Световозвращатели (катафоты) жёлтого, красного цветов и световозвращающий материал белого цвета на велосипеде при свете фотовспышки.
Предупреждающий жилет со светоотражающими полосами
Катафо́т (др.-греч. κατα- — приставка со значением усиления + φῶς — «свет»), световозвраща́тель, фликер — устройство с поверхностью со свойствами световозвращения (отражение луча света обратно в сторону источника с минимальным рассеиванием этого луча).
Видимость велосипедиста во время движения – один из важнейших элементов безопасности на дороге. И если днем в яркий солнечный день видимость достаточная, то ночью, в сумерках, просто вечером или в туман и пасмурную погоду увидеть на дороге велосипедиста становится сложно.
Причем это касается не только видимости на трассе, но и в городе, где часто на фоне огней рекламы и света автомобильных фар, совершенно не заметно темную фигуру велосипедиста у края проезжей части.
- Что такое катафот?
- Принцип действия
- Смотреть что такое “катафот” в других словарях
- Преимущества продукции
- Принцип работы катафота
- Применение
- Формы и размеры катафотов
- Задача катафотов и световозвращающих элементов на велосипеде
- Дополнитель на эту тему можно еще почитать
- Предназначение
- Виды катафот
- Светодиодная подсветка
- Где крепить катафоты на велосипеде
- Передний катафот (белый) крепят
- Задний катафот (красный) закрепляют на
- Боковые катафоты (оранжевые)
- Световозвращающие наклейки, ленты, краски, жилеты
- Виды и предназначение катафот
- Фликеры
- Минус катафотов
Что такое катафот?
Прежде всего, давайте определимся – что же такое катафот. В чем его главное назначение и каков принцип действия.
Катафот – это оптическое устройство, основная задача которого возврат луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием.
Тут нужно немного пояснить – есть отражение луча света, а есть возвращение, и это разные понятия.
Зеркало – отражает, а катафот – возвращает.
Зеркало работает по известному закону физики, гласящему: «угол падения равен углу отражения». Таким образом, при отражении луч света уходит в другую точку пространства, не оттуда, откуда он пришел. Кроме, естественно, случая перпендикулярного падения луча на зеркало.
Катафот же, возвращает луч света, пришедший с любого угла (в секторе его работы) в то же самое место, откуда он пришел. Такое изменение направления луча на 180° происходит за счет двойного отражения.
Кстати, считается, что первое в мире такое световозвращающее устройство создал дорожный рабочий из Великобритании, а в России оно же было сконструировано на русском флоте матросом именно для того, чтобы ночью лучше были видны бакены в порту.
«Световозвращающее устройство» – это официальный и правильный термин. Однако в жизни их часто называют «катафоты», «светоотражатели», «отражатели света» или просто «отражатели», что в принципе не меняет сути задачи, которую они выполняют.
Принцип действия
В основе действия катафота лежит простой оптический процесс световозвращения. Главное отличие световозвращения от светоотражения, например как в зеркале, в том, что свет получает тройное светоотражение от расположеных под углом 90° светоотражателей (зеркал) образующих вогнутую правильную пирамиду.
Другой тип световозвращателя — «кошачий глаз» — используется (англ.) в дорожной разметке в некоторых странах.
катафот
Словарь русских синонимов.
катафотсущ., кол-во синонимов: 2
Словарь синонимов ASIS.
.
.
Смотреть что такое “катафот” в других словарях
- Активными средствами:
- Передними и задними фонарями.
В этой статье мы поговорим о катафотах и других световозвращающих элементах оборудования велосипедов.
Преимущества продукции
Дорожные катафоты успешно справляются с основными задачами, поскольку обладают рядом достоинств:
- Длительный срок эксплуатации без потери первоначальных световозвращающих свойств;
- Устойчивость к механическим повреждениям, осадкам, перепадам температуры и влажности;
- Небольшой вес и компактные размеры позволяют устанавливать катафоты в любом месте без особых усилий;
- Хорошая видимость в различных погодных условиях благодаря световозвращающим свойствам;
- Широкий вариативный ряд, позволяющий размещать устройства на дороге, столбах, мостах и ограждениях.
элемент дорожного обустройства в виде оптического отражателя, вмонтированный в путевой знак или верхний слой покрытия
(Болгарский язык; Български) — пътен светлоотражател
(Чешский язык; Čeština) — odrazovka
(Немецкий язык; Deutsch) — Katzenauge; Reflexionselement
(Венгерский язык; Magyar) — fényvisszaverő prizma
— заагч – гэрэлт тэмдэг
(Польский язык; Polska) — élément odblaskowy
(Румынский язык; Român) — strat reflectorizant
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — «mačje oko»
(Испанский язык; Español) — catafoto
(Английский язык; English) — reflecting stud
(Французский язык; Français) — cataphote
Это сравнительно новый тип продукции, неизвестный еще несколько лет назад, но сейчас активно продающийся. В этом устройстве дополнительно установлены светодиоды, увеличивающие дальность видимости.
Лично мое мнение – лучше уж купить нормальный красный или белый фонарь спереди или сзади. Его видимость, а значит и эффективность выше, а по стоимости не намного дороже. Тем более, что батарейки или аккумуляторы нужны и тем и тем. А вот для боковых, тех, что вешают на спицы – это вещь полезная.
Для улучшения видимости на дороге и красоты своего «железного коня» можно использовать еще два подхода:
- дополнительные световозвращающие (светоотражающие) элементы;
- светодиодную подсветку.
Принцип работы катафота
По принципу работы катафоты бывают уголковые и сферические.
В уголковых катафотах, луч света отражается дважды от двух-трех отражающих поверхностей, которые расположены перпендикулярно друг другу, и разворачивается на 180°.
В общем – это чистая физика и геометрия. Угол падения равен углу отражения, а сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике всегда равна 90°. На рисунке все наглядно видно, а повторять школьный курс физики и геометрии мы не будем.
У сферического катафота возврат луча на 180° обеспечивается изменением комбинацией показателя преломления среды и однократным отражением.
В велосипедном деле чаще всего применяют именно уголковые катафоты.
Применение
Катафот используется как устройство обеспечения безопасности, широко применяемое в дорожном строительстве и транспорте. Местом изобретения катафота принято считать Великобританию. Фликеры нашиваются на одежду дорожных рабочих, регулировщиков дорожного движения, спасателей, велосипедистов. Тем не менее, носить фликеры рекомендуется (в частности, водителями) всем пешеходам в темное время суток — таким образом водитель заранее видит пешехода и его перемещения, что обеспечивает повышение уровня безопасности пешехода. Световозвращающие покрытия используются для изготовления дорожных знаков.
Наиболее широко катафоты применяются на велосипедном и автотранспорте для обозначения габаритов.
Формы и размеры катафотов
Геометрическая форма и размеры выпускаемых катафотов не определены никакими правилами и бывают самые разные.
Очень широкие лучше всего крепить под седло, причем иногда их лучше ставить даже вертикально, а не горизонтально. Главное, чтобы он ни за что не цеплялся при движении.
Хочется отметить только, что лучше брать современные модели, которые выпускаются с немного загнутыми внутрь краями. Такая форма увеличивает рабочий сектор светоотражения и делает байк немного более заметным с боковых секторов.
Задача катафотов и световозвращающих элементов на велосипеде
При езде в ночное, вечернее время, в сумерках и при плохой освещенности свет от фар автомобиля, попадает на катафот и возвращается в том же направлении, откуда пришел – в результате водитель автомобиля видит велосипедиста на дороге заранее, а не в самый последний момент, когда уже затормозить и предотвратить столкновение невозможно.
В темноте автомобилист замечает велосипедиста, в прочем, как и пешехода, в среднем на расстоянии в 30-50 метров.
Машина, едущая по дороге со скоростью 60 км/ч, пролетает в секунду 17 метров. Т.е. у водителя всего 2-3 секунды на принятие решения о торможении или объезде и совершении этого маневра.
Если машина едет с ближним светом, заметить велосипедиста с катафотами можно на расстоянии порядка 150 м, а при дальнем свете – 400 м. Так что времени на принятие решения у него будет значительно больше, около 10-20 секунд.
Дополнитель на эту тему можно еще почитать
Катафоты выпускают в трех основных цветах и устанавливают согласно правил дорожного движения:
- Спереди – белого цвета.
- Сзади – красного цвета.
- По бокам (обычно на спицы колес) – оранжевого цвета.
Все аналогично автомобилистам, как основным участникам дорожного движения: спереди белые фары, сзади красные.
По состоянию на 2018 год в ПДД большинства стран указано об обязательном или рекомендованном наличии световозвращающих элементов на велосипеде.
Например, в Правилах дорожного движения (ПДД) Украины в п.6.2 четко прописано:
«6.2. Велосипедист имеет право управлять велосипедом, который оборудован звуковым сигналом и световозвращателями: спереди — белого цвета, по сторонам — оранжевого, сзади — красного.»
А в ПДД России есть пункт о рекомендуемом наличии светоотражающих элементов при себе:
“24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.”
Т.е. это могут быть не только элементы на велосипеде, но и на самом байкере в виде жилета, нашивок или наклеек на одежде или шлеме.
В ПДД Белоруссии и Казахстана упоминаний о светоотражающих элементах на велосипеде или байкере вообще нет, но есть рекомендации от автомобильных инспекций о желательности их присутствия.
В общем, исходя из правил дорожного движения, можно сказать так: если Вы собираетесь кататься исключительно в светлое время суток, то можно кататься только с катафотами. Если ездить придется еще и в темное время или при плохой погоде – то без фонарей не обойтись.
По своему опыту и опыту большинства велосипедистов, катающихся регулярно, скажу так: купил велосипед – проверь катафоты и купи фонари, «не отходя от кассы», жизнь и здоровье гораздо ценнее.
Чаще всего, на новых велосипедах, катафоты уже идут в комплекте, но если байк старый или просто на нем ничего не установлено лучше сразу же приобрести и установить комплект катафотов – с ними спокойнее ездить даже днем. Часто на трассе «серый» велосипедист «сливается» с дорогой, отблески света фар с катафотов делают его более заметным.
Иногда бывает так, что единственные катафоты, которые присутствуют на велосипеде – это узкие полоски на педалях. Это совсем плохо – так Вас на дороге будет совсем не заметно.
В правилах дорожного движения четко не указано количество устанавливаемых катафотов: один, два, три, десять.
Передний и задний обычно ставят по одному, а боковых (оранжевых) два – по одному на каждое колесо.
Предназначение
Дорожные катафоты выполняют ряд задач:
- Оповещение водителя о препятствии, сложном повороте, опасном и аварийном участке;
- Улучшение видимости ночью или на плохо освещенных участках;
- Предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
В основном дорожные катафоты устанавливаются в местах пешеходных переходов, а также в на сложных участках трасс с крутыми поворотами или препятствиями.
Виды катафот
Дорожные катафоты подразделяются на типы в зависимости от их предназначения. Рассмотрим каждый из видов более подробно.
- КД 1 и 2 — катафоты, размещаемые с целью обозначения препятствий на дорожных сигнальных столбиках в соответствии с государственными стандартами. Также их монтируют на вертикальных поверхностях различных элементов (опоры, тумбы), которые находятся на проезжей части либо на обочине. Кроме того, на дорогах, где нет разделительной полосы, изделия крепят таким образом, чтобы водитель слева видел белый элемент, а справа — красный.
- КД 3 — катафоты, устанавливаемые на дорожные полотна с целью создания разметки, обозначения неровностей полотна, а также для выделения пешеходных переходов и мест проведения ремонтных работ.
- КД 4 — дорожные катафоты, которые используются для обозначения тех участков дороги, въезд на которые запрещен. Их располагают вдоль обочин совместно с разметкой на сложных перекрестках.
- КД 5 — катафоты, устанавливаемые на барьерные ограждения «волна» в соответствии с государственным стандартом.
- КД 6 — дорожные катафоты, предназначенные для ограждений двухстороннего типа. Размещаются вдоль разделительной полосы полотна. Крепление осуществляется к консолям или стоякам.
Помимо разделения в зависимости от предназначения, дорожные катафоты классифицируют по принципу действия на одно- или двухсторонние. По типу оптических элементов изделия бывают шаровыми, плоскогранными или пленочными.
Таким образом, дорожные катафоты являются неотъемлемым элементом организации безопасного движения. Наша компания предлагает изготовление данного вида продукции в соответствии с действующими стандартами. Изделия являются долговечными, износостойкими и имеют выгодную стоимость.
Для заказа дорожных катафот по демократичным ценам, вы можете оставить заявку на нашем сайте с указанием контактного номера или электронной почты.
Светодиодная подсветка
В отличие от наклеек, подсветка использует источник питания: батарейки или аккумуляторы.
Их так же крепят на колеса, раму и, что еще более интересно, на спицы.
Вариантов подсветок, светодиодных колпачков на ниппель колеса, всевозможных “светлячков” и т.п. в интернете продается великое множество на любой вкус. Очень интересные программируемые модели – велосипед становится красивым, и явно не скажешь, что не заметен на дороге. Особенно это проявляется в городе, где на фоне светящихся витрин и окон, автомобильных фар, мелькающей рекламы огни одинокого велосипедиста теряются и блекнут.
Единственное пожелание при их использовании – не переборщите.
Более подробно о подходах к подсветке велосипеда рассказано в статье “Подсветка на велосипед – для чего нужно и как выбрать”.
В конце хочется сказать вот что. Как бы Вы ни стремились ездить только в днем и в хорошую погоду, рано или поздно наступит момент, что придется ехать или в темноте, или при плохой видимости. И к этому нужно быть готовым – поэтому установите катафоты и фонари на велосипеде (особенно если это детский велосипед) и катайтесь спокойней.
Где крепить катафоты на велосипеде
Правилами дорожного движения не установлены точные места крепления, но обычно их крепят так:
Передний катафот (белый) крепят
- над рулевой трубой;
- если спереди установлен багажник или корзина, то можно прикрепить к ним.
Задний катафот (красный) закрепляют на
- багажнике:
- заднем крыле.
Боковые катафоты (оранжевые)
Чаще всего простые и дешевые модели крепятся к спицам на одном или двух винтах с широкими шайбами. Есть более продвинутые, имеющие специальные замки-защелки для надежного крепления на спице.
С точки зрения правил ПДД (если следовать строго букве закона) только на территории Украины в правилах прописано обязательное присутствие катафотов на велосипеде вообще, а сбоку должен быть хотя бы один оранжевый. Ну а в дополнение к оранжевым можно ставить и другие цвета (синие, красные, зеленые и т.п.).
Некоторые байкеры крепят на колесо светоотражатели разных цветов, делая свой велосипед похожим на разноцветную гирлянду. Что, в общем-то, не плохо, так как заметность на дороге при этом резко повышается.
Бытует мнение, что катафоты на спицах нарушают центровку колеса. Считаю, что вес пластикового световозвращателя настолько мал, что его влиянием можно пренебречь. Тем более, что хоть как-то они начинают влиять на таких скоростях, на которых велосипедисты не ездят.
Если уж Вы такой супер педант, можно поставить одинаковые катафоты симметрично оси колеса, хотя опять же повторюсь, никакого влияния на центровку колеса это не оказывает.
Световозвращающие наклейки, ленты, краски, жилеты
Это так же пассивные световые элементы, которые отражают попадающий на них свет, но сами его не излучают.
Дальность их действия не высока, как у обычных катафотов, но цветовая гамма и простор для фантазии безграничен.
Наиболее часто их наклеивают на обода и раму.
Еще один очень хороший вариант для наклейки такой ленты – велосипедный шлем. Это значительно улучшает узнаваемость байкера на дороге. Есть даже модели шлемов с уже наклеенными светоотражающими элементами.
Еще существуют специальные разноцветные световозвращающие многоразовые ленты на липучках, которые надевают на ноги, руки при движении и они четко обозначают велосипедиста или небольшие габаритные огоньки. Ленты, надеваемые на ноги, дополнительно еще и защищают брюки от попадания между цепью и звездами системы.
По поводу нашивок на одежде и наклеек на байкере. Рекомендуется, чтобы они были не в единичном экземпляре, например полоса на шлеме, а присутствовали на разных элементах одежды (брюках, рукавах, туловище, спине или рюкзаке) и в нескольких местах.
Представьте, что подумает водитель, внезапно увидевший короткую белую полоску с края дороги? Непонятно что это такое: свет в окне домов по сторонам улицы или, может быть, маленькое НЛО летит ему на встречу.
С другой стороны. Он видит ярко-красный фонарь, установленный под седлом, ниже отражение от катафотов на заднем крыле и педалях, которые постоянно двигаются вверх-вниз, ту же белую светоотражающую полосу от шлема, и еще какие-нибудь элементы на спине или других частях велосипеда. Уже ясно, что это собрание света – велосипедист на дороге, усиленно крутящий педали. Значит, нужно его спокойно объезжать.
Сам водитель и понимаю насколько приятнее и спокойнее заранее увидеть едущего впереди велосипедиста с правого края полосы, чем очутиться перед внезапно, не известно откуда взявшемуся дедушкой в темно-сером пиджаке и таких же штанах, на старом велосипеде с отлетевшими катафотами, но гордо прущемуся посреди дороги со скоростью 10 км/ч.
Очень хорошо, если велосипедист имеет светоотражающий жилет – в таком случае он гарантированно будет заметен на дороге.
В качестве дополнительных световых элементов применяют так же светодиодные браслеты безопасности, или фонари-маячки.
Сюда же можно отнести и еще одну оригинальную разработку фирмы Volvo – светящуюся в свете автомобильных фар краску под названием LifePaint.
Интересно то, что она:
- абсолютно не видима днем, а светится только в темноте при свете автомобильных фар;
- выпускается в виде спрея в баллончиках и наносится так же как и лак для волос;
- безопасна, так как создана на водной основе;
- держится после нанесения до 10 дней;
- наносить ее можно на сам велосипед, одежду, рюкзаки, шлемы и т.п.
Виды и предназначение катафот
Дорожный катафот представляет собой сигнальное устройство со световозвращающей вставкой. Изделие используется для обозначения правильного направления движения, а также расположения какого-либо препятствия на проезжей части в темное время суток.
Такой вид продукции, как дорожный катафот, относят к устройствам, отвечающим за организацию дорожного движения. Главными преимуществами изделия являются недорогая стоимость, износостойкость и эффективность. Продукция изготавливается из пластмассы или ударопрочного стекла, что обуславливает их долговечность и световозвращающие свойства.
Фликеры
Катафоты это материалы, с катафотной поверхностью или такие, строение которых вызывает свойство световозвращения. Катафотные ткани или пленки называют фликерами — это не ткани в привычном смысле этого слова — это тонкие полимерные листы. Их поверхность обрабатывается таким образом, что на них получаются микроскопические пирамидки (уменьшенные копии уголкового отражателя). Именно благодаря этим микропирамидкам катафотная ткань и отражает свет, например, автомобильных фар. Есть много разных цветов полимерных катафотных тканей. Яркость зависит именно от цвета ткани, так как более темные поглощают больше света, и наоборот — более светлые больше отражают. Катафоты в виде полимерных тканей чаще всего используются для создания катафотных лент. Такие ленты для большей износоустойчивости запаивают в прозрачную полимерную (пластиковую) оболочку.
Минус катафотов
Минус катафотов в том, что они плохо отражают свет в дождь, туман, в пасмурную погоду. Часто их становится практически не видно.
Решается этот вопрос двумя путями: можно купить катафоты со светодиодами или еще более кардинально и, на мой взгляд, более правильно – приобретением комплекта фонарей: белого для установки впереди и красного – сзади.