PIPL • 3 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) произошла катастрофа

PIPL • 3 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) произошла катастрофа Анемометр

3 декабря 1984 года в бхопале (индия) произошла катастрофа (pipl)

Этот день в истории:

3 декабря население планеты отмечает Международный день борьбы с пестицидами. Выбору этой даты предшествовали трагические события. 3 декабря 1984 года на пестицидном заводе в Бхопале (Индия) произошла экологическая катастрофа, в память которой и был учрежден этот день.

Девиз сегодняшнего Дня: «Пестициды — тупик цивилизации». И цель Дня борьбы с пестицидами — привлечь внимание мировой общественности к решению проблем, возникших в результате производства и использования этих опасных химикатов.

Пестициды — это синтетические химические вещества, которые многие страны во второй половине 20 века широко использовали для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

Однако, как выяснилось позднее, промышленный выпуск этих химикатов принес населению планеты больше вреда, чем пользы. Пестициды били не только по поставленной цели, позволяя получать высокие урожаи с сельских полей (что, впрочем, позднее тоже было поставлено под сомнение), но и по воде, почве, растениям, животным и людям, нанося им непоправимый вред.

http://www.calend.ru/holidays/0/0/3133/

Именно пестициды, по мнению экспертов ООН, стали главной причиной «тихой катастрофы» — так называют сегодняшнее состояние почв в Европе.

Более того, выяснилось: стойкость пестицидов настолько высока, а их распространение настолько глобально, что их обнаружили даже в организмах пингвинов Антарктики, куда пестициды были занесены воздушными и океанскими потоками.

Последствия химического воздействия на биосферу Земли плачевны. Они ведут к различным мутациям и заболеваниям у людей и животных, к нарушению работы репродуктивной и гормональной систем, иммунного статуса, к онкологическим заболеваниям и врожденным дефектам.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире регистрируется около 2 млн. отравлений пестицидами, в основном — при работе с ними.

Сейчас в противовес «пестицидному» сельскому хозяйству ученые выдвигают концепцию «органического» земледелия, основанного на сочетании различных видов растений, природном контроле над вредителями, замене химических удобрений на органические.

Правда, вопрос, когда эта концепция найдет масштабное практическое применение, остается пока открытым.

http://news.am/rus/print/news/299647.html

Авария на заводе в Бхопале, Индия, 1984

В ночь с 2 на 3 декабря 1984 года на химическом заводе в г. Бхопале (Индия), принадлежавшем компании «Юнион Карбайд» (США) и производящем пестициды, произошла авария с выбросом метилизоцианата (МИЦ).

Причиной аварии послужило попадание воды в один из резервуаров, содержащий 41 тонн полученного МИЦ, в результате чего началась реакция МИЦ с водой с образованием монометиламина и диоксида углерода, что привело 3 декабря в 00 часов 15 минут к срабатыванию предохранительного клапана и утечки через него 30—35 тонн содержимого резервуара.

Следует отметить, что системы защиты, установленные на аварийном резервуаре, не сработали. Система охлаждения резервуара была отключена. Система контроля и оповещения о повышении температуры в резервуаре оказалась на момент аварии демонтированной. Не справился со своими задачами скруббер, ибо был рассчитан на абсорбацию небольших количеств МИЦ. Более того, нет точных данных, что он находился в рабочем состоянии в момент аварии. В нерабочем состоянии было и факельное устройство, которое должно было окислить (сжечь) МИЦ до безопасных газообразных веществ.

Несильный ветер со скоростью 5 км/час понес вырвавшиеся из резервуара пары в юго-восточном направлении от завода. Из-за прохладной погоды облако паров не поднялось вверх, а стелилось по земле. В результате смертоносное облако толщиной до 5 метров накрыло городские районы площадью 40 кв. км.

Авария привела к огромным потерям. По не уточненным данным погибло более 2 тысячи человек и пострадало более 200 тысяч человек. Это самая крупная катастрофа за все время развития химической промышленности.

Причиной столь больших потерь послужили: высокая токсичность метилизоцианата. Он вызывает быстрый отек легких, воздействует на глаза, желудок, печень и кожу; время аварии — ночь, когда окрестное население находилось в постелях, многие умерли не проснувшись. Те, кто выжил, шатаясь, выбирались из своих жилищ, ослепшие, с приступом жестокого удушья; перенаселенность окрестностей предприятия, низкое качество городской застройки-трущобы, в помещения которых легко проникал газ; недостаток медикаментов и медицинских учреждений и неподготовленность последних на случай большой утечки метилизоционата; неподготовленность населения к действиям в случае аварии.

Во время аварии для защиты органов дыхания некоторые люди использовали мокрые тряпки, что оказалось достаточно эффективным. К сожалению, не все догадались применить даже такое примитивное средство защиты. На железнодорожном вокзале г. Бхопал, расположенном в двух километрах от химического завода, погибли все служащие, находившиеся на дежурстве в ту роковую ночь. Погибли и люди, ожидавшие поезда.

Тысячи жителей города поспешно покидали свои жилища, накрытые облаком паров МИЦ. Они страдали от острого жжения в глазах, неудержимого кашля и приступов рвоты. Но лишь к 3 часам утра, когда токсичное облако уже скрылось, была организована первая медицинская помощь.

Все местные больницы были переполнены пострадавшими, а медицинский персонал не знал причину отравления и не имел понятия, как лечить людей. Лечение пострадавших было осложнено тем обстоятельством, что анализ крови пострадавших показал высокий уровень содержания цианида в крови. По мнению местных врачей, правильным лечением в данном случае было применение тиосульфата натрия, который используется в качестве средства первой помощи при отравлениях циановодородом.

Зарубежные газеты обвинили администрацию предприятия в том, что она не смогла вовремя предупредить население об опасности и организовать взаимодействие с местными властями, ответственными за действия в чрезвычайных ситуациях.

На химическом заводе в городе Бхопале и раньше случались чрезвычайные ситуации, обусловленные утечкой фосгена и МИЦ, которые представляли серьезную опасность для окружающего населения. В 1981—1982 годах неоднократно имели место аварии, в том числе сопровождаемые отравлением людей со смертельным исходом. Однако меры по совершенствованию защиты персонала завода и населения, проживающего вблизи него, руководством компании «Юнион Карбайд» не принимались.

Администрация завода скрывала информацию о вредном воздействии МИЦ на здоровье людей, своевременно не оповестила население о выбросе МИЦ при аварии, не имела плана эвакуации в случае аварии.

Индийские власти предприняли энергичные меры для ликвидации последствий катастрофы и оказания помощи пострадавшим. В Бхопале были немедленно переброшены армейские подразделения для обеспечения порядка и безопасности, поиска отравленных и умерших в домах, на улицах и в окрестностях города. Прибыли специальные бригады медиков и специалистов по охране окружающей среды, стали доставляться медикаменты, баллоны с кислородом для спасения попавших под ядовитый туман. Под больницы спешно начали переоборудоваться школы, строиться палаточные городки, в которых размещались бежавшие из зараженной зоны люди.

Тогдашний премьер-министр Индии Раджив Ганди, прервав предвыборное турне по стране, немедленно приехал в Бхопал. Он распорядился выделить необходимые средства для оказания помощи жертвам массового отравления, семьям погибших, потерявшим кормильцев. По призыву о помощи, с которым выступил по радио главный министр штата Мадхья-Прадеш Арджун Сингх, со всех концов страны индийцы стали посылать в многострадальный город одежду, лекарства, продовольствие и деньги.

Про анемометры:  Технические характеристики и описание котлов Baxi Eco four 24 f преимущества, параметры устройств

В результате этой катастрофы пострадали не только люди. Был нанесен невосполнимый урон окружающей природе. Поля и дороги были усыпаны погибшими животными, не выстояли даже великаны-буйволы. Специалисты-аграрники, по сообщению калькутской газеты «Амрита базар патрика», считали, что токсичным газом был полностью уничтожен урожай в радиусе 100 миль (167 км). Долгое время пораженная земля оставалась бесплодной.

Были предприняты меры по переработке оставшегося в аварийном резервуаре МИЦ в пестициды, чтобы полностью исключить вероятность утечки его в атмосферу. Над заводом и вокруг него создали «водный экран»: три самолета и пять вертолетов непрерывно распыляли воду над зараженной территорией. Район завода оцепила полиция и войска. В городе закрылись магазины, учебные заведения и учреждения. Население из близлежащих кварталов эвакуировали в безопасные места — в специально созданные палаточные городки. Впоследствии остатки аварийно химически опасного вещества были уничтожены.

Некоторые выводы

Несмотря на то что метилизоцианит — одно из самых высокотоксичных веществ, применяемых в промышленности, опубликованных данных по его токсичности до аварии в г. Бхопале было очень мало. Та информация, которая была опубликована, однозначно показала, что он более токсичен, чем хлор, фосген и циановодород. Авария в г. Бхопале была самой тяжелой за всю историю развития промышленности.

Причина аварии связана с ошибкой, заложенной в проекте: в единичной емкости хранилось очень большое количество высокотоксичного вещества. Кроме того, администрация предприятия не поддерживала в рабочем состоянии все имеющиеся системы обеспечения безопасности при работе с МИЦ. Тяжелое экономическое положение предприятия также явилось одной из причин аварии, поскольку из-за этого были отключены системы защиты.

На заводе использовалась устаревшая технология, от которой отказались промышленно развитые страны. В частности, на производстве применялись в качестве сырья ядовитые газы, которые хранились в трех подземных цистернах емкостью 400 тонн каждая. Они находились в непосредственной близости от г. Бхопала. Во избежание несчастных случаев аналогичные предприятия, действующие в западных странах, не прибегали к хранению ядовитого газа, а полностью перерабатывали его.

Между тем у компании «Юнион карбайд» имелся такой же завод и в США. в штате Западная Виргиния. Однако оба предприятия при всем сходстве имели и серьезные различия в системе обеспечения безопасности. Западновиргинский завод был оборудован компьютерной системой раннего оповещения о всех отклонениях от нормы, системами «чрезвычайного 154 отвода» газа в случае утечки, автоматически регулируемыми клапанами и иными приспособлениями. Ничего подобного на бхопальском заводе не было. Мало того, уже после трагедии выяснилось, что на предприятии в Индии в отличие от завода в Соединенных Штатах, на панели управления отсутствовал индикатор утечки газа — его даже не запроектировали. Количество операторов было сокращено до пяти человек. Служба наблюдения за техническим состоянием оборудования насчитывала всего два работника. В 1981 году, т. е. за год с лишним до катастрофы, эксперты корпорации вскрыли на своем индийском предприятии до десятка серьезных технических неполадок, связанных с состоянием оборудования и обеспечением безопасности производства, но они не были учтены.

Полностью бездействовала служба контроля безопасности производства, которая не отреагировала на отключение системы охлаждения резервуара и допустила испарения в течение 24 часов, не поднимая тревоги и не предупреждая власти.

План спасательных работ отсутствовал, никаких предписаний относительно эвакуации населения в случае крупной аварии не было.

(По материалам МЧС)

http://agesmystery.ru/node/1765

PIPL • 3 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) произошла катастрофа

PIPL • 3 декабря 1984 года в Бхопале (Индия) произошла катастрофа

Бхопальская катастрофа: коммерческая тайна ценой 20 000 жизней

Объект: химический завод Union Carbide India Limited, город Бхопал, Индия.

Химический завод специализировался на производстве инсектицида (средства для уничтожения насекомых-вредителей) — «Севин».

Жизнь после аварии

Когда случилась катастрофа, никто не имел точного представления, что именно происходит. Люди начали умирать, многие из них ужасно мучились. По воспоминаниям свидетелей, некоторые страдали от рвоты, бились в конвульсиях и падали замертво. Другие задыхались или умирали в давке.

Люди пытались как можно скорее покинуть страшное место, в толпе терялись дети. Жертвы катастрофы в Бхопале были брошены на произвол судьбы. Впоследствии руководство корпорации «Юнион карбайд» неоднократно отказывалось выполнять юридические и моральные обязательства перед пострадавшими.

Данные о погибших в ночь катастрофы разнятся. Представители завода называли цифру в 3 800 человек. Муниципальные служащие, которые собственными руками подбирали тела, грузили их на грузовики для захоронения в братских могилах или для сожжения на массовых кострах, считают, что жертв было почти в пять раз больше.

Выжившие, основываясь на количестве проданных в городе саванов, утверждают, что за первую неделю погибло около 8 000 человек. Окончательное число погибших, по примерным оценкам, составляло до 20 000 индийцев. Около полумиллиона выживших всю оставшуюся жизнь страдали от проблем с дыханием, раздражения глаз или слепоты и других заболеваний. Многим была присуждена скромная денежная компенсация, не покрывавшая всех расходов на лечение.

В начале XXI века на месте печально известного завода все еще находилось более 400 тонн промышленных отходов. Несмотря на продолжающиеся протесты и попытки судебных разбирательств, ни сама компания, ни индийское правительство должным образом не очистили участок.

Загрязнение почвы и воды в районе Бхопала стало причиной хронических проблем со здоровьем и множественных случаев врожденных дефектов у местных жителей. В 2004 году Верховный суд Индии обязал государство поставлять чистую питьевую воду жителям Бхопала из-за загрязнения подземных вод.

Причины катастрофы

Причина катастрофы до сегодняшнего дня официально не установлена. Известно, что непосредственной причиной выброса газа в атмосферу стало попадание воды в емкость с метилизоцианатом (МИЦ) — одним из исходных компонентов производства Севина.

Как вода оказалась внутри танка — до сих пор неизвестно. На этот счет есть две версии. Первая гласит, что это была роковая случайность — вода в танк попала после промывки окружающей территории (которая была проведена накануне) из-за неисправных труб и клапанов.

Однако даже поверхностного знакомства с аварией в Бхопале достаточно, чтобы понять: истинная причина катастрофы типична и даже в чем-то банальна для крупного бизнеса — деньги.

Все началось с того, что руководство компании Union Carbide неверно оценило экономическую эффективность предприятия, чья продукция по разным причинам не пользовалась высоким спросом. Это заставило ввести режим жесткой экономии (несмотря на то, что применялся хоть и опасный, но самый дешевый метод производства Севина), в результате чего завод был оборудован далеко не самыми лучшими и надежными системами безопасности.

От экономии пострадала и злополучная емкость с МИЦ. Приборы, показывающие температуру, давление и другие характеристики внутри емкости, безбожно врали, вводя в заблуждение операторов. Но даже и с таким оборудованием катастрофы могло бы и не быть — емкость была оборудована трубой, сжигающей газ в случае его выхода. Но… дожигающая труба за несколько недель до катастрофы была разобрана, и, соответственно, этот барьер на пути газа в атмосферу в момент катастрофы попросту отсутствовал.

Про анемометры:  Все об утечке газа в квартире и частном доме: каковы могут быть причины, как определить наличие утечки и каким образом можно предотвратить возможную аварию? - Газ - Новости -

Другое эффективное средство защиты — скруббер, или нейтрализатор газа, был тоже разобран за три недели до аварии. Тем самым, танк с МИЦ, который должен быть окружен средствами безопасности и приборами контроля, стал простой бесконтрольной цистерной с опаснейшим химическим веществом.

Наконец, за безопасностью на химическом заводе просто-напросто некому было следить: инспектор по безопасности был уволен, а нового брать в штат никто не собирался. Поэтому никого не волновала ни сломанная дожигающая труба, ни врущие приборы контроля, ни устаревшие системы безопасности, ни то, что танк с МИЦ был, вопреки правилам, переполнен.

Владельцы Union Carbide хотели заработать больше денег, но просчитались. А в результате — тысячи жертв, многолетние страдания сотен тысяч людей, колоссальные экономические потери и звание Хиросимы химической промышленности.

Роковое стечение обстоятельств

Сегодня многие исследователи считают, что завод «Юнион карбайд» был обречен почти с самого начала. Американская компания построила фабрику по производству пестицидов в 1970-х годах, полагая, что Индия представляет собой огромный неосвоенный рынок для сбыта продукции по борьбе с вредителями.

Спустя тридцать лет после Бхопальской катастрофы независимые журналисты провели собственное расследование, опираясь на документы компании, интервью с представителями химической отрасли, а также воспоминания очевидцев.

Бывшие сотрудники предприятия сообщили, что первоначальную утечку метилизоцианата обнаружили еще вечером 2 декабря. Начальник смены подумал, что это была утечка воды, и пообещал разобраться с проблемой после перерыва на чай. В течение следующего часа реакция, происходящая в резервуаре, вышла из-под контроля.

Утечка началась примерно через два часа после того, как рабочий, чья подготовка не соответствовала первоначальным стандартам завода, получил приказ от руководителя промыть трубу, не запечатанную должным образом. Эта процедура была запрещена правилами завода.

Сотрудники считают, что наиболее вероятным источником загрязнения, вызвавшего реакцию, стала жидкость из этой трубы. Три основные системы безопасности не смогли справиться с критическими условиями. Одна из них и вовсе была неработоспособна, а вторая была временно выведена из строя на техническое обслуживание.

Кроме того, на заводе в Бхопале не существовало компьютерной системы, которую другие предприятия используют для мониторинга своих функций и быстрого оповещения персонала об утечках. Руководство полагалось на то, что рабочие сами почувствуют выброс метилизоцианата – в этом случае их глаза начали бы слезиться.

Сейчас

Некоторое время после катастрофы завод продолжал работу, в результате которой были израсходованы основные запасы МИЦ, фосгена и других опасных соединений. В 1986 году завод был закрыт, а основная часть его оборудования распродана. Но закрытие предприятие означало не ликвидацию, а только лишь превращение в свалку опасных химических отходов, которая стала настоящим бедствием для Бхопала.

Известно, что сейчас на территории бывшего завода находится свыше 400 тонн опасных химикатов, которые постепенно просачиваются в землю, нанося непоправимый вред окружающей среде, делая воду непригодной для питья, и вызывая множество заболеваний у местного населения.

Техногенные катастрофы #17. бхопал

Про анемометры:  1.2.1. Цифровые манометры

Хроника событий

Катастрофа произошла в ночь со 2 на 3 декабря 1984 года. По неизвестной причине в танк Е610, содержащий 42 тонны МИЦ, попала почти тонна воды, в результате чего началась бурная химическая реакция. При реакции воды с МИЦ, особенно в присутствии соединений железа, образовавшихся из-за коррозии внутри бака, выделяется большое количество тепла — всего за несколько минут температура в баке поднялась до  200 градусов, а давление многократно превысило нормальное.

Первый скачок давления в танке с МИЦ и незначительная утечка химиката были замечены в 00 часов 15 минут, а уже через минуту давление выросло еще вдвое. В это время операторы услышали, как танк с МИЦ издает леденящий душу скрежет, а фундамент под емкостью трескается.

В 00 часов 30 минут 3 декабря аварийный клапан, не выдержав давления, разорвался, и за 60 минут в атмосферу попало около 30 тонн опасного вещества. Газовое облако, стелившееся по земле (так как МИЦ несколько тяжелее воздуха), медленно поползло к расположенным на расстоянии 2 километров трущобам и железнодорожному вокзалу.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий