Любой продукт теле-, кино- или видеопроизводства проходит через определенные стадии создания. Какой бы тематики, жанра, формата он ни был, без ключевых этапов не обойтись. Вот что они из себя представляют.
Pre-production (препродакшн) – этап подготовки к съемкам.
В Свердловской киностудии завершился первый этап отбора на второй поток Школы кино. Образовательная программа проходит при поддержке Министерства культуры РФ. В этом году профессионалы киноиндустрии будут готовить начинающих вторых режиссеров, DIT-специалистов, административный персонал, а также ассистентов по реквизиту и костюмам.
JustMedia.ru поговорил с руководителем департамента образовательной деятельности киностудии Екатериной Самариной о новых проектах, особенностях второго набора киношколы и перспективах для ее выпускников.
– Завершился первый этап отбора, что ждет кандидатов дальше? Много поступило заявок?
– Первый этап – анкетирование – закончен. В этом году мы получили более 1000 заявок – это значительно больше, чем в прошлом (на первый поток поступило около 600 анкет). Далее кандидатов ждет этап видеовизиток и собеседований. Визитки предусмотрены для вторых режиссеров и административного персонала – они должны уметь себя презентовать. Потом все кандидаты будут общаться с мастерами, с руководством школы, собеседования выявят тех, кто будет обучаться на курсах.
– Чем второй поток Школы кино отличается от первого?
– Было принципиально обновить список специальностей, ведь список кинопрофессий очень большой и наша задача подготовить как можно больше разных специалистов. Но, как и в прошлом году, сейчас мы тоже обучаем профессиям второго состава съемочной группы. Это профессии, азам которых можно обучиться в режиме интенсива, и сразу начать нарабатывать опыт на реальных проектах.
– В прошлом году вы провели курсы для осветителей, механиков камеры, ассистентов художника по гриму и ассистентов художника-постановщика. Что делать тем, кто хотел обучиться специальностям прошлого года?
– Мы видим большой спрос и не можем на него не реагировать. Понятно, что если на специальность подается 300 заявок, а набрать мы может только 20 студентов, то нужно придумывать, как дать возможность обучаться оставшимся. В этом году киностудия планирует запускать платные курсы на основе прошлых наработок, чтобы удовлетворить этот запрос.
– В этом году среди довольно понятных специальностей есть курс DIT-специалистов/ логгеров, кто это такие?
– Как показывает практика, даже понятные специальности – не совсем понятны обывателю. Логгер – это специалист по цифровым изображениям: профессия в кино совсем молодая и очень перспективная. Если объяснять совсем просто, то логгер – это человек, который занимается загрузкой видеоматериалов, но на деле все гораздо сложнее. Мы будем обучать специалистов первой ступени. А профессионалы более высокого уровня занимаются коррекцией цвета и звука, причем и на этапе съемки, и на этапе постпродакшена.
– Вы сказали, что даже понятные специальности – не совсем понятны, как это?
– Например, были кандидаты, которые подавали заявку на второго режиссера в надежде, что это станет ступенькой к профессии «режиссер-постановщик». Но второй режиссер – это административная должность. Второй режиссер не решает творческих задач, но занимается организацией процессов на площадке с самого начала производства кино.
– Как будет работать киношкола? Что ждет студентов в этом году?
– Киношкола будет работать в течение полугода, но все курсы будут в разное время и разной продолжительности. Например, курс DIT-специалистов – это недельный интенсив для 10-12 человек, а самый длительный и широкий курс будет у линейного и административного персонала.
Начнется киношкола с вводных занятий об этапах кинопроизводства и истории мирового кино, далее будет теория и практика от действующих профессионалов отрасли, которые поделятся со студентами своим уникальным опытом. Конечно, упор будет на практику, например, на курсе вторых режиссеров будут планировать съемку фильма или мини-сериала. Также мы будем проводить междисциплинарные мастер-классы, ведь командная работа – очень важный аспект кинопроизводства.
– Что станет итогом работы студентов?
– Выпускной работой наших студентов становится короткометражный фильм. Так было на первом потоке. Возможно, что уже во время киношколы лучшие студенты будут привлекаться к стажировке на проектах Свердловской киностудии.
– А выпускники первого потока остались в кинопроизводстве?
– Первый блин точно не был комом. Выпускники первого потока, которые прошли стажировку у нас или на федеральных проектах в Москве, уже числятся в кадровом резерве Свердловской киностудии. В основном это работники технических специальностей – механики камер и осветители. На них есть спрос и в столичных продюсерских центрах.
– Какие еще проекты в планах образовательного трека киностудии?
– Мы видим запрос на курсы для детей и подростков. В киношколу у нас ограничение 18+, но несмотря на это приходило огромное количество заявок от 16-17-летних подростков, которые очень хотели учиться.
Поэтому сейчас мы разрабатываем направление профориентации. Это будут курсы для старшеклассников и студентов, которые помогут разобраться в профессиях киноиндустрии и расскажут, где и как можно на них учиться.
Для младших школьников разрабатываются актерские курсы и курсы фильммейкинга – это такое популярное направление, когда дети сами снимают игровые и документальные мини-фильмы.
Также уже на предстоящей Ночи Музеев в мае планируем презентовать новую экскурсионную программу. У нас и сейчас есть обзорные и тематические экскурсии, включающие исторические детали и интерактив, но мы хотим сделать их более современными и увлекательными.
– Проект «Код города» тоже будет включать образовательную программу?
– «Код города» – это уникальный проект, который сочетает в себе и образовательную часть, и производство кино. В его создании будут участвовать жители Екатеринбурга, которые снимут свои мини-новеллы о городе. Проект будет состоять из трех элементов: первый – это кинолаборатория, где участников научат основам режиссуры, монтажа и драматургии. Второй элемент – истории наших «сталкеров». И еще один элемент – это съемки того, как снимается фильм. По итогу получится полнометражная картина, которая будет презентована к 300-летию Екатеринбурга.
Кроме кинолаборатории «Кода города» в скором времени планируется запуск лаборатории документального кино. Это будет короткий курс для документалистов, у которых уже есть идеи фильмов. Эта программа поможет молодым режиссерам правильно оформить заявку на фильм и презентовать свою идею.
– Какова главная цель образовательного трека киностудии?
– Главная цель – формирование кадрового резерва на Урале. Это поможет и развивать проекты киностудии, и привлекать в наш регион съемочные группы со всей России. Кинопроизводство – дорогостоящий процесс, и командам очень важно, чтобы на месте был профессиональный персонал второго состава. Это существенно позволяет экономить смету. У нас есть киностудия, есть хорошие локации, теперь нужны только люди, который хотят снимать кино на Урале и про Урал, и которые готовы работать на этих проектах.
Сценарий
Сформулируйте идею, прежде чем писать сценарий. Каждая реплика, каждое действие должны иметь смысл и помогать раскрытию основной задумки.
Монтаж
Процесс монтажа упрощает заранее сделанная раскадровка. Если на съемках была раскадровка, на площадке работал ассистент режиссера и вел монтажный лист, то это облегчает и ускоряет процесс работы монтажера. У него появляется больше времени на творческую составляющую.
На этапе монтажа важна проделанная работа логгера. Логгер делает первоначальный монтаж прямо во время съемок. Это позволяет видеть, как клеятся кадры между собой, и отслеживать, что уже отснято, а что еще предстоит доснять. После проект попадает к монтажеру. Он делает черновой монтаж. Дальше над проектом работают режиссер монтажа и режиссер проекта.
CG (computer graphics) — создание эффектов.
Эффекты придумываются и оговариваются режиссером и оператором со специалистами по их созданию еще на этапе препродакшена. От задуманных эффектов зависит, каким образом будут снимать ту или иную сцену. Проект отдают на графику после монтажа или параллельно с ним. Зависит от самого фильма.
Цветокоррекция
После утвержденного монтажа файл направляется к колористу в нужном формате. Например ProRes 444 XQ: версия ProRes с высочайшим качеством и максимальным битрейтом. В зависимости от длительности фильма на цветокоррекцию выделяется от 1 до 5 смен. Режиссер готовит референс по цветовой гамме, в которой он видит фильм. По нему колорист подбирает цвета.
На цветокоррекции правятся дефекты, например, исправляется неудачно выставленная экспозиция, убираются пересветы. Цветокоррекция визуально преображает стиль фильма. Это тоже часть драматургии. Цветом можно решить визуальное восприятие истории.
Работа со звуком
После собранного монтажа проект отправляют композитору для создания оригинальной музыки. Музыкальные композиции сопровождают весь сюжет фильма. Через них выражаются эмоции, которые рождают те или иные сцены кино.
Фильм полностью озвучивается на студии. Затем звукорежиссер не просто работает над качеством звука, убирает шумы и выравнивает уровень громкости, но и делает саунд дизайн. В крупных проектах для этого нанимают отдельного специалиста. С помощью звуковых эффектов он способен подчеркнуть атмосферу фильма и его целостность, а это имеет большое значение в реализации всего замысла.
Последний этап завершается нажатием заветной кнопочки «экспорт». В этот момент все составляющие собираются воедино и образуют файл с готовым продуктом. Минимизировать процесс организации и реализации съемок помогает опыт. Важно после проделанной работы проводить ее анализ. Каждый новый проект помогает почерпнуть знания и обрести навыки, которые в дальнейшем делают ваши работы лучше.
Познакомьтесь поближе с нашими услугами
От сработанности членов съемочной группы зависит успех проекта. Выбирать лучше уже готовые команды, которые работают вместе не первый раз и понимают друг друга. Можно собрать и собственную группу, если вы дальше собираетесь заниматься съемками, а не просто единожды выступаете в качестве заказчика. В таком случае необходимо грамотно распределить обязанности в команде, учесть, чтобы каждый специалист был занят своим делом.
От бюджета зависит количество участников команды и объем их работ. Будет ли оператор сам отвечать за звук или за установкой микрофонов, качеством записи, уровнем шумов будет следить звукооператор? Будет ли режиссер впоследствии осуществлять монтаж и цветокоррекцию или есть возможность нанять для этого отдельного специалиста? Все эти нюансы должны быть предусмотрены, чтобы, например, режиссеру не пришлось неожиданно во время съемок разыскивать реквизит или решать административные проблемы, когда для этого следовало бы нанять менеджера проекта.
Раскадровка
Представляет собой последовательность нарисованных кадров. В раскадровке фиксируется композиция кадра, угол съемки, освещение, движение камеры и объекта. Она является планом, по которому ведутся съемки. Благодаря раскадровке оператор еще на подготовительном этапе оговаривает с режиссером, можно ли отснять с технической точки зрения задуманные кадры. Вместе они приходят к решению, каким образом это лучше сделать. Все кадры нумеруется для удобства работы с ними. Под каждым кадром остается немного места для пометок, описания действий или реплик персонажа.
Production (продакшн) — период, во время которого идет съемочный процесс. Во время него вся съемочная группа действует согласно уже намеченному плану. Успех этого периода зависит от того, насколько тщательно был проработан предыдущий. Он обнажает все ошибки и упущения подготовительного этапа.
Съемки ведутся по заранее организованному графику. Он прописывается в КПП — календарно-постановочном плане. Это второй по важности документ после сценария для режиссера. Для продюсера же он самый главный, поскольку именно исполнительный продюсер отвечает за процесс производства с административной и финансовой точки зрения. Съемки должны осуществляться в намеченные сроки, иначе это сильно отражается на финансах.
Снимать фильм в линейном порядке зачастую бывает невыгодно, и порядок съемок сцен не совпадает с хронологией сюжета в фильме. Длительность съемочных смен может быть разной, но один из принятых стандартов в теле- и киноиндустрии это 12 часов.
Post-production (постпродакшн) – этап после завершения съемок, во время которого происходит монтаж, цветокоррекция, обработка звука и создание спецэффектов.