Ремонт газовых котлов своими руками – пошаговые инструкции

Ремонт газовых котлов своими руками - пошаговые инструкции Анемометр

Основные неисправности газовых котлов и пути их устранения

Каким бы качественным оборудование не было оно разно или поздно выйдет из строя. Основными причинами происходящего являются: неправильная эксплуатация и внешние условия. При этом нужно помнить, что ремонт настенных газовых котлов довольно сложная задача, требующая наличия определенных навыков и знаний.

Конечно же, лучше сразу предотвратить появления неисправностей, поскольку дальнейшая эксплуатация прибора может привести лишь к усугублению состояния котла и более дорогому ремонту.

Конечно же, у каждой марки котла имеются свои слабые стороны, однако существуют неисправности настенных газовых котлов, которые характерны для всех агрегатов данного типа:

  • Вы ощущаете утечку газа, которая происходит в точках соединения газопровода. Причиной этому, как правило, служит естественный износ прокладок или же ослабления гаек на резьбовом соединении. В таком случае ремонт будет заключаться в замене или уплотнении прокладок;
  • Газовая горелка сразу же гаснет после запуска или же запустить, вовсе не удается. На это может быть сразу несколько причин, наиболее вероятными из которых является неисправность датчика тяги, выход из зоны воздействия пламени термопары, или же неисправность касается контактной группы на магнитной пробке. Ремонт в таком случае, предполагает размещение термопары в непосредственное зоны действия пламени и восстановления работы контактов.
  • Выход из строя терморегулирующего клапана. Причиной этому служит утечка или же нехватка рабочей жидкости из термодатчика. Ремонт в таком случае будет заключаться в замене данной запчасти.
  • Заданная температура не соответствует фактической. Здесь, скорее всего причина кроится в некорректной установке ручке регулятора температуры. Ремонт котла в данном случае будет заключаться в настройке терморегулирующего клапана. Если же это не удается, то такую запчасть для произведения ремонта следует приобретать только в представительствам или сервисных центрах.
  • В помещении чувствуется запах дыма. Это свидетельствует о засоре коаксиального дымохода. Здесь ремонт должен быть произведен незамедлительно и будет заключаться в демонтаже дымохода и его очистке от сажи. Также вам следует рассмотреть схему отвода сгоревших газов, на предмет пониженной или не эффективной тяги. Ошибка многих заключается в несоответствии диаметров дымохода и требований, выставленных производителем котла.

b5f5aa02a3ec04e9658c85f0f63955cf.jpgРис. 3 Выполнение ремонтных работ

Замена горелки

Замена горелки газового котла потребует больше внимания и осторожности. Приобретать новую горелку следует точно такой же модели, как и установленная на вашем котле

Никогда не устанавливайте горелку, не предназначенную для вашей модели котла.

Начало то же — снимаем кожух котла. Получив доступ к горелке, тщательно осматриваем подключенные к горелке трубки и датчики. Их расположение следует запомнить, чтобы при сборке новой горелки не перепутать, какую куда подключать.

Как снять газовую горелку. 1. Крепление горелки к корпусу камеры сгорания. 2. Провода электродного запальника и датчика пламени. 3. Патрубок подвода газо-воздушной смеси

В связи с большим разнообразием моделей котлов конкретных рекомендаций дать невозможно, однако в любом случае будут присутствовать:

  • трубка подвода газа к горелке;
  • датчик давления газа на горелку;
  • газовый клапан.

Возможно наличие контрольной трубки от датчика тяги или же электрической связи (проводов) от того же датчика тяги или датчика температуры. При использовании горелки той же модели, что и ваша, запомнить и подключить все провода и трубки не представится сложным.

С заменой рожковой горелки, устанавливаемой в дровяную печку, справится и того проще. Откручиваем винты её крепления к пластине и две трубки: подача газа и подача газа на запальник. Вытаскиваем старую горелку, вставляем новую, прикручиваем трубки, закручиваем болты крепления горелки.

Заниматься ремонтом примитивной автоматики такой горелки не стоит, результат может повлечь небезопасную эксплуатацию котла. Наиболее сложной оказывается замена горелки настенного газового котла, напичканного электроникой и большим количеством датчиков. Но не стоит и здесь паниковать, принцип тот же: хорошо запомнить расположение всех подключений к горелке.

Пытаясь повысить свою значимость, специалисты газовики говорят, что такая горелка должна быть «привязана» к котлу методом прошивки электронного блока или подстройкой котла. Горелка лишь железо, которое не может быть каким-либо образом настроено. может потребовать горение, как таковое, но это уже не имеет отношения к замене самой горелки.

Как почистить газовый котел от накипи порядок действий

Чтобы разобрать отопительный агрегат в домашних условиях, не нужно никакого специального инструментария. Вполне достаточно набора домашнего умельца с пассатижами, отвертками и ключами.

Важно! Оптимальное время для проведения профилактики – межсезонье, когда отопление выключено. Разбирать котел нужно, предварительно отключив газ

Алгоритм действий, позволяющий эффективно почистить теплообменник газового котла, следующий:

  • Отсоедините все провода от газового клапана.
  • Извлеките термопару из камеры сгорания. Она соединена с газовым клапаном при помощи капиллярной трубки.
  • Отсоедините патрубок для подачи газового топлива.
  • Открутите четыре гайки, которые удерживают плиту с горелкой.

Важно! Горелку газового котла разбирать не нужно. Для чистки можно использовать старую зубную щетку. Очищают от сажи запальник, устройство розжига. Если имеется датчик для контроля пламени, нужно почистить и его.

  • Теперь настал черед теплообменника. Чтобы обеспечить доступ к нему, снимите верхнюю крышку котла, отсоедините дымоходную трубу и датчик тяги.
  • После этого аккуратно удалите утеплитель, а затем открутите винты крепления кожуха и снимите его.
  • Под кожухом располагается теплообменник. Извлеките из него турбулизаторы.
  • Очистить стальные турбулизаторы можно, используя металлическую щетку. А сам теплообменник можно почистить при помощи простых инструментов, которые изготовлены собственноручно, в соответствии с размерами дымогарных труб.

Важно! Если они имеют прямоугольное сечение, то нужно изготовить из тонкого металла скребок или лопаточку для чистки. Если жаровые трубы имеют круглое сечение, то эти инструменты изготавливаются изогнутыми.

  • По окончании очистки обметите поверхности теплообменника при помощи кисти, которая прикручена к рукоятке.
  • Последний этап очистки – это очистка днища от сажи, которая осыпалась в процессе чистки дымогарной трубы.

Как проверить термопару котла аогв

Для проверки термопары откручивают накидную гайку (рис. 7), расположенную с левой   стороны электромагнита. Затем включают запальник и вольтметром замеряют постоянное напряжение (термо-ЭДС) на контактах термопары (рис. 8). Нагретая исправная термопара формирует ЭДС около 25…30 мВ. Если же это значение меньше, термопара неисправна. Для ее окончательной проверки отстыковывают трубку от кожуха электромагнита и замеряют сопротивление термопары Сопротивление нагретой термопары составляет менее 1 Ом. Если же сопротивление термопары — сотни Ом и более ее необходимо заменить. Внешний вид термопары, вышедшей из строя в результате прогара показан на рис. 9. Цена новой термопары (в комплекте с трубкой и гайкой) — около 300 руб. Приобретать их лучше в магазине при заводе-изготовителе или воспользоваться услугами авторизованного сервисного центра. Дело в том, что производитель постоянно совершенствует свою продукцию. Это отражается на параметрах деталей собственного изготовления. Например, в котле АОГВ-17,4-3 Жуковского завода начиная с 1996 года длина подводки с термопары увеличена примерно на 5 см (то есть, подобные детали, выпущенные до или после 1996 года — не взаимозаменяемы). Такого рода информацию можно получить только в магазине (авторизованном сервисном центре).

Низкая величина термо-ЭДС, формируемой термопарой, может быть вызвана следующими причинами:

— засорением форсунки запальника (вследствие этого, температура нагрева термопары может быть ниже номинальной). «Лечат» подобный дефект прочисткой отверстия запальника любой мягкой проволокой подходящего диаметра;

— смещением положения термопары (естественно, она тоже может нагреваться недостаточно). Устраняют дефект следующим образом — ослабляют винт крепления подводки возле запальника и регулируют положение термопары (рис 10);

— низким давлением газа на входе котла.

Если ЭДС на выводах термопары в норме (при сохранении признаков неисправности, указанных выше), то проверяют следующие элементы:

— целостность контактов в местах подключения термопары и датчика тяги.

Окислившиеся контакты необходимо зачистить. Накидные гайки закручивают, что называется, «от руки». В этом случае гаечный ключ применять нежелательно, так как можно легко порвать подходящие к контактам провода;

— целостность обмотки электромагнита и, при необходимости, пропаивают ее выводы.

Работоспособность электромагнита можно проверить следующим образом. Отсоединяют подводку термопары. Нажимают и удерживают пусковую кнопку, затем поджигают запальник. От отдельного источника постоянного напряжения на освободившийся контакт электромагнита (от термопары) подают относительно корпуса напряжение около 1 В (при токе до 2 А).

— датчик тяги

Вначале проверяют усилие прижатия контакта к биметаллической пластине (при указанных признаках неисправности часто оно бывает недостаточным). Для увеличения силы прижима освобождают стопорную гайку и перемещают контакт ближе к пластине, затем гайку затягивают.

В этом случае никаких дополнительных регулировок не требуется — на температуру срабатывания датчика сила прижима не влияет. Датчик имеет большой запас по углу отклонения пластины, обеспечивая надежное разрывание электрической цепи в случае аварии.

Не удается зажечь запальник — пламя вспыхивает и тут же гаснет.

Могут быть следующие возможные причины подобного дефекта:

— закрыт или неисправен газовый кран на входе котла,— засорилось отверстие в форсунке запальника, в этом случае достаточно прочистить отверстие форсунки мягкой проволокой;— пламя запальника задувается из-за сильной тяги воздуха;— низкое давление газа на входе котла.

Отключается подача газа при работе котла:

— срабатывание датчика тяги из-за засорения дымохода, в этом случае необходимо проверить, прочистить дымоход;— неисправен электромагнит, в этом случае проверяют электромагнит по приведенной выше методике;— низкое давление газа на входе котла.

Когда антифриз или вода в гвс слишком холодные

То, почему газовый котел не греет воду, является результатом:

  1. Наличия проблем с газовым клапаном. На нем часто сбиваются настройки. Эта неисправность ликвидируется путем их оптимизации.
  2. Появления накипи. Устранить ее можно, сделав промывку теплообменника. Для этого надо заливать в него специальные растворы (указываются в технической дополненной разными требованиями и правилами обслуживания документации).
  3. Выход из строя датчиков температуры. Их нужно заменять.
Про анемометры:  Датчики температуры показаны для Beckhoff и EasyHomePLC

Что касается причины, почему отопительный газовый котел не греет воду для ГВС, то ею является выход из строя трехходового клапана. Такая проблема характерна только для двухконтурных котлов (они несложны в обслуживании). Задача этого клапана – подавать антифриз либо в отопительную систему, либо в дополнительный теплообменник. Когда он ломается, теплоноситель начинает течь по обоим каналам.

Проверка правильности работы этого клапана такова:

  1. Отключается настенный или напольный котел.
  2. Ожидается, пока остынет антифриз.
  3. Зажигается котел, открывается кран горячей воды.
  4. Проверяется, становится ли нагретой труба, которая подключена к отопительной сети. Если да, то антифриз течет по обоим каналам. Это означает, что клапан необходимо заменить.

Бывает так, что антифриз остывает очень резко. Это, скорее всего, является проблемой не котла с правильным тактованием, а системы отопления дома. Вода резко остывает из-за загрязнения фильтров, повреждения труб и радиаторов. Последние два элемента могут также течь из-за того, что образовался свищ.

Редкой является такая проблема, как рост давления внутри отопительного контура. Причины роста, из-за которого может образоваться свищ на трубах, являются такими:

  1. Сломался ранее сроков кран подпитки. Его нужно заменить.
  2. Появился свищ во вторичном теплообменнике и потек теплоноситель.

Коды, указывающие на наличие ошибки

Часто в случае неисправности котел сигнализирует с помощью цифрового дисплея о необходимости ремонта. Данные «подсказки» формируются в определенные коды ошибок.

Коды ошибок настенных газовых котлов помогут специалистам в течение короткого времени обнаружить неисправность и произвести ремонт или замену определенной запчасти. Такая схема работы будет полезна также для владельцев, поскольку многие неисправности можно устранить путем проведения самостоятельного ремонта.

В основном коды ошибок, которые генерирует электронная схема управления котлом, связаны со следующими неисправностями:

  • Код ошибки, при которой указывается сигнал блокировки на розжиг горелки. Ремонт может заключаться в проверке пускового крана и наличия необходимого давления в магистрали.
  • Ошибка, указывающая на перегрев теплообменника. Принцип ремонта в данном случае будет обращен на проверку циркуляции теплоносителя или же на возможную неисправность датчика.
  • Ошибка общей блокировки. Ремонт здесь будет заключаться в проверке заземления и должного напряжения в электросети.
  • Ошибка, сигнализирующая о недостаточности давления внутри системы. Ремонт коснется проверки датчика и электропроводки к нему, а также подпитки системы.
  • Ошибка при турбоудалении сгоревших газов. Ремонт представлен в замене запчастей турбовентилятора или же в пересмотре схемы вентканала. Принцип ошибки в этом случае может заключаться в зауженном диаметре или в большой протяженности дымоотвода.
  • Ошибка отсутствия тяги. Ремонтные работы состоят из замены датчика в устройстве или же проверки схемы дымохода на наличие посторонних предметов.
  • Ошибка ненормального горения. Принцип ремонтных действий будет сконцентрирован на проверке настроек в газовых горелках и в корректности схемы подключения к дымоходу.
  • Ошибка в определении внешней температуры. Ремонт будет заключатся в смене датчиков или его запчастей или же в проверке его электросоединения.

При этом аббревиатура кода ошибки может отличаться в зависимости от марки агрегата.

Комплекс работ

Службы, специализирующиеся на ремонте двухконтурных котлов, имеют в своем арсенале резерв запчастей и прайс-листы с указанием перечня предлагаемых услуг, а также стоимости работ. Опытные мастера помогут решить проблему и дадут гарантию на эксплуатацию отремонтированного оборудования.

Ремонт может потребоваться для любых моделей котлов, вне зависимости от их мощности – высокой или стандартной.

Перечень профилактических и ремонтных работ, которые могут понадобиться в зависимости от конкретных условий:

  • очистка топки котла от технологических загрязнений – сажи, шлака, золы;
  • удаление накипи с теплообменника;
  • промывка труб или змеевиков, позволяющая увеличить их внутренний диаметр за счет удаления наростов различного происхождения;
  • устранение свищей и вмятин на трубах путем их замены или установки сгонов на определенных участках;
  • проверка предохранительных клапанов на правильное и четкое срабатывание;
  • чистка форсунок;
  • замена ТЭНов;
  • ремонт трубопроводной обвязки или запорной арматуры;
  • регулировка расхода топлива, автоматики и т.д.

На состояние и срок службы двухконтурных котлов влияют разные факторы, связанные с интенсивностью их использования, нагрузками, соблюдением правил эксплуатации и с качеством самого оборудования. Аварийное или профилактическое обслуживание котлов производится службами единоразово или пакетно (при заключении договора, как правило, на год).

Ремонт двухконтурного котла может быть:

  • восстановительным – производится чистка теплообменника, горелки и форсунки, а также промывка конструктивных элементов;
  • текущим – устраняются мелкие неполадки, и корректируется рабочий режим;
  • капитальным – разбираются узлы для исследования скрытых дефектов и замены неисправных деталей;
  • плановым – выполняется в заранее намеченные сроки с целью предупреждения аварийных ситуаций.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

Неожиданная проблема

Несколько дней работа котла не вызывала никаких нареканий – он не затухал, система отопления работала хорошо. Однако прошло около недели, и мне показалось, что в котельной появился ранее несвойственный ей запах – это не запах газа в чистом виде, а скорее «аромат» сгоревшего газа. Кроме того, начало складываться впечатление, что, по ощущениям домашних, тепла стало недоставать.

Пару раз котел погас ночью – безо всяких видимых причин. Ну а дальше – больше. Спустя примерно неделю, я, зайдя в котельную, увидел жутковатую картину – пламя горелки пытается «выбраться» через закрытое щитком окошко розжига. Достаточно большой участок металлического кожуха над окном раскалился почти докрасна, краска на нем полностью, до «чистого» металла обгорела.

За тринадцать лет эксплуатации ничего подобного не было – последствия буквально нескольких дней «нештатной» работы
За тринадцать лет эксплуатации ничего подобного не было – последствия буквально нескольких дней «нештатной» работы

Естественно, котел был сразу же потушен. После того как он остыл, я попробовал, в качестве эксперимента, провести розжиг. Фитиль работает нормально, автоматика тоже срабатывает хорошо. Но когда разжигается основная горелка, то, во-первых, пламя имеет выраженные оранжевые концы языков пламени.

Понятно — это явный признак того, что внутри котла поток горячих газов встречает какое-то сопротивление, одним словом – каналы заросли сажей. Сажа везде, даже на обводе запального окошка – никогда ранее не было, чтобы я как-то пачкал руки при розжиге, а сейчас на пальцах появляются черные пятна, кстати, очень трудно смываемые даже теплой водой с мылом.

Но остается не выясненным вопрос – почему? Ведь за столько лет с подобной проблемой сталкиваться не приходилось никогда.

Полез вновь по форумам – искать причину. И на одном из них наткнулся на дельный совет – такая картина свойственна неполному сгоранию газа, без подачи дополнительного воздуха. Стал плотнее разбираться с конструкцией своего котла, и выявил то, на что просто не обратил ранее внимания.

Вот она – заслонка (желтая стрелка), и прикрываемые ею отверстия для подачи воздуха (красная стрелка)
Вот она – заслонка (желтая стрелка), и прикрываемые ею отверстия для подачи воздуха (красная стрелка)

Побежал проверять: так и есть – заслонка практически полностью перекрывает оба отверстия. Слабое знание «матчасти» привело к тому, что я на этот нюанс совершенно не обратил внимания. А в процессе разборки блока горелок, по всей видимости, случайно переместил эту заслонку в положение, при котором доступ воздуха был перекрыт.

Попробовал открыть эти окошки и провести розжиг котла – да, пламя тут же изменило цвет и стало более ровным. Но «корона», естественно, все так же стремится в пространство между кожухом и теплообменником, то есть от очистки котла найденная причина меня никак не избавляет.

Позитивные и негативные стороны

Ранее никто о расходе газа слишком не беспокоился, а потому аппарат удовлетворял всех: производителей – простотой в изготовлении, покупателей – дешевизной. Ныне устройство водонагревателей приведено в соответствие современным требованиям нормативных документов по безопасности и энергосбережению, КПД агрегатов составляет 86—89%. Технические характеристики котлов АОГВ, что производит Жуковский машиностроительный завод, отражены в таблице:

Примечание. Модели с российским блоком автоматики относятся к линейке «Эконом», с импортным – к сериям «Универсал» и «Комфорт». Буква «О» в аббревиатуре означает «отопительный», буква «К» — комбинированный, греющий воду для ГВС.

Теперь объективно оценим позитивные моменты отопления с помощью АГВ. Итак, предлагаемые на данный момент автономные газовые водонагреватели обладают следующими достоинствами:

низкая стоимость оборудования: это главное преимущество данных аппаратов, их цена – самая приемлемая среди всех газовых отопителей;

  • простейшая конструкция: любой газовый котел АОГВ или АКГВ несложен в управлении и обслуживании;
  • надежность;
  • компактность;
  • энергонезависимость: аппарат не требует для своей работы электричества.

Как водится, есть и негативные стороны. Под вопросом долговечность агрегата, поскольку он изготавливается не из самых лучших материалов. Возникают проблемы с работой российской автоматики на бюджетных аппаратах, а еще все без исключения газовые котлы АОГВ унаследовали недостаток своих «предков» — образование конденсата.

Комбинированные котлы АКГВ создают проблемы при нагреве воды на ГВС в летний период. Согласно той же инструкции, аппарат выходит в нормальный режим спустя 10 мин. после открывания крана горячей воды, что не очень удобно пользователям.

Проведение чистки котла

Понятно, что для проведения чистки мне необходимо вновь выполнить разборку – так же демонтировать блок горелок, и плюс к этому – снять верхнюю крышку котла.

Котел, колонка и врезка их дымоходов в общую коренную кирпичную трубу
Котел, колонка и врезка их дымоходов в общую коренную кирпичную трубу

Трубу котла вмуровывал сам, сделал это в свое время качественно, и «сидит» она очень плотно. Пришлось приложить усилия, чтобы добиться небольшого люфта. Но в итоге получилось – удалось приподнять ее настолько, чтобы хватило просвета для снятия с трубы зонта. Картина открылась весьма колоритная.

После небольших мучений с приложением силы зонт, соединяющий котел с дымоходом, снят
После небольших мучений с приложением силы зонт, соединяющий котел с дымоходом, снят

Уж под самим зонтом видны залежи сажи. А если посмотреть на зонт снизу, то на полусферическом рассекателе–сборнике конденсата – мягкий рыхлый слой сажи толщиной под 10 миллиметров.

Вид на зонт снизу – все заросло сажей
Вид на зонт снизу – все заросло сажей
  • Чтобы снять верхнюю крышку котла, необходимо для начала отсоединить и демонтировать датчик тяги. Он удерживается на крышке пластинками, которые прикручены двумя саморезами (на иллюстрации выше – показаны синими стрелками). Но сколько я не крутил эти саморезы – они проворачивались на месте, не страгиваясь вверх ни на миллиметр. В конце концов, плюнул на это дело – решил снимать крышку вместе с датчиком. Для этого вначале ключом на 14 отвернул гайку соединения трубки с тройником блока автоматики.
Откручиваю соединение трубки датчика тяги от тройника блока автоматики
Откручиваю соединение трубки датчика тяги от тройника блока автоматики

Сразу проверил паронитовую прокладку – «живая», осталась на месте, и поэтому решил ее не тревожить.

Трубка датчика тяги отсоединена
Трубка датчика тяги отсоединена
  • Дальше, казалось бы, все просто – крышка зафиксирована на кожухе котла тремя саморезами.
Про анемометры:  Жаротрубный паровой котел в Москве ЦЕНА от 375000
Один из саморезов, удерживающих крышку, расположенный на «фасадной» части котла
Один из саморезов, удерживающих крышку, расположенный на «фасадной» части котла

Саморез, который расположен на фасадной стороне котла, вышел достаточно легко.

А вот два других – оказали «яростное сопротивление». Они попросту не желали страгиваться с места. Не помогали ни мощные отвёртки, ни обработка WD-40, ни простукивание – стоят неподвижно.

Все предпринятые меры оказались безрезультатными – стронуть с места два оставшихся самореза (показаны стрелками) так и не удалось
Все предпринятые меры оказались безрезультатными – стронуть с места два оставшихся самореза (показаны стрелками) так и не удалось

В конце концов, начали «зализываться» прорези под отвёртку – но все с тем же нулевым результатом. Выход напрашивался один – срезать головки саморезов шлифмашинкой, благо, они сделаны не «под потай».

Сезонное обслуживание

Сезонное обслуживание заключается в его очистке от загрязнений и проверке работоспособности. Для доступа к элементам котла необходимо демонтировать кожух или обшивку. Для этого определяемся с методом её крепления, у разных моделей котлов это может быть выполнено по-разному. Чаще всего это несколько саморезов и несколько защёлок в верхней части кожуха.

Получив доступ к внутренним частям котла, при выполнении сезонного обслуживания более ничего не снимаем. С помощью мягкой щётки по металлу, зубной щётки и мелкозернистой наждачной бумаги приступаем к снятию нагара со всех частей котла:

  • теплообменника;
  • горелки;
  • запальника при его наличии.

Вышеназванный инструмент используем, где какой удобно, особо не налегая на щётку по металлу. Дальше компрессором выдуваем собравшуюся пыль. Можно использовать резиновую трубку или трубочку от медицинской капельницы, просто подув в неё и направляя второй её конец внутрь котла.

Важно! Любые работы на котле производятся при закрытом газовом кране. .Используя тонкое шило или прочную иглу нужно прочистить все отверстия на горелке и запальнике, а затем, почистив их ещё раз, например, зубной щёткой, снова продуть

При наличии накладных датчиков места их прилегания к частям котла нужно слегка зачистить наждачной бумагой, и затем протереть мягкой шерстяной тканью.

Используя тонкое шило или прочную иглу нужно прочистить все отверстия на горелке и запальнике, а затем, почистив их ещё раз, например, зубной щёткой, снова продуть. При наличии накладных датчиков места их прилегания к частям котла нужно слегка зачистить наждачной бумагой, и затем протереть мягкой шерстяной тканью.

Электроды розжига и контроля пламени хорошо зачищают лишь шерстяной тряпочкой, без использования чистящих средств. При наличии погружных датчиков температуры, необходимо извлечь их из гильз, отобрать из гильзы имеющуюся там жидкость, тщательно очистить гильзу внутри, используя металлический ёрш небольшого размера или распущенный отрезок стального троса, подходящего размера.

После выполнения этих работ котёл тщательно пылесосят. В доступных местах пыль и грязь очищают влажной тканью. Ставим обшивку на место. Проверяем наличие тяги в дымоходе, приложив лист размером с тетрадный к отверстию дымохода, или пустив струйку дыма в отверстие розжига запальника, газовый кран на опуске к котлу должен быть закрыт.

Проверяем места уплотнений и возможных протечек газа методом обмыливания. При наличии нормальной тяги производят пробный пуск котла, который должен быть заполнен теплоносителем. Параллельно с выполнением работ по очистке котла проводят его визуальный осмотр на предмет механических повреждений и протечек теплоносителя. На этом сезонное обслуживание можно считать завершённым.

Способы устранения неполадок

  • При обнаружении запаха гари или газа следует сразу открыть двери и окна. Скорее всего, вышел из строя датчик горения, отреагировавший на сигнал аварийного термостата. Необходимо отключить котел, позволить ему полностью остыть, затем проверить качество тяги и попробовать запустить агрегат. Если ничего не получается – не стоит рисковать, лучше сразу вызвать газовщиков.
  • Если проблема в загрязненном теплообменнике, то неполадка даст о себе знать перегревом котла. Теплообменник в этом случае очищают и тестируют работу оборудования заново. Если нагревание котла осталось на прежнем уровне, то, вероятно, некорректно функционирует автоматика.
  • Засоренная колонка проявляет себя затуханием пламени. Можно очистить ее своими руками, согласно инструкции.
  • Засоренный патрубок для подачи топлива также часто засоряется и требует прочистки. Для этого его отсоединяют, промывают, высушивают и присоединяют к котлу.
  • Проверка тяги осуществляется только в том случае, если есть абсолютная уверенность в том, что в доме нет запаха газа. Поднесенная к дымоходу полоска газеты послужит своеобразным «лакмусом»: если тяги нет – бумага останется неподвижной. Эта неполадка требует безотлагательного вызова профессионала!
  • Если газовый отопительный котел потек, т.е. выделилась жидкость из предохранительно-обратной заслонки, это сигнализирует о превышении давления в системе. Дефект устраняется с помощью регулировки подачи воды. Также котел может протекать из-за разгерметизации швов. В этом случае необходима помощь специалистов-газовщиков.
  • Если стала заметна излишняя конденсация, значит котел пора утеплить или оборудовать в помещении, где он расположен, дополнительный источник вентиляции.
  • Постоянный чрезмерный гул котла говорит о плохой звукоизоляции, а периодический – о загрязнении первичного теплообменника.
  • Топливные насосы чаще всего не работают по причине повреждения кабеля, который достаточно просто заменить на новый.
  • Обслуживание газовых котлов предполагает особое внимание к их профилактике, а также гарантирует выезд специалиста при возникновении любых спорных вопросов.

Цены на газовые котлы

газовый котел

Вид на донную часть котла – фото 3
Вид на донную часть котла – фото 3
  • После тщательного осмотра всей донной части, никаких других крепежных или фиксирующих элементов не обнаружил. Значит, должны быть пазы, через которые эти выступы можно вывести из зацепления с отбортовкой кожуха. В итоге оказалось, что паз – всего один, и расположен он в области третьего зацепа (по ходу показа). Чтобы попасть на него, поддон необходимо немного провернуть по часовой стрелке. На иллюстрации направление проворота показано зеленой стрелкой. Кстати, хорошо виден и открывающийся непрокрашенный участок кожуха – видно, как смещается поддон.
  • С принципом крепления разобрался. Но для того, чтобы провернуть поддон и снять блок горелок, естественно, необходимо отсоединить от узла автоматики газовую трубу, трубку запальника и контактную трубку термопары.
  • Первым делом, еще раз проверил, перекрыта ли подача газа из домашней разводки.
Прописная истина, но лишний раз не помешает проверить – не оставлен ли открытым кран на подаче газа к котлу
Прописная истина, но лишний раз не помешает проверить – не оставлен ли открытым кран на подаче газа к котлу
  • Затем аккуратно свинтил гайки на штуцерах блока автоматики.
Разборка подсоединений труб в блоке автоматики котла
Разборка подсоединений труб в блоке автоматики котла

1 – трубка подачи газа на факел запальника. Ключ на 12.

2 – трубка с контактом термопары. Ключ на 12.

3 – труба подачи газа на основную горелку. Ключ на 27.

Паронитовая прокладка на основной газовой трубе снялась. Проверил –состояние отличное. На факельной трубке – прокладка осталась на штуцере тройника, но тоже – видно, что не изношенная, и вполне еще послужит.

  • После разборки этого узла поддон достаточно легко провернулся, и через паз ближний к трубкам держатель вышел из зацепления с кожухом. Теперь, поддерживая поддон снизу, слегка подаем его на себя – и из зацепления вышли и остальные два держателя. Весь узел опускаем на пол, а потом аккуратно достаем между ножками котла наружу.
Поддон с закреплённым на нем узлом горелок снят.
Поддон с закреплённым на нем узлом горелок снят.

На фото показан снятый поддон, но еще раз оговорюсь – фото делались позднее, при вторичной разборке котла. В первый раз картина была намного «чище». Далее, по тексту будет понятно, почему на это обращается столько внимания.

  • Проверил состояние основной горелки – она была совершенно чистая, без следов какой-либо деформации. Претензий к ее работе и не возникало.
  • Затем перешел к «виновнику» всей этой затеи – к соплу запального факела. Открутил два винта, удерживающие этот узел (фитиль плюс термопара) в собранном положении. Винты, правда, поначалу сопротивлялись, но после обработки WD-40 все же пошли. Снял коробчатый кожух с запальной горелки, добрался до форсунки.

Сама латунная форсунка была сверху покрыта легким белым налетом (типа накипи), и это очень быстро, без усилий, снялось мелкой наждачкой. Само сопло, да, было подзаросшим, едва «прорисовывалось» даже визуально. Тоже ничего страшного – взял тонкую медную жилку от распущенного кабеля и прочистил отверстие.

  • Заодно, пока есть свободный доступ, очень аккуратно наждачкой-«нулёвкой» почистил и изгиб трубочки термопары: там был очень легкий слой окисла – накопилось за период летнего простоя.
  • Произвел аккуратно сборку всех узлов в обратной последовательности. Немного помучался с обратной установкой поддона – но потом приловчился.

Надо сначала поступательно, без перекоса, поднять весь этот блок, чтобы горелка зашла внутрь корпуса, а узел запальника и термопары не цеплялся за отбортовку кожуха. Затем, стоя со стороны труб, слегка подать весь этот узел на себя, дать небольшой наклон вниз, чтобы слегка приподнялся (буквально на пару градусов!) противоположный край поддона.

Потом, подавая поддон вперед, следует одновременно надеть два дальних зацепа, чтобы они зашли на отбортовку кожуха. Ближний к себе зацеп направить в вырезанный паз, а когда он войдет в него – весь поддон провернуть против часовой стрелки. Величину этого проворота визуально подскажет положение труб – газовая труба окажется прямо под своим патрубком блока автоматики, как было при разборке.

  • Установил на место все трубки, предварительно проверив наличие и правильность прилегания прокладок. Обтянул ключом гайки на трубе подаче газа и на трубке запальника. Перед обратной установкой трубки термопары очень осторожно, буквально еле касаясь, почистил «нулевкой» контактные площадки. Эту гайку, в соответствии с прочитанными рекомендациями, затягивал не ключом, а от руки, только усилием пальцев.
  • Проверил герметичность соединений – принёс с кухни губку с моющим средством, открыл подачу газа, «промылил» места соединений газовых трубок — все нормально, никаких признаков утечки нет.
  • Попробовал запустить котел. Фитилек загорелся отлично – ровным пламенем, «омывающим» изгиб термопары. Буквально через 15-20 секунд – сработал газовый клапан. Подождал пару минут, потом открыл подачу газа на основную горелку – загорелось ровно, без хлопка. Поэкспериментировал – несколько раз закрывал и открывал подачу на основную горелку: все хорошо – фитиль горит ровно, не гаснет, горелка разжигается так же штатно.

Все, выставил примерно нужный уровень нагрева, закрыл щиток на окошке розжига, и ушел, полный гордости за успешно проделанную работу.

Тогда я еще не знал, что мои «приключения» только начинаются!

Узнайте, как выбрать газовый котел, изучив основные критерии оценки, в специальной статье нашего портала.

Цены на газовый котел аогв-11.6-3

газовый котел АОГВ-11.6-3

Вот он – циркуляционный насос в соответствующей обвязке. За все 13 лет ни разу не пришлось переходить на естественную циркуляцию теплоносителя
Вот он – циркуляционный насос в соответствующей обвязке. За все 13 лет ни разу не пришлось переходить на естественную циркуляцию теплоносителя

К чести производителей, необходимо сразу сказать, что за прошедшие 13 лет абсолютно никаких проблем с работой этих приобретённых приборов не было. Даже в холодную зиму 2008-2009, когда шла очередная «газовая война», и давление в трубах подачи газа было снижено до критического минимума, котел вполне справился с задачей – дома было нежарко, ну и замерзание нам не грозило.

Про анемометры:  Как влияет датчик температуры на работу двигателя 406

Визиты инспекторов газового хозяйства у нас в городе проводятся регулярно. Никогда особых нареканий по поводу эксплуатации оборудования не высказывалось. Единственное замечание было в позапрошлом году – заменить гофрированный участок дымохода (до врезки в коренную трубу) на изготовленный из оцинковки. Недостаток был устранен.

В этом году похолодание пришло рановато, и уже в начале октября было решено запустить котел на самую минимальную мощность. Но обнаружилась проблема – фитиль запальника не желал загораться, а если и загорался, то таким крошечным пламенем, что его еле было видно. Естественно, такой факел не обеспечивал прогрев термопары, и автоматика не срабатывала.

Похожая ситуация (но в меньших масштабах: факел загорался сразу, но был слабеньким) наблюдалась и годом ранее. Сопло запальника явно подзабилось, и в прошлом году помогло то, что я (на свой страх и риск), ухитрился через длинную изогнутую трубочку брызнуть на этот «жиклер» баллончиком с жидкостью для прочистки карбюраторов.

В прошлом году удалось обойтись без разборок – сопло прочистилось от такой жидкости для карбюраторов.
В прошлом году удалось обойтись без разборок – сопло прочистилось от такой жидкости для карбюраторов

Но в этом году подобная мера оказалась недостаточной – эффект получился даже обратный. Запальник вообще перестал зажигаться.

Очень не хотелось полностью снимать весь газовый узел с горелками (а я тогда еще и не знал, насколько это доступно). Попробовал, открутив трубочку подачи газа на запальник от блока магнитного клапана, продуть ее с помощью автомобильного насоса. Бесполезно. Делать нечего – пришлось думать, как снять весь блок горелок, чтобы провести механическую очистку форсунки запальника.

Котел, естественно, обвязан, система заполнена. Доступ снизу – минимальный, так как котел еще стоит и в специальном приямке. Все это поначалу очень пугало – как же провести демонтаж газового узла? Толковых советов не нашёл, но попалась на одном из форумов подсказка – этот узел вращается относительно центральной оси – входной газовой трубы.

Так как не предполагалось сколь-нибудь значительных по масштабу операций, фото на той  стадии я не делал. Показанные ниже операции проводились позднее, при повторной разборке котла. Но суть остается той же.

  • Итак, если постараться взглянуть на котел снизу (для первичного обследования «обстановки» поначалу использовал подложенное снизу зеркало) открывается примерно такая картина:
Вид на донную часть котла – фото 1
Вид на донную часть котла – фото 1

Сам блок горелок смонтирован на донной крышке. Стрелкой поз. 1 показан вход трубы подачи газа на основную горелку. Поз. 2 – это вход трубок запальника и термопары. А весь этот узел, помимо жесткости газовой трубы, удерживается на отбортовке цилиндрического кожуха котла тремя зацепами.

Вид на донную часть котла – фото 2
Вид на донную часть котла – фото 2

Второй зацеп – ближе к тыльной части котла слева (если стоять лицом к запальному окну).

Третий – почти что ровно под узлом автоматики, на уровне опускающихся вниз к поддону вертикальных трубок.

Цены на саморезы

саморезы

Пришлось прибегать к радикальным мерам – срезать головки саморезов «болгаркой»
Пришлось прибегать к радикальным мерам – срезать головки саморезов «болгаркой»

Ничего страшного – срезал очень аккуратно. Забегая вперед, скажу, что впоследствии заменил эти крепления на кровельные саморезы с головкой-шестигранником – на случай будущих чисток котла. Держит даже лучше, и выкрутить – никакой проблемы не составит.

  • Крышка сидела плотно, и пришлось даже несколько простучать ее снизу – уперев деревянный брусочек в нижнюю кромку. После этого она ровненько снялась.
Небольшое приложение усилий – и крышка снята
Небольшое приложение усилий – и крышка снята

На тыльной стороне крышки хорошо заметны следы, которые остались из-за неправильного прохождения продуктов сгорания. Они отыскали себе путь между теплообменником и кожухом котла, далее сходясь к центральному отверстию дымохода.

Вот этот просвет «избрали» для себя газы для свободного выхода (красная стрелка)
Вот этот просвет «избрали» для себя газы для свободного выхода (красная стрелка)

Естественно, говорить о какой-то эффективности работы котла в такой ситуации не приходится – он скорее грел помещение котельной, чем отдавал тепло в систему. Про безопасность подобного функционирования лучше вообще промолчать.

  • Водяной теплообменник котла сверху прикрыт своей крышкой. Она зафиксирована и плотно прижата к нему с помощью специальных креплений – металлических клиньев (на иллюстрации сверху они показаны желтыми стрелками). Снимаются эти фиксаторы – очень легко.
Снять фиксаторы можно с помощью плоскогубцев
Снять фиксаторы можно с помощью плоскогубцев

Думал, что они пружинные – ничего подобного. Эти клинья сделаны из обычной мягкой стали, а их усики изогнуты по тому же принципу, что и обычные шплинты. Они легко сводятся к центру, а затем клин вынимается из прорези.

Снятый стопорный клин
Снятый стопорный клин
  • Таким же образом убрал все стопора, а затем снял крышку. И ужаснулся…
Под крышкой все буквально забито сажей
Под крышкой все буквально забито сажей

Этот небольшой просвет между теплообменником и крышкой, в котором потоки газа от трех каналов должны объединяться в один центральный для выхода в дымоход, плотно забит сажей.

  • Теперь необходимо из каналов теплообменника достать вставки-турбулизаторы газового потока. Они без особого сопротивления поддались вверх, когда подцепил их плоскогубцами.
Кадр плохо сфокусированный, но все рано хорошо видно, какой жуткий слой нагара насел на лепестках турбулизаторов
Кадр плохо сфокусированный, но все рано хорошо видно, какой жуткий слой нагара насел на лепестках турбулизаторов

Картина получилась даже хуже, чем я мог себе представить – слой сажного нагара на лопастях турбулизаторов впечатляет своей толщиной!

Все три турбулизатора извлечены и ждут операции чистки
Все три турбулизатора извлечены и ждут операции чистки

Заодно сразу смотрю, в каком состоянии эти вертикальные цилиндрические каналы. Картина соответствующая…

Так выглядел канал теплообменника после извлечения турбулизатора
Так выглядел канал теплообменника после извлечения турбулизатора

Естественно, что если даже «вывести за скобки» проблемы тяги, ни о какой эффективности работы котла при столь заросшем снаружи теплообменнике и речи не идет.

  • Далее, снял поддон котла с блоком горелок – как выполняется эта операция, я уже рассказывал выше.
Снятый блок горелок на поддоне котла
Снятый блок горелок на поддоне котла
  • Все, можно переходить непосредственно к чистке всех узлов. Для этой операции в хозяйственном магазине была приобретена обычная пластиковая щётка для бутылок – она пойдет для вертикальных каналов. Подвязал ее изолентой к деревянной рейке, чтобы пройти каналы по всей их высоте.
Знаю, что «классикой» для домашнего творчества является синяя изолента, но у меня была только белая :)
Знаю, что «классикой» для домашнего творчества является синяя изолента, но у меня была только белая 🙂

А для чистки остальных деталей и поверхностей приобрел плоскую щетку с мягким латунным ворсом.

Практика показала, что выбор оказался удачным – такая щека отлично счищает и сметает сажу, но без риска повредить какие-то детали
Практика показала, что выбор оказался удачным – такая щека отлично счищает и сметает сажу, но без риска повредить какие-то детали
  • Прочистку начинаю с верхней плоскости теплообменника – счищаю и сметаю вниз весь сажный нагар. Получилось так, как показано на иллюстрации выше.
  • Затем перехожу к прочистке каналов. Сажа от стенок отходит достаточно легко – еще не успела «задубеть». Характерно, что она очень маслянистая.
Прочищаю каналы теплообменника – сажа отходит достаточно легко, без приложения особых усилий
Прочищаю каналы теплообменника – сажа отходит достаточно легко, без приложения особых усилий
  • После очистки самого котла, перехожу к снятым деталям и узлам. Чтобы не разводить лишнюю грязь в помещении котельной, переношу все это действо во двор.
Очищена верхняя крышка теплообменника
Очищена верхняя крышка теплообменника

Сама горелка и в этот раз чистая, если не считать той сажи, что нападала сверху – она легко смахнулась щеткой. Заодно сразу слегка подчищаю «нулевкой» трубочку термопары – это не помешает.

Вот такая гора сажи образовалась на месте проведения чистки
Вот такая гора сажи образовалась на месте проведения чистки
  • После завершения операции чистки, перехожу к обратной сборке котла. Вначале установил на место блок горелок – об этом уже рассказывалось выше. Сразу скоммутировал все трубки, проверил прокладки и затянул гайки.

И вот здесь сразу заострил свое внимание на положение задвижки воздушного канала. При чистке я этот хомут снял с трубы (не знаю,  правда, зачем), но при обратной установке оказалось, что он изготовлен из мягкой стали, и никакими пружинящими качествами не обладает.

После установки он стал болтаться и просто соскальзывать вниз. Пришлось сделать небольшое усовершенствование – просверлить в «ушах» отверстия, и после надевания заслонки чуть стянуть ее длинным винтом М5. Получилось нормально – теперь хомут надежно удерживается в заданном положении, но и переместить его – не составляет особого труда.

Хомут-заслонка, усовершенствованная установкой винта.
Хомут-заслонка, усовершенствованная установкой винта.

На иллюстрации показано, что отверстия для подачи воздуха открыты наполовину.

  • Следующий шаг – ставлю на место турбулизаторы.
Канал теплообменника чистый. Снизу хорошо виден край круглой газовой горелки.
Канал теплообменника чистый. Снизу хорошо виден край круглой газовой горелки.

Установка турбулизаторов – очень проста, и ошибиться здесь просто невозможно – они вставляются в каналы и удерживаются в них за счет расположенного сверху уширения центральной металлической пластины. Вставляю их так, чтобы эта пластина была сориентирована по радиусу цилиндрического теплообменника, то есть лопасти при этом расположатся примерно по касательной к окружности.

Вставляю первый турбулизатор в канал теплообменника
Вставляю первый турбулизатор в канал теплообменника
  • Следующий шаг – ставлю на место крышку теплообменника. Проушины для фиксаторов вошли в прорези крышки.
Установлена крышка теплообменника …
Установлена крышка теплообменника …

Вставляю в прорези проушин металлические шплинты-клинья, и слегка подбиваю их с тыльной части – чтобы крышка максимально плотно прилегла к теплообменнику. После этого плоскогубцами развожу усики – всё, крышка надежно закреплена.

… и зафиксирована стопорами
… и зафиксирована стопорами
  • Далее, устанавливаю на место верхнюю крышку котла. Сориентироваться с ее правильным положением помогают отверстия от единственного вышедшего нормально самореза. В моем случае датчик тяги не снимался – он уже стоит на месте, и остается только подсоединить его трубку к тройнику и затянуть гайку.
Установлена верхняя крышка котла, подсоединена трубка датчика тяги
Установлена верхняя крышка котла, подсоединена трубка датчика тяги
  • Завершаю сборку установкой колпака. Подсовываю его под трубу, надеваю на ее раструб (заходит очень плотно), и затем аккуратно устанавливаю на место. Три выступа на колпаке должны попасть в соответствующие отверстия крышки котла, и при этом вырезанное полукруглое окошко разместится над проходящей трубкой термодатчика.
Подсоединением к трубе и установкой на место колпака сборка котла завершается
Подсоединением к трубе и установкой на место колпака сборка котла завершается
  • Естественно, после этого были проверены все соединения на герметичность.
  • Перехожу к долгожданному моменту – к запуску котла. Фитилек загорелся сразу, и уже через секунд 15 сработал магнитный клапан. Пока все хорошо.

Открываю подачу газа – горелка зажигается легко, огонь горит ровной короной, с одинаковой высотой языков пламени, и смотрят они не в стороны, а направлены выраженно вверх, что и требовалось доказать!

Автоматика сработала отлично, котел работает!
Автоматика сработала отлично, котел работает!
  • Попробовал «поиграть» с воздушной заслонкой. В итоге пришлось ее приоткрыть еще немного – добился ровного голубого пламени, практически без примесей красных или оранжевых оттенков. Экспериментальное перекрытие и подача газа (моделирование выключений и пусков котла) прошло успешно – факел запальника устойчив, и горелка загорается сразу и практически бесшумно.
Всё работает! Пламя выраженно голубого цвета, и корона направлена строго вверх, в сторону теплообменника!
Всё работает! Пламя выраженно голубого цвета, и корона направлена строго вверх, в сторону теплообменника!

С тех пор прошло уже две недели – каких-либо нареканий на работу котла не было! Впереди зима, и, надеюсь, что никаких неприятных сюрпризов система отопления нам не преподнесёт.

А для себя решил следующее:

  • Внимательнее относиться к мелочам любой конструкции – все имеет свое предназначение, и непродуманные действия способны привести к нештатным ситуациям.
  • Процесс чистки освоен, он не столь сложен, так что буду проводить его регулярно – перед началом каждого отопительного сезона, хотя бы для профилактики.

Узнайте, как произвести установку газового котла в частном доме, изучив требования обязательные к соблюдению, в специальной статье нашего портала.


Автор отдает себе отчет, что подобные работы, вообще-то, должны проводиться соответствующими специалистами. Поэтому эту статью необходимо расценивать не в качестве руководства к действию, а только как повествование о случившемся – о том, как одна совсем небольшая ошибка, невнимательность, привела к серьезным проблемам и потребовала их срочного устранения. Надеюсь, что полученная информация кому-то покажется полезной.

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий