Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573 Анемометр

Разберем, что значит понятие «Качество сжатого воздуха» и почему важно обращать на него внимание?

Содержание
  1. 1Почему важно учитывать качество сжатого воздуха перед использованием?
  2. Классификация воздуха по степени загрязненности регламентируется
  3. 1ГОСТы
  4. 2Классы чистоты сжатого воздуха по ГОСТ
  5. Классы качества сжатого воздуха по сфере применения
  6. Применение фильтров и оборудования в зависимости от вида включений в сжатом воздухе
  7. 1Какие загрязняющие вещества можно найти в сжатом воздухе?
  8. Где применяется сжатый воздух и какой класс загрязнения допускается для разных видов оборудования
  9. 2Промышленные стандарты
  10. 3Чем опасны загрязнения сжатого воздуха?
  11. Влага
  12. Масло
  13. Микроорганизмы
  14. Негативные последствия, возникающие в результате загрязнения сжатого воздуха
  15. Устройства подготовки сжатого воздуха.
  16. Что значит понятие «Качество сжатого воздуха»?
  17. 4Как удалить загрязняющие вещества из сжатого воздуха?
  18. Снижение уровня влаги с помощью охладителя
  19. Разделение конденсата и сжатого воздуха с помощью влагоотделителя
  20. 5Виды фильтров для удаления масла из сжатого воздуха
  21. Фильтры с углем
  22. Отделение масла от воды
  23. Очистка сжатого воздуха для медицины и пищевой промышленности
  24. Инструменты, которые работают на сжатом воздухе
  25. 3Список действующих стандартов и нормативных документов
  26. Надежные и долговечные компрессоры Dalgakiran
  27. Рекомендации по формированию схем подготовки воздуха

1Почему важно учитывать качество сжатого воздуха перед использованием?

Сжатый воздух, поступающий из компрессора, содержит пары масел, влагу, твердые частицы, микроорганизмы, пыль. В зависимости от сферы деятельности, где его будут использовать, включения могут вызвать негативные последствия, такие как:

  • Появление брака,
  • Образование наростов внутри оборудования, коррозии, абразивное повреждение и засорение воздуходувов,
  • Снижение эффективности технологического процесса, простои в работе,
  • Дополнительные производственные расходы на ремонт техники.

Качественная и рациональная подготовка сжатого воздуха – основа эффективной работы пневмосистемы.

Первым и важнейшим этапом подготовки воздуха является очистка его от загрязнений. Присутствующие в сжатом воздухе загрязнения способны сократить срок службы пневмооборудования в 3~7 раз. До 80% отказов пневматических систем происходят по причине повышенной загрязненности воздуха. Таким образом, надлежащее качество воздуха является определяющим фактором надежности и долговечности пневматической системы.

Про анемометры:  Как углекислый газ поступает в растения

Из этой статьи вы узнаете:

Как и во всех отраслях промышленности, при изготовлении и производстве компрессорного оборудования, применяются определенные правила. Прежде всего, к ним относятся международные стандарты качества, государственные нормативно-технические акты, отраслевые стандарты, а также дополнительные рекомендации по выбору, уходу и эксплуатации компрессорной техники, которые издаются профильными комитетами и министерствами.

Большой проблемой при использовании сжатого воздуха в промышленности являются загрязняющие вещества и повышенная влажность. Чтобы технологические процессы на вашем предприятии, в которых используется сжатый воздух, работали стабильно и бесперебойно, используемый сжатый воздух должен быть очищен от примесей и влаги. От этого напрямую зависит качество конечного продукта и количество брака.

В данной статье мы рассмотрим, какие загрязняющие вещества можно обнаружить в сжатом воздухе, чем они опасны, и какими способами их удаляют.

Что вы узнаете из данной статьи:

Требования к сжатому воздуху могут определяться внутренними нормативными документами, которые разрабатываются с учетом действующих стандартов, технологических процессов.

Применение сжатого воздуха затрагивает практически все производственные предприятия. При подборе необходимого оборудования достаточно часто возникает вопрос, какие предъявляются требования к очистке. В данной статье рассмотрим, какие могут быть классы чистоты сжатого воздуха их отличия и регламентирующие документы.

Как правило, требования указывает производитель технологического оборудования либо устанавливаются отраслевыми документами. Так, например, классы чистоты сжатого воздуха для фармацевтической промышленности отчасти регулирует стандарт GMP (Good Manufacturing Practice). Для пищевой промышленности имеются свои нормативные документы. В случае если параметры не определяются нормативами, следует учитывать все технологические особенности.

Требования к сжатому воздуху могут определяться внутренними нормативными документами, которые разрабатываются с учетом действующих стандартов, технологических процессов. Порой дополнительные условия накладывают такие факторы как среднегодовые температуры, расположение магистрали (на улице или в помещении). Поэтому при подготовке требований к сжатому воздуху учитываются не только нормативные документы, но и специфические особенности.

Основными документами, описывающими классы чистоты, являются ГОСТ 17433-80 и ISO 8573-1. В России в основном используют ГОСТ, но большинство документации на иностранную технику содержат данные по ISO. Данные стандарты имеют ряд отличий, поэтом правильная интерпретация позволит избежать ошибок при проектировании и подборе оборудования. Определить, по какому стандарту указаны требования, можно исходя и записи, например: 1.2.1 по ГОСТ 17433-80 или ISO 8573-1 2.2.3, иногда встречается запись «воздух кл. 3 ГОСТ 17433-80». Данные записи означают:

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

Температура точки росы должна быть:

  • 0 и 1 – ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К (10°С), но не выше 263 К (минус 10°С);
  • 3, 5, 7, 9, 11 и 13 – ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К (10°С);
  • 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 14 температура точки росы не регламентируется

Из приведенных таблиц видны основные отличия, поэтому корректно определить требования к сжатому воздуху требуется на этапе планирования компрессорной и подбора оборудования.

Стандарт Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, аббревиатура ISO) ISO 8573-1 определяет классы чистоты сжатого воздуха по трем параметрам:
– максимальному размеру содержащихся в сжатом воздухе твердых частиц и их концентрации,
– температуре точки росы сжатого воздуха под давлением (т.е. той температуре, при которой содержащаяся в сжатом воздухе вапоризованная влага начнет конденсироваться, т.е. преходить в жидку форму), и
– максимальному содержанию в сжатом воздухе компрессорного масла

Стандарт ISO 8573-1 очень широко используется по всему миру, и в России в том числе. Производители оборудования, потребляющего сжатый воздух, часто указывают требования к его качеству именно по стандарту ISO8573-1. В числе прочих, ссылки на стандарт ISO8573-1 даются и компанией Parker для обозначения требований к качеству сжатого воздуха, предъявляемых таким оборудованием, как, например, пневматические двигатели.

Под кубическим метром следует понимать м³, приведенный к стандартным условиям всасывания (температуре +20°C и абсолютному давлению 1013 мбар). Например, если взять 1 м³ атмосферного воздуха с этими параметрами, и сжать его до избыточного давления 7 бар (=8 бар абсолютного давления) при финальной температуре сжатия, равной тем же +20°C, то фактически после сжатия он будет занимать объем 1/8 от первоначального, то есть 0,125 м³. Однако, считая содержание твердых частиц или компрессорного масла, следует считать, сколько частиц или масла находится в кубометре до сжатия – независимо от того, до какого давления этот кубометр был сжат, и какой объем он занимает после сжатия.

Напротив, указание на значение температуры точки росы относится уже к воздуху, находящемуся под давлением.

Класс чистоты можно указывать одной цифрой, если требования по всем трем параметрам относятся к классу с одним и тем же номером. Например, «класс чистоты 2» означает, что
– в сжатом воздухе должно содержаться не более 0,1 мг/м³ твердых частиц, а размер их не должен превышать 0,1 мкм,
– сжатый воздух должен быть осушен до температуры точки росы не выше -70°C, и
– остаточное содержание масла в сжатом воздухе не должно превышать 0,01 мг/м³.

Если требования по разным параметрам разные, то нужно использовать трехциферное обозначение. Например, «класс чистоты 3.4.3» означает, что
– в сжатом воздухе должно содержаться не более 5 мг/м³ твердых частиц, а размер их не должен превышать 5 мкм,
– сжатый воздух должен быть осушен до температуры точки росы не выше +3°C, и
– остаточное содержание масла в сжатом воздухе не должно превышать 1,0 мг/м³.

Классификация воздуха по степени загрязненности регламентируется

  • ГОСТ 17433-80 «Сжатый воздух. Классы загрязненности»
  • стандартом ISO 8573-1:2001(E) «Compressed air Part 1: Contaminants and purity classes».

Классификация по ГОСТ 17433-80. Стандатом предусмотрены 15 классов загрязненности воздуха от 0 до 14:

1. Содержание посторонних примесей указано для воздуха, приведенного к условиям: температура 293,15 К (20°С) и давление 1013, 25 гПа (760 мм. рт. ст.).

2. Размер твердой частицы принимается по наибольшему измеренному значению.

Пример условного обозначения сжатого воздуха 7-го класса загрязненности: Воздух кл. 7 ГОСТ 17433-80

3. Температура точки росы сжатого воздуха должна быть: для классов 0 и 1 – ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К (10°С), но не выше 263 К (минус 10°С); для классов 3, 5, 7, 9, 11 и 13 – ниже минимальной рабочей температуры не менее чем на 10 К (10°С); для классов 2, 4, 6, 8, 10, 12 и 14 температура точки росы не регламентируется.

Примечание. Минимальная рабочая температура – наименьшая из температур: минимальной температуры сжатого воздуха или минимальной температуры окружающей среды при эксплуатации пневматических устройств и трубопроводов.

4. В сжатом воздухе независимо от класса загрязненности допускаются только следы кислот и щелочей.

5. Классы загрязненности сжатого воздуха следует указывать в технических требованиях к эксплуатации пневматических систем и устройств.

Классификация по стандарту ISO 8573-1. Стандарт предусматривает раздельную классификацию по каждому из трех показателей: размеру или содержанию твердых частиц, содержанию влаги и содержанию масла. Для первого показателя имеются 8 классов, для второго – 10, для третьего – 5.

1ГОСТы

ГОСТ – это один из главных стандартов, действующих на территории России. В документе излагаются стандартизированные термины, устанавливаются нормы и требования к объекту стандартизации, которым может быть материальный предмет, услуги, а также – нормы, правила или требования. С 1992 года государственный стандарт Российской Федерации имеет обозначение ГОСТ Р. Если объект имеет обозначение «ГОСТ», это означает, что он прошел проверку на соответствие, и отвечает всем нормам безопасности.

ГОСТы необходимо отличать от Технического регламента, понятие и действие которого было введено в России в 2002 году (ФЗ № 184 «О техническом регулировании»). В частности, ГОСТы характеризуются количественными параметрами объекта стандартизации, а Технический регламент определяет условия использования данного объекта.

В настоящее время ГОСТы и другие стандарты используются в качестве рекомендуемых для применения нормативных документов. При этом, применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, эксплуатационной или иной документации и (или) в случае маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

Таким образом, если производитель хотя бы один раз указал на упаковке, интернет-сайте, в публичных коммерческих предложениях, инструкции к товару, или рекламе и так далее о применении соответствующего ГОСТа, он должен применять его при производстве соответствующих товаров (выполнении работ, оказании услуг) в обязательном порядке и в дальнейшем.

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

Цена по запросу

Прежде чем попасть к конечному потребителю, воздух проходит следующий путь: забор атмосферного воздуха, компрессор, магистраль сжатого воздуха, конечный пользователь – оборудование. Загрязнение воздуха происходит на каждом из указанных этапов.

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

Загрязнения атмосферного воздуха. Один кубический метр естественного атмосферного воздуха содержит около 140 миллионов твердых частиц, более половины которых имеют размер свыше 1 мкм. Атмосферная пыль в основном состоит из кварцевого песка и окиси алюминия. Кроме этого, в составе воздуха содержится некоторое количество водяного пара, который при сжатии конденсируется, образуя загрязнения в жидкой фазе. Возможно также присутствие в воздухе газообразных загрязнений – продуктов сгорания топлива (например, диоксида серы), паров кислот, щелочей и т.п.

Загрязнения воздуха при сжатии в компрессоре. Сжатие воздуха сопровождается двумя видами загрязнений – водой (в жидком состоянии) и маслом. Выпадение водяного конденсата – физическое явление, характерное для процесса сжатия воздуха. Загрязнение воздуха маслом существенно зависит конструкции, качества и состояния компрессора.

Загрязнения воздуха в пневмомагистрали. Конденсат, присутствующий в сжатом воздухе, вызывает коррозию трубопроводов. Образующиеся при этом частицы ржавчины, а также частицы окалины, имеющейся на стенках труб, увлекаются воздушным потоком. Таким образом, в магистрали к уже имеющимся загрязнениям воздуха добавляются твердые частицы, большая часть которых (77%) имеет размер свыше 60 мкм. Содержание ржавчины и окалины в сжатом воздухе существенно зависит от качества трубопроводов. Так, при хорошем состоянии магистрали концентрация частиц не превышает 4 мг/м . В старых, сильно загрязненных магистралях концентрация частиц ржавчины и окалины может достигать 25 мг/м.

Требования к качеству сжатого воздуха

Качество сжатого воздуха должно соответствовать решаемой задаче. Например, воздух, применяемый для пневмоинструмента в машиностроении, не требует столь тщательной очистки, как воздух, используемый в производстве медикаментов или в пищевой промышленности. Поэтому принято классифицировать сжатый воздух по степени его загрязненности.

Для количественной оценки степени загрязненности воздуха используются следующие показатели:

  • максимальный размер твердых частиц,
  • массовое содержание твердых частиц в единице объема воздуха,
  • массовое содержание воды (в жидком состоянии) в единице объема воздуха,
  • массовое содержание масла в единице объема воздуха,
  • точка росы, т.е. содержание воды в парообразном состоянии.

2Классы чистоты сжатого воздуха по ГОСТ

Чтобы получить качественный сжатый воздух, необходимо правильно подбирать технологическое оборудование для его подготовки. Для этого следует ориентироваться на комплекс стандартов ИСО 8573, в котором определены:

Комплекс стандартов ИСО 8573 – это документ, который включает общие данные о видах загрязнений сжатого воздуха и дает руководство по применению стандарта в промышленных условиях.

В Таблицах, указанных ниже, вы найдете Классы чистоты по сферам использования сжатого воздуха, Классы чистоты по частицам, влажности и содержанию влаги в жидкой фазе, по содержанию масел.

Классы качества сжатого воздуха по сфере применения

Конечная цель использования фильтров – отделение ненужных включений из потока сжатого воздуха. В действительности не существует универсального фильтра, который бы подходил под любой технологический процесс по виду включений и диапазону их размеров. Каждый фильтр является определенным компромиссным решением для той или иной сферы использования.

Применение фильтров и оборудования в зависимости от вида включений в сжатом воздухе

  • Номинальный уровень фильтрации. Параметр определяется минимальным размером частиц, который способен удерживать фильтр.
  • Уровень фильтрации представляет собой максимальный размер частиц, способный проходить сквозь мембрану.
  • Давление. В процессе очистки воздуха неизменно возникает такое явление, как падение начального давления. Вследствие движения потока воздуха и прохождения его через фильтр, давление внутри системы постепенно падает. Чтобы процесс очистки проходил эффективно и без остановки, необходимо следить, чтобы параметр падения давления не превышал установленного производителем.
  • Индекс В-соотношение – соотношение количества включений определенного размера до очистки воздуха к количеству частиц такого же размера, оставшихся после фильтрации. Например, (В)5 = 50 означает, что количество загрязнителей размером 5 мкм после очистки снизилось в 50 раз, чем было.

Чтобы не допустить попадание загрязненного сжатого воздуха в технологический процесс, рекомендуется использовать сжатый воздух Класса 0 (согласно ГОСТу Р ИСО 8573-1-2016 Сжатый воздух. Часть 1. Загрязнения и классы чистоты). Также необходимо помнить, что фильтры должны справляться не только с номинальным расходом, но также имели запас производительности для компенсации падения давления из-за частичного засорения.

Товары

Существует несколько источников появления загрязнений в сжатом воздухе:

  • Из отбираемого воздушного сырья,
  • Из пневматической системы,
  • Наличие влаги внутри пневмосети,
  • Из компрессора.

1Какие загрязняющие вещества можно найти в сжатом воздухе?

Сжатый воздух получают из окружающего нас атмосферного воздуха. 1 кубический метр атмосферной массы содержит, в среднем, до 140 миллионов частиц различных веществ, таких как:

  • вода,
  • аэрозольные частицы химических элементов,
  • масла,
  • микроорганизмы,
  • пары кислот, щелочей, продуктов горения,
  • твердые частицы (основная часть которых – это кварцевый песок, окись алюминия).
Классы загрязнения сжатого воздуха по ГОСТу

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 8573-1-2016 «Сжатый воздух. Часть 1. Загрязнения и классы чистоты» определяет порядок классификации основных загрязнений в системах сжатого воздуха и порядок их учета по следующим параметрам:

  • содержание масел в виде аэрозолей,
  • влажность атмосферной массы,
  • содержание твердых частиц, паров масла и органических растворителей,
  • объем загрязнения газами,
  • загрязнение жизнеспособными микроорганизмами,
  • определение массовой концентрации твердых частиц,
  • определение содержания воды в жидкой фазе.

Где применяется сжатый воздух и какой класс загрязнения допускается для разных видов оборудования

Чтобы получить 1 м3 сжатого воздуха, компрессор должен отработать 11 кубометров исходного атмосферного воздуха при давлении 10 бар. При заборе воздушной массы применяются различные фильтры очистки воздуха. Но даже при их использовании около 80% всех примесей остается в сжатом воздухе, которые в дальнейшем будут контактировать с пневматическим оборудованием и конечным продуктом.

2Промышленные стандарты

Промышленные стандарты также становятся обязательными к выполнению, если их действие вводится на законодательном уровне. Например, инструкции по технике безопасности при работе с компрессорным оборудованием, а именно: передвижные компрессорные установки с рабочим давлением более 0,07 МПа должны эксплуатироваться в соответствии с ФНП “Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением” (приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116).

Международная промышленная стандартизация оборудования дает очевидные преимущества не только производителям, но также инжиниринговым фирмам и конечным потребителям. А именно:

  • регулируется взаимозаменяемость отдельных узлов, систем, расходных материалов
  • становится возможным сравнение технических параметров и производительности оборудования
  • регулируются правила охраны окружающей среды (выбросы в атмосферу, водоемы)
  • регулируются правила охраны труда и т.д.

Международные промышленные стандарты подготавливает специально созданная организация – Международный Комитет по стандартизации (ISO). Такие стандарты страны – члены ISO могут адаптировать к национальным условиям, или брать их за основу при разработке собственной нормативно-технической документации.

Международная некоммерческая организация – Европейский комитет по стандартизации (фр. Comité Européen de Normalisation, CEN) разрабатывает европейские стандарты (евронормы), которые обязательны к применению на территории стран, которые входят в данный союз. Данный Комитет также сотрудничает с другими организациями по стандартизации и оказывает услуги по сертификации на соответствие продукции или услуг европейским стандартам.

Стандарты в области производства сжатого воздуха разрабатываются различными ассоциациями. Например, PNEUROP (Европейский комитет производителей оборудования для сжатого воздуха, вакуумных насосов, пневматических инструментов и вспомогательного оборудования), или Институтом сжатого воздуха и газа в США (CAGI). В частности, PNEUROP плодотворно сотрудничает с комитетами ISO в плане разработки новых стандартов компрессорной техники, измерения производительности компрессора, содержания масла в сжатом воздухе и т. д. Институт сжатого воздуха и газа (CAGI) спонсирует проверку производительности для роторных компрессоров и т.д.

3Чем опасны загрязнения сжатого воздуха?

Рассмотрим подробнее – как примеси влияют на качество сжатого воздуха.

Влага

Водяной пар в сжатом воздухе может вызвать негативные последствия для оборудования и ухудшить качество выполняемых работ. Например, при выполнении аэрографических работ, распыления краски или литья полимеров, капельки влаги смешиваются с химическими веществами и окисляются. В результате данная смесь попадает на покрываемую поверхность, влага выступает поверх краски и образуется высокий процент брака. Кроме того, со временем в трубопроводах компрессора появляется коррозия, утечки, нарушается работа систем управления.

Масло

Объем масла в сжатом воздухе определяется:

  • конструкцией и типом компрессора,
  • рабочим состоянием оборудования,
  • его сроком выпуска.

Существует два типа конструкции компрессорного оборудования – устройства, работающие без смазки в камере сжатия, и машины, работающие со смазкой. Последний тип устройства использует масло непосредственно в процессе сжатия воздушной массы. Соответственно, часть грязного и перегретого компрессорного масла попадает в сжатый воздух.

Современные винтовые или поршневые компрессоры оснащаются многоступенчатыми фильтрами и системами масляного впрыска, что минимизирует попадание масляных паров в сжатый воздух.

Микроорганизмы

Микроорганизмы неизменно присутствуют в атмосферной массе. Более 80% объема всех включений приходится на частицы размером менее 2 микрон. Именно они легко проникают сквозь фильтры и распространяются по всей трубопроводной системе компрессора. Микроорганизмы, попадая внутрь оборудования, смешиваются с водой и другими веществами, размножаются и гибнут. Это приводит к появлению отложений на стенках компрессора и сбою в работе. Размеры живых микроорганизмов могут варьироваться от 0,04 мкм до 4 мкм, поэтому не всегда система фильтрации справляется с мельчайшими бактериями, грибками или вирусами.

Исследования показывают, что в системах сжатого воздуха с повышенной влажностью и температурном режиме выше +20С, рост микроорганизмов практически ничем не ограничен. Масляные пары, влага и другие загрязнители являются прекрасной питательной средой для бактерий.

Негативные последствия, возникающие в результате загрязнения сжатого воздуха

  • появление коррозии в узлах и на рабочих поверхностях,
  • снижение срока эксплуатации машин,
  • поломка и ухудшение рабочих параметров оборудования,
  • увеличение производственных расходов на обслуживание и ремонт техники,
  • появление брака,
  • нарушение технологических процессов на предприятии,
  • низкое качество работы автоматически снижает их стоимость и стоимость конечного продукта.

Устройства подготовки сжатого воздуха.

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

1- Компрессор; 2 – Циклонный сепаратор; 3 – Вентиль; 4 – Ресивер; 5 – Автоматическое устройство слива конденсата; 6 – Предварительный фильтр (3 мкм); 7 – Осушитель; 8 – Конденсатоотводчик; 9 – Фильтр тонкой очистки (1 мкм); 10 – Фильтр тонкой очистки (0,01 мкм); 11 – Угольный фильтр (0,03 мкм); 12 – Водно-масляный сепаратор

Что значит понятие «Качество сжатого воздуха»?

Уровень качества сжатого воздуха имеет большое значение для конечного потребителя. Если загрязненный воздух будет задействован в технологическом процессе, то расходы на устранение последствий могут стать гораздо значительнее, чем на предварительную очистку. Поэтому очень важно правильно оценивать все риски и подбирать класс чистоты сжатого воздуха, в соответствии с тем Классом, который указан в технической документации используемого оборудования.

4Как удалить загрязняющие вещества из сжатого воздуха?

Существует несколько способов очистить сжатый воздух от влаги, масел и других загрязнителей.

Рефрижераторные осушители сжатого воздуха

Адсорбционные осушители для сжатого воздуха

Фильтры для очистки сжатого воздуха от влаги и пыли

Снижение уровня влаги с помощью охладителя

Для охлаждения сжатого воздуха на выходе из компрессора используют специальное оборудование – концевой охладитель. Помимо охлаждения воздушного потока, данный агрегат снижает уровень водяных паров. Многие производители включают охладитель сжатого воздуха в стандартную комплектацию к компрессорам. Непосредственно на предприятии охладитель устанавливают и используют сразу же после компрессорного оборудования.

Процесс очистки воздуха от воды посредством охладителя происходит следующим образом. Теплообменная установка охлаждает горячий воздух и отводит по трубопроводу появившийся конденсат. В зависимости от модели, концевой охладитель может быть воздушного или водяного типа, и снабжаться влагоотделителем с автоматическим сливом конденсата в воздушный ресивер.

Разделение конденсата и сжатого воздуха с помощью влагоотделителя

Очистка сжатого воздуха от масляных паров выполняется с помощью системы фильтрации. Эффективность работы фильтров напрямую зависит от объема водяных паров, концентрации масел в поступающем воздухе и температурный режим рабочих процессов.

Производители фильтров в технической документации указывают рабочие параметры, привязанные к определенной температуре (21°C в большинстве случаев). Данный температурный режим выбран не случайно, так как он является наиболее приближенным к температуре воздуха на выходе после компрессора воздушного типа охлаждения. Также, в работе следует учитывать климатические и сезонные изменения, которые могут вызвать колебания температуры и повлиять на качество очищения воздуха от масел через современные фильтры.

5Виды фильтров для удаления масла из сжатого воздуха

  • Волоконные фильтры – удаление масла в виде аэрозолей или капель. Система очистки, состоящая из волоконного и предварительного фильтра, снижает объем масла в сжатом воздухе до 0,01мг/м3.
  • Масляные фильтры – малоэффективны для удаления масла из воздуха при повышенной влажности.
  • Фильтры с активированным углем – удаление масляных паров из воздуха до 0,003 мг/м3.
  • Стерильные фильтры – малоэффективны для удаления масла из воздуха при повышенной влажности.

Фильтры с углем

Существует два типа угольных фильтров, система очистки которых основана на поглощении жиров и масел – фильтры с напылением из угля и фильтры с насыпным активированным углем. Первый вариант содержит небольшое количество угольной пыли, содержащейся на внутренних поверхностях системы очистки. Диапазон рабочей температуры составляет до 20 °C, способность поглощать масляные пары – до 10-20% собственного веса. За счет этого фильтр с напылением активированного угля имеет небольшой срок эксплуатации.

Фильтр ультратонкой очистки QDT – фильтры для сжатого воздуха с активированным углем

Высокоэффективный фильтр с активированным углем удаляет из системы сжатого воздуха пары масла и запахи. В фильтре QDT используется активированный уголь с высокой адсорбционной способностью. За счет этого вы получаете гарантированно чистый воздух в течение всего срока службы. Межсервисный интервал — один год или 4 000 часов работы, в зависимости от того, что наступит раньше.

В системе фильтрации, где используется насыпной активированный уголь, сорбционная активность гораздо выше. Такой фильтр эффективно очищает сжатый воздух при более высоких температурах и имеет длительный срок эксплуатации.

Длительность работы угольного фильтра напрямую зависит от температуры сжатого воздуха. По мере ее увеличения, объем масляных паров также увеличивается. Чтобы эффективно их улавливать угольные фильтры должны быть рассчитаны на создание минимально возможного падения давления и содержать достаточное количество углерода. Для получения наилучшего очищающего результата, фильтры следует устанавливать как можно ближе к потребителю, а также использовать вместе с другими видами фильтров.

Отделение масла от воды

В процессе сжатия воздуха мельчайшие масляные капли в конденсационной трубке, концевом охладителе или сепараторе частично отделяются и отводятся вместе с конденсатом. Такая эмульсия имеет название – отработанное масло. С экологической точки зрения данную смесь нельзя сливать непосредственно в землю, водоемы или канализацию. Согласно требованиям экологических нормативов отработанные масла подлежат утилизации, которая представляет собой дорогостоящий и длительный по времени процесс.

Простое и экономически обоснованное решение проблемы утилизации отработанного масла заключается в установке специального оборудования – масловлагоотделителя, принцип работы которого основан на разделении масла от влаги. Полученную чистую дренажную воду можно использовать для технических нужд предприятия.

Блок очистки конденсата (масловлагоотделитель) Atlas Copco OSC DIBT

В многоступенчатом процессе сепарации применяются как олеофильные (масловпитывающие) плавающие фильтры, так и фильтрующие пакеты с активированным углем, что обеспечивает высокую производительность, длительный срок эксплуатации и надежность.

Конденсат после очищения содержит так мало масла, что его можно слить без вреда для окружающей среды, не нарушая при этом даже строгие экологические требования.

Очистка сжатого воздуха для медицины и пищевой промышленности

Качественный сухой сжатый воздух имеет большое значение для производства продуктов питания и использования в медицинских целях. Обычный атмосферный воздух не соответствует тем показателям качества, которые необходимы для ухода за больными или управления оборудования. Поэтому используемый воздух должен проходить несколько этапов очистки и осушения.

Для получения сжатого воздуха с требуемыми параметрами используют водоотделитель и коалесцирующие фильтры, которые эффективно удерживают масляные пары, твердые частицы, влагу. После этого, сжатый воздух
поступает в адсорбционный осушитель с холодной регенерацией, где точка росы снижается до температуры -40 °C, необходимой для применения в медицинских целях.

КОАЛЕСЦЕНТНЫЙ ФИЛЬТР / МАСЛЯНЫЙ / С КАРТРИДЖЕМ
UD+

Магистральные фильтры UD+ с технологией «два в одном» снижают энергопотребление на 40%. Лучшие показатели чистоты воздуха в своем классе.
UD+ снижает потери давления на 40%, что на 40% повышает энергоэффективность по сравнению с классической комбинацией магистральных фильтров.
Благодаря использованию технологии «два-в-одном» эти фильтры занимают меньше места и их проще устанавливать. Подходят для эксплуатации в условиях дефицита пространства.

Благодаря конструкции фильтрующего элемента фильтра UD+, вы получите такое же высокое качество воздуха, как при использовании двух стандартных магистральных фильтров.
Технология фильтрации Nautilus гарантирует отсутствие трещин в фильтрующем элементе, так как он расположен вокруг фильтра.
Магистральные фильтры UD+ эффективно снижают содержание масляных аэрозолей, пыли и капель влаги в потоке сжатого воздуха за счет двух этапов фильтрации (DD+ и PD+), объединенных в один.

На следующей стадий очищения воздушный поток проходит дополнительную фильтрацию через фильтр с активированным углем, который снижает количество масел, оксидов серы и азота до безопасного уровня, а катализатор превращает избыточные концентрации окиси углерода в двуокись углерода. Конечный этап очистки позволяет удалить пылевые частицы, попавшие из осушителя.

Инструменты, которые работают на сжатом воздухе

Пескоструйные камеры КСО работают на сжатом воздухе

Фаскосниматель Мангуст – работает от сжатого воздуха

Пневматический труборез – работает на сжатом воздухе

Что говорит ГОСТ. Согласно требованиям ГОСТа 17433-80 «Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности (с Изменением N 1)», используемый в промышленности сжатый воздух по объему содержания в нем влаги, масла, твердых частиц подразделяется на классы (от 0 до 14). Классы допустимой загрязненности сжатого воздуха указываются в технических требованиях к пневматическому оборудованию, ниже приведена сжатая информация по этим классам.

3Список действующих стандартов и нормативных документов

Ниже представлен Список действующих стандартов и нормативных документов, действие которых распространяется на производство и применение компрессорного оборудования, производство и использование сжатого воздуха.

Безопасность оборудования, работающего под давлением:

Директива ЕС 87/404/EC, Простые сосуды под давлением

Директива ЕС 97/23/EC, Оборудование, работающее под давлением, со ссылкой на следующие стандарты:

  • EN 764-1-7, Оборудование, работающее под давлением
  • EN 286-1-4, Простые сосуды, работающие под давлением без огневого подвода теплоты и предназначенные для содержания воздуха или азота.

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

Требования к безопасности машин и механизмов

Директива ЕС «Машины, механизмы и машинное оборудование» 2006/42/EC, со ссылкой на следующие стандарты:

  • EN 1012-1 Компрессоры и вакуумные насосы – требования к безопасности
  • EN ISO 12100-1:2003 AMD 1 2009, Безопасность машин и механизмов – основные понятия, общие принципы проектирования. Часть 1. Основные термины, методология
  • EN ISO 12100-2:2003 AMD 1 2009, Безопасность машин и механизмов – основные понятия, общие принципы проектирования. Часть 2. Технические принципы.

Требования к безопасности окружающей среды

Директива ЕС 2000/14/EC, Шум в окружающей среде, со ссылкой на следующие стандарты:

  • EN ISO 3744:2009, Определение уровней звуковой мощности источников шума с использованием звукового давления. Технический метод
  • EN ISO 2151:2004, Стандарт для испытаний на уровень шума для компрессоров и вакуумных насосов. Технический метод
  • Директива ЕС 2004/26/EC, Стандарт выбросов для внедорожных двигателей – Уровни Stage III, реализованные с 2006 по 2013 год, Stage IV с 2014 года
  • Федеральный стандарт США на выбросы для внедорожных двигателей – Уровни Tier III, реализованные с 2006 по 2008 год, Tier IV с 2008 по 2015 год

Директива ЕС 2004/108/EC, Электромагнитная совместимость, со ссылкой на следующие стандарты:

  • EN 61000-6-2:2005, Электромагнитная совместимость (EMC) – ЧАСТЬ 6-2: Общие стандарты – устойчивость к электромагнитным помехам в промышленных зонах
  • EN 61000-6-4:2006, Электромагнитная совместимость (EMC) – ЧАСТЬ 6-4: Общие стандарты – стандарты по выбросам для промышленных сред
    Директива ЕС 2006/95/EC, Низковольтное оборудование, со ссылкой на следующие стандарты:
  • EN 60034 – Части 1-30, Вращающиеся электрические машины – номинальные значения параметров и эксплуатационные характеристики
  • EN 60204-1:2009, Безопасность машин и механизмов – электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования
  • EN 60439-1:2004, Устройства комплектные низковольтные распределения и управления. Часть 1. Устройства, испытанные полностью или частично.
  • TS EN 60335-2-34 Правила безопасности. Часть для бытовых и аналогичных электрических приборов 2.34: Частные требования к компрессорам двигателя

Медицинские изделия – общие

Директива ЕС 93/42/EC, со ссылкой на следующие стандарты:

  • EN ISO 13485:2000, Пластиковые трубопроводы – метод испытания на герметичность под внутренним давлением
  • EN ISO 14971:2007, Изделия медицинские. Применение менеджмента риска к медицинским изделиям
  • ISO 3857-1:1977, Компрессоры, пневматические инструменты и оборудование. Словарь. Часть 1. Основные понятия
  • ISO 3857-2:1977, Компрессоры, пневматические инструменты и оборудование. Словарь. Часть 2. Компрессоры
  • ISO 5390:1977, Компрессоры – классификация
  • TS EN 12900 Компрессоры хладагента. Представление требований классификации, допусков и данных о производительности производителя.
  • TS ISO 5391 Пневматические инструменты и машины. Термины и рецепты.

Технические характеристики и испытания:

TS 7434 ISO 5941 Компрессоры, пневматические инструменты и машины. Предпочтительное давление.

  • EN ISO 10442 Нефтяная, химическая и газовая промышленность. Встроенные центробежные воздушные компрессоры в комплектах.
  • TS ISO 8010 Compressors – Используется в перерабатывающей промышленности. Винты и связанные с ними типы. Спецификация и технические данные для конструкций.
  • Компрессоры TS ISO 8011. Используются в перерабатывающей промышленности. Типы Turbo. Технические характеристики и таблицы данных для проектирования и строительства.
  • Компрессоры TS ISO 8012 – Используются в перерабатывающей промышленности. Поршневые типы. Технические характеристики и технические данные для проектирования и строительства.
  • ТS EN ISO 11011 Сжатый воздух. Энергоэффективность. Оценка
  • ГОСТ Р ИСО 8573-1–2016 «Сжатый воздух. Часть 1. Загрязнения и классы чистоты»
  • ГОСТ Р ИСО 8573-2–2005 «Сжатый воздух. Часть 2. Методы контроля содержания масла в виде аэрозоля»
  • ГОСТ ИСО 8573-3–2006 «Сжатый воздух. Часть 3. Методы контроля влажности»
  • ГОСТ Р ИСО 8573-4–2005 «Сжатый воздух. Часть 4. Методы контроля содержания твердых частиц»
  • ГОСТ ИСО 8573-5–2006 «Сжатый воздух. Часть 5. Методы контроля содержания паров масла и органических растворителей»
  • ГОСТ Р ИСО 8573-6–2005 «Сжатый воздух. Часть 6. Методы контроля загрязнения газами»
  • ГОСТ Р ИСО 8573-7–2005 «Сжатый воздух. Часть 7. Метод контроля загрязнения жизнеспособными организмами»
  • ГОСТ Р ИСО 8573-8–2007 «Сжатый воздух. Часть 8. Методы определения массовой концентрации твердых частиц»
  • ГОСТ Р ИСО 8573-9–2007 «Сжатый воздух. Часть 9. Методы определения содержания воды в жидкой фазе»

Надежные и долговечные компрессоры Dalgakiran

Одним из лучших вариантов компрессорного оборудования в России на данный момент является Dalgakiran. Это турецкая фирма, которая производит компрессорное оборудование по европейским технологиям и не уступает в качестве передовым зарубежным моделям.

Компрессоры поставляются с ременным и прямым приводами, а также оснащены частотным преобразователем, встроенными и наружными осушителями, сепараторами влаги и масла. Большой номенклатурный ряд позволяет закрыть потребность в сжатом воздухе практически для любого предприятия.

Если вам нужна консультация по выбору компрессорного оборудования и составляющих системы сжатого воздуха, свяжитесь с нашим менеджером одним из способов:

  • По телефону: 8 800 555 95 28 (звонок бесплатный)
  • Заполнив заявку в нашем онлайн-чате.

Рекомендации по формированию схем подготовки воздуха

1. Воздух, выходящий из компрессора, должен охлаждаться. Это может происходить естественным путем или с помощью специальных охладителей. Только после этого имеет смысл пропускать воздух через магистральный фильтр. В противном случае значительная часть воды и масла, находящаяся в парообразном состоянии, беспрепятственно пройдет через фильтр, а при дальнейшем охлаждении воздуха конденсируется в магистрали, образуя загрязнения.

2. Водоотделитель следует использовать совместно с магистральным фильтром, устанавливая водоотделитель после фильтра. Это обеспечивает максимальную эффективность очистки: твердые частицы, масло и основная часть воды задерживаются фильтром, а остатки воды задерживаются водоотделителем. Необходимо также иметь в виду, что даже после полной очистки воздуха от воды конденсат может появиться вновь, если температура воздуха продолжает падать. Поэтому водоотделитель следует устанавливать в той точке пневмомагистрали, где воздух имеет минимальную температуру.

3. Если все потребители воздуха, подключенные к пневмомагистрали, имеют одинаковые требования к его качеству, целесообразно производить централизованную подготовку воздуха. В этом случае необходимый уровень качества воздуха и маслораспыление обеспечиваются в магистрали, в то время как местная подготовка воздуха ограничивается стандартной фильтрацией и регулированием давления.

4.Если потребители имеют различные требования к качеству воздуха, магистральная подготовка обеспечивает только общий базовый уровень качества. Основная подготовка воздуха выполняется после отвода от магистрали в соответствии с требованиями конкретного потребителя. В этом случае определяющей является местная подготовка воздуха.

5.При выборе оборудования следует учитывать, для какой подготовки воздуха оно предназначено – магистральной (централизованной) или местной.

Качество приточного воздуха. Воздушная подготовка. По ГОСТ Р ИСО 8573

Компания ООО «ГК НТЦ» предлагает своим клиентам не только промышленные винтовые компрессоры, но и элементы систем воздухоподготовки: ресиверы, осушители, магистральные фильтры, а так же проектирование и монтаж систем вентиляции компрессорных участков. Вы всегда можете получить консультацию по подбору компрессорного оборудования и оборудования воздухоподготовки у наших специалистов по телефону: (831) 413-77-41, 216-48-06. Будем рады Вам помочь!

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий