1. Выберите схемы, изображающие состав чистых веществ:
На рисунке под номером 2 мы видим разнородные молекулы, поэтому ответ: 1 и 3.
2. Фильтрованием можно разделить смесь:1. воды и сахара;
2. воды и поваренной соли
3. воды и угольной пыли
4. воды и столового уксуса.
Что такое фильтрование? Отделение твердых, нерастворимых частиц от раствора. Какое вещество, из списка выше, нерастворимо в воде? Уголь.
Ответ: 3. воды и угольной выли.
3. Смесь порошков железа и серы является:1) гомогенной;2) гетерогенной.
Смесь чего? Смесь порошков. Казалось бы она должна быть гомогенной, ведь вещества находятся в одинаковом агрегатном состоянии. НО! По определению, гомогенной, называется смесь, в которой частицы вещества невозможно отличить даже под микроскопом. В данном случае, разницу между железом (темно-серое) и серой (светло-желтая) видно даже невооруженным глазом.
Ответ: 2) гетерогенной.
4. Очистить воду от подсолнечного масла можно:1) выпариванием;2) фильтрованием;3) перегонкой;4) отстаиванием.
Если хорошенько помучиться, то можно использовать любой из перечисленных. Но самый простой –.
5. Установите соответствие между смесью и способом ее разделения:
Мел в воде нерастворим. Остальные указанные смеси, и способы их разделения, были описаны в параграфе, так что в подробности вдаваться не буду.Ответы: 1) В; 2) Г; 3) А; 4) Б.
1. При чтении текста о разделении смесей в тетради составьте схему «Основные способы разделения однородных и неоднородных смесей». Для каждого способа приведите примеры.
2. Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.
3. Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль? Почему?
4. Предложите способ выделения глины из ее смеси с водой.
5. Как, не используя каких-либо приспособлений, можно отделить сливки от молока? Найдите в Интернете определение термина «центрифугирование».
Разделение неоднородной смеси
Цели работы: освоить на практике основные способы разделения неоднородных смесей. Разделить смесь соли и песка.
1. Подготовка смеси к разделению.
В химический стакан со смесью соли и песка налейте воду, объем которой примерно равен 1/3 объема стакана. Тщательно размешайте его содержимое стеклянной палочкой с резиновым наконечником. Что вы наблюдаете?
2. Отстаивание смеси.
Извлеките стеклянную палочку из стакана и оставьте его постоять 2-3 мин. Какие изменения произошли в стакане? Запишите свои наблюдения.
1) Приготовьте бумажный фильтр. Для этого кружок фильтровальной бумаги сложите вчетверо, как показано на рисунке. Высота фильтра (радиус кружка) должна быть такой, чтобы его верхний край был примерно на 0,5 см ниже края воронки для фильтрования.
Изготовление бумажного фильтра
2) Вставьте фильтр в воронку. Для того чтобы он плотно прилегал к внутренней поверхности воронки, равномерно смочите его небольшим количеством воды. Для этого можно использовать стеклянную трубочку.
3) Воронку с фильтром поместите в кольцо штатива, как показано на рисунке. Снизу под воронкой поставьте пустой стакан так, чтобы его стенка касалась трубки воронки. Содержимое стакана со смесью воды, песка и соли осторожно, небольшими порциями, сливайте на фильтр.
Что при этом происходит? Где собираются частички песка? Прозрачная жидкость, которая проходит через фильтр и собирается в стакане под воронкой, называется фильтратом. Фильтрат представляет собой раствор соли в воде.
1) Для выделения соли из фильтрата небольшой его объем поместите в фарфоровую чашку.
2) Чашку с фильтратом вставьте в кольцо штатива и осторожно нагревайте на пламени спиртовки так, чтобы жидкость из чашки испарялась без кипения. Что образовалось на дне чашки после испарения всей жидкости? Что представляет собой этот белый порошок? Чем он отличается от исходной смеси соли и песка? Запишите в тетради результаты работы, сделайте рисунки, сформулируйте выводы. Перечислите способы, которые вы использовали для разделения смеси соли и песка.
5. Приведите в порядок своё рабочее место.