Информационные, управляющие, вспомогательные.
Функции АСУ ТП довольно обширны и зависят от конкретного объекта автоматизации. Однако все эти функции принято делить на три категории: информационные, управляющие и вспомогательные функции АСУ ТП.
К информационным относят функции, главным содержанием которых является сбор, предварительная обработка, хранение, передача и представление информации пользователям в удобном для них виде. Пользователями могут быть люди, а также различные функциональные задачи.
Информационныефункции – это функции системы, содержанием которых является сбор, обработка и представление информации о состоянии ТОУ оперативному персоналу или передача этой информации для последующей обработки.
• Централизованный контроль параметров объекта сигнализация отклонений от нормы;
• Косвенное измерение;
• Вычисление параметров процесса (технико-экономических, внутренних переменных);
• Формирование и выдача данных оперативному персоналу;
• Подготовка и передача информации в смежные системы управления;
• Запоминание, хранение и печать различных протоколов событий, а также отчетной информации.
К управляющим функциям АСУ ТП относятся функции, результатами которых является выработка и реализация управляющих воздействий на объект управления.
управляющие функции – функции, результатами которых является выработка и реализация управляющих воздействий.
Ø Регулирование (стабилизация);
Ø Логическое управление операциями или аппаратами, в том числе технологические защиты;
Ø Программное логическое управление группой оборудования;
Ø Оптимальное управление динамическими режимами или оптимизация статических режимов;
Ø Адаптивное управление, нечеткое управление.
Вспомогательные функции АСУ ТП состоят в контроле функционирования технических и программных средств самой системы автоматизации. Контроллеры, станции распределенной периферии, панели оператора, инженерные станции, SCADA системы имеют в своем составе развитые средства диагностики.
75. Основные требования, предъявляемые к ТСА.
· Высокаянадежность – время наработки на отказ современных ТСА составляет десятки тысяч часов.
· Ремонтопригодность и удобство обслуживания – время поиска и устранения неисправности должно быть минимальным, чтобы объект управления не успел выйти из-под контроля.
· Унификация – возможность применять технику разных производителей, не заботясь о ее конструктивной, электрической и программной совместимости.
· Приемлемая стоимость.
Требования к технологическим датчикам и модулям УСО
Датчики, обычно, являются самым узким местом в составе технических средств автоматики. Без их надежной и качественной работы даже самые совершенные УВК не справятся с управлением. Не зря автоматчики считают, что хорошие датчики при создании новой системы – это половина успеха.
Условия работы датчиков наиболее тяжелые – ведь их устанавливают в непосредственной близости от технологического оборудования. В связи с этим к датчикам предъявляются дополнительные требования:
· Достаточная точность измерения. Обратим внимание: не “максимальная”, а “достаточная”. Точные датчики – весьма дорогое удовольствие, и завышенные требования по точности обходятся недешево.
· Достаточные пределы измерения с заданной точностью. При выборе пределов измерения датчиков рекомендуется пользоваться правилом „1/3 шкалы”.
· Адаптируемость к условиям работы на объекте управления.
· Достаточное расстояние для передачи информации от датчика. Несоблюдение этого требования повлечет необходимость установки на объекте промежуточных усилителей сигнала, что удорожит систему и сделает ее менее надежной.
· Безопасность для персонала при эксплуатации и обслуживании.
Модули УСОдолжны иметь высокое быстродействие и хорошо согласовываться с другими ТСА.
Рекомендации по выбору ТСА для конкретных условий эксплуатации.
7.4.54. Электрооборудование, особенно с частями, искрящими при нормальной работе, рекомендуется выносить за пределы взрывоопасных зон, если это не вызывает особых затруднений при эксплуатации и не сопряжено с неоправданными затратами. В случае установки электрооборудования в пределах взрывоопасной зоны оно должно удовлетворять требованиям настоящей главы.
7.3.55. Применение во взрывоопасных зонах переносных электроприемников (машин, аппаратов, светильников и т.п.) следует ограничивать случаями, когда их применение необходимо для нормальной эксплуатации.
7.3.56. Взрывозащищенные электрооборудование, используемое в химически активных, влажных или пыльных средах, должно быть также защищено соответственно от воздействия химически активной среды, сырости и пыли.
7.3.57. Взрывозащищенное электрооборудование, используется в наружных установках, должно быть пригодно также и для работы на открытом воздухе или иметь устройство для защиты от атмосферных воздействий (дождя, снега, солнечного излучения и т. п.).
7.3.58. Электрические машины с защитой вида “е” допускается устанавливать только на механизмах, где они не будут повергаться перегрузкам, частым пускам и реверсам. Эти машины должны иметь защиту от перегрузок с временем срабатывания не более времени t e – время, в течение которого электрические машины нагреваются пусковым током от температуры, обусловленной длительной работой при номинальной нагрузке, до предельной температуры.
7.3.59. Электрические машины и аппараты с видом взрывозащиты “взрывонепроницаемая оболочка” в средах со взрывоопасными смесями категории IIC должны быть установлены так, чтобы взрывонепроницаемые фланцевые зазоры не примыкали вплотную к какой- либо поверхности, а находились от нее на расстоянии не менее 50 мм.
7.3.60. Взрывозащищенное электрооборудование, выполненное для работы во взрывоопасной смеси горючих газов или паров ЛВЖ с воздухом, сохраняет свои свойства, если находится в среде с взрывоопасной смесью, отнесенной согласно табл. 7.3.1.и 7.3.2 к менее опасным категориям и группам.
7.3.61. При установке взрывозащищенного электрооборудования с видом взрывозащиты “заполнение или продувка оболочки под избыточным давлением” должны быть осуществлены все мероприятия в соответствии с требованиями ГОСТ 22782.4-78* и инструкции по монтажу и эксплуатации на конкретную электрическую машину или аппарат. Кроме того, должны быть выполнены следующие требования:
1. Конструкция фундаментных ям и газопроводов защитного газа должна исключать образование в них непродуваемых зон (мешков) с горючими газами или парами ЛВЖ.
2. Приточные газопроводы к вентиляторам, обеспечивающим электрооборудование защитным газом, должны прокладываться вне взрывоопасных зон.
3. Газопроводы для защитного газа могут прокладываться под полом помещений, в том числе и со взрывоопасными зонами, если приняты меры, исключающие попадание в эти газопроводы горючих жидкостей.
4. В вентиляционных системах для осуществления блокировок, контроля и сигнализации должны использоваться аппараты, приборы и другие устройства, указанные в инструкциях по монтажу и эксплуатации машины, аппарата. Замена их другими изделиями, изменение мест их установки и подключение без согласования с заводом- изготовителем машины, аппарата не допускаются.
7.3.62. Электрические аппараты с масляным заполнением оболочки с токоведущими частями допускается применять на механизмах в местах, где отсутствуют толчки или приняты меры против выплескивания масла из аппарата.
7.3.63. Во взрывоопасных зонах классов В-II и В-IIа рекомендуется применять электрооборудование, предназначенное для взрывоопасных зон со смесями горючих пылей или волокон с воздухом. При отсутствии такого электрооборудования допускается во взрывоопасных зонах класса В-II применять взрывозащищенное электрооборудование, предназначенное для работы в средах со взрывоопасными смесями газов и паров с воздухом, а в зонах класса В-IIа – электрооборудование общего назначения (без взрывозащиты), но имеющее соответствующую защиту оболочки от проникновения пыли. Применение взрывозащищенного электрооборудования, предназначенного для работы в средах взрывоопасных смесей газов и паров с воздухом, и электрооборудования общего назначения с соответствующей степенью защиты оболочки допускается при условии, если температура поверхности электрооборудования, на которую могут осесть горючие пыли или волокна (при работе электрооборудования с номинальной нагрузкой и без наслоения пыли), будет не менее чем на 50 ºС ниже температуры тления пыли для тлеющих пылей или не более двух третей температуры самовоспламенения для нетлеющих пылей.
7.3.64. Взрывозащита электрооборудования наружных аммиачных компрессорных установок выбирается такой же, как и аммиачных компрессорных установок, расположенных в помещениях. Электрооборудование должно быть защищено от атмосферных воздействий.
Назначение систем АСУ ТП
Использование данных решений позволяет:
- сделать работу оборудования более эффективной;
- исключить простои и сбои в функционировании оборудования;
- добиться более удобного управления необходимыми процессами, предусмотренными определенной технологией;
- осуществлять контроль и мониторить параметры процесса;
- устранить ошибки, допущенные из-за человеческого фактора, когда осуществляется управление.
В действительности рассматриваемые системы включают не только технические и программные средства. В их состав входят разные виды обеспечения, в частности, метрологическое, эргономическое, информационное, организационное. При автоматизации управлении значительно облегчается работа человека, когда требуется контролировать, стабилизировать, управлять процессами производства. Но данные системы не исключают человеческий фактор. Ответственные сотрудники должны отслеживать, чтобы оборудование, задействовало в процессе, работало нормально, осуществлять контроль параметров технологического процесса.
Аппаратные средства автоматизированных систем включают в себя такие составляющие:
- контроллеры;
- операторские станции, сервера, сети;
- модули цифрового интерфейса;
- систему управления диспетчером;
- измерительные преобразователи;
- счетчики и сигнализаторы;
- исполнительные механизмы.
Программным обеспечением АСУ ТП считаются такие составляющие:
- SCADA;
- сбора информации;
- оперативного управления диспетчером;
- операционные в реальном времени.
К программному обеспечению также относятся такие средства, которые отвечают за то, чтобы технологические программы исполнялись, специальное ПО.
Использование автоматизированных систем решает сложные задачи, делает управленческую деятельность более гибкой и качественной.
Особенности структуры и функционирования
Управленческая система автоматизированного типа измеряет существующие параметры процесса, используя интеллектуальные средства, управляет этим процессом. Нижний и полевой уровни системы оснащены датчиками, полевыми приборами, исполнительными механизмами. Контролируемые параметры передаются датчиками в виде сигналов на контроллеры, которые считаются среднем уровнем автоматизированной системы. Данные промышленные контроллеры обеспечивают регулирование в автоматическом режиме, управление логическое и командное, запуск оборудования и приборов и их остановку, защиту, если произойдет авария, отключение. Данные от контроллеров поступают на сервера, станции инженерные и операторские, как верхний уровень управления. Их получает диспетчер.
Использование качественной автоматизированной управляющей системы необходимо для того, чтобы управлять процессами и контролировать их ход, проводить анализ и планировать работу, собирать, учитывать и хранить данные, обеспечить автоматическую защиту, мониторить и регулировать.
В обязанности сотрудника на должности диспетчера входит постоянно наблюдать за ходом производственного процесса, осуществлять дистанционное управление приборами. Верхний уровень должен обеспечивать формирование отчетности, обработку и архивацию данных на системном сервере. Диспетчер видит всю информацию, которую принимают станции, на мониторе в режиме онлайн. Данные в числовом и графическом выражении передается, как мнемосхема объекта управления, которой удобно пользоваться. На основании информации, поступившей на контроллер, осуществляется выработка управленческих сигналов, которые должны выполнять механизмы исполнительного типа. Также контроллер может различить, когда параметры, которые были заданы для конкретного процесса, выше или ниже предельных значений, подавая сигнал, иногда, чтобы исключить аварийную ситуацию, блокирует функционирование установки.
Использование автоматизированной системы управления позволяет значительно улучшить планирование, противоаварийный контроль и защиту, что позволяет сделать технологические процессы высококачественными. При помощи автоматизированной системы можно использовать ресурсы предприятия эффективнее и экономнее, повысить производительность труда, снизить затраты, повысить конкурентоспособность и получать максимальную прибыль. С внедрением системы управления увеличится выход продукции, стабилизируются показатели производства, снизятся материальные затраты, технологические режимы будут более рациональными и безопасными, показатели качества продукции повысятся.
Профессиональная разработка качественной и эффективной системы АСУ ТП
Наша компания специализируется на разработке АСУ ТП любой сложности. Квалифицированные специалисты обладают необходимыми знаниями и большой опыт в разработке производственных комплексов и отдельных установок. Обратившись к нам, каждый получает полный спектр работ, который начинается с разработки технического задания и заканчивается вводом системы в эксплуатацию. Мы гарантируем надежную работу системы автоматизации без отказов.
Прежде чем приступить к разработке систему автоматизированного управления, специалисты проведут исследование объекта, чтобы учесть все его особенности. Использование наших АСУ позволяет в короткие сроки получить высокую экономическую эффективность, затраты окупятся очень быстро. У нас можно заказать АСУ под ключ и отдельные виды работ.
Наши главные принципы в работе: все работы проводятся максимально качественно, выбираются надежные технические и программные средства, внедряются современные конструктивные и производственные решения.
Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУ ГС)
Функции АСУ грузовой станцией
Грузовая станция представляет собой сложную динамическую систему, функционирующую в быстро изменяющейся среде. Как система управления она представляет комплекс взаимодействующих друг с другом подсистем:
• приемо-отправочных и сортировочных путей с вагонами;
• складов и грузовых фронтов;
• маневровых локомотивов;
• пункта технического обслуживания вагонов;
• технической и товарной контор;
• подъездных путей.
На крупной грузовой станции формируются мощные информационные потоки, связанные с планированием ее работы и управлением технологическими процессами. Они связаны, прежде всего, с передачей перевозочных документов. Кроме документопотока: двусторонние информационные связи по передаче команд управления исполнителям и выполнению этих команд (обратная связь) осуществляются с помощью устройств внутристанционной связи.
Информационные потоки грузовой станции разделяются на внутренние и внешние. Внутренние информационные связи, как уже было отмечено, представлены в основном документопотоками. Внешние информационные потоки грузовой станции обусловлены ее взаимодействием с другими подразделениями железных дорог и, в свою очередь, разделяются на два вида:
1) входящие потоки информации — поступающие с поездами и грузами перевозочные документы и телеграммы-натурные листы, планы работы и приказы-задания, текущая информация, передаваемая по каналам связи;
выходящие потоки информации — перевозочные документы, натурные листы, доклады о состоянии станции, выполнении планов работы и приказов-заданий, а также другие сведения, которые с позиции управления можно рассматривать как реализацию обратных связей.
Рассмотрим общую примерную схему функционирования АСУ грузовой станцией (рис. 5.1.1). Информация на приходящие поезда из приемо-отправочного парка (ПОП) поступает к станционному диспетчеру (ДСЦC) и в станционный технологический центр (СТЦ). ДСЦC намечает план работы с вагонами, включая очередность подачи-уборки к грузовым фронтам, согласовывая свои действия с маневровым диспетчером ДСЦ. В СТЦ производится обработка перевозочных документов и в зависимости от вида работы с поступившими вагонами и грузами производится передача информации в товарную контору, на подъездные пути и транспортно-складской комплекс (ТСК). На основании информации, поступающей из СТЦ, товарная контора (ТК) взаимодействует с грузовым двором (ГД). Информационно-технологическое взаимодействие отдельных звеньев ТСК выражается в установлении связей между складированием грузов, их выдачей из складов и работой подразделений и бригад, грузосортировочных платформ (ГСП) и контейнерного пункта (КП). На основании информации о погруженных и выгруженных грузах, поступающей ДСЦ через СТЦ от ТСК, ГД и подъездных путей, он осуществляет информационное взаимодействие с автокомбинатом и распределение погрузочно-разгрузочных машин (ПРМ) по погрузке-выгрузке грузов с автотранспорта. Для наиболее эффективной организации работы составляется контактный график взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта, учитывающий операции подачи и уборки вагонов, род грузов, количество автомобилей и др. Согласование подвода грузов к станции, организация оперативного планирования грузовой работы обеспечиваются информацией, поступающей от внешних АСУ и АСУГС других станций. В зависимости от местных условий АСУГС может взаимодействовать непосредственно с автоматизированной системой оперативного управления перевозками (АСОУП) или АСУ сортировочной станцией (АСУСС) при условии дальнейшей передачи информации в АСОУП. Основной целью межмашинного обмена информацией между АСУ является более точный прогноз возможных их состояний и достоверное оперативное планирование их работы. При межмашинном обмене информация, передаваемая по каналам связи, непосредственно вводится в ЭВМ. Обмен информацией производится путем приема и передачи сообщений (телеграмма-натурный лист поезда, макеты о прицепке и отцепке, выгрузке, погрузке, вагонах и грузах без документов и документах без вагонов и грузов, а также сообщения, специфичные для указанных подсистем). Из АСОУП в АСУГС по запросу поступает предварительная информация о подходе вагонов по отдельным получателям и в целом по станции. Все виды маневровой работы по обработке вагонов и составов планирует маневровый диспетчер (ДСЦ) на основе информации из СТЦ, сортировочного парка (СП) и от ДСЦ. Он осуществляет непосредственное руководство очередностью работы маневровых локомотивов и маневрами в целом.
Таким образом, АСУГС является одним из функциональных звеньев, соединяющих элементы грузовой станции в одно целое на информационном уровне. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) на основных участках технологического процесса с выходом на центральную ЭВМ вписывает АСУ в общую систему управления грузовой станцией. Централизованное руководство функционированием АСУ возложено на диспетчера системы.
АСУГС является самостоятельной подсистемой АСУЖТ, способной функционировать автономно. Включение ее в вычислительную сеть АСУЖТ расширяет функциональные возможности АСУГС, сокращает объем информации, вводимой работниками грузовой станции, автоматизирует составление и передачу в АСУЖТ сообщений, повышает достоверность перерабатываемой информации.
Одной из основных задач АСУГС является построение в памяти ЭВМ информационной динамической модели грузовой станции и ее информационной базы, которые могут быть эффективно использованы для решения оперативных задач.
В рамках информационно-справочной системы решаются следующие задачи:
• учет наличия грузов по тарифной номенклатуре, получателям, назначениям, их адресам в зоне хранения с указанием секции, ячеек стеллажей, подистабельных мест и т.д.;
• номерной учет наличия вагонов с грузами и без на погрузоч-но-разгрузочных и выставочных путях комплекса, ожидающих выгрузки, погрузки, находящихся в процессе выполнения грузовых операций или после завершения грузовых операций с указанием точного места их расположения;
• составление оперативных отчетов по грузовой работе форм ГД, ГО (рис. 5.1.2, 5.1.3);
• определение сборов за хранение грузов;
• составление вагонных листов (рис. 5.1.4);
• учет наличия автомобилей и полуприцепов на различных фазах их обслуживания (в ожидании и в процессе выполнения грузовых операций, после завершения грузовых операций с указанием точного места размещения автомобилей и полуприцепов). На станциях, где принята система загрузки и хранения грузов в полуприцепах в ночное время, указывается количество и назначение грузов в каждом полуприцепе;
• составление накладных, нарядов на завоз и вывоз грузов автотранспортом;
• составление натурных листов на сформированные составы;
• номерной учет простоя вагонов и автомобилей;
• ведение архива грузовой станции.
Функциональный состав. Основной функциональный состав АСУ ГС предусматривает:
– сменно-суточное планирование работы станции, контроль за ходом выполнения технологического процесса;
– ведение информации по поездам и вагонам, реализацию связи с дорожным уровнем, учет и отчетность по станционной работе;
– регистрацию приема и отправления поездов;
– планирование маневровой работы, контроль погрузки-выгрузки вагонов;
– операции по приему-отправлению грузов, оформлению перевозочных документов;
– расчет и начисление провозных плат, начисление сборов и штрафов;
-учет выполнения плана перевозок, ведение отчетности по грузовой и коммерческой работе;
– учет приема и передачи вагонов на подъездные пути с оформлением памятки и натурного листа, контроль состояния вагонов, выдачи грузов при наличии коммерческого брака;
– учет приема и выдачи грузов на местах общего пользования (МОП), составление вагонных листов, актов общей формы, ведение учета и отчетности;
– контроль за выполнением погрузочно-разгрузочных работ, учет работы механизаторов и грузчиков;
– контроль за организацией ввоза и вывоза грузов, планирование работы автомобильного транспорта;
-регистрацию результатов контроля годности вагонов под погрузку, оформление изъятия вагона из рабочего парка, оформление перевозок негабаритных грузов;
-регистрацию коммерческих браков, их оформление, выдачу заявок маневровому диспетчеру на отцепку вагонов для исправления браков;
– ведение учета по розыску грузов, регистрацию несохранных грузов, оформление коммерческих актов, ведение учета по несохранным перевозкам;
– информацию о грузах, требующих охраны, составление заявок о передаче грузов под охрану;
-учет и контроль формирования поездов по отправлению, контроль за подачей вагонов.
В диалоговом режиме система выдает справки соответствующим должностным лицам о состоянии объекта-груза на любой момент времени, снабжает достоверной информацией начальника станции, диспетчерский аппарат, персонал товарной конторы, технологического центра и складов.
Комплекс технологических задач включает:
• планирование работы погрузочно-разгрузочных и складских машин с указанием адресов, откуда берутся и куда укладываются грузы при загрузке и разгрузке транспортных средств;
• планирование маневровой работы:
• выбор очередности обслуживания грузовых фронтов маневровым локомотивом;
• распределение порожних и груженых вагонов по грузовым пунктам в зависимости от рода груза, типа вагона и перерабатывающей способности погрузо-разгрузочных машин;
• определение оптимального числа подач вагонов на грузовые фронты;
• подборка вагонов по участкам грузового фронта, ГСП или площади с целью уменьшения пробега грузов в процессе их сортировки;
• планирование работы автотранспорта при вывозе и завозе грузов:
• планирование рейсов автомобилей и полуприцепов;
• рациональное распределение автомобилей по маршрутам доставки грузов;
• планирование размещения автомобилей и полуприцепов по участкам автомобильного грузового фронта;
• выбор оптимальных приоритетов обслуживания транспортных потоков вагонов и автомобилей при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;
• комплектация грузов, формирование комплексов контейнеров для отправления по железной дороге, прямых и перегрузочных сборных вагонов с мелкими отправлениями, а также составление комплектов грузов при доставке автотранспортом (выходными документами для исполнителей при решении этих задач являются вагонные листы, накладные и наряды на доставку грузов автотранспортом);
• распределение груженых и порожних вагонов по грузовым фронтам и участкам.
При применении персональных ЭВМ целесообразно выполнение специального комплекса коммерческих операций по оформлению грузовых перевозок. В этом отношении примером является Юго-Восточная железная дорога. Здесь на станции Валуйки в составе АСУГС была введена в эксплуатацию автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ), осуществляющая:
• осмотр подвижного состава с помощью видеокамер (с двух сторон и сверху) на предмет выявления коммерческих браков;
• контроль прохождения негабаритных грузов;
• взвешивание вагонов. При подходе поезда к станции операторы, обслуживающие систему, вводят в компьютер необходимую нормативно-справочную информацию. По мере того как грузовой состав со скоростью от 3 до 10 км/ч проходит по участку пути, оборудованному электронными габаритными весами, тензометрическими весами и системой телевизионного видеоконтроля (рис. 5.1.5), производится визуальный осмотр каждого вагона, а также запись его прохождения на пленку. В результате имеется возможность воспроизвести впоследствии этот процесс в различных скоростных режимах (в том числе и в режиме стоп-кадра) и выявить все нарушения. Кроме этого, АСКОПВ позволяет выявить значительные остатки недовыгруженных навалочных и наливных грузов, неочищенные вагоны.
Оперативное выявление такого брака с помощью АСКОПВ позволяет своевременно принимать меры по его устранению. Решение о порядке действий в таких случаях принимается прямо на станции, после чего на ответственные дороги стран СНГ шлются требования пресекать нарушения правил перевозки грузов.
Для решения задач системы АСУГС на станции формируются массивы нормативно-справочной и оперативной информации. Нормативно-справочная информация после введения ее в ЭВМ используется многократно. В нее включаются:
1) общая характеристика станции: данные о вместимости станционных путей, принадлежность их к соответствующему маневровому району, их специализация; сведения о маневровых локомотивах, длине маневровых составов;
2) характеристика грузовых пунктов общего пользования; емкость складов в физических вагонах и тоннах; производительность погрузочно-разгрузочных машин и бригад; количество механизмов; продолжительность подачи и уборки вагонов; режим работы складов; специализация площади складов по назначениям плана формирования и т.д.;
3) характеристика грузового пункта подъездного пути, обслуживаемого локомотивом станции;
4) план формирования мелких отправок, контейнеров и тяжеловесных грузов;
5) местные нормы времени на погрузку и выгрузку одного физического вагона и на выполнение технологических операций;
6) расписание отправления и прибытия передач, номер передачи и время отправления со станции, максимальные составы поездов, отправляемые со станции.
Автоматизированная система управления грузовой станцией (АСУ ГС)
Разработка и внедрение системы. АСУ грузовой станцией также относится к классу информационно-технологических систем. Первая система разработана МИИТ и задействована на станции Москва II— Митьково Московской железной дороги на базе ЭВМ СМ-4. Система позволила на основе динамической повагонной модели: вести учет наличия и состояния каждого вагона; планировать работу станции; контролировать работу с каждым вагоном; автоматизировать обработку перевозочных документов; составлять оперативные и статистические отчеты. Применение системы улучшило количественные и качественные показатели работы станции.
В последующем система была внедрена на крупных станциях Московского узла: Москва-Тов.-Курская, Москва-Тов.-Смоленскаяидр.
На основе опыта станции Митьково была разработана типовая АСУ грузовой станцией, которая предусматривает использование локальной сети АРМ работников технических и товарных контор, дежурного по станции и маневрового диспетчера на базе персональных ЭВМ. Она внедрена на многих грузовых станциях сети железных дорог страны.
В настоящее время на многих станциях функционируют различные АРМ из состава АСУ станций: так, на 50 станциях работают АРМ ДСП, АРМ ТК разработки ЦИТТРАНС; на 20 станциях Северной железной дороги установлены АРМ ДСП, АРМ ТК разработки дорожного ИВЦ; на многих станциях Горьковской и Восточно-Сибирской железных дорог установлены АРМ ДСП разработки фирмы «КАНТ».
Оформление перевозочных документов, учет выполнения плана погрузки грузов по станции в целом и по каждому грузоотправителю, информация грузополучателей о прибытии грузов, учет и отчетность сейчас ведутся в более чем 1800 товарных конторах. Широкое внедрение на сети российских железных дорог получило АРМ товарного кассира (АРМ ТВК). Сейчас функционируют около 2500 АРМ ТВК, которые за счет повышения производительности труда, а также своевременности и точности расчета провозных плат и дополнительных сборов обеспечивают получение ежегодного значительного экономического эффекта. Кроме того, АРМ ТВК являются источниками информации для обеспечения работы других АСУ: ЕК ИОД В, ДИСПАРК, АИС ЭДВ, АСОУП, ДИСКОН и других (хотя эти функции все более переходят к АРМ агента СФТО или непосредственно к АРМ клиента за счет внедрения АС ЭТРАН).
Развитие А СУ ГС. В АСУ ГС станции Донецк-Северный с сентября 1987 г. автоматически формируются отчеты ГО-1, ГО-2, ГО-3, ГО-4, ДО-15 (II раздел), ФО-4 (ГУ-3). Осуществлен ввод в эксплуатацию таких же задач на многих других станциях. Кроме того, разработаны комплексы задач, обеспечивающих формирование вагонных листов на маршрутные отправки, НЛ на поезда, образовавшиеся на грузовых станциях, и другие.
В начале 1990-х гг. была создана комплексная АСУ грузовой работы более чем для 70 станций первого района управления Донецкой дороги. Функционирование АСУ обеспечивалось отдельным комплексом ЭВМ СМ-2М. Системное программное обеспечение соответствовало программному обеспечению АСУ СС на базе СМ-2М. Прикладные программы были разработаны ИВЦ Донецкой дороги и ПКТБ АСУЖТ. Система обеспечивала стыковку по информационному обмену как с АСОУП, так и с АСУ СС.
При развитии АСУ грузовой станции ресурс телетайпов — основных терминалов АСУ ГС — оказался недостаточным для своевременной выдачи всех документов, поэтому велась постепенная замена телетайпов на персональные ЭВМ. При этом предусматривались создание ЛВС и реализация технологии «клиент-сервер» для перераспределения функций и задач между центральной ЭВМ ЛВС станции и ЭВМ автоматизированных рабочих мест ДСП, ДСЦ, работников СГЦ и товарных контор.
В процессе развития АСУ ГС были также созданы АСУ обслуживания наиболее крупных приграничных перегрузочных районов (Брест, Чоп, Батево), а также АСУ пограничных станций (АСУ ПС). Автоматизированы учет перехода через границу как иностранных, так и принадлежащих российским железным дорогам вагонов и контейнеров, расчеты за их использование. Для этого созданы машинные повагонные модели, функционирование которых дополняется прогнозной информацией о подходе к границе вагонов и экспортных грузов. Это позволяет реализовывать автоматизированное текущее и сменно-суточное планирование работы каждого подразделения перегрузочных районов.
АСУ ГС, АСУ ПС работают во взаимодействии (через ИВЦ) с АСОУП своих дорог—так же, как и АСУ СС. Развивается электронный обмен данными между АСУ ГС и клиентурой; разрабатываются задачи моделирования и прогнозирования станционных процессов. Схема автоматизации управления грузовой станцией представлена на рис.