Флюгер – прибор для измерения направления ветра

Флюгер – прибор для измерения направления ветра Анемометр

Измерение направления и силы ветра — мегаобучалка

Ветер характеризуется скоростью и направлением.

Скорость ветра представляется вектором, горизонтальная составляющая которого значительно превосходит вертикальную составляющую. Поэтому при наблюдениях ветер характеризуется горизонтальной составляющей.

Направление ветра определяется точкойгоризонта, откуда он дует. При этом указывают географический азимут или румб направлений на розе ветров. Часто горизонт делят на 8 или 16 точек (румбов).

Скорость ветра определяется в м/с или км/ч, также в условных единицах — баллах, взятых по шкале Бофорта(от 0 до 12 баллов).

Скорость ветра,выраженная в баллах, называетсясилой ветра.

Скорость и направление силы ветра меняется непрерывно. Поэтому их мгновенные значения являются неустойчивыми характеристиками ветра. Однако установлено, что они изменяются около некоторых средних значений, устойчивых в течение достаточно большого промежутка времени. Скорость усредняют в 10 — минутном интервале (иногда в двухминутном). Направление усредняют за 1-3 минуты.

На средние значения влияет порывистость ветра — отдельные беспорядочные движения воздушных масс. Порывистость ветра характеризуется максимальной мгновенной скоростью.

Скорость и направление ветра измеряют в приземном слое на высоте 10-12 метров от земной поверхности.

Направление ветра измеряют при помощи

1 — флюгарки, системы из пластины (лопасти) и противовеса, вращающегося вокруг вертикальной оси. Флюгарки располагаются в плоскости ветра, противовесом навстречу ему.

2 — матерчатый усеченный конус — определяет направление ветра. Материал натянут на металлический круг, скрепленный с металлической трубкой, вращающейся вокруг вертикальной оси. Конус больших размеров из полосатой ткани виден издалека и используется на небольших аэродромах.

3 — колесо Салейрона — на горизонтальной оси два ветровых колеса, вращающихся вместе с осью. Слабо реагирует на кратковременное изменение ветра, но весьма чувствительно к длительным переменам.

Скорость ветра измеряется анемометрами, анемографами (скорость и направление — анеморумбометрами и анеморумбографами).

4-станционный флюгер Вильда. Чувствительный элементфлюгаркадля определения направления ветра, для скорости — стальная доска (15*30см). Скорость ветра определяют по отклонению доски (по углу отклонения и специальной таблице).

Лёгкая доска — скорость определяется до 20м/с, тяжёлая — до 40м/с.

Измерение малых скоростей — анемометрами с чашечной вертушкой, больших скоростей — анемометрами с воздушным винтом.

Скорость ветра от 2 до 30м/с измеряют индукционными анемометрами.

В экспедициях используется контактный анемометр М-25 с вертушкой.

На телевизионных и радиорелейных мачтах устанавливают анемометр М-92, который имеет устройство для обогрева при оледенении (скорость от 0 до 40м/с).

Измерение скорости ветра в атмосфере выполняютдвумя методами:

1) ведут наблюдения за перемещением поплавков, увлекаемых воздушным потоком (облака, дым, искусственно вводимый в атмосферу);

2) определяют давление, производимое воздушным потоком на датчик или измеритель.

Наиболее простым является шаропилотное наблюдение. Небольшой шар (резиновый, шелковый, пластмассовый) заполняется легким газом (техническим водородом) и выпускается в свободный полёт. Шар следует за воздушным течением. Положение его определяется с базиса, на концах которого устанавливается аэрологический теодолит, судовые теодолиты, фоторегистрирующие или радиолокаторы.

ОБЛАЧНОСТЬ

К образованию облаковприводит конденсация водяного пара.

Совокупность облаков называется облачностью небесного свода, которая характеризуется количеством облаков, их формой, высотой, направлением и скоростью движения.

Степень покрытия небесного свода облаками оценивается по 10-ти бальной шкале (каждый балл — 10% покрытия неба облаками). Чистое небо — 0баллов, сплошная облачность — 10баллов.

Существует морфометрическая классификация облаков, в основу которой положена высота нижней границы расположения облаков и их внешний вид (табл.1).

Таблица 1 – Морфологическая классификация облаков

Ярусы облаков,
высота основания, км
Название облаков.
описание внешнего вида
Международное
сокращенное
обозначение
А. Верхний ярус
>6
Перистые
Перисто-кучевые
Перисто-слоистые
Ci
Cc
Cs
Б. Средний ярус
2- 6
Высококучевые
Высокослоистые
Ac
As
В. Нижний ярус
<2
Слоистые
Слоисто-кучевые
Слоисто-дождевые
St
Sc
Ns
Г. Облака вертикального
развития
Кучевые
Кучево-дождевые
Cu
Cd

Определение нижней границы облаков визуально ненадёжно, поэтому используют шары — пилоты.

В темную часть суток высоту облаков определяют с помощью прожекторной установки. Луч направляют вертикально вверх на облака и на расстоянии z от места установки прожектора измеряют при помощи теодолита направление на пятно, образованное лучом прожектора на облаках.

Высота облака определяется по формуле

Флюгер – прибор для измерения направления ветраФлюгер – прибор для измерения направления ветраФлюгер – прибор для измерения направления ветра h, (3.6)

где Флюгер – прибор для измерения направления ветра — вертикальный угол;

h — разность высот установки прожектора и теодолита.

Существует специальная установка для измерения высоты облака (ПИ-45-1), которая состоит из прожектора и визира.

Погрешность – не более 10%.

По своей природе к облакам близок туман — мельчайшие капельки воды. Туман уменьшает прозрачность и видимость воздуха. Для оценки прозрачности атмосферы используют шкалу видимости (10 баллов):

0 — видимость менее 50метров

1- 50 — 200метров

2 — 200 — 500метров

3 — 500м — 1км

4 — 1км — 2км

5 — 2км — 4км

6 — 4км — 10км

7 — 10км — 20км

8 — 20км — 50км

9 — более 50км

10 — максимальная видимость.

Андрей Петрович Капица прорубил ледник на 3,5км и получил полный анализ погоды за полмиллиона лет. Это открытие дало карту всех ледниковых периодов, выяснилось: каждые 110тыс. лет бывает резкий всплеск потепления, потом за 100тыс. лет климат охлаждается, но за 10тыс. лет температура опять поднимается. Это саморегулируемая система, очевидно, связана с орбитальным движением Земли.

ЛЕКЦИЯ №7

§

ИЗЫСКАНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПЛАН

1Методы повышения эффективности инженерных изысканий. 2Комплексная система управления качеством инженерных изысканий в строительстве.

3Система контроля инженерно-геодезических работ.

4Система контроля инженерно-геологических работ.

Литература:

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Эффективность изысканий зависит от большого количества факторов экономических, научно-технических, организационных. В конечном итоге она определяется

1) сроками выполнения,

2) стоимостью,

Про анемометры:  Канделы, люмины, люксы, в чем разница? – База знаний Novolampa

3) качеством работ.

Качественное выполнение изыскательских работ в заданные сроки и в пределах рассчитанной стоимости регламентируется рядом нормативных документов и стандартами предприятий. Наиболее важными вопросами изысканий, которые не всегда отражены в нормативных документах, являются вопросы прогнозирования инженерно- геологических и гидрогеологических процессов, возникающих при различных видах строительства и отрицательно влияющих на устойчивость зданий и сооружений.

Методы повышения эффективности инженерных изысканий можно сформулировать по следующим направлениям:

1) роль стоимости изысканий в цикле строительного производства,

2) информационное обеспечение изыскательских работ,

3) новая техника,

4) рационализация и изобретательство.

Эффективность капитальных вложений в строительство во многом обуславливается качеством разрабатываемых проектов, которыми определяются производство строительно-монтажных работ и полная стоимость строительства. Если проект разработан технически правильно и обоснован экономически, то и строительство в целом будет экономически оправданным и эффективным.

Разработка проектов невозможна без знания природных условий района или участка предполагаемого строительства. Необходимые материалы проектировщикам доставляют инженерные изыскания, основной задачей которых является комплексное изучение природных условий района (участка) строительства для получения необходимых исходных данных, обеспечивающих разработку технически правильных и наиболее экономически целесообразных решений при проектировании и строительстве.

Недостаточная изученность природных условий района строительства в процессе производства изысканий и недоучет этих условий в проектах не только удорожают строительство, но и приводят к деформациям и авариям зданий и сооружений.

В результате некачественного выполнения изысканий или неполный учет природных условий приводит к убыткам, которые намного превышают затраты на изыскания по конкретным объектам.

Следует различать экономичность процесса изысканий – это экономия на самих изысканиях и экономическая эффективность результатов изысканий – экономия затрат на строительство. В настоящее время экономическая эффективность результатов изысканий на 1-2порядка больше экономичности процесса изысканий.

Рост во времени стоимости изыскательских работ является объективным процессом, соответствующим поставленным задачам.

Вопрос о стоимости изыскательских работ следует рассматривать в соответствии с экономическими критериями эффективности и народно-хозяйственными целями.

Таким образом, правильное понимание вопроса стоимости изысканий планирующими и финансирующими органами даёт возможность повысить экономическую эффективность строительного производства, в значительной степени уменьшить моральный ущерб, который возникает в результате необоснованного сокращения объёмов изыскательских работ.

Информационное обеспечение является важнейшим элементом научно- технического прогресса в изысканиях, сокращения сроков проведения и уменьшения стоимости изыскательских работ.

Функционирование информационной деятельностью в Украине осуществляется по двум каналам

1)обеспечение первичной информацией — литературные, фондовые материалы, патенты, т.е создание справочно — информационной службы для получения справок по всем вопросам, связанными с изысканиями, повторное использование имеющихся материалов для сокращения сроков и объёмов изысканий.

2)обеспечение вторичной информацией — обобщение материалов изысканий по населённым пунктам в виде крупномасштабных атласов

Выполняется также региональное обобщение материалов изысканий. Для обоснования проектов застройки новых микрорайонов, генпланов новых населенных пунктов, промышленных предприятий необходимы сведения об инженерных условиях (геологических, гидрологических) незастроенных территориях.

В Украинском государственном институте технических изысканий (УкрГИИНТИЗ) разработаны методы обработки и обобщения инженерных условий прошлых лет по ряду областей Украины, в частности разработан метод выбора наиболее рациональных способов получения нормативных и расчетных значений показателей прочности грунтов, прогнозировать изменение прочности грунта и деформируемости от показателей физического состояния породы.

Новая техника, рационализация и изобретательство являются наиболее действенными средствами повышения эффективности и качества изыскательских работ.

Многие рационализаторские предложения, наиболее значительные по масштабам применения, техническому значению и экономическому эффекту, становятся предметом новой техники. Поэтому новая техника, рационализация и изобретательство преследуют одни и те же цели, рассматриваются совместно по получаемой с их помощью качественной и количественной эффективности производства.

§

ИЗЫСКАНИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

Качество строительства формируется в течение всего технологического процесса, в том числе и на первой его ступени — на стадии инженерных изысканий.

Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) предусматривает следующие функции

1) прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции,

2) планирование повышения качества продукции, технического развития производства, стандартизации и аттестации,

3) контроль качества продукции, аттестация продукции,

4) контроль и оценка качества труда,

5) правовое обеспечение управления качеством продукции и др.

Под качеством продукции изысканий понимают степень её пригодности для дальнейшего использования при проектировании и строительстве.

К функциональным свойствам качества продукции изысканий относятся

1)полнота — указывает на наличие исчерпывающего состава информации о природных условиях, необходимых для проектирования объектов строительства в соответствии с нормами,

2) простота – указывает на отсутствие в ней информационного шума, т.е информации, бесполезной для проектирования,

3)достоверность – свидетельствует о том, что информация о природных условиях строительства обладает надлежащей точностью и надёжностью,

4)актуальность – отражает своевременность поступления информации о природных условиях строительства проектировщику.

На качество изысканий влияет две группы факторов

1)полностью или частично зависит от изыскательской партии, организации,

2)не зависит от изыскателей, а зависит от компетенции вышестоящих организаций.

К первой группе факторов относятся: организация производства, технический контроль, нормативно- методическое и метрологическое обеспечение, использование материалов прошлых лет, квалификация инженерно- технических работников и служащих, условия труда, быт, отдых изыскателей, климат в коллективе.

Ко второй группе факторов относится: финансирование изысканий,

капитальные вложения, уровень изыскательской техники, планирование изыскательских работ, автотранспорт, информационное обеспечение.

Неуправляемыми факторами являются ландшафтные и климатические условия изысканий.

Для предотвращения появления изыскательской продукции низкого качества необходимо:

1)создание органов стандартизации (комплектование совместно с технической библиотекой, ГОСТов, СН, СНИПов и других нормативных документов, обеспечение нормативной литературой и документами, составление планов по стандартизации, составление отзывов и заключений на проекты нормативных документов; должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, контроль проектно-сметной документации и т.д.);

2)совершенствование технологических процессов (применение передовых технологий, механизации, автоматизации процессов, применение новейших достижений науки и техники);

Про анемометры:  Крановый анемометр в Москве — Сравнить цены и купить на

3)обучение и воспитание кадров (повышение профессионального мастерства, курсы целевого назначения, ФПК через каждые 3-4 года, проведение семинаров, совещаний, конференций по обмену опытом);

4)совершенствование структуры организации и форм управления (реорганизация отделов, создание специальных отделов по проектированию отдельных видов работ, сокращение звеньев управления.

Система контроля изыскательских работ предусматривает порядок проведения контроля и приёмки изыскательских работ

Цель системы: обеспечение высокого качества труда и выпускаемой продукции путем

1)соблюдения требований нормативных документов при проведении изысканий;

2)обеспечение получения технических заданий и составление программ работ;

3)соблюдение технологического процесса работ исполнителями с учетом новейших достижений науки и техники;

4)выполнение правил техники безопасности, охраны труда и промышленной санитарии при производстве инженерных изысканий.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ

РАБОТ

Существуют следующие виды контроля:

1)самоконтроль на рабочем месте (полевые журналы, ведомости, схемы):

-ежедневная поверка теодолита, нивелира и др. инструментов;

-периодический контроль длины мерных приборов, коэффициентов оптического дальномера;

-измерение углов методом приёмов, сравнение результатов при КП и КЛ, при необходимости измерение повторить;

-нивелирование двумя инструментами или при двух высотах инструмента;

-постраничный контроль журналов нивелирования;

-определение МО вертикального круга в начале рабочего дня;

-проверка постоянства ориентирования лимба горизонтального круга;

-визуальное сличение ситуации и рельефа на плане с натурой;

-контрольные промеры между жёсткими контурами при горизонтальной съёмке;

-контроль правильности вычислений с использованием контрольных формул, таблиц, диаграмм;

-проверка правильности построения координатной сетки и нанесения пунктов съёмочного обоснования по координатам;

-сличение данных контрольных промеров и габаритов зданий с планом;

-проверка правильности выписки высот пунктов обоснования и характерных точек плана (бордюр, цоколей, водоразделов);

-проверка правильности соединения трубопроводов и кабелей по видам и назначению сетей;

-проверка правильности вводов и выводов инженерных коммуникаций на плане;

-проверка технической характеристики сетей, уклона в самотечных сетях;

-проверка сводок по рамкам;

2)текущий контроль — сплошной и выборочный.

Сплошной контроль- контроль технического состояния и исправности приборов, а также

— контроль работ исполнителей и проверка знаний нормативных документов;

— проверка применения методов топографо-геодезических работ требованиям ГОСТ, программе, заданию,

— проверка выполнения исполнителями технического инструктажа;

— контроль исполнения указаний, сделанных ранее.

Выборочный контроль – осуществляется на всех стадиях технологического процесса изысканий начальником и главным специалистом.

Все записи ведут в паспорте качества.

3)приёмочный контроль – внешний, внутренний, сплошной и выборочный.

Внешний контроль – приёмка работ отделом-заказчиком, выполненных отделом-подрядчиком.

Внутренний контроль – контроль готовой продукции начальником партии, экспедиции, руководителем сектора.

Выборочный контроль – контроль всех объектов, находящихся под контролем государственного геодезического контроля.

Сплошному 100% контролю подлежат полевые, камеральные и отчётные материалы.

4)инспекционный контроль — в процессе производства работ или после окончания работ (на крупных и сложных объектах) предусматривают проверку:

— соблюдение исполнителями требований нормативных документов и ГОСТов;

— правильности определения сметной стоимости;

— состояния работ ( объёмы, материалы и их хранение, транспорт, инструменты );

— метрологическая обеспеченность работ;

— качество работ.

Составляется акт с оценкой качества выполненных работ.

Измерение характеристик ветра.

Для измерения ветра у поверхности земли применяют анемометры (измерители скорости ветра) анеморумбометры (измерители скорости и направления ветра), анеморумбографы (анеморумбометры с возможностью записи). Приемники ветровых приборов устанавливаются на высоте 10м, при этом должно быть устранено влияние посторонних предметов.

Для определения скорости и направления ветра на высотах используют шар-зонд или радиозонд (при этом измеряются и другие характеристики атмосферы). Ветер определяют также экипажи самолетов, оценить скорость и направление ветра можно по движению облаков.

При отсутствии данных измерений ветра и, особенно при обеспечении маршрутных полетов для навигационных расчетов используется градиентный ветер, определяемый по метеорологическим картам в зависимости от распределения давления. В большинстве случаев отличия градиентного ветра от действительного по скорости не превышают 15%, а по направлению ±10°.

Влияние ветра на работу авиации.

— С ветром связан пе­ренос тепла и холода, водяного пара, облаков и различных погодных явлений, прямо пли косвенно влияющих на производство полетов.

— Ветер как движущаяся воздушная среда изменяет скорость и направление полета самолета по отношению к земной поверхности.

— В случае порывистого и непостоянного ветра, что бывает чаще всего, нарушается равновесие аэродинамических сил у летящего самолета, и он испытывает болтанку и броски.

— Серьезные трудности для пилотирования может вызвать сдвиг ветра – существенная разница в скорости и/или направлении ветра в соседних слоях. Самолет преодолевает градиентный слой за секунды, и встречается с резким изменением скоростного напора, приводящим к изменению подъемной силы, либо с резким изменением направления своего движения, приводящем к увеличению угла скольжения и/или к сносу с заданной траектории движения.

Вертикальные движения воздуха.

Кроме горизонтальных, в атмосфере постоянно происходят вертикальные движения. Они играют важнейшую роль втаких атмосферных процессах, как перенос тепла и водяного пара по вертикали, образование облаков и осадков, рассеяние облаков, развитие гроз, возникновение турбулентных зон и т. д.

В зависимости от причин возникновения различают следующие виды вертикальных движений воздуха.

Термическая конвекция.Этот вид вертикальных движений воз­никает вследствие неравномерного нагревания воздуха от подсти­лающей поверхности. Термическая конвекция может быть в виде неупорядоченных токов воздуха, которые иногда называют термической турбулентностью, и, кроме того, в виде мощных упорядоченных движений больших масс воздуха, охватывающих почти всю тропосферу.

Скорость конвективных движений может достигать нескольких метров в секунду, а в отдельных случаях, например в кучево-дождевых облаках, и более 20—30 ли сек.

Горизонтальная протяженность областей с конвективными вер­тикальными движениями воздуха может составлять до десятков километров.

Динамическая конвекция,или динамическая турбулентность.Этот вид представляет собой неупорядоченные вихревые движения, возникающие при горизонтальном перемещении и трении воздуха о подстилающую поверхность. Вертикальные составляю­щие неупорядоченных вихрей могут достигать несколько десятков сантиметров, а иногда и метров в секунду.

Про анемометры:  Способ измерения теплового потока

Динамическая конвекция наблюдается в слое от земли до высоты 1—1,5 км

(пограничный слой).

Термическая и динамическая конвекции зачастую наблюдаются одновременно, определяя неустойчивое состояние атмосферы.

Вынужденные вертикальные движения воздуха. Они бывают в виде упорядоченных восходящих скольжений или вертикальных движений. Они наблюдаются при натекании теплого воздуха на холодный (на теплом атмосферном фронте) илипри активном подклинивании холодного воздуха под теплый (на холодном фронте), а также при натекании воздуха на крупные препятствия (холмы, горы).

Волновые движения воздуха.Чаще всего эти движения возни­кают на слоях инверсий (на их верхней и нижней границах) вследствие разности плотности и скорости движения воздуха над и под инверсией. В вершинах воли имеет место восходящее, в долинах нисходящее движение воздуха.

Волновые движения в атмосфере также могут наблюдаться и над горами на их подветренной стороне (подветренные или стоячие волны).

Влияние вертикальных движений воздуха на работу авиации

— Приводят к образованию кучево-дождевых облаков, сопровождающихся грозовыми явлениями, шквалистыми ветрами, ливневыми осадка­ми, крупным градом, возможностью обледенения.

— Вертикальные потоки воздуха крупного масштаба могут вы­звать большие, не зависящие от летчика вертикальные перемеще­ния самолетов иногда на несколько тысяч метров вверх или вниз. Это бывает особенно опасным при полетах на высотах, близких к практическому потолку самолета, где восходящий поток может поднять самолет на высоту, значительно превышающую его пото­лок, или при полетах в горных районах на подветренной стороне хребта, где нисходящий воздушный поток может явиться причиной столкновения самолета с землей.

— При полетах в воздушной массе, где наблюдаются сильно развитые вертикальные токи, самолет испытывает болтанку.

Новый прибор сможет дистанционно измерять скорость ветра

Физики из Московского физико-технического института, Института космических исследований РАН, Института общей физики им. А. М. Прохорова РАН и Российского исследовательского центра Samsung разработали новый метод дистанционного зондирования скорости ветра, альтернативный широко используемому лидарному и радарному зондированию. Работа опубликована в Atmospheric Measurement Techniques, кратко о ее результатах сообщила пресс-служба МФТИ.

Необходимость в измерениях скорости ветра огромна — например, без этих данных невозможна тонкая настройка метеорологических и климатических моделей, в том числе моделей прогноза погоды. Несмотря на огромный прогресс в дистанционном зондировании за последние десятилетия, измерение движения воздушных масс — по-прежнему непростая задача.

Основная масса данных собирается традиционными контактными методами — при помощи датчиков, установленных на метеостанциях, или аэрологических шаров-зондов. Для локальных измерений на дистанциях, не превышающих несколько десятков или сотен метров, обычно используют лазерные или акустические анемометры.

На расстояниях до десятков километров на помощь приходят метеорологические радары, но и они, как правило, неэффективны за пределами тропосферы — самого близкого к Земле слоя атмосферы толщиной 10–18 км. Со спутников такие измерения практически не проводятся, есть только единичные эксперименты.

«Информацию о динамике атмосферы по-прежнему достаточно трудно получить с помощью прямых измерений. На сегодня наиболее надежными средствами дистанционного измерения поля скоростей ветра являются доплеровские радары. В этом случае идет активное зондирование среды мощным источником, что требует значительных ресурсов: массы, размеров, энергопотребления и, разумеется, стоимости оборудования.

Разработанный нами прибор существенно выигрывает по этим параметрам — он компактный, недорогой и использует серийную элементную базу, широко представленную на рынке телекоммуникационного оборудования», — комментирует Александр Родин, руководитель лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ.

Прибор основан на принципе гетеродинной регистрации сигнала, повсеместно применяемом в радиотехнике, однако работает он в оптическом, точнее, ближнем инфракрасном диапазоне, на длине волны около 1,65 мкм. Принцип основан на идее смешения принимаемого сигнала (в данном случае — излучения Солнца, прошедшего сквозь атмосферу) и эталонного источника (гетеродина), в качестве которого применяется перестраиваемый полупроводниковый лазер.

Поскольку и радиосигнал, и инфракрасное излучение подчиняются одним и тем же законам распространения электромагнитных волн, неудивительно, что принцип гетеродинирования одинаково применим ко всем диапазонам спектра. Однако при гетеродинировании оптического излучения возникают свои сложности — например, требуется согласование волновых фронтов с очень высокой точностью, смещение пучка излучения на расстояние в доли длины волны недопустимо.

Команда из МФТИ решила эту проблему очень просто, применив одномодовые оптические волокна. Также требуется чрезвычайно точное управление частотой гетеродина с погрешностью не более 1 МГц, что, по сравнению с частотой оптического излучения, ничтожная величина.

Здесь пришлось применить определенные хитрости, а главное — глубоко вникнуть в процессы генерации излучения полупроводниковым лазером. В результате был создан прибор, не имеющий аналогов в мире по спектральному разрешению в ближнем инфракрасном диапазоне, — лазерный гетеродинный спектрорадиометр.

«Создать прибор, пусть даже и с рекордными характеристиками — это только полдела, — комментирует Александр Родин. — Для того чтобы по измеренному спектру определить скорость ветра на различных высотах вплоть до стратосферы и выше, требовался специальный алгоритм решения обратной задачи.

При ее решении мы не стали идти по пути машинного обучения, а применили классический подход, основанный на тихоновской регуляризации. Несмотря на то, что этим методам уже более полувека, ими пользуется весь мир и их потенциал далеко не исчерпан», — уточняет ученый.

В ближайшее время специалисты лаборатории прикладной инфракрасной спектроскопии МФТИ планируют проводить с помощью созданной ими аппаратуры измерения стратосферного полярного вихря, а также концентрации парниковых газов в российской Арктике. Кроме того, вместе с коллегами из Института космических исследований РАН на основе этого же принципа они разрабатывают прибор для исследования атмосферы Венеры, который в рамках международного сотрудничества будет установлен на борту индийского искусственного спутника планеты «Шукраян».

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий