Бхопальская катастрофа: описание, история, причины, жертвы, последствия и интересные факты ::

Бхопальская катастрофа: описание, история, причины, жертвы, последствия и интересные факты :: Анемометр

Почему это случилось

Споры о виновных продолжаются до сих пор. Компания предположила промышленный саботаж, но международные эксперты как один настаивают на вине руководства компании и его бездумного управления. Именно из-за их безответственности и произошла Бхопальская катастрофа 1984 года.

Выводы экспертов подтверждены такими фактами, как постоянное нарушение техники безопасности на практически всех рабочих участках, неисправность большинства контрольных датчиков на резервуарах, отключённые защитные устройства и отсутствие инспектора по технике безопасности, которого уволили ради экономии.

Странно было бы надеяться со стороны владельцев компании на безоблачное процветание с таким легкомысленным отношением к производству, где используются высокотоксичные яды. Именно из-за людей, думающих только о наживе, и случаются такие потрясения для всего мира, как Бхопальская катастрофа.

“химхиросима”

Ещё два года после этой ужасающей катастрофы завод продолжал работать. Жажда наживы маскировалась тем, что осваивались оставшиеся на предприятии запасы метилизоцианата, фосгена и многих других опаснейших соединений. Затем какое-то оборудование завода было демонтировано и продано, а полная ликвидация так и не наступила по сей день.

Теперь Бхопал – свалка химических отходов, там всё ещё каждый день смертельно заболевают люди. И сегодня на закрытой территории химического завода, переставшего существовать, находятся более четырёхсот тонн опаснейших веществ, просачивающихся в землю, отравляющих воду, которую люди, живущие здесь, вынуждены пить.

Всё это время корпорации и власти всех уровней не прекращают споры по поводу ответственности за эту свалку. Экологическая реабилитация местности так и не произошла. Виновные понесли наказание чисто формальное, зато население города продолжает расплачиваться за халатность финансовых воротил.

Все причины случившегося бедствия были озвучены в телевизионной программе “Секунды до катастрофы”. Бхопальская катастрофа произошла по вине сугубо экономического давления компании на управляющий состав убыточного завода: сократить расходы, экономить на всём.

«все напоминало фильм ужасов»

С Вагановым согласен заслуженный деятель науки России, доктор технических наук Вемир Амбарцумян. В своей книге «Безопасность человека в новом тысячелетии» профессор резюмирует, что причиной взрыва стали три фактора:

плохой контроль за состоянием танков с реагентами и другие нарушения правил техники безопасности,

халатность и неопытность руководства завода, инженерно-технического персонала и медицинской службы и использование устаревшего оборудования.

По состоянию на середину 2000-х годов около 20 тыс. человек проживали рядом с заброшенным заводом, где токсичные химикаты продолжали лежать на открытых площадках. По разным оценкам, от 50 до 150 тыс. жителей Бхопала в тот же период страдали хроническими заболеваниями, связанными с токсическим поражением. Большинство из них не могло работать и фактически голодало.

Интернет-пользователь с ником nick_holmes в 2022 году утверждал в «Живом Журнале», что побывал в Бхопале двумя годами ранее – в 2008-м.

«Ужасающее зрелище. До сих пор видны последствия этой катастрофы на людях. Мутации, болезни. Уезжал оттуда поздно ночью в Бомбей. Когда ждал поезд, все происходящее напоминало фильм ужасов, когда меня окружали изуродованные люди и просили милостыню. Страшно!» — писал он, прилагая для убедительности свои фотографии из «индийского Чернобыля».

«между трупами бродили стервятники»

Тысячи людей метались по улицам, не догадываясь применить хотя бы простейшие средства защиты. К рассвету, когда газ рассеялся, многие, попавшие в ядовитое облако, были уже мертвы или отравлены. Так, на автобусной станции и железнодорожном вокзале умерли почти все находившиеся на дежурстве служащие и пассажиры. В своем материале Матюнин приводит данные, согласно которым в первые часы погибли от 2 до 8 тыс. человек.

Если верить одному из американских журналистов, чье имя, однако, в тексте не называется, спустя 30 часов на территории завода продолжали лежать мертвые тела. Их подбирали и складывали в грузовики. Все магазины в городе были закрыты, и на каждой улице в сточных канавах лежали люди, мучавшиеся от кашля и рвоты.

«Между трупами бродили стервятники. Когда они отлетали в сторону, их место занимали собаки, разрывая человеческую плоть на части. Спасением мертвых от хищников занимались вооруженные винтовками солдаты. Им помогали местные жители с длинными палками. Маленькие дети с загнанными, воспаленными глазами куда-то бежали, явно не зная куда», — отмечал корреспондент.

Российский ученый, доктор геолого-минералогических наук Петр Ваганов в 2002 году рассказывал «Деловому Петербургу», что

«за сутки в Бхопале погибли свыше 4 тыс. человек, а всего пострадали около 400 тыс.»

«В общей сложности, компании Union Carbide пришлось выплатить истцам около $470 млн, — констатировал профессор. — Исследование позволило установить решающую роль человеческого фактора. Во-первых, завод был построен в пределах густонаселенного города.

Во-вторых, количество химиката, которое планировалось накапливать и хранить, намного превышало ежесуточную потребность в нем. В-третьих, администрацией завода были учтены далеко не все результаты предыдущих проверок состояния техники безопасности. В-четвертых, специальные приборы, сигнализирующие об опасности, были отключены или вообще сломаны.

В одной из своих главных научных работ «Человек. Риск. Безопасность» Ваганов подчеркивал, что случившееся в Бхопале «справедливо называют самой тяжелой техногенной катастрофой в истории». Согласно суждению ученого, степень тяжести катастроф, как природных, так и техногенных, определяется числом человеческих жертв, и по этому показателю именно Бхопал занимает первое место.

«у меня произошел выкидыш посреди улицы»

Завод в Бхопале выпускал пестицид карбарил с торговым названием «Севин». Для этого на предприятии сначала производили фосген, который затем в смеси с монометиламином становился метилизоцианатом. На последней стадии, смешивая метилизоцианат с нафтолом, получали пестицид.

По той же схеме производились пестициды на американском предприятии Union Carbide в Западной Вирджинии. В Бхопале наработанный етилизоцианат хранился на заводе в трех стальных частично вкопанных в землю емкостях, каждая из которых могла вместить около 60 тыс. литров жидкости. Перекачка химиката происходила путем повышения давления в резервуаре при закачке в него газообразного азота.

Катастрофу спровоцировал аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана.

В промежутке с 0:30 до 2:00 3 декабря 1984 года в атмосферу было выброшено около 42 т ядовитых паров.

Облако метилизоцианата накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал в 2 км от завода.

«Смертельное облако медленно, со скоростью около 5 км в час, дрейфовало в ночном воздухе в юго-восточном направлении, — указывается в статье Алексея Матюнина «Хиросима химической индустрии», вышедшей в журнале «Гражданская защита» в 2005 году.

— Поскольку ночь была прохладной, концентрированное ядовитое облако прижималось к земле, его высота не превышала пяти метров. Люди пробуждались в своих домах от приступов удушья и кашля. Они ощущали сильную резь в глазах, их легкие заполнялись жидкостью. Многие погибли во сне, так и не проснувшись».

Как вспоминала работница службы общественного здравоохранения в бхопальской клинике Азиза Салтан, после полуночи она проснулась от сильного кашля своей трехлетней дочери Рубины. С улицы доносились крики людей, все время повторявших: «бегите, бегите».

«Я схватила детей и выбежала на улицу, неся Мохсина на руках и держа за руку Рубину. Мы были в ночной одежде, — рассказывала она. — На улице было очень холодно, но мы не чувствовали холода. Большое количество обуви, платков и другой одежды было разбросано вокруг.

Про анемометры:  Расположение датчиков на двигателе крайслер 2 4 -

Я в то время была на втором месяце беременности, и у меня произошел выкидыш прямо посреди улицы.

Если бы мы остались на том перекрестке, то наверняка бы погибли. Но мы поднялись и побежали дальше».

Бхопальская катастрофа: коммерческая тайна ценой 20 000 жизней

Объект: химический завод Union Carbide India Limited, город Бхопал, Индия.

Химический завод специализировался на производстве инсектицида (средства для уничтожения насекомых-вредителей) — «Севин».

Город

Бхопал – город-миллионник с огромной частью населения, живущей за гранью нищеты в трущобах, где крыши зачастую сделаны из полиэтиленовой плёнки. Климат тёплый, мороза нет. Большая часть рабочих-аппаратчиков, мастеров, да и инженеров была родом оттуда. Инструктаж оказался коротким: следить за стрелками на манометре и время от времени двигать рычажки и нажимать на кнопку.

Английские колонизаторы оставили страну в середине века, и оставили её нищей и необразованной. Прошло чуть более тридцати лет, и процент знающих буквы стал наверняка более 1% по сравнению с 1948 годом. Но всё-таки того ликбеза, который, например, прошла Россия, в Индии не было.

Население города не читало газет, в которых много раз были напечатаны оповещения о том, что завод серьёзный и опасный, на нём уже неоднократно были несчастные случаи. И если загудит сирена, нужно принимать такие-то меры. Народ в Бхопале и вывески-то читать умел не все.

Завод до аварии

Этот плачевно известный завод являлся собственностью Union Carbide India Limited – американской компании, которая специализировалась на производстве химических удобрений (пестицидов). Бхопальский завод являлся хранилищем очень токсичного вещества – метилизоцианата, или МИЦ.

Также она имеет очень специфические физические свойства. Температура закипания – 40 градусов по Цельсию, а это вполне привычная для Индии дневная температура. Если к смеси добавить даже небольшое количество воды, она начинает активно греться, что запускает цепную реакцию, в результате которой вещество распадается и выделяется цианистый водород, оксиды азота, угарный газ.

Зачем американцы пришли в индию

Если сегодня в Бхопале проживают около 2 млн человек, то в 1961-м, как следует из книги Ольги Осколковой «Центральная Индия: экономико-географическая характеристика», население города не превышало 102 тыс. жителей. Стремительный рост численности был связан, в том числе, с приходом в регион крупного американского бизнеса и открытием новых рабочих мест.

Основанный в своем современном виде в XVII веке афганским полководцем Дост Мухаммедом, Бхопал расположен в южной части плато Мальва на высоте около 600 м над уровнем моря на берегу большого искусственного озера Бхопалтал, которое делало его одним из привлекательнейших городов Индии. Берега водоема украшали дворцы и мечети, неподалеку высилась крепость Фатехгарх.

Когда в 1970-х индийские власти озаботились вопросом привлечения в страну инвестиций из-за рубежа, американцы сразу же обратили внимание на эту местность. Как следствие, компания Union Carbide получила разрешение на постройку в Бхопале завода по производству пестицидов для нужд сельского хозяйства.

Планировалось, что для создания пестицидов завод будет импортировать часть химикатов, произведенных на других предприятиях корпорации. Однако в условиях обострившейся конкуренции на местном рынке на бхопальском заводе было освоено собственное производство необходимых химикатов, требующее более сложных и опасных процессов, нежели проектировалось изначально.

«Часто иностранные компании предлагают бесплатно построить в развивающихся странах заводы по переработке опасных отходов, если на них впоследствии будет перерабатываться и определенное количество зарубежных отходов, — отмечается в материале Михаила Калинина «Новый экологический менеджмент: внутренние резервы человечества», опубликованном в сборнике «Глобальные проблемы человечества».

— Однако известно, что некоторые отходы, не являющиеся токсичными, при переработке становятся ядами».

В 1984 году в Бхопале проживали почти 900 тыс. человек. Индийский филиал Union Carbide состоял из 14 предприятий с 9 тыс. сотрудников и являлся значительной частью глобальной бизнес-стратегии корпорации, которая активно развивалась, начиная с послевоенного периода.

Вместе с тем в первой половине 1980-х завод из-за резкого падения спроса на свою продукцию по причине неурожая переживал тяжелые времена. Владельцы хотели продать убыточное предприятие, но покупателя не находилось. Работу продолжали на устаревшем оборудовании. Нормы безопасности были умышленно снижены по экономическим причинам.

Индия (1984), утечка газа число умерших примерно 15000 – презентация 172307-29

краткое содержание других презентаций на тему слайда

«Углекислый газ» – Углерод. АДСОРБЦИЯ – поглощение газообразных или растворённых веществ поверхностью твёрдого вещества. Углекислый газ был, как и брат, бесцветен, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. Me. Графит – мягкий, непрозрачный, серый, электропроводный. и Углекислый газ (Углекислик): NaOH. H2. Алмаз – твёрдый, прозрачный, бесцветный, неэлектропроводный.

«Инертные газы» – Ксеноновая лампа – вспышка. Схема атома ксенона. Нео?н — пятый по распространённости элемент во Вселенной. В то время не знали, что гелий – инертный газ, и предполагали, что это металл. Неон. Гелий. Спектральные линии гелия. Прототип ионного двигателя на ксеноне. Радон. Ксеноновая лампа. Концентрация радона в воздухе зависит в первую очередь от геологической обстановки.

«Индия 7 класс» – Животноводство: разводят крупно-рогатый скот. Государственный флаг. Бомбей. Дели. Калькутта. Укус смертелен даже для слона. Хозяйственная деятельность. Жаркая страна мира. Достигает в длину 5,5м. Ганг. Индия расположилась на полуострове Индостан. Индия. Инд. Ганг считается самой священной рекой в жизни народов Индии.

«Культура Индии» – Широко известно индийское киноискусство. К югу от гор Сатпура плоскогорье Декан слегка наклонено к востоку. Индия. Холст белоснежный сердца молодые колышат. Подавляющее большинство индийцев – сельские жители. Хараппская цивилизация была распространена на огромной территории. Плоскогорье Декан отделено от Индо – Гангской низменности многочисленными горными хребтами.

«Газовая атака» – Настродамус о первом применении химического оружия. В течение дня были сорваны еще 9 германских атак. За годы войны различными газами было поражено более миллиона человек. Наиболее распространенными в бою газами были: хлор, фосген и дифосген. Вода значительно ослабляет действие хлора, растворяющегося в ней.

Ночной кошмар

Все эти события произошли ночью, поэтому все население мирно спало. Но люди сразу же почувствовали действие ядовитого вещества. Их душил кашель, у них пекло глаза, дышать было просто невозможно. Это привело к массовой смертности уже в первые часы после аварии.

К утру облако развеялось, но оставило после себя огромное количество трупов. Это было только начало. За несколько следующих дней умерли тысячи людей, кроме этого, природа также очень сильно пострадала: деревья сбросили листву, животные массово погибали.

Последствия

О масштабах катастрофы говорит хотя бы тот факт, что она признана крупнейшей по числу жертв техногенной аварией за всю историю.

Действительно, даже самые оптимистичные оценки не очень-то оптимистичны: в первые часы после выброса метилизоцианата погибло 3787 человек, еще около 8000 человек умело в течение двух недель после катастрофы, и свыше 8000 человек — в последующие годы.

Другие последствия Бхопальской катастрофы — чисто экономические. Так, уже в 1987 году компания Union Carbide выплатила пострадавшим свыше 470 миллионов долларов только для того, чтобы они не подавали в суд. А много позже — в 2004 году — из-за мистификации арт-группы The Yes Men (которая объявила о ликвидации корпорации и перечислении всех средств пострадавшим в Бхопале) компания потеряла более 2 миллиардов долларов, так как биржи восприняли шутку за чистую монету, и акции компании резко упали в цене.

Понес ли кто-нибудь наказание за катастрофу? С одной стороны — да, наказание было. Совсем недавно, в 2022 году, по два года тюремного заключения получили семь бывших топ-менеджеров индийского отделения Union Carbide. Кроме того, каждый из них выплатил штраф в размере 2100 долларов.

Про анемометры:  Поверка датчика расхода газа ДРГ.МЗ(Л) - Реестр 26256-06 Методика поверки Свидетельство об утверждении РЦСМ - Ростест

Предпосылки к аварии

Прежде чем случилась Бхопальская катастрофа, существовало несколько факторов, которые предрасполагали к ее возникновению. Первым из них является желание компании-владельца завода сэкономить деньги на заработной плате. Поэтому они построили свое предприятие в Индии, где оплата труда в десятки раз ниже, чем в развитых странах.

Второй фактор – нарушение международных стандартов норм хранения токсичных веществ. На заводах позволено хранить не более 1 тонны МИЦ, а в Бхопале его было аж в 42 раза больше, то есть 42 тонны.

Третий фактор – халатное отношение местных жителей к предупреждениям, которые публиковались в газете. Руководство завода предупреждало о том, что нужно быть максимально осторожными и, если прозвучит сигнал сирены, немедленно эвакуироваться.

Следующим является то, что город Бхопал в то время имел правительство, которое постоянно закрывало глаза на несоблюдение техники безопасности, и как следствие, произошло несколько несчастных случаев на заводе.

Еще одним немаловажным фактором является износ техники, замена которой стоила огромных денег. Именно поэтому все системы, которые должны были предотвратить аварию, были либо на ремонте, либо просто отключены.

Предприятия страны

В Индии только в последнее время грамотность значительно повысилась, в том числе и компьютерная. А тридцать с лишним лет назад невозможно было найти такое предприятие, где техника безопасности соблюдалась бы неукоснительно. И зависело это, прежде всего, от грамотности работающих там. Однако Бхопальская трагедия – это предел всяческого легкомыслия.

Техника почти полностью была изношенной до буквально последнего вздоха. Во всяком случае, все четыре степени защиты давным-давно не работали. Холодильник отключён из экономии. В брандспойт вода подавалась так, что струя не доставала даже до середины высоты ёмкости.

Причины катастрофы

Причина катастрофы до сегодняшнего дня официально не установлена. Известно, что непосредственной причиной выброса газа в атмосферу стало попадание воды в емкость с метилизоцианатом (МИЦ) — одним из исходных компонентов производства Севина.

Как вода оказалась внутри танка — до сих пор неизвестно. На этот счет есть две версии. Первая гласит, что это была роковая случайность — вода в танк попала после промывки окружающей территории (которая была проведена накануне) из-за неисправных труб и клапанов.

Однако даже поверхностного знакомства с аварией в Бхопале достаточно, чтобы понять: истинная причина катастрофы типична и даже в чем-то банальна для крупного бизнеса — деньги.

Все началось с того, что руководство компании Union Carbide неверно оценило экономическую эффективность предприятия, чья продукция по разным причинам не пользовалась высоким спросом. Это заставило ввести режим жесткой экономии (несмотря на то, что применялся хоть и опасный, но самый дешевый метод производства Севина), в результате чего завод был оборудован далеко не самыми лучшими и надежными системами безопасности.

От экономии пострадала и злополучная емкость с МИЦ. Приборы, показывающие температуру, давление и другие характеристики внутри емкости, безбожно врали, вводя в заблуждение операторов. Но даже и с таким оборудованием катастрофы могло бы и не быть — емкость была оборудована трубой, сжигающей газ в случае его выхода. Но… дожигающая труба за несколько недель до катастрофы была разобрана, и, соответственно, этот барьер на пути газа в атмосферу в момент катастрофы попросту отсутствовал.

Другое эффективное средство защиты — скруббер, или нейтрализатор газа, был тоже разобран за три недели до аварии. Тем самым, танк с МИЦ, который должен быть окружен средствами безопасности и приборами контроля, стал простой бесконтрольной цистерной с опаснейшим химическим веществом.

Наконец, за безопасностью на химическом заводе просто-напросто некому было следить: инспектор по безопасности был уволен, а нового брать в штат никто не собирался. Поэтому никого не волновала ни сломанная дожигающая труба, ни врущие приборы контроля, ни устаревшие системы безопасности, ни то, что танк с МИЦ был, вопреки правилам, переполнен.

Владельцы Union Carbide хотели заработать больше денег, но просчитались. А в результате — тысячи жертв, многолетние страдания сотен тысяч людей, колоссальные экономические потери и звание Хиросимы химической промышленности.

Проект и отступления от него

Естественно, и образованные американские технологи, изначально работавшие на заводе, да и сами проектировщики отлично понимали, что за чудовище заключено в этих огромных резервуарах. Поэтому при строительстве и первичной эксплуатации было предусмотрено целых четыре системы защиты от опасности попадания метилизоцианата в окружающую среду.

Это, прежде всего, нейтрализатор газа (скруббер). Это специальный запасной холодильник с цистерной резерва, куда для успокоения и охлаждения может быть перекачана реакционная смесь, если что-то в реакции пошло не так. Это факел для сжигания газа уже в атмосфере.

Казалось бы, на все случаи и непредвиденные обстоятельства была предусмотрена защита. Но к 1984 году завод уже износил всё оборудование, а потому он был выставлен на продажу. Не покупали его долго. Так и не купили. А что-то улучшать и переоборудовать, то есть вкладывать деньги в продающееся предприятие, корпорация не хотела.

Тотальные ошибки

Топ-менеджеры компании принимали на работу недостаточно квалифицированные кадры – из местных, которые даже инструкцию по-английски прочесть не могли. Но могли следить за датчиками (большинство которых давно вышло из строя) и нажимать какую-то кнопку из нескольких предложенных. Опасное производство было размещено в отсталой стране именно для того, чтобы продукция была низкой себестоимости.

Кадры на заводе сплошь низкооплачиваемые, а производство высокотехнологичное, да ещё и с изношенным оборудованием. Иначе как объяснить, что взорвавшаяся ёмкость содержала сорок две тонны метилизоцианата, а должна была лишь одну – таков международный стандарт.

Трагедия бхопала: крупнейшая техногенная катастрофа в мире – недвижимость onlíner

В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года ничего не подозревавший индийский город Бхопал накрыло ядовитое облако. Сорок две тонны метилизоцианата, оказавшиеся в атмосфере, за несколько суток убили более 15 тыс. человек и сделали инвалидами до полумиллиона жителей города — подобных трагедий, вызванных ошеломляющей небрежностью, человечество еще не знало. Onliner.by начинает цикл статей о техногенных катастрофах современности с рассказа о крупнейшей из них — взрыве химического завода Union Carbide в сердце Индии.

1969 год. В городе Бхопал, столице индийского штата Мадхья-Прадеш, открывается очередной завод американского химического гиганта Union Carbide. Предприятие должно выпускать пестициды — средства для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Население Индии бурно растет, требует все больше вкусных и полезных продуктов — кажется, что успех заводу гарантирован. Спустя всего 15 лет он станет причиной мучительной смерти многих тысяч человек.

В Бхопале Union Carbide выпускал «Севин» — популярный инсектицид, одной из составляющих которого выступал метилизоцианат, чрезвычайно токсичный газ, смертельно опасный для человека и прочих живых существ. К началу 1980-х американская корпорация столкнулась с резким падением спроса на продукцию своего индийского филиала, что в сочетании с чудовищными нарушениями техники безопасности и привело к неминуемой трагедии, масштабы которой руководство компании не могло представить и в самом страшном сне.

Как и любое химическое производство, бхопальский завод Union Carbide был оборудован всеми необходимыми системами безопасности. Однако жизнь в очередной раз доказала невероятный факт: любая «защита от идиота» оказывается абсолютно бесполезной, если она отключена.

На фоне продолжающегося активного производства метилизоцианата руководство предприятия решительно отказывалось вкладывать хоть какие-нибудь серьезные финансовые средства в замену или ремонт крайне изношенного за 15 лет беспощадной эксплуатации оборудования. Более того, к 1984 году были отключены все (!) защитные системы, которые должны были в случае чрезвычайного происшествия обеспечить его безболезненную для местных жителей и окружающей их среды ликвидацию.

Яростная погоня за длинной рупией, режим жесточайшей экономии на обслуживании технологического комплекса, неквалифицированный и низкооплачиваемый персонал, пренебрежение важнейшими правилами техники безопасности — Union Carbide сделала все от нее зависящее, чтобы случилась катастрофа. Разумеется, долго ждать себя та не заставила.

Про анемометры:  Гигрометр принцип работы

В ночь со 2 на 3 декабря 1984 года в расположенную на территории завода огромную цистерну №610, содержавшую 42 тонны метилизоцианата, так до сих пор и не объясненным образом проникла вода. Судя по всему, во время проводившейся накануне регламентной промывки труб заслонки, ограничивающие поступление воды в емкость с метилизоцианатом, не были до конца закрыты. Специфика же этого неприятного вещества заключается в том, что при его контакте с безвредным, в общем-то, дигидрогена монооксидом тут же начинается бурная экзотермическая реакция.

Выделение тепла естественным образом сопровождалось резким повышением давления в цистерне. Операторы комплекса беспомощно наблюдали за этим, ведь все системы защиты, как уже говорилось выше, не функционировали. Через полтора часа происходящие внутри цистерны №610 процессы решили вырваться наружу, что им успешно и удалось. В результате все сорок с лишним тонн метилизоцианата вместе с продуктами его распада, на ходу превращаясь в газ и пар, оказались в атмосфере и образовали облако, которое немедленно начало убивать все живое вокруг.

Индия и тогда была, и сейчас остается страной с чрезвычайно высокой плотностью населения. Бедная его часть при этом обладает удивительной способностью стремительно образовывать колоритные трущобы. В Бхопале его жители не нашли ничего лучшего, как устроить их прямо вокруг химического завода Union Carbide. Они и стали первыми жертвами так и не превратившегося в пестицид метилизоцианата. Смерть их, увы, легкой назвать было никак нельзя.

Метилизоцианат как прекрасный лакриматор сжигал человеческие слизистые оболочки, их глаза и легкие. Несчастные и ничего, естественно, не понимающие бхопальцы, так толком и не проснувшись, мучительно умирали от удушья сразу и от токсического отравления в последующие дни. Тяжелое облако передвигалось прямо над поверхностью земли, убивая в первую очередь детей.

Непосредственно в день катастрофы погибло почти 4 тыс. человек, еще 8 тыс. умерло в течение двух недель и столько же за следующие месяцы. Счет же пострадавших идет на сотни тысяч и не поддается какому-либо точному определению. Принято считать, что в той или иной степени авария на заводе Union Carbide сделала инвалидами, оставила без зрения, вызвала тяжелые хронические заболевания у 500—600 тыс. человек. Это крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества.

Страшнее всего то, что, несмотря на прошедшие с той декабрьской ночи тридцать лет, счетчик ее жертв продолжает обновляться. До сих пор в Бхопале у родителей, подвергшихся в 1984-м токсическому воздействию метилизоцианата, рождаются дети с врожденными пороками и болезнями.

Эта авария очень ярко показала все недостатки корпоративной культуры в крупных компаниях, работающих в развивающихся странах. В первые часы после катастрофы Union Carbide отказывалась информировать врачей о химическом составе попавшего в атмосферу токсического вещества, ссылаясь на коммерческую тайну. В переполненных больницах просто не знали, от чего лечить тысячи и тысячи поступающих в них пациентов, какие последствия ждут их в будущем, что можно было еще попытаться предотвратить.

Вместо этого Union Carbide, желая снять с себя часть ответственности за произошедшее, выдвинула версию о преднамеренном саботаже заводского оборудования. По мнению руководства компании, вода попала в цистерну с метилизоцианатом не из-за халатности и вопиющего нарушения персоналом техники безопасности, а в результате сознательной диверсии одного из недовольных работников предприятия.

Тем не менее правительство Индии возложило полную вину за катастрофу на менеджмент Union Carbide. При этом чиновники предпочли не признавать очевидное: в немалой степени в ней виноваты и они сами — люди, которые закрывали глаза на крайне опасное производство, работающее без должного технического обслуживания и ремонта. Люди, которые разрешили жить в непосредственной близости от него десяткам тысяч бедняков, жить в скученности и антисанитарных условиях. Люди, которые допустили к оборудованию неквалифицированный персонал (Union Carbide с удовольствием платил им минимальные зарплаты). Люди, которые за все это брали взятки. Люди, которые пусть и косвенно, но также поучаствовали в случившейся трагедии.

Спустя пять лет после аварии Union Carbide выплатила жертвам и родственникам погибших $470 млн (с учетом инфляции сейчас эта сумма эквивалентна $907 млн). Поразительно, но в тюрьму непосредственно после случившегося так никто и не попал. Лишь в 2022-м, спустя 26 лет, семь представителей бывшего руководства предприятия были приговорены к небольшим срокам заключения и штрафам и практически сразу же отпущены.

Завод в Бхопале был, разумеется, закрыт и частично продан на металлолом. Впрочем, оборудование, производившее метилизоцианат и «Севин», до сих пор стоит на своем месте, включая ту самую злосчастную цистерну №610. Территория вокруг до сих пор заражена различными продуктами распада метилизоцианата.

Государство выплатило жертвам катастрофы некоторую компенсацию: в среднем семья каждого из погибших получила $2200. Такова оказалась цена жизни, цена разгильдяйства, преступной халатности, цена жажды наживы.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Химический завод

Американская печально известная компания Union Carbide производила карбарин, он же карбамат, высокоэффективный инсектицид с широчайшим спектром действия, в организмах человека и теплокровных животных не обладающий кумулятивным свойством, то есть не накапливающийся. Во многих странах, в том числе и в России, данный химикат к применению разрешён.

Бхопальская катастрофа не повлияла на популярность пестицидов никак, потому что дело не в них, а в сопутствующих процессу производства химикатах. Твёрдые кристаллы плохо растворяются в воде, но очень хорошо взаимодействуют с органическими растворителями.

До того момента, когда произошла Бхопальская катастрофа, завод работал бесперебойно много лет подряд без реконструкций, направленных на безопасность. Скорее, наоборот. Реконструировали только для прибыли, повышая производительность. Именно поэтому старое оборудование не выдержало, а защита от прорыва химически опасных веществ уже не работала.

Внутреннее давление разрушило резервуар с отравляющим веществом – метилизоцианатом. В результате от завода поползло огромное облако токсичного пара прямо на город и разлилось в самых густонаселённых районах. Также был накрыт им вокзал многомиллионного индустриального центра. По количеству жертв Бхопальская катастрофа значительно обошла Чернобыльскую трагедию.

Хроника событий

Катастрофа произошла в ночь со 2 на 3 декабря 1984 года. По неизвестной причине в танк Е610, содержащий 42 тонны МИЦ, попала почти тонна воды, в результате чего началась бурная химическая реакция. При реакции воды с МИЦ, особенно в присутствии соединений железа, образовавшихся из-за коррозии внутри бака, выделяется большое количество тепла — всего за несколько минут температура в баке поднялась до  200 градусов, а давление многократно превысило нормальное.

Первый скачок давления в танке с МИЦ и незначительная утечка химиката были замечены в 00 часов 15 минут, а уже через минуту давление выросло еще вдвое. В это время операторы услышали, как танк с МИЦ издает леденящий душу скрежет, а фундамент под емкостью трескается.

В 00 часов 30 минут 3 декабря аварийный клапан, не выдержав давления, разорвался, и за 60 минут в атмосферу попало около 30 тонн опасного вещества. Газовое облако, стелившееся по земле (так как МИЦ несколько тяжелее воздуха), медленно поползло к расположенным на расстоянии 2 километров трущобам и железнодорожному вокзалу.

Экологические катастрофы мира – презентация, доклад, проект

Описание слайда:

В числе причин, отрицательно влияющих на экологию, следует назвать:
Влияние человека на естественные процессы, происходящие в природе (например, осушение водоемов, поджоги, массовые вырубки лесов, истребление видов животных и растений и т.д.).
Производственные аварии, нарушения в работе технологических линий.
Отсутствие очистки вредных выбросов или недостаточный ее уровень.
Разлив нефти или продуктов, получаемых из нее.
Использование ядерного, химического и биологического оружия.
Повышенная концентрация вредных веществ в окружающей среде в результате их накопления в течение какого-либо периода.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий