность работы:
Моторесурс двигателя и длительная его эксплуатация прямо зависят от качества моторного масла и его давления в системе смазки. Показатель давления масла (ДМ) служит и своеобразным показателем состояния мотора и дает возможность определить его ресурс до капитального ремонта.
Помимо этого, ДМ в системе смазки оказывает влияние на общую безопасность автомобиля в процессе его эксплуатации. Это объясняется тем, что при снижении ДМ, либо при его отсутствии наступает режим сухого трения, другими словами двигатель начинает испытывать масляное голодание. В результате силовой агрегат может заклинить. Если подобная ситуация произойдет во время движения, то это может иметь непредсказуемые последствия.
Вызвано это тем, что масло в двигателе служит для защиты деталей от сухого трения создавая масляный клин между трущимися парами трения и одновременно еще и охлаждает нагреваемые детали, отводя от них часть тепла. При снижении ДМ ниже допустимого, масло уже не может создавать масляную пленку между парами трения, что ведет к их интенсивному нагреву.
Система смазки в двигателе
В свою очередь сильный нагрев трущихся пар ведет к их задиру, рабочий слой вкладышей может расплавиться и силовую установку заклинит.
В системе смазки двигателя масло подводится к нагруженным парам под необходимым ДМ, создаваемым масляным насосом.
Нормы давления моторного масла
В исправном двигателе минимальное давление в системе смазки составляет 0.7 -0.8 атм на х/х и порядка 3–4.5 атм в мощностном режиме. На холостом ходу двигателя обороты составляют в районе 750–1000 об/мин, для чего большое давление не требуется.
Таблица давления масла двигателей Renault
При снижении ДМ ниже установленной величины на щитке приборов загорается аварийная лампочка давления (символ масленки).
В движении же растут обороты силовой установки, повышается нагрузка на все детали и для трущихся пар требуется уже давление выше, что стабильно держать масляную пленку между соприкасаемыми деталями.
Величина давления и работа двигателя
Любое отклонение от заводских норм ДМ отрицательно сказывается на работе двигателя, независимо снижается оно или повышается.
Как сказано выше при снижении давления наступает масляное голодание пар трения, что чревато заклиниванием двигателя. Помимо этого, уменьшение давления ведет к быстрому износу мотора.
Повышенное давления отрицательно сказывается на всех соединениях, провоцируя течь уплотнений и прокладок и выдавливанию сальников.
Принцип работы приборов давления
В зависимости от конструкции силового агрегата может быть вмонтировано один или два датчика давления.
Это датчик аварийного давления, срабатывающий при снижении давления ниже установленной нормы. Датчик работает в паре с лампочкой давления, загорающейся при его снижении.
Датчик давления масла
Данный датчик может быть установлен и в паре с датчиком указания давления, данные которого выводятся на указатель на щитке приборов. Указатель, в свою очередь, может быть выполнен в виде цифровых значений в кг/см2, либо в виде графических цветных изображений. Обычно это зеленая и красная зоны, где красный сектор показывает, что давление в системе выше нормы.
Датчик и указатель давления масла
При снижении давления сработает датчик аварийного давления и щитке приборов загорится лампочка, что может сопровождаться еще и предупреждающим звуковым сигналом.
Недостатки системы смазки, оснащенной только лампочкой давления.
Лампа на панели приборов может не активироваться даже при существенном понижении уровня масла в поддоне двигателя. Плюс к этому, лампа может не загореться и при падении давление, когда оно не является критическим.
Однако при длительной эксплуатации двигателя при давлении даже несколько ниже чем требуется и недостаточном уровне масла, наступает частичный разрыва масляной пленки в парах трения, что ведет к их быстрому износу.
Водитель же в данной ситуации, так как лампочка давления тухнет после запуска и не загорается при езде, не сможет отреагировать на снижение давления и своевременно принять меры к его восстановлению.
Для избежание подобных ситуаций рекомендуется периодически проверять состояние ДМ, путем его измерения с помощью механического манометра.
Можно также самостоятельно установить датчик и указатель на щитке приборов в паре с лампочкой, чтобы всегда иметь полную информацию о давления в системе.
Проверка давления
Владельцы авто часто задаются вопросом, какое давление в двигателе будет нормой, а также каковы его параметры на холодном и прогретом моторе. Особенно волнует автолюбителей вопрос о давлении, когда начинает промаргивать лампа при прогреве мотора на х/хф или долго не гаснет при прогреве.
Перед тем, как начинать проверку необходимо найти в мануале к авто данные по конкретному двигателю, чтобы можно было сравнить полученные результаты.
Для проверки необходимо приобрести специальный манометр и переходник.
Схема замера давления масла
• Проверяется уровень масла по щупу;
• Мотор прогревается до рабочей температуры;
• Выкручивается датчик давления;
Датчик давления K4M
• Устанавливается переходник с манометром;
Проверка давления масла
• Запускается двигатель и проверятся давление на х/х;
• Поднимаются обороты до средних, затем высоких, запоминая показания манометра.
• Данные сверяются с заводскими параметрами проверяемого двигателя.
При этом следует учитывать такие моменты как:
• Масло не соответствует по вязкости данному двигателю;
• Большой уровень масла (попало топливо, антифриз);
• Двигатель не прогрет до рабочей температуры;
• Возможны проблемы с шатунными или коренными вкладышами;
• Изношен маслонасос или трещины в подающей заборной трубке в поддоне или забит маслоприемник.
Еще пару слов
В любых случаях подозрения на падение ДМ в двигателе (моргает или горит лампочка, стук гидрокомпенсаторов, грубая работа мотора) рекомендуется на откладывая проверить давление в системе смазки, тем самым сохраняя мотор от возможного сложного и дорогостоящего ремонта.
Что такое компрессия, как и для чего её замеряют?
Компрессией двигателя автомобиля называется давление, которое создаётся в цилиндре в момент окончания такта сжатия, т.е. в момент, когда поршень достиг верхней мёртвой точки. Фактически этот параметр можно назвать максимальным давлением сжатия, которое создаётся во время проверки компрессии двигателя. Компрессия – это крайне важный параметр для силового агрегата. Если она нормальная, то двигатель будет работать стабильно, демонстрируя достаточную мощность и приёмистость, а если она станет низкой, то приговор для автомобиля один – «капиталка», что значит капитальный ремонт двигателя и серьёзные финансовые траты.
Существует ещё такое понятие как степень сжатия, которая указывается в технической документации на автомобиль. На первый взгляд может показаться, что эти два термина идентичные и их показатели должны совпадать, но на самом деле это не так. Степень сжатия является математической характеристикой, которая описывает геометрию цилиндра, а точнее является отношением полного объёма цилиндра к объёму, который образуется над поршнем, находящимся в верхней мёртвой точке или, как ещё называют этот параметр, – объём камеры сгорания. Эта характеристика является неизменной (без учёта нагаров), тогда как компрессия по мере износа двигателя падает.
Как проверить компрессию?
Для замеров используется прибор, получивший название компрессометр. Фактически он представляет собой стрелочный манометр с гибким шлангом, имеющим резьбовой наконечник, обратным клапаном, который обеспечивает достаточный уровень герметизации, ручником для стравливания воздуха и обнуления показаний, а также возможных переходников для разной резьбы, что актуально для проверки компрессии дизельных двигателей поскольку в них замеры проводятся через разные отверстия форсунок либо свечей накала.
В замере участвуют два человека. Один находится в салоне авто – включает зажигание, крутит стартер, выжимая при этом педаль газа в пол, тем самым полностью открывая дроссельную заслонку. Другой – снаружи непосредственно проводит измерения.
Алгоритм измерения
– убедиться, что АКБ заряжена, система зажигания и конкретно стартер находятся в исправном состоянии;– запустить двигатель и прогреть его примерно до температуры 80°С;– выключить двигатель и обесточить топливный насос любым способом, например, вытащив соответствующий предохранитель;– выкрутить свечи зажигания, а на дизельном двигателе форсунки и на место первой вкрутить насадку компрессометра;– максимально выжать педаль газа и провернуть стартер на несколько оборотов – обычно хватает 5-7 оборотов;– снять получившееся показание манометра;– выкрутить манометр из гнезда первой свечи, вкрутить его на место второй, повторить операцию и так для каждого цилиндра.
В результате измерения компрессии в двигателе будут получены реальные значения давления в цилиндрах, по которым уже можно делать выводы о состоянии силового агрегата. Нормой считается отклонения, не превышающие 10% от нормы и между цилиндрами. Если окажется больший разброс и низкая компрессия, то это значит, что воздух из цилиндра «утекает» и следует задуматься о путях повышения компрессии или ремонте.
Компрессия может также быть выше нормы из-за больших нагаров и увеличения степени сжатия.
Можно попытаться выяснить причины падения давления в «проблемном» цилиндре путём дополнительных измерений, которые проводятся они путём вливания в подозрительный цилиндр 50 мл моторного масла и повторного замера компрессии. Результатами проверки могут оказаться два варианта. Первый – давление осталось низким. Значит воздух просачивается сверху, например, через прогоревший клапан либо через прокладку ГБЦ. Второй – давление значительно поднялось. Это может указывать, например, на закоксовывание поршневых колец.
Другие методы измерений
Существуют и другие способы проверки, например, посредством использования компрессографов.
Принцип измерения этим прибором схож с компрессометром, только результаты фиксируются на бумажных листках или пластиковых картах, что очень удобно для архивирования и сравнения в дальнейшем с данными, получаемыми во время других измерений. Недостатком этого прибора является сложность оценки динамики повышения компрессии.
Более эффективно можно замерить компрессию современными мотортестерами.
Суть измерений состоит в определении величины давления в цилиндрах по такому параметру как амплитуда пульсаций тока во время прокручивания коленвала. Преимущества в том, что мотортестеры позволяют проводить измерения сразу по всем цилиндрам без снятия свечей зажигания, что очень удобно, особенно при тестировании многоцилиндровых силовых агрегатов.
Интересный факт. Есть один нестандартный дедовский способ выяснить состояние цилиндров без манометра и других приборов. Для этого поочерёдно выкручиваются свечи, а на место каждой вставляется своеобразный пыж из смятой сухой газеты. Если при прокручивании коленвала пыж буквально выстреливает, значит с цилиндром всё нормально, а если остаётся на месте, то налицо проблема. Конечно, этот метод проверки не покажет точного давления в цилиндрах. Такой способ давно безнадёжно устарел и его смело можно назвать настоящей экзотикой.
Какие должны быть нормальные показатели
Вопрос резонный. Зачем заниматься проведением измерений, если полученные результаты не с чем сравнивать? Есть простой расчёт, как узнать норму компрессии двигателя конкретной модели авто по степени сжатия, указанной в техдокументации.
Таким способом, например, можно узнать, какая компрессия двигателей ВАЗ считается нормой. Для ВАЗ 2106 она составляет 11 кгс/см2, для ВАЗ 2110 – 13 кгс/см2. Для, например, дизельного агрегата, устанавливаемого на Ford Focus, это значение более высокое – 18 кгс/см2, а для Mitsubishi ASX с силовыми агрегатами 1.6, 1.8 и 2.0 литра значение компрессии будет варьироваться от 12 до 13 кгс/м2.
Причины падения и способы восстановления
Практика показывает, что все указанные неисправности, которые приводят к потере компрессии двигателя и внеплановым ремонтам, возникают из-за агрессивной езды, при постоянном движении по городскому циклу с автомобильными пробками, использовании некачественного топлива или моторного масла, а также при неправильном обслуживании или халатном отношению к автомобилю. Вывод простой. В любом случае нужно взять за правило периодически измерять уровень давления в цилиндрах и своевременно устранять возникающие проблемы.
Как часто необходимо проверять?
Специалисты рекомендуют проводить проверки не реже 30-40 тыс. километров пробега, тем более что процедура простая и может быть проведена самостоятельно. Это необходимо делать в профилактических целях, чтобы всегда, как говорят, держать руку на пульсе и не допустить возникновения серьёзных проблем. Первыми признаками необходимости внеочередной проверки давления в цилиндрах могут быть увеличенный расход моторного масла, затруднённый пуск на холодную, появление выхлопа сизого цвета, нестабильная работа двигателя на нейтральных оборотах. При этом надо учитывать, что причины появления этих симптомов могут скрываться не только в двигателе. Например, при неустойчивых холостых оборотах проблема может оказаться связана с системой зажигания.
Профилактика
Падение компрессии в одном или сразу нескольких цилиндрах – проблема серьёзная, но она не является приговором, как думают многие автовладельцы. Повысить компрессию можно не только посредством капитального ремонта и замены всего и вся. Многие существующие проблемы можно решить, как говорят медики, посредством консервативной терапии, без хирургического вмешательства.
Для этого специалисты рекомендуют использовать специальные составы нового поколения Супротек. Сегодня наибольшей популярностью пользуются следующие присадки этого производителя:
– «Актив Плюс» – присадка в виде триботехнического состава в моторное масло, которую можно использовать с двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе или на газе;
– «Актив Стандарт» – присадка в моторное масло, предназначенная для нетурбированных бензиновых двигателей, рабочий объём которых не превышает 1.6 литра;
– «Актив Премиум» – присадка в виде триботехнического состава в моторное масло двигателей внедорожников и автомобилей, эксплуатируемых в условиях высоких нагрузок с рабочим объемом от 2,5 до 5 литров;
– «Актив Регуляр» – триботехнический состав, который добавляется в моторное масло и способствует поддержанию защитного слоя на трущихся поверхностях, после всех этапов обработки;– «МАКС ДВС» – для грузовой техники;
– «MOTOTEC 2» и «MOTOTEC 4» – для 2- и 4-тактных двигателей мотоциклов мопедов, снегоходов и другой техники.
Специалисты рекомендуют при обнаружении падения компрессии использовать также долговременную мягкую промывку двигателя «Супротек Апрохим». Она добавляется в моторное масло за 200 км до планируемой его замены.
Все присадки отличаются высокой эффективностью. В профилактических целях их можно использовать на постоянной основе. По многочисленным отзывам владельцев транспортных средств, результаты их работы в виде восстановления компрессии двигателей превышают все ожидания.
Норма и признаки неисправности
Чтобы обеспечить качественную бесперебойную работу мотора автомобиля, необходимо следить за таким показателем, как давление масла.
Нормальное поступление моторного масла гарантирует исправную работу всех систем детали. Этот параметр важно отслеживать, так как в случае “масляного голодания” начнутся сбои в работе гидросистем мотора, и в скором времени это приведёт к выходу его из строя. Ремонт двигателя, на сегодняшний день, является одним из самых сложных и дорогостоящих видов авторемонта.
Зачем контролировать давление масла в двигателе
Функций у масла в системе современного двигателя значительно больше, чем простое снижение сухого трения и износа его деталей. Смазочная жидкость служит для отвода избытков тепла в картер силового агрегата, защищая тем самым детали от перегрева, способствует выведению металлической стружки, появляющейся в результате трения, нейтрализует действие вредных соединений, образующихся после сжигания топлива. В двигателях внутреннего сгорания современных автомобилей моторное масло фактически выполняет гидравлическую функцию во всех его узлах и механизмах.
Низкое давление масла неизбежно влечет за собой неисправности, но не стоит недооценивать и обратное ему — избыточное, которое может привести к не менее серьезным последствиям. Например, высокое давление масла в двигателе может повлечь за собой разрушение поршневых юбок, по этой же причине выходят из строя уплотнители, выпуская наружу часть нефтепродукта, появляется риск попадания смазочной жидкости на поверхность регулятора холостого хода, в результате происходят сбои в работе силового агрегата.
О низком уровне давления масла будет указывать сработавшая лампа сигнализации на панели приборов, или указатель давления. Для более точной диагностики состояние системы необходимо обратиться в сервис, где с помощью специального оборудования производят замеры этих показателей.
Норма давления масла в двигателе
Разные модели двигателя имеют разную норму давления масла, и для каждого существуют свои техники его проверки. Значения на холостых оборотах всегда будут меньше, чем на рабочих оборотах. Так же, неправильно снимать показания давление масла на холодном двигателе.
Усредненные величины правильно снятых показаний на бензиновых силовых агрегатов будут следующие:
Давление масла в дизельном двигателе будет отличаться в меньшую сторону, примерно в два раза.
В технической документации любого транспортного средства присутствуют точные данные нормального давления, которое необходимо поддерживать, а также информация о марке масла, наилучшим образом подходящей данной модели.
Пример: для мотора ВАЗ-2107 показателями нормы, при условии работы на холостых оборотах, считается 0,2 кгс/см2, с этими значениями сигнальная лампа на приборной панели не загорается. Когда мотор прогрет, то давление масла имеет показатель примерно равный 4,5 кгс/см2. Указанные выше значения приемлемы только на холостых оборотах, если их число возрастет, данные показатели увеличиваются прямо пропорционально.
Для автомобиля ВАЗ-2106, в условиях прогретого двигателя, при оборотах до 4 500 в минуту, значения должны быть также около 4-5 бар. (4-5 кгс/см2). Отследить это можно с помощью датчика контроля давления масла, который отсутствует в ВАЗ-2017.
В моторах дизельного типа при холостых оборотах нормальными значениями будут считаться 0,3-0,4 кгс/см2 и от 3-3,5 до 4 на повышенных оборотах.
Для контроля давления масла существует специальная лампочка. В случае ее срабатывания первое, что нужно сделать — это проверить уровень смазочной жидкости и, при минимальном значении, долить необходимое количество. Делать это необходимо, заглушив мотор. Если после этого ситуация не изменится, то дальнейшая эксплуатация автомобиля может быть небезопасной, — следует обратиться в сервис для диагностики и устранения неисправности.
В целях получения точных показателей измеряют давление масла на прогретом двигателе с использованием манометра.
Внутри двигателя оптимальный уровень давления достигается масляным насосом, движение которого запускается от коленчатого вала двигателя. Вся система, благодаря сальникам и уплотнителям, пребывает в герметичном состоянии.
Оптимальное давление зависит от множества факторов. Это, в первую очередь, рабочий объем мотора, количество цилиндров и клапанов на цилиндр, модель и тип двигателя (бензиновый или дизельный), объём и качество заливаемого масла и пр.
Отклонение показателей от установленных производителем норм, неизбежно приведет к повреждениям той или иной степени тяжести. Как уже было выше сказано, недостаточное давление влечет за собой масляное голодание, из-за чего происходит износ деталей, сокращается срок службы двигателя, увеличивается риск выхода из строя силового агрегата. А чрезмерное — влечет за собой разгерметизацию соединений, что приводит к выдавливанию сальников.
Признаки низкого давления масла в двигателе
Самым очевидным признаком является загоревшаяся на панели лампочка-индикатор. Именно она свидетельствует о серьёзной проблеме с маслом в двигателе. К косвенным признакам можно отнести такие:
Выше перечислены косвенные признаки, это значит, что не всегда обнаружение одного или нескольких являются следствием низкого давления масла. Однако, при их обнаружении, первоначальной мерой должна быть проверка давления масла в моторе.
Как проверить давление масла в двигателе
Информацию о снижении масляного давления мы можем получать от специального датчика. В этом случае сработает лампочка-индикатор на панели приборов, а циферблат датчика выдаст соответствующий результат.
Для точной диагностики мотор должен быть прогрет. При работающем двигателе легче обнаружить протечку масла.
Диагностировать можно как по внешним признакам, так и с помощью манометра. Но, так как не каждый автовладелец возит его с собой, нужно уметь определять низкое давление масла подручными средствами. Для этого следует совершить следующие манипуляции:
Для оценки состояния датчика можно выполнить следующее:
Струя будет свидетельствовать о поломке самого датчика, а отсутствие струи – о поломке, требующей срочного ремонта и немедленного прекращения эксплуатации транспортного средства.
Все остальные меры помогут добраться до ближайшего сервисного центра, где вам выполнят полноценную диагностику, устранят неисправность и заменят масло.
В сервисном центре проверку давления масла проводят с помощью манометра. Этот прибор можно использовать самостоятельно, но для этого вам еще потребуется переходной адаптер. Далее следуйте инструкции:
Усредненный результат проведенных замеров и будет итоговыми рабочими показателями.
Что делать, если давление масла в двигателе низкое
К критическому снижению давления масла приводят следующие факторы:
К выбору масла следует отнестись серьезно. Неподходящая по консистенции жидкость не способна выполнять своих функций, а, значит, детали системы будут подвержены износу, коррозии и слишком быстрому выходу из строя. В итоге такая халатность автовладельца выйдет ему капитальным ремонтом или заменой двигателя.
Каждую из установленных причин пониженного давления следует устранить.
Например, если причина в поврежденных элементах системы их заменяют на новые. Если подвело качество масла, мотор очищают от него специальными составами, после чего заливают рекомендованное производителем.
Разжиженная смазка может являться результатом попадания в него антифриза. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно проверить уровень “незамерзайки” в расширительном бачке.
А если масло приобрело запах горючего, то это означает, что в него попадает топливо. Ситуация считается опасной и требует срочного устранения неисправности.