- Основные функции
- Вступление
- Блок управления двигателем
- Датчик давления масла
- Датчик детонации
- Датчик коленвала газ 3110 406
- Датчик коленчатого вала
- Датчик температуры всасываемого воздуха
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчики абс
- Катушки зажигания
- Классификация
- Проверка датчика
- Проверка и замена датчиков газ-3110
Основные функции
Конструкция представляет собой сам датчик, который располагается в специальном корпусе (из пластика или алюминия) и задающий диск. Также предусмотрен стандартный разъем, через который устройство подключается к системе управления.
Предназначен для отслеживания и фиксации рабочих характеристик двигателей (положение и частота вращения). Полученные данные передаются на электронный блок управления (ЭБУ) и позволяют решать широкий спектр задач: от определения положения поршней до контроля топливной системы.
Несмотря на достаточно простое устройство, ДПКВ ЗМЗ 406 является критически важным элементом любого двигателя.
Вступление
Отечественный автопром развивается уже довольно давно и имеет множество автомобильных брендов выпускающих автомобили. Одним из мощных производителей автомобилей является ГАЗ, который выпускает грузовики и легковые авто. Одной из популярных моделей данного производителя является Волга, которая выпускается с середины 20 века и уже повидала немало изменений в конструкции.
В настоящее время волга выпускается только с инжекторными двигателями из-за норм токсичности, ГАЗ были вынуждены отказаться от карбюратора в пользу инжектора, что принесло в конструкцию Волги множество различных датчиков отвечающих за работу двигателя.
Довольно часто случается, что двигатель автомобиля начинает работать неустойчиво, плохо запускаться, а расход топлива значительно вырастает, что приводит к невозможности использовать автомобиль по назначению. Виной этим проблемам чаще всего являются датчики инжектора, которые значительно влияют на работу двигателя.
В данной статье речь пойдет о датчиках инжектора установленных на Волге (ГАЗ 3110), а именно рассказывается об их назначении и функциях, а так же расположении и признаках неисправности по которым с легкостью можно определить неисправность автомобиля.
Блок управления двигателем
Из-за большого количества датчиков необходимо наличие системы, которая бы принимала с них показания, обрабатывала и управляла двигателем. Для этой цели применяется электронный блок управления двигателем, который принимает показания, затем основываясь на этих показаниях, подает сигналы на катушку зажигания и форсунки для подачи топлива и искры в камеру сгорания.
Расположение
Находится блок управления двигателем на ГАЗ 3110 в ногах у переднего пассажира с правой стороны. Закрыт блок напольным ковром, а к блоку подходит толстый жгут проводов.
Признаки неисправности
Данная деталь довольно надежная и выходит из строя крайне редко. Поломка ЭБУ может быть вызвана коротким замыканием в цепи питания, что приведет к невозможности запустить мотор или к неправильной его работе.
Датчик давления масла
Система смазки двигателя очень важна, ее исправность и эффективность прямым образом влияет на срок службы ДВС. Смазка подается под давлением и смазывает трущиеся детали. Случается, что давление масла может пропасть по каким-либо причинам, а эксплуатировать автомобиль с отсутствием давления масла запрещено.
Расположение
Датчик давления масла на ГАЗ 3110 расположен на верхней части ГБЦ, а именно над выпускным коллектором. Он вкручивается в специальное отверстие в головке.
Признаки неисправности:
- Индикатор показывает сильно высокое давление масла;
- Не работает индикатор давления масла;
Датчик детонации
В инжекторном двигателе ГАЗ 3110 угол опережения зажигания выставляется автоматически, но когда двигатель получает некачественное топливо с низким октановым числом, в ДВС возникают детонации способные навредить мотору, а чтобы их снизить необходимо, изменить УОЗ.
Так как он выставляется автоматически, на двигателе имеется специальный датчик детонации, который улавливает малейшие детонации в моторе, затем посылает сигнал на ЭБУ, а тот корректирует УОЗ для снижения детонаций. Принцип работы датчика схож с принципом работы пьеза элемента, датчик при ударах по нему вырабатывает небольшое напряжение, которое затем поступает на блок управления двигателем.
Расположение
Находится датчик детонации на двигателе Волги под впускным коллектором вблизи четвертого цилиндра. Это место выбрано не случайно, так как датчик максимально приближен к камере сгорания и цилиндрам двигателя, где лучше всего улавливаются детонации.
Признаки неисправности:
- Стук поршневых пальцев под нагрузкой;
- Большой расход топлива;
- Черный дым из трубы.
Датчик коленвала газ 3110 406
Датчик коленчатого вала
Данную деталь еще называют датчик синхронизации, на ГАЗ 3110 он устанавливался от немецкой фирмы BOSCH, которая славится своей надежностью. Действительно данный датчик довольно сложно вывести из строя, но парой это случается из-за времени или механических повреждений.
Расположение
Устанавливается датчик положения коленчатого вала на торце двигателя Волги, крепиться одним болтом к корпусу блока цилиндров. Датчик считывает показания с коленчатого вала, а именно с задающего диска, который находится на одной оси с КВ и является шкивом привода генератора.
Признаки неисправности:
- Не работает цилиндр;
- Двигатель троит;
- Потеря мощности ДВС;
- Двигатель не запускается.
Датчик температуры всасываемого воздуха
В ГАЗ 3110 ведется учет температуры воздуха всасываемого двигателем. Воздух, поступивший в ДВС, смешивается с топливом, образуя топливную смесь необходимую для работы мотора. Датчик так же участвует в формировании топливной смеси.
Расположение
Датчик температуры воздуха установлен во впускном ресивере, а именно во впускной трубе 4-го цилиндра.
Признаки неисправности:
- Двигатель плохо запускается;
- Повышенный расход топлива;
- Потеря тяги.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
ДТОЖ служит для определения температуры охлаждающей жидкости, контроль которой необходим для своевременного включения вентилятора охлаждения, а так же корректировки топливной смеси. Датчик участвует в пуске двигателя, а именно он корректирует топливную смесь необходимую для прогрева двигателя или пуска в холодное время.
Расположение
Находится датчик температуры охлаждающей жидкости в корпусе термостата и вкручивается туда по резьбе.
Признаки неисправности:
- Плохо запускается ДВС на холодную либо горячую (богатая или бедная смесь);
- Не включается вентилятор охлаждения двигателя;
- Черный дым из трубы;
- Большой расход.
Датчики абс
С недавних времен на Волге стала применяться антиблокировочная система тормозов, которая позволила повысить безопасность в данном автомобиле. Для работы данной системы необходимо наличие четырех датчиков, контролирующих вращение колеса. Как только колесо блокируется датчик, посылает сигнал на контроллер АБС, который предотвращает блокировку колеса и прокручивает его.
Расположение
Всего установлено 4 датчика АБС, каждый из которых находится вблизи тормозного диска и внутри тормозного барабана.
Признаки неисправности:
Источник
Катушки зажигания
На ГАЗ 3110 установлено две катушки зажигания, которые отвечаю за работу 4-х цилиндров. Катушка зажигания это трансформатор, преобразующий низкое напряжение в высокое. От КЗ протекает напряжение, которое может достигать 10кВ, что довольно много, но именно такое напряжение необходимо для обеспечения надежной искрой двигателя. Катушка зажигания довольно надежный механизм, который может вывести из строя короткое замыкание или пробой изоляции.
Расположение
Катушки зажигания находится на крышки клапанов, которая крепиться к головке блока цилиндров.
Признаки неисправности:
- Не работает сразу два цилиндра;
- Потеря мощности;
- Двигатель троит;
- Потеря тяги.
Классификация
В зависимости от того, какой физический процесс используется в основе работы датчика коленвала, выделяют три основных вида:
Проверка датчика
Датчик коленвала марки ЗМЗ 406 работает на основе эффекта Холла, устанавливается в торцевой части головки блока цилиндров. Информация о положении поршня при сжатии, которая поступает на ЭБУ, позволяет соблюдать последовательность впрыска топлива. Неисправность переводит в резервный режим работы всю топливную систему.
О необходимости проверки ДПКВ ЗМЗ 406 свидетельствуют следующие признаки:
- снижение динамических характеристик;
- обороты меняются по неизвестным причинам или «плавают» в холостом режиме;
- физические нагрузки приводят к детонации;
- включена лампа сигнализатора на панели приборов;
- двигатель не запускается.
Перед тем как проверить датчик, следует осмотреть целостность корпуса, проводов, разъемов, а также удостовериться в отсутствии мусора, инородных деталей. Наличие механических повреждений указывает на неисправность. Если видимых повреждений не выявлено, проверку можно выполнить следующими способами:
Выбор способа диагностики зависит от наличия необходимого оборудования.
Проверка и замена датчиков газ-3110
Снижение давления в системе питания
1. Вынуть предохранитель № 9 (предохранитель топливного насоса) из правого блока предохранителей
2. Запустить двигатель и дать ему поработать до полной выработки топлива из топливопровода. После этого двигатель заглохнет.
3. Вставить на место предохранитель.
4. Поврежденные успокоители цепей заменить.
5. После этого можно разъединять топливопроводы.
Замена датчика массового расхода воздуха
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить колодку 1 от датчика 3 массового расхода воздуха.
Ослабить хомуты, отсоединить воздухоподводящие шланги 2 и снять датчик 3.
3. Установить новый датчик в обратном порядке.
Проверка датчика массового расхода воздуха
1. Снять датчик массового расхода воздуха.
2. Подсоединить к контактам «2» и «З» разъема датчика вольтметр. Подать на контакты «1» и «5» постоянный ток напряжением 12 В (н» на контакт , а на ((1»). При этом вольтметр должен показать напряжение 1,3—1,4 В.
Затем кратковременно замкнуть между собой контакты «4» и «5». Вольтметр должен при этом показать напряжение около 8 В, а платиновая нить должна раскалиться докрасна.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, заменить датчик.
Регулировка содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах
1. Регулировка производится на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 80–90 °С) при исправной системе зажигания и номинальных зазорах между электродами свечей.
2. Содержание СО и СН в отработавших газах должно быть в пределах: 0,7–0,9% СО и 1200 млн –1 СН при частоте вращения коленчатого вала (800±50) мин –1 ; не более 0,5% СО и 600 млн –1 СН при частоте вращения коленчатого вала (3150±50) млн –1 .
3. Если содержание СО выше указанных пределов, отрегулировать содержание СО винтом 1 на датчике массового расхода воздуха.
При повороте винта по часовой стрелке содержание СО увеличивается, а против часовой — уменьшается. При этом содержание СН также будет отрегулировано.
Если не удается отрегулировать содержание СО и СН в указанных пределах, нужно проверить исправность элементов комплексной микропроцессорной системы управления двигателем.
Замена троса акселератора
1. Отсоединить провод от «Минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отвернуть гайку 1 и вынуть трос 2 акселератора из сектора 3 привода воздушной дроссельной заслонки.
3. Сдвинуть сальник 1 с наконечника троса, отвернуть полностью гайку 2 с наконечника троса, вытащить наконечник 3 оболочки троса из кронштейна и вынуть вверх из кронштейна через прорезь трос.
Снять наконечник 3 с троса, вынув его из наружной 4 и внутренней оболочек троса.
4. Снять наружную 1 и внутреннюю оболочки троса с наконечника 2 на щите передка.
5. Вынуть шплинт 1 из пальца и вынуть палец 2. Сдвинуть сальник 4 и снять кронштейн 3.
6. Вытащить трос через наконечник на щите передка в салон.
7. Установить новый трос акселератора в обратном порядке и отрегулировать его.
Регулировка троса акселератора
1. Ослабить затяжку гайки 1 крепления троса 2 на секторе 3.
2. Ослабить затяжку гайки 2 регулировочного болта 1 между верхним 4 и нижним 3 рычагами педали акселератора.
3. Со стороны сектора 3 дроссельной заслонки вытянуть трос 1 до упора. При этом верхний рычаг 5 педали акселератора должен упираться в буфер 4 на кронштейне.
Затянуть гайку 2 крепления троса на секторе. При этом дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта.
4. Отвести на себя верхний рычаг 4 педали до упора. Удерживая в этом положении верхний рычаг 4 педали, повернуть нижний рычаг 3 педали до упора в коврик и затянуть гайку 2 регулировочного болта 1
5. При правильной регулировке при полностью отпущенной педали дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта, а верхний рычаг педали — упираться в буфер на кронштейне.
При полностью нажатой педали дроссельная заслонка должна быть полностью открыта, и нижний рычаг педали упираться в коврик.
6. Откорректировать положение троса можно перемещением наконечника 1 оболочки в кронштейне, ослабив затяжку гайки 2. После корректировки гайки 2 затянуть.
ДроссельСнятие
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить трос акселератора от сектора дроссельной заслонки
3. Отсоединить колодку 1 с проводами от датчика положения дроссельной заслонки.
Ослабить хомуты и отсоединить шланги регулятора холостого хода 2 и вентиляции картера 3.
4. Ослабить хомуты и отсоединить шланги 1 подогрева дросселя, предварительно промаркировав их.
Сразу же заглушить шланги пробками во избежание потери охлаждающей жидкости.
Отвернуть четыре болта 2 крепления и снять дроссель 3 с прокладкой.
5. При необходимости снятия датчика 2 положения дроссельной заслонки отвернуть два винта 1 его крепления.
Замена регулятора холостого хода
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Ослабить хомуты и отсоединить от регулятора 5 шланги 1 и 2. Отсоединить колодку с проводами от разъема 4 регулятора.
Отвернуть два болта 3 крепления и снять регулятор. Вынуть регулятор 5 из хомута 6.
3. Установить новый регулятор холостого хода в обратном порядке.
Проверка регулятора холостого хода
1. Снять регулятор холостого хода.
2. Подать постоянный ток напряжением 12 В на средний контакт разъема регулятора и поочередно на боковые контакт
При этом заслонка должна поворачиваться, открывая или закрывая отверстие входного канала.
Если этого не происходит, значит регулятор неисправен и его нужно заменить.
Замена форсунок
1. Снизить давление в системе питания, если двигатель был только что остановлен.
2. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
4. Ослабить хомуты и отсоединить шланг 1 подачи топлива от топливопровода 3 двигателя. Отсоединить шланг 4 слива топлива от редукционного клапана.
Отсоединить колодки с проводами от разъемов 5 четырех форсунок.
5. Вынуть форсунку из топливопровода двигателя. Форсунка фиксируется в отверстии топливопровода только с помощью уплотнительного кольца.
Отвернуть два болта 2 крепления и снять аккуратно топливопровод 3 двигателя, выведя форсунки из отверстий во впускной трубе.
Форсунки фиксируются в отверстиях впускной трубы только с помощью уплотнительных колец.
6. Установить новую форсунку в обратном порядке.
Проверка форсунок
1. для проверки герметичности клапана форсунки нужно опустить распылитель 1 форсунки в емкость с бензином или керосином и подать сжатый воздух под давлением 0,3 МПа (0,03 кгс/см).
Если из распылителя форсунки выходят воздушные пузыри, значит клапан форсунки негерметичен и форсунку необходимо заменить.
2. для проверки исправности обмотки электромагнита форсунки подать на разъем форсунки постоянный ток напряжением 12 В. При этом должен быть отчетливо слышен характерный щелчок, что указывает на открытие клапана форсунки.
Если этого не происходит, то форсунка неисправна и подлежит замене. Эту проверку можно проводить, не снимая форсунку с автомобиля.
3. Сопротивление обмотки электромагнита форсунки можно проверить омметром, подключив его к контактам разъема форсунки. Сопротивление должно быть в пределах 15,5—16 Ом.
Если величина сопротивления не попадает в указанные пределы, форсунку заменить.
Замена редукционного клапана
1. Снизить давление в системе питания, если двигатель был только что остановлен .
2. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
3. Снять топливопровод двигателя.
4. Отсоединить от редукционного клапана 3 шланг 1 слива топлива и вакуумный шланг 4.
Отвернуть два болта 2 крепления и снять редукционный клапан 3 с топливопровода двигателя.
5. Установить новый клапан в обратном порядке.
Замена и проверка датчика синхронизации
1. Отсоединить провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
2. Разъединить колодку провода 3 датчика, находящуюся за впускной трубой двигателя.
Отвернуть болт 2 крепления и снять датчик 1.
Проверить сопротивление катушки датчика омметром, оно должно быть в пределах 850–900 Ом.
Если величина сопротивления не попадает в заданные пределы, датчик заменить.
Установить датчик в обратном порядке.
Для нормальной работы датчика зазор «а» между датчиком 1 и диском 4 синхронизации должен быть в пределах 1,0–1,5 мм.
Источник