- 1.2. Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля и его составных частей. Системы питания и воздухообеспечения
- Предохранители дизельных грузовиков газ 3309
- Схема предохранителей на газ 3307
- Схема проводки и электрооборудования газ 3307
- Схемы электропроводки и оборудования газ 3309
- Топливная система дизельного двигателя д-245
1.2. Дизели Д-245.7Е3, Д-245.9Е3, Д-245.30Е3, Д-245.35Е3. Руководство по эксплуатации. Техническое обслуживание дизеля и его составных частей. Системы питания и воздухообеспечения
СЛИВ ОТСТОЯ ИЗ ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
Смотри указания Руководства по эксплуатации транспортного средства.
ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
Смотри указания Руководства по эксплуатации транспортного средства.
ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКА ТОПЛИВА
Срок службы фильтра тонкой очистки топлива зависит от чистоты применяемого топлива. Замену фильтра производите через каждые 25 тыс. км пробега или по результатам диагностики системы «COMMON RAIL» в соответствии с рисунком 19, для чего:
- отверните фильтр 1 со штуцера 7 в корпусе 2 и установите вместо него новый фильтр Mann & Hummel WDK962, поставляемый в сборе с прокладкой 6, которую предварительно смажьте моторным маслом;
- после касания прокладки 6 установочной площадки А на корпусе 2 доверните фильтр еще на ¾ оборота. При этом, доворачивание фильтра производите только усилием рук;
- откройте краник топливного бака и заполните систему топливом в соответствии с Разделом. ЗАПОЛНЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ.
1 — фильтр Mann & Hummel WDK962; 2 — корпус фильтра; 3 — кронштейн; 4 — штуцер; 5 — пробка (для выпуска воздуха); 6 — прокладка; 7 — штуцер. Рисунок 19 — Замена фильтра тонкой очистки топлива.
ЗАПОЛНЕНИЕ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ
Проворачивание дизеля стартером при незаполненной топливом системе питания запрещено. Топливный насос высокого давления выйдет из строя.Для заполнения топливной системы необходимо удалить из нее воздух (прокачать систему) для чего:
- Отверните пробку 5 (Рисунок 20), расположенную на болте крепления отводящего штуцера фильтра тонкой очистки топлива, на 2-3 оборота. Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 3, расположенного на корпусе фильтра грубой очистки топлива 2, заверните пробку 5 (момент затяжки 7-8 Н.м) при появлении топлива без пузырьков воздуха.
- Отверните болт поворотного угольника 7 крепления дренажных трубок на корпусе насоса высокого давления 1 на 2-3 оборота и продолжите прокачку с помощью подкачивающего насоса до появления топлива без пузырьков воздуха. Заверните болт 7 (момент затяжки 3-4 Н.м).
1- насос топливный; 2 — фильтр трубой очистки топлива; 3 — ручной подкачивающий насос; 4 — пробка для выпуска воздуха; 5 — пробка; 6 -фильтр топливный тонкой очистки; 7 — болт поворотного угольника. Рисунок 20 — Удаление воздуха из топливной системы.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ «COMMON RAIL»
Обслуживание топливной системы»COMMON RAIL» проводить на специализированных сервисных центрах или с привлечением специалистов специализированных сервисных центров по обслуживанию систем «COMMON RAIL». Замену форсунок по результатам тестирования системы питания «COMMON RAIL» производить с учетом маркировок форсунки и распылителя, нанесенных в местах указанных на рисунке 24.
Замена распылителя в форсунке без применения специального оборудования и специально обученного персонала, а также во время гарантийного периода запрещена. Во время гарантийного периода замена распылителя в форсунке может производиться только на BOSCH-сервисе или специально авторизованными фирмой BOSCH мастерскими.
Рисунок 24 — Форсунка
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ
Обслуживание воздухоочистителя с бумажными фильтрующими элементами из специального высокопористого картона проводите через каждые 80 тыс. км пробега или, при необходимости, по показаниям сигнализатора засоренности. Обслуживание воздухоочистителя заключается в продувке основного фильтрующего элемента, который задерживает пыль, поступающую в воздухоочиститель.
Загрязнение контрольного фильтрующего элемента указывает на повреждение основного фильтрующего элемента (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек). В этом случае необходимо продуть контрольный фильтрующий элемент, а основной — заменить. Обслуживание воздухоочистителя в соответствии с рисунком 21 выполняйте в следующей последовательности:
- снимите поддон 6;
- снимите основной фильтрующий элемент 1.
Вынимать из корпуса контрольный фильтрующий элемент 2 не рекомендуется. Обдуйте основной фильтрующий элемент сжатым воздухом сначала изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли. Во избежание прорыва бумажной шторы давление воздуха должно быть не более 0,2-0,3 МПа.
1 — элемент фильтрующий основной; 2 — элемент фильтрующий контрольный; 3 — прокладка; 4 — гайка-барашек; 5 — кольцо; 6 — поддон; 7 — корпус. Рисунок 21 — Воздухоочиститель
Струю воздуха следует направлять под углом к поверхности фильтрующего элемента. Во время обслуживания необходимо оберегать фильтрующий элемент от механических повреждений и замасливания. Запрещается продувать фильтрующий элемент выпускными газами или промывать в дизельном топливе.
Очистите подводящую трубу, внутренние поверхности корпуса и поддона воздухоочистителя от пыли и грязи. Перед сборкой воздухоочистителя проверьте состояние уплотнительных колец. При сборке убедитесь в правильности установки фильтрующих элементов в корпусе и надежно затяните гайку-барашек от руки.
ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЙ ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЯ И ВПУСКНОГО ТРАКТА
Проверку герметичности соединений воздухоочистителя и впускного тракта производите через каждые 20 тыс. км пробега. Для проверки герметичности используйте устройство КИ-4870 ГОСНИТИ. При отсутствии устройства герметичность соединений проверьте визуально.
Предохранители дизельных грузовиков газ 3309
Предохранители на ГАЗ 3309 расположены в нескольких местах:
- в моторном отсеке (на кронштейне крепления бачка для заправки жидкости усилителя руля);
- в панели приборов (двумя группами по 10 или 13 штук).
Подкапотный блок предохранителей на машине ГАЗ модели 3309 заглушен сверху пластиковым кожухом, на котором расположены запасные элементы.
Назначение плавких вставок под капотом грузовика с дизелем ММЗ Д-245 Евро 3 и 4:
Номер | Номинал, А | Защищаемая цепь |
А1 | 60 | Подача напряжения на свечи накаливания |
А2 | 30 | Резерв. На машинах с мотором класса Евро 4 на эту вставку выведены цепи внешнего освещения |
А3 | 60 | Главный предохранитель, обеспечивающей защиту всей системы автомобиля (кроме генератора) |
А4 | 30 | Блок управления двигателем |
В случае применения отечественного дизеля ЯМЗ 5344 назначение вставок меняется:
Номер | Номинал, А | Защищаемая цепь |
А1 | 30 | Блок управления двигателем |
А2 | 40 | Внешняя световая сигнализация и освещение (общая защита) |
А3 | 90 | Главный элемент, отвечающий за защиту плюсового провода подключения электрики |
А4 | 125 | Подогреватель воздуха |
Салонные блоки предохранителей машин с моторами ММЗ Евро 3 имеют аналогичное назначение, за исключением:
- Пн-07, рассчитанный на 8А, используется для защиты тахографа (положительный сигнал);
- Пн-09 (на 16А), применяется для подключения управляющего реле системы очистки ветрового стекла;
- Пн-10 (на 16А), дополнительно защищает цепь 15 тахографа (от замка зажигания).
При установке мотора ЯМЗ или ММЗ Евро 4 на машины ставятся блоки БПР-13-07, рассчитанные на 13 вставок каждый. Особенностью устройства является ножевая конструкция предохранителей, которая обеспечивает надежный контакт. В комплект запасных изделий, прилагаемый к каждому грузовику, входит пинцет для замены перегоревших деталей.
Хорошо видна разница между блоками старого и нового типа
Верхняя часть коробки немного отличается от типа двигателя и включает в себя детали следующего назначения (нумерация идет со стороны места пассажира):
Номер вставки | Номинал, А | Назначение |
01 | 25 | Резерв |
02 | 15 | Аварийная сигнализация |
03 | 15 | Система отопления и звуковой сигнал снижения давления воздуха в приводе тормозов |
04 | 10 | Очиститель и омыватель ветрового стекла |
05 | 10 | Резерв |
06 | 10 | Лампы стоп-сигналов, различные реле |
07 | 20 | Клаксон, часть реле и розетка для переносных приборов |
08 | 5 | Положительный импульс на тахограф |
09 | 10 | Коммутатор стеклоочистителя, лампы заднего хода и контроллер свечей накаливания |
10 | 10 | Комбинация приборов, муфта включения вентилятора радиатора и сигнал «15» на тахограф |
11 | 5 | Запас |
12 | 15 | Резерв. При установке мотора ЯМЗ обеспечивает защиту реле подогревателя дизельного топлива |
13 | 15 | Указатели направления поворота |
В нижней части расположены предохранители (конструкция идентична для моторов ММЗ и ЯМЗ):
Номер вставки | Номинал, А | Назначение |
01 | 25 | Резерв |
02 | 15 | Цепь дальнего света правого борта |
03 | 15 | Аналогично для левой стороны и контрольная лампа дальнего света фар |
04 | 10 | Ближний свет правой стороны |
05 | 10 | Аналогично для левого борта |
06 | 10 | Противотуманная лампа на задней части, управляющее реле |
07 | 20 | Резерв |
08 | 5 | Контакт «50» для подачи питания на блок управления двигателем |
09 | 10 | Подсветка моторного отсека, плафоны внутри кабины и на грузовой платформе. Дополнительно подключена колодка для проведения диагностики |
10 | 10 | Система подсветки комбинации приборов и клавиш переключателей |
11 | 5 | Контакт «15» цепей питания блока управления силовым агрегатом |
12 | 15 | Габаритные огни правой стороны и привод электрического корректора угла установки фар головного света |
13 | 15 | Габариты по левой стороне и контрольная лампа включения внешнего освещения. Дополнительно подключены контурные огни, смонтированные на крыше кабины и задней части платформы |
Схема предохранителей на газ 3307
На грузовиках с бензиновыми двигателями имеются две колодки типа ПР-121, расположенные в салоне. Узлы размещены в центральной части панели приборов, закреплены на каркасе при помощи двух саморезов. Колодки рассчитаны на использование устаревших вставок цилиндрической конфигурации.
Схема расположения предохранителей в салоне ГАЗ 3307
Номинал предохранителей в верхней секции с описанием защищаемых узлов и цепей:
Номер | Допустимый ток, А | Назначение |
Пв-01 | 16 | Резервная вставка, для замены |
Пв-02 | 8 | Подсветка моторного отсека и плафон в кабине |
Пв-03 | 8 | Лампы освещения комбинации приборов и переключателей |
Пв-04 | 8 | Питание противотуманной лампы на кормовой части |
Пв-05 | 8 | Правый передний и левый задний габариты, а также контрольная лампочка включения габаритных огней |
Пв-06 | 8 | Левый передний и правый задний габаритный сигнал |
Пв-07 | 8 | Ближний свет левого борта |
Пв-08 | 8 | Аналогично для правого борта |
Пв-09 | 16 | Дальний свет по левой стороне и индикатор включения данного режима |
Пв-10 | 16 | Аналогично для правой стороны |
В нижней секции расположены:
Номер | Допустимый ток, А | Назначение |
Пн-01 | 16 | Запасная деталь |
Пн-02 | 8 | Защита аварийной сигнализации |
Пн-03 | 8 | Указатели направления поворота |
Пн-04 | 8 | Резервная деталь |
Пн-05 | 8 | Клаксон и розетка для установки дополнительного оборудования |
Пн-06 | 8 | Лампы сигналов торможения |
Пн-07 | 8 | Запасной элемент |
Пн-08 | 8 | Система очистки ветрового стекла и подачи омывающей жидкости |
Пн-09 | 16 | Лампа задней передачи и система газобаллонного оборудования |
Пн-10 | 16 | Дополнительный отопитель, элементы комбинации приборов (в том числе и сигнализаторы) |
На грузовике установлены еще несколько предохранителей:
- Для защиты цепей управления розжигом и работой дополнительного автономного подогревателя. Вставка имеет номинал 20А, располагается непосредственно внутри пульта управления.
- Система очистки стекол оборудована биметаллической многоразовой деталью. При перегреве элемент размыкается, обеспечивая защиту привода. После охлаждения работоспособность узла восстанавливается.
- В моторном отсеке (на правой стороне щита) имеется предохранитель на 60А, предназначенный для общей электрики грузовика. Устройство не обеспечивает защиты генераторной установки.
- Рядом установлена дополнительная вставка на 30А, использующаяся в качестве резервной.
Инструкция по эксплуатации автомобиля ГАЗ 3307 допускает использование вместо предохранителей медных проводников со следующими параметрами:
Сила тока, А | Диаметр проволоки, мм |
6 | 0,18 |
8 | 0,23 |
16 | 0,34 |
30 | 0,5 |
60 | 0,8 |
Установка самодельных вставок в электросхеме ГАЗ 3307 возможна только для кратковременного использования. Из-за сложностей с определением параметров проволоки возникает чрезмерное увеличение силы тока и выход из строя потребителей.
Схема проводки и электрооборудования газ 3307
Подробная схема электрооборудования ГАЗ 3307 в максимальном оснащении включает в себя элементы и узлы:
- Боковой повторитель поворота, смонтированный на правом переднем крыле.
- Передний габаритный фонарь (правый).
- Правая фара головного освещения.
- Коммутационная планка.
- Левая фара головного света.
- Установленная в фаре лампа ближнего освещения.
- Лампа дальнего света.
- Лампочка габаритного света.
- Передний габаритный фонарь (левый).
- Лампа указателя направления поворота, установленная в переднем габаритном фонаре.
- Боковой повторитель поворота, расположенный на левом переднем крыле.
- Катушка.
- Распределитель искровых импульсов.
- Свеча.
- Дополнительный резистор для устранения радиопомех в свечном наконечнике.
- Стартер.
- Аккумулятор.
- Управляющее реле стартера.
- Выключатель подачи питания от батареи.
- Индикаторная лампа активированного дальнего света фар.
- Верхняя секция салонного блока предохранителей.
- Клаксон.
- Электромагнит газового клапана. Установлен только на грузовиках, оснащенных газобаллонным оборудованием.
- Электромагнитный элемент клапана подачи бензина, применяется на машинах с комбинированной топливной системой (газ-бензин).
- Переключатель типа топлива.
- Коммутатор системы зажигания.
- Вспомогательное реле, обеспечивающее включение стартера.
- Центральный переключатель режимов освещения.
- Генератор.
- Клавиша управления работой заднего противотуманного фонаря.
- Штекерный разъем.
- Контрольное сопротивление.
- Дополнительный предохранитель автономного подогревателя. Узел устанавливается по отдельному заказу.
- Электрический двигатель, обеспечивающий функционирование независимой системы подогрева двигателя.
- Лампа подсветки комбинации приборов.
- Плафон подсветки кабины.
- Амперметр.
- Блок регулятора напряжения в бортовой сети.
- Пульт управления автономным отопителем.
- Выключатель свечи розжига топлива в котле подогревателя.
- Переключатель режимов работы «автономки».
- Электромагнитный клапан, регулирующий подачу бензина в камеру сгорания автономного отопителя.
- Манометр газовой системы.
- Датчик измерения температуры охлаждающей жидкости.
- Сенсор для включения лампы, предупреждающей о перегреве силовой установки.
- Датчик, передающий информацию о давлении в системе смазки.
- Отдельное устройство, измеряющее критически низкое давление в масляных магистралях.
- Замок зажигания со встроенной контактной группой.
- Нижняя часть салонного блока предохранителей.
- Розетка, предназначенная для подключения дополнительного оснащения (переносной лампы и т. д.).
- Кнопка управления аварийной сигнализацией.
- Свеча розжига пускового подогревателя.
- Второй манометр газовой системы.
- Индикатор уровня бензина в топливном баке.
- Контрольный прибор, отображающий температуру двигателя.
- Манометр системы смазки.
- Электрический двигатель для привода щеток стеклоочистителя.
- Управляющее реле системы очистки стекол.
- Моторчик привода помпы омывателя.
- Подрулевой переключатель, отвечающий за выбор режимов работы фар головного света и указателей направления поворота. Дополнительно устройство используется для подачи предупредительных звуковых сигналов.
- Клавиша для включения повышенной частоты вращения вентилятора штатной системы отопления кабины.
- Аналогичный узел для пониженной частоты.
- Концевой переключатель ламп сигнала торможения.
- Тумблер для определения уровня топлива в разных баках.
- Подрулевой переключатель режимов функционирования очистителя ветрового стекла.
- Отдельный индикатор, отображающий работу повторителей поворота на прицепном оборудовании.
- Контрольная лампа указателей направления поворота на тягаче. При использовании одиночного автомобиля действует только эта лампа.
- Сигнализатор включения габаритного освещения.
- Индикатор состояния привода второго контура тормозной системы.
- Аналогичная лампа для первого контура.
- Контрольная лампа активации стояночного тормоза и неисправности в основных контурах.
- Корпус блока сигнализаторов.
- Концевой переключатель для определения положения рукоятки включения стояночного тормоза.
- Электродвигатель отопителя по правой стороне кабины.
- Аналогичный узел для левого борта.
- Измерительный датчик уровня жидкости в гидравлическом приводе тормозов.
- Сенсор, замеряющий степень разряжения в первом тормозном контуре.
- Аналогичное устройство для второго контура.
- Датчик измерения количества топлива в основном баке.
- Коммутационная пластинка.
- Концевой переключатель в картере коробке, служащий для подключения огня заднего хода.
- Контактное реле, обеспечивающее работу аварийной сигнализации и указателей направления поворота.
- Датчик измерения уровня топлива в дополнительном баке.
- Задний фонарь.
- Розетка для подключения электрического оборудования на прицепе.
- Противотуманный фонарь, установленный на кормовой части грузовика.
- Лампа фонаря заднего хода.
- Лампа предупреждения о торможении.
- Габаритный сигнал.
- Задний указатель направления поворота.
Первая часть
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Цветные обозначения проводов на схеме:
- Б — белый;
- К — красный;
- Ж — желтый;
- З — зеленый;
- Кч — коричневый;
- Ч — черный;
- Г — голубой;
- О — оранжевый;
- Р — розовый;
- Ф — фиолетовый;
- С — серый.
Приведенную схему следует использовать при ремонте подержанных грузовиков ГАЗ 3307 с осторожностью. Из-за низкой коррозионной устойчивости проводки владельцы нередко заменяют целые участки на изделия с иной изоляцией. Вследствие этого возникают сложности при последующем обслуживании.
Схемы электропроводки и оборудования газ 3309
В состав оборудования дизельных грузовиков входят:
Номер на схеме | Описание элемента |
А8 | Блок предпускового подогревателя двигателя, устанавливается по отдельному заказу |
А10 | Отопитель |
В1 | Измеритель рабочего давления масла |
В2 | Сигнализатор чрезвычайно низкого давления в системе смазки |
В7 | Измерительный элемент в системе охлаждения двигателя |
В8 | Специальный элемент, предназначенный для сигнализации о перегреве двигателя |
В12 | Измерительный элемент в топливном баке |
В19 | Сенсор засорения полости воздушного фильтра |
В31 | Датчик аварийного давления в первом контуре тормозной системы |
В32 | Аналогичный элемент во втором контуре |
В61 | Индикатор перегрева предпускового подогревателя |
В67 | Сенсор уровня жидкости в гидравлическом приводе тормозов |
В97 | Устройство измерения давления первого контура |
В98 | Аналогичная деталь второго контура |
В99 | Измеритель аварийного состояния хода поршня в пневматическом усилителе тормозов (первый контур) |
В100 | Аналогичная деталь во втором контуре (правая часть) |
В101 | Аналогичная деталь во втором контуре (левая часть) |
D25 | Контроллер электрического корректора угла установки фар головного света |
Е1 | Левая фара |
Е2 | Правая фара |
Е5 | Комбинированный передний фонарь слева (габаритный сигнал и указатель поворота) |
Е6 | Аналогичный элемент справа |
Е9 | Повторитель направления поворота, смонтированный на поверхности правого крыла |
Е10 | Идентичный узел на левом крыле |
Е11 | Лампа контурной подсветки на крыше кабины (левая часть) |
Е12 | Аналогичная деталь на правой стороне кабины |
Е16 | Плафон освещения интерьера кабины |
Е27 | Задний фонарь по левой стороне грузовика |
Е28 | Аналогичный узел по правому борту |
Е29 | Плафон индикации заднего хода |
Е31 | Задний противотуманный фонарь |
Е33 | Левый фонарь задней контурной подсветки |
Е34 | Аналогичная деталь правого борта |
Е35 | Лампа освещения подкапотного пространства |
Е37 | Передний левый габаритный сигнал |
Е38 | Правый габаритный огонь на передней части |
Е39 | Боковой габарит для обозначения задней левой стороны грузовика |
Е40 | Идентичный элемент на правом борту |
Е50-Е53 | Индивидуальные свечи накаливания (4 шт.) |
Е54 | Пусковая свеча, используемая при розжиге автономного подогревателя |
Е73 | Левый модуль световых сигнализаторов |
Е84 | Аналогичный элемент на правой стороне |
F26 | Термический предохранитель для защиты предпускового подогревателя |
F41 | Модуль силовых предохранителей в моторном отсеке |
F42 | Верхняя секция салонного блока плавких вставок |
F43 | Аналогичная нижняя часть |
G1 | Генератор |
G2-G5 | Батареи (4 шт.) |
Н1 | Левый клаксон |
Н2 | Правый звуковой сигнал |
Н3 | Зуммер сигнализации о падении давления воздуха в пневматической системе |
Н7 | Лампочка, предупреждающая о низком давлении масла в двигателе |
Н8 | Индикатор перегрева силового агрегата |
Н9 | Световой предупредительный сигнал перегрева автономного подогревателя |
Н11 | Лампа забитого пылью воздушного фильтра |
Н16 | Отображение работы указателей направления поворота (на базовом шасси) |
Н19 | Индикатор аварийного остатка топлива в баке |
Н20 | Отображение режима работы фар с дальним светом |
Н30 | Лампа, предупреждающая о затянутом стояночном тормозе |
Н37 | Индикатор работы бортового предпускового подогревателя |
Н39 | Сигнал о поломке штатной системы АБС в приводе тормозов |
Н44 | Отдельная лампа для подсветки индикатора давления в первом контуре тормозной системы |
Н45 | Аналогичное устройство для прибора второго контура |
Н47 | Плафон подсветки прибора отображения запаса топлива в баке |
Н48 | Освещение амперметра в комбинации приборов |
Н54 | Индикатор падения напряжения на клеммах аккумуляторов |
Н56 | Предупреждающая лампа низкого уровня тормозной жидкости |
Н62 | Лампа габаритного сигнала на передней части грузовика |
Н66 | Система подсветки циферблата спидометра |
Н67 | Освещение прибора, отображающего температуру двигателя |
Н68 | Аналогичное устройство для подсветки манометра масляной системы |
Н69 | Лампа подсветки тахометра |
Н74 | Лампа в заднем фонаре, предупреждающая о начале торможения |
Н76 | Лампа габаритного сигнала на кормовой части машины |
Н78 | Лампа указателя направления поворота (на задней части грузовика) |
Н80 | Индикатор включения внешнего габаритного освещения |
Н96 | Предупредительная лампа включения свечи розжига предпускового подогревателя |
Н98 | Нить лампы ближнего света |
Н100 | Нить лампы дальнего света |
Н102 | Лампочка указателя направления поворота (в переднем фонаре) |
Электрическая схема, разбитая на две части представлена на фото.
Электрика ГАЗ 3309, часть 1
Электрика ГАЗ 3309, часть 1
Электрика ГАЗ 3309, часть 2
На схеме показаны реле, служащие для включения и отключения различных приборов:
- К1 — дополнительный элемент для работы стартера;
- К3 — контроллер системы очистки ветрового стекла;
- К5 — блокировочное реле стартера двигателя;
- К7 — включение предупредительного сигнала (клаксона);
- К8 — коммутация стоп-сигналов;
- К10 — термический переключатель «автономки»;
- К11 — реле для подачи напряжения на свечу накаливания автономного отопителя;
- К12 — прерыватель указателей поворота;
- К22 — управление импульсами предпускового подогревателя;
- К64 — включение свечей накаливания в цилиндрах;
- К71 — выбор режима работы противотуманного фонаря;
- К74 — подача питания на электромагнитный клапан остановки силового агрегата.
На схеме показаны дополнительные элементы электрики грузовика:
- М1 — стартер;
- М2 — правый мотор подачи воздуха в кабину;
- М4 — привод трапеции стеклоочистителей;
- М5 — насос для подачи жидкости на ветровое стекло;
- М7 — мотор предпускового подогревателя;
- М8 — электронасос жидкости (в магистрали «автономки»);
- М23 — левый электродвигатель штатного отопителя кабины;
- М38/М39 — привод корректора на левой и правой фаре соответственно;
- М44 — электромагнитный клапан для прекращения работы двигателя;
- Р3 — тахометр;
- Р4 — амперметр;
- Р6 — термометр системы охлаждения;
- Р7 — манометр системы смазки;
- Р8 — указатель количества топлива;
- Р12/Р13 — манометр давления в первом/втором контуре тормозов;
- Q1 — механический выключатель аккумуляторов;
- R12 — дополнительное сопротивление в цепи двигателя автономного отопителя;
- S1 — переключатель приборов и стартера;
- S5 — кнопка аварийной сигнализации;
- S6 — управление работой отопителей кабины;
- S9 — подрулевой переключатель (режим работы фар, указателей поворота и звуковых сигналов);
- S12 — переключатель частоты работы стеклоочистителя;
- S18 — клавиша заднего противотуманного фонаря;
- S29 — концевик задней передачи;
- S30 — микропереключатель на педали тормоза (для стоп-сигналов);
- S39 — переключатель режимов работы освещения;
- S44 — включение и выключение «автономки»;
- S45 — управление работой предпускового подогревателя;
- S73 — отключение отопителей кабины;
- S123 — выключатель свечи накаливания в автономной установке;
- S124 — концевой переключатель стояночного тормоза;
- S127 — переключение сезонной регулировки регулятора напряжения;
- S132 — управление свечами накаливания на двигателе;
- Х4 — разъем для подсоединения переносной лампы;
- Х39 — штыревая колодка;
- Х40 — гнездовой разъем;
- Y47 — электромагнит подачи топлива в предпусковой подогреватель.
Дополнительные элементы при монтаже антиблокировочной системы:
Номер на схеме | Описание |
В87 | Сенсор измерения частоты вращения, установленный в ступице переднего левого колеса |
В88 | Аналогичный элемент на правой стороне |
В89 | Идентичный узел на заднем левом колесе |
В90 | Компонент на заднем правом колесе |
D7 | Электронный блок управления системой АБС |
Е89 | Система удаления влаги из воздуха |
F54 | Отдельный блок предохранителей |
K73 | Контроллер управления системой осушения воздуха |
S139 | Переключатель диагностического режима |
Х41 | Штыревой разъем |
Х55 | Диагностическая колодка |
Y56 | Передний модулятор системы АБС |
Y57 | Аналогичный элемент для заднего моста (левая сторона) |
Y58 | Модулятор на правой стороне заднего моста |
Топливная система дизельного двигателя д-245
Система питания дизельного двигателя автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко состоит из топливного насоса 4, форсунок 13, топливопроводов низкого и высокого давлений 3, 5, воздухоочистителя 7, впускного и выпускного коллекторов 10. 12, топливных фильтров грубой и тонкой очистки 2. б. топливного бака 1.
Рис. 1. Схема питания турбодизеля Д-245
1 — топливный бак; 2 — топливопровод к фильтру грубой очистки; 3-фильтр грубой очистки: 4 — топливопровод к топливному насосу; 5 — перепускной топливопровод; 6 — топливный насос; 7 — подкачивающий насос; 8 — топливопровод высокого давления; 9-топливопровод от фильтра тонкой очистки к насосу;
10-топливопровод от подкачивающего насоса; 11-фильтр тонкой очистки топлива; 12 – воздухопровод; 13 — топливопровод сливной; 14 – форсунка; 15-коллектор впускной; 16 — турбокомпрессор; 17- глушитель; 18 — фильтр грубой очистки воздуха; 19- воздухоочиститель;
В систему питания двигателя Д-245 (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко), кроме описанных выше составных частей, входит турбокомпрессор 16 для наддува воздуха в цилиндры дизеля.
Топливный насос 6 имеет противодымный пневмокорректор 23, который установлен на корпусе регулятора и изменяет подачу топлива в зависимости от давления наддува.
Пневмокорректор 23 регулятора соединен с впускным коллектором 15 с помощью воздухопровода 12.
Топливный насос (ТНВД) автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
На дизелях Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко устанавливается рядный плунжерный топливный насос высокого давления (ТНВД) 4УТНИ-Т. Все модели насосов расположены с левой стороны дизеля и приводятся от коленчатого вала через промежуточную шестерню.
ТНВД Д-245 ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко имеют всережимный центробежный регулятор 7 и подкачивающий насос 3 (рис. 2.). В регуляторе насоса размещен корректор подачи топлива и автоматический обогатитель топливоподачи на пусковых оборотах.
Регулятор насосов ТНВД 4УТНИ-Т имеет пневматический ограничитель дымления (ПДК). Всережимный регулятор регулирует подачу топлива в соответствии с нагрузочными и скоростными требованиями.
Рис. 2. Топливный насос 4УТНИ (ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко)
1-шлицевая втулка; 2 – фланец; 3-подкачивающий насос; 4 — насос ручной прокачки топлива; 5 – пробка; 6-предохранительный клапан; 7 – всережимный регулятор; 8 — сливная пробка
Подкачивающий насос 3 приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали насосов ТНВД 4УТНМ-Т смазываются проточным маслом из системы смазки дизеля, поступающим в корпус насоса через отверстие во фланце 2. Слив масла из насоса в картер дизеля осуществляется по сверлению фланца.
Привод полнорычажного топливного насоса ТНВД дизелей Д-245 с турбонаддувом (рис. 3) осуществляется от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню, шестерню привода 7. шлицевой фланец 5. прикрепленный тремя болтами 1-3 к шлицевой втулке, посаженной на хвостовике валика топливного насоса.
Рис. 3. Привод полнорычажного ТНВД 4УТНИ-Т-1111005
1,2,3-болты специальные; 4 — гайка валика топливного насоса;5 — шлицевой фланец; 6 – крышка; 7-шестерня привода;
Для регулировки установочного угла опережения впрыска на шлицевом фланце 5 предусмотрены шестнадцать сквозных отверстий, а на шестерне привода 8 — шестнадцать резьбовых отверстий, в которые ввинчиваются болты. В процессе регулировки болт 3 ослабляют на 0,5. 1 оборота, а болты 1, 2 вывинчивают и ввинчивают в другие резьбовые отверстия.
Работа всережимного центробежного регулятора ТНВД двигателя Д-245 4УТНИ основана на действии центробежной силы, возникающей при вращении грузов. Они расходятся или сходятся, воздействуя на зубчатую рейку 4 через упорный подшипник 11, рычаги 10 и пружину 5.
При увеличении оборотов дизеля автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко грузы регулятора расходятся и заставляют рейку 4 сдвигаться вправо, т.е. в сторону уменьшения подачи топлива, регулируя скоростной режим.
Наоборот, при уменьшении оборотов под нагрузкой усилие, приложенное к пружине превысит центробежную силу грузов и рейка сдвинется влево — в сторону увеличения подачи топлива до тех пор, пока не наступит баланс сил и обороты дизеля будут сохраняться на первоначальном уровне, устанавливаемом рычагом 12.
При резком увеличении подачи топлива для дизелей Д-245 с турбонаддувом автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко. При резком повороте рычага в сторону винта (увеличение подачи) перемещение рычага и рейки сдерживается пневмокорректором. Полость пневмокорректора соединена воздухопроводом с впускным коллектором дизеля.
С увеличением частоты вращения двигателя Д-245 растет давление в полости, что способствует ускорению перемещения рычага и рейки. Медленное увеличение подачи топлива приводит к снижению дымности дизеля.
Рис. 4. Насосная секция ТНВД двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1-выпускной канал; 2-седло; 3-нагнетательный клапан: 4 — впускной канал: 5 — впускное отверстие втулки; 6-плунжер; 7-втулка плунжера; 8-отсечное отверстие втулки плунжера
Работа насосных секций ТНВД Д-245 (рис. 4). При движении плунжера 6 вниз под действием пружины топливо под давлением 0,7. 1.2 МПа (7. 12 кгс/см), создаваемым подкачивающим насосом, поступает в канал 4 корпуса и через отверстие 5 плунжерной втулки 7 в надплунжерное пространство.
При движении плунжера 6 вверх топливо перепускается в канал 4 до тех пор, пока торцевая кромка плунжера 6 не перекроет впускное отверстие 5. При дальнейшем движении плунжера топливо сжимается, нарастает давление, открывается нагнетательный клапан 3 и дозированное количество топлива подается к форсунке, которая при давлении 17,5. 18.0 МПа (175. 180 кгс/см) впрыскивает его в цилиндр дизеля.
Плунжерная втулка 7 имеет отсечное отверстие 8, связанное с выпускным каналом. При работе подкачивающего насоса Д-245 топливо непрерывно проходит через впускной и выпускной каналы 4, 1.
Конец нагнетания (отсечка) топлива происходит в момент, когда винтовая кромка плунжера 6 откроет отсечное отверстие 8 втулки 7. Давление резко падает и клапан 3 садится на седло 2.
Кроме возвратно-поступательного движения, плунжеры 9 всех насосных секций могут одновременно поворачиваться в плунжерных втулках 8 посредством рейки 3. При повороте плунжера регулирующая винтовая кромка 4 открывает отверстие втулки, изменяя количество подаваемого топлива.
Подачу каждой насосной секции ТНВД двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко можно отрегулировать, поворачивая плунжер 9 вместе с поворотной втулкой 10 относительно зубчатого кольца 12. Кулачковый вал 11 имеет четыре кулачка, повернутых на 90 градусов один относительно другого, согласно порядку работы цилиндров 1-3-4-2.
Рис. 5. Работа насосных секций ТНВД Д-245
1-ролик толкателя; 2-регулировочный болт толкателя с контргайкой; 3 — зубчатая рейка; 4- регулирующая винтовая кромка; 5-штуцер; 6-пружина;7-нагнетательный клапан; 8-втулка плунжера: 9- плунжер; 10-поворотная втулка; 11 — кулачковый вал; 12-зубчатое кольцо с зажимным винтом
Начало впрыска каждой насосной секции ТНВД 4УТНИ Д-245 может быть отрегулировано болтом 2, изменяя высоту толкателя кулачка. Частота вращения вала топливного насоса в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала дизеля, следовательно, «заряд» топлива впрыскивается в каждый цилиндр за два оборота коленчатого вала дизеля. Зубчатая рейка 3 связана с регулятором скорости дизеля.
Сертифицированные дизельные двигатели, устанавливаемые на автомобили ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко Д-245 оснащаются рядными топливными насосами Моторпал PP4M10P (Чехия) или рядными топливными насосами ЯЗДА (Россия).
Рис. 6. Рядный топливный насос ТНВД Моторпал для двигателя Д-245
1-муфта опережения впрыска; 2 — подвод топлива к насосу: 3-пробка выпуска воздуха; 4-головка топливного насоса; 5 — отвод топлива от насоса; 6 — пневмокорректор; 7-подвод воздуха к пневмокорректору; 8-всережимный центробежный регулятор; 9 — рычаг останова дизеля:
Управление скоростными режимами ТНВД Моторпал дизеля Д-245 осуществляется рычагом всережимного центробежного регулятора 8 (рис. 6). Для останова дизеля (аварийного останова) предусмотрен отдельный рычаг 9, воздействующий на рейку топливного насоса.
Автоматическая муфта опережения впрыска насоса ТНВД Моторпал Д-245 плавно поворачивает кулачковый вал при нарастании числа оборотов в направлении вращения его привода и увеличивает угол опережения впрыска для обеспечения более приемистой и экономичной работы дизеля и улучшения его характеристики по мощности и крутящему моменту.
Насосная секция топливного насоса ТНВД Моторпал РР4М10Р1
Корпус (рис. 7) насосной секции 9 снабжен в верхней части фланцем и резьбовым гнездом для установки нагнетательного клапана 6 и штуцера 8 с уплотнительным кольцом 7. В средней части на втулке насосной секции надет отражатель 4, предотвращающий воздействие топлива на стенку корпуса насоса 12 при перепуске топлива в конце хода впрыска.
Рис.7. Насосная секция насоса Моторпал двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 — толкатель; 2 — плунжер; 3 — топливосборная канавка плунжера; За — регулирующая рейка; 4 — отражатель; 5- уплотнительное кольцо; 6 — нагнетательный клапан; 7 — уплотнительное кольцо; 9 -корпус насосной секции; 10 — обойма; 11 -верхняя тарелка пружины: 12 — корпус топливного насоса; 13 – пружина; 14- нижняя тарелка пружины; 15 — регулировочная прокладка
В нижней части втулки на шлицах напрессована обойма 10, которая вместе с прокладкой, входящей своим усиком в отверстие обоймы, скрепляет вместе верхнюю и нижнюю части насосной секции.
Нагнетательный клапан 6 равнообъемной конструкции насосной секции ТНВД Д-245 Моторпал уплотняется двумя кольцами 5. Головка плунжера 2 насосной секции снабжена винтовой регулировочной канавкой, сообщающейся с нагнетательной полостью посредством осевого и радиального отверстий.
Топливо, просачивающееся через зазоры, улавливается в топливосборной канавке плунжера 3 и отводится по радиальному каналу втулки в дренажную полость корпуса топливного насоса, а затем поступает в топливный бак или в полость впуска топливного насоса.
Форсунка двигателя Д-245
Форсунка двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко (рис. 8) предназначена для впрыска топлива в цилиндр дизеля, обеспечивает необходимое распыление топлива и ограничивает начало и конец подачи.
На дизелях Д-245 применяется форсунка ФДМ-22 закрытого типа с пятидырчатым распылителем. Корпус форсунки имеет маркировку «171», а корпус распылителя «17».
Рис. 8. Форсунка двигателя Д-245 автомобилей ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, ГАЗ-33081 Садко
1 — гайка распылителя; 2 — корпус форсунки; 3-прокладка; 4-штуцер; 5 — фильтр: 6-шайба; 7-колпак; 8-контргайки;9 -регулировочный винт; 10-пружина; 11-штанга; 12-игла распылителя; 13-штифт корпуса; 14 — корпус распылителя; 15-обойма; 16 — прокладка
Топливо от соответствующей насосной секции топливного насоса ТНВД подается к штуцеру 4 и далее через фильтр 5 и вертикальный канал в полость между иглой распылителя 12 и корпусом 14.
Когда давление топлива, действующее на коническую поверхность иглы 12, превышает усилие пружины 10, игла поднимается и топливо поступает к распыливающим отверстиям и впрыскивается в камеру сгорания. Давление впрыска топлива регулируется с помощью винта 9.