ЖД катастрофы на станции Арзамас в 1988-м и под Уфой в 1989-м | Движение24

ЖД катастрофы на станции Арзамас в 1988-м и под Уфой в 1989-м | Движение24 Анемометр

Что конкретно было в каждом вагоне?

Сейчас уже удалось установить, какая именно взрывчатка была в каждом из вагонов.

Первый был цельнометаллическим, в нем находились 30 тонн тротила в шашках, которые были упакованы в ящики из гофрокартона, а также 286 килограммов кумулятивных детонаторов в ящиках из обычного ДВП.

https://www.youtube.com/watch?v=GUZeaRsMqto

Второй вагон тоже был цельнометаллическим. В нем находились 27 тонн октогена и более 30 тонн флегматизированного гексогена, которые были тщательно упакованы в шестислойные бумажные мешки.

Наконец, третий вагон был деревянным. В нем находились бумажные патроны, запаянные целлофаном и упакованные затем в картонные ящики. Также в вагоне были сложены пять тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.

Всего состав насчитывал 54 вагона. В момент катастрофы он двигался со скоростью 22 километра в час. Сам взрыв в Арзамасе-16 произошел ровно в 324 метрах от железнодорожной станции.

Что случилось в уфе?

Катастрофа под Уфой стала крупнейшей в истории советских и российских железных дорог. Она произошла 4 июня 1989 года в районе города Иглинска в Башкирской АССР, всего в 11 километрах от города Аши Челябинской области. Взрыв прогремел в момент, когда навстречу друг другу проходили два пассажирских поезда.

Один следовал из Новосибирска в Адлер, а второй в обратном направлении. По официальной версии, взрыв произошел из-за облака легких углеводородов, которые образовались из-за аварии, произошедшей на трубопроводе “Сибирь – Урал – Поволжье”. Он проходил в непосредственной близости от поездов.

В результате этой трагедии погибли 575 человек, по еще одной версии – 645. Из них 181 ребенок, около шестисот человек были ранены.

По официальной версии, катастрофа произошла из-за утечки газа. Предположительно, газопровод был поврежден ковшом экскаватора при его строительстве еще в 1985 году. Эксперты сумели установить, что утечка газа началась за 40 минут до самого взрыва.

По еще одной версии причиной аварии стало воздействие коррозии на внешнюю часть трубы. Это могло произойти из-за так называемых “блуждающих токов” от железной дороги. Примерно за три недели до взрыва в том месте образовался микросвищ, который из-за внезапного охлаждения превратился в трещину в месте расширения газа.

«цеховики» и «статисты»

Взрыв в Арзамасе — один из самых обсуждаемых сюжетов среди русскоязычных любителей теорий заговора.

В основном они общаются на интернет-форуме «The 9/11 Truth Movement: Форум о глобальных постановках» — конспирологи уверены, что 11 сентября 2001 года башни-близнецы на Манхэттене взорвали спецслужбы. По их мнению, это не единственная подтасовка. Они верят, например, что теракт в петербургском метро в апреле 2022 года организован спецслужбами, большая часть пострадавших в нем были актерами.

На форуме существует целая ветка, в которой конспирологи выкладывают фотографии якобы актеров, которые играют пострадавших и сотрудников спецслужб; их они называют «цеховиками» и вычисляют по униформе — одежде от Adidas. «Фальшивыми» многие из завсегдатаев форума считают и жертв сбитого над Украиной «боинга» MH17.

На видеозаписях с места теракта на волгоградском вокзале в декабре 2022 года они находили «реквизит», «статистов», «трупы, лежащие не там, где нужно». Обсуждаются здесь и убийство Бориса Ельцина тайным правительством, и замена Ельцина и Путина двойниками.

На видеозаписях и фотографиях с мест катастроф конспирологи также ищут символы, которые якобы оставляют участники заговора для своих. Например, обсуждая взрыв в Арзамасе, они упоминают, что он произошел на 232-м километре железнодорожного перегона в 9:32:

«232 км — 322, череп и кости. Символистика могущественного тайного общества Черепа и Костей, в котором состояли госсекретарь США Джон Керри и бывшие президенты Дж. Буш-ст. и его сын, часто вставляется в видеоклипы, коммерческую рекламу, голливудские фильмы и обычно символизируется их тайным номером 322, в котором часто меняют порядком цифры».

Следователи на месте взрыва

Музей истории микрорайона № 11 им. И. П. Склярова

Силовики, работавшие над ликвидацией последствий взрыва, не сидят на конспирологическом форуме — но тоже считают, что катастрофа не была случайностью. Они периодически собираются вместе в арзамасской библиотеке, где несколько лет назад появился музей памяти взрыва, — и снова и снова обсуждают случившееся за чаем с вишневым пирогом.

— Янковский — это мистика какая-то, — говорит Вячеслав Храбалов. — Но если подумать? Не осудит нас ФСБ сейчас, если будем говорить. Человеческая халатность только не позволила поезду въехать на станцию Арзамас-1, он опоздал. А если бы подошел вовремя, то он подошел бы тогда же, когда там стоял другой состав.

Состав из известного нам города атомщиков, необычный состав, который сопровождали морские пехотинцы. Никто не знает про погибших оттуда. Ведь это не один календарь был выпущен большим тиражом. Он везде висел, в автобусах. Зачем в нем дату обвели? И время то же?

Про анемометры:  Бхопальская катастрофа. «У Индии есть собственный Чернобыль»

— Но что за иезуитская должна быть натура, чтобы продумать не только диверсию на высшем государственном уровне, да еще и календарь такой сделать? — отвечает бывший член штаба гражданской обороны.

— Возможно, он был призывом к действию исполнителям. Как цветок на окне в «17 мгновениях весны», — предполагает Храбалов.

— Я постоянно думаю о том, что с нашего городка и началась чехарда дальнейшая, — говорит пожарный. — Был дальше взрыв в Свердловске, потом под Уфой два поезда.

Ровно через год после арзамасского взрыва — 4 июня 1989 года — под Уфой взорвались ехавшие навстречу друг другу два поезда Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Взрыв полностью уничтожил семь вагонов, остальные сгорели изнутри; в эпицентре температура достигала 1000 градусов;

в 12 километрах от взрыва выбило стекла в домах, вокруг повалило деревья. Погибли около 600 человек; некоторые трупы опознавали по часам или личным вещам. Причиной катастрофы в итоге признали утечку газа из магистрального газопровода, — видимо, взрыв произошел из-за искры, возникшей при встрече поездов, или выброшенного из окна окурка.

— Если бы взрыв в Арзамасе произошел рядом с нефтебазой и поездом из города атомщиков, то разговор шел бы не об Арзамасе, а обо всей Нижегородской области, — продолжает бывший руководитель арзамасских пожарных Шамиль Айдагулов. — Мне кажется, что зарубежная разведка, наши недруги, работали и хотели таким образом развалить нашу страну.

— Все это система потрясений, — подхватывает бывший главный редактор «Арзамасской правды» Игорь Гордеевцев.

— Немногие знают, что в этот же день в городе было назначено совещание, на которое приехали около 200 ученых-конструкторов с основных авиационных предприятий страны. Совпадение? — добавляет бывший член штаба ликвидации аварии.

Партийный чиновник Михаил Балакин уверен, что нет: «Обезглавить все заводы авиационной промышленности? Убить всех, кто разрабатывал авиационное вооружение?»

Игорь Гордеевцев, в 1988 году — главный редактор «Арзамасской правды». Июнь 2022 года

Максим Шер для «Медузы»

Шамиль Айдагулов, в 1988 году — главный пожарный Арзамаса. Июнь 2022 года

Максим Шер для «Медузы»

В том, что обстоятельства взрыва замалчивают, убеждены и многие пострадавшие. Например, многие указывают на то, что за несколько недель до 4 июня в городе открылось новое кладбище, на котором потом хоронили погибших. «И еще весь май до взрыва во всех школах готовили к гражданской обороне на уроках!» — добавляет Татьяна Куклина.

Распространена и версия, что погибших было значительно больше, чем 91 человек. Один из пожарных говорил о том, что «списки жертв, которые были опубликованы, конечно, не соответствуют действительности, на самом деле было больше». Военный, который в 1988 году дежурил в городе, рассказывал, что видел в морге 190 тел.

Бывший главред «Арзамасской правды» утверждает, что о диверсии ему сказал сам Ведерников — глава расследовательской комиссии. «Ко мне обратились трое мужчин, рабочие приборостроительного завода, — вспоминает Гордеевцев. — Они рассказали, что видели, как из поезда торчал и шипел бикфордов шнур.

Эту информацию я передал Ведерникову. Он сунул эту записку в карман. После я спрашивал его, подтвердились ли эти факты. Он говорил: „Идет следствие, давай подождем“». Вскоре к журналисту обратился военный, который видел такой же шнур из своего огорода.

Валерий Колпаков из следственного отдела КГБ с этим военным, и ему он тоже рассказывал о струйке дыма и пламени из одного из вагонов. Следователям о струйке дыма, похожей на бикфордов шнур, рассказали пять свидетелей.

Как и все конспирологи, мужчины считают, что любые другие версии — это попытки скрыть правду. Гордеевцев в 1990-х отправлял запрос в Генпрокуратуру с требованием рассказать, как все было на самом деле; ему пришел ответ о том, что взрыв произошел из-за искры, вылетевшей из-под колес и залетевшей в вагон. Журналист считает частью заговора и то, что его не пустили на секретный завод имени Свердлова, откуда ехала взрывчатка.

11-й микрорайон

Новый микрорайон для пострадавших построили на месте, где арзамасцы любили собирать грибы — особенно маслята.

Главный архитектор Арзамаса Анатолий Петряшин вспоминает, что проектировать эту часть города ему пришлось за полтора часа. Этого от него потребовали на одном из первых совещаний после взрыва, дав на работу день. Вместе с коллегой они написали концепцию, начертили проект и представили его на собрании.

Пока новые дома строились, людей, лишившихся жилья, поселили кого где: в школах, училищах, гостиницах, общежитиях, пионерлагерях, даже в пассажирских вагонах, снятых с рейсов. Некоторые уехали в другие города, откликнувшись на объявления, авторы которых предлагали пожить у них.

Архитектор Анатолий Петряшин, июнь 2022 года

Максим Шер для «Медузы»

11-й микрорайон, спроектированный Петряшиным, июнь 2022 года

Максим Шер для «Медузы»

Многие пострадавшие и тридцать лет спустя живут в 11-м микрорайоне. Он находится немного в отдалении от старой части Арзамаса — за оврагом, по которому ведет протоптанная тропинка. В основном тут стоят красно-серые панельные пятиэтажки и девятиэтажки.

Большинство пострадавших от взрыва, с которыми поговорила «Медуза», не верят в то, что взрыв был случайным, а количество пострадавших соответствует заявленному официальному. Они верят в другое. Говорят, на железнодорожных путях на месте взрыва появляется старик в белой одежде. Арзамасцы уверены, что это покровитель города — святой Серафим Саровский.

Даниил Туровский, Арзамас

Была ли это диверсия?

Правительственная комиссия, целью которой было установить истинные причины трагедии, работала на месте катастрофы несколько лет. В результате абсолютно точно установить причины произошедшего ей так и не удалось. В основном, из-за этого так популярна версия о том, что это была диверсия, целенаправленный акт, а не случайность или чья-то халатность.

Про анемометры:  Счетчики газа СГМН-1 G6 в Москве купить недорого в интернет магазине с доставкой

Среди основных версий произошедшего также называют самопроизвольный взрыв взрывчатки, которая находилась в железнодорожных вагонах (в основном, октогена и кристаллического гексогена). Скорее всего, это могло произойти из-за механического повреждения либо неисправности газопровода, который проходил непосредственно под железнодорожными путями.

В 2003 году, спустя 15 лет после трагедии, губернатор Нижегородской области (на тот момент им был Геннадий Ходырев) официально выразил твердую уверенность в том, что взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года произошел в результате диверсии. Но в действительности эта распространенная версия так и не нашла официального подтверждения и неопровержимых доказательств до сих пор.

При этом стоит признать, что версия преднамеренного подрыва железнодорожного состава была одной из самых популярных, особенно среди местных жителей. Считалось, что конечной целью было нанести как можно больший ущерб самому городу. Преимущественно эта версия была построена на том, что взорвался состав в непосредственной близости от самого города.

Версии случившегося

Изначально главной версией взрыва в Арзамасе в 1988 году считались нарушения порядка погрузки и перевозки взрывчатых веществ. В то же время следствие тщательно расследовало версию террористического акта, а также диверсии, совершенной одной из спецслужб другой страны, чтобы создать в Советском Союзе нестабильную обстановку.

Считается, что истинные причины взрыва в Арзамасе неизвестны до сих пор. Многие исследователи и историки считают, что власти и спецслужбы не раскрывают всей правды о произошедшем.

Сейчас на месте взрыва поезда в Арзамасе установлен памятный мемориал, на котором высечены имена всех погибших в этой катастрофе. Каждый год 4 июня, в годовщину трагедии, на это место приходят местные жители, чтобы вспомнить о погибших.

Одним из последствий взрыва в Арзамасе 4 июня 1988 года стало строительство целых 11 микрорайонов на юге города для семей, пострадавших в этой трагедии.

Взрыв за пределами вагона

По еще одной версии, взрыв мог произойти и вне вагона. К нему могло привести воспламенение или взрыв газо-воздушной смеси, которые могли произойти в сотне метров под землей, где проходил газопровод. Некоторые свидетели как раз утверждают, что чувствовали характерный запах газа.

Специалисты смоделировали большое количество ситуаций, которые могли привести к трагедии, провели большое количество испытаний. Точно такие же вагоны привозили на полигоны, в них даже стреляли из оружия, взрывчатые вещества пытались поджечь, кидали на них грузы.

Воспоминания очевидцев

По официальным данным, взрыв произошел ровно в 09:32 по московскому времени. Именно в этот миг остановлены стрелки часов на циферблате, который установлен на памятном мемориале. Но сотрудники госбезопасности, которые проводили расследование и опрашивали свидетелей, считают, что в действительности взрыв прогремел на шесть минут раньше.

Очевидцы рассказывают, что само здание вокзала пострадало несильно, у него снесло крышу, а вот небольшие одноэтажные дома, которые были в округе в радиусе примерно 150 метров, просто снесло под корень. Много жертв было в рейсовом автобусе, который находился неподалеку от железнодорожного полотна. У него полностью сорвало верх.

По словам других очевидцев, поначалу многие подумали, что это взорвался газ. Когда подбежали к окнам, то увидели большой черный гриб, который вырастал на небе. Кто-то решил, что это взорвалась нефтебаза.

Где произошел взрыв?

Рассматривая версии произошедшего, важно установить, где непосредственно произошел взрыв, внутри или снаружи вагона.

В пользу того, что эпицентр взрыва находился внутри вагона, говорит тот факт, что термическое разложение взрывчатых веществ произошло из-за химической нестойкости. Сильный механический удар по максимально тонкому слою взрывчатых веществ привел к искре, которая могла возникнуть даже от разряда статического электричества. В результате возник прострел вагона пулей, ударно-волновое действие началось от капсуля-детонатора или электродетонатора.

Календарь с янковским

Через несколько недель следствия в прокуратуру из Новосибирска пришло заказное письмо без обратного адреса. Внутри оказался настенный календарь за 1988 год с фотографией актера Олега Янковского.

Этот календарь вышел многомиллионным тиражом — такие висели в автобусах по всей стране. Дата 4 июня на нем будто бы обведена; часы Олега Янковского показывали точное время, когда произошел взрыв. Из-за этого заказного письма с плакатом появились слухи, что взрыв был предсказан.

Музей истории микрорайона № 11 им. И. П. Склярова

Следователи нашли фотографа, который снимал Янковского. Оказалось, что снимок был сделан в ходе кинопроб к фильму «Успех», вышедшему еще в 1984 году, — а на негативе фотографии «черточка или волосочек попал [на 4 июня]». Получали следователи и записки, в которых анонимы брали на себя ответственность за взрыв.

Дело расследовали около ста человек; они допросили около 700 свидетелей и пострадавших. Руководитель КГБ в Горьковской области Леонид Виноградский вспоминал, что основной версией была «диверсия для нанесения урона государству».

Про анемометры:  Железнодорожная катастрофа под Ашой из-за взрыва газа 4 июня 1989: воспоминания участников трагедии | - новости Челябинска

Представители ведомства считали, что взрыв мог быть терактом, организованным спецслужбами «вероятного противника» или группой экстремистов внутри страны, — как взрывы в московском метро в 1977 году, за которые осудили членов Национальной объединенной партии Армении.

Перечень дежурно-диспетчерских служб города арзамаса | официальный портал администрации г.арзамаса

Оперативно-диспетчерская служба ПО «Арзамасские электросети» филиала «Нижновэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья»

– Диспетчерский пункт Арзамасских городских ЭС

– Диспетчерский пункт Арзамасских сельских РЭС

Подробности происшествия

Взрыв в Арзамасе прогремел 4 июня. В 09:32 утра железнодорожный состав ехал через переезд в город Арзамас. В трех вагонах этого поезда транспортировалось 120 тонн взрывчатки, которая предназначалась для горных предприятий на территории современного Казахстана.

Сам железнодорожный переезд расположен в северной части станции “Арзамас 1”. Позже следователи и специалисты смогли установить, что в момент взрыва в вагонах поезда находилось 30 тонн тротиловых шашек, а также еще 87 тонн аммонала, аммонита, октогена, гексогена, помимо этого, заряды, используемые для нефтедобычи.

Взрыв в Арзамасе в 1988 году стал главной и шокирующей трагедией для всего общества.

Последствия взрыва

Уже после того как прогремел взрыв, на месте, где в тот момент находились грузовые вагоны, образовались сразу две воронки, которые были соединены между собой. Их глубина составляла от трех с половиной до четырех с половиной метров. При этом диаметр первой воронки был 26 метров, а второй – 76 метров.

Последствия взрыва в Арзамасе были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Только по официальной информации, погиб 91 человек, еще полторы тысячи пострадали. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу.

Среди социальных объектов в числе пострадавших оказались две больницы, целых 49 детских садов, 14 общеобразовательных школ и 69 магазинов. Всего в так называемой пораженной зоне оказались 160 объектов промышленного и хозяйственного значения.

Факты о трагедии в арзамасе

Трагедии в Арзамасе посвящено множество исследований, специалистам и историкам-любителям удалось собрать большое количество фактов об этой катастрофе. В частности установлено, что первый груз отправился 31 мая с завода имени Свердлова, который располагался в городе Дзержинске. Взрывчатые вещества были погружены в десять вагонов грузового состава.

Три вагона со взрывчаткой в результате стали головными в грузовом составе под номером 3115, который отправился 3 июня на юг страны.

Хочешь всю страну напугать?

В отличие от многих других трагических событий советского времени, — например, расстрела демонстрации в Новочеркасске и катастрофы на Чернобыльской АЭС — о событиях в Арзамасе государственные СМИ сообщили в тот же день. В телевизионных сюжетах и газетных заметках кратко рассказывали о ликвидации последствий взрыва и слаженной работе чиновников, но не о количестве погибших и не о причинах случившегося.

Через день на первой полосе «Правда» писала о дне рождения Пушкина, новых тезисах ЦК КПСС, демонстрациях в США против оккупации арабских территорий Израиля; в том же номере был материал о «самой крупной за последние 25 лет катастрофе в угледобывающей промышленности ФРГ» — в шахте оказались заперты больше 50 горняков.

Материал об Арзамасе был на последней странице; в нем рассказывалась история одного из спасателей, сообщалось, что «панические настроения среди горожан, едва возникнув, уступили деловитости» и что «химических веществ в поезде не было». Газета также указывала, что установить точное количество погибших из-за силы взрыва будет непросто.

Совет министров СССР создал правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы; ее возглавил Геннадий Ведерников, заместитель председателя Совета министров СССР, которого раз за разом отправляли расследовать чрезвычайные ситуации — то в Чернобыле, то в Арзамасе, то в Каменск-Шахтинске, где в 1987 году в железнодорожной катастрофе погибли 106 человек. К вечеру 4 июня он вместе с сотрудниками спецслужб и чиновниками из министерств приехал в Арзамас.

В первую очередь надо было восстановить железнодорожное сообщение — первый состав по рельсам, положенным по засыпанной землей яме, прошел уже через несколько дней. Он следовал из Воркуты в курортный Адлер; один из пассажиров вспоминал, что, когда проезжали Арзамас, все, кто ехал в поезде, сгрудились у окон.

Комиссия под руководством Ведерникова также поручила провести эвакуацию, выставить охрану у пострадавших магазинов (жители вспоминали о нескольких случаях мародерства) и обеспечить организацию похорон. «При желании родственников погибших исполнить религиозный обряд при похоронах — не возражать, не учинять препятствий», — указано в протоколе.

Вечером 5 июня комиссия встретилась с арзамасцами на одной из городских улиц. Ведерников выразил соболезнования пострадавшим и попросил людей сохранять спокойствие. «Лишенных крова селят в общежития, а как быть с имуществом? Кто обеспечит сохранность?» — спросил мужчина.

В следующие дни городские столовые начали проводить поминальные обеды. «Арзамасская правда» начала публиковать письма, приходившие в газету. Советские граждане со всей страны писали, что готовы принять у себя потерпевших — детей или целые семьи. Многие из авторов этих писем были беженцами из Припяти или ликвидаторами чернобыльской аварии.

Глава третья

Оцените статью
Анемометры
Добавить комментарий

Adblock
detector