- Датчик уровня газа гбо: что это, для чего и как это работает?
- Описание и назначение
- Датчик уровня газа гбо
- Как работает датчик
- Как работает датчик уровня газа гбо?
- Как работает и как подключить датчик уровня газа гбо?
- Калибровка
- Лада 2101 экспериментальная › бортжурнал › датчик уровня газа в салоне
- На гбо 2 поколения
- На гбо 3 поколения
- На гбо 4 поколения
- Подключение и настройка датчика гбо 4 поколения
- Принцип работы газовой установки
- Разбираемся с принципом действия
- Различия датчиков уровня газа
- Разновидности салонных индикаторов
- Стоимость
- Сферы применения, другие особенности работы
- Устройство газобаллонного оборудования
- Устройство и принципы работы датчиков
- Экономим на топливе: все преимущества и недостатки установки гбо
- Итоги
Датчик уровня газа гбо: что это, для чего и как это работает?
Газобаллонное оборудование включает в себя большое количество узлов и деталей, каждая из которых имеет свое предназначение. Сегодня я расскажу о том, что такое датчик уровня газа (ДУГ), какую роль он выполняет и как устроен этот датчик.
Заправка газового баллона происходит при участии выносного заправочного устройства (ВЗУ), а также мультиклапана, который выполняет сразу несколько важных функций за что и получил свое название с приставкой «мульти», то есть — несколько. Устройство мультиклапана и его принцип мы рассматривать не будем, об этом я уже писал в этой статье, вместо этого мы поговорим о датчике давления газа ГБО, который имеет отношение к мультиклапану, поскольку располагается на входе в мультиклапан или непосредственно на самом «мультике».
Датчик уровня газа (датчик уровня топлива — ДУТ) выполняет функцию индикатора уровня газа в баллоне, для того чтобы вы могли вовремя обнаружить низкий уровень газового топлива и при необходимости заправиться газом на заправке. В принципе для обладателей автомобилей с ГБО остаться с пустым баллоном — это не такая уж и большая проблема, в любом случае можно доехать до ближайшей заправки на бензине.
Но, в любом случае лучше держать уровень газа на контроле. Показания уровня газа датчик выводит на небольшую светодиодную шкалу, которая при помощи индикаторов отображает уровень газа в резервуаре. Кроме отображения уровня газового топлива на этой шкале располагается переключатель газ/бензин, поэтому нередко эту шкалу именуют просто кнопкой переключения типа топлива или просто «кнопкой».
Главная задача ДУГ ГБО — контроль уровня газа в баллоне, принцип передачи данных датчиком на индикаторную панель практически всегда один и тот же, посредством отправки соответствующего сигнала.
Описание и назначение
Индикация топливных остатков в баллоне ГБО – предназначение кнопки газ/бензин. Обычно такие конструкции снабжены двумя видами индикаторов:
- 3-4 с зелёным цветом.
- 1 индикатор – красного цвета. Он загорается, если в ёмкости газа остаётся всего 5-10%.
Иногда индикаторы красного цвета заменяют мигающим зелёным вариантом. Правильное подключение, настройка устройства – главное требование для стабильной работы оборудования.
Основное и единственное назначение датчиков – измерение уровня топлива.
Мультиклапан баллона – место монтажа для элементов повышенной чувствительности. Показания воспроизводятся на индикаторах, обычных или многоцветных. Более точная стрелочная индикация характерна для старших моделей, появившихся на рынке совсем недавно.
Переключателем выбирают вид показаний. Удобство устройств ещё и в том, что их можно комбинировать с другими вариантами измерителей.
Датчик уровня газа гбо
Что такое датчик уровня газа, какую роль он выполняет и как устроен.
Заправка газового баллона происходит при участии выносного заправочного устройства (ВЗУ), а также мультиклапана, который выполняет сразу несколько важных функций за что и получил свое название с приставкой «мульти», то есть — несколько. Устройство мультиклапана и его принцип мы рассматривать не будем, об этом я уже писал в этой статье, вместо этого мы поговорим о датчике давления газа ГБО, который имеет отношение к мультиклапану, поскольку располагается на входе в мультиклапан или непосредственно на самом «мультике».
Датчик уровня газа на мультиклапане
Датчик уровня газа (датчик уровня топлива — ДУТ) выполняет функцию индикатора уровня газа в баллоне, для того чтобы вы могли вовремя обнаружить низкий уровень газового топлива и при необходимости заправиться газом на заправке. В принципе для обладателей автомобилей с ГБО остаться с пустым баллоном — это не такая уж и большая проблема, в любом случае можно доехать до ближайшей заправки на бензине.
Но, в любом случае лучше держать уровень газа на контроле. Показания уровня газа датчик выводит на небольшую светодиодную шкалу, которая при помощи индикаторов отображает уровень газа в резервуаре. Кроме отображения уровня газового топлива на этой шкале располагается переключатель газ/бензин, поэтому нередко эту шкалу именуют просто кнопкой переключения типа топлива или просто «кнопкой».
Главная задача ДУГ ГБО — контроль уровня газа в баллоне, принцип передачи данных датчиком на индикаторную панель практически всегда один и тот же, посредством отправки соответствующего сигнала.
Датчик уровня газа на приборной панели в салоне автомобиля
Как работает датчик
Когда вы заправляете свой автомобиль газом, топливо поступает через ВЗУ в баллон он заправляется до тех пор, пока давление не вырастет до 22 атмосфер (или до другого давления настроенного установщиками). Количество и скорость подачи полностью контролируется бесконтактным клапаном.
Этот же клапан открывает или закрывает редуктор во время работы двигателя на газе. Далее газ при помощи испарителя преобразуется газовоздушную смесь, и используется в качестве топлива. В случае резкого повышения давления газа или при сбое в работе бесконтактного клапана, на входе это обнаружит датчик уровня газа, который снимает показания и передает их в блок управления. После этого на панели индикатора (на кнопке) отображается уровень топлива или включается аварийный сигнализатор.
Недостатком всех «родных» датчиков уровня газа ГБО является неточность, большой разброс делает контроль уровня довольно неудобным и проблематичным. Нередко точность показаний ДУГ может варьироваться в диапазоне от 2 до 5 литров. Учитывая этот факт неудивительно, что желающих купить датчик уровня газа ГБО с точной шкалой есть довольно много.
Как работает датчик уровня газа гбо?
Когда вы заправляете свой автомобиль газом, топливо поступает через ВЗУ в баллон он заправляется до тех пор, пока давление не вырастет до 22 атмосфер (или до другого давления настроенного установщиками). Количество и скорость подачи полностью контролируется бесконтактным клапаном.
Этот же клапан открывает или закрывает редуктор во время работы двигателя на газе. Далее газ при помощи испарителя преобразуется газовоздушную смесь, и используется в качестве топлива. В случае резкого повышения давления газа или при сбое в работе бесконтактного клапана, на входе это обнаружит датчик уровня газа, который снимает показания и передает их в блок управления. После этого на панели индикатора (на кнопке) отображается уровень топлива или включается аварийный сигнализатор.
Недостатком всех «родных» датчиков уровня газа ГБО является неточность, большой разброс делает контроль уровня довольно неудобным и проблематичным. Нередко точность показаний ДУГ может варьироваться в диапазоне от 2 до 5 литров. Учитывая этот факт неудивительно, что желающих купить датчик уровня газа ГБО с точной шкалой есть довольно много.
Как работает и как подключить датчик уровня газа гбо?
Применение газа как автомобильного топлива дает рад преимуществ, среди которых:
- прямое сокращение эксплуатационных расходов, что определяет меньшая стоимость газа;
- заметное уменьшение износа двигателя за счет большей детанационной стойкости газа;
- снижение экологической нагрузки сокращением выбросов вредных продуктов сгорания.
Недостатки газовых двигателей (сложность запуска, снижение мощности, риски взрыва, сокращение объема багажника из-за установки баллона для хранения запаса сжиженного газа) при современном уровне техники не имеют существенного значения. При таких условиях быстро увеличивается количество сторонников установки газобаллонного оборудования, которое по принципу дозировки газовой смеси делят на шесть поколений.
Одна из проблем при оснащении автомобиля газовым оборудованием — контроль уровня топлива в баллоне. Баллоны комплектуют штатными манометрами датчика давления газа. Однако удобство эксплуатации транспортного средства диктует необходимость переноса индикатора в салон автомобиля.
Калибровка
Калибровку датчиков с электронной схемой управления осуществляют подключением их контроллера к управляющему компьютеру с последующим занесением необходимых констант во внутреннюю память последнего (программирование). При калибровке настраивают показания индикатора так, чтобы их максимум соответствовал полному баку.
Калибровку устройств столбчатого типа часто дополняют настройкой уровня включения красного светодиода. Контроллер программируют так, чтобы его срабатывание сопровождалось автоматическим переходом на питание двигателя бензином. Последнее сделано из соображений обеспечения его устойчивой работы и защиты от внезапных «провалов».
Настройка датчика резистивного типа при его модернизации дополняется подбором сопротивлений для «растягивания» показаний по всей штатной шкале.
Источник
Лада 2101 экспериментальная › бортжурнал › датчик уровня газа в салоне
Думаю, каждый владелец автомобиля с ГБО, хотел бы, чтоб в салоне можно было видеть, сколько газа осталось в баллоне, и в этой статье, расскажу несколько способов как это сделать! Способ первый.
Индикация на штатном указателе приборной панели (как сделал я) Необходимо приобрести: -датчик уровня газа на 90 Ом (двухпроводный), в комплекте с проводом (рекомендую Torelli 1090); -пятиконтактое реле; -провод 2 метра, сечением 0,75 мм2.
Теперь поясню как работает датчик газа. Датчик не имеет непосредственного контакта с поплавком и пропаном, вместо этого, в мультиклапане установлен магнит, который проворачивается в зависимости от положения поплавка. На датчике имеется ответный магнит, который поворачивается вместе с магнитом в мультиклапане, и тем самым изменяется положение стрелки.
Вместе с ней, скользящий контакт в датчике, изменяет сопротивление в пределах от 0 до 90 Ом. Штатный индикатор абсолютно всех карбюраторных ВАЗов (в том числе и переднеприводных), рассчитан на сопротивление датчика 330 Ом при пустом баке, 110-100 Ом на половине бака, и 0 Ом при полном баке.
Потому, для наглядности, разобрал приборную панель и вклеил голубую вставку в виде угасающей полоски, в индикатор.
Подключить датчик необходимо согласно электрической схемы А на рис. 4, где необходимо разрезать розовый провод идущий от бензобака, и подключить к выходам реле 88 и 30, а также взять плюс от клапана редуктора на управляющие выходы реле.
Теперь, в режиме «бензин» и «нейтраль», индикатор показывает уровень бензина; в режиме «газ» — автоматически переключается на уровень газа в баллоне. Примечание:
при включенном зажигании, но не заведенном двигателе, на переключателе включив «газ», стрелка на пару секунд покажет уровень газа, а после – переключится на бензин. Это связано с тем, что переключатель видит, что двигатель не заведен, и дает пусковую порцию газа, а потом перекрывает клапан на редукторе.
Чтобы исключить это явление, можно собрать по схеме Б на рис. 5.В таком случае, в режиме «бензин», индикатор показывает уровень бензина; в режиме «нейтраль» и «газ» — автоматически переключается на уровень газа в баллоне. Примечание:
в аварийной ситуации, когда у вас неисправен переключатель, или перегорел предохранитель ГБО, двигаясь на механически открытом бензоклапане, индикатор будет показывать уровень газа в баллоне. Но при такой схеме, на заправке, можно контролировать процесс заполнения баллона, прямо из салона.
Как улучшение, можно разобрать датчик и перепаять 9-ти Омные резисторы на 30-ти Омные, в таком случае, индикатор будет показывать во всем диапазоне шкалы, однако это очень кропотливая работа, поскольку резисторы очень мелкие.Способ второй:
индикация через вольтметр Необходимо приобрести: -датчик уровня газа трехпроводный WPGH-1, в комплекте с проводом; -вольтметр рассчитанный на 5 Вольт; -провод 0,5 метра, сечением 0,75 мм2.
На гбо 2 поколения
Устройства для газобаллонного оборудования второго поколения ГБО-2 оптимизированы под пропан-бутановые смеси. Наибольшее практическое распространение получили WPG-4, Apache, АЕВ.
Для измерения уровня популярным датчиком WPG-4 его чувствительный элемент устанавливают на мультиклапан. Исполнение этого датчика показывает рисунок 4. Монтаж выполняют строго по инструкции, обязательно контролируют герметичность соединений. Далее соединяют провода с индикатором в салоне автомобиля.
Датчик WPG-4 в заводской комплектации
Резистивные устройства второго поколения допускают модернизацию, цель которой — расширить диапазон изменения тока так, чтобы полное перемещение стрелки индикатора при измерениях уровня топлива и газа совпадало. Эта процедура сводится к изменению сопротивления штатных резисторов, требует разборки и некоторой модернизации печатной платы. Корректно выполнить ее можно только тогда, когда автолюбитель имеет навыки монтажа электронных схем.
На гбо 3 поколения
Оборудование ГБО третьего поколения отличаются от второго тем, что часть управляющих функций выполняет электроника. По части механических подключений эти устройства идентичны. Данная особенность отражена в Европе: техника, относимая в России к третьему поколению, считается там одной из разновидностей второго.
Наиболее серьезные отличия заключаются в применении шагового электродвигателя, управляющего дозатором рабочей смеси.
При установке оборудования 3-го поколения необходимо внести определенные изменения электрической схемы подключения. Их суть состоит в вводе в контроллер ряда сигналов, снимаемого с работающего двигателя. Для этого:
- данные по качественному составу смеси управляющая электроника берет от лямбда-зонда;
- информация для определения количества подготавливаемой рабочей смеси снимается из положения дроссельной заслонки;
- дополнительно в электронику датчика поступают данные от датчика температуры и частоты вращения вала.
Всю собранные сигналы обрабатывает контроллер, который при дозировании рабочей смеси учитывает также настройку мультиклапана.
Электроника позволяет выполнить аварийный запуск двигателя только газом. Этот режим задают вручную.
Выполнение необходимых подключений зависит от модели датчика, их следует осуществлять по инструкции.
На гбо 4 поколения
Система ГБО 4 и ее вариант ГБО 4 отличается увеличением точности работы за счет изменения управляющих алгоритмов и более полного сбора данных о текущем режиме работы.
Для монтажа этой системы необходимо установить датчик на баллонный мультиклапан. Конструкция датчика такова, что его подключение не вызывает серьезных проблем. Пример ее реализации демонстрирует рисунок 5.
Рисунок 5. Датчик ГБО 4-го поколения типа Torelli T3 Pro
Устройство могут комплектовать штатным стрелочным индикатором, который представляет собой самостоятельный прибор.
Для увеличения удобства эксплуатации сигналы, снимаемые с датчика системы гбо, по проводам штатного контрольного кабеля выводят на салонный индикатор.
Подключение выполняют строго по инструкции производителя. Существенные особенности от предыдущих случаев отсутствуют.
Подключение и настройка датчика гбо 4 поколения
Для оборудования четвёртого поколения самостоятельно докупать ничего не нужно: как уже отмечалось выше, электронный указатель (чаще всего это WPG, WPGH (HALLA), WPGH-1 или Stag WPG-4) и кнопка-индикатор включены в комплект поставки. А вот настройка и калибровка датчика уровня газа ГБО 4 поколения потребуется.
В первую очередь, для того чтобы корректно откалибровать датчик, нужно убедиться, что установка/настройка мультиклапана и поплавка выполнена правильно.
Затем установить указатель и произвести его первичные настройки (позиционирование). Для этого в корпусе многофункционального клапана имеются по три отверстия с каждой стороны ушка датчика. Далее согласно схеме по подключению ДУТ (идёт в комплекте), соединить разъёмы на ЭБУ оборудования с датчиком.
Начальная тарировка датчика производится по ходу установки ГБО и в процессе первой заправки (то есть при пустом баллоне). После чего можно применить несколько методов регулировки. Но в любом случае понадобятся:
- ноутбук со специальным программным обеспечением (в частности, для STAG это AC GAS SYNCHRO);
- соединительный шнур с USB-разъёмом для подсоединения к диагностической колодке ГБО.
Первый метод заключается в подгонке, т.е. заправить 10 литров пропан-бутана на заправке. Установить данное значение в программе, затем израсходовать топливо. Потом опят заправиться, но уже 20 л., выставить параметры и т.д.
Следующие способы – это ручная калибровка и автонастройка.
Опыт настройки и эксплуатации датчиков уровня газа говорит о том, что, несмотря на все усилия, точной калибровки всё равно не получается. Связывают это с овальной формой газового баллона, несовершенством конструкции поплавка и специфическими свойствами жидкой газовой фракции. Так что дорога для дальнейшей модернизации ГБО остаётся открытой.
Принцип работы газовой установки
Пропан-бутановая смесь в жидком состоянии поступает из баллона через мультиклапан по магистрали на редуктор. Редуктор ГБО 4 отвечает за поддержание в системе постоянного давления, независимо от режимов силового агрегата, также газ после него переходит из жидкой в паровую фазу.
Важно: При понижении давления в системе ГБО ниже критического значения, блок управления автоматически включает подачу бензина для питания двигателя.
После редуктора смесь проходит через фильтр тонкой очистки. Топливо, очищенное от посторонних включений, направляется на рампу с форсунками, где происходит дозирование. Далее горючее поступает во впускной коллектор двигателя, при помощи распыляющих штуцеров. Затем через впускные клапаны в камеры сгорания мотора.
При использовании системы 4-го поколения электромагнитные газовые форсунки включаются по схеме, аналогичной бензиновому варианту. Дозирование и определение фазы впрыска производится контроллером, который считывает сигналы штатного ЭБУ автомобиля и направляет их с бензиновых на газовые инжекторы.
Разбираемся с принципом действия
Ощупывая в руках, легко понять, что это — термометр. Под пальцами меняются цвета. То есть по какой-то причине создатели устройства полагали, что температура НАД и ПОД поверхностью жидкой фазы внутри баллона будет измеримо разная. В принципе, это вполне возможно.
Когда мы 10 минут газом пользовались, он расширялся — и, соответственно, охлаждался. А нижняя часть из-за теплоёмкости не успевала. Вот эту границу и должен как-то показать индикатор, но как?Придется спросить у гугла. Нашел англоязычное видео, привожу (по правилам сайта) в конце, пока пара ключевых кадров Вот индикатор ниже уровня жидкости — ничего не показывает, как у меня
Вот уровень попал на индикатор. Видим ступенчатый сдвиг индикации
Вот уровень попал на индикатор. Видим ступенчатый сдвиг индикации
Отсюда уже можно сделать выводы
Различия датчиков уровня газа
В основу устройства резистивного или электромеханического типа положен магнит, который жестко зафиксирован на оси поплавка мультиклапана и поворачивается вместе с ним. Применение такой схемы разрывает прямую механическую связь с газовой смесью, что положительно сказывается на эксплуатационной надежности устройства.
Резистивные приборы, которые устанавливают на мультиклапан, конструктивно выполняют по двух- и трехконтактной схемам, что меняет организацию соединительной проводки.
Кроме резистивных датчиков доступны устройства, реализующие иные принципы работы. Так бесконтактный ультразвуковой датчик уровня функционирует по принципу звуковой локации. Фактически он замеряет линейную величину, которую затем пересчитывают в объемные единицы. Увеличение точности работы устройства достигнуто тем, что:
- применяют акустические колебания ультразвукового диапазона;
- баллоны располагают горизонтально;
- используют только те датчики, которые предназначены для конкретного типа газобаллонного оборудования.
Принцип ультразвуковой локации реализует популярный датчик gaslevel.
Производитель обычно рекомендует датчики для работы с конкретным типом газобаллонного оборудования. Для удобства монтажа комплект поставки, как правило, дополнен крепежом.
Разновидности салонных индикаторов
Используется несколько вариантов индикаторов датчиков измерения уровня газа, исполнение которых демонстрирует рисунок 3.
Рис. 3. Столбчатый и стрелочный индикаторы уровня газа
Они делятся на:
Простейшие столбчатые устройства содержат несколько светодиодов. Как минимум их четыре: три зеленых и один красный. Зеленые индикаторы отмечают высокий, средний и низкий уровень газа. Включение красного диода происходит, если остаток газа составляет 10 %.
Стрелочные и цифровые устройства отличаются только видом исполнения шкалы. Так называемые метановые манометры содержат встроенную микросхему, отдающую цифровой сигнал в нужном формате.
Стоимость
В общую стоимость газобаллонного оборудования входит непосредственная цена на систему и плата за услуги по ее установке, настройке. ГБО четвертого поколения является наиболее востребованной категорией данного оборудования. Ценовой диапазон продукции разделяется на несколько частей:
- Брендовые модели (производство в Италии, Польше, Турции, Японии и т.д.). Также они делятся на средний и премиум сегмент.
- Так называемые сборные (по-народному «конструктор», из комплектующих разных производителей).
- Копии фирменных оборудований (подделки).
Средняя цена качественного оборудования с установкой на двигатель с четырьмя цилиндрами, варьируется от 25 000 р. до 35 000 р. На более объёмные моторы (6, 8 или 12 цилиндров) стоимость доходит до 60 000 р. Подделки стоят на 50% дешевле (со всеми вытекающими последствиями). О том какое выбрать оборудование 4-го поколения мы писали тут.
Видео обзор ГБО 4 поколения:
Сферы применения, другие особенности работы
Датчики газа современного типа нужны для определения количества газа внутри соответствующего оборудования с точностью до 1 литра. Это прекрасная альтернатива штатным устройствам, точность измерения которых часто оставляет желать лучшего.
Сфера применения:
- автомобили;
- грузовой транспорт.
Некоторые используют устройства на бытовом уровне, здесь они тоже оказываются полезными.
Точность измерений с минимальными погрешностями остаётся главным преимуществом для таких приборов. Ультразвуковые датчики уровня газа при этом остаются абсолютно независимыми устройствами. Это значит, что установка в систему не связана ни с какими дополнительными вмешательствами. Монтировать датчики можно на любом этапе, когда есть баллон:
- при монтаже автогазовой системы;
- на уже смонтированную систему, присутствующую в автомобиле.
Измеритель и преобразователь сигналов – единственные элементы, которые идут в базовых комплектах с устройствами.
Устройство газобаллонного оборудования
Появление новых модификаций вызвано изменением конструкций современных автомобилей и ужесточением требований к соблюдению экологических норм. Газовое оборудование 4 поколения представляет собой электронно-механический комплекс сложной конструкции. Основное назначение данного устройства состоит в качественной подаче газа в цилиндры. При этом соблюдаются определенные условия:
- своевременность подачи;
- точное дозирование топлива.
В комплект четвёртой версии входят следующие элементы:
- Газовый баллон, оснащенный мультиклапаном.
- Трубопроводы, выдерживающие высокое давление.
- Магистрали низкого давления.
- Редуктор.
- Газовые клапаны.
- Электромагнитные форсунки, установленные на рампе (могут устанавливаться отдельные модули).
- ЭБУ (электронный блок управления, контроллер).
- Датчики: давления газа, температурный (МАП сенсор).
- Вариатор угла опережения зажигания (как опция).
- Кнопка управления.
- Зуммер сигнализации.
Устройство и принципы работы датчиков
Любой датчик ГБО работает по-своему. Однако существенных различий в функционировании есть только между двумя, ранее отмеченными видами данных узлов. Так, внешние датчики представлены одной деталью, расположенной где-то в салоне и соединённой с панелью управления.
Если в процессе функционирования ГБО даёт сбой, то внешний идентификатор включается и оповещает автомобилиста об утечке. В случае же с внутренними датчиками устройство работы заметно сложней. В типовом варианте оно основано на объединение в сеть следующих элементов газовой аппаратуры:
Именно совокупность данных датчиков формирует единую систему определения уровня топлива ГБО. Настройка системы происходит на программном уровне через блок управления аппаратурой. Результаты работы датчика уровня газа в системе транслируются на панель управления и могут быть использованы автомобилистом для своих целей.
Работает система датчиков температуры и давления посредством постоянного анализа данных, получаемых относительно:
Экономим на топливе: все преимущества и недостатки установки гбо
Плюсы
А теперь подробно остановимся на плюсах и минусах перевода автомобиля на газ. Начнём с очевидных преимуществ.
Финансовая выгода
Стоимость газа примерно вдвое меньше, чем стоимость 95-го бензина. С учётом издержек на обслуживание ГБО и повышенного расхода газа по отношению к бензину на каждую заправку будет уходить примерно на треть меньше средств. А значит, при среднегодовом пробеге в 30 000 км «отбить» средства, потраченные на установку и оформление ГБО, к примеру, на Volkswagen Polo, можно будет через 1,6 года (при первоначальной трате на высококачественный комплект ГБО в размере 34 700 рублей).
Мобильность
Автомобиль, оснащённый ГБО, становится намного мобильнее благодаря большому запасу топлива. Самую большую выгоду перевод автомобиля на газ сулит путешественникам, которые часто выбираются своим ходом в страны с высокими ценниками на горючее, к примеру, в Европу. Судите сами: актуальная стоимость 95-го бензина в соседней Норвегии в переводе на рубли — 113,5 рублей за литр, а стоимость литра газа — всего 42 рубля (стоит примерно как бензин в России). Нетрудно посчитать, что установка ГБО окупится при первом же серьёзном путешествии.
Экологичность
Невероятно, но факт: автомобиль, работающий на газе, выбрасывает в атмосферу гораздо меньше вредных веществ, чем при работе на бензине и дизельном топливе, и соответствует более высоким эконормам. Именно поэтому во многих странах мира действуют программы поощрения перевода автомобилей на данный тип топлива, предполагающие, к примеру, освобождение от транспортного налога. Однако в нашей стране ничего подобного нет и пока не предвидится.
Уменьшение детонации и увеличение ресурса масла
Газ имеет намного более высокое октановое число — 105 — поэтому сгорает, в отличие от бензина, без детонации. Это уменьшает ударные нагрузки на двигатель и, теоретически, продлевает срок службы мотора. Кроме того, газ намного чище бензина и меньше загрязняет моторное масло.
Повышение надёжности автомобиля
Автомобиль с ГБО имеет две независимых друг от друга системы питания. А значит, при отказе, к примеру, бензинового насоса или форсунок (весьма распространённые неисправности), вы без проблем продолжите путь на газе.
Минусы
Усложнение автомобиля
Ровно то же самое приводит и к уменьшению надёжности. Врезки в систему охлаждения двигателя увеличивают количество соединений и приводят к усложнению системы. Это же относится к электрической проводке автомобиля. Всё это приводит к уплотнению в подкапотном пространстве.
Дополнительные расходы на содержание
Газовое оборудование предполагает отдельное сервисное обслуживание. Средняя периодичность ТО составляет 10–15 тыс. км. По истечении данного пробега рекомендуется менять фильтр тонкой очистки газа, а при вдвое большем пробеге — ещё и фильтр грубой очистки.
С учётом расходников и работы сервисменов это около трёх тысяч рублей. Не стоит забывать и об обязательной проверке газового баллона — она проводится раз в два года, предполагает снятие баллона с автомобиля, стоит до пяти тысяч рублей и требует до пяти рабочих дней времени.
Создание потенциальных очагов коррозии на кузове
Многочисленные дополнительные отверстия в кузове, которые сверлятся при прокладке топливных магистралей и креплении компонентов ГБО, — потенциальные очаги коррозии.
Падение динамики
Автомобиль на газе не развивает тех же оборотов, что и на бензине, имеет худшую динамику и увеличенный расход топлива. Максимальная скорость также падает. Даже подмешивание бензина к газу (такая функция предусматривается на продвинутых системах ГБО) до конца не решает данную проблему.
Снижение стоимости авто при продаже
При продаже автомобиля, работавшего на газе, нередко теряется внушительная сумма: покупатели скептически относятся к таким автомобилям. Покупатели в России по-прежнему придерживаются консервативных взглядов и считают, что машины на газе изнашиваются быстрее, а потому и берут их неохотно.
Уменьшение объёмов багажника
Газовый баллон съедает полезное пространство в багажнике. Даже установив ёмкость в нишу запасного колеса, вы всё равно будете вынуждены часто брать с собой запаску — в российских реалиях она жизненно необходима.
Перегруз и ухудшение управляемости
Автомобиль, оснащённый ГБО, серьёзно прибавляет в весе. Судите сами: пустой металлический баллон на 42 литра газа весит свыше 20 кг. А полный — все 60. При этом находится он, в отличие от бензинового бака, не в пределах колёсной базы, а в заднем свесе.
Это приводит к изменению управляемости автомобиля, ухудшению динамики и перегрузу задней подвески. Среднестатистический багажник легковушки рассчитан на 50 кг поклажи. Просто установив баллон и заполнив его газом, вы уже превысите этот параметр. Нетрудно догадаться, что багажник, набитый вещами, приводит к очень серьёзному перегрузу.
Вероятность прогара клапанов
Наконец, остаётся открытым вопрос с ресурсом двигателя при работе на газе. Время полного сгорания у газа значительно выше, чем у бензина. Это приводит к перегреву клапанов и к быстрому их разрушению — прогару. Особенно внимательными нужно быть автомобилистам, чьи двигатели не имеют гидрокомпенсаторов. В этом случае приходится часто проверять и вручную регулировать клапанные зазоры (примерно раз в 60 000 км пробега).
Опасность утечки газа
Несмотря на общую высокую надёжность современных систем ГБО в ней непременно будут случаться утечки газа. Это связано с быстрым разрушением уплотнительных прокладок в соединениях, старением резиновых шлангов и общим износом компонентов. А это значит, вам наверняка придётся наведываться в газовый сервис и дополнительно оплачивать услуги сервисменов и запчасти.
Ставить или нет
Ставить на автомобиль ГБО или нет? На этот вопрос проще всего ответить вам самим. Для этого нужно определиться, как долго вы планируете эксплуатировать автомобиль и насколько большие у вас пробеги. При езде в режиме дом-работа-дом по городу и среднегодовом пробеге в 15–20 тыс. км это попросту нецелесообразно.
Правило здесь простое — чем больше вы ездите, тем быстрее окупится вложение. И чем прожорливее мотор, тем больше смысла перевести его на газ. Что до ресурса двигателя, в абсолютном большинстве случаев он не будет отличаться от заявленных производителем параметров.
Ну а если вы владеете коммерческой техникой, стоит обратить взор на метан. Словом, если вы готовы мириться с перечисленными нами минусами и много ездите на автомобиле, ГБО — отличный выбор! Все его недостатки с лихвой компенсируются низкой стоимостью топлива. И этот бонус вы обнаружите не где-нибудь, а в собственном кошельке.
Итоги
Следует понимать, что для любого поколения ГБО указатель уровня газа не будет верен на 100%. Слишком много факторов влияют на точность индикации. Это настройка, модель датчика, поколение ГБО, время года. Точность отображения зависит даже от баллона — в отношении цилиндрического это сделать гораздо легче, нежели для тороидального.
Но даже при исключении всех взаимосвязанных искажающих факторов добиться корректных показаний от некачественного прибора не удастся даже самому грамотному мастеру, на самой лучшей машине. Поэтому, в первую очередь, надо выбирать хорошую модель устройства от заслуживающего доверия производителя.
Датчик температуры газа ГБО 4 поколения: почему так важна его корректная работа?
Вариатор зажигания для ГБО
Газовый редуктор Ловато: классика ГБО
Неисправности ГБО 4 поколения: причины и способы решения проблем
Источник