- Методы и средства противообледенительной обработки самолетов
- Методы удаления льда
- Почему защита самолета от обледенения имеет решающее значение?
- Противообледенительная обработка наземных самолетов
- Борьба с обледенением самолетов
- Жидкость против обледенения взлётно-посадочных полос
- Состав и свойства противогололёдной жидкости
- Сейчас на главной
- Виды противообледенительной жидкости
Методы и средства противообледенительной обработки самолетов
В среде авиаперевозчиков существует так называемая концепция чистоты воздушного судна. Самолет не может быть выпущен в рейс, если на критических поверхностях имеется лед или снег. К критическим поверхностям относятся воздухозаборники двигателей, фюзеляж, хвостовое оперение, гондолы, крылья. В случае обледенения командир экипажа принимает решение на проведение антигололедной обработки.
Методы удаления льда
Механический. Поверхность самолета очищают вручную. Это дешевый способ, но очень долгий и трудоемкий, а поэтому он не применяется в аэропортах с высокой нагрузкой.
Воздушно-тепловой. Применяют специальные обдувочные машины, создающие мощный поток теплого воздуха. Использование данного метода также ограничено ввиду высокого риска повреждения обшивки импортных самолетов.
Физико-химический. Поверхность воздушного судна обливают химическими реагентами (противообледенительной жидкостью) с помощью специальных машин – деайсеров. Наиболее современный и эффективный способ, который не только борется с наледью, но и препятствует ее повторному образованию.
Здравствуйте, дорогие пользователи пикабу!
В этом посте хотелось бы рассказать о том, почему самолет не замерзает в воздухе и на нем не образуется лёд. Ведь за бортом во время полета довольно суровые условия.
Стоит отметить, что лед способен образовываться на отдельных элементах самолета, в остальных частях он практически не задерживается.
Речь пойдет о противообледенительной системе (далее будет рассмотрен Airbus A320). В этом посте не будет информации о том, как и при каких условиях образуется лёд на планере и двигателе. Для этого стоит сделать отдельный пост. Напишу только, что обледенение крайне негативно сказывается на аэродинамических характеристиках самолета и на показаниях его датчиков. Условия обледенения ни раз становились виновниками авиационных катастроф и происшествий. Так что система эта напрямую влияет на безопасность полета:)
Да, вонючей жидкостью самолет обливают с той же целью, не дать замерзнуть и убрать лёд. Процедура так-же крайне важная для безопасности.
Собственно, о самой системе. Противообледенительная система на пассажирских лайнерах обычно разделяется на воздушную и электрическую.
Воздушная система обогревает переднюю кромку крыла, а конкретно предкрылки номер 3,4,5 – предкрылки номер 1 и 2 не нуждаются в защите из-за аэродинамических свойств крыла.
Обогреваются они трубами с горячим воздухом, отбираемым от двигателя. В свою очередь, обогревать все время их не требуется, а только при возникновении условий обледенения. Подачу воздуха в трубопровод активируют пилоты нажимной кнопкой.
Также, опасным с точки зрения обледенения является воздухозаборник двигателя, который тоже обогревается горячим воздухом, отбираемым от 5 и 9 ступеней компрессора (Воздух там довольно горячий).
Двигатель обогревать крайне необходимо, куски образовавшегося льда способны повредить лопатки вентилятора, например. Противообледенительная система двигателя включается так же кнопками в кабине.
Теперь немного о электрической системе обогрева. Электричеством обогреваются различного рода датчики на самолете и лобовые стекла, так как из-за обледенения они могут выдавать некорректные показания в кабину (стекла не могут). Обогреваются они с помощью электрически подогреваемых элементов, установленных на их корпусе.
Что конкретно подогревается:
Приемник статического давления, она же статическая плита.
Датчик полного давления, он же трубка Пито.
Датчик угла атака.
Датчик температуры воздуха.
И, конечно, места их расположения:
В конце важно добавить, что я не описываю принципиальную работу всей системы, а рассказываю только часть. Конечно, система работает не так просто, она содержит много компонентов – от обычных заслонок и до компьютеров, которые обрабатывают все данные, и говорить здесь можно много. Пост пишется не как учебное пособие, а как рассказ для обычного обывателя. Спасибо за внимание:)
Для работы проектов iXBT.com нужны файлы cookie и сервисы аналитики.
Продолжая посещать сайты проектов вы соглашаетесь с нашей
Политикой в отношении файлов cookie
Путешествие на самолете доставляет море эмоций, да и значительно удобнее, так как в конечной точке вы окажитесь значительно раньше. Но вот, представьте перед вылетом вы замечаете, что самолет, зачем-то решили облить водой. Ведь это не правильно, так как она замерзнет на высоте и самолет рухнет. Или, к примеру, после приземления, выруливая на посадочную полосу, на самолет вдруг начинает литься вода, образуя символичную водяную арку. Зачем, все это?
Начнем, пожалуй, с эффектной водяной арки, которая может появиться над самолетом сразу после приземления. На самом деле, это международная традиция встречи первого самолета, садящегося в данном аэропорту. Такая же традиция распространяется и на новые самолеты, и на новые авиакомпании. Кроме того, если это будет новый рейс в данном направлении. Случай этот нередкий и вы можете даже попасть в данную ситуацию. Традиция встречи самолета с пропуском его через водяную арку называется FTWA – Fire truck water arc. И из названия можно понять, что водяную арку создают пожарные машины, подавая воду из брандспойтов.
Находясь в самолете, пассажирам не стоит волноваться, так как это совершенно безопасно и во время полета на воздушное судно воздействуют более опасные факторы.
Данная традиция перешла в авиацию из морского флота, когда было принято салютовать кораблям победившим в сражении, причаливающим в порт или кораблям союзных стран. В первое время эту традицию выполняли залпом береговых батарей, но в дальнейшем чуть изменили и сейчас она выполняется “залпом” из брандспойтов кораблей и пожарных катеров.
Обливание самолета перед взлетом можно заметить в зимнее и летнее время. Но в данном случае, это нужно совершенно по другой причине. В прохладное время года перед вылетом самолета можно наблюдать картину, когда вокруг самолета размещаются несколько машин активно поливающих его обшивку. Причем не разбирая отдельные участки, что попадает даже на иллюминатор.
Данная процедура обработки обшивки самолета называется противообледенительной обработкой и защищает его во время полета в сложных метеоусловиях. Данная обработка проводится в два этапа и включает в себя: деайсинг и антиайсинг. Слова наглым образом скопированы с английского и означают в первом случае обработку корпуса горячей жидкостью до 60 градусов для удаления ледяных и снежных отложений. А во втором случае это нанесение специальной жидкости для предотвращения образования намерзания льда во время полета. Обычно, в этих целях использую жидкости на основе этиленгликоля. Соответственно, в зависимости от концентрации жидкости и погодных условий время действия может быть ограничено.
Обработка корпуса самолета просто необходима, так как в случае намерзания льда на крылья и хвост, ухудшается аэродинамика, что существенно снижает подъемную силу. А это создает дополнительную нагрузку на двигатели, да и при изменении конфигурации крыла ледяными наростами, появится тенденция к сваливанию во время полета.
Почему защита самолета от обледенения имеет решающее значение?
Почему это важно для безопасности?
На земле, когда есть заморозки и осадки, защита самолета от обледенения имеет решающее значение. Замерзшие загрязнители делают критические управляющие поверхности шероховатыми и неровными, нарушая плавность воздушного потока и значительно снижая способность крыла создавать подъемную силу и увеличивая сопротивление.
Эта ситуация может вызвать сбой. Если большие куски льда отделяются во время движения самолета, они могут попасть в двигатели или ударить винты, что приведет к катастрофическому отказу. Замерзшие загрязнения могут заклинивать управляющие поверхности, не позволяя им двигаться должным образом. Из-за этого потенциально серьезного последствия противообледенительная обработка проводится в аэропортах, где температура может быть около 0 ° C (32 ° F).
В полете капли переохлажденной воды часто находятся в слоистых и кучевых облаках. Они превращаются в лед, когда их ударяют крылья пролетающих самолетов, и они резко кристаллизуются. Это нарушает воздушный поток над крылом, уменьшая подъемную силу, поэтому летательные аппараты, которые, как ожидается, будут летать в таких условиях, оснащены системой защиты от обледенения.
Также используются методы защиты от обледенения, чтобы гарантировать, что воздухозаборники двигателей и различные датчики на внешней стороне самолета очищены ото льда или снега.
Противообледенительная обработка наземных самолетов
состоящие из пропиленгликоля (PG) и присадок, широко используются авиакомпаниями для защиты от обледенения самолетов. Этиленгликоль (EG) до сих пор используется для защиты от обледенения самолетов в некоторых частях мира, поскольку он имеет более низкую рабочая температура использования (LOUT), чем PG. Однако PG более распространен, потому что он менее токсичен, чем этиленгликоль.
Борьба с обледенением самолетов
К сожалению, это лишь немногие из многих случаев, показывающие, насколько важно для защиты от обледенения.
2003 год. Закончив школу, я приезжаю из провинциального городка в областную столицу учиться в институте. Для меня, тихого домашнего мальчика, только вчера сбрившего первые усы, это первый опыт жизни вне дома, вне маминого крыла. Наслушавшись страхов про жизнь в общаге, я всегда начеку – готов отбивать свою еду от голодных старшекурсников, а своего сорока-девяти-с-половиной-сантиметрового друга – от падких на молоденьких мальчиков старшекурсниц.
Но я никому не интересен. Я один. Я скучаю по дому так, что первые дни не могу даже сходить в общий туалет облегчиться– терплю неделю, потом хожу глубокой ночью, пока все спят.
Он был таким же, только приехал из более глубокой жопы мира. Мы встретились на кухне, где он горевал по выкинутым пельменям, ведь кто-то из старшекурсников ему сказал, что если пельмени при варке всплыли, то они испорчены. А у него они всплыли.
По его офигевшему взгляду я понял, что он, как и я – первокурсник, и предложил составить мне компанию, кивнув на свои бурлящие в кастрюле макароны. Он согласился. И целых пять лет составлял мне компанию за ужином. Он всегда любил поесть!
Так я познакомился с Лёхой.
Крючковатый нос, копна густых нечесаных волос, говор на «О» и спортивный костюм кислотного цвета футбольного клуба «Боруссия Дортмунд» – это Лёха из две тысячи третьего.
Он жил в другой комнате, но всегда, ВСЕГДА, чувствовал, когда в моей комнате была еда. Как алкоголики, ведомые каким-то неведомым седьмым чувством, приходят на выпивку, так и Лёха всегда приходил на еду. Он ел все. И божественно рыгал.
2004 год. Мы везде вместе. Живем в одной общаге, вместе учимся, готовим еду, играем в футбол, работаем грузчиками, вместе ходим в библиотеки, вместе пытаемся выстраивать отношения с противоположным полом. Получается не очень, ведь я – лопоухий дрищ, а он – вечно нечесаный грузный увалень. Мы настолько плохи, что однажды, на двойном свидании, девушки, которых мы ждали на автобусной остановке, увидев нас в окно, просто не вышли из автобуса и со смехом проехали мимо. Но, мы не унываем. Нас ждет большое будущее!
2005 год. Мы больны КВНом. Мы записываем на видеокассеты Высшую лигу и пересматриваем, пересматриваем, пересматриваем «Мегаполис», «Федора Двинятина», «Луну» и остальных. Мы знаем наизусть все игры сезона. Мы играем в КВН в институте, мы пробуемся в подобие «Камеди Клаб» в нашем городе. И у нас даже что-то получается. А что-то не очень. Но, наша популярность у девчонок растет. Мы окружены женским вниманием, но безбожно тупим, поэтому ни у одного из нас нет девушки.
– Лёха, ты почему один?
– Я люблю Сальму Хайек.
Да, он безумно фанател от нее и всегда искал похожую на Сальму.
2006 год. Я влюбился. Она старше меня, учится на последнем курсе, и все свое свободное время я провожу с ней. Лёха недоволен. Я записан у него в телефоне как «Каблук». Лёха ворчит, но ходить ко мне кушать не перестает.
Мое счастье длится недолго. Она бросает меня. Все говорят, что знали, что так и будет, ведь у нее интересная репутация – поиграться и бросить, и я у нее не первый такой. Я разбит. Спрашиваю у Лёхи – Ты знал?
– А почему не сказал?
– Зачем? Ты бы все равно не поверил. А так, хотя бы месяц, но ты был счастлив.
Лёха никогда не юлил.
2007 год. Лёха раскачался, он ходит на какие-то единоборства, у него куча разных поясов.
– Привет, здоровяк!
– Привет, дрищ! – Лёха верен себе.
Мы успеваем все – учиться, играть в футбол, играть в КВН, участвовать в социальных проектах, мы ездим от универа отдыхать на юг. У нас офигенская компания друзей! Единственное – не клеится в личной жизни. Я, вроде, и завожу отношения, но они быстро заканчиваются. А Лёха все еще ищет свою Сальму.
2008 год. Последний курс. Мы – боги в универе. Без преувеличения. От нас сикаются первокурсницы (и даже некоторые преподавательницы), мы – звезды на любом университетском мероприятии, преподаватели прощают нам прогулы, а мы побеждаем в университетском КВНе и почти побеждаем в «Студенте года» своей области.
Мы успешно сдаем экзамены и дипломы. Лёха, вообще, заканчивает с красным дипломом! Мы уверены – нас ждет большое будущее!
2009 год. Мы в армии. Большое будущее отложено на следующий год.
2010 год. Лёха по-прежнему один. Нет, он с кем-то встречается, даже заводит отношения, но все те девушки оказываются не Сальмой. Я же нашел свою вторую половинку, и я счастлив.
Практически одновременно мы поступаем на службу в ведомство при погонах, и покидаем областной центр. Мы обязательно свидимся! Нас ждет большое будущее!
2013 год. Я не вывожу. Разругавшись с начальством, оставив на работе нервы, здоровье и волосы, я бросаю службу и ухожу. Лёха держится. Его переводят в областной центр. Лёха – молодец!
2016 год. Я стал папой. Первым меня поздравил Лёха.
– На кого похож сын?
– На меня, – гордо отвечаю я.
– Блин, не повезло парню! – слышу его смех в телефонной трубке.
Он все еще один.
– Лёха, тебе не надоели случайные связи? Когда ты уже остепенишься?
– Все будет! Ладно, не могу говорить, покедова!
Он никогда не говорил «Пока». Только «Покедова».
2019 год. Я играю в КВН. Опять. Многие не понимают – куда ты, полез, старый пердун! А мне нравится. Лёха одобряет, даже приходит на игры, когда они проходят в его городе. А у меня все по серьезному. Я даже практически попал в телевизор, но, не срослось. Иногда приезжаю к Лёхе.
– Привет, Лёха!
– Привет, сухостой! – Леха не изменился, хотя я уже и не дрищ.
– Не жалеешь, что ушел? – он бросает взгляд на меня и на свои майорские погоны.
– Нет, – отвечаю я, – А ты не жалеешь, что остался?
– Нет, – усмехается он, теребя свои седые волосы.
– Лёха! Оно тебе надо? Ты седой в 33!
– На себя посмотри! У меня, хотя бы, волосы есть.
Лёха все еще один, он так и не нашел свою Сальму Хайек.
2020 год. Лёха неожиданно женится.
– А как же Сальма?
– Я встретил девушку лучше.
У Лёхи рождается дочка. Настоящая красавица.
– Повезло ей, что она в мать, – говорю я.
– Что, тоже загрузился? – сегодня Лёха непривычно молчалив.
– Ага, – киваю я.
Да, Лёха стал сентиментальным. Наверно, стареет.
Мы прощаемся. Мне пора. Я смотрю на него из автобуса, Лёха машет рукой. Точно, стареет!
В воскресенье будет 40 дней, как Лёхи не стало. Спасибо тебе, Друг, что был рядом со мной!
Жидкость против обледенения взлётно-посадочных полос
Появление льда на взлётно-посадочной полосе затрагивает безопасность обслуживающего персонала и приводит к увеличению тормозного пути у воздушных транспортных средств из-за уменьшения трения между шасси и асфальтовым покрытием. Последнее обстоятельство неблагоприятно сказывается на безопасности полётов в данном аэропорту. Обледенение при низких температурах от снега, дождя или тумана.
Для борьбы с обледенением ВПП могут применяться следующие меры:
Состав и свойства противогололёдной жидкости
Для обеспечения незамерзания аэродромов применяются несколько разных по составу и химическим свойствам смесей. Ранее активно использовался водный раствор из ацетатов щелочных металлов (25-60% массы) и фосфатов (примерно 0,5%), смешанных с имидазолом и триазолом (0,01-1%). Триазол и имидазол имеют третий класс опасности по ГОСТ 12.1.005-88, следовательно рабочий противогололёдный раствор также представляет некоторую опасность для здоровья людей. Существует также противообледенительный реагент на основе ацетата калия и бензоата натрия, но он тоже в недостаточной мере экологически безопасен.
В 2015 запатентован улучшенный состав на основе ацетата калия. Раствор получился гораздо более экологически безопасным и имеет меньшую коррозийную активность. В ходе испытаний состав показал высокие эксплуатационные характеристики, опередив вышеуказанные образцы.
Ключевые свойства химических реагентов против обледенения:
Современные жидкости обладают низкой степенью токсичности для организма и коррозийной активностью, бережно относятся к бетону. Они могут использоваться при широком диапазоне температур, примерно от -50 до +100ºC. Активные компоненты способствуют снижению температуры замерзания до -20º и ниже. Срок хранения растворов может составлять несколько лет. Некоторые компоненты антифризов распадаются, они меньше загрязняют окружающую среду, чем более ранние образцы.
Сейчас на главной
Виды противообледенительной жидкости
Для облива самолетов обычно используют смесь воды и гликоля в теплом виде. В зависимости от состава и содержания компонентов различают четыре типа жидкостей:
Некоторые производители добавляют в противообледенительные жидкости красящие пигменты. По цвету проще определить тип средства, его свойства и назначение. Например, тип 1 окрашивают в оранжевый цвет, тип 2 – в белый, тип 3 – в желтый, тип 4 – в зеленый.
В материально-техническом оснащении аэродромов присутствуют жидкости всех типов. Если необходимо очистить самолет перед стоянкой, проводят de-icing с использованием жидкости первого типа. Для безопасного взлета необходимо предотвратить появление льда до момента отрыва – применяют средства второго и третьего типа (anti-icing). Жидкость четвертого типа позволяет защитить самолет во время полета в сохраняющихся условиях обледенения (мокрый снег, переохлажденный дождь).