- «мне и моим ребятам пришлось собирать трупы»
- Благотворные пестициды и американская прибыль
- Бхопальская катастрофа
- Жизнь после аварии
- Завод до аварии
- Завод после аварии
- История строительства завода
- Мнимый саботаж
- Ночной кошмар
- Последствия аварии
- Предпосылки к аварии
- Причины катастрофы
- Роковое стечение обстоятельств
- Токсичнее, чем хлор и фосген
- Условное наказание
- Хронология событий
- Цена жизни — 2000 долларов
- Ядовитый туман
«мне и моим ребятам пришлось собирать трупы»
Выброс продолжался в течение полутора часов, и за это время в атмосферу было выброшено более тонны ядовитых паров.
«Люди падали на землю, изо рта у них шла пена. Многие не могли открыть глаза. Я проснулась после полуночи. Люди выбегали на улицу кто в чем был…» — вспоминала местная жительница Хазира Би, одна из тех, кому в ту ночь повезло.
Глава полиции Бхопала впоследствии в интервью британским журналистам вспоминал: «Начался рассвет, и перед нами представала более ясная картина масштаба катастрофы. Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал: боже мой, что это? Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать!»
Репортеры, прибывшие в переживший катастрофу город, рассказывали, что ничего подобного ранее им не приходилось видеть. На улицах вперемешку лежали тела людей, животных, птиц. А рядом находились еще живые, но умирающие, буквально выплевывавшие кровавые куски собственных легких.
Благотворные пестициды и американская прибыль
На рубеже 1960-х — 1970-х годов компания Union Carbide, гигант американской химической промышленности, получила разрешение индийского правительства на строительство в столице штата Мадхья-Прадеш — городе Бхопале — предприятия по производству пестицидов.
Для Индии, во многих регионах которой сельское хозяйство несло огромные потери от вредителей, пестициды были на вес золота. Поэтому первые годы бизнес шел отлично. Однако наметившийся в начале 1980-х годов экономический кризис привел к снижению спроса на продукцию завода.
Головной офис Union Carbide требовал от дочерней компании Union Carbide India Limited (UCIL) принятия мер по снижению расходов. Самым простым решением оказалось сокращение заработной платы сотрудникам. В результате на заводе в Бхопале к 1984 году работало немало тех, кто имел весьма низкие профессиональные навыки.
В 1982 году аудиторы, проверявшие предприятие, в своем отчете отметили, что на заводе довольно формально подходят к соблюдению мер безопасности. Защитные системы, предназначенные для действий в чрезвычайных обстоятельствах, находились в неисправном состоянии. Однако отчет не заставил руководителей предприятия исправить выявленные недостатки.
Бхопальская катастрофа
Карбидовый завод в Бхопале, Индия. Произошла реакция с 42 тоннами метилового эфира изоциановой кислоты, температура и давление поднялись настолько, что в воздух начало выходить огромное количества газа с содержанием метилового эфира изоциановой кислоты, фосгена, цианистого водорода и других химикатов. Ядовитое облако прошлось по соседним территориям, спящие жители просыпались от чувства жара в горле и глазах. В итоге лишь в первые часы погибло около 4 000 человек. За последующие несколько лет последствия намного увеличили это число – приблизительно 15 000. Четверть века спустя тысячи людей до сих пор страдают от последствий крупнейшей в мире техногенной катастрофы и загрязнения окружающей среды. В 2001 году завод «Union Carbide» купила компания «Dow Chemical», которая утверждает, что судебное дело было решено в 1989 году. Ответственность за продолжающуюся до сих пор очистку взяло на себя местное правительство.
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Жизнь после аварии
Когда случилась катастрофа, никто не имел точного представления, что именно происходит. Люди начали умирать, многие из них ужасно мучились. По воспоминаниям свидетелей, некоторые страдали от рвоты, бились в конвульсиях и падали замертво. Другие задыхались или умирали в давке.
Люди пытались как можно скорее покинуть страшное место, в толпе терялись дети. Жертвы катастрофы в Бхопале были брошены на произвол судьбы. Впоследствии руководство корпорации «Юнион карбайд» неоднократно отказывалось выполнять юридические и моральные обязательства перед пострадавшими.
Данные о погибших в ночь катастрофы разнятся. Представители завода называли цифру в 3 800 человек. Муниципальные служащие, которые собственными руками подбирали тела, грузили их на грузовики для захоронения в братских могилах или для сожжения на массовых кострах, считают, что жертв было почти в пять раз больше.
Выжившие, основываясь на количестве проданных в городе саванов, утверждают, что за первую неделю погибло около 8 000 человек. Окончательное число погибших, по примерным оценкам, составляло до 20 000 индийцев. Около полумиллиона выживших всю оставшуюся жизнь страдали от проблем с дыханием, раздражения глаз или слепоты и других заболеваний. Многим была присуждена скромная денежная компенсация, не покрывавшая всех расходов на лечение.
В начале XXI века на месте печально известного завода все еще находилось более 400 тонн промышленных отходов. Несмотря на продолжающиеся протесты и попытки судебных разбирательств, ни сама компания, ни индийское правительство должным образом не очистили участок.
Загрязнение почвы и воды в районе Бхопала стало причиной хронических проблем со здоровьем и множественных случаев врожденных дефектов у местных жителей. В 2004 году Верховный суд Индии обязал государство поставлять чистую питьевую воду жителям Бхопала из-за загрязнения подземных вод.
Завод до аварии
Этот плачевно известный завод являлся собственностью Union Carbide India Limited – американской компании, которая специализировалась на производстве химических удобрений (пестицидов). Бхопальский завод являлся хранилищем очень токсичного вещества – метилизоцианата, или МИЦ.
Также она имеет очень специфические физические свойства. Температура закипания – 40 градусов по Цельсию, а это вполне привычная для Индии дневная температура. Если к смеси добавить даже небольшое количество воды, она начинает активно греться, что запускает цепную реакцию, в результате которой вещество распадается и выделяется цианистый водород, оксиды азота, угарный газ.
Завод после аварии
Даже после случившегося предприятие было закрыто не сразу. Оно продолжало работать до полного израсходования запасов МИЦ. В 1986 году все же произошло закрытие завода, а его оборудование распродали. Но никто даже не пытался полностью ликвидировать опасную зону.
Ее просто превратили в свалку химических отходов, которая отравляла жизнь всего города. До сегодняшнего дня на территории завода находятся более 400 тонн токсичных веществ, которые проникают в землю и делают непригодными для употребления воду и выращенные продукты. В 2022 году власти Индии приняли решение утилизировать отходы, но пока это только в планах.
История строительства завода
В 1970-х годах правительство Индии решило поднять свою экономику за счет иностранного капитала. Поэтому была введена специальная программа, направленная на привлечение иностранных инвесторов для вложений в местную промышленность. Было одобрено строительство завода, который бы производил пестициды для сельского хозяйства.
Изначально часть химикатов планировали завозить из других стран. Но это оказалось невыгодно, так как конкуренция в этом сегменте рынка была очень высока. Поэтому производство было переведено на другой уровень, более сложный и опасный. В 80-х годах город Бхопал (Индия) и его окрестности отличились большими неурожаями, что привело к снижению спроса на продукцию завода. Поэтому было принято решение продать предприятие, но покупатель так и не был найден.
Мнимый саботаж
«Ночь газа», как назвали ее местные жители, унесла жизни 3000 человек. В последующие трое суток количество жертв достигло 8000. Всего же число людей, умерших непосредственно в результате отравления ядовитым газом, составило, по разным оценкам, от 18 до 20 тысяч человек.
Руководство компании Union Carbide придерживалось версии, согласно которой катастрофа произошла в результате саботажа: якобы некий уволенный сотрудник сознательно устроил попадание воды в цистерну с метилизоцианатом, чтобы отомстить работодателям.
Впрочем, никаких доказательств того, что саботажник в действительности существовал, предъявлено не было. В отличие от многочисленных нарушений мер безопасности, выявленных на предприятии.
Самое удивительное, что завод продолжал работу еще на протяжении почти двух лет. Лишь после полной выработки имевшегося сырья он был остановлен.
Ночной кошмар
Все эти события произошли ночью, поэтому все население мирно спало. Но люди сразу же почувствовали действие ядовитого вещества. Их душил кашель, у них пекло глаза, дышать было просто невозможно. Это привело к массовой смертности уже в первые часы после аварии.
К утру облако развеялось, но оставило после себя огромное количество трупов. Это было только начало. За несколько следующих дней умерли тысячи людей, кроме этого, природа также очень сильно пострадала: деревья сбросили листву, животные массово погибали.
Последствия аварии
Уже то, что эта катастрофа признана самой смертоносной за всю историю, говорит о ее масштабах. В первые часы ядовитый газ унес жизни 3787 человек, в течение двух недель после этого злосчастного события погибло 8000 человек, в последующие годы еще 8000.
Исследования в 2006 году показали ужасную статистику: в течение всего времени после выброса было зарегистрировано 558 125 случаев обращений к врачам из-за хронических заболеваний, которые были вызваны отравлениями МИЦ. Кроме того, Бхопальская катастрофа стала настоящим экологическим бедствием.
Предпосылки к аварии
Прежде чем случилась Бхопальская катастрофа, существовало несколько факторов, которые предрасполагали к ее возникновению. Первым из них является желание компании-владельца завода сэкономить деньги на заработной плате. Поэтому они построили свое предприятие в Индии, где оплата труда в десятки раз ниже, чем в развитых странах.
Второй фактор – нарушение международных стандартов норм хранения токсичных веществ. На заводах позволено хранить не более 1 тонны МИЦ, а в Бхопале его было аж в 42 раза больше, то есть 42 тонны.
Третий фактор – халатное отношение местных жителей к предупреждениям, которые публиковались в газете. Руководство завода предупреждало о том, что нужно быть максимально осторожными и, если прозвучит сигнал сирены, немедленно эвакуироваться.
Следующим является то, что город Бхопал в то время имел правительство, которое постоянно закрывало глаза на несоблюдение техники безопасности, и как следствие, произошло несколько несчастных случаев на заводе.
Еще одним немаловажным фактором является износ техники, замена которой стоила огромных денег. Именно поэтому все системы, которые должны были предотвратить аварию, были либо на ремонте, либо просто отключены.
Причины катастрофы
Официальная причина аварии так и не была установлена. Точно известно лишь то, что выброс смертельного газа в атмосферу был вызван попаданием в цистерну с метилизоцианатом воды. Это привело к закипанию жидкости, и испарения под высоким давлением сорвали защитный клапан.
Если верить первой, то это просто ужасная случайность. Накануне была произведена промывка окружающей территории, и, так как трубы и клапаны были неисправными, вода попала в емкость с МИЦ.
Вторая говорит о том, что Бхопальская катастрофа была подстроена. Один из недобросовестных сотрудников из собственных соображений мог подключить шланг с водой к емкости, а это запустило реакцию. Но какая из этих версий правдива, не знает никто. Понятно лишь то, что постоянное желание сэкономить деньги стало истинной причиной этого техногенного бедствия.
Роковое стечение обстоятельств
Сегодня многие исследователи считают, что завод «Юнион карбайд» был обречен почти с самого начала. Американская компания построила фабрику по производству пестицидов в 1970-х годах, полагая, что Индия представляет собой огромный неосвоенный рынок для сбыта продукции по борьбе с вредителями.
Спустя тридцать лет после Бхопальской катастрофы независимые журналисты провели собственное расследование, опираясь на документы компании, интервью с представителями химической отрасли, а также воспоминания очевидцев. Бывшие сотрудники предприятия сообщили, что первоначальную утечку метилизоцианата обнаружили еще вечером 2 декабря.
Начальник смены подумал, что это была утечка воды, и пообещал разобраться с проблемой после перерыва на чай. В течение следующего часа реакция, происходящая в резервуаре, вышла из-под контроля. Утечка началась примерно через два часа после того, как рабочий, чья подготовка не соответствовала первоначальным стандартам завода, получил приказ от руководителя промыть трубу, не запечатанную должным образом.
Эта процедура была запрещена правилами завода. Сотрудники считают, что наиболее вероятным источником загрязнения, вызвавшего реакцию, стала жидкость из этой трубы. Три основные системы безопасности не смогли справиться с критическими условиями. Одна из них и вовсе была неработоспособна, а вторая была временно выведена из строя на техническое обслуживание.
Кроме того, на заводе в Бхопале не существовало компьютерной системы, которую другие предприятия используют для мониторинга своих функций и быстрого оповещения персонала об утечках. Руководство полагалось на то, что рабочие сами почувствуют выброс метилизоцианата – в этом случае их глаза начали бы слезиться.
Токсичнее, чем хлор и фосген
Завод в Бхопале выпускал инсектицид севин, производившийся при помощи реакции метилизоцианата с α-нафтолом в среде четырёххлористого углерода.
Метилизоцианат (CH3NCO) является одним из самых высокотоксичных веществ, применяемых в промышленности. Он более токсичен, чем хлор и фосген. Отравление метилизоцианатом вызывает быстрый отек легких. Он воздействует на глаза, желудок, печень и кожу. Метилизоцианат хранился на заводе в трёх частично вкопанных в землю ёмкостях, каждая из которых могла вместить около 60 тысяч литров.
С учетом высокой токсичности вещества, а также невысокой температуры кипения (39,5 °С) были предусмотрены несколько вариантов защиты. Однако в ночь со 2 на 3 декабря не сработал ни один.
Условное наказание
Лишь спустя 26 лет после катастрофы, в 2022 году, суд вынес приговор в отношении семи бывших руководителей индийского отделения компании Union Carbide. Их признали виновными в халатности, повлекшей гибель людей, и приговорили к двум годам условно и штрафу, эквивалентному 2100 долларам США.
Глава Union Carbide Уоррен Андерсон, которого индийские власти пытались привлечь к ответственности, избежал какого-либо наказания. Американские власти, к которым Индия обращалась с запросом, заявили, что не существует каких-либо доказательств причастности Андерсона к катастрофе в Бхопале.
Уоррен Андерсон умер в 2022 году в доме престарелых во Флориде в возрасте 92 лет.
По заявлениям индийских властей, в настоящий момент последствия катастрофы полностью преодолены. Жители Бхопала считают иначе: они говорят, что живут на отравленной земле, которая так никогда и не была очищена, а дети, рожденные десятилетия спустя после «ночи газа», страдают от наследственных болезней, причиной которых стало отравление их родителей.
Хронология событий
Бхопальская катастрофа случилась ночью со 2 на 3 декабря 1984 года. В емкость Е610, которая содержала 42 тонны метилизоцианата, по неизвестным причинам попало около тонны воды. Это привело к нагреванию жидкости до 200 градусов по Цельсию. Работники заметили первые признаки неисправности танка с МИЦ в 15 минут первого ночи, через минуту все показатели уже возросли вдвое.
Кроме датчиков о неизбежном возвещал сильный скрежет, который издавал треснувший под емкостью фундамент. Операторы бросились включать аварийные системы, но они, как оказалось, просто отсутствовали. Поэтому они решили вручную охладить танк и начали его обливать водой снаружи, но реакцию уже было не остановить. В 00.
30 аварийный клапан просто не выдержал огромного давления и разорвался. В течение следующего часа более 30 тонн ядовитого газа оказалось в атмосфере. Так как МИЦ тяжелее воздуха, это смертоносное облако начало стелиться по земле и медленно расползаться по окружающим завод территориям.
Цена жизни — 2000 долларов
Компания Union Carbide отказывалась признавать свою вину в случившемся, переадресовывая претензии «дочке»: Union Carbide India Limited. В конечном итоге в 1987 году Union Carbide в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам и пострадавшим 470 млн долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.
Эта сумма с учетом масштабов случившегося была попросту смехотворной: семьи погибших в итоге получили менее 2100 долларов за каждую потерянную жизнь, а пострадавшим заплатили от 500 до 800 долларов.
Трудно себе представить, какие суммы пришлось бы платить Union Carbide, случись катастрофа в США. Но белые господа еще раз показали, что не считают каких-то там индийцев ровней себе.
Ядовитый туман
В одну из трех емкостей с метилизоцианатом попала вода, что вызвало химическую реакцию. Температура вещества быстро превысила уровень кипения, что привело к повышению давления и разрыву аварийного клапана.
Незначительные выбросы происходили регулярно, были даже случаи отравления сотрудников. Поэтому, когда приборы зафиксировали утечку в ночь на 3 декабря, персонал завода поначалу не понял всю серьезность происходящего.
К химическому заводу вплотную прилегали жилища местной бедноты. Обитатели этого густонаселенного района крепко спали, когда ядовитое облако накрыло их дома.
Газ, будучи тяжелее воздуха, стелился по земле. Многие малыши, заснувшие в своих кроватках, уже никогда не проснулись. Взрослые из сна попадали прямо в кромешный ад: жуткая боль в груди, резь в глазах, тошнота и кровавая рвота… Люди не понимали, что происходит.
Лишь когда зазвучали сирены химзавода, жители Бхопала поняли, что произошла авария. В панике они пытались вырваться из ядовитого тумана. Но понять ночью, куда бежать, было сложно. Одним повезло, и они сумели вырваться из зоны отравления. Другие же, наоборот, уходили к самому эпицентру и там в муках умирали.