Пвк значение

Психологическую
теорию деятельности “можно условно
подразделить на два направления —
собственно теорию деятельности и теорию
субъекта деятельности. Если первая
рассматривает проблемы психологического
строения, механизмов и закономерностей
деятельности как таковой, то вторая
связана, прежде всего, с изучением так
называемых субъективных детерминант
деятельности. Это те факторы, которые
лежат в основе эффективной реализации
деятельности и связаны с особенностями
ее субъекта. К их числу относятся
мотивация, направленность, степень
подготовленности субъекта — его
«обученности» (профессиональной
компетентности) и др. Однако главное
место среди них занимают те индивидуальные,
личностные качества субъекта, которые
необходимы и достаточны для нормативной
реализации той или иной деятельности.
Они обозначаются в теории деятельности
понятием профессионально-важных качеств
(ПВК). В связи с их определяющей ролью в
психической организации деятельности
необходимо рассмотреть некоторые их
основные особенности.

ПВК —
это индивидуальные свойства субъекта
деятельности, которые необходимы и
достаточны для ее реализации на нормативно
заданном уровне и коррелируют хотя бы
с одним ее основным результативным
параметром (качеством, производительностью,
надежностью). В функции профессионально-важных
могут выступать не только собственно
психические, но и внепсихичес-кие
свойства субъекта — соматические,
биологические, морфологические,
конституциональные, типологические,
нейродинамичес-кие и др. Например,
элементарная «физическая сила и
выносливость» — ярко выраженное ПВК
многих видов деятельности. Для более
полного раскрытия специфики и особенностей
ПВК целесообразно остановиться на их
основных классификациях.

Так,
прежде всего, разделяют четыре основные
группы индивидуальных качеств, образующие
собой структуру профессиональной
пригодности. Это, во-первых, абсолютные
ПВК — свойства, необходимые для выполнения
деятельности как таковой на минимально
допустимом, или нормативно заданном,
«среднем» уровне. Во-вторых, это —
относительные ПВК, определяющие собой
возможность достижения субъектом
высоких («наднормативных») количественных
и качественных показателей выполнения
деятельности («ПВК мастерства»).
В-третьих, в роли важных субъектных
детерминант деятельности и, следовательно,
в роли ПВК в последнее время рассматривается
адекватная мо?пивационная готовность
к реализации той или иной деятельности.
Доказано, что она может существенно
компенсировать недостаточный уровень
развития многих иных ПВК (но не наоборот!).
Наконец, в-четвертых, выделяют так
называемые анти-ПВК — свойства, наличие
которых выступает профессиональным
противопоказанием к той или иной
деятельности.

Про анемометры:  Разъемы штырьковые круглые размеры

Далее,
любая деятельность характеризуется
определенными основными результативными
параметрами — прежде всего качеством
и производительностью. В психологических
исследованиях доказано, что для их
обеспечения необходимы различные
индивидуальные качества субъекта. ПВК
этих параметров частично перекрываются,
однако чаще не совпадают полностью друг
с другом, а иногда и вступают в
антагонистические отношения. В последнем
случае одно и то же ПВК является таковым
в плане обеспечения качества деятельности
и анти-ПВК — в плане обеспечения
производительности.

Одним
из важных итогов исследования ПВК
явилось установление того, что любая
деятельность реализуется на базе
определенной системы ПВК. Это означает,
что каждая деятельность требует
определенной совокупности ПВК; последняя,
однако, является не рядоположенной,
«механической» суммой качеств, а их
закономерно организованной системой.
Между отдельными ПВК устанавливаются
функциональные взаимосвязи компенсаторного
и содейственного типов; сама же система
ПВК выступает как некоторый симптомокомплекс
субъектных свойств, специфичный той
или иной деятельности. Он не задан в
готовом виде, а формируется у субъекта
в ходе освоения им деятельности. При
этом обычно значимо возрастает степень
интегрированности таких систем ПВК. Те
ПВК, которые характеризуются наибольшей
связью с параметрами деятельности
(корреляцией с ними), называются ведущими.
А ПВК, которые имеют наибольшее число
внутрисистемных связей с другими
качествами, т.е. характеризуются
наибольшим «структурным весом» и,
следовательно, занимают центральное
место во всей системе качеств, называются
базовыми. Они могут не коррелировать
значимо с параметрами деятельности;
однако они не менее, а часто более важны
для ее реализации. Их можно обнаружить
посредством специального метода анализа
— метода нахождения матриц интеркорреляций
ПВК.

Не все
ПВК связаны с параметрами деятельности
простой — линейной — зависимостью,
т.е. зависимостью типа «чем выше уровень
ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд
ПВК связан с параметрами деятельности
нелинейной зависимостью типа оптимума:
эти параметры принимают наибольшие
значения не на максимальных, а на
некоторых средних — оптимальных —
уровнях развития ПВК. Например,
управленческая деятельность наиболее
эффективна при некотором хотя и достаточно
высоком, но все же не максимальном уровне
развития рефлексивности как ПВК данной
деятельности.

Про анемометры:  29.12.2010 - Прибыльная утилизация: Попутного Нефтяного Газа при генерации энергии на энергосберегающих турбинах ГК ТУРБОПАР - ТУРБОПАР

Наряду
с этим разделяются так называемые ПВК
освоения деятельности и ПВК исполнения.
Первые наиболее важны для эффективного,
т.е. качественного и быстрого, овладения
субъектом деятельности; вторые — для
ее заданном уровне как таковой. Эти две
группы ПВК также частично совпадают, а
частично различаются.

Для
широкого круга деятельностей актуальной
является дифференциация ПВК на те,
которые выступают таковыми в нормальных
условиях ее выполнения, и те, которые
необходимы в усложненных, а часто и в
экстремальных условиях ее реализации.

Наконец,
доказано, что для многих видов
профессиональной деятельности необходимо
различать те индивидуальные качества,
которые «отвечают» за ее собственно
исполнительскую часть, и те, которые
необходимы для восприятия — приема
профессионально-значимой информации.
В этом отношении принято говорить о ПВК
исполнения и информационных ПВК.

Таким
образом, можно видеть, что общая структура
ПВК как главных субъектных детерминант
деятельности оказывается достаточно
сложной и внутренне дифференцированной.
Она включает ряд основных категорий
ПВК, наличие которых и является основным
условием эффективной реализации
профессиональной деятельности.

Профессионально
важные качества (ПВК)
  — это
индивидуальные свойства субъекта
деятельности, которые необходимы
и  достаточны для ее реализации
на нормативно заданном уровне и
коррелируют хотя бы с одним ее основным
результативным параметром (качеством,
производительностью, надежностью).

В
функции профессионально-важных
могут  выступать не только собственно
психические, но и внепсихические свойства
субъекта — соматические, биологические,
морфологические, конституциональные,
типологические, нейродинамические и
др. Например, элементарная «физическая
сила и выносливость» — ярко выраженное
ПВК многих видов деятельности. Для более
полного раскрытия специфики и особенностей
ПВК целесообразно остановиться на их
основных классификациях.

Разделяют
четыре основные группы индивидуальных
качеств, образующие собой структуру
профессиональной пригодности:

Абсолютные
ПВК
 —
свойства, необходимые для выполнения
деятельности как таковой на минимально
допустимом, или нормативно заданном,
«среднем» уровне.

Относительные
ПВК
,
определяющие собой возможность достижения
субъектом высоких («наднормативных»)
количественных и качественных показателей
выполнения деятельности («ПВК мастерства»).

 Адекватная мотивационная
готовность
 к
реализации той или иной деятельности.
Доказано, что она может существенно
компенсировать недостаточный уровень
развития многих иных ПВК (но не наоборот!).

Анти
– ПВК
 —
свойства, наличие которых выступает
профессиональным противопоказанием к
той или иной деятельности.

Формирование  подсистемы
ПВК – достаточно сложный  психологический
процесс. Функциональное объединение
отдельных ПВК, когда они начинают
проявлять себя в режиме взаимодействия.
К этому есть отдельные внутренние
предпосылки, так как основные психические
функции онтологически связаны друг с
другом.

Эта
связь в ходе освоения профессиональной
деятельности начинает проявляться  в
своей положительной роли. Таким  образом,
«в процессе формирования
психологической  системы деятельности
происходит своеобразная функциональная
настройка психических  функций
на достижение целей деятельности».

Ведущей
тенденцией развития подсистем
ПВК  является значимое возрастание
степени  интегрированности –
когерентности  отдельных качеств.
Характерно при  этом, что на разных
этапах освоения деятельности подсистемы
ПВК, лежащие  в основе ее реализации,
могут существенно  различаться
между собой. Тем  самым в ходе
освоения деятельности имеет место
перестройка подсистем  ПВК.

Существуют  две
важнейшие категории ПВК.

Во-первых,
ПВК, которые характеризуются  наибольшей
непосредственной связью  с
параметрами деятельности. Они  обозначаются
понятием ведущих  ПВК.

Во-вторых,
те ПВК, которые имеют наибольшее число
внутрисистемных связей с другими
качествами, т.е. характеризуются  наибольшим
структурным весом и, следовательно,
занимают центральное  место во
всей системе качеств. Они обозначаются
понятием базовых ПВК.

Эти
качества могут не коррелировать  значимо
с параметрами деятельности, однако они
не менее, а часто –  более – важны
для ее реализации. «Именно базовые ПВК
являются основой для формирования
подсистем ПВК в целом. Вокруг них и на
их базе объединяются, структурируются
и сорганизуются все иные качества
субъекта, необходимые для обеспечения
деятельности и (или) ее основных действий,
функций» (А.В. Карпов).

Поэтому
ПВК являются структурообразующими для
той или иной деятельности.

Для
количественной оценки степени
сформированности и организованности
подсистем ПВК используют три
основных  индекса:

Индекс
когерентности систем (ИКС
).
Он является функцией от числа положительных
и значимых внутрисистемных связей ПВК
и показывает степень интегрированности
подсистемы ПВК;

Индекс
дифференцированности системы (ИДС
).
Он является функцией числа отрицательных
и значимых внутрисистемных связей  и
показывает либо степень ее
дезинтегрированности, либо
специализированности;

Индекс
организованности системы (ИОС).
 Он
является производным от первых двух и
вычисляется как модуль ИКС и ИОС. Данный
индекс указывает на общую меру
свормированности подсистем ПВК.

 Доказано,
что в подавляющем большинстве случаев
в ходе освоения профессиональной
деятельности ИКС значительно возрастает;
ИДС снижается, а ИОС также значительно
повышается. Важно и то, что мера
сформированности подсистем ПВК является
важным и очень надежным индикатором,
критерием степени профессиональной
подготовленности.

Одно  и
то же ПВК в разных случаях  может
выступать либо как ведущее, либо как
базовое, либо как то и  другое
одновременно. В последнем  случае
значимость ПВК для обеспечения  деятельности
является наивысшей.

Любая
деятельность характеризуется
определенными  основными параметрами,
прежде всего  производительностью,
качеством и  надежностью. В
психологических исследованиях
установлено, что  для их обеспечения
необходимы различные индивидуальные
качества субъекта, поэтому  принято
выделять ПВК качества и  ПВК
производительности. Они частично
перекрываются, однако значительно чаще
не совпадают друг с другом, а нередко
вступают в антагонистические отношения.

В
последнем случае одно и  то же ПВК
является таковым  в плане обеспечения
качества  деятельности и анти –
ПВК в плане обеспечения производительности.
При этом наблюдается сложная картина:
одни качества могут входить в разные
подсистемы ПВК, отвечающие за
производительность, качество, надежность,
другие влияют только на один параметр
деятельности.

Не  все
ПВК связаны с параметрами  деятельности
простой, линейной зависимостью, т.е.
зависимостью типа «чем выше уровень  развития
ПВК, тем эффективнее деятельность». Ряд
ПВК связан с параметрами  деятельности
нелинейной зависимостью типа оптимума:
параметры деятельности принимают
наибольшие значения не на максимальных
и не на минимальных, а  на некоторых
средних, оптимальных, уровнях развития
ПВК. Кроме того, наибольшее развитие
некоторых ПВК нередко ведет к
ослаблению других профессионально
важных качеств.

Описание  системы
ПВК является основой  профессиональной
диагностики. Имплицитно в рамках
психодиагностики ПВК витает убеждение,
что чем лучше развито то или иное
качество личности, тем  выше
результат ее профессиональной
деятельности. Нередко это так  и
есть. Например, чем точнее слух у
музыканта, тем выше при прочих равных
условиях результаты его профессиональной
деятельности.

Чем
выше интеллект, профессиональные знания,
тем выше (при прочих равных условиях)
результаты профессиональной деятельности
ученого и т.д. Однако эффекта «прочих
равных условий» практически  не
бывает: все люди очень разные и более
оптимальный уровень  развития
одного качества сочетается, как правило,
с менее высоким  уровнем развития
другого. Например, лица с более высоким
интеллектом  с детства привыкают
полагаться на свой интеллект, у многих
из них  повышается самооценка,
формируются  индивидуалистичный
стиль деятельности, неумение работать
в коллективе, самоуверенность  и
т.д. И в процессе реальной профессиональной
деятельности уже эти накопленные  негативные
качества становятся тормозом
профессионального прогресса личности
в соответствии с уровнем развития ее
интеллекта. Одним словом, в индивидуальном
стиле профессиональной деятельности
удивительно диалектично переплетаются,
аккумулируются многочисленные качества
личности, которые делают попытку спрогнозировать
ее успешность по одному или даже
нескольким качествам малоперспективной.

Для
некоторых видов деятельности актуальным
является выделение ПВК, которые выступают
таковыми в нормальных условиях ее
выполнения, и те, которые необходимы
в усложненных или  экстремальных
условиях. Последнее  объясняется
тем, что экстремальные  условия
часто сопряжены с  повышенной
опасностью, угрозой и  требуют от
человека иных качеств  и свойств,
нежели те, которые необходимы в нормальных
условиях. Для экстремальных  условий
не только характерны другие ПВК (по
сравнению с нормальными), но и другие
системы ПВК в целом.

Таким
образом, структура ПВК – это  сложное
и внутренне дифференцированное системное
образование, которое  детерминирует
успешность освоения и выполнения
трудовой деятельности.

Профессионально
важные качества включают в себя
индивидуально-психические и личностные
качества субъекта, которые необходимы
и достаточны для реализации той или
иной продуктивной деятельности. Кроме
собственно психических свойств
(индивидуально-психологических
особенностей) отдельные функции
профессионально важных качеств могут
выполнять и некоторые внепсихические
свойства субъекта — соматические,
конституциональные, типологические,
нейродинамические и др. К примеру,
физическая сила и выносливость — пример
ярко выраженных профессионально важных
качеств (ПВК) для многих видов деятельности.

  • абсолютные
    ПВК — свойства, необходимые для
    выполнения деятельности как таковой
    на минимально допустимом или нормативно
    заданном, среднем уровне;

  • относительные
    ПВК, определяющие возможность достижения
    субъектом высоких («наднормативных»)
    количественных и качественных показателей
    деятельности («ПВК мастерства»);

  • мотивационная
    готовность к реализации той или иной
    деятельности. Доказано, что высокая
    мотивация может существенно компенсировать
    недостаточный уровень развития многих
    иных ПВК (но не наоборот);

  • анти-ПВК:
    свойства, которые противоречат тому
    или иному виду профессиональной
    деятельности. Структура профессиональной
    пригодности предполагает минимальный
    уровень их развития или даже отсутствие.
    В противоположность качествам первых
    трех групп они коррелируют с параметрами
    деятельности значимо, но отрицательно.

Психологами
установлено, что любая деятельность
реализуется на базе системы ПВК,
представляющей собой набор своеобразных
симптомокомплексов субъективных
свойств, специфических для той или иной
профессиональной деятельности.
Симптомокомплексы формируются у субъекта
в ходе освоения им соответствующей
деятельности и содержат в себе
специфические подсистемы ПВК,
обеспечивающие выполнение каждого
очередного этапа профессиональной
деятельности (формирование вектора
«мотив–цель», планирование деятельности,
переработка текущей информации,
концептуальная модель, принятие решения,
действия, проверка результатов, коррекция
действий).

Во
всех видах деятельности принято различать
те индивидуальные качества, которые
отвечают собственно за ее исполнение,
и те, которые необходимы для восприятия
и приема профессионально значимой
информации. Поэтому принято говорить
о ПВК исполнения и информационных ПВК.

Итак,
можно дать следующее определение ПВК.
Профессионально важные качества (ПВК)
— это индивидуальные свойства субъекта
деятельности, которые необходимы и
достаточны для реализации этой
деятельности на нормативно заданном
уровне.

Для
будущих квалифицированных рабочих и
специалистов важнейшим условием
формирования ПВК является правильно
организованная еще в школе, а затем —
в учреждениях начального и среднего
профессионального образования
профессиональная ориентация.

Основными
направлениями профессиональной
ориентации являются профессиональная
информация, профессиональная консультация,
профессиональный отбор (подбор),
профессиональная адаптация. Каждое из
этих направлений в той или иной степени
предполагает изучение профессионально
важных свойств личности. Так,
профессиональная информация знакомит
различные группы населения с современными
видами производства, состоянием рынка
труда, потребностями хозяйственного
комплекса в квалифицированных кадрах,
содержанием и перспективами рынка
профессий, формами и условиями их
освоения, требованиями, предъявляемыми
профессиями к человеку, возможностями
профессионально-квалификационного
роста и совершенствования в процессе
трудовой деятельности.

Сегодня
приходится констатировать, что усилия
педагогических коллективов в
профориентационной работе, к сожалению,
не дают желаемых результатов. Заметно
упал интерес учащихся к некогда
считавшимся престижными профессиям
станочника, строителя, электромонтажника
и др. Причины здесь разные, но не последнюю
роль играют недостатки в совместной
профориентационной работе школы,
профессиональных учебных заведений,
лицеев и производства, а также слабый
учет психофизиологических особенностей
учащихся. Один из недостатков — рекламный,
зазывающий характер многих из проводимых
в общеобразовательной школе и
профессиональном лицее мероприятий.
Зачастую эти мероприятия ограничиваются
агитацией за профессию, показом
привлекательных сторон тех или иных
специальностей. При этом многие вопросы
профориентационной консультации
остаются без ответа. В чем заключается
сложность той или иной профессии? Каковы
психофизические требования, предъявляемые
к ней? В чем заключаются требования к
общим и специальным способностям
человека, избравшего ту или иную
специальность? Ведь часто бывает, что
в профессиональном лицее новичок либо
разочаровывается в своей профессии
из-за несовпадения своих представлений
о ней с фактическим характером и
содержанием труда, либо психофизические
данные и состояние здоровья молодого
рабочего оказываются противопоказанными
избранной профессии или специальности.
На практике это, как правило, ведет к
смене профессии, в результате чего и
молодые люди, и общество в целом несут
моральные и материальные издержки.
Устранить эти недостатки можно в первую
очередь с помощью правильно поставленной
профессиональной консультации.

Консультация
имеет рекомендательный характер. В
процессе ее фиксируется соответствие
состояния здоровья молодых людей
профессиональным требованиям, уровню
психологической готовности индивида
к освоению этой профессии. С целью учета
профессиональных противопоказаний и
определения профессии, наиболее
соответствующей личным способностям
и интересам человека, проводится
профессиональный отбор и профессиональный
подбор.

Профессиональный
отбор — это определение степени
профессиональной пригодности человека
к конкретной профессии (рабочему месту)
или должности в соответствии с нормативными
требованиями. Различают четыре аспекта
профессионального отбора: медицинский,
физиологический, педагогический и
психологический. Медицинский
профессиональный отбор производится
на основе медицинских процедур измерения
уровня развития и сформированности
организма человека и его отдельных
функциональных систем. Физиологический
отбор учитывает конкретное функциональное
состояние человека: степень его
утомляемости и работоспособности,
подверженности стрессогенным факторам,
способности эффективно функционировать
в условиях риска, ночных смен, информационной
неопределенности. Педагогический
профессиональный отбор направлен на
оценку сформированности специальных
знаний у работника, развитости у него
умений и практических профессиональных
навыков. Психологический отбор реализуется
при помощи вербальных тестов и опросников,
аппаратурных методик, личностных
проективных тестов, собеседования.
Такой отбор направлен на выявление и
оценку задатков и способностей человека,
его ценностных ориентаций, профессиональной
направленности, мотивации, интересов
и предпочтений.

Профессиональный
подбор — это предоставление человеку
рекомендаций о возможных направлениях
профессиональной деятельности, наиболее
соответствующих его психологическим,
психофизиологическим и физиологическим
особенностям, на основе результатов
психологической, психофизиологической
и медицинской диагностики. Человеку
подбирают профессию, профессиональную
сферу и те специальности, которые более
всего соответствуют его
индивидуально-психологическим
особенностям для полноценной реализации
своего потенциала в трудовой деятельности.

В
профессиональных учебных заведениях
профессиональный отбор и профессиональный
подбор выступают в качестве особой
формы трудовой экспертизы. Следует
иметь в виду, что для качественного
проведения как первой, так и второй
формы экспертизы основными задачами
являются:

  • предотвратить
    поступление человека на работу, к
    которой у него имеются противопоказания
    (не способен по возрасту, состоянию
    здоровья, образованию, психофизиологическим
    данным);

  • отобрать
    для работы в данной профессии наиболее
    работоспособных людей, могущих выполнять
    трудовые обязанности по специальности
    без ущерба для здоровья;

Если
в профессиональном отборе в основном
решаются первые две задачи, а третья
задача выполняется в интересах двух
первых, то при профессиональном подборе
основной задачей является третья из
указанных выше.

Психологический
профессиональный отбор целесообразен
и эффективен при выполнении следующих
условий:

  • наличие
    объективной социально-экономической
    необходимости (например, наличие
    большого количества свободных работников
    на определенные профессиональные
    вакансии);

  • наличие
    определенного круга профессий, в которых
    профессиональная пригодность работника
    имеет большое значение для достижения
    им высокой эффективности труда (например,
    труд оператора, требующий специального
    психологического отбора работников
    по фактору стрессоустойчивости);

  • наличие
    разработанной и апробированной системы
    отбора («батареи» диагностических
    методик, составленных в соответствии
    с принципами валидности, надежности,
    взаимодополняемости и взаимозаменяемости);

  • наличие
    специалистов, подготовленных к проведению
    профессионального отбора и имеющих
    практический опыт в организации и
    реализации процедур профессионального
    отбора.

Важной
целью проведения профориентационных
мероприятий является удовлетворенность
конкретной профессиональной деятельностью
и профессиональная адаптация.
Профессиональная, производственная и
социальная адаптация — это система
мер, способствующих профессиональному
становлению работника, формированию у
него соответствующих социальных и
профессиональных качеств, установок и
потребностей к активному творческому
труду, достижению высокого уровня
профессионализма.

Становление
профессионализма работника происходит
на основе действия двух групп факторов
— объективных и субъективных. Объективный
фактор — это требования, нормы и
ограничения, выдвигаемые со стороны
профессии к труду человека и наличие у
него определенных свойств и особенностей
(профессиональных знаний, умений и
навыков, профессионально значимых
качеств). К субъективным факторам
относятся имеющиеся у данного работника
задатки, способности, мотивация и уровень
притязаний, самооценка и психологическая
защита от ошибок и неудач.

Основу
профессиональной пригодности составляют
профессионально важные качества
личности, которые формируются в ходе
длительной трудовой деятельности
работника. Задатки же, потенциальные
возможности осуществлять ту или иную
конкретную деятельность, обусловленные
индивидуально-психологическими
свойствами личности, заложены в человеке
изначально. Одновременно с формированием
профессионально важных качеств
развивается и профессиональное мышление
человека, формируется его профессиональный
тип с соответствующими ценностными
ориентациями, характером, индивидуальными
особенностями профессионального
поведения и образа жизни в целом.

Учет
профессионально важных качеств личности,
психофизиологических требований к
рабочим профессиям, выявление общих и
специальных способностей позволяет
подбирать такие виды деятельности и
характер труда, которые наиболее
соответствуют специалисту-профессионалу.
Например, для наладчиков токарных
автоматов и полуавтоматов требуется
высокий порог зрительного различения.
В работе водителя транспортных средств
и операторов станков с программным
управлением важна скорость сенсомоторных
реакций, для слесаря и станочника —
легкая приспособляемость к однообразным
и повторяющимся действиям, способность
к длительной концентрации внимания,
глазомер и т. п.

Российские
ученые Е. А. Климов, В. С. Мерлин, В. Д.
Небылицин и Б. М. Теплов, разносторонне
изучив такой феномен, как «индивидуальный
стиль деятельности», пришли к выводу,
что этот стиль вырабатывается и
совершенствуется в процессе активного
поиска приемов и способов действий с
целью достижения наилучших результатов
работы применительно к своему темпераменту.
Под индивидуальным стилем деятельности
здесь понимается обусловленная
типологическими особенностями устойчивая
система способов, которая складывается
у человека, стремящегося к наилучшему
выполнению возложенных на него
обязанностей. Так, представителям
инертного типа темперамента лучше не
отрываться от начатого дела. Они легко
осуществляют плавные движения,
предпочитают стереотипные способы
решения задач. Монотонную работу чаще
всего выполняют обладатели слабой
нервной системы, инертных нервных
процессов с преобладанием внешнего
торможения. Представители же подвижных
типов темперамента обладают противоположными
чертами.

На
основе выявления свойств темперамента
и особенностей характера определяют
профессиональную пригодность человека
к той или иной деятельности. Например,
зная характерологические особенности
нервной деятельности и темперамента
(степень эмоциональной возбудимости и
впечатлительности, скорости принятия
решений, быстроты смены настроений и
т. п.), необходимо подбирать такие виды
деятельности, которые человеку наиболее
соответствуют.

Весьма
показательны закономерности, которые
были выявлены М. Р. Щукиным между
подвижностью нервных процессов и стилем
работы на токарных станках учащихся
профтехучилищ. Эти закономерности
сводятся к следующему.

  1. У
    инертных учащихся познавательные
    действия, связанные с инструктажем,
    влияют на исполнительские действия в
    большей степени, чем у подвижных.

  2. Подвижные
    учащиеся отводят гораздо меньше времени
    на знакомство с техническим рисунком,
    чем инертные. Они знакомятся с ним
    быстро и поверхностно, немедленно
    приступая к исполнительским действиям.
    В ходе обработки деталей они реже, чем
    инертные, сверяются с чертежом.

  3. Инертные
    проявляют склонность заранее приготовить
    и разложить инструменты, подготовить
    материал, который может пригодиться
    во время работы, старательно подбирают
    резец, соответствующий данному заданию,
    и т. п. Такие действия занимают у учащихся
    значительное время. Противоположная
    картина наблюдается у подвижных. Не
    тратя времени на подготовку соответствующих
    инструментов и материалов, они достают
    их и пользуются ими, когда возникает
    конкретная потребность. Например,
    ставят первый с краю резец, заменяя его
    потом в процессе обработки детали.

  4. В ходе
    исполнительских действий у подвижных
    учащихся преобладают
    ориентировочно-познавательные действия,
    что обусловлено меньшим временем,
    которое они тратят на подготовительные
    действия, по сравнению с инертными. При
    обработке деталей подвижные часто
    прибегают к прикидке «на глазок», что
    приводит к снижению точности и
    аккуратности работы. Инертные, наоборот,
    часто останавливают станок для измерения
    детали, благодаря чему быстрее
    обнаруживают дефекты в обработке.

  5. Подвижные
    отличаются от инертных быстротой
    движений. Задания, требующие медленных
    движений, выполняются более успешно,
    равномерно и плавно инертными учащимися.
    Обратная картина наблюдается при
    выполнении быстрых движений.

Выявленные
различия в исполнении действий учащихся,
скорее всего, обусловлены тем, что
инертные компенсируют свои ограниченные
возможности более развитой и систематической
ориентировочно-познавательной
деятельностью, начинающейся ранее, чем
моторная деятельность.

Свойства
темперамента играют важную роль и в
процессе сработанности и совместимости
людей в совместной деятельности. Как
показал Н. Н. Обозов, наибольшая
совместимость достигается в звеньях и
бригадах на производстве, а также в
семейно-брачных отношениях при сочетании
людей с противоположными темпераментами.
Так, при прочих равных условиях флегматику
легче работать с сангвиником, сангвинику
— с меланхоликом, а меланхолику — с
флегматиком.

Выявлен
и так называемый равновесный тип
личности. По показателям двухфакторной
модели интроверсии — экстраверсии и
нейротизма Г. Айзенка такой тип личности
находится как бы на условном нуле (на
отметке, близкой или равной 12 по обоим
показателям). У личности такого типа
уровни возбуждения и торможения средние,
уравновешивают друг друга, нет ориентации
в будущее (как у холериков и сангвиников)
или в прошлое (как у флегматиков и
меланхоликов). Они живут настоящим,
«здесь и сейчас». Отличительная черта
этого типа — осторожность.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий