Как проверить тягу в газовом котле и почему в дымоходе нет тяги

Как проверить тягу в газовом котле и почему в дымоходе нет тяги Анемометр

Почему нет нормальной тяги в дымоходе

Иногда появляется обратная тяга в дымоходе, когда воздушный поток уходит не вверх, а возвращается назад в помещение. Причины, влияющие на наличие тяги, бывают легкоустранимые и более серьезные:

Анемометром

Профессиональный прибор для измерения скорости движения воздушных масс, его также называют «ветрометром». Это наиболее точный и информативный способ измерения, однако стоимость прибора начинается от 2 тыс. руб. Поэтому применять его целесообразно лишь при возможности взять его во временное использование.

В норме показатели тяги должны быть от 10 до 20 Па.

Котлы с закрытой камерой сгорания в измерении тяги, как правило, не нуждаются. При любых нарушениях горение в них попросту невозможно: приток воздуха не осуществляется без наддува вентилятором, автоматика всегда сообщает о проблемах в его работе.

Герметизация дымохода


Надо проверить дымоход на наличие щелей и отверстий, а при необходимости устранить их для полного восстановления герметизации.

Горящая спичка или легкий лист бумаги

Проверка спичкой тяги в дымоходе проводится следующим образом: ее зажигают и подносят к техническому окну на передней панели котла. Далее наблюдают за поведением пламени спички: явное втягивание огня в окошко означает наличие движения воздушного потока, ровное горение без колебаний говорит об отсутствии тяги, разворачивание пламени в противоположную сторону от смотрового отверстия указывает на присутствие обратной тяги.

Про анемометры:  Все об утечке газа в квартире и частном доме: каковы могут быть причины, как определить наличие утечки и каким образом можно предотвратить возможную аварию? - Газ - Новости -

Датчик газового оборудования

Современные газовые котлы снабжены датчиками для контроля и автоматизации их работы. Устройство при недостаточной интенсивности движения дымовых газов подает сигнал автоматической системе об отключении. Проверка специального датчика тяги газового котла покажет эффективность работы агрегата и позволит контролировать качество сжигания газа, наличие пламени, интенсивность горения.

Монтаж аэродинамических приспособлений

Зонтики, дефлекторы и другие аэродинамические устройства монтируются для сильной тяги в дымовом канале.

Очистка дымохода от засора

Загрязнение дымоходной системы – самая распространенная проблема, которая образуется из-за оседания сажи на стенках или проникновения в дымоход пыли, мусора. Чтобы прочистить засор, понадобится металлический ерш на стальном тросе. При его помощи тщательно прочищаются стенки поступательными движениями по всей длине трубы. Процедура проводится регулярно, даже при нормальной работе котла.

Ошибки проектирования и монтажа

Функциональность системы дымоотведения может быть нарушена из-за ошибок в проектировании или монтаже оборудования. Ошибки при проектировании дымоходной системы – малая высота трубы (меньше 5 м), маленький диаметр труб, большое число колен. При составлении проекта также принимаются в расчет нормативы по размерам конька кровли.

При решении задачи, как увеличить тягу в дымоходе, могут обнаружиться ошибки и в конструкции дымохода, которые можно устранить самостоятельно:


Для безопасной эксплуатации газового оборудования важную роль играет проверка тяги в дымоходной системе. Причины, влияющие на ухудшение и полное отсутствие тяги, бывают разные, но многие можно устранить своими руками.

Своевременное решение проблемы избавит от риска отравления угарным газом, возгорания и задымления помещения. Газовое оборудование и дымоходная система будут функционировать правильно, если проектирование и монтаж производить в соответствии с действующими строительными нормами и правилами.

Периодичность и правила профессиональной проверки дымохода

В многоквартирных домах за проверку, очистку и ремонт каналов отвечают должностные лица, на которые возложено содержание общедомового имущества. Легальность их деятельности должна быть подтверждена лицензией. В частном жилом секторе собственник осуществляет осмотр и обслуживание самостоятельно либо с привлечением специалистов на договорной основе.

Про анемометры:  Датчики давления газа купить в Москве

Профессиональна проверка и чистка обязательна в следующих условиях:

  • при введении в эксплуатацию газифицированного здания, подключении и приемке нового оборудования;
  • в ходе ремонта и переоснащения каналов;
  • при отсутствии тяги;
  • регулярно по мере использования системы.

Организуется периодическая и первичная проверка дымохода. Последняя осуществляется при приемке новых каналов, после капитального ремонта, переустройства системы. Данная процедура возлагается на специализированные организации с привлечением представителя домовладельца, результат декларируется в акте первичной проверки.

Проверке подвергаются:

  • исполнительно-техническая документация;
  • соответствие собранных элементов проекту;
  • полноценность и качество кладки, сборки;
  • сечение канала – оно должно соответствовать паспорту газового оборудования;
  • наличие очищающих устройств и точки их внедрения;
  • специфика теплоизоляции и зоны прокладки труб;
  • наличие и габариты противопожарных уступок и разделок;
  • наличие тяги, отсутствие засоров;
  • целостность оголовка и корректность его размещения относительно крыши.

Периодическая проверка осуществляется минимум 3 раза в год:

  • не менее чем за неделю до старта отопительного сезона;
  • в середине этого периода;
  • в течение недели после его окончания.
Как проверить дымоход
Проверять дымоход нужно 3 раза в год

Кирпичные дымоходы подвергаются осмотру 1 раз в квартал, гончарные, асбестоцементные и бетонные – ежегодно, печи отопительно-варочные – три раза в год в соответствии с привязкой к цикличности отопительного сезона. Зимой ежемесячно, а в северных регионах – 2 раза в месяц осуществляется осмотр оголовков для предотвращения их обмерзания и как следствие закупорки.

В ходе данных регулярных мероприятий уточняют обособленность каналов и плотность их стенок, отсутствие накоплений сажи и засоров, наличие тяги, состояние противопожарных разделок и теплоизоляции. Результаты фиксируются записью в журнале или в виде отдельного акта.

Проверка на засорение дымовой трубы

Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются хозяева. Дымоходная система оборудована специальными смотровыми люками, через которые можно обнаружить засор. Если не получилось, тогда сверху в трубу надо спустить тяжелый шар на веревке до самого низа. Беспрепятственный спуск предмета указывает на чистоту дымохода.

Прогрев помещения

При длительном отсутствии обогрева дома в холодное время давление внизу и вверху дымохода будет одинаковым, поэтому воздух не будет двигаться. Для устранения проблемы надо прогреть комнату электрическим нагревательным прибором для создания разницы температур, после этого разжигается горелка.

Решение проблемы с обратной тягой

Теперь необходимо проверить тягу. Можно воспользоваться специальным прибором, который замеряет скорость воздушного потока — анемометром. Зачастую такого прибора нет, тогда можно воспользоваться народными методами, например, поднести горящую спичку или лист бумаги и увидеть направление движения воздуха. Кроме того, качество тяги можно определить по цвету пламени в печи

  • белый или очень светлый цвет — признак недостаточной тяги;
  • если пламя ровного золотистого цвета — тяга нормальная;
  • темные оттенки апельсинового цвета — недостаточная.

Нет тяги в котле отопления что делать
Золотистое пламя в печи — показатель нормальной тяги

Если печь находится внутри дома — тяга будет лучше, чем, если она расположена у внешней стены.

Основные способы решения проблем с тягой

  1. Улучшение качества дымовой трубы
    . В первую очередь, чтобы улучшить тягу дымохода. Для этого необходимо проверить весь канал на предмет налипания сажи и негерметичности соединения стыков. Все нужно почистить и исправить. Если это не помогло, переходим к следующему способу.
  2. Установка дефлектора на конце трубы
    . Способ хорош, когда воздушные потоки вокруг трубы постоянные и сильные. Дефлектор отлично увеличивает тягу, однако, без ветра дефлектор бесполезен. В некоторых случаях он даже может уменьшать тягу из-за создания дополнительного сопротивления движению воздуха из канала.
  3. Увеличение длины дымохода
    . Простое и быстрое решение. Главное — правильный расчет расположения канала относительно конька здания, а также анализ вероятности возникновения воздушных потоков в месте установки. Ведь даже дымоход длиной 10 метров, установленный в неправильном месте не решит проблемы.
  4. Установка регулятора тяги
    . Устройство компенсирует недостаток или избыток внутреннего давления в канале относительно внешнего. Регулятор позволяет поддерживать оптимальную температуру в печи за счет контроля над подачей воздуха в топку. С ним скорость воздушного потока постоянна, а значит, тяга стабильная и не зависит от внешних факторов (ветра, изменения давления и т.д.).

Нет тяги в котле отопления что делать
Типы дефлекторов для дымохода

Металлические дымоходы быстро нагреваются и быстро остывают, отчего холодный воздух часто опускается к печке. В кирпичных каналах такой проблемы нет, так что они более надежные.

Еще одно важное понятие — обратная тяга. Она возникает, когда сопротивление в дымоходах слишком велико (из-за близости конька здания, стоящих рядом высоких домов и т.д.). В таком случае воздух от огня идет по пути наименьшего сопротивления, то есть в помещение, то есть необходимая нам тяга пропадает вовсе.

Еще существует термин «опрокидывание тяги» — движущийся воздух меняет свое направление только на определенное время. Первые признаки возможно скорого возникновения опрокидывания тяги — образование большого количества дыма при горении, который, при открытии печки, врывается в комнату. Это значит, что тяга ухудшилась, а значит, и вовсе может стать обратной.

Способы устранения обратной тяги те же, что и для улучшения тяги. По сути, обратная тяга — это крайняя и самая неприятная степень плохой тяги, задымление помещения неприятно и даже опасно. Поэтому, в критическом случае, есть смысл обратиться к специалистам. Они быстро проанализируют все факторы и устранят проблему.

От достаточной тяги в дымоходе зависит безопасность и эффективность печного отопления. При обнаружении первых даже незначительных проблем, необходимо провести полную проверку системы для выявления причин неполадок и поиска способов увеличить тягу. Большую часть ремонтных и восстановительных работ можно провести своими руками, но, если уверенности в своих силах нет — необходимо пригласить специалиста.

Причины плохой тяги могут быть очень различны. Что такое тяга в печи. Тяга – аэродинамическое явление, которое определяется направлением движения воздуха, обусловленным разницей давлений в направляющих вытяжных конструкциях внутри и снаружи. То есть, в нашем случае разницей давлений внутри печи и на улице.

Способы восстановления и повышения тяги

Причины снижения тяги обычно являются понятными и легко устраняемыми:

  1. Засорение дымохода. Это может произойти вследствие сажеобразования или попадания в него пыли и грязи из вне. Регулярная очистка дымохода даже при самых благоприятных условиях эксплуатации является нормой. Сделать это можно, например, металлическим ершом на длинной проволоке. Стенки дымохода должны быть максимально чистыми, иметь ровную поверхность.
  2. Недостаточная теплоизоляция дымохода. При недостаточном утеплении большая часть дымохода охлаждается, вследствие чего уже не наблюдается существенный перепад температур, необходимый для достаточного разрежения.
  3. Ошибки в проектировании дымохода. Чаще всего это недостаточная его высота, она должна быть не менее 5 м. Существуют и нормы высоты относительно конька крыши (см. фото ниже). Слабая тяга возможна и при недостаточном диаметре дымохода, чрезмерном количестве колен, негерметичности.
Высота дымохода
Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.

Отдельно стоит отметить ременные явления обратной тяги, гасящие горелку котла, которые возникают не только из-за неправильной высоты дымохода, но и отсутствия грамотно подобранного, защищающего от ветра, дефлектора на нем.

Способы контроля тяги в дымоходе

При заметном снижении эффективности работы газового котла потребители интересуются, как проверить тягу в дымопроводе. Существуют разные способы проверки.

Тяга, создаваемая дымовой трубой

Для того чтобы дымовые газы прошли из топливника по каналам печи к дымовой трубе, преодолев все встречающиеся на пути сопротивления (трение о стенки, возникающие завихрения

и при изменении направления движения газов и т д.), необходимо затратить некоторое усилие Это усилие должно быть больше тех сопротивлений, которые испытывают газы при своем движении, в противном случае печь будет дымить. Эта сила, называемая силой тяги печи, возникает каждый раз, когда топится печь.

Явление тяги основано на том, что все газы, так же как и окружающий нас воздух, имеют массу. При нагревании газы, расширяясь, становятся легче; при охлаждении они сжимаются и становятся тяжелее. Температура дымовых газов, заполняющих трубу, составляет в среднем около 140 °С, и поэтому они намного легче наружного воздуха.

В результате этого в трубе возникает движение дымовых газов вверх (рис. 3). Дымовые газы, образующиеся в топливнике 2 от сгорания топлива, как более легкие, чем окружающий воздух, поднимаются вверх и заполняют дымовую трубу 4. Столб 3 наружного. воздуха, равновеликий столбу дымовых газов в трубе, противостоит этому столбу, но, будучи более холодным, он значительно тяжелее такого же объема газов в дымовой трубе.

Рис. 3. Схема работы дымовой трубы 1 — топочная дверка, 2 — топливник, 3 — столб наружного воздуха, 4 — дымовая, труба.

Проведем через топочную дверку 1 условную вертикальную плоскость и представим себе, что эта плоскость служит как бы перегородкой, отделяющей наружный воздух от дымовых га^ зов, заполняющих топливник и дымовые каналы печи. На перегородку с правой стороны будет давить столб горячих газов высотой от середины топочной дверки до верха дымовой трубы.

Масса левого столба наружного холодного воздуха больше массы правого столба горячих газов. Поэтому левый столб наружного холодного воздуха будет вытеснять дымовые газы, заполняющие дымовую трубу, и в системе будет происходить движение газов по направлению от большего давления к меньшему, т. е. в сторону дымовой трубы.

Действие силы тяги в том и состоит, что она, с одной стороны, заставляет подниматься вверх горячие газы, а с другой стороны, вынуждает воздух проходить в топливник для поддержания горения топлива. Сила тяги тем больше, чем больше разность температур между дымовыми газами в трубе и наружным воздухом и чем выше дымовая труба.

Чтобы усилить тягу, нужно увеличить высоту трубы или

Увеличение тяги в дымоходе своими руками

Существует несколько эффективных способов улучшить тягу в дымоходе.

Улучшение теплоизоляции

При недостаточном утеплении дымохода большая его часть быстро остывает, а температурные перепады отрицательно влияют на создание нормальной зоны разрежения. Надо просто утеплить трубу теплоизолирующим материалом либо провести его замену на новый.

Устранение холодной воздушной пробки в дымовой трубе

Нормальное движение воздушных потоков в дымоходе может нарушить холодная пробка, из-за чего розжиг горелки выполнить затруднительно. Надо сжечь бумагу или солому для нагрева трубы, для большего эффекта можно направить огонь внутрь дымохода посредством плоского предмета.

Устройство установки для сварки термопар

Внимание! При повторении и эксплуатации предлагаемой установки для сварки термопар, в связи с отсутствием гальванической развязки контактов для подключения термопары, необходимо соблюдать полярность подключения установки к электропроводке. К термопаре должен быть подключен исключительно нулевой провод

Прикосновение к фазному проводу может привести к поражению электрическим током.

Существует несколько способов сварки термопар: в электрической дуге, в соляном электросварочном аппарате, с помощью ацетиленовой горелки и в графитном или угольном порошке. Я свариваю термопары для измерения температуры с помощью ЛАТРа и керамической емкости, наполненной порошком из графита. Технология простая, не требует специального оборудования, опыта и доступна для любого домашнего мастера.

По наследству мне досталась самодельная установка для сварки термопар, представленная на фотографии. Установка представляет собой металлическую коробку, в которой установлен ЛАТР, вольтметр переменного напряжения и керамический стакан для графитного порошка.

Электрическая схема установки представлена выше. Питающее напряжение через электрическую вилку подается с бытовой электропроводки через включатель и предохранитель на ток 5 А на первичную обмотку лабораторного автотрансформатора. Неоновая лампочка HL1 служит для индикации включенного состояния установки. Резистор R1 ограничивает ток через HL1.

На дне керамической чаши, наполненной графитным порошком, для подачи тока имеется медная пластина, на которую через латунный винт подается питающее напряжение с переменного контакта ЛАТРа. Нулевой провод, идущий с сетевой вилки, подключается к общему проводу ЛАТРа и к свариваемой термопаре с помощью зажима типа «крокодил».

Величина тока сварки зависит от величины напряжения. Для этого в установке имеется вольтметр переменного напряжения, обозначенный на схеме буквой V. Величина напряжения устанавливается вращением ручки ЛАТРа и подбирается экспериментально в зависимости от диаметра свариваемых проводов и лежит в пределах 20-90 В.

На фотографии показана лицевая панель установки для сварки термопар с обратной стороны. Как видите, ЛАТР закреплен непосредственно на дне коробки, а все остальные элементы электрической схемы закреплены непосредственно на панели.

Для сварки термопары на установке достаточно свить проводники, зажать их крокодилом и плавно прикоснуться к поверхности графита. Возникнет электрическая дуга, выделяющая большое количество тепловой энергии в одной точке. Проводники начинают оплавляться, и расплавленные металлы, смешавшись друг с другом, за счет сил поверхностного натяжения в жидкостях образуют аккуратный шарик, как на фотографии.

Время сварки обычно не превышает трех секунд. Горение дуги сопровождается характерным шипящим звуком, с понижающейся во времени частотой. При наличии опыта по звуку можно легко определить момент окончания процесса сварки. В связи с большой массивностью термопары для газовой колонки, на ее сварку понадобилось около пяти секунд.

Вот фотография хромель-алюмелевой термопары из проводов ∅0,5 мм, сварка которой продемонстрирована в видеоролике выше. Как видите, в месте сварки проводов образовался аккуратный спай круглой формы. Такая термопара прослужит долго.

На установке для сварки термопар мне приходится в основном сваривать хромель-копелевые (ТХК, Тип L) и хромель-алюмелевые (ТХА, Тип K) термопары с диаметром проводников 0,2-0,5 мм. Случалось при ремонте сваривать даже термопару типа К с диаметром проводников 3 мм.

Для защиты глаз от яркого света при визуальном контроле над процессом сварки очки или защитную маску сварщика использовать неудобно, поэтому я использую нейтральный светофильтр высокой плотности от фотоаппарата.

Как показала практика, с помощью простейшей установки, представляющей собой ЛАТР и керамическую чашу с графитным порошком, можно успешно выполнять ремонт термопар, применяемых в системах автоматики газовых колонок, в домашних условиях своими руками.

Цвет и форма пламени горелки

Наиболее простой, но не самый точный визуальный метод проверки тяги в газовом котле. Достаточно заглянуть в техническое окошко котла, находящееся ближе к низу котла, горелочном модуле (на некоторых моделях потребуется снять облицовочную панель).

Если цвет пламени периодически меняется на красный, это говорит о недостаточной тяге, котлу не хватает кислорода для полноценного сжигания газа. Если пламя горелки постоянно изменяет форму и направление, слышны звуки завихрений и сквозняка, присутствует обратная тяга, то есть движение воздушных масс в обратную сторону, вызванное ошибками в конструкции дымохода и порывами ветра.

Чем грозит отсутствие нормального разрежения в топке

Современное, даже самое простое газовое отопительное оборудование не допускает горения при обратной тяге или ее полном отсутствии. Однако при недостаточной, плохой тяге горение прерывают далеко не все модели котлов, а это чревато:

  • распространением по помещению природного газа, вследствие его недожигания из-за нехватки кислорода. В таком случае всегда присутствует характерный запах газа;
  • поступлением токсичных продуктов сгорания в помещение, иногда, особенно в малых количествах они не ощутимы на запах;
  • повышенным сажеобразованием, что приводит к ускоренному засорению дымохода, теплообменника и камеры сгорания котла.

Чем опасна плохая тяга или ее отсутствие

Тяга создается за счет разницы давления в верхней и нижней точке дымохода. Когда она достаточна, в котел поступает необходимый объем воздуха для горения топлива, а продукты горения немедленно выводятся наружу. Отсутствие или слабое движение воздушных потоков в дымоходе чревато опасными последствиями:

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий