Датчик температуры охлаждающей жидкости 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя | ДТОЖ 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя

Датчик температуры охлаждающей жидкости 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя | ДТОЖ 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя Анемометр

Виды датчиков температуры

Термосопротивления (ТС, RTD, Термометры сопротивления) — работа данного типа датчиков основана на изменении электрического сопротивления материалов в зависимости от внешней температуры. Такая зависимость называется номинальной статической характеристикой НСХ.

Основными материалами, из которых изготавливаются датчики являются платина, либо медь, иногда никель. Данные материалы обладают высоким температурным коэффициентом сопротивления и близкой к линейной зависимостью сопротивления от температуры. Наиболее часто встречаются датчики типа Pt100, Pt500, Pt1000, 50П, 100П, 50М, 100М .

Основными техническими характеристиками, на которые стоит обращать внимание при выборе термосопротивлений, являются точность измерений (класс допуска), диапазон измерений температур, номинальная статическая характеристика.

Полупроводниковые термосопротивления (Терморезисторы, Термисторы) –  принцип работы данного вида термосопротивлений также основан на изменении сопротивления в зависимости от температуры, но в отличии от предыдущего вида он может иметь как прямую, так и обратную характеристику в зависимости от типа:

PTC (Positive Temperature Coefficient ) — термисторы с положительным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС). Для данного типа характерно свойство резко увеличивать свое сопротивление при достижении заданной температуры

NTC (Negative Temperature Coefficient) — термисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (ТКС) . Являются противоположностью PTC, при достижении заданной температуры их сопротивление резко уменьшается

Датчики на основе данных типов термисторов обладают большим температурным коэффициентом, но при этом имеют нелинейную характеристику.

Термопары ( Термоэлектрические преобразователи) — в основе работы данного типа лежит термоэлектрический эффект или эффект Зеебека. Он основан на возникновении при нагреве термо-ЭДС между концами двух разнородных по составу проводников, соединенных между собой. Под действием термо-ЭДС в замкнутой цепи начинает протекать электрический ток, пропорциональный разности температур.

Цепь, состоящая из двух различных проводников, или как их называют термоэлектродов, и будет называться термопарой. Спаянные концы проводников носят название горячий или рабочий спай, свободные концы проводников холодным спаем. Термо-ЭДС будет зависеть от разности температур между горячим и холодным спаями, а также от материала проводников.

В качестве материалов для проводников термопар широко используются хромель, платина, родий, константан, медь, железо, копель, алюмель. У любого соединения двух определённых сплавов есть своя зависимость между измеряемой температурой и напряжением на выходе термопары.

Обязательно надо отметить, что подключение термопар должно производиться компенсационными проводами, выполненными из тех же материалов, что и термопара, при этом соблюдая полярность подключения. Обычный медный провод в данном случае не подходит, так как создает дополнительную термо-ЭДС и тем самым вносит значительную погрешность в измерения. Обычно изоляция жил и оболочка провода в зависимости от материала маркируется разными цветами.

Цвет оболочки компенсационных проводов

Цвет изоляции жил компенсационных проводов

Ниже приведена таблица соответствия буквенных и цветовых обозначений согласно международному стандарту IEC 584-3.

Некоторые сплавы, такие как копель, которые широко распространены у нас, в международном стандарте не указаны, так как не применяются при изготовлении термопар.

Термопары, наряду с термосопротивлениями, наиболее широко используются в различных промышленных технологических процессах. Во многом это объясняется их широким температурным диапазоном, кроме того, по сравнению с другими типами контактных датчиков, они способны выдерживать самые высокие температуры, что делает их порой просто незаменимыми.

Бесконтактные (Инфракрасные пирометры) — работа датчиков данного типа основана на способности тел излучать электромагнитную энергию в инфракрасном диапазоне. Хотя бесконтактные датчики применяются реже чем те же термопары или термосопротивления в следствии ряда причин, а именно их стоимости, чувствительности к состоянию измеряемой поверхности и т.д., тем не менее на сегодняшний день они все чаще используются в различных областях промышленности благодаря своим несомненным преимуществам — малое время отклика, соответственно высокое быстродействие, измерение температур в труднодоступных и опасных местах, измерение высоких температур вплоть до 3000°C.

Все вышеперечисленные виды датчиков, в той или иной степени, широко используются в различных технологических процессах. Помимо них существуют и другие виды температурных датчиков, например акустические или пьезоэлектрические, но их я рассматривать не буду, так как сталкиваться с ними приходилось очень редко.

Схемы жидкостных систем охлаждения

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 15Следующая ⇒

Жидкостная система охлаждения ав­томобильных двигателей получила ши­рокое распространение, несмотря на следующие недостатки: замерзание во­ды при низкой температуре, что может вывести двигатель из строя; образова­ние на внутренних стенках системы на­кипи, уменьшающей теплообмен и вы­зывающей перегрев двигателя; увеличе­ние массы и размеров двигателя из-за наличия двойных стенок.

Двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130, МАЗ-5335,

КамАЗ-5320 и многие другие имеют за­крытую жидкостную систему охлажде­ния с принудительной циркуляцией жид­кости, создаваемой центробежным насо­сом.

Рассмотрим работу системы охлажде­ния двигателей автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-5335 и КамАЗ-5320. Водяная ру­башка двигателя автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 46) соединена с радиатором 1

гиб­кими шлангами. Верхний бачок
5
радиа­тора связан с рубашкой впускного тру­бопровода
14,
а нижний бачок
27
— с подводящим патрубком
26
водяного на­соса. Левый и правый ряды цилиндров двумя трубопроводами подключаются к насосу. В патрубке
12,
по которому нагретая охлаждающая жидкость под­водится к верхнему бачку радиатора, установлен термостат //. Водяная ру­башка компрессора гибкими шлангами

Датчик температуры охлаждающей жидкости 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя | ДТОЖ 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя

Рис. 46.

Система охлаждения двигателя автомобиля

ЗИЛ-130:

/ — радиатор; 2 —

жалюзи;
3 —
вентилятор; 4 — водяной насос; 5 и
27 —
соответственно верхний и нижний бачки радиатора;
б
— пробка радиатора; 7 — отводящий шланг; # — компрессор;

9 —

подводящий шланг;
10 —
перепускной шланг;
11
— термостат;
12
— патрубок;
13
— фланец для

установки карбюратора; 14

— впускной трубопровод;
15
— кран отопителя;
16
и
17
— соответственно подводящая и отводящая трубки;
18
— радиатор отопителя;
19
— датчик указателя температуры жидкости;
20
— дозирующая вставка;
21 —
водяная рубашка головки блока;
22 —
водяная рубашка блока цилиндров;
23
— сливной кран рубашки блока цилиндров;
24 —
рукоятка привода сливного крана;
25
— сливной кран патрубка радиатора;
26
— подводящий патрубок

9 и 7 постоянно связана с системой ох­лаждения двигателя. Радиатор 18

отопителя соединен с системой охлаждения двигателя трубками
16
и
17;
включается отопителя в работу краном 75.

При пуске, прогреве и работе двигате­ля, пока температура воды в системе охлаждения ниже 73 С, жидкость цир­кулирует по водяным рубашкам блока, головок блока и компрессора, но не по­ступает в радиатор, так как термостат закрыт. К водяному насосу (независимо от положения клапана термостата) ох­лаждающая жидкость подается по пере­пускному шлангу 10

из рубашки впуск­ного трубопровода, компрессора и из радиатора
18
отопителя (если он вклю­чен).

Водяной насос нагнетает жидкость в систему, и основной ее поток прохо­дит по водяной рубашке блока цилин­дров от его передней части к задней. Омывая гильзы цилиндров со всех сто­рон и проходя через отверстия в приварочных поверхностях блока цилиндров и головок блока, а также в прокладке, расположенной между ними, охлаждаю­щая жидкость поступает в рубашки го­ловок блока. При этом значительное количество охлаждающей жидкости подается к наиболее нагретым деталям и участкам — патрубкам выпускных кла­панов и гнездам свечей зажигания. В го­ловках блока охлаждающая жидкость движется в продольном направлении от заднего торца блока к переднему благо­даря наличию отверстий, просверленных в приварочных поверхностях блока ци­линдров и головок, и дозирующих вста­вок 20,

установленных в задних каналах впускного трубопровода. Отверстие во вставке ограничивает количество жидко­сти, поступающей в рубашку впускного трубопровода. Нагретая жидкость, про­ходящая по рубашке впускного трубо­провода, подогревает горючую смесь, поступающую из карбюратора (по вну­тренним каналам трубопровода), вслед­ствие чего улучшается смесеобразова­ние.

Перед началом работы необходимо проверить уровень жидкости в радиато­ре, так как при недостаточном ее количестве нарушается циркуляция жидкости и двигатель перегревается. Качество во­ды, применяемой для охлаждения дви­гателя, имеет не меньшее значение для долговечности и надежности его ра­боты, чем качество топлива и сма­зочных материалов. Применение чистой и мягкой воды является одним из ос­новных условий технически правильной эксплуатации двигателя. В систему ох­лаждения следует наливать чистую мяг­кую воду, не содержащую известковых солей. При использовании жесткой во­ды в радиаторе и водяной рубашке от­кладывается большое количество наки­пи, что приводит к перегреву двигателя и снижению его мощности. Частая сме­на воды в системе охлаждения также вызывает усиленное образование наки­пи. Смягчить воду можно следующими способами: кипячением, добавлением к воде химических веществ и ее магнит­ной обработкой. Установлено, что, про­ходя через слабое магнитное силовое поле, вода приобретает новые свойства: теряет способность к накипеобразованию и растворяет ранее образовавшую­ся накипь, которая была в системе охла­ждения двигателя.

Воду в систему охлаждения наливают через горловину радиатора, закрывае­мую пробкой 6

(рис. 46). Для слива во­ды служат краны, расположенные в самых низких точках системы охла­ждения. Система охлаждения дизеля ЯМЗ-236 показана на рис. 47. Особен­ностью системы является расположение насоса
1
и его привод, не объединенный с вентилятором, как у большинства дви­гателей. Кроме того, каждая головка цилиндров имеет водосборный трубо­провод с отдельным термостатом 5. Коробки термостатов левого и правого трубопроводов соединены между собой трубой
6.
Если двигатель не прогрет, то жид­кость насосом из нижнего бачка радиа­тора нагнетается по каналам в крышке блока распределительных зубчатых ко­лес. Оттуда она поступает в водяные рубашки правого и левого рядов ци­линдров, омывает гильзы цилиндров и поступает в головки блока к наиболее нагретым местам — выпускным клапа­нам и стаканам форсунок. Далее жид­кость из головок цилиндров по двум ка­налам попадает в водосборные трубо­проводы 4

с термостатами 5. Поскольку они закрыты, охлаждающая жидкость по соединительной
6
и перепускной 7 трубам возвращается в насос (малый круг циркуляции).

Рис. 47.

Система охлаждения дизеля ЯМЗ-236:

/ — жидкостный насос; 2

— место подсоединения предпускового подогревателя; 3 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
4
— водосборный трубопровод;
5 —
термостат;

7— соединительная труба; 7 — перепускная труба

нагретым местам — выпускным клапа­нам и стаканам форсунок. Далее жид­кость из головок цилиндров по двум ка­налам попадает в водосборные трубо­проводы 4

с термостатами 5. Поскольку они закрыты, охлаждающая жидкость по соединительной
6
и перепускной 7 трубам возвращается в насос (малый круг циркуляции).

При увеличении температуры жидко­сти выше 70 °С клапаны термостатов открываются (полное открытие их про­исходит при температуре жидкости 85 СС), и охлаждающая жидкость двумя потоками поступает в радиатор.

В холодное время года в систему ох­лаждения лучше заливать низкозамерзающую жидкость (антифриз). Она имеет температуру замерзания -40 или -65СС (ГОСТ 159-52*) и представляет собой смесь этиленгликоля, воды и раз­личных присадок. Для защиты металла от коррозии, вызываемой действием этиленгликоля, в жидкости, замерзаю­щие при низкой температуре, доба­вляют специальную присадку. Эти жид­кости ядовиты, поэтому обращаться

Рис 48.

Система охлаждения дизеля КамАЗ-740: / — шкив коленчатого вала; 2 —

нижний бачок;
3
— жалюзи;
4
— радиатор;
5
— гидромуфта привода вентилятора;
6 —
перепускной патрубок; 7 — нагнетательный патрубок;
8
— верхний бачок;
9 —
верхний патрубок;
10
— термостат;

11—

водораспределительная коробка;

12

— соединительная груба;
13 —
подводящая трубка;
14
— правая водяная труба;

15 —

отводящая трубка;
16
— впускной коллектор; /7 —датчик кон I рольной лампы перегрева жидкости;
18
— расширительный бачок;
19—
горловина с герметизирующей пробкой;
20
— пробка с клапанами;
21
— отводящая трубка от компрессора;
22 —
отводящая трубка левой водяной трубы;
23 —
компрессор;
24 ~
левая водяная труба; 2.5 — крышка головки;
26 —
головка цилиндра;
27
— водяной насос;
28
— сливной кран (пробка);
29
— шкив водяного насоса;
30 —
вентилятор;
31 —
нижний патрубок

с верхним бачком 8

радиатора, водорас­пределительной коробкой, компрессо­ром
23
и водяной рубашкой блока ци­линдров. Расширительный бачок ком­пенсирует изменение объема жидкости при ее нагревании, позволяет контроли­ровать ее уровень в системе охлажде­ния. В бачок отводится и в нем конденсируется пар из верхних участков радиа­тора и системы, а также собирается воздух, вследствие чего улучшается ра­бота системы охлаждения. Жидкость в систему охлаждения наливают через горловину
19,
имеющую герметизирую­щую пробку на резьбе. Паровой и воз­душный клапаны установлены в пробке
20.
В системе охлаждения дизеля приме­няют гидромуфту (рис. 49) привода вен­тилятора, имеющую автоматическое управление, которая передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя к вентилятору. Гидромуфта позволяет поддерживать наивыгоднейший темпе­ратурный режим в системе охлаждения и гасить возникающие колебания колен­чатого вала при резком изменении его частоты вращения.

В движение гидромуфта приводится от коленчатого вала двигателя через шлицевой ведущий вал 6.

Вентилятор, расположенный согласно с коленчатым валом, укреплен на ступице
15,
установленной на ведомом валу
16.
Ведущую часть гидромуфты составляют: ведущий вал
6
в сборе с кожухом
3;
ведущее ко­лесо
10,
соединенное болтами с кожу­хом и валом шкива; шкив // приво­да насоса и генератора, прикрепленный к валу болтами
19.
Ведущая часть ги­дромуфты вращается на шарикопод­шипниках 7 и
20.
Ведомую часть гидро­муфты составляют: ведомое колесо
9
в сборе, соединенное болтами
22
с ве­домым валом
16.
Ведомая часть гидро­муфты привода вентилятора вращается на шарикоподшипниках
4
и
13.
Уплотнение гидромуфты

Датчик температуры охлаждающей жидкости 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя | ДТОЖ 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя

Рис. 49.

Гидромуфт привода вентилятора дизеля КамАЗ-740:

а — конструкция; б —

включатель гидромуфты с термосиловым датчиком: / — передняя крышка:
2 —
корпус;
3 —
кожух;
4,
7,
12, 13 и 20 —
шарикоподшипники;
5 —
трубка подвода масла;
б —
ведущий вал;
8
— уплотнительное кольцо; <> — ведомое колесо;
10 —
ведущее колесо; // — шкив;
14 —
упорная втулка;
15 —
ступица вентилятора;
16
— ведомый вал;
17
и
21
—самоподжимным сальники;
18
— прокладка;
19
и
22 —
болты;
23
— корпус включателя;
24
— рычаг пробки крана:25 — термосиловой датчик

осуществлено двумя уплотнительными кольцами 8

и само­поджимными сальниками
17
и
21.
Для управления гидромуфтой приво­да вентилятора имеется включатель (рис. 49, б)

золотникового типа, устано­вленный на нагнетательном патрубке 7 (см. рис. 48) в передней части двигате­ля. В зависимости от температуры жид­кости в системе охлаждения включатель гидромуфты соединяет или разъединяет ведущий вал с ведомым, изменяя коли­чество масла, поступающего в гидро­муфту из смазочной системы. Масло для работы гидромуфты подается в ее полость насосом, затем по трубке 5 (рис. 49) подводится в каналы ведуще­го вала и через отверстия в ведомом ко­лесе — в межлопастное пространство. При вращении ведущего колеса
10
мас­ло с его лопаток поступает на лопатки ведомого колеса 9, которое начинает вращаться, передавая крутящий момент на вал
16
и вентилятор. При помощи рычага
24
пробки крана (рис.
49,6)
ги­дромуфта включается или отключается, а в связи с этим включается или отклю­чается вентилятор. Кран находится в корпусе
23
включателя гидромуфты.

Вентилятор может работать в трех режимах:

автоматическом

— температура охла­ждающей жидкости в двигателе поддер­живается равной 80 — 95 °С; рычаг
24
пробки крана включателя гидромуфты установлен в положение
В
(метка на корпусе), и масло из смазочной системы поступает в гидромуфту; при уменьше­нии температуры охлаждающей жидко­сти ниже 80 С вентилятор автоматиче­ски отключается;

вентилятор отключен

— рычаг крана включателя гидромуфты установлен в положение
0,
и масло в гидромуфту не поступает; вентилятор может вра­щаться с небольшой частотой под влия­нием набегающего потока воздуха при движении автомобиля;

вентилятор включен постоянно —

ры­чаг крана включателя установлен в по­ложение Я; масло поступает в гидро­муфту независимо от температурного режима, и вентилятор постоянно вра­щается с частотой, равной примерно ча­стоте вращения коленчатого вала. В та­ком режиме допускается кратковремен­ная работа в случае возможных неис­правностей гидромуфты или ее включа­теля. При первой возможности нужно устранить неисправность. Основной ре­жим работы гидромуфты — автоматиче­ский Температуру жидкости в системе ох­лаждения контролируют дистанцион­ным термометром, приемник которого расположен в кабине водителя на щитке приборов, а датчик или в водораспреде­лительной коробке (двигатель автомо­биля КамАЗ-5320), или в водяном кана­ле впускного трубопровода (двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 и ЗИЛ-130), или в головке блока (двига­тель автомобиля ГАЗ-24 «Волга»). Если температура воды в системе охлажде­ния превышает определенное значение (например, 104—109 С), то на панели приборов загорается сигнальная лампа, например красная (автомобили

ГАЗ-53А и ГАЗ-53-12).

§ 25. Приборы жидкостной системы охлаждения

Радиатор.Теплообменником, в кото­ром теплота от жидкости передается че­рез трубки воздуху, является радиатор, имеющий верхний 9 (рис. 50) и нижний 75 бачки, соединенные сердцевиной 12

радиатора. В верхний бачок впаяны за­ливная горловина
8,
закрываемая проб­кой 7, и патрубок для подсоединения гибкого шланга, подводящего нагретую ^ жидкость к радиатору. Сбоку заливная горловина имеет отверстие для пароот­водной трубки. В нижний бачок впаян патрубок отводящего гибкого шланга
13.
К верхнему и нижнему бачкам при­креплены боковые стойки 6, соеди­ненные пластиной, припаянной к нижне­му бачку. Стойки и пластина образуют каркас радиатора.

Сердцевины радиаторов автомобилей могут быть трубчато-пластинчатыми и трубчато-ленточными. Сердцевина трубчато-пластинчатого радиатора со­стоит из нескольких рядов трубок, впаянных в верхний и нижний бачки. На трубки надеты тонкие охлаждающие пластины, изготовленные из латуни, алюминия или меди. Иногда охлаждаю­щие пластины делают гофрированными, что значительно увеличивает площадь поверхности охлаждения радиатора. Широкую гофрированную ленту поме­щают между трубками и припаивают к ним. Такую конструкцию трубчато-ленточных радиаторов имеют двигатели автомобилей ГАЗ-24 «Волга». ЗИЛ-130, ГАЗ-53А, КамАЗ-5320, ГАЗ-53-12, ГАЗ-3102 «Волга» и др.

Радиатор соединен с рубашкой охла­ждения двигателя патрубками и гибки­ми шлангами, которые прикреплены к патрубкам стяжными хомутиками. Та­кое соединение допускает относительное смещение двигателя и радиатора. Перед радиатором установлены жалюзи 2

для регулирования количества воздуха, про­ходящего между трубками радиатора. При перемещении рукоятки
4,
устано­вленной в кронштейне, вперед до отказа створки жалюзи полностью открывают­ся, и воздух свободно проходит между

трубками радиатора. В случае переме­щения этой рукоятки назад до отказа створки закрываются, и обдув радиато­ра воздухом прекращается. Для поддер­жания определенного температурного режима двигателя рукоятку можно уста­новить на фиксаторе 5

в любом проме­жуточном положении.

Горловину 8

(рис. 50,(5) герметически закрывает пробка, изолирующая систе­му охлаждения двигателя от окружаю­щей среды. Пробка радиатора состоит из корпуса
18,
парового
22
и воздушно­го
25
клапанов и запирающей пружины
21.
На стойке
20,
при помощи которой к корпусу прикреплена запирающая пружина, установлен паровой клапан, прижатый пружиной
19.
Воздушный клапан
25
прижимается пружиной
26
к седлу
27,
запрессованному в паровом клапане. Плотное соединение клапанов с седлами достигается установкой рези­новых прокладок
23
и
24.
При повре­ждении или разрушении резиновых про­кладок система охлаждения становится открытой, и вода закипает при 100 °С.

Рис.50.

Радиатор:

а — детали; о —

открыт паровой (выпускной) клапан:
в —
открыт воздушный (впускной) клапан; / — каркас;
2 —
жалюзи;
3 —
тяга;
4
— рукоятка привода жалюзи;
5 —
фиксатор;
6 —
стойка; 7 — пробка радиатора;
8 —
горловина радиатора;
9
— верхний бачок;
10
и
13
— гибкие шланги;
11
— отводящий патрубок;
12
— сердцевина радиатора;
14
— сливной кран радиатора;
15
— нижний бачок;
16
— направляющий кожух:
17
— пароотводная трубка; /^ — корпус пробки;
19 —
пружина парового клапана;
20 —
стойка;
21
— запирающаяся пружина;
22
— паровой (выпускной) клапан
У23
— прокладка выпускного клапана;
24 —
прокладка воздушного клапана;
25
— воздушный клапан;
26
— пружина воздушного клапана;
27
— седло воздушного клапана;
28
— отверстие для поступления воздуха

В случае закипания жидкости в систе­ме охлаждения давление пара в радиа­торе возрастает. При увеличении давле­ния до 145—160 кПа открывается паро­вой клапан 22,

преодолевая сопротивле­ние пружины
19.
Система охлаждения двигателя сообщается с окружающей средой, и пар выходит из радиатора че­рез пароотводную трубку
17.
После остановки двигателя жидкость охлаж­дается, пар конденсируется, и в си­стеме охлаждения создается разреже­ние. При снижении давления до 1 — 13 кПа открывается воздушный кла­пан
25,
и в радиатор через отверстия
28
и клапан начинает поступать воздух, про­ходящий по пароотводной трубке. Паро­вой и воздушный клапаны предотвра­щают возможное повреждение радиато­ра под действием как внешнего, так и внутреннего давления.

Водяной насос.Для создания в системе охлаждения принудительной цирку­ляции жидкости служит центробежный насос. На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ГАЗ-24 «Волга», ЗИЛ-130 во­дяные насосы конструктивно объеди­нены с вентиляторами и имеют общий привод. Водяной насос (рис. 51) двига­теля автомобиля ГАЗ-53-12 закреплен на переднем торце блока цилиндров. Корпус 3

насоса состоит из двух частей: одна часть отливается из чугуна и при­крепляется к другой, изготовленной вместе с крышкой блока распределитель­ных зубчатых колес из алюминиевого сплава. Вал
2
и ступица
1
вентилятора вращаются на двух шарикоподшипниках
14,
запрессованных в корпус
3.
От сме­щения шарикоподшипники удерживают­ся распорной втулкой и стопорными кольцами. Для удержания смазочного материала и защиты от загрязнения ша­рикоподшипники имеют уплотнения. На одном конце вала напрессована ступица вентилятора и шкива привода насоса и генератора. От осевого смещения сту­пица удерживается шайбой и коронча­той гайкой, которая тщательно за­шплинтована. На другом конце вала напрессована пластмассовая крыльчатка
6,
имеющая стальную ступицу. Крыль­чатка удерживается от смещения шай­бой и болтом, ввернутым в торец вала. Вал
2
в корпусе уплотнен самопод­жимным сальником, состоящим из графитизированной текстолитовой шайбы
12,
резиновой манжеты 77 и двух обойм
9
и 10и пружины
8.
Сальник вращается вместе с крыльчаткой и валом насоса. Пружина
8
через резиновую манжету прижимает шайбу
12
к шлифованной плоскости корпуса
3,
что предотвра­щает вытекание жидкости из насоса. Подсекание воды через контрольное от­верстие 7 свидетельствует о неисправно­сти самоподжимного сальника. В этом случае надо снять насос с двигателя и отремонтировать. Шарикоподшипни­ки насоса смазывают

Рис. 51.

Водяной насос двигателя автомобиля ГАЗ-53-12: / — ступица вентилятора и шкива; 2 —

вал;
3
— корпус;
4
— контрольное отверстие для выхода смазочного материала из корпуса; 5 —масленка;
6
— крыльчатка; 7 — контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника; 8 —пружина;
9
и
10 —
обоймы сальника;
11
— манжета сальника;
12
— шайба сальника;
13 —
запирающее кольцо сальника;
14 —
шарикоподшипники

пластичным сма­зочным материалом, который не вымы­вается водой. Через масленку 5 сма­зочный материал подается шприцем в корпус насоса до тех пор, пока свежий материал не появится из контрольного отверстия 4.

Излишний смазочный ма­териал надо удалить, так как он разру­шает ремень вентилятора.

Привод водяного насоса и вентилято­ра осуществлен от шкива коленчатого вала при помощи клиноременной пере­дачи, состоящей из одного ремня. Ре­мень охватывает шкив водяного насоса и вентилятора, шкив натяжного ролика и шкив коленчатого вала. Шкив венти­лятора двухручейный. Второй ремень от шкива вентилятора перекинут на шкив генератора. Для нормальной работы ре­менных передач натяжение ремней дол­жно быть не очень слабым и не очень тугим. Натяжение ремня водяного насо­са регулируют перемещением натяжно­го ролика, а ремня привода генерато­ра — перемещением генератора. При правильном натяжении первого ремня прогиб под действием силы 40 Н (4 кгс), приложенной в середине ветви натяж­ной ролик — шкив водяного насоса, должен составлять 10—15 мм, а в сере­дине второй ветви шкив водяного насо­са—шкив генератора 10—12 мм.

Водяные насосы дизелей ЯМ 3-236 и КамАЗ-740 работаю! так же, как и на­сосы двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др., но имеют некоторые особенности. Насос дизеля ЯМЗ-236 установлен с правой стороны крышки блока распределительных зубчатых ко­лес, приводится в действие клиноремен­ной передачей и не связан с приводом вентилятора.

Водяной насос дизеля КамАЗ-740 за­креплен на передней части блока цилин­дров с левой стороны и приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала. Вентилятор установлен отдельно на гидромуфте.

Термостат. Необходимую температу­ру жидкости в системе охлаждения ав­томатически поддерживает термостат. Он позволяет быстро прогреть хо­лодный двигатель при пуске. На авто­мобильных двигателях применяют тер­мостаты с жидкостным и твердым наполнителями. В жидкостные термо­статы наливают легко испаряющуюся жидкость (смесь 70% лилового спирта и 30% воды). В качестве твердого наполнителя используют церезин с мед­ной стружкой, обладающий большим коэффициентом объемного расширения.

Жидкостный термостат (рис. 52, а) со­стоит из корпуса 7 с окнами, гофриро­ванного баллона 2

и клапана
5.
Нижняя часть гофрированного баллона жестко соединена с кронштейном
8
корпуса. К верхней части баллона припаян шток
3
с клапаном. Шток может перемещать­ся в направляющей корпуса. Иногда на клапане термостата делают небольшое отверстие или выдувку на кромке для выхода воздуха при заливке жидкости в систему охлаждения. В запаянном го­фрированном баллоне находится жид­кость, занимающая примерно половину внутреннего объема баллона. Воздух из баллона откачан, и при нормальных ус­ловиях баллон сжат, а клапан закрыт.

Жидкостный термостат работает сле­дующим образом. Если температура жидкости в системе охлаждения не пре­вышает 73 С, то баллон сжат и клапан закрыт. Жидкость по перепускному ка­налу поступает к насосу, минуя радиа­тор. По мере прогрева двигателя жид­кость в системе охлаждения нагревает­ся. При увеличении температуры свыше 73 — 83 С жидкость, находящаяся в бал­лоне, начинает испаряться, давление в баллоне повышается и клапан откры­вается. Охлаждающая жидкость посту­пает в радиатор. При температуре 88 —94 С клапан термостата открыт полностью.

Термостат с твердым наполнителем (рис. 52,6)

расположен между впускным трубопроводом
16
и отводящим патруб­ком
6.
К корпусу 7 постоянно прижи­мается пружиной
13
клапан 5. шарнирно соединенный со штоком
3.
Послед­ний опирается на резиновую мембрану
11,
которая зажата между баллоном 9 и направляющей втулкой. Внутреннее пространство баллона заполнено твердым наполнителем
10.
Пока двига­тель не прогрет, наполнитель (церезин) находится в твердом состоянии и кла­пан термостата закрыт. При повышении температуры жидкости в системе охла­ждения до 70 °С и более объем наполни­теля увеличивается, так как церезин

Датчик температуры охлаждающей жидкости 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя | ДТОЖ 405, 406, 409, 4213, 4216 двигателя

Рис. 52.

Схемы работы термостатов:

а

жидкостного (дизель ЯМЗ-236);
о —
с твердым наполнителем (двигатель автомобиля ЗИЛ-130);

/ — корпус водяного насоса; 2 —

гофрированный баллон;
3 —
шток;
4 —
прокладка; 5 — клапан термостата;
6 —
патрубок для отвода горячей жидкости; 7 — корпус термостата;
8—
кронштейн;
9 —
баллон термостата;
10 —
твердый наполнитель; // резиновая мембрана:
12
направляющая втулка;
13 —
возвращая пружина:
14
— коромысло клапана;
15 —
буфер;
16 —
впускной трубопровод; / и
IV
-термостаты открыты; // и термостаты закрыв.

Вентилятор.Для создания воздушного потока, охлаждающего жидкость, протекающую по трубкам радиатора, слу­жит вентилятор, состоящий из крыль­чатки и ступицы со шкивом. Иногда к каркасу радиатора для более интен­сивного охлаждения в нем жидкости присоединяют направляющий кожух (диффузор), внутри которого вращают­ся лопасти вентилятора (двигатели ав­томобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 и др.). Лопасти вентиляторов штампуют из листовой стали или изготовляют из пластмассы (двигатель автомобиля ГАЗ-24 «Вол­ га»). Вентилятор двигателя автомобиля ЗИЛ-130 имеет лопасти с отогнутыми вперед концами. При вращении такого вентилятора увеличивается подача воз­ духа и радиатор лучше охлаждается.

В дизеле ЯМЗ-236 вентилятор приво­дится в действие через систему зуб­чатых колес и получает вращение непо­средственно от зубчатого колеса / (рис. 53) распределительного вала. Де­тали привода вентилятора смонтиро­ваны в корпусе 14,

который болтами прикреплен к крышке блока распре­делительных зубчатых колес. Колесо 2 приводит во вращение вал 5, устано­вленный в корпусе вентилятора на ша­рикоподшипниках
3.
Самоподжимной сальник
4,
запрессованный в корпус, препятствует выходу смазочного мате­риала из подшипников. На переднем конце вала 5 установлены шкив
13
при­вода генератора и компрессора, ступица 9 крыльчатки
12
вентилятора и резино­вая упругая муфта //. От муфты враще­ние передается вентилятору. Упругая муфта поглощает силы инерции, возни­кающие при значительном изменении частоты вращения коленчатого вала, и разгружает вал вентилятора от допол­нительных скручивающих сил.

Для поддержания оптимального тем­пературного режима двигателя в систе­ме охлаждения использованы жалюзи, вентилятор и термостат. В холодную погоду ни в коем случае нельзя снимать термостат, так как это может привестик интенсивному изнашиванию двигате­ля, увеличению расхода топлива, старению масла, снижению мощности и к другим нежелательным явлениям. Та­ким образом, постоянство теплового режима является важнейшим фактором экономичной и надежной работы двига­теля.

Рис. 53. Привод вентилятора дизеля ЯМЗ-236:

/ зубчатое колесо распределительного мала: 2

— зубчатое колесо вентиля юра; 3—шарико­подшипники;
4
— самоподжимной сальник: 5- вал вентилятора;
6 —
болт; 7- распорная втулка;
8
— ступица муфты;
9
ступица крыльчатки вентилятора;
10 —
гайка; // — резиновая упругая муфта;
12
крыльчатка вентилятора;
13
— шкив привода генератора и компрессора;
14 —
корпус вентилятора;
15
— зубчатое колесо привода топливного насоса высокого давления

⇐ Предыдущая10Следующая ⇒

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем…

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Схемы подключения

Основные отличия в подключении датчика температур обуславливаются сферой его применения и конструктивными особенностями. Так, в рамках статьи, мы рассмотрим несколько наиболее распространенных и интересных вариантов. Таковыми является подключение с помощью двухпроводной и трехпроводной схемы.

Двухпроводная схема подключения
Рис. 5. Двухпроводная схема подключения

На рисунке 5 приведен вариант двухпроводного присоединения измерительного устройства. Этот принцип рекомендуется для всех датчиков  температуры с небольшим расстоянием до контролируемого объекта. Так как сопротивление самого чувствительного элемента  Rt мало измениться от сопротивления соединительных проводников R1 и R2, соответственно, поправка на измерения будет минимальной.

Трехпроводная схема подключения
Рис. 6. Трехпроводная схема подключения

При больших расстояниях, от 150 м и более, подключение датчика следует выполнять по трехпроводной схеме, в которой существенно снижается погрешность на сопротивление в проводах R1, R2, R3.

Схема подключения датчика температуры двигателя
Рис. 7. Схема подключения датчика температуры двигателя

Практически в каждом современном авто осуществляется постоянный контроль температурных параметров мотора. Поэтому использование датчика является обязательным требованием безопасности. Согласно двухпроводной схемы (рисунок 7) датчик подключается одним выводом на отдельно стоящий концевик капота, который не имеет каких-либо подключений к цепи. А второй вывод, подсоединяется к блоку сигнализации установленным порядком, в соответствии с моделью.

Схема подключения цифрового датчика температуры
Рис. 8. Схема подключения цифрового датчика температуры

На рисунке 8 приведен пример включения цифрового датчика Dallas. Это модель с тремя выводами, первый из которых, согласно распиновки GND подключается к заземляющему выводу микроконтроллера, второй DATA к выводу PIN 2, а третий к клемме питания 5 В. Между третей и второй ножкой включается резистор на 4,7кОм.

Про анемометры:  Таблица датчика температуры газель
Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий