Воздух, которым мы дышим, является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, однако мы часто воспринимаем его как нечто само собой разумеющееся. В связи с растущей обеспокоенностью по поводу загрязнения воздуха и его влияния на наше здоровье и окружающую среду, никогда еще не было столь важного момента для понимания того, какой воздух нас окружает.
- Что такое воздух
- Какие газы входят в состав воздуха
- Свойства воздуха
- Значение воздуха для человека
- Причины загрязнения воздуха
- Видео о воздухе
- Библиографическое описание
- Для растений
- Для животных
- Как улучшить экологическую ситуацию?
- Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Воздух и его роль в жизни человека“» размещена в разделах
- Публикация «Конспект образовательной деятельности „Мы — исследователи, Значение воздуха для жизни человека“» размещена в разделах
- Ход деятельности
Что такое воздух
Воздух — это фундаментальный компонент атмосферы нашей планеты, и мы все зависим от него в своем выживании. Одна из важнейших функций воздуха – обеспечение живых организмов кислородом. Кислород является основным компонентом в процессе дыхания, который позволяет нашему организму преобразовывать пищу в энергию. Без воздуха мы не смогли бы вдыхать кислород, необходимый нам для выживания, и быстро бы погибли. Но воздух выполняет и множество других важных функций. Например, он помогает регулировать температуру и климат Земли, поглощая и отдавая тепло. К тому же, именно благодаря нему происходит распределение влаги по планете в процессе испарения и выпадения осадков, что необходимо для поддержания жизни растений и животных.
Помимо своей важнейшей роли в поддержании жизни, воздух также сыграл значительную роль в культуре и истории человечества. Например, изобретение полета было бы невозможным без нашего понимания свойств воздуха и его поведения. Воздух также играет важную роль во многих видах спорта, таких как футбол, бейсбол и гольф, где движение воздушных потоков может существенно повлиять на траекторию полета мяча.
К сожалению, качество нашего воздуха не всегда идеально. Загрязнение, вызванное деятельностью человека, такой как сжигание ископаемого топлива и промышленные процессы, может оказывать значительное негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Вдыхание загрязненного кислорода может привести к проблемам с дыханием, сердечным заболеваниям и другим проблемам со здоровьем, а также может нанести вред растительному и животному миру, повредить здания и инфраструктуру и способствовать изменению климата.
Для борьбы с загрязнением воздуха и защиты его качества как отдельные граждане, так и правительства должны принимать меры. Это могут быть такие шаги, как сокращение использования ископаемого топлива, поощрение использования общественного транспорта, инвестиции в возобновляемые источники энергии и внедрение норм, ограничивающих вредные выбросы от заводов и других источников.
Какие газы входят в состав воздуха
Самым распространенным газом в воздухе является азот, который составляет около 78% воздуха, которым мы дышим. Азот — это газ без запаха и цвета, который необходим для многих процессов в природе. Например, он является важнейшим компонентом при образовании аминокислот, которые являются строительными блоками белков. Азот также играет важную роль в поддержании роста растений, поскольку он является компонентом хлорофилла – пигмента, который позволяет растениям поглощать солнечный свет и вырабатывать энергию в процессе фотосинтеза.
Второй по распространенности газ в воздухе – кислород, который составляет примерно 21% воздуха, которым мы дышим. Кислород — это бесцветный газ без запаха, который необходим для дыхания – процесса, с помощью которого живые организмы превращают пищу в энергию. Когда мы вдыхаем, наши легкие вбирают кислород из воздуха, который затем переносится по кровеносной системе в клетки, где используется для метаболических процессов. Кислород также играет важную роль в поддержании горения, поэтому его часто используют в качестве компонента в топливных смесях.
Следовые газы составляют оставшийся 1% воздуха, и, хотя они могут присутствовать в небольших количествах, они играют важную роль в экосистеме нашей планеты. Одним из наиболее известных следовых газов является углекислый газ, который составляет всего 0,04% воздуха, которым мы дышим. Несмотря на низкую концентрацию, углекислый газ играет важную роль в регулировании температуры Земли, удерживая тепло в атмосфере. Этот процесс, известный как парниковый эффект, помогает сохранить нашу планету достаточно теплой для поддержания жизни.
К другим газам, содержащимся в воздухе, относятся неон, гелий, метан, криптон и ксенон. Они часто используются в различных промышленных и научных приложениях, они играют важную роль в изучении физики, химии и других областях.
Состав воздуха может меняться в зависимости от различных факторов, таких как высота над уровнем моря, температура и местоположение. Например, воздух на больших высотах может содержать меньше кислорода, чем воздух на уровне моря, что может затруднить дыхание некоторых людей. Аналогичным образом, воздух в городах может содержать большее количество загрязняющих веществ, чем воздух в сельской местности, из-за таких факторов, как выхлопные газы автомобилей и промышленные выбросы.
Хотя газы, составляющие наш воздух, могут показаться непримечательными, они необходимы для поддержания жизни на нашей планете. Понимая свойства и функции этих газов, мы можем оценить их важнейшую роль в нашей экосистеме и принять меры по защите качества нашего воздуха для будущих поколений. Это включает в себя такие меры, как снижение уровня загрязнения воздуха, продвижение устойчивых практик и инвестирование в возобновляемые источники энергии. Работая вместе, мы можем гарантировать, что воздух, которым мы дышим, останется чистым и здоровым на долгие годы.
Свойства воздуха
Воздух — это удивительное вещество, которое необходимо для жизни на Земле. Хотя может показаться, что это обычная смесь газов, воздух обладает рядом уникальных свойств, которые делают его крайне важным для поддержания самых разных процессов в природе.
Одним из наиболее заметных свойств воздуха является его вес. Хотя мы не можем увидеть или почувствовать вес воздуха, он обладает массой, и эта масса оказывает силу на все вокруг. Эта сила известна как давление воздуха, и именно она заставляет воздух перемещаться из областей с высоким давлением в области с низким давлением. Оно необходимо для многих процессов в природе, таких как движение ветра и работа пневматических устройств.
Еще одним ключевым свойством воздуха является его способность расширяться и сжиматься в ответ на изменение температуры. Когда воздух нагревается, он расширяется и становится менее плотным, что приводит к его подъему. И наоборот, когда воздух охлаждается, он сжимается и становится более плотным, что приводит к его опусканию. Именно это свойство позволяет воздушным шарам парить, а также играет важную роль во многих погодных явлениях, таких как грозы и ураганы.
Воздух также обладает способностью удерживать влагу, которая известна как его влажность. Влажность — это показатель количества водяных паров в воздухе, и она может оказывать значительное влияние на уровень нашего комфорта. Когда воздух очень влажный, мы можем чувствовать себя липко и некомфортно, в то время как сухой воздух может привести к сухости кожи и проблемам с дыханием.
Нельзя забывать и о том, что важным свойством воздуха является его способность преломлять свет. Когда свет проходит через воздух под углом, он изгибается, в результате чего предметы могут казаться искаженными или смещенными. Именно это свойство является причиной миражей, которые мы иногда видим в пустыне, а также феномена заката, когда свет преломляется земной атмосферой, из-за чего кажется, что солнце опускается за горизонт.
Наконец, воздух обладает уникальным свойством поддерживать звуковые волны. Когда объект вибрирует, он создает звуковые волны, которые распространяются по воздуху в виде волн давления. Эти волны давления могут быть обнаружены нашими ушами, что позволяет нам слышать звуки. Именно это свойство позволяет нам наслаждаться музыкой, общаться друг с другом и ценить звуки природы.
Плотность воздуха уменьшается с увеличением высоты, поэтому на больших высотах становится труднее дышать. Например, на вершине Эвереста давление воздуха составляет лишь одну треть от давления на уровне моря, поэтому альпинистам очень трудно дышать.
Значение воздуха для человека
Воздух необходим для выживания человека. Это смесь газов, которую мы вдыхаем каждый день, чтобы оставаться в живых. Без воздуха человек не может прожить более нескольких минут.
Воздух, которым мы дышим, снабжает наш организм кислородом, который необходим для производства энергии в наших клетках. Помимо кислорода, в воздухе содержатся и другие важные газы, такие как азот и углекислый газ. Они помогают регулировать температуру нашего тела, транспортировать питательные вещества и выводить отработанные продукты. Воздух также важен для нашего психического и эмоционального состояния, так как свежий воздух помогает улучшить настроение и снизить уровень стресса. Одним словом, воздух — это жизненно важный ресурс, от которого зависит выживание и благополучие человека.
Причины загрязнения воздуха
Загрязнение воздуха является одной из основных проблем, с которыми сталкивается наша планета сегодня. Оно вызвано целым рядом видов деятельности человека и естественных процессов.
Одной из основных причин загрязнения воздуха является сжигание ископаемого топлива. Когда мы сжигаем уголь, нефть и газ для получения энергии, мы выбрасываем в воздух целый ряд загрязняющих веществ, включая двуокись углерода, оксиды азота и двуокись серы. Эти загрязняющие вещества способствуют образованию смога и кислотных дождей, которые могут иметь серьезные последствия для здоровья и окружающей среды.
Другой основной причиной загрязнения воздуха является транспорт. Автомобили, грузовики и другие транспортные средства выбрасывают в воздух целый ряд загрязняющих веществ, включая угарный газ, оксиды азота и твердые частицы. Эти загрязнители могут иметь серьезные последствия для здоровья, особенно для людей, живущих в городских районах с высоким уровнем загруженности дорог.
Промышленная деятельность также является значительным источником загрязнения воздуха. Химические заводы, нефтеперерабатывающие предприятия и другие промышленные объекты выбрасывают в воздух целый ряд загрязняющих веществ, включая твердые частицы, диоксид серы и летучие органические соединения. Эти загрязнители могут оказывать серьезное воздействие на здоровье работников и жителей близлежащих районов, а также способствовать образованию кислотных дождей.
Видео о воздухе
Библиографическое описание
Таралёва, Е. А. Воздух — самое ценное на планете Земля / Е. А. Таралёва, Г. Ю. Давыдова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 186-187. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/479/ (дата обращения: 14.07.2023).
Наша планета Земля — уникальная во Вселенной. На ней существует жизнь. Жизнь людей, животных, растений. Для поддержания жизни мы все едим, пьем воду, но еще и дышим. Дышим воздухом, которым богата наша планета. Но что это — воздух? Какими свойствами он обладает? Почему в городе дышится тяжелее, чем за городом? Как человек загрязняет воздух? Посоветовавшись с учителем, я решила в своей работе «Воздух — самое ценное на планете Земля», найти и показать ответы на все эти вопросы.
Воздух — самое ценное на планете Земля. Все то, чем мы каждую секунду наполняем свои легкие для того, чтобы жить на нашей планете, является воздухом.
Актуальность исследования: воздух является одним из важнейшим объектом окружающей человека среды. Без воздуха немыслимо существование любого живого организма.
Проблема исследования: определить причины загрязнения воздуха на планете. Найти способы, как можно сделать воздух чище.
Таким образом, определяем цель исследования: расширить и углубить знания о воздухе, познакомиться с некоторыми его свойствами. Узнать, как еще в жизни человека применим воздух.
Для достижения цели исследования потребуется решить следующие задачи:
‒ проанализировать научную информацию по теме;
‒ определить, что загрязняет воздух на Земле и как можно улучшить состояние воздуха;
‒ провести практические исследования свойств воздуха.
Гипотеза исследования: если мы будем больше знать о свойствах воздуха, то мы сможем объяснить явления, происходящие в повседневной жизни и использовать эти свойства на благо человечества.
Объект исследования: воздух.
Предмет исследования: воздух — самое ценное на планете Земля.
Для реализации поставленных задач, определяем следующие методы исследования:
‒ изучение специальной литературы,
‒ практический опыт,
‒ обращение к глобальной компьютерной сети Интернет.
Воздух — это смесь газов. На примере воздушного шарика я показала из каких газов состоит воздух. Основные это:
Также в состав воздуха входят и некоторые другие газы. Это водяные пары, микробы, частицы дыма, пыли и соли, пыльца растений.
Воздух везде вокруг нас. Для доказательства, я провела следующий опыт. Взяв пустой стакан, на дно прикрепила сухую салфетку и этот стакан опустила в воду, перевернув его. Вода заполнила не весь стакан. И салфетка внутри оказалась сухой. Это показывает то, что стакан был не пустой, в нем находился воздух, который не дал салфетке намокнуть.
Благодаря воздуху наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Когда небесные камни обстреливают нашу планету, они попадают в воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до Земли, сгорают.
В воздухе кислорода очень много. Но вот удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать доменные печи, заводы, так почему же его не становиться меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Это — настоящая фабрика кислорода. Растения превращают в кислород не пригодный для дыхания углекислый газ и воду с помощью солнечного света, и возвращают обратно в атмосферу. Так что воздух Земле необходим. И только благодаря ему на Земле, единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.
Воздух хорошо удерживает тепло. Это его свойство помогает человеку, животным и даже растениям. Человек вставляет двойные рамы и утепляет свой дом. Птицы и животные сохраняют тепло своего тела благодаря воздуху, который находится между перьями и шерстью. В мороз растения согреваются под снегом воздухом, который находится между снежинками. Вот почему растениям зимой необходимо снежное одеяло.
Воздух, или точнее — свежий воздух, является именно тем основным, жизненно важным компонентом, который должен обязательно учитываться в повседневной жизни человека. Ведь именно от его качества зависит не только работоспособность организма, но и здоровье человека в целом. Здоровье человека — это бесценный дар, данный природой, который нуждается в постоянной заботе. Без этого фундамента невозможно реализовать свои планы и добиться успеха в жизни. И, если человек дышит свежим и качественным воздухом, то это служит мощным фактором, позволяющим сохранить хорошее здоровье, высокую работоспособность и бодрость духа на многие годы.
Итак, в моей исследовательской работе все выдвинутые мной гипотезы подтвердились. Подтвердилось и то, что для человека важен чистый воздух. Так давайте с вами своими действиями, хоть немного сделаем воздух на земле чище.
Когда-то древнегреческий философ Платон говорил, что воздух никому не принадлежит и то же время он — достояние каждого. Мудрец был прав. И отвечать за судьбу воздушного океана надо всем людям, каждому из нас. А если так, то серая пелена не затуманит высокое синее небо и наша Земля всегда будет такой «голубой планетой», какую видят её космонавты с борта космического корабля.
Основные термины (генерируются автоматически): воздух, Земля, планет, здоровье человека, свойство воздуха.
Воздух – жизненно необходим всем существам на Земле. Но на какие именно процессы жизнедеятельности он влияет и почему он так нужен для нормального функционирования организма? В современном мире с развитием промышленности появилось больше выбросов в атмосферу, которые загрязняют воздух. Поэтому люди стали больше уделять внимание заботе об экологии. Так какое же значение воздуха для определенных групп живых организмов? И почему так важно заботиться о состоянии окружающей среды?
Для растений
Значение воздуха для представителей флоры просто огромное. Кислород и углекислый газ являются основными компонентами для роста растений. Кислород им нужен для дыхания, а углекислый газ – для питания. Насыщая листья, корни и стебли кислородом растения получают возможность нормально прорастать.
Конечно, воздух им необходим для проведения фотосинтеза – одного из важных процессов в окружающей среде. Потребляя углекислый газ, они выделяют кислород. Одно из значений воздуха для представителей флоры – это то, что он нужен для осуществления всех необходимых микробиологических процессов в почве. Именно они способствуют образованию нужных элементов для нормального роста и функционирования.
Особенное значение воздуха для растений, которые являются наземными. Он играет важную роль в формировании ткани, которая защищает их от воздействия ультрафиолетовых лучей.
Для животных
Животным воздух жизненно необходим, их организм очень чувствителен к недостатку кислорода. Если его концентрация невысокая, то перестает происходить процесс окисления всех важных элементов (белков, углеводов и жиров). Из-за этого происходит накопление вредных веществ в организме.
Кислород нужен для насыщения крови и тканей животных. Если кислорода мало, то у животных учащается дыхание, ускоряется кровообращение. Также может появиться сниженный мышечный тонус. Значение воздуха для животных – это поддержание нормального функционирования организма. Поэтому так важно заботиться об экологии.
Воздух является для человека одним из жизненно необходимых факторов. Он необходим для насыщения всех органов и тканей кислородом. Именно благодаря воздуху и происходит теплообмен между телом человека и окружающей средой. Также он нужен для того, чтобы снизить концентрацию химических веществ до безопасных показателей.
Благодаря дыханию в человеческом организме также образуется энергия. Когда человек выдыхает, то он отдает в атмосферу гораздо меньше кислорода и больше углекислого газа. Кислород также выводит из организма углекислоту, в которой содержатся различные токсины. Значение воздуха для человека – это поддержание нормального функционирования организма и выполнение защитных функций. Поэтому людям нужно гулять как можно дольше, чтобы организм получил достаточное насыщение кислородом.
Как улучшить экологическую ситуацию?
Значение воздуха для всех живых созданий на планете просто огромно. Благодаря ему становится возможным осуществлять все необходимые для жизнедеятельности процессы и поддерживать нормальную работу в организме. Но с развитием промышленности в атмосферу выбрасывается все большее количество вредных веществ.
Также на состояние атмосферы влияют и автомобильные выхлопы, и добыча природных ископаемых. Конечно, и некоторые природные явления оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду – это землетрясения, извержения вулканов, ураганы и наводнения. Поэтому люди стали разрабатывать различные способы по улучшению экологической обстановки.
Например, во многих странах люди не покупают автомобили, а используют велосипеды или передвигаются пешком. Также люди стараются больше строить парков и аллей, особенно это нужно в мегаполисах. Ученые разрабатывают варианты получения альтернативной энергии, и жители некоторых стран уже активно пользуются солнечными батареями. На предприятиях устанавливают различные очистительные сооружения, чтобы снизить концентрацию химических веществ, и стараются сделать производство максимально безопасным для экологии.
Воздух – это одна из важных составляющих окружающей среды. Именно благодаря ему происходят большинство жизненно важных для организмов процессов. Поэтому важно заботиться об экологии и делать воздух чище, что важно для окружающей среды.
Анастасия Городилова Конспект занятия по экологии в старшей группе «Воздух и его роль в жизни человека»
Тема:Воздух и его роль в жизни человека
Возрастная группа: старшая группа (дети 6-го года жизни)
Форма НОД:познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Воздух и его роль в жизни человека“» размещена в разделах
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребёнка по теме воздух и его роль в жизни человека
• Актуализировать знания детей о воздухе.
• Познакомить со способами обнаружения воздуха, выявить свойства воздуха опытным путем
• Показать роль воздуха в жизни человека
• Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха
• Развивать мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, элементы логического: умение сравнивать объекты окружающего мира по цвету, анализировать, обобщать, делать выводы, классифицировать.
• Речь: пополнять словарный запас, умение говорить предложениями, рассказывать, слушать, вступать в диалог, задавать вопросы, общаться между собой и со взрослыми;
• Воображение: пространственное
• Познавательно-исследовательские умения: проводить элементарные опыты, изучать свойства, наблюдать;
• Убедить детей в необходимости дышать чистым воздухом, бережное отношение к своему здоровью.
литературные: загадка о воздухе.
оборудование: тазик с водой, полиэтиленовые пакетики, прозрачные одноразовые стаканчики, игрушки плавающие и нет, трубочки, лист бумаги, баночки с пахучими веществами (апельсин, лимон, яблоко, лук)
Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение, а у вас? (хорошее, отличное) Улыбнитесь друг другу и покажите свое хорошее настроение, а теперь улыбнитесь мне и покажите какое настроение у вас.
Ребята, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно, если отгадаете узнаете о чем мы будем говорить сегодня. Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это (воздух) а что такое воздух? (кислород) А где есть воздух (везде) Молодцы, сегодня мы поговорим о том, как можно обнаружить воздух. Для этого мы будем экспериментировать Что вы знаете о воздухе? Зачем человеку нужен воздух? Можно ли поймать воздух? Можно ли его увидеть? Как мы используем его в жизни? Сейчас мы будем отвечать на все эти вопросы.
У вас на столах лежат мешочки, в них есть что-нибудь? (нет)
Проверим. Опыт 1. «Поймаем воздух»(вначале показ)Возьмите в руки мешочек за края и поводите его из стороны в сторону, а теперь хватайте в кулачок края. Каким стал мешочек? (объемным) Как вы думаете почему? (В нем появился воздух) Значит воздух можно поймать (да) Посмотрите, какого он цвета? (бесцветный) А можем мы видеть через воздух? (да) Значит он какой (прозрачный) А теперь выпустите воздух, какой стал мешочек (плоским) Почему (из него исчез воздух) О каких свойствах воздуха вы узнали?
Вы, наверное устали, отдохнем? (да) Ветер веет над полями, И качается трава, Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Качают руками над головой.) Мы вперед руками вертим. И у нас тут дует ветер. А теперь назад покрутим. Снова ветер делать будем. (Вращение рук вперед.) Сильный ветер ветки крутит, Словно самый тонкий прутик. Елки ветер клонит тоже, Мы с тобой на них похожи. (Вращение корпусом влево, вправо.) Дует ветер с высоты, Гнутся травы и цветы, Вправо-влево, влево – вправо, Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны.) По опушке ветер скачет, Словно легкий-легкий мячик. Раз прыжок и два прыжок, Утихает ветерок. (Прыжки.) Ветер стих, взошла луна, Наступила тишина. (Дети садятся.) Отдохнули? (да) Ветер-это движение воздуха.
А что вам напомнил мешочек с «запертым» воздухом? (шарик) А где еще можно использовать «запертый воздух»? Его можно увидеть летом, на речке в надувных матрасах, спасательных нарукавниках и кругах. Потому что воздух легче воды и если внутри предмета воздух, то он, конечно же, плавает. Посмотрите, у меня в коробке лежат игрушки, помогите разобрать их и узнать, какие игрушки будут плавать, а какие нет? В каких же игрушках спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?» (дети по очереди достают игрушки и раскладывают их, которые плавают в тазик с водой, которые нет, в отдельную кучку) Молодцы, ребята. Теперь мы знаем. что предметы, в которых есть воздух- плавают. Но будьте осторожны, если во внутрь попадет вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. Какую форму воздух имеет в ваших игрушках? Вывод: воздух принимает форму предмета, в котором находится
Что происходит с шаром? (Он надувается)Воздух при нагревании расширяется.
Что происходит с шаром? (Шар не надувается) Еще один секрет воздуха – При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Интересно, а внутри нас есть воздух? (да) Проверим.
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки.)Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать (Мыльные.) Правильно, значит в них тоже есть воздух. А можем ли мы обойтись без воздуха (нет) что будет, если не будет воздуха? (мы умрем) Да, правильно, ребята, поэтому вокруг нас есть воздух, а чтобы мы дышали у нас есть нос и легкие, в которые попадает воздух. А давайте посмотрим, сколько мы продержимся без воздуха.
Опыт 3 «Не дыши» Глубоко вдохните и зажмите носик и закройте рот руками А буду считать сколько вы продержитесь. Видите, совсем недолго. А что это значит? (что без воздуха жить нельзя) Дети, а вы знаете сколько человек может прожить без еды, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут) Вывод: Значит воздух нам необходим
Наблюдение «Чем пахнет воздух» Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Нет. (Воздух не имеет запаха). А может ли воздух переносить запахи?Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами) Воспитатель подготавливает пахучие вещества (яблоко, апельсин, лук, лимон, ветки сосны) и раскладывает их в разные баночки Вывод: Воздух переносит запахи
«Имеет ли воздух вес?» У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить. Дети взвешивают эти шары на чашечных весах. Какой шарик тяжелее? Вывод: Воздух имеет вес.
“Двигается ли воздух?” Как вы думаете, что такое ветер? Возьмем пальцами лист бумаги и подуем на него. Что происходит с ним? Почему бумага движется, наклоняется? (Бумага изгибается под струей воздуха.) Ветер –это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о воздухе) Что нового вы узнали? Какого цвета воздух? Можно ли его поймать? А в чем есть воздух, как мы его используем? А в нас есть воздух? А нужен ли нам воздух? Что еще нового вы узнали? Мы замечательно потрудились и много нового узнали.
Поднимите руку те, ребята, которые узнали что-то новое, Улыбнитесь мне, кому было интересно. Потопайте ножками кому было скучно Похлопайте в ладоши, кому понравилось занятие Ребята, мне очень понравилось с вами заниматься и на прощание я подарю вам раскраски с воздушным шариком, раскрасьте их и расскажите родителям, что вы узнали о воздухе
Надежда Лысикова Конспект образовательной деятельности «Мы — исследователи. Значение воздуха для жизни человека»
Тема: «Мы – исследователи. Значение воздуха для жизни человека»
Образовательная область «Познавательное развитие» (познавательно-исследовательская деятельность)
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Образовательные задачи :
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Мы — исследователи, Значение воздуха для жизни человека“» размещена в разделах
• способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• воспитывать любовь к природе и вызывать чувство заботы и бережное отношение к природе;
• развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
• развивать экологическое сознание;
• воспитывать интерес к исследовательской деятельности;
• закреплять умение детей использовать в рисовании нетрадиционную технику рисования воздухом — кляксография.
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать взаимосвязь координации движений и речи.
Интеграция образовательных областей :
Виды детской деятельности :
Раздел создания среды для организации и проведения НОД:
Раздаточный материал: лист бумаги, крышки, стаканчики, целлофановые пакеты, трубочки, краски.
Демонстрационный материал: иллюстрации леса, заводов, выхлопных труб.
-Рассматривание картинок с изображением природы;
-Дидактические игры «Экологическое лото», «Плохо-хорошо»;
-Беседа «Чем мы дышим?»;
Ход деятельности
1. Вводная часть
Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться.
В: Давайте теперь встанем в круг и пожелаем друг другу хорошего настроения.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
2. Основная часть
В: теперь присядьте на подушечки.
В: Ребята, скажите, что нас с вами окружает?
(дома, деревья, птицы, животные)
В: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
В: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (дышать)
Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды?
(несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
В: Ребята, в нашем мире есть очень много факторов, которые загрязняют воздух. Как вы думаете какие?
(заводы, выхлопные газы машин.)
В: Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы воздух оставался чистым? (Беречь лес, сажать новые деревья.).
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня в нашей группе начинает работу лаборатория «Любознайка».
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Физкультминутка (логоритмика) :
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг,
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
В: Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Присаживайтесь. (дети садятся)
В: Мы опыты начинаем.
Интересно здесь бывает.
Постарайтесь все понять.
Много нужно здесь узнать.
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: У нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
3. Заключительная часть
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника как называется? (кляксография)
В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. Дети пробуют рисовать.)
В: Итак, мы сегодня провели опыты. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового?
Наша лаборатория «Любознайка» заканчивает свою работу.