Пример санитарного заключения

Пример санитарного заключения Анемометр

СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения

4. ГОСТ 3351-74 Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности.

5. СанПиН 2.1.4.1110-02 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения

Практическое занятие № 3

Тема практического занятия 3. Гигиенические требования к планировке, строительству, и функционированию  жилых помещений, ЛПУ

Студент должен знать:

 –  факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

– основные положения гигиены;

 –  гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

Студент должен уметь:

 – давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

 –  проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и  укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

Задание №1.

Заполнить карту обследования квартиры (комнаты общежития)

Карта санитарного обследования квартиры

  1. Адрес__________________________________________________________________

№ дома____________________________________________________________________

№ квартиры________________________________________________________________

  1. В чем введении находится: жилищный отдел, жилищно-строительный кооператив, учреждение_____________________________________________________________
  2. Этаж__________ Число жилых комнат в квартире___ из них с ориентацией на улицу _______, во двор ______. Затемнение соседними зданиями (есть, или нет)___
  3. Общая площадь квартиры_____ м2, общая кубатура________м3.
  4. Число семей проживающих в квартире______________ Всего человек ___, из них детей до 14 лет_______
  5. Жилая площадь на одного человека_____________ м2, воздушный куб на одного человека_________м3.
  6. Стены кирпичные, деревянные. Внутренняя отделка и состояние ее ______________, сырость есть, нет, ее причины______________________________

__________________________________________________________________________

  1. Отопление центральное ________, печное ________, исправно____________(да, нет)

Достаточное ____________(да, нет). Температура воздуха в жилых комнатах в момент обследования ___________________.

  1. Вентиляция: центральная ________ (да, нет) действует____________(да, нет). Форточки ______(есть, нет). Сквозное проветривание_______________(возможно, нет,)  применяется__________________ (да, нет).
  2. Кухня: естественное освещение______________________ (достаточное, нет). Плита газовая (количество горелок), дровяная. Вентиляционные  решетки – есть, нет. Тяга____(да, нет)

Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения

Освещение может быть естественным, искусственным и комбинированным. Естественное освещение может создаваться за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным.

Интенсивность  (достаточность) естественного освещения определяется на основании определения светового коэффициента (СК),  углов освещения, коэффициента естественной освещенности (КЕО).

Задание №2 .

Определить световой  коэффициент в учебной аудитории

Дневной свет оказывает благоприятное влияние на психическое состояние человека. Интенсивность освещённости рабочего места имеет большое значение для профилактики нарушений зрения, особенно при работах, требующих зрительного напряжения.

Существенным фактором, влияющим на интенсивность и продолжительность естественного освещения помещений, является величина, форма и расположение окон.

Световой коэффициент СК — это отношение площади застекленной части окон к площади пола. В жилых комнатах СК должен быть не менее 1/8- 1/10, в детских учреждениях, больничных палатах 1/5-1/6, в школьных классах  1/4-1/5

Выражается СК простой дробью, числитель которой — величина остекленной поверхности; знаменатель — площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого и числитель и знаменатель делят на величину числителя.

Оценка естественного освещения по СК не учитывает многих моментов (например, затемнение окон противостоящими зданиями, форму и ширину окон и т. д.).

Алгоритм действий

1.Замерьте высоту и ширину застекленной части окон в учебной аудитории

2.Определите площадь застекленной части окон в учебной аудитории

3. Замерьте длину и ширину учебной аудитории

4. Определите площадь пола учебной аудитории

5. Рассчитайте световой коэффициент СК

6. Дайте гигиеническую оценку световому коэффициенту в учебной аудитории

Задание №3.

Определение углов освещения

Цель исследования: изучение метода определения углов освещения

Определение интенсивности естественного освещения на основании углов освещения включает измерение угла падения и угла отверстия.

        Угол падения показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую горизонтальную поверхность. Он должен быть не менее 270. Угол падения(α)образуется двумя линиями, исходящими из точки измерения.

Одна линия – горизонтальная – идет от точки измерения к нижнему краю оконной рамы, другая линия- из той же к верхнему краю окна. Величина угла зависит от высоты окна и места определения: по мере удаления от окна вглубь комнаты угол падения будет уменьшаться, и освещенность буде ухудшаться.

Для определения угла падения измеряют расстояние от точки наблюдения до окна АС и высоту окна ВС (т.е два катета). По отношению противолежащего катета к прилежащему находят тангенс угла падения tg=ВС/АС

Алгоритм действий

1.Замерьте высоту окна в учебной аудитории

2.Замерьте расстояние от нижнего края оконной рамы до рабочего стола

3. Рассчитайте тангенс угла падения

4. Пользуясь таблицей 8 (Приложение 6) натуральных значений тангенсов определите угол падения

5. Дайте оценку угла падения

ПримерРасстояние от рабочего места до окна 3 м. Высота 1,6 м. Определите угол падения.

Решениеtgα=1,6/3,0 tgα=0,53  α=280

Угол отверстия дает представление о величине небесного свода, непосредственно освещающего исследуемое место. Он должен быть не менее 50.

Угол отверстияобразуется двумя линиями, из которых верхняя идет от места определения к верхнему краю окна, а нижняя – от точки наблюдения к высшей точки противоположного здания, дерева и т.д.

        Для определения угла отверстия проводят мысленно прямую линию от точки поверхности стола к высшей точки противоположного дома и отмечают на окне точку, через которую она проходит. Измеряют расстояние от точки, в которой проводится измерения до окна по горизонтали и высоту окна пересечения с верхней линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета.

ПримерРасстояние от рабочего места до окна 3 м. Высота окна до пересечения с линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета равна 1,2 м. Угол падения 260. Определите угол отверстия

Решениеtgα=1,2/3,0  = 0,4  DАС=220

Угол отверстия (ВАD) равен:280-220=60

Задание №4.

Пользуясь люксметром,   определить освещенность внутри учебной аудитории, при выключенном искусственном освещении

Цель исследования: изучение метода определения освещенности

Освещенность определяют с помощью специальных приборов, называемых люксметрами. Единица измерения освещенности  люкс (лк). Люкс равен освещенности поверхности площадью 1м2 при падающем на нее световом потоке  в 1 люмен  (лм)

Люмен – единица измерения светового потока. Если определение производится днем, то вначале следует определить освещенность, создаваемую смешанным освещением (естественным и искусственным), а затем при выключенном искусственном освещении. Разность между полученными данными составит величину освещенности, создаваемую искусственным освещением.

Люксметр Ю 116.

Прибор предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом. Люксметр состоит из измерителя и фотоэлемента с насадками На передней панели измерителя имеются кнопки переключателя и табличка со схемой, указывающая действие кнопок и используемых насадок с диапазонами измерений.

Измеритель магнитоэлектрической системы имеет две шкалы 0—100 и 0—30. Начало диапазона измерений отмечено точками: на шкале 0- 100 точка находится над цифрой 20; на шкале 0—30 точка находится над цифрой 5. Прибор имеет корректор для установки стрелки в нулевое положение.

На боковой стенке корпуса измерителя расположена вилка для присоединения селенового фотоэлемента. Для уменьшения косинусной погрешности применяется насадка на фотоэлемент, состоящая из полусферы, выполненной из белой светорассеивающей пластмассы и непрозрачного пластмассового кольца. Насадка обозначена буквой К, нанесенной  на ее внутреннюю сторону.

Эта насадка применяется совместно с одной из трех других насадок, имеющих обозначение М,Р, Т. Каждая из насадок применяется для расширения диапазонов измерений  (10, 100, 1000).

Если люксметр с холодного воздуха внесен в теплое помещение, то не следует открывать крышку футляра в течение 2—3 ч. Перед измерением устанавливают измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение. Для того чтобы проверить, находится ли стрелка прибора на нулевом делении шкалы, фотоэлемент отсоединяют от измерителя люксметра

Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определяют выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Алгоритм действий

1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.

2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом  делении шкалы.

3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

4. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.

6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Пример. На фотоэлементе установлены насадки К, Р; нажата  левая   кнопка,  стрелка  показывает   10  делений   по шкале 0—30. Измеряемая освещенность равна 10•100 = = 1000 лк. Если величина измеряемой освещенности неизвестна, то измерение следует начинать с установки на фотоэлемент насадок К.Т.

Приложение 6

Задание №5

Пользуясь люксметром,   определить освещенность наружной точки, находящиеся на той же горизонтальной линии.

Цель исследования: изучение метода определения освещенности

Алгоритм действий

1. Установить измеритель люксметра и фотоэлемент в горизонтальное положение.

2. Отсоединить фотоэлемент от измерителя люксметра, для того чтобы проверить находится ли стрелка прибора на нулевом  делении шкалы.

3. Для отсчета значения измеряемой освещенности против нажатой кнопки определить выбранное с помощью насадок (или без насадок) наибольшее значение диапазона измерения. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

4. При нажатой правой’ кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 10, следует пользоваться для отсчета показаний шкалой 0—100.

5.При нажатой левой кнопке, против которой нанесены наибольшие значения диапазонов измерений, кратные 30, следует пользоваться шкалой 0—30.

6. Показания прибора в делениях по соответствующей шкале умножают на коэффициент, указанный на насадках М, Р, Т.

Задание №6.

Определение коэффициента естественной освещенности

Цель исследования: изучение метода определения коэффициента естественной освещенности

КЕО представляет собой процентное отношение освещенности точки внутри помещения (Ев)к одновременной освещенности наружной точки (Ен),находящейся на той же горизонтальной плоскости и освещенной рассеянным светом всего небосвода.

Алгоритм действий

КЕО = Ев •100 / Ен  (1)

Задание №7

Определение минимального значения коэффициента естественной освещенности

Цель исследования: изучение метода определения минимального коэффициента естественной освещенности

Минимальное значение КЕО нормируется для наиболее удаленных от окон точек помещения при одностороннем боковом освещении. Определяют освещенность в жилых комнатах на полу или на высоте 0,8 м от пола

Алгоритм действий

  1. Определить, с помощью люксметра освещенность в учебной аудитории в наиболее удаленной от окон точке, на полу или на высоте 0,8 м от пола.
  2. Определить освещенность под открытом небом
  3. Рассчитайте КЕО по формуле

Задание №8

Определение среднего значения коэффициента естественной освещенности

Цель исследования: изучение метода определения среднего значения коэффициента естественной

КЕО представляет собой процентное отношение освещенности точки внутри помещения (Ев)

К одновременной освещенности наружной точки (Ен), находящейся на той же горизонтальной плоскости и освещенности рассеянным светом всего небосвода.

Среднее значение КЕО нормируется в помещениях с верхним комбинированным освещением.

Алгоритм действий

  1. Определить освещенность в учебной аудитории в пяти точках на высоте 1,5 м  над полом;
  2. Определить освещенность под открытом небом;
  3. Расчитайте КЕО для каждой точки, пользуясь формулой (1);
  4. Пользуясь рассчитанными значениями коэффициентов естественной освещенности КЕО1, КЕО2, КЕО3,  КЕО4, КЕО5и формулой (2), рассчитайте среднеее значение коэффициента внутренней и наружной естественной освещенности КЕО ср

Среднее значение КЕО рассчитывают по формуле

КЕО=(КЕО1:2 КЕО2 КЕО3 КЕО4 КЕО5:2)Пример санитарного заключения

n-1

где КЕО1, КЕО2, КЕО3,  КЕО4, КЕО5 – значение КЕО в различных точках,

n – количество точек измерения.

Задание №9.

Определить искусственную освещенность в аудитории ориентировочным методом

Цель исследования: изучение метода определения искусственного освещения.

Количественная оценка искусственного освещения может производиться по методу «ватт». По этому методу подсчитывают число ламп в помещении с площадью не более 50 м2 и суммируют их мощность.

Освещенность (Е) рассчитывают по формуле:

  1.  Е =Р *nПример санитарного заключения

S пола

где Р— удельная мощность светильниковвт/м2,

n- количество ламп.

  1. Е*k,

где k–коэффициент, показывающий, какому количеству люксов соответствует удельная мощность

Значение коэффициента (е) в зависимости от мощности и напряжения ламп освещения

Мощность ламп,Вт

Коэффициент  (е)  при напряжении в сети, в

110, 120, 127

220

До 110

2,4

2,0

100 и выше

3,2

2,5

Люминесцентные  лампы

Коэффициент (k,) при напряжении 10

Алгоритм действий

1. Измерить площадь учебной аудитории

2. Подсчитать количество ламп, определить их мощность Вт, и напряженность в сети.

3. Определить освещенность по формуле (3)

Пример: Площадь комнаты 40 м2, освещение – 4 лампы мощностью 100 Вт, напряжение в сети – 220 В

Определить искусственную освещенность в аудитории ориентировочным методом

Цель исследования: изучение метода определения искусственного освещения.

Количественная оценка искусственного освещения может производиться по методу «ватт». По этому методу подсчитывают число ламп в помещении с площадью не более 50 м2 и суммируют их мощность.

Освещенность (Е) рассчитывают по формуле:  Е = Р *е  (3)

где Р— удельная мощность светильников, вт/м2; е— коэффициент, показывающий, какому количеству люксов соответствует удельная мощность

Значение коэффициента (е) в зависимости от мощности и напряжения ламп освещения

Алгоритм действий

1. Измерить площадь учебной аудитории

2. Подсчитать количество ламп, определить их мощность Вт, и напряженность в сети.

3. Определить освещенность по формуле (3)

Пример.

Площадь комнаты 40 м2, освещение – 4 лампы мощностью 100 Вт, напряжение в сети – 220 В

Определите освещенность.

Решение. Р = 4 • 100 /40 = 10вт/м2   Е = 10 вт/м2  •  2,5 = 25 лк       Е = 25 лк

Задание №10

Сделать анализ о проделанной работе

Цель задания: умение анализировать полученные данные, выявление отклонений полученных результатов от нормативных значений.

Дать рекомендации (если необходимо) для улучшения освещенности в учебной

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите функциональные зоны территории населенного пункта.
  2. Требования к жилищу.
  3. Роль зеленных насаждений в оздоровлении условий жизни.
  4. Что такое теплопроводность строительных материалов?
  5. Мероприятия по борьбе с шумом.
  6. Сырость в помещениях приводит ……?
  7. Что такое световой коэффициент?
  8. Значение КЕО для жилища
  9. Преимущества и недостатки люминесцентного освещения.

10. Задачи отопления.

11. Норма искусственного освещения в учебной аудитории

12. Норма КЕО

13. Гигиенические требования к строительным материалам

14. Физические вредные факторы жилых помещений

15. Биологические  вредные факторы жилых помещений.

Ситуационные задачи  

Задача 1.

Школьный класс освещается 12 лампами накаливания мощностью 100 Вт каждая.  

Площадь класса 42 м2. Рассчитайте искусственную освещенность в классе.

1. Оцените достаточность искусственного освещения;

2. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, связанных с недостаточностью освещенности.

Задача 2.

Площадь застекленной части окна 2,4 м2, в комнате площадью 29 м2

1.Рассчитайте световой коэффициент;

2. Сравните полученный результат с гигиеническими нормами;

3. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений

Задача 3.

Учебный класс общежития курсантов освещается двумя симметрично расположенными люстрами, в которых имеется по 5 ламп накаливания мощностью 75 Вт каждая, напряжение в сети — 220 В, высота подвеса над столами — 220 см.

1. Достаточна ли освещенность учебного класса, если площадь его 40 м2, а стены и потолок окрашены в светлые тона (побелены)?

2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.

Задача 4.

Коридор казармы площадью 50 м2 освещен двумя симметрично расположенными электрическими лампами накаливания без осветительной арматуры. Напряжение в сети 220 В, мощность каждой лампы 200 Вт. Потолки и стены коридора светлые.

1. Соответствует ли уровень освещенности коридора гигиеническим нормам?

2. Если нет, ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений.

Задача 5.

Компьютерный класс для студентов 2-3 курсов в высшем учебном заведении имеет площадь 60м, высоту потолка – 3 м. В зале работают из 15 компьютеров. Естественное освещение осуществляется через окна, ориентированные на юго-восток. КЕО составляет 0,8 %.

Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами. Освещенность поверхности столов составляет на 150 ЛК. Температура в помещении после первого часа работы в 25, относительная влажность 25 %, помещение отсутствует вентиляционная система.

Дайте гигиеническое заключение по условиям работы студентов.

1. Каким требованиям должен отвечать микроклимат компьютерного класса?

2. Какие требования предъявляются к естественному и искусственному освещению в классе?

3. Перечислите негативное воздействие сухого воздуха на здоровье человека.

4. Что необходимо сделать для улучшения микроклимата и условий освещения в классе?

Задача 6.

По результатам гигиенических исследований параметров внутренней среды палаты для больных установлено: S палаты 16 кв.м, температура воздуха 32oС, относительная влажность – 80%, скорость движения воздуха – 0,1 м/сек (летний период года).

Окна палаты ориентированы на север, световой коэффициент – 1:11, КЕО – 0,2%. Содержание СО2 – 0,2%, количество микроорганизмов в 1м³ – 1700. Искусственное освещение осуществляется светильниками прямого света (4 светильника с 2 лампами накаливания мощностью 60 ватт каждый).

1. Дайте гигиеническую оценку микроклимата, освещения и аэрации палаты;

2. Ваши рекомендации по созданию оптимальной естественной освещенности помещений;

3. Составьте план беседы по профилактике инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.

Задача 7.

В детской комнате (площадь 15 м²) температура воздуха составила 20º С (холодный период года), относительная влажность – 45% скорость движения воздуха – 0,1 м/сек. Площадь форточки 0,15 м², площадь остекления окна 1,5 м². Содержание СО2 – 0,1%.

1. Оцените параметры микроклимата, освещения комнаты;

2. Дайте оценку воздушной среды комнаты;

3. Составьте план рекомендаций по улучшению микроклимата.

Задача 8.

Больные жалуются на недостаточность искусственной освещенности в палате, которая освещается двумя потолочными светильниками. В каждом из них по одной лампе накаливания мощностью 200 Вт. Площадь палаты 15 м2. Люксметра у Вас нет;

1. Можете ли Вы оценить освещенность? Правы ли больные?

2. Ваши мероприятия по улучшению искусственной освещенности в палате.Задача 9.

Площадь палаты должна бать 36 м2, из расчета 9 м2 на 1 койку. СК= 4,5:25, принимаем за единицу 4,5, тогда 25:4,5 =1:5

СК соответствует норме.

Задача 10.

В аудитории №28 мединститута с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха с 190С поднялась до 240С, влажность воздуха — с 58% до 78%, содержание углекислого газа — с 0,7‰ до 1,6‰, скорость движения воздуха снизилась с 0,4 до 0,1м/с.

2. Перечислите приборы, необходимые для исследования микроклимата;

3. Составьте план беседы по профилактике заболеваний, передающихся через воздух.

Список основной и дополнительной литературы

1. Крымская И.Г. Гигиена и экология человека: учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- с. 38-44.

2. Трушкина Л.Ю. Гигиена и экология человека: учеб.пособие / Л.Ю. Трушкина., А.Г Трушкин., Л.М. Демьянова; под ред. А.Г. Трушина.- М.: ТК Велби, Проспект, 2022. – с. 80-82.

Приложение в (обязательное)

Сопроводительный
талон к месячной пробе атмосферных осадков

Место отбора пробы

Месяц и год отбора

Число дней с атмосферными осадками за
месяц

Количество атмосферных осадков,
выпавших за месяц, мм

Среднемесячная роза ветров

Среднемесячная температура, °С

Дата
отбора

пробы

Количество
атмосферных осадков, выпавших за каждый дождь или снегопад, мм

Продолжительность
выпадения атмосферных осадков,

сут

Относительная
влажность воздуха в ближайшие сроки наблюдений, %

Температура
воздуха в ближайшие сроки наблюдений, °С

до
выпадения атмосферных осадков

после
выпадения атмосферных осадков

до
выпадения атмосферных
осадков

после
выпадения атмосферных осадков

Оператор

______________

______________________

Дата отправки пробы

подпись

инициалы,
фамилия

Талон
КГ-9 Р3

ТАЛОН (корешок) _____________________

Заполняется станцией

Наименование Департамента, ФГБУ УГМС Росгидромета
__________

Река _________________________ Станция (пост)
___________________

Дата отбора пробы __________________________________

число, месяц

Место отбора пробы
______________________________________________

створ, расстояние от левого берега в десятых долях

Ширина реки, м ____________

Глубина отбора пробы, м. _______ Объем пробы , дм3
_________________

Цвет ____________ Температура воды, °С

Прозрачность ____________ по шкале, см pH Запах, баллы
_________

Вкус _______ О2 ___________ мг/л

Дата отправки пробы в спецлабораторию
_____________________________

Дата отправки пробы в
гидрохимлабораторию ______________.

Начальник станции

_____________

________________

подпись

инициалы, фамилия

РЕЗУЛЬТАТЫ
ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОБЫ ВОДЫ мг/дм3

(заполняется в гидрохимической лаборатории)

Дата проведения анализа

Са ______ Мg
__________ Na K _________ НСО3
_________

NH4 ________ SO4
______ CL _________ NO3 ____ NO2 ________

Фосфаты, мг/дм3 Р ________________ Сумма
______ мг/дм3

Кремний ______ мг/дм3 Железо общее ____ мг/дм3

Жесткость общая _____ ммоль/дм3 КВЭ
Постоянная жесткость _____ ммоль/л

КВЭ

Окисляемость бихроматная ___________ мг/л О

Цветность, колориметрич.
градус ______

Начальник ЛМПВ

_____________

________________

подпись

инициалы, фамилия

Сопроводительный
талон к пробе поверхностных пресных вод для определения
содержания трития

Река (водоем)

Станция (водопост)

Дата взятия пробы

Место взятия пробы

Глубина взятия пробы, м

Температура воды, °С

Щелочность, pH

Минерализация воды, мг/л

Расход воды, м3

Уровень, см

Скорость течения, м/с

Объем пробы, л

Отбор и
отправку пробы произвел

______________

__________________

подпись

инициалы, фамилия

Дата отправки пробы

Журнал
регистрации проб

Год:

Месяц:

Пункт
отбора пробы

Дата

Номер тигля

Рп, мг

Рс, мг

Шифр пробы

Vc, км/ч

Q, м3

Атмосферные
осадки

МЭД,

мкЗв/ч

отбора
пробы (начало и конец)

поступления
пробы в радиометрическую лабораторию или группу

Вид

Количество,

мм

Продолжительность,

ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Примечания

1 Журнал предназначен для регистрации проб радиоактивных
выпадений и радиоактивных аэрозолей. Журнал ведут на каждый пункт отбора
отдельно, регистрируя поступающие в течение года пробы.

2 В графе 2 отмечают даты начала и конца отбора пробы. Графу 2
лабораторного журнала рекомендуется заполнять заранее, поскольку известно,
когда и какие виды проб будут отбираться на станциях.

3 В графе 3 записывают дату поступления пробы в
радиометрическую лабораторию или группу.

4 В графе 4 записывается номер тигля, в который помещают пробу
для озоления.

5 В графах 5 и 6 – масса всей пробы Рп, мг,
и масса счетного образца Рс, мг. При Рп
равном (200 ± 50) мг, Рп = Рс.

6 В графе 7 записывают шифр пробы.

7 Графу 8 заполняют только для ВФУ с измерением скорости
воздушного потока Vc, км/ч, с помощью самолетного
указателя (УС) или измерительной диафрагмы.

8 В графе 9 записывают объем прокаченного воздуха Q, м3,
по показаниям жидкокристаллического дисплея для ВФУ «Тайфун-6» или
рассчитанный по показаниям УС.

9 В графе 10 приводят данные о виде атмосферных осадков.
Преимущественный вид атмосферных осадков за время экспозиции пробы
записывается в виде цифр: 0 – без осадков, 1 – мелкий дождь, 2 – снег, 3
– дождь со снегом, 4 – морось, 5 – ливневый дождь, 6 – дождь, 7 – град, 8 –
туман
. Для проб радиоактивных выпадений, отобранных с месячной
экспозицией, указывается только количество осадков и в скобках в той же
графе количество дней с осадками.

10 В графе 11 отмечают количество атмосферных осадков за время
экспозиции пробы, которое выражается в мм с точностью до 0,1 мм. При
отсутствии осадков графа не заполняется.

11 В графе 12 приводится суммарная продолжительность
атмосферных осадков за время экспозиции пробы в целых часах.
Продолжительность атмосферных осадков полчаса и более округляется до 1 ч,
менее получаса – до 0 ч (наличие атмосферных осадков в этом случае
отмечается только в графе 10 цифровым кодом).

12 В графе 13 записывают МЭД, мкЗв/ч, пробы на расстоянии примерно
2 см от ее поверхности.

Журнал
калибровки бета-радиометров

Дата калибровки

Первый
бета-радиометр

Второй
бета-радиометр

tc f, c

Nc f,

имп./с

Nf,

имп./с

η,

(имп./с)/Бк

tc f,

с

Nc f,

имп./с

Nf,

имп./с

η,

(имп./с)/Бк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечания

1 При проведении измерений несколькими бета-радиометрами
данные калибровки записываются в один журнал.

2 Время измерения скорости фонового излучения установки
составляет 30 мин.

3 Во второй графе записывается время измерения скорости счета tc f,
c, стандартного источника (калибровочного образца).

4 В третьей и четвертой графах записывается скорость счета
стандартного образца совместно с фоновым излучением Nc f,
имп./с, и скорость счета фонового излучения Nf, имп./с,
соответственно.

5 В пятой графе записывается
рассчитанная по полученным данным эффективность регистрации установки η,
(имп/с)/Бк.

Журнал
регистрации результатов измерений суммарной бета-активности
счетных образцов
Первый бета-радиометр

Дата отбора пробы

Шифр пробы

Количество
дней от конца отбора пробы до измерения

Счет
от счетного образца совместно с фоном,

имп.

Время
измерения счетного образца,

с

Скорость
счета, имп/с

δ,
%

η,

(имп./с)/Бк

Nc f

Nf

Nc fNf

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Примечания

1 При проведении измерений несколькими бета-радиометрами журнал
на каждый из них заводится отдельно. Бета-радиометры нумеруются, номер
установки указывается в журнале.

2 Результаты первых и вторых измерений проб радиоактивного
аэрозоля и радиоактивных выпадений фиксируются в хронологическом порядке.

3 Каждый день перед началом измерений посередине таблицы
ставится дата.

4 В графах 6 – 8 записываются скорость счета от счетного
образца совместно с фоном Nc f, имп/с, скорость счета
фонового излучения Nf, имп/с, и разность этих величин Nc f
Nf, имп/с, соответственно.

5 В графе 9 указывается статистическая ошибка измерения δ,
%, рассчитанная по формуле (12.5).

6
Все лабораторные журналы сохраняются в лаборатории не менее трех лет.

КАР-2

Суммарная бета-активность радиоактивных выпадений
Тип пробоотборника:

УГМС:

Год:

Пункт наблюдения:

Месяц:

Координаты:

Лаборатория

Синоптический индекс:

Дата
отбора пробы

1-е
измерение

Рп/Рс

Атмосферные
осадки

2-е
измерение

М

Р,

Бк/(м2·сут)

t1

N1, имп/с

η1,

(имп/с)

Бк

Вид

Количество,

мм

Продолжительность,
ч

t2

N2

имп/с

η2,

(имп/с)

Бк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сумма, Бк/м2·месяц

Среднемесячные суточные выпадения,
Бк/м2·сут

Фоновые среднемесячные выпадения, Бк/м2·сут

Максимальные суточные выпадения, Бк/м2·сут

Фоновые среднемесячные выпадения
прошлого месяца, Бк/м2 сут

Исполнитель

Начальник РРЛ

Примечания

1 Графа 1.
Указываются даты наложения марли на планшет и снятия марли с планшета.

2 Графа 2.
Количество суток t1, прошедших с момента снятия марли с
планшета до первого измерения ее радиоактивности.

3 Графа 3.
Скорость счета N1, имп/с, от счетного образца за вычетом
фона при первом измерении, рассчитывается с точностью до 0,01.

4 Графа 4.
Эффективность регистрации установки η1, (имп/c)/Бк, при первом измерении.

5 Графа 5.
Отношение массы золы всей пробы Рп к массе счетного
образца Рс.

6 Графы 6 –
8. Приводятся данные о виде, количестве и продолжительности атмосферных
осадков за время экспонирования планшета в виде цифр (см. графы 9 – 11 в
примечании формы В.12
(приложение В)). Для
проб радиоактивных выпадений, отобранных с месячной экспозицией,
указывается только количество осадков и в скобках в той же графе количество
дней с осадками.

7 Графа 9.
Количество суток t2, прошедших с момента снятия марли с
планшета до второго измерения ее радиоактивности.

8 Графа 10.
Скорость счета N2, имп./с, от счетного образца за вычетом
фона при втором измерении, рассчитывается с точностью до 0,01. Второе
измерение производится через четверо суток после снятия марли с планшета,
т.е. на пятые сутки.

9 Графа 11.
Эффективность регистрации установки η2, (имп/с)/Бк,
при втором измерении.

10 Графа 12.
Поправка М на самопоглощение бета-излучения в пробе.

11 Графа 13.
Активность радиоактивных выпадений Р, Бк/(м2·сут),
рассчитывается с точностью до 0,01, для проб высокой активности – три
первых значащих цифры. Вычисление значения радиоактивных выпадений
производится по результатам второго измерения скорости счета. Если проба
радиоактивных выпадений доставлена в радиометрическую лабораторию через
четверо суток и более, вследствие чего измерение бета-активности
произведено через пять дней и более, полученные данные записываются в
таблицу как второе измерение. Заполнение графы обязательно для всех проб,
независимо от эффективности регистрации.

Для пробы, отобранной с месячной экспозицией, в графе 13
указывается величина среднесуточных радиоактивных выпадений за месяц,
рассчитанная по 12.7.4, а
измеренные месячные радиоактивные выпадения записываются под таблицей как
«Сумма, Бк/м2·месяц». Под таблицей также записываются месячные
радиоактивные выпадения за прошлый месяц, остальные строчки не заполняются.

КАР-3

Объемная суммарная бета-активность радионуклидов
в приземном слое атмосферы
Тип пробоотборника: ВФУ «Тайфун-5М»

УГМС:
ЦЧО

Год: 2022

Пункт наблюдения: Брянск

Месяц:
февраль

Координаты: 53 13′ с.ш., 34 18′ в.д.

Лаборатория: РЛ Брянск

Синоптический индекс: 26898

Дата отбора пробы

1-е
измерение

Рп/Рс – отношение массы золы всей пробы
к массе счетного образца

2-е
измерение

М – поправка на самопоглощение
бета-частиц в счетном образце

Q – объем
воздуха, прокаченного за время экспозиции, м3,

q – объемная
активность радио­нуклидов в атмосфере,

10-5
Бк/м3

t1 – число суток от конца отбора пробы

N1 – скорость счета,

имп/с

η1,

(имп/с)

Бк

t2 – число суток
от конца отбора пробы

N2 – скорость

счета,

имп/с

η2,

(имп/с)

Бк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

01-06

1

0,14

9

0,10

3,2

4

0,14

0,10

1,44

132840

4,86

06-11

1

0,59

8

0,10

1

6

0,412

0,10

1,40

132840

4,34

11-16

2

0,49

9

0,10

1

4

0,273

0,10

1,30

136080

2,61

16-21

3

0,15

8

0,10

1,3

4

0,128

0,10

1,37

136080

1,68

21-26

1

0,15

1

0,10

3,4

5

0,098

0,10

1,36

131544

3,44

26-01

3

0,11

7

0,10

4,3

4

0,095

0,10

1,41

79704

7,23

Сумма, 10-5 Бк/м3

16,9

Среднемесячная объемная активность, 10-5
Бк/м3

4,03

Фоновая среднемесячная объемная активность, 10-5
Бк/м3

4,03

Максимальная среднесуточная объемная активность,
10-5 Бк/м3

7,23

Фоновая среднемесячная объемная активность
прошлого месяца, 10-5 Бк/м3

2,72

Исполнитель: радиометрист КЛМС

Гончарова М.Ф.

Начальник РРЛ

Примечание – Таблица заполняется так же, как таблица в форме В.15.

Про анемометры:  Почему хлопает (бахает, пыхает) газовый котел при включении
Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий