Бхопальская техногенная катастрофа: stomaster — LiveJournal

Бхопальская техногенная катастрофа: stomaster — LiveJournal Анемометр

Бхопальская катастрофа: коммерческая тайна ценой 20 000 жизней

Объект: химический завод Union Carbide India Limited, город Бхопал, Индия.

Химический завод специализировался на производстве инсектицида (средства для уничтожения насекомых-вредителей) — «Севин».

Бхопальская техногенная катастрофа

2 декабря 1984 года. Ничего не подозревающий город с миллионным населением Бхопал, находящийся в самом центре Индии, ложился спать. Одним из объектов промышленности города был завод американской и до сих пор успешно существующей компании «Union Carbide», на котором круглосуточно дежурили и работали местные жители. Компания на тот момент
являлась одной из самых успешный промышленных компаний в США. Производился ими на этом заводе популярный в то время инсектицид «Севин», в процессе чего использовался метилизоцианат (МИЦ).

МИЦ — крайне ядовитое вещество, имеющее температуру кипения в 38(9?) °C и свойство при распаде выделять еще больше тепла, что вызывает за собой цепную реакцию. В результате выделяется цианистый водород, угарный газ и оксиды азота.

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:1

Как это и бывает, еще за пару часов до катастрофы ничто не предвещало беды:

23:00 — дежурный оператор заметил на пульте необычное повышение давления в цистерне.

00:15 — в диспетчерскую доложили, что в цеху откуда–то подтекает МИЦ. Такое случалось и раньше.

00:16 — внезапный скачок давления в емкости с МИЦ, превысивший максимально допустимый уровень.

00:18 — давление увеличивается еще в два раза, оператор бежит в цех и видит, как бетонное основание цистерны, в которой находилось 42 тонны МИЦ, что ровно в сорок два раза превышало разрешенную международным стандартом норму хранения, разрушается. Принимается решение включить скруббер, но он находился на тот момент в ремонте. Запустить холодильник
для охлаждения МИЦ и недопускания цепной реакции тоже не получается, он был давно заблокирован ради экономии энергии и фреона. Сжечь газ в факеле тоже не удается. В результате все штатные средства по исключению аварии были исчерпаны.

00:20 — дежурные докладывают о проблеме начальнику. Через уже загазованное помещение он добирается до диспетчерской, следующие 15 минут тратятся на обсуждение решения.

00:35 — попытки остудить цистерну водой из шлангов не помогают, в загазованном помещении начинают гибнуть рабочие.

01:00 — давление вышибает предохранительный клапан (цистерна выдерживает), и 42 тонны МИЦ с примесями фосгена и монометиламина постепенно устремляются в атмосферу. Оставшиеся в живых рабочие включаютсирену и покидают завод в надежде спастись.

Бхопальская техногенная катастрофа: stomaster — LiveJournal

По версии «Union Carbide», все это являлось следствием саботажа, который устроил незадолго до этого уволенный рабочий, пустив в цистерны воду, но не рассчитав или не учтя всех последствий. Есть и другая версия, по которой все произошло из–за банальной халатности рабочих, допустивших попадание воды в систему.

Поскольку ночь была прохладной, концентрированное ядовитое облако при своем передвижении прижималось к земле, а его высота не превышала пяти метров. Шло оно в сторону трущоб Бхопала и железнодорожного вокзала, находящегося в 2 км от завода. Люди при его приближении пробуждались в своих домах от приступов удушья и кашля. Многие дети гибли во сне,
другие умирали позже, так как за счет своего роста получали более высокие дозы стелющегося по земле газа. В сети до сих пор при желании можно найти ужасные кадры их мертвых тел.

Звук сирены и происходящее связать могли немногие, от чего поначалу не было предпринято никаких мер по спасению. После, когда все–таки началась эвакуация людей, многие погибли в создавшейся давке. В первый день катастрофы погибло около 3 тысяч человек. Многие из выживших умерли после, так как врачи не могли им помочь — «Union Carbide» сначала не хотела уточнять причины отравления, в надежде сохранить коммерческую тайну.

Итоги:
• по разным оценкам от 18.000 до 20.000 человек погибли.

• Количество пострадавших оценивается в 150–600 тысяч человек.

• $470.000.000 было выплачено жертвам трагедии. В пересчете на человека получилось примерно $1–2 тысячи на человека.

• В 2004 году арт–группа «The Yes Men» устроила мистификацию, в рамках которой по «BBC World» было объявлено о продаже «Union Carbide» и распределении вырученных 12 миллиардов долларов на ликвидацию последствий катастрофы, медицинскую помощь и исследование возможного вреда от других продуктов компании. Это вызвало серьезное падение акций компании.

• 7 июня 2022 года виновники крупнейшей в истории техногенной катастрофы были приговорены к 2 годам тюрьмы и выплате штрафа в размере $2100 (100.000 рупий). Все они намереваются обжаловать приговор.

1. Полицейский указывает на бензобак, из которого в 1984 году произошла утечка содержимого в атмосферу, на месте бывшего завода «Union Carbide» 28 ноября 2009 года в Бхопале, Индия. 25 лет спустя после утечки газа на заводе «Union Carbide», из-за которой погибло несколько тысяч человек, токсичные вещества «крупнейшей техногенной катастрофы в мире» продолжают
пагубно влиять на жителей Бхопала. Новое поколение растет слабым, больным. Последствия катастрофы только недавно начали сказываться на новом поколении, проявляясь визуально. (Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:2

2. На этом архивном снимке от 4 декабря 1984 года можно видеть солдат, охраняющих вход на завод «Union Carbide» в Бхопале после утечки смертельно-ядовитого газа. Выжившие в той крупнейшей в мире техногенной катастрофе были шокированы, узнав, что бывший завод, погубивший тысячи людей, планировали открыть для посетителей 25 лет спустя. Эти планы так и не реализовались. (BEDI/AFP/Getty Images)

Про анемометры:  Газовый котел VAILLANT ATMOTEC PRO VUW 240/5-3 (24 кВт) – характеристики, отзывы, плюсы-минусы, конкуренты и все цены в обзоре

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:3
3. На этом снимке от 4 декабря 1984 года вы видите людей, ослепших в
результате утечки газа на заводе в Бхопале. (AFP/AFP/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:4

4. Потерявшие зрение жертвы утечки газа на заводе «Union Carbide» в
Бхопале 4 декабря 1984 года. Они ждут на улице, пока их осмотрит врач.
(BEDI/AFP/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:5

5. Заброшенные механизмы химического завода «Union Carbide» 21 ноября 2009 года. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:6

6. Зияющая дыра в ржавом контейнере на химическом заводе «Union Carbide» 21 ноября 2009 года. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:7

7. Работник службы безопасности проезжает на велосипеде мимо останков
завода «Union Carbide» в Бхопале, Индия, 21 ноября 2009 года. (AP
Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:8

8. Брошенные бутылки с химикатами на полу здания на месте запустелого
химического завода «Union Carbide» 28 ноября 2009 года в Бхопале, Индия.
(Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:9

9. В дыре в стене можно увидеть мальчика, пытающегося отвести теленка на
пастбище, на территории завода «Union Carbide» в Бхопале, Индия, 20
ноября 2009 года. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:10

10. Женщины наполняют контейнеры чистой водой в Бхопале, которую сюда
привозят, так как местная вода была загрязнена во время утечки газа на
заводе «Union Carbide» 28 ноября 2009 года. (Daniel Berehulak/Getty
Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:11

11. Активисты и выжившие в Бхопальской катастрофе 1984 года держат плакаты у офиса компании «Dow Chemical» в Нойде на окраине Нью-Дели в четверг 19 ноября 2009 года. Дочернее предприятие американской химической компании «Union Carbide» управляло заводом во время происшествия. Десятилетиями выжившие борются за снос завода, но их попытки натолкнулись на трудности, когда завод «Union Carbide» приобрела компания «Dow Chemical Co.» в 2001 году. Компания утверждает, что не
несет ответственности за снос завода и ликвидацию последствий катастрофы. (Staffing/Manish Swarup)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:12

12. Активисты группы выживших в Бхопальской катастрофе сжигают чучело во
время протеста против компании «Union Carbide Corp» перед 25-ой
годовщиной катастрофы 1984 года в городе Бхопал 29 ноября 2009 года.
(REUTERS/Raj Patidar)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:13

13. Активисты и выжившие в Бхопальской катастрофе 1984 года, из-за
которой погибли и пострадали тысячи людей, протестуют против компании
«Dow Chemical» у ее офиса в Нойде на окраине Нью-Дели в четверг 19
ноября 2009 года. (Staffing/Manish Swarup)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:14

14. Полицейский осматривает заброшенный завод «Union Carbide» 28 ноября
2009 года в Бхопале, Индия. (Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:15

15. Люди проходят мимо статуи матери с мертвым ребенком на руках в Бхопале 18 ноября 2009 года. Жители города с горечью смотрят в сторону старого завода «Union Carbide», где утром 3 декабря 1984 года произошла утечка газа, в один миг погубившая тысячи человек. Жители говорят, что каждая годовщина – это еще один год физической и психологической травмы, осложняющейся халатностью со стороны правительства и компаний. (RAVEENDRAN/AFP/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:16

16. Нафиза Би – координатор клиники «Chingari Trust» – несет на руках 8-летнего Аннана 27 ноября 2009 года в Бхопале, Индия. Через 25 лет после утечки газа, ставшего причиной гибели тысяч невинных людей, последствия крупнейшей в мире техногенной катастрофы продолжают вредить жителям Бхопала. Аннан страдает церебральным параличом и лечится в клинике «Chingari Trust». (Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:17

17. Умственно отсталый 10-летний Наваб Миан – жертва катастрофы 1984
года – играет с цыпленком недалеко от заброшенного завода «Union
Carbide» 28 ноября 2009 года в Бхопале, Индия. (Daniel Berehulak/Getty
Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:18

18. Апекша Малвия кушает дома в Бхопале, Индия, 22 ноября 2009 года. 25 лет спустя после техногенной катастрофы многие матери родили физически или умственно неполноценных детей. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:19

19. Дети отражаются в загрязненной грунтовой воде недалеко от
заброшенного завода «Union Carbide» 28 ноября 2009 года в Бхопале,
Индия. (Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:20

20. На этом фото, сделанном 21 ноября 2009 года, фотограф запечатлел
корову. Ее одну нашли в правительственном госпитале, отданном для жертв
утечки газа на заводе в Бхопале, Индия. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:21

21. Люди несут контейнеры с водой, собранной на территории бывшего
завода «Union Carbide» в Бхопале, Индия, 21 ноября 2009 года. (AP
Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:22

22. Женщины, жалующиеся на недомогания, имеющие отношение к катастрофе в
Бхопале в результате утечки газа, ждут в очереди на прием к врачу в
клинике негосударственной организации в Бхопале , Индия, 20 ноября 2009
года. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:23

23. Разик произносит слова во время упражнения с логопедом Прем Пателем в
реабилитационной клинике «Chingari Trust» 27 ноября 2009 года в
Бхопале, Индия. (Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:24

24. Хира Лал, утративший способность двигаться и слышать, лежит на
самодельной кровати у своей хижины в Бхопале, Индия, 7 апреля 2009 года.
(AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:25

25. Дети играют у своих домов недалеко от завода «Union Carbide» 27
ноября 2009 года в Бхопале, Индия. (Daniel Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:26

26. Мужчина спрыгивает с периметровой стены на территории завода «Union
Carbide» 28 ноября 2009 года в Бхопале, Индия. (Daniel Berehulak/Getty
Images)

Про анемометры:  Датчик углекислого газа Arduino: готовые проекты на MQ-135 и MH-Z19B

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:27

27. Физиотерапевт держит ногу 7-летнего ребенка в клинике
неправительственной организации для жертв техногенной катастрофы в
Бхопале, Индия, 20 ноября 2009 года. (AP Photo/Saurabh Das)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:28

28. Девочка стоит рядом с водонапорной башней у своего дома недалеко от
завода «Union Carbide» 27 ноября 2009 года в Бхопале, Индия. (Daniel
Berehulak/Getty Images)

Бхопальская техногенная катастрофа (28 фотографий), photo:29

разработка сайтов санкт-петербург

Жизнь после аварии

Когда случилась катастрофа, никто не имел точного представления, что именно происходит. Люди начали умирать, многие из них ужасно мучились. По воспоминаниям свидетелей, некоторые страдали от рвоты, бились в конвульсиях и падали замертво. Другие задыхались или умирали в давке в узких оврагах, где уличные фонари горели тускло-коричневым светом сквозь облака газа.

Люди пытались как можно скорее покинуть страшное место, в толпе терялись дети. Жертвы катастрофы в Бхопале были брошены на произвол судьбы. Впоследствии руководство корпорации «Юнион карбид» неоднократно отказывалось выполнять юридические и моральные обязательства перед пострадавшими.

Данные о погибших в ночь катастрофы разнятся. Представители завода называли цифру в 3800 человек. Муниципальные служащие, которые собственными руками подбирали тела, грузили их на грузовики для захоронения в братских могилах или для сожжения на массовых кострах, считают, что жертв было почти в пять раз больше.

Выжившие, основываясь на количестве проданных в городе саванов, утверждают, что за первую неделю погибло около 8000 человек. Окончательное число погибших, по примерным оценкам, составляло до 20 000 индийцев. Около полумиллиона выживших всю оставшуюся жизнь страдали от проблем с дыханием, раздражения глаз или слепоты и других заболеваний. Многим была присуждена скромная денежная компенсация, не покрывавшая всех расходов на лечение.

В начале XXI века на месте печально известного завода все еще находилось более 400 тонн промышленных отходов. Несмотря на продолжающиеся протесты и попытки судебных разбирательств, ни сама компания, ни индийское правительство должным образом не очистили участок.

Загрязнение почвы и воды в районе Бхопала стало причиной хронических проблем со здоровьем и высоких случаях врожденных дефектов у местных жителей. В 2004 году Верховный суд Индии обязал государство поставлять чистую питьевую воду жителям Бхопала из-за загрязнения подземных вод.

Завод до аварии

Этот плачевно известный завод являлся собственностью Union Carbide India Limited – американской компании, которая специализировалась на производстве химических удобрений (пестицидов). Бхопальский завод являлся хранилищем очень токсичного вещества – метилизоцианата, или МИЦ.

Также она имеет очень специфические физические свойства. Температура закипания – 40 градусов по Цельсию, а это вполне привычная для Индии дневная температура. Если к смеси добавить даже небольшое количество воды, она начинает активно греться, что запускает цепную реакцию, в результате которой вещество распадается и выделяется цианистый водород, оксиды азота, угарный газ.

История строительства завода

В 1970-х годах правительство Индии решило поднять свою экономику за счет иностранного капитала. Поэтому была введена специальная программа, направленная на привлечение иностранных инвесторов для вложений в местную промышленность. Было одобрено строительство завода, который бы производил пестициды для сельского хозяйства.

Изначально часть химикатов планировали завозить из других стран. Но это оказалось невыгодно, так как конкуренция в этом сегменте рынка была очень высока. Поэтому производство было переведено на другой уровень, более сложный и опасный. В 80-х годах город Бхопал (Индия) и его окрестности отличились большими неурожаями, что привело к снижению спроса на продукцию завода. Поэтому было принято решение продать предприятие, но покупатель так и не был найден.

Ночной кошмар

Все эти события произошли ночью, поэтому все население мирно спало. Но люди сразу же почувствовали действие ядовитого вещества. Их душил кашель, у них пекло глаза, дышать было просто невозможно. Это привело к массовой смертности уже в первые часы после аварии.

К утру облако развеялось, но оставило после себя огромное количество трупов. Это было только начало. За несколько следующих дней умерли тысячи людей, кроме этого, природа также очень сильно пострадала: деревья сбросили листву, животные массово погибали.

Последствия аварии

Уже то, что эта катастрофа признана самой смертоносной за всю историю, говорит о ее масштабах. В первые часы ядовитый газ унес жизни 3787 человек, в течение двух недель после этого злосчастного события погибло 8000 человек, в последующие годы еще 8000.

Исследования в 2006 году показали ужасную статистику: в течение всего времени после выброса было зарегистрировано 558 125 случаев обращений к врачам из-за хронических заболеваний, которые были вызваны отравлениями МИЦ. Кроме того, Бхопальская катастрофа стала настоящим экологическим бедствием.

Предпосылки к аварии

Прежде чем случилась Бхопальская катастрофа, существовало несколько факторов, которые предрасполагали к ее возникновению. Первым из них является желание компании-владельца завода сэкономить деньги на заработной плате. Поэтому они построили свое предприятие в Индии, где оплата труда в десятки раз ниже, чем в развитых странах.

Второй фактор – нарушение международных стандартов норм хранения токсичных веществ. На заводах позволено хранить не более 1 тонны МИЦ, а в Бхопале его было аж в 42 раза больше, то есть 42 тонны.

Третий фактор – халатное отношение местных жителей к предупреждениям, которые публиковались в газете. Руководство завода предупреждало о том, что нужно быть максимально осторожными и, если прозвучит сигнал сирены, немедленно эвакуироваться.

Про анемометры:  Бхопальская катастрофа: описание, история, причины, жертвы, последствия и интересные факты ::

Следующим является то, что город Бхопал в то время имел правительство, которое постоянно закрывало глаза на несоблюдение техники безопасности, и как следствие, произошло несколько несчастных случаев на заводе.

Еще одним немаловажным фактором является износ техники, замена которой стоила огромных денег. Именно поэтому все системы, которые должны были предотвратить аварию, были либо на ремонте, либо просто отключены.

Причины катастрофы

Причина катастрофы до сегодняшнего дня официально не установлена. Известно, что непосредственной причиной выброса газа в атмосферу стало попадание воды в емкость с метилизоцианатом (МИЦ) — одним из исходных компонентов производства Севина.

Как вода оказалась внутри танка — до сих пор неизвестно. На этот счет есть две версии. Первая гласит, что это была роковая случайность — вода в танк попала после промывки окружающей территории (которая была проведена накануне) из-за неисправных труб и клапанов.

Однако даже поверхностного знакомства с аварией в Бхопале достаточно, чтобы понять: истинная причина катастрофы типична и даже в чем-то банальна для крупного бизнеса — деньги.

Все началось с того, что руководство компании Union Carbide неверно оценило экономическую эффективность предприятия, чья продукция по разным причинам не пользовалась высоким спросом. Это заставило ввести режим жесткой экономии (несмотря на то, что применялся хоть и опасный, но самый дешевый метод производства Севина), в результате чего завод был оборудован далеко не самыми лучшими и надежными системами безопасности.

От экономии пострадала и злополучная емкость с МИЦ. Приборы, показывающие температуру, давление и другие характеристики внутри емкости, безбожно врали, вводя в заблуждение операторов. Но даже и с таким оборудованием катастрофы могло бы и не быть — емкость была оборудована трубой, сжигающей газ в случае его выхода. Но… дожигающая труба за несколько недель до катастрофы была разобрана, и, соответственно, этот барьер на пути газа в атмосферу в момент катастрофы попросту отсутствовал.

Другое эффективное средство защиты — скруббер, или нейтрализатор газа, был тоже разобран за три недели до аварии. Тем самым, танк с МИЦ, который должен быть окружен средствами безопасности и приборами контроля, стал простой бесконтрольной цистерной с опаснейшим химическим веществом.

Наконец, за безопасностью на химическом заводе просто-напросто некому было следить: инспектор по безопасности был уволен, а нового брать в штат никто не собирался. Поэтому никого не волновала ни сломанная дожигающая труба, ни врущие приборы контроля, ни устаревшие системы безопасности, ни то, что танк с МИЦ был, вопреки правилам, переполнен.

Владельцы Union Carbide хотели заработать больше денег, но просчитались. А в результате — тысячи жертв, многолетние страдания сотен тысяч людей, колоссальные экономические потери и звание Хиросимы химической промышленности.

Роковое стечение обстоятельств

Сегодня многие исследователи считают, что завод «Юнион карбид» был обречен почти с самого начала. Американская компания построила там фабрику по производству пестицидов в 1970-х годах, полагая, что Индия представляет собой огромный неосвоенный рынок для сбыта продукции по борьбе с вредителями.

Спустя тридцать лет после Бхопальской катастрофы независимые журналисты провели собственное расследование, опираясь на документы компании, интервью с представителями химической отрасли, а также воспоминания очевидцев. Бывшие сотрудники предприятия сообщили, что первоначальную утечку метилизоцианата обнаружили еще вечером 2 декабря.

Начальник смены подумал, что это была утечка воды, и пообещал разобраться с проблемой после перерыва на чай. В течение следующего часа реакция, происходящая в резервуаре, вышла из-под контроля. Утечка началась примерно через два часа после того, как рабочий, чья подготовка не соответствовала первоначальным стандартам завода, получил приказ от руководителя промыть трубу, не запечатанную должным образом.

Эта процедура была запрещена правилами завода. Сотрудники считают, что наиболее вероятным источником загрязнения, вызвавшего реакцию, стала жидкость из этой трубы. Три основные системы безопасности не смогли справиться с критическими условиями. Одна из них и вовсе была неработоспособна, а вторая оказалась временно выведенной из строя на техническое обслуживание.

Кроме того, на заводе в Бхопале не существовало компьютерной системы, которую другие предприятия используют для мониторинга своих функций и быстрого оповещения персонала об утечках. Руководство полагалось на то, что рабочие сами почувствуют выброс метилизоцианата – в этом случае их глаза начали бы слезиться.

Сейчас

Некоторое время после катастрофы завод продолжал работу, в результате которой были израсходованы основные запасы МИЦ, фосгена и других опасных соединений. В 1986 году завод был закрыт, а основная часть его оборудования распродана. Но закрытие предприятие означало не ликвидацию, а только лишь превращение в свалку опасных химических отходов, которая стала настоящим бедствием для Бхопала.

Известно, что сейчас на территории бывшего завода находится свыше 400 тонн опасных химикатов, которые постепенно просачиваются в землю, нанося непоправимый вред окружающей среде, делая воду непригодной для питья, и вызывая множество заболеваний у местного населения.

Хроника событий

Катастрофа произошла в ночь со 2 на 3 декабря 1984 года. По неизвестной причине в танк Е610, содержащий 42 тонны МИЦ, попала почти тонна воды, в результате чего началась бурная химическая реакция. При реакции воды с МИЦ, особенно в присутствии соединений железа, образовавшихся из-за коррозии внутри бака, выделяется большое количество тепла — всего за несколько минут температура в баке поднялась до  200 градусов, а давление многократно превысило нормальное.

Первый скачок давления в танке с МИЦ и незначительная утечка химиката были замечены в 00 часов 15 минут, а уже через минуту давление выросло еще вдвое. В это время операторы услышали, как танк с МИЦ издает леденящий душу скрежет, а фундамент под емкостью трескается.

В 00 часов 30 минут 3 декабря аварийный клапан, не выдержав давления, разорвался, и за 60 минут в атмосферу попало около 30 тонн опасного вещества. Газовое облако, стелившееся по земле (так как МИЦ несколько тяжелее воздуха), медленно поползло к расположенным на расстоянии 2 километров трущобам и железнодорожному вокзалу.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий

Adblock
detector