СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения
4. ГОСТ 3351-74 Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности.
5. СанПиН 2.1.4.1110-02 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения
Практическое занятие № 3
Тема практического занятия 3. Гигиенические требования к планировке, строительству, и функционированию жилых помещений, ЛПУ
Студент должен знать:
– факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;
– основные положения гигиены;
– гигиенические принципы организации здорового образа жизни;
Студент должен уметь:
– давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;
– проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;
Задание №1.
Заполнить карту обследования квартиры (комнаты общежития)
Карта санитарного обследования квартиры
- Адрес__________________________________________________________________
№ дома____________________________________________________________________
№ квартиры________________________________________________________________
- В чем введении находится: жилищный отдел, жилищно-строительный кооператив, учреждение_____________________________________________________________
- Этаж__________ Число жилых комнат в квартире___ из них с ориентацией на улицу _______, во двор ______. Затемнение соседними зданиями (есть, или нет)___
- Общая площадь квартиры_____ м2, общая кубатура________м3.
- Число семей проживающих в квартире______________ Всего человек ___, из них детей до 14 лет_______
- Жилая площадь на одного человека_____________ м2, воздушный куб на одного человека_________м3.
- Стены кирпичные, деревянные. Внутренняя отделка и состояние ее ______________, сырость есть, нет, ее причины______________________________
__________________________________________________________________________
- Отопление центральное ________, печное ________, исправно____________(да, нет)
Достаточное ____________(да, нет). Температура воздуха в жилых комнатах в момент обследования ___________________.
- Вентиляция: центральная ________ (да, нет) действует____________(да, нет). Форточки ______(есть, нет). Сквозное проветривание_______________(возможно, нет,) применяется__________________ (да, нет).
- Кухня: естественное освещение______________________ (достаточное, нет). Плита газовая (количество горелок), дровяная. Вентиляционные решетки – есть, нет. Тяга____(да, нет)
Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения
Освещение может быть естественным, искусственным и комбинированным. Естественное освещение может создаваться за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным.
Интенсивность (достаточность) естественного освещения определяется на основании определения светового коэффициента (СК), углов освещения, коэффициента естественной освещенности (КЕО).
Задание №2 .
Определить световой коэффициент в учебной аудитории
Дневной свет оказывает благоприятное влияние на психическое состояние человека. Интенсивность освещённости рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения.
Существенным фактором, влияющим на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, является величина, форма и расположение окон.
Световой коэффициент СК — это отношение площади застекленной части окон к площади пола. В жилых комнатах СК должен быть не менее 1/8- 1/10, в детских учреждениях, больничных палатах 1/5-1/6, в школьных классах 1/4-1/5
Выражается СК простой дробью, числитель которой — величина остекленной поверхности; знаменатель — площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого и числитель и знаменатель делят на величину числителя.
Оценка естественного освещения по СК не учитывает многих моментов (например, затемнение окон противостоящими зданиями, форму и ширину окон и т. д.).
Алгоритм действий
1.Замерьте высоту и ширину застекленной части окон в учебной аудитории
2.Определите площадь застекленной части окон в учебной аудитории
3. Замерьте длину и ширину учебной аудитории
4. Определите площадь пола учебной аудитории
5. Рассчитайте световой коэффициент СК
6. Дайте гигиеническую оценку световому коэффициенту в учебной аудитории
Задание №3.
Определение углов освещения
Цель исследования: изучение метода определения углов освещения
Определение интенсивности естественного освещения на основании углов освещения включает измерение угла падения и угла отверстия.
Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую горизонтальную поверхность. Он должен быть не менее 270. Угол падения(α)образуется двумя линиями, исходящими из точки измерения.
Одна линия – горизонтальная – идет от точки измерения к нижнему краю оконной рамы, другая линия- из той же к верхнему краю окна. Величина угла зависит от высоты окна и места определения: по мере удаления от окна вглубь комнаты угол падения будет уменьшаться, и освещенность буде ухудшаться.
Для определения угла падения измеряют расстояние от точки наблюдения до окна АС и высоту окна ВС (т.е два катета). По отношению противолежащего катета к прилежащему находят тангенс угла падения tg=ВС/АС
Алгоритм действий
1.Замерьте высоту окна в учебной аудитории
2.Замерьте расстояние от нижнего края оконной рамы до рабочего стола
3. Рассчитайте тангенс угла падения
4. Пользуясь таблицей 8 (Приложение 6) натуральных значений тангенсов определите угол падения
5. Дайте оценку угла падения
ПримерРасстояние от рабочего места до окна 3 м. Высота 1,6 м. Определите угол падения.
Решениеtgα=1,6/3,0 tgα=0,53 α=280
Угол отверстия дает представление о величине небесного свода, непосредственно освещающего исследуемое место. Он должен быть не менее 50.
Угол отверстияобразуется двумя линиями, из которых верхняя идет от места определения к верхнему краю окна, а нижняя – от точки наблюдения к высшей точки противоположного здания, дерева и т.д.
Для определения угла отверстия проводят мысленно прямую линию от точки поверхности стола к высшей точки противоположного дома и отмечают на окне точку, через которую она проходит. Измеряют расстояние от точки, в которой проводится измерения до окна по горизонтали и высоту окна пересечения с верхней линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета.
ПримерРасстояние от рабочего места до окна 3 м. Высота окна до пересечения с линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета равна 1,2 м. Угол падения 260. Определите угол отверстия
Решениеtgα=1,2/3,0 = 0,4 DАС=220
Угол отверстия (ВАD) равен:280-220=60
Задание №4.
Пользуясь люксметром, определить освещенность внутри учебной аудитории, при выключенном искусственном освещении
Цель исследования: изучение метода определения освещенности
Освещенность определяют с помощью специальных приборов, называемых люксметрами. Единица измерения освещенности люкс (лк). Люкс равен освещенности поверхности площадью 1м2 при падающем на нее световом потоке в 1 люмен (лм)
Люмен – единица измерения светового потока. Если определение производится днем, то вначале следует определить освещенность, создаваемую смешанным освещением (естественным и искусственным), а затем при выключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными составит величину освещенности, создаваемую искусственным освещением.
Люксметр Ю 116.
Прибор предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом. Люксметр состоит из измерителя и фотоэлемента с насадками На передней панели измерителя имеются кнопки переключателя и табличка со схемой, указывающая действие кнопок и используемых насадок с диапазонами измерений.
Измеритель магнитоэлектрической системы имеет две шкалы 0—100 и 0—30. Начало диапазона измерений отмечено точками: на шкале 0- 100 точка находится над цифрой 20; на шкале 0—30 точка находится над цифрой 5. Прибор имеет корректор для установки стрелки в нулевое положение.
На боковой стенке корпуса измерителя расположена вилка для присоединения селенового фотоэлемента. Для уменьшения косинусной погрешности применяется насадка на фотоэлемент, состоящая из полусферы, выполненной из белой светорассеивающей пластмассы и непрозрачного пластмассового кольца. Насадка обозначена буквой К, нанесенной на ее внутреннюю сторону.
Эта насадка применяется совместно с одной из трех других насадок, имеющих обозначение М,Р, Т. Каждая из насадок применяется для расширения диапазонов измерений (10, 100, 1000).
Если люксметр с холодного воздуха внесен в теплое помещение, то не следует открывать крышку футляра в течение 2—3 ч. Перед измерением устанавливают измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение. Для того чтобы проверить, находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы, фотоэлемент отсоединяют от измерителя люксметра
Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определяют выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.
При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.
Алгоритм действий
1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.
2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы.
3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.
4. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.
5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.
6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.
Пример. На фотоэлементе установлены насадки К, Р; нажата левая кнопка, стрелка показывает 10 делений по шкале 0—30. Измеряемая освещенность равна 10•100 = = 1000 лк. Если величина измеряемой освещенности неизвестна, то измерение следует начинать с установки на фотоэлемент насадок К.Т.
Приложение 6
Задание №5
Пользуясь люксметром, определить освещенность наружной точки, находящиеся на той же горизонтальной линии.
Цель исследования: изучение метода определения освещенности
Алгоритм действий
1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.
2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы.
3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.
4. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.
5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.
6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.
Задание №6.
Определение коэффициента естественной освещенности
Цель исследования: изучение метода определения коэффициента естественной освещенности
КЕО представляет собой процентное отношение освещенности точки внутри помещения (Ев)к одновременной освещенности наружной точки (Ен),находящейся на той же горизонтальной плоскости и освещенной рассеянным светом всего небосвода.
Алгоритм действий
КЕО = Ев •100 / Ен (1)
Задание №7
Определение минимального значения коэффициента естественной освещенности
Цель исследования: изучение метода определения минимального коэффициента естественной освещенности
Минимальное значение КЕО нормируется для наиболее удаленных от окон точек помещения при одностороннем боковом освещении. Определяют освещенность в жилых комнатах на полу или на высоте 0,8 м от пола
Алгоритм действий
- Определить, с помощью люксметра освещенность в учебной аудитории в наиболее удаленной от окон точке, на полу или на высоте 0,8 м от пола.
- Определить освещенность под открытом небом
- Рассчитайте КЕО по формуле
Задание №8
Определение среднего значения коэффициента естественной освещенности
Цель исследования: изучение метода определения среднего значения коэффициента естественной
КЕО представляет собой процентное отношение освещенности точки внутри помещения (Ев)
К одновременной освещенности наружной точки (Ен), находящейся на той же горизонтальной плоскости и освещенности рассеянным светом всего небосвода.
Среднее значение КЕО нормируется в помещениях с верхним комбинированным освещением.
Алгоритм действий
- Определить освещенность в учебной аудитории в пяти точках на высоте 1,5 м над полом;
- Определить освещенность под открытом небом;
- Расчитайте КЕО для каждой точки, пользуясь формулой (1);
- Пользуясь рассчитанными значениями коэффициентов естественной освещенности КЕО1, КЕО2, КЕО3, КЕО4, КЕО5и формулой (2), рассчитайте среднеее значение коэффициента внутренней и наружной естественной освещенности КЕО ср
Среднее значение КЕО рассчитывают по формуле
КЕО=(КЕО1:2 КЕО2 КЕО3 КЕО4 КЕО5:2)
n-1
где КЕО1, КЕО2, КЕО3, КЕО4, КЕО5 – значение КЕО в различных точках,
n – количество точек измерения.
Задание №9.
Определить искусственную освещенность в аудитории ориентировочным методом
Цель исследования: изучение метода определения искусственного освещения.
Количественная оценка искусственного освещения может производиться по методу «ватт». По этому методу подсчитывают число ламп в помещении с площадью не более 50 м2 и суммируют их мощность.
Освещенность (Е) рассчитывают по формуле:
- Е =Р *n
S пола
где Р— удельная мощность светильниковвт/м2,
n- количество ламп.
- Е*k,
где k–коэффициент, показывающий, какому количеству люксов соответствует удельная мощность
Значение коэффициента (е) в зависимости от мощности и напряжения ламп освещения
Мощность ламп,Вт | Коэффициент (е) при напряжении в сети, в | |
110, 120, 127 | 220 | |
До 110 | 2,4 | 2,0 |
100 и выше | 3,2 | 2,5 |
Люминесцентные лампы | Коэффициент (k,) при напряжении 10 |
Алгоритм действий
1. Измерить площадь учебной аудитории
2. Подсчитать количество ламп, определить их мощность Вт, и напряженность в сети.
3. Определить освещенность по формуле (3)
Пример: Площадь комнаты 40 м2, освещение – 4 лампы мощностью 100 Вт, напряжение в сети – 220 В
Определить искусственную освещенность в аудитории ориентировочным методом
Цель исследования: изучение метода определения искусственного освещения.
Количественная оценка искусственного освещения может производиться по методу «ватт». По этому методу подсчитывают число ламп в помещении с площадью не более 50 м2 и суммируют их мощность.
Освещенность (Е) рассчитывают по формуле: Е = Р *е (3)
где Р— удельная мощность светильников, вт/м2; е— коэффициент, показывающий, какому количеству люксов соответствует удельная мощность
Значение коэффициента (е) в зависимости от мощности и напряжения ламп освещения
Алгоритм действий
1. Измерить площадь учебной аудитории
2. Подсчитать количество ламп, определить их мощность Вт, и напряженность в сети.
3. Определить освещенность по формуле (3)
Пример.
Площадь комнаты 40 м2, освещение – 4 лампы мощностью 100 Вт, напряжение в сети – 220 В
Определите освещенность.
Решение. Р = 4 • 100 /40 = 10вт/м2 Е = 10 вт/м2 • 2,5 = 25 лк Е = 25 лк
Задание №10
Сделать анализ о проделанной работе
Цель задания: умение анализировать полученные данные, выявление отклонений полученных результатов от нормативных значений.
Дать рекомендации (если необходимо) для улучшения освещенности в учебной
Вопросы для самопроверки
- Назовите функциональные зоны территории населенного пункта.
- Требования к жилищу.
- Роль зеленных насаждений в оздоровлении условий жизни.
- Что такое теплопроводность строительных материалов?
- Мероприятия по борьбе с шумом.
- Сырость в помещениях приводит ……?
- Что такое световой коэффициент?
- Значение КЕО для жилища
- Преимущества и недостатки люминесцентного освещения.
10. Задачи отопления.
11. Норма искусственного освещения в учебной аудитории
12. Норма КЕО
13. Гигиенические требования к строительным материалам
14. Физические вредные факторы жилых помещений
15. Биологические вредные факторы жилых помещений.
Ситуационные задачи
Задача 1.
Школьный класс освещается 12 лампами накаливания мощностью 100 Вт каждая.
Площадь класса 42 м2. Рассчитайте искусственную освещенность в классе.
1. Оцените достаточность искусственного освещения;
2. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, связанных с недостаточностью освещенности.
Задача 2.
Площадь застекленной части окна 2,4 м2, в комнате площадью 29 м2
1.Рассчитайте световой коэффициент;
2. Сравните полученный результат с гигиеническими нормами;
3. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений
Задача 3.
Учебный класс общежития курсантов освещается двумя симметрично расположенными люстрами, в которых имеется по 5 ламп накаливания мощностью 75 Вт каждая, напряжение в сети — 220 В, высота подвеса над столами — 220 см.
1. Достаточна ли освещенность учебного класса, если площадь его 40 м2, а стены и потолок окрашены в светлые тона (побелены)?
2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.
Задача 4.
Коридор казармы площадью 50 м2 освещен двумя симметрично расположенными электрическими лампами накаливания без осветительной арматуры. Напряжение в сети 220 В, мощность каждой лампы 200 Вт. Потолки и стены коридора светлые.
1. Соответствует ли уровень освещенности коридора гигиеническим нормам?
2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.
Задача 5.
Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60м, высоту потолка – 3 м. В зале работают из 15 компьютеров. Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8 %.
Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность поверхности столов составляет на 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы в 25, относительная влажность 25 %, помещение отсутствует вентиляционная система.
Дайте гигиеническое заключение по условиям работы студентов.
1. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?
2. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?
3. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.
4. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?
Задача 6.
По результатам гигиенических исследований параметров внутренней среды палаты для больных установлено: S палаты 16 кв.м, температура воздуха 32oС, относительная влажность – 80%, скорость движения воздуха – 0,1 м/сек (летний период года).
Окна палаты ориентированы на север, световой коэффициент – 1:11, КЕО – 0,2%. Содержание СО2 – 0,2%, количество микроорганизмов в 1м³ – 1700. Искусственное освещение осуществляется светильниками прямого света (4 светильника с 2 лампами накаливания мощностью 60 ватт каждый).
1. Дайте гигиеническую оценку микроклимата, освещения и аэрации палаты;
2. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений;
3. Составьте план беседы по профилактике инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.
Задача 7.
В детской комнате (площадь 15 м²) температура воздуха составила 20º С (холодный период года), относительная влажность – 45% скорость движения воздуха – 0,1 м/сек. Площадь форточки 0,15 м², площадь остекления окна 1,5 м². Содержание СО2 – 0,1%.
1. Оцените параметры микроклимата, освещения комнаты;
2. Дайте оценку воздушной среды комнаты;
3. Составьте план рекомендаций по улучшению микроклимата.
Задача 8.
Больные жалуются на недостаточность искусственной освещенности в палате, которая освещается двумя потолочными светильниками. В каждом из них по одной лампе накаливания мощностью 200 Вт. Площадь палаты 15 м2. Люксметра у Вас нет;
1. Можете ли Вы оценить освещенность? Правы ли больные?
2. Ваши мероприятия по улучшению искусственной освещенности в палате.Задача 9.
Площадь палаты должна бать 36 м2, из расчета 9 м2 на 1 койку. СК= 4,5:25, принимаем за единицу 4,5, тогда 25:4,5 =1:5
СК соответствует норме.
Задача 10.
В аудитории №28 мединститута с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха с 190С поднялась до 240С, влажность воздуха — с 58% до 78%, содержание углекислого газа — с 0,7‰ до 1,6‰, скорость движения воздуха снизилась с 0,4 до 0,1м/с.
2. Перечислите приборы, необходимые для исследования микроклимата;
3. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, передающихся через воздух.
Список основной и дополнительной литературы
1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- с. 38-44.
2. Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учеб.пособие / Л.Ю. Трушкина., А.Г Трушкин., Л.М. Демьянова; под ред. А.Г. Трушина.- М.: ТК Велби, Проспект, 2022. – с. 80-82.
Приложение в (обязательное)
Сопроводительный
|
Талон
|
Сопроводительный
|
Журнал
|
Журнал
|
Журнал
|
КАР-2
|
КАР-3
Примечание – Таблица заполняется так же, как таблица в форме В.15. |