Проверка вентиляции: методы, поиск неисправностей, рекомендации

Проверка вентиляции: методы, поиск неисправностей, рекомендации Анемометр

Замер относительной утечки воздуха из цилиндров

Оценку технического состояния двигателя (ЦПГ и клапанов) можно произвести замером относительной утечки воздуха из цилиндров, что выполняется при помощи приборов К-69 и К-272.

УСТРОЙСТВО ПРИБОРА К-69М

Прибор (см. рис. 2) состоит из корпуса, панели в сборе, соединительного шланга.

Панель в сборе является законченным узлом, которая в корпусе крепится с помощью четырех винтов. На панели смонтированы манометр измерительный, штуцер выходной, регулировочный винт, трубка манометра, штуцер входной, редуктор.

На лицевой стороне прибора нанесены пояснительные надписи и табличка с указанием порядка проверки утечки воздуха через клапаны двигателя.

Рисунок 2 Принципиальная пневматическая схема прибора К-69М

С прибором имеется комплект принадлежностей:

3 Указатель для нахождения ВМТ и НМТ у дизельных двигателей

4 Комплект подставок (колец)

6 Направляющая указателя для нахождения ВМТ и НМТ.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Работа прибора основана на измерении утечки воздуха, вводимого внутрь цилиндра через отверстия для свечи или форсунки при неработающем двигателе методом измерения падения давления.

ОПИСАНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

Сжатый воздух из воздушной магистрали через гибкий шланг и быстросъемную муфту 1 с клапаном может подаваться или к прибору, или непосредственно к специальному штуцеру 10, установленному в отверстие для свечи или форсунки.

При присоединении гибкого шланга к входному штуцеру 2 прибора, сжатый воздух давлением 3-6 кгс/см 2 поступает в редуктор 3. После понижения давления до 1,6 кгс/см 2 , воздух проходит через входное сопло 4 и поступает через соединительный шланг 9 с быстросъемной муфтой и штуцер 10 в полость цилиндра двигателя.

Шкала манометра проградуирована в процентах утечки. Чем больше неплотности в цилиндропоршневой группе, тем больший процент утечки покажет измерительный манометр. При присоединении шланга воздушной магистрали 1 к штуцеру 10, минуя прибор, благодаря повышенному давлению в полости цилиндра, более четко определяется (путем прослушивания) состояние клапанов и прокладки головки блока цилиндров.

Предельные значения утечек воздуха указаны в таблице 7.

Объект проверкиПоказателиКарбюраторные двигателиДизельные двигатели
С диам. цилиндров 51-75 ммС диам. цилиндров 75-100 ммС диам. цилиндров 101-130ммС диам. цилиндров 75-100 ммС диам. цилиндров 101-130мм
ЦилиндрыУ2, У2-У1Цилиндры негодны, требуют ремонта
более16% более12%более28% более20%более50% более30%более45%более52% более30%
Поршневые кольца и клапанаУ1Негодны поршневые кольца и клапана
более8%более14%более23%более24%более29%
Негодны поршневые кольца и клапана (определение неисправностей производится при помощи индикатора утечки воздуха).
более 4%более 8%более 14%более 8%
Прокладка головки блокаУтечка воздухаПрокладки негодны, если пузырьки воздуха прорываются в горловину радиатора или в стыке между головкой и блоком, а также, если слышится прорыв воздуха в соседний цилиндр.

У1 — утечка воздуха при положении поршня в начале такта сжатия (НМТ).

У2 — утечка воздуха при положении поршня в конце такта сжатия (ВМТ).

ПРОВЕРКА БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

1 Установить в свечное отверстие 1 цилиндра пыж или свисток.

2 Провернуть коленчатый вал (рукояткой) до момента выброса пыжа или подачи свистка.

3 Поворачивать коленчатый вал до прекращения подачи вала с риской на гребенке.

4 Вставить в корпус прерывателя-распределителя шкалу с подставкой (кольцо), а на валик распределителя стрелку.

5 Совместить отметку шкалы, обозначающую ВМТ 1 цилиндра с концом стрелки.

6 Если двигатель стоит на автомобиле, включить низкую передачу коробки передач и затормозить двигатель ручным тормозом.

7 Присоединить быстросъемную муфту соединительного шланга к штуцеру подачи воздуха и вставить его в свечное отверстие двигателя (1 цилиндра).

8 Зафиксировать показание манометра.

9 Результаты измерения занести в таблицу.

При отсутствии неплотностей в клапанах, поршневых кольцах и прокладки головки блока замеренная величина утечки воздуха характеризует состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ), при положении поршня в конце такта сжатия.

В случае получения утечек, больше предельно допустимых, указанных в таблице 6, следует уточнить состояние цилиндропоршневой группы путем замера утечки и при положении поршня в начале такта сжатия для чего:

— отсоединить прибор от штуцера подачи воздуха в цилиндры двигателя;

— растормозить двигатель и выключить передачу (если двигатель стоит на автомобиле);

— вращая коленчатый вал рукояткой до момента подачи свистка, что соответствует началу такта сжатия (НМТ) или установить конец стрелки, установленной на валике распределителе, против отметки на шкале и затормозить двигатель вновь;

— соединить прибор со штуцером подачи воздуха в цилиндры двигателя.

Состояние цилиндра в этом случае характеризует разность утечки воздуха при положении поршня в конце такта сжатия (ВМТ) и начала такта сжатия. Если эта разность больше величины, указанной и табл. 7, то цилиндры требуют капитального ремонта.

Для более точного определения мест утечки следует в цилиндры подать воздух повышенного давления.

Для этого необходимо отсоединить прибор от двигателя и воздушной магистрали. Соединить шланг воздушной магистрали непосредственно со штуцером подачи воздуха в цилиндры двигателя, минуя прибор (при этом давление воздуха должно быть около 4,5 кгс/см 2 ).

В этом случае, благодаря более высокому давлению, более четко прослушиваются утечки через различного рода неплотности.

При определении утечки воздуха через неплотности следует пользоваться индикатором из комплекса принадлежностей или на слух.

Если не годны поршневые кольца, то сильный шум прорывавшегося воздуха легко слышен в маслоналивной горловине.

Если не годны клапана, то визуально наблюдаются колебания индикатора утечки, который вставляется в отверстие для свечи согласно таблицы, которая имеется на панели прибора или слышен шум выходящего воздуха из глушителя или впускного коллектора.

Если величина утечки воздуха значительная, это указывает на одну из следующих неисправностей двигателя.

— зависание клапанов, при этом слышится сильный шум через отверстие для свечи соответствующего цилиндра;

— поломка или пригорание колец, при этом слышится сильный шум через маслоналивную горловину;

— прогорание прокладки головки блока, при этом наблюдается обильное появление пузырей воздуха между головкой и блоком, или в наливной горловине радиатора, а также слышится сильный шум от воздуха, протекающего в смежный цилиндр при прогорании перемычек прокладки между цилиндрами.

Определение технического состояния остальных цилиндров производится аналогично выше изложенному.

Проверка дизельного двигателя проводится анологично.

4.3 Определение количества газов, прорывающихся в картер двигателя

При значительном прорыве газов в картер двигателя свидетельствует об износе ЦПГ и выгорании масла.

Определение объема газов прорывающихся в картер позволяет судить о состоянии шеек цилиндров, поршней и поршневых колец, однако не позволяет определить герметичность клапанов.

Для замера количества газов, прорывающихся в картер двигателя, используется газовый счетчик и реометр.

Рисунок 3 – Схема реометра:

1-V-образный жидкостный манометр; 2-шланг отвода газов в атмосферу; 3-диафрагма; 4-рукоятка диафрагмы; 5-шланг для подвода газов, прорывающихся в картер двигателя; 6-шкала реометра

1 Определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя:

— заглушить пробками трубки системы вентиляции картера и отверстие маслоизмерительного щупа;

— вставить в горловину масляного патрубка конусный наконечник резинового шланга газового счетчика (или подводящего шланга реометра);

— вывесить задний мост автомобиля и поставить под него козелки, а под передние колеса (спереди и сзади) – упоры, препятствующие перемещению автомобиля;

— пустить и прогреть двигатель;

— включить низшую передачу (I или II) в КП и притормозить колеса ножным тормозом так, чтобы двигатель работал с полной нагрузкой при полностью открытой дроссельной заслонке.

Число оборотов при этом должно лежать в пределах 1200-1400 об/мин. Это соответствует скорости движения автомобиля 30-35 км/час – для грузовых автомобилей; 45-60 км/час – для легковых автомобилей;

— замерить объем газов, прорывающихся в картер, в течение 30 сек;

— повторить замер и подсчитать среднее арифметическое значение.

На основании полученных данных сделать заключение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы двигателя.

Нормальные значения величины прерывающихся газов в картер двигателя и их предельно допустимые значения приведены в таблице 8.

Таблица 9 – Значение параметров количества газов, прорывающихся в картер двигателя

Марка двигателяНоминальное значение параметра, л/минПредельно-допустимое значение параметра, л/мин
«ЗИЛ-130»22-28
«ЗМЗ-53»22-25
«ЗМЗ-402.10»
«КамАЗ-740»

Для замера используется бытовой газовый счетчик ГКФ-6 или реометром, индикатором КИ-13671-ГОСНИТИ.

Как рассчитать производительность компрессора? производительность воздушных винтовых компрессоров – "росатмос" – компрессорные системы

Расход сжатого воздуха и производительность компрессора. Очень часто эти два понятия путают. В чем разница? Производительность компрессора, это то количество воздуха, которое производит винтовой компрессор. Расход воздуха, это то количество воздуха, которое потребляет оборудование на вашем производстве. Расход необходимо знать, чтобы правильно подобрать винтовой компрессор.
Как узнать расход воздуха?
Есть три варианта.

Первый — можно взять документацию на все ваше оборудование и посмотреть в технических характеристиках количество воздуха, необходимое для работы оборудование. Сложить значения всех единиц оборудования и конечная цифра будет являться вашим общим расходом воздуха. Этот метод кажется логичным и простым, но, к сожалению, в реальности все не так гладко. Многие производители оборудования указывают неверные данные по количеству сжатого воздуха, необходимого для работы оборудования, а некоторые совсем ничего не указывают относительно сжатого воздуха. Как ни странно это звучит, но это, действительно, так. В паспорте на оборудование уважающий себя и своих покупателей производитель должен указывать не только требования по количеству воздуха, так же должны быть указаны требования к чистоте воздуха. И цифры должны быть реальными.

Про анемометры:  Как проверить вентиляцию в квартире: правильно ли работает, как почистить

Будем надеяться производители оборудования исправятся и начнут комплектовать свое оборудование грамотной документацией. А пока они исправляются, нам нужно как-то понять необходимый расход воздуха в тех случаях, когда в паспорте мы не нашли исчерпывающей технической информации.

Вариант два — провести пневмоаудит. Пневмоаудит позволяет измерить реальный расход сжатого воздуха на вашем предприятии при помощи специального измерительного оборудования. В ваш трубопровод вваривается специальная труба, небольшой длины с вмонтированными измерительными датчиками (датчик давления, датчик расхода и датчик точки росы). Далее вы включаете свое оборудование и приборы показывают вам расход воздуха, давление и точку росы. Данный вариант подходит в том случае, когда на предприятии уже имеется какое-то компрессорное оборудование, которое можно включить для проведения измерений. Если компрессорного оборудования нет совсем, компания, проводящая пневмоаудит может использовать свой тестовый винтовой компрессор для подачи сжатого воздуха в систему проведения всех необходимых измерений. К сожалению, квалифицированных специалистов, способных грамотно провесит пневмоаудит очень мало и найти их непросто.

Третий вариант — вычисление расхода воздуха расчетными методами, без использования специального измерительного оборудования. Рассмотрим данный вариант подробней, т. к. Он является самым простым и не требует никаких финансовых вложений, при этом, многие путаются в понятиях и неверно производят расчеты.
Очень важный момент, который многих сбивает с толку. Производительность и потребление (расход) сжатого воздуха все производители в мире считают в нормальных метрах кубических в минуту. (нм3/мин). В написании может быть не указана буква «н» (м3/мин), ее иногда просто не пишут, но, в любом случае, речь идет о нормальных метрах кубических в минуту. Это означает, что воздух считают не в сжатом виде, а приведенным к давлению 1 атм. Дальше мы еще обсудим этот момент. Это очень важно. Никогда не считают воздух в сжатом виде. Приведу пример. У нас есть компрессор с производительностью 1 м³/мин и давлением 10 атм. У нас есть ресивер, емкостью 1 м³. За какое время винтовой компрессор накачает этот ресивер до давления 10атм? Ваш ответ — за минуту? Ответ неверный. Правильный ответ — за 10 минут. В этом и кроется главная ошибка при расчетах.

Производительность компрессора указана в нормальных м3/мин, приведенных к одной атмосфере, это означает, что компрессор будет накачивать за минуту ресивер на одну атмосферу и ему необходимо 10 минут, чтобы накачать его полностью. Да, в паспорте компрессора указано, что он производит 1 м³/мин, давление 10 атм, это его характеристики. 10 атмосфер это максимальное давление, с которым можем работать данный компрессор. При работе компрессор вырвет воздуха в сжатом виде, но считают воздух всегда по-другому, в несжатом виде. Это единый стандарт, который позволяет всем производителям в мире говорить на одном языке.

Вернемся к расходу (потреблению) сжатого воздуха. Чтобы посчитать расход расчетными методами, необходимо накачать тестовым винтовым компрессором или старым компрессором, имеющимся на производстве, ресивер известного объема, затем выключить компрессорное оборудование и включить оборудование, потребляющее сжатый воздух. Далее, необходимо измерить время, за которое давление в ресивере упадет на 2 атмосферы. Зная объем ресивера и время падения давления можно посчитать реальный расход воздуха. При расчетах не забывайте все считать в нормальных метрах кубических в минуту.

Например. У вас есть ресивер 1 м³/мин. Вы накачали его винтовым компрессором до давление 10 атм, компрессор отключился. Вы включаете оборудование, потребляющее сжатый воздух и у вас падает давление в ресивере с 10 атм до 8 атм за 30 секунд. Как посчитать расход воздуха?

Первым делом приводим расчеты к одной атмосфере. Падения давления на 2 атмосферы за 30 секунд, падение на одну атмосферу за 15 секунд. Будем использовать в расчетах значение времени падения на одну атмосферу — 15 секунд.

Объем ресивера 1 м³/мин. Нас интересует расход в м3/мин. Составляем математическую пропорцию. 1 м³ воздуха тратится за 15 секунд. Хм3/мин будет тратиться за 60 секунд. Х — расход воздуха. Х=1×60 и полученное делим на 15.

Получается 4 м³/мин. Это и есть реальный расход воздуха. Будут вопросы — пишите.

Перейти в каталог

Методы устранения неисправности дмрв

В ряде случаев допускается чистка ДМРВ, но это зависит от особенностей конструкции рабочих чувствительных элементов узла. Но даже при благоприятном исходе это временная мера и надолго восстановленного датчика не хватит. Узел при отказе работоспособности обычно заменяется целиком на новый.

При покупке ДМРВ необходимо учитывать, что новый датчик должен в точности соответствовать штатному. Это должна быть оригинальная деталь с таким же каталожным номером. В других случаях нормальная работа ДВС не гарантируется, даже если внешне датчики абсолютно идентичны.

Неполадки с силовым агрегатом могут быть вызваны нарушениями в работе целого ряда систем: зажигания, подачи топлива или воздуха, датчиков положения распредвалов, коленвала и еще ряда других. Однако одна из вероятных причин при появлении вышеперечисленных признаков неисправностей автомобиля – выход из строя MAF-сенсора.

Привет! Заметил пар недель назад, то машина тупит при трогании и при переключении, колеблется ХХ. Раньше такого не было, даже с моей электронной педалью, ХХ чуть колебался из-за вала, но не так заметно.

Пробег 66 000 км, на 60 000 менял все фильтра, сеточку насоса, РДТ. Поэтому, Почитав форумы и послушав совет друга, решил посмотреть ДМРВ.

Решил проверить визуально. Снял фильтр и увидел, что его нужно почистить.

Средств для чистки ДМРВ нашел мало и цены на него были в районе 600 руб.Стал искать ещё методы. Можно спиртом медицинским, без примесей, а также средством для чистки карбюратора и дроссельной заслонки, главное чтобы в составе не было ацетона.

Как раз в гараже стоял такой. Жидкость фирмы Kerry

Немного боялся, но снял датчик и почистил без механических воздействий, просто распылил средство с расстояния 15 см и дал просохнуть, заодно почистил дроссель.

Поставил всё на место. Включил зажигание, выждал 30 секунд, для адаптации электронного дросселя. Завел машину, холостой ход рванул на 2000 оборотов и машина заглохла.Стало страшновато, завел снова. И тут всё нормально заработало. Видимо горели остатки жидкости в дросселе.

Проехавшись, увидел, что машина не тупит, не дергается, стала подинамичнее набирать скорость.Решил проблемку и проверил один метод ))Кстати теперь буду со временем проводить данную процедуру. Рекомендуется чистка ДМРВ 2 раза в год.

Калина уже набегала 77000 км. и решено было очистить дроссельный узел.И как оказалось не все так просто, как многие тут описывают…

Для доступа к дроссельной заслонке, нам понадобиться снять патрубок. И сам дроссельный узел, крепящийся на 3 шпильках.

Казалось бы все просто. Собираем в обратной последовательности. Заводим. Но авто трясется как будто работает на 2х цилиндрах. Загорается ошибка P0101 — ДМРВ. Расход воздуха вне допустимого диапазона.Патрубки затянуты, все проверено, химия испарилась.

Клема с АКБ на время ремонта была скинута.Проверил напряжение у ДМРВ между желтым контактом и массой описанным многими способом. Увидел показания 1.44В и подумал, что придется менять. Т.к. рекомендуемый диапазон напряжения 1.01 — 1.02 ВМорально попрощавшись с 3000р купил новый ДМРВ — вставляю — замеряю 1.51В.

Как выяснилось данный способ проверки работоспособности ДМРВ для автомобилей с Е-Газом не подходит!Т.к.Главной особенностью систем с E-GAS стала возможность применения Датчика Массового Расхода Воздуха (ДМРВ) частотного типа. ДМРВ предназначен для определения расхода воздуха, поступающего в двигатель внутреннего сгорания.

В таких датчиках, в зависимости от измеренной массы воздуха, меняется не напряжение в канале АЦП, а частота выходного сигнала. Контроллер М17.9.7 (21214-1411020-20) выдает для данного датчика отдельное напряжение питания 5V (контакт Х1-37), на М74 (11183-1411020-01/02; 51/52) ДМРВ питается совместно с датчиками положения дроссельной заслонки (Х1-К1).

Так же наткнулся на интересное информационное письмо Автоваза №7-11:

Выждав 30 секунд с включенным зажиганием, завел авто и проблема ушла сама собой. После очистки ошибок, больше Check не беспокоил.

Так, что владельцы контроллеров М74 и М17.9.7 с Е-Газом не паникуйте при очистке дросселя — проведите адаптацию контроллера.

Расход воздуха или производительность по воздуху – научно-техническое предприятие «тка»

Проектирование системы начинается с  расчета требуемой производительности по воздуху, измеряемой в кубометрах в час. Для этого необходим поэтажный план помещений с экспликацией, в которой указаны наименования (назначения) каждого помещения и его площадь.

Расчет начинается с определения требуемой кратности воздухообмена, которая показывает сколько раз в течение одного часа происходит полная смена воздуха в помещении. Например, для помещения площадью 50 квадратных метров с высотой потолков 3 метра (объем 150 кубометров) двукратный воздухообмен соответствует 300 кубометров в час. Требуемая кратность воздухообмена зависит от назначения помещения, количества находящихся в нем людей, мощности тепловыделяющего оборудования и  определяется СНиП (Строительными Нормами и  Правилами). Так, для большинства жилых помещений достаточно однократного воздухообмена, для офисных помещений требуется 2-3 кратный воздухообмен.

Про анемометры:  BAXI LUNA-3: Инструкция и руководство на русском

Если это офисное помещение 100 кв.м. и в нем работает 50 человек (допустим операционный зал), то для обеспечения вентиляции необходима подача около 3000 м3/ч.

Для определения требуемой производительности необходимо рассчитать два значения воздухообмена: по кратности и по количеству людей, после чего выбрать большее из этих двух значений.

  1. Расчет воздухообмена по кратности:L = n * S * H, где

                   L — требуемая производительность приточной вентиляции, м3/ч;
                  n — нормируемая кратность воздухообмена: для жилых помещений n = 1, для офисов n = 2,5;
S — площадь помещения, м2;
                  H — высота помещения, м;

  1. Расчет воздухообмена по количеству людей:L = N * Lнорм, где

                              L — требуемая производительность приточной вентиляции, м3/ч;
                             N — количество людей;
                              Lнорм — норма расхода воздуха на одного человека:

  • в состоянии покоя — 20 м3/ч;
  • работа в офисе — 40 м3/ч;
  • при физической нагрузке — 60 м3/ч.

Рассчитав необходимый воздухообмен, выбираем вентилятор или приточную установку соответствующей производительности. При этом необходимо учитывать, что из-за сопротивления воздухопроводной сети происходит падение производительности вентилятора. Зависимость производительности от полного давления можно найти по вентиляционным характеристикам, которые приводятся в технических характеристиках оборудования.

Для справки: участок воздуховода длиной 15 метров с одной вентиляционной решеткой создает падение давления около 100 Па.

Типичные значения производительности систем вентиляции:

  • Для квартир — от 100 до 600 м3/ч;
  • Для коттеджей — от 1000 до 3000 м3/ч;
  • Для офисов — от 1000 до 20000 м3/ч.

Не забываем про компромис: рабочее давление, скорость потока воздуха в воздуховодах и допустимый уровень шума.

Для проверки существующих систем вентиляции предлагаем воспользоваться приборами, производства ООО ”НТП ”ТКА” . Чтобы определить объем проходящего через сечение воздуховодов воздушного потока, предлагаем воспользоваться, например, прибором Анемометр Термогигрометр Люксметр “ТКА-ПКМ”(63) с поверкойв режим измерения скорости воздуха. Поместите головку измерительного зонда с датчиками по центру воздуховода так, чтобы красная метка была направлена навстречу воздушному потоку. Затем нажать на кнопку Режим (Hold). По истечении 99 секунд на экран прибора будет выведено среднее значение скорости воздуха Vcp (м/с).
Расход воздуха L (м3/ч) через сечения воздуховодов площадью Fсеч (м2) вычисляется по формуле:

           L = 3600*Vcp*Fceч.

ООО ”НТП ”ТКА” занимается выпуском приборов для оценки характеристик микроклимата с 1999 года. Колоссальный опыт работы, постоянное обновление технической базы и использование передовых технологий позволили компании стать лидером в данной области. Если вам нужно приобрести термогигрометр, анемометр или термометр — сделайте выбор в нашем магазине и получите товар в оговоренный срок. Большой выбор, доступные цены, гарантии производителя и сервисная поддержка на всем протяжении срока службы измерителей скорости движения воздуха, температуры и влажности воздуха — это объективные причины купить эти приборы именно в НТП “ТКА”.

Методика измерения внесена в эксплуатационную документацию (в частности, Руководство по эксплуатации) на средство измерения в раздел Порядок работы. Подтверждение соответствия этой методики измерения обязательным метрологическим требованиям к измерениям осуществлено в процессе утверждения типа данного средства измерения. Таким образом, все выпускаемые нами приборы предназначены для выполнения прямых измерений в полном соответствии со ст.5 (Требования к измерениям) Федерального закона 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Формулы для расчета

Для проведения всех необходимых вычислений необходимо обладать некоторыми данными. Чтобы вычислить скорость воздуха, понадобится следующая формула:

ϑ= L / 3600*F , где

ϑ – скорость потока воздуха в трубопроводе вентиляционного устройства, измеряется в м/с;

L – расход воздушных масс (данная величина измеряется в м 3 /ч) на том участке вытяжной шахты, для которого производится вычисление;

F – площадь поперечного сечения трубопровода, измеряется в м 2 .

По данной формуле и производится расчет скорости воздуха в воздуховоде, причем его фактическое значение.

Из этой же формулы можно вывести и все остальные недостающие данные. Например, чтобы рассчитать расход воздуха, формулу необходимо преобразовать следующим образом:

L = 3600 x F x ϑ .

В некоторых случаях подобные вычисления производить сложно или не хватает времени. В этом случае можно использовать специальный калькулятор. Встречается множество подобных программ в интернете. Для инженерных бюро лучше установить специальные калькуляторы, которые обладают большей точностью (вычитают толщину стенки трубы при расчете ее площади поперечного сечения, ставят большее количество знаков в число пи, высчитывают более точный расход воздуха и т. д.).

Знать скорость движения воздуха необходимо для того, чтобы вычислить не только объем подачи газовой смеси, но и для определения динамического давления на стенки каналов, потерь на трение и сопротивление и т.д.

Как можно понять из формулы (или при проведении практических расчетов на калькуляторах), скорость воздуха увеличивается при уменьшении размеров трубы. Их этого факта можно извлечь ряд преимуществ:

  • не возникнет потерь или необходимости в прокладке дополнительного вентиляционного трубопровода для обеспечения необходимого расхода воздуха, если габариты помещения не позволяют провести каналы больших размеров;
  • можно прокладывать трубопроводы меньших размеров, что в большинстве случаев проще и удобней;
  • чем меньше диаметр канала, тем дешевле его стоимость, снизится цена и на доборные элементы (заслонки, клапаны);
  • меньший размер труб расширяет возможности монтажа, их можно расположить так, как нужно, практически не подстраиваясь под внешние стесняющие факторы.

Однако при прокладке воздуховодов меньшего диаметра необходимо помнить, что при повышении скорости воздуха повышается динамическое давление на стенки труб, увеличивается и сопротивление системы, соответственно потребуется более мощный вентилятор и дополнительные расходы.

Микроклимат, обеспеченный системами вентиляции в жилом или производственном помещении, влияет на самочувствие и работоспособность людей. Для создания комфортных условий жизнедеятельности разработаны нормы, определяющие состав воздуха. Постараемся разобраться, какой должна быть скорость воздуха в воздуховоде, чтобы он всегда оставался свежим и отвечал гигиеническим нормам.

По строительным и гигиеническим нормам, каждый жилой или производственный объект необходимо обеспечить системой вентиляции. Главное ее назначение – сохранение воздушного баланса, создание благоприятного для работы и отдыха микроклимата. Это значит, что в атмосфере, которой дышат люди, не должно наблюдаться переизбытка тепла, влаги, загрязнений различного рода.

Нарушения в организации системы вентиляции приводят к развитию инфекционных болезней и заболеваний дыхательной системы, к снижению иммунитета, к преждевременной порче продуктов питания. В излишне влажной и теплой среде быстро развиваются болезнетворные микроорганизмы, на стенах, потолках и даже на мебели появляются очаги плесени и грибка.

Схема вентиляции в двухэтажном частном доме. Вентиляционная система оборудована приточно-вытяжной энергосберегающей установкой с рекуператором теплоты, который позволяет повторно использовать тепло выводимого из здания воздуха

Одним из условий сохранения здорового воздушного баланса является правильное проектирование системы вентиляции. Каждая часть воздухообменной сети должна быть подобрана, исходя из объемов помещения и характеристик воздуха в нем.

Предположим, в небольшой квартире достаточно хорошо налаженной приточно-вытяжной вентиляции, тогда как в производственных цехах обязательна установка оборудования для принудительного воздухообмена.

При строительстве домов, общественных учреждений, цехов предприятий руководствуются следующими принципами:

  • каждое помещение нужно обеспечить системой вентиляции;
  • необходимо соблюдать гигиенические параметры воздуха;
  • на предприятиях следует установить устройства, увеличивающие и регулирующие скорость воздухообмена; в жилых помещениях – кондиционеры или вентиляторы при условии недостаточной вентиляции;
  • в помещениях разного назначения (например, в палатах для больных и операционной или в офисе и в комнате для курения) необходимо оборудовать разные системы.

Чтобы вентиляция соответствовала перечисленным условиям, нужно сделать расчеты и подобрать оборудование – приборы подачи воздуха и воздуховоды. Также при устройстве вентиляционной системы необходимо правильно выбирать места забора воздуха, чтобы не допустить поступления загрязненных потоков обратно в помещения.

В процессе составления проекта вентиляции для частного дома, многоэтажного жилого здания или производственного помещения рассчитывают объем воздуха и намечают места монтажа вентиляционного оборудования: водухообменных установок, кондиционеров и воздуховодов

От размеров воздуховодов (в том числе домовых шахт) зависит эффективность воздухообмена. Выясним, каковы нормы скорости потока воздуха в вентиляции, указанные в санитарной документации.

Что необходимо знать для определения скорости

Скорость движения воздуха тесно взаимосвязана с такими понятиями, как уровень шума и уровень вибрации в вентиляционной системе. Проходящий по каналам воздух создает определенный шум и давление, которые возрастают с увеличением количества поворотов и изгибов.

Санитарные нормы уровня шума

Нормативы, указанные в СНиП, касаются помещений жилого (частных и многоквартирных домов), общественного и производственного типа. В таблице, представленной ниже, вы можете сравнить нормы для помещений различного типа, а также территорий, прилегающих к зданиям.

Часть таблицы из №1 СНиП-2-77 из параграфа «Защита от шума». Максимально допустимые нормы, относящиеся к ночному времени, ниже дневных значений, а нормы для прилегающих территорий выше, чем для жилых помещений

Уровни звукового давления представлены в другой таблице:

При введении в эксплуатацию вентиляционного или другого оборудования, связанного с обеспечением благоприятного, здорового микроклимата в помещении, допускается лишь кратковременное превышение обозначенных параметров шума

Одной из причин увеличения принятых норм как раз может быть неправильно спроектированная система воздуховодов.

Каким должен быть уровень вибрации

Мощность работы вентиляторов напрямую связана с уровнем вибрации. Максимальный порог вибрации зависит от нескольких факторов:

  • размеров воздуховода;
  • качества прокладок, обеспечивающих снижение уровня вибрации;
  • материала изготовления труб;
  • скорости потока воздуха, проходящего по каналам.

Нормы, которых стоит придерживаться при выборе вентиляционных устройств и при расчетах, касающихся воздуховодов, представлены в следующей таблице:

Про анемометры:  Переключатель, используемый в системах ГБО 4 поколения имеет два положения

Предельно допустимые значения локальной вибрации. Если при проверке реальные показатели выше норм, значит, система воздуховодов спроектирована с техническими недочетами, которые необходимо исправить, или мощность вентилятора слишком велика

Скорость воздуха в шахтах и каналах не должна влиять на увеличение показателей вибрации, как и на связанные с ними параметры звуковых колебаний.

Расчет кратности воздухообмена

Очистка воздуха происходит благодаря процессу воздухообмена, который подразделяется на естественный или принудительный. В первом случае он осуществляется при открывании дверей, фрамуг, форточек, окон (и называется аэрацией) или просто путем инфильтрации через щели на стыках стен, дверей и окон, во втором – с помощью кондиционеров и вентиляционного оборудования.

Смена воздуха в комнате, подсобном помещении или цеху должна происходить несколько раз в час, чтобы степень загрязнения воздушных масс была допустимой. Количество смен – это кратность, величина, также необходимая для определения скорости воздуха в вентканалах.

Кратность вычисляют по следующей формуле:

N – кратность воздухообмена (ч-1); V – объем чистого воздуха, заполняющего помещение за 1 ч (м³/ч); W – объем помещения (м³)

Чтобы не выполнять дополнительные расчеты, средние показатели кратности собраны в таблицы. Например, для жилых помещений подходит следующая таблица кратности воздухообмена:

Судя по таблице, частая смена воздушных масс в помещении необходима, если ему характерна высокая влажность или температура воздуха – например, в кухне или санузле. Соответственно, при недостаточной естественной вентиляции в данных помещениях устанавливают приборы принудительной циркуляции

Что случится, если нормативы кратности воздухообмена не будут соблюдаться или будут, но в недостаточной степени? Произойдет одно из двух:

  • Кратность ниже нормы. Свежий воздух прекращает замещать загрязненный, вследствие чего в помещении увеличивается концентрация вредных веществ: бактерий, болезнетворных микроорганизмов, опасных газов. Количество кислорода, важного для дыхательной системы человека, уменьшается, а углекислого газа, напротив, увеличивается. Влажность повышается до максимума, что чревато появлением плесени.
  • Кратность выше нормы. Возникает, если скорость перемещения воздуха в каналах превышает норму. Это негативно влияет на температурный режим: помещение просто не успевает нагреваться. Излишне сухой воздух провоцирует болезни кожи и дыхательного аппарата.

Чтобы кратность обмена воздуха соответствовала санитарным нормам, следует установить, убрать или отрегулировать вентиляционные приборы, а при необходимости и заменить воздуховоды.

Алгоритм вычисления скорости воздуха

Учитывая вышеизложенные условия и технические параметры конкретно взятого помещения, можно определить характеристики вентиляционной системы, а также рассчитать скорость воздуха в трубах. Опираться следует на кратность воздухообмена, которая для данных расчетов является определяющим значением.

Для уточнения параметров расхода пригодится таблица:

В таблице представлены размеры воздуховодов с прямоугольным сечением, то есть указаны их длина и ширина. Например, при использовании каналов 200 мм х 200 мм при скорости 5 м/с расход воздуха составит 720 м³/ч

Чтобы самостоятельно произвести расчеты, нужно знать объем помещения и норму кратности воздухообмена для комнаты или зала заданного типа. Например, необходимо узнать параметры для студии с кухней общим объемом 20 м³. Возьмем минимальное значение кратности для кухни – 6. Получается, что в течение 1 часа воздушные каналы должны переместить около L = 20 м³ х 6 =120 м³.

Также необходимо узнать площадь сечения воздуховодов, установленных в систему вентиляции. Она вычисляется по следующей формуле:

Предположим, что диаметр воздуховода круглой формы равен 400 мм, подставляем его в формулу и получаем:

S = (3,14 х 0,4²) : 4 = 0,1256 м²

Зная площадь сечения и расход, можем вычислить скорость. Формула расчета скорости воздушного потока:

Обозначения: V (м/с) – скорость воздушного потока, L (м³/ч) – расход воздуха, S (м²) – площадь сечения воздушных каналов (воздуховодов)

Подставляем известные значения, получаем: V = 120: (3600 х 0,1256) = 0,265 м/с

Следовательно, чтобы обеспечить необходимую кратность воздухообмена (120 м 3 /ч) при использовании круглого воздуховода с диаметром 400 мм, потребуется установить оборудование, позволяющее увеличить скорость воздушного потока до 0,265 м/с.

Следует помнить, что описанные ранее факторы – параметры уровня вибрации и уровня шума – напрямую зависят от скорости движения воздуха. Если шум будет превышать показатели нормы, придется снижать скорость, следовательно, увеличивать сечение воздуховодов. В некоторых случаях достаточно установить трубы из другого материала или заменить изогнутый фрагмент канала на прямой.

Во время составления проекта здания выполняют расчет каждого отдельного участка. На производстве это цеха, в жилых домах – квартиры, в частном доме – поэтажные блоки или отдельные комнаты. Перед установкой системы вентиляции известно, каковы маршруты и размеры главных магистралей, какой геометрии необходимы вентиляционные каналы, какой размер труб является оптимальным.

Не стоит удивляться габаритным размерам воздуховодов в заведениях общественного питания или других учреждениях – они рассчитаны на вывод большого количества использованного воздуха

Расчеты, связанные с передвижением воздушных потоков внутри жилых и производственных зданий, относят к разряду наиболее сложных, поэтому заниматься ими обязаны опытные квалифицированные специалисты. Рекомендованная скорость воздуха в воздуховодах обозначена в СНиП — нормативной государственной документации, и при проектировании или сдаче объектов ориентируются именно на нее.

В таблице указаны параметры, которых следует придерживаться при устройстве вентиляционной системы. Числами указана скорость перемещения воздушных масс по местам установки каналов и решеток в общепринятых единицах – м/с

Считается, что внутри помещений скорость воздуха не должна превышать показатель 0,3 м/с. Исключения составляют временные технические обстоятельства (например, ремонтные работы, установка строительной техники и др.), во время которых параметры могу превышать нормативы максимум на 30 %.

В больших по объему помещениях (гаражах, производственных цехах, складах, ангарах) часто вместо одной вентиляционной системы действуют две. Нагрузка делится пополам, следовательно, и скорость воздуха подбирают так, чтобы она обеспечивала по 50 % общего расчетного объема перемещения воздуха (удаления загрязненного или подачи чистого).

При возникновении форс-мажорных обстоятельств возникает необходимость в резкой смене скорости воздуха или полной приостановке работы вентиляционной системы. Например, по требованиям пожарной безопасности скорость движения воздуха снижают до минимума в целях предотвращения распространения по соседним помещениям огня и дыма во время возгорания. С этой целью в воздуховодах и на переходных участках монтируют отсекатели и клапаны.

Как правильно выбрать воздуховоды

Зная результаты аэродинамических расчетов, можно правильно подобрать параметры воздуховодов, а точнее – диаметр круглых и габариты прямоугольных сечений. Кроме того, параллельно можно выбрать прибор принудительной подачи воздуха (вентилятор) и определить потери давления в процессе передвижения воздуха по каналу.

Зная величину расхода воздуха и значение скорости его движения, можно определить, какого сечения воздуховоды потребуются. Для этого берется формула, обратная формуле для подсчета расхода воздуха: S = L / 3600 х V. Используя результат, можно посчитать диаметр:

Если необходимо выбрать прямоугольные, а не круглые воздуховоды, то следует вместо диаметра определить длину/ширину изделий. При выборе ориентируются на примерное сечение, используя принцип a х b ≈ S и таблицы типоразмеров, предоставленные заводами-изготовителями. Напоминаем, что по нормам отношение ширины и длины не должно превышать 1 к 3.

Воздуховоды с прямоугольным или квадратным сечением имеют эргономичную форму, что позволяет устанавливать их впритык к стенам. Этим пользуются, обустраивая домашние вытяжки и маскируя трубы над потолочными навесными конструкциями или над кухонными шкафами (антресолями)

Общепринятые стандарты прямоугольных каналов: минимальные размеры – 100 мм х 150 мм, максимальные – 2000 мм х 2000 мм. Круглые воздуховоды хороши тем, что обладают меньшим сопротивлением, соответственно, имеют минимальные показатели уровня шума. В последнее время специально для внутриквартирного применения выпускают удобные, безопасные и легкие пластиковые короба.

Видео-материалы о системах вентиляции

Полезные видеоролики научат вас работать с физическими величинами и помогут лучше представить, как действует вентиляционная система.

Расчет параметров естественной вентиляции с помощью компьютерной программы:

Полезная информация об устройстве вентиляционной системы в строящемся частном доме:

Информацию статьи можно использовать в ознакомительных целях и для того, чтобы лучше представить себе работу вентиляционной системы. Для более точных расчетов скорости движения воздуха при проектировании домашних коммуникаций рекомендуем обратиться к инженерам, которые знают нюансы устройства вентиляции и помогут правильно выбрать размеры воздуховодов.

Нередко при строительстве дома можно столкнуться с системой воздуховода. Известно, что воздуховод – это одна из главных частей в вентиляционной системе. И, конечно, не маловажен при строительстве сам расчет скорости воздуха в воздуховоде. От правильного расчета будет зависеть распределение воздуха в помещении.

Проверка вентиляции: методы, поиск неисправностей, рекомендации

пропускать необходимый объем воздуха;быть минимум шумным;быть герметичным;

  • иметь минимум потери напора;
  • не превышать норму по скорости воздуха.

Для чего же нужны эти нормы? Конечно, для безопасности самих людей. А так же для нормальных условий на месте работы или отдыха. Важно, чтобы при работе вентиляционной системы никого не продуло или никому не стало плохо от духоты. Именно для безопасности следует соблюдать все установленные нормы и ни в коем случае не отклоняться от них.

Любая ошибка при установке данной системы может привести к негативным последствиям. Следует следить не только за расчетами, но и за техникой сборки системы. Стоит обратить внимание на закрепление системы, трубы достаточно тяжелые, и их падение может закончиться плачевно.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий

Adblock
detector